Что значит письмо по памяти

Письмо по памяти на уроках русского языка

Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.
Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет не много времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.
Предлагаем 9 текстов для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне. Работа ориентирована на учеников 6–8-х классов.

Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

1. Прочитайте стихотворение. Представьте себя художником: что бы вы изобразили на своем полотне?
2. Выпишите цветовые эпитеты.
3. Найдите в тексте слова, с помощью которых названы действия. Какими частями речи они являются?
4. Подготовьте это стихотворение к письму по памяти.

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены.
И дыханье выходит из губ
Засыпающим в воздухе паром.

1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Блока.
2. Выпишите слова с антонимичными корнями. Как вы думаете: зачем автор создает контраст?
3. Понаблюдайте за рифмой: выпишите рифмующиеся слова. Все ли они одной и той же части речи?
4. Подготовьте этот текст к письму по памяти.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И.Никитина. Какая картина возникает в вашем воображении?
2. Как вы понимаете название стихотворения?
3. Понаблюдайте за рифмой. Выпишите рифмующиеся слова. Являются ли они словами одной и той же части речи?
4. Подготовьте отрывок к письму по памяти. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Ночью в полях под напевы метели
Дремлют, качаясь, березки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет, –
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

1. Прослушайте отрывок из стихотворения И.Бунина. О чем оно?
2. Подберите синонимы к глаголам мнится, дремлют.
3. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
4. Выразительно прочитайте стихотворение, напишите письмо по памяти.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

1. Прочитайте стихотворение А.Пушкина. С каким чувством пишет поэт о зиме? Как он ее называет?
2. Выпишите слова, в которых автор передал красоту зимы.
3. Напишите о своем понимании приложения волшебница зима.
4. Выпишите слова, иллюстрирующие орфограмму «Чередование гласных в корнях». Объясните написание гласной в корнях.
5. Выучите стихотворение, подготовьтесь к письму по памяти.

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый,
И в серебре лесных озер
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

1. Прослушайте стихотворение. Какая известная картина могла бы стать иллюстрацией к этому стихотворению?
2. Выпишите из текста метафоры.
3. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
4. Как образовано существительное половодье? Выполните морфемный разбор этого слова.
5. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

1. Прослушайте стихотворение. Какая картина возникает в вашем воображении?
2. Объясните значение слова в забытьи.
3. Выпишите из текста метафоры.
4. Выразительно прочитайте стихотворение И.Бунина, подготовьтесь к письму по памяти.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.

1. Прослушайте стихотворение. Понаблюдайте за рифмой: выпишите рифмующиеся слова. Все ли они одной части речи?
2. Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите их спряжение.
3. На какое слово первого предложения падает логическое ударение?
4. Выпишите слова, иллюстрирующие орфограмму «Правописание н и нн в именах прилагательных».
5. Подготовьте стихотворение А.К. Толстого к письму по памяти.

Ветер принес издалека
Песни весенний намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

1. Прочитайте стихотворение. Как вы понимаете словосочетание бездонная лазурь?
2. Выпишите из текста пару слов с антонимичными корнями. Подумайте, почему А.Блок вводит такое противопоставление.
3. Выпишите из текста метафоры.
4. Выучите стихотворение. Подготовьтесь к письму по памяти.

Источник

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

Что значит письмо по памяти

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, говорение и письмо.

Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений. Начиная со второго класса, для письма по памяти чаще используются отрывки из стихотворений или предложений из произведений известных детям авторов. Очень интересно проходит работа с пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами. «Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала. Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. В этом случае в тексте будут слова с набором различных орфограмм. Часто предложенный для письма по памяти текст, является отправной точкой для дальнейшего развития урока. При закреплении вновь изученного материала, в тексте преобладают слова с изученным правилом.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Если регулярно проводить эту работу, то со временем дети будут видеть и слышать в каждом слове орфограмму. Из опыта работы видно, что многие слова дети стали писать интуитивно. «Письмо по памяти» способствует умению не только видеть орфограммы, но и объяснять их написание, помогает детям самим составлять стихотворные строчки по аналогии. В средней школе дети без особого труда смогут подобрать эпиграф к любому сочинению, закончить его. Именно поэтому в «письмо по памяти» взяты пословицы, поговорки, крылатые выражения, четверостишия с различной тематикой. Дети с большим удовольствием отгадывают загадки

Предлагаю стихотворные тексты, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Весь собранный материал, который можно использовать для «Письма по памяти» разбит по темам:

1. Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

2. Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

3. Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом.

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

4. Долго на листьях лежат

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

5. В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава.

6. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

7. Осень – смелая художница-

Всюду с краской расположится.

И оранжевые клёны – все оттенки и тона,

И кустарник, раскалённый докрасна,

На берёзах позолота –

8. Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

9. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

10. Стало в лесу скучно и холодно. Пришла поздняя осень. Улетели в дальние страны крикливые журавли.

11. Грустно. Плачет октябрь холодными слезами. В октябре солнце слабее – земле зябко.

Дуют яростные ветры.

«Письмо по памяти» