Что значит плац в поезде
Что это – плацкарт? Как распределяются места в не купейном вагоне поезда РЖД?
При покупке проездного билета для путешествия на поезде предоставляется возможность выбирать между различными категориями вагонов.
Они могут быть типа люкс, спальный, повышенного уровня комфортности, с сидячими местами, купейный или плацкартный.
Наибольшей популярностью у пассажиров пользуются два последних типа.
Из них наиболее выигрышен в плане сочетания «цена-качество» именно плацкартный. При этом плацкартные тоже могут быть нескольких категорий в зависимости от условий и комфортности.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
История возникновения
Таким образом, обозначало оно билет, по которому при поездке предоставлялось отдельное место.
Раньше в поездах большая часть вагонов была «общими», места в них не бронировались, поэтому пассажиры размещались на тех местах, которые успевали занять.
В них продавались билеты, дававшие право нахождения внутри, а не на определенное место.
А вот другая часть вагонов была с предоставлением строго определенного места. Чтобы забронировать себе место, пассажир должен был, кроме самого билета, приобрести «плацкарту», которая давала ему право на занятие отдельного места.
Поэтому вагоны с таким размещением (в одном помещении), но с предоставлением собственного места каждому пассажиру стали называться «плацкартными», значит, «общими» (как выглядит вагон типа «плацкарт» в поезде?).
Определение понятия
Что это такое? Определение этого понятия дает Распоряжение ОАО РЖД от 30.12.2009 № 2751р.
Согласно этому документу понятие «плацкартный вагон» означает, что это:
Плацкартный вагон представляет собой помещение, содержащее:
Преимущества и недостатки таких мест
Преимущества
Недостатки
Низкая стоимость билета по сравнению с другими типами вагонов
Менее удобный по сравнению с другими типами
Помещения открытые (это положительный момент при боязни замкнутого пространства, можно найти собеседников или поменяться местом)
Помещения открытые (в общем вагоне нет возможности изоляции от других пассажиров)
Скидки для студентов
Попутчики могут быть противоположного пола
Больше посадочных мест
Неудобство боковых мест, особенно рядом с туалетом
Что означает плацкарта в билете?
В билете на проезд поездом имеется три условных категории оплаты:
Внутри страны эта сумма зависит от вида поезда: скорый или пассажирский, так как скорый дороже.
Скорый поезд быстрее едет и реже останавливается (делает меньше остановок в пути, времени на остановку выделяется меньше).
Обе указанных составляющих стоимости тарифицируются в зависимости от тарифных поясов:
Сам проездной билет оформляется на специальном бланке.
Какие категории плацкартных вагонов поезда РЖД существуют?
Плацкартные вагоны подразделяются на следующие категории:
Он обладает открытыми отделениями, поэтому, с одной стороны, пассажир сможет найти себе собеседника в дорогу, но, с другой стороны, не сможет при желании отделиться от других пассажиров.
Если же, например, человеку досталось место на верхней полке, но он не может туда залезть, он имеет возможность поменяться с кем-либо из попутчиков местом. Комфортность плацкарта, конечно, сильно уступает тому же купе или СВ, но есть пассажиры, которые любят путешествовать именно в таких.
Какие бывают вагоны
Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.
Сидячий вагон
В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.
Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.
На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.
Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса
Плацкартный вагон
Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.
Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.
В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.
Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.
В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.
Плацкартный вагон в фирменном поезде «ФПК»
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.
Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.
Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.
Купейный вагон
В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.
В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.
Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.
Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.
Купе повышенной комфортности в «Таврии»
Вагон люкс (СВ)
СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.
По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье).
Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте, и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже авиабилета на аналогичное расстояние.
Мягкий вагон
В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.
Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.
Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.
Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Вагон международного сообщения с 4-местными купе
По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей.
Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.
4-местное купе в поезде Москва — Ницца.
Вагон международного сообщения с 3-местными купе
В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.
По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.
Ехать в таком купе приятно, только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.
Плацкарт
Отправляясь в путешествие, командировку или просто в другой город, люди обычно выбирают способ добраться из пункта А в пункт Б. Вариантов много это может быть самолет или машина, автобус, иногда даже теплоход может быть велосипед.
Для общего понимания людей хотелось бы рассмотреть передвижение на поезде, разобрать один из самых бюджетных вариантов — плацкартные вагоны. Обсудить плюсы и минусы плацкарта, чего стоит ожидать и как правильно подойти к покупке билетов.
Что нужно знать при выборе билета
Выбирая путешествие на поезде, первым делом будущий пассажир выясняет какие именно отсеки доступны. Что нужно знать при выборе билета:
Плацкартный вагон, общий со спальными местами, но без дверей
На этом классификация отсеков заканчивается, поезда же делятся на: скоростные, пассажирские и туристические. Все прочие моменты и детали зависят от перевозчика и РЖД. Далее более подробно описано, что значит плацкарт. Плацкартный билет или плацкарт это — обозначает предоставление места в поезде.
Дополнительная информация! Плацкарт, а что это такое? Это наименование придумано еще в эпоху возникновения поездов, когда оплаченная плацкарта или карточка с конкретным номером давала право на одно место. Обозначение «плац карта» остается в обиходе до сих пор.
Что такое плацкарт в поезде
Основное отличие, плацкарта — это экономичная стоимость и относительный комфорт при переезде на небольшие расстояния. Если дорога пришлась на ночное время, на таких местах можно даже выспаться. Не редко билеты на данные места идут по скидке, это выгодно студентам, а также малоимущим семьям. Подобный вариант вагона относится к третьему классу, так как в отличие от купейного в них не всегда бывает кондиционер, для проветривания помещения. Исключение составляют, новые поезда, где устройство кондиционирования воздуха (укв), устанавливают везде.
Важно! При перевозке домашних животных, стоит обратить внимание на наличие специальной пометки в билете. Этот момент стоит знать и помнить людям с аллергией на шерсть, перья или помет. Информацию также можно узнать при покупке билета.
Обстановка
В плацкарте количество мест доходит до пятидесяти четырех. По четыре в каждом из открытых купе
Местами занят и проход поезда, их количество доходит до восемнадцати, эти места входят в общее количество. Расположение мест перпендикулярно окнам. Ширина стандартной полки плацкарта составляет примерно шестьсот сантиметров, длина таких полок, предусмотрена регламентом и составляет один метр семьдесят сантиметров. Высота самого купе составляет два метра тридцать сантиметров, ширина метр девяносто, а длина два десять. Кондиционер в плацкартном вагоне, где находится, можно посмотреть на схеме мест.
В каждом пассажиры найдут:
Дополнительная информация! Туалет в таких вагонах расположен с одной или двух сторон, но, как и везде, на период «санитарной зоны», они закрываются. Биотуалет в плацкарте не везде предусмотрен.
Нумерация
Нумерация в плац поезде всегда и в любом поезде одинаковая, составленная и утвержденная еще со времен входа поездов в жизнь людей.
Номера с тридцать седьмого по пятьдесят четвертый — являются боковыми полками, все прочие относятся к купейным. Нижние полки отмечаются четными цифрами, а верхние нечетными. На местах с двадцать второго по двадцать четвертый; с тридцать третьего по тридцать восьмой нет возможности для открытия окон, так как данные места относятся к аварийным выходам.
Обратите внимание! Нумерация пригодится при выборе места и поможет совершить поездку с большим комфортом.
Кому-то могут не нравятся боковые полки или находиться в самом проходе. Для матери с ребенком лучше всего занимать боковые места у столика. Так можно получить обзор на проплывающие мимо пейзажи. Есть и два места, расположенных вблизи туалета, поэтому не стоит выбирать места под номерами тридцать пять и тридцать восемь. Билеты лучше приобретать заранее, что бы было из чего выбрать.
Порядок мест начинается с купе проводника
Цена места
Цена поездки не на много превышает цену сидящих мест. В зависимости от дальности, сезона, наличия скидок или субсидий цена может варьироваться от одной до пяти тысяч рублей. Приобрести билет можно в кассе железнодорожного вокзала или заказать в интернете через сайты интернет бронирования, а получить непосредственно перед отправкой. Второй способ покупки билета на сегодняшний день считается более удобным.
Важно! На сайте можно не только забронировать билет, но и сравнить цены, выбрать подходящий вариант места, получить скидку и многое другое.
Несколько советов, которые помогут сэкономить при покупке билета:
Виды и категории
Приобретая билет на поезд необходимо знать, на какие категории они разделяются. Аббревиатуры ЗЭ, ЗТ, ЗД, ЗЛ и ЗП относятся именно к плацкартам.
Это основные моменты, которые нужно знать, бронируя места в плацкарте.
Рис. 4 Стоит заметить, что сидячие вагоны в современных поездах разительно отличаются от того, привыкли видеть пассажиры
Еще для сравнения рассмотрим чем отличается купе от плацкарта, а также в отсеке с сидячими местами. Между купе и плацкарт разница заключается в комфорте, последний менее удобен для дальних переездов. Ассортимент услуг, которые представляет купейный вагон, значительно обширны. В большинстве присутствует кондиционер и биотуалет, наличие спальных мест, в некоторых выдаются гигиенические наборы и наборы для питания.
Основным минусом, разумеется, цена. Для купе она будет в полтора — два раза выше чем в плацкарте того же поезда. При выборе пассажирам лучше исходить из длительности поездки. Если путь составляет восемь — двенадцать часов, можно приобрести место именно в плацкарте. Более длительное путешествие, стоит проводить в более комфортных условиях.
Плюсом купе является наличие закрывающихся дверей, что немало удобно. А у некоторых перевозчиках, возможно заселение в одно купе только с мужчинами или женщинами. Этот момент очень важен для тех, кто испытывает некомфортные ощущения если приходится делить помещение с незнакомым представителем противоположного пола.
На заметку! Если брать в сравнение с сидящими местами, то переплата будет минимальной. Цена плацкарта может превышать цену сидячего купе в пределах четырехсот рублей, но при этом уровень комфорта в плацкарте будет заметно выше.
На этом основанная информация по теме плацкартного вагона подошла к концу. Подводя итоги можно сделать вывод, что — это достаточно экономичный, в меру комфортный вариант для переезда на небольшие расстояния. При проезде в современных поездах отсеки хорошо обустроены и оснащены всем необходимым, но в старых типах пассажиры могут столкнуться с рядом проблем. Посему в первую очередь решать самим гражданам, а выбрать стоит исходя из своих потребностях и финансах.
Билет на поезд: плацкарт или купе?
Стоимость билета на поезда чаще всего зависит от места и количества услуг. Поэтому порой стоит нелегкий выбор ехать в купейном или плацкартном вагоне. Мнения на тему очень сильно разделяются, поэтому давайте порассуждаем, чем же отличаются эти вагоны, и в каком лучше ехать.
Для начала разберем, что представляет каждый вагон. Обратите внимание, что в данное сравнение не относится к двухэтажным и фирменным вагонам, а также скоростным поездам.
Плацкартный вагон рассчитан на 54 пассажира. В одном вагоне 9 купе открытого типа по 4 места в каждом (два сверху и два снизу), а также 18 боковых мест (сверху и снизу). В вагоне есть два туалета с умывальниками, также есть места для размещения ручной клади, крючки для одежды, в каждом купе и на боковых местах есть столик. Ширина полок от 58 до 60 сантиметров, длина от 166,5 до 170 сантиметров. Боковые полки уже на 3 сантиметра, но длиннее. В вагоне-купе соответственно нет боковых полок, а каждые 4 места (2 полки сверху и две снизу), отделены запирающейся дверью, на которой находится зеркало. Всего 36 пассажирских мест, находящихся в 9 купе, остальное, как и в плацкарте.
Начнем с критерия «удобно». Безусловно, многие скажут, что купе удобнее. С одной стороны это так, а с другой. В плацкарте все же нет должной безопасности, не хватает личного пространства, порой бывает шумно рядом с вами, либо в другом конце вагона. Не всем просто выдержать чуть больше 50 человек, которые общаются, ходят туда-обратно и копошатся на своих полках. В этом плане купе действительно лучше. Плюс к удобству – это множество услуг и дополнительных, которые сделают поездку более комфортной в купе. В плацкарте вы отдельно заплатить за белье или отказаться от него вовсе, а в купе оно уже входит в стоимость билета.
Для путешественников с семьей, друзьями и другими компания удобнее купе, так как вы можете общаться, играть, при этом никто не мешает вам, и вы не создаете другим неудобства. Но если вы путешествуете в одиночку, может попасться сосед, которые «сядет на уши» и от него слаженнее отвязаться, чем в плацкарте. Такие пассажиры могут вместе собираться, а в купе неудобно стучать всем в двери и искать подходящего собеседника.
А вот по цене многие предпочитают плацкарт, так как он бывает в разы дешевле купейных вагонов. Напомним, что на железной дороге применяется динамическое ценообразование. Это означает, что цена может подниматься и опускаться в зависимости от спроса, дня недели, категории поезда, количества дней до поездки. Наш совет, при выборе билета обращать внимание и на плацкарт и на купе. Если решающим фактором является цена, то порой купейное место можно купить дешевле. Также обратите внимание на верхние полки, как правило, они дешевле и большинство временных акций со скидками в 40-60% действуют именно на эти полки. А вот скидки для детей и учащихся чаще действуют на плацкарт. Покупка билетов заранее значительно снижает стоимость проезда в купе.
Те, кто часто путешествует по железной дороге, наверное, уже заметили, как меняются составы. На популярных маршрутах все чаще появляются новые вагоны, в которых есть биотуалеты, розетки и другие удобства. Поэтому поездка на популярном маршруте может быть не так уж и плоха, если взять билет в плацкарт. И еще одно преимущество для этого вагона – это больше мест для багажа, поэтому с большим количеством сумок можно и не влезть в купе. В Плацкарте есть третья полка.
Добавим еще один критерий – безопасность. В купе можно оказаться в окружении непорядочных людей, за это очень переживают молодые девушки, поэтому их выбор не в пользу купе. Но за дверью купе легко скрыться, если вы любите различные напитки. Но напомним, что распитие в вагонах алкогольных напитков строго запрещено. Поэтому помните, что вашим соседом может быть кто любой.
Плацкарт можно сравнить с коммунальной квартирой, где правила установлены проводником. Ровно в 23:00 (либо через 40-50 минут после отправления) выключается свет, общение только шепотом и все спят. А в купе правила, когда выключать свет и ложиться спать устанавливают все 4 пассажира, у которых ночной режим может кардинально может отличаться от вашего. Не очевидным плюсом купе станет – меньше очереди в туалет. Без шуток, в вагоне-купе меньше пассажиров, поэтому утром чистка зубов займет чуть меньше времени.
В любом случае, выбор есть, и вы решаете от чего отталкиваться. Есть два главных критерия, на которых вы можете опираться: цена и комфорт. Решите, каким уровень комфорта в поездки и какие услуги окажутся актуальными. Путешествуете налегке или нет, в одиночку или компанией, экономить или нет. Это главное, от чего нужно оттолкнуться при покупке билета на поезд.
«Новосибирск-Главный»: вокзал, заслуживающий отдельного внимания.
Классы вагонов поездов
При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.
Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.
Поезда «Сапсан»
Все вагоны кондиционируются.
Поезда «Стриж»
Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе
Общий вагон
Сидячий вагон
Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.
Плацкартные вагоны
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.
Люкс (СВ)
Мягкий вагон
Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.
Вагоны РИЦ
В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.
Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.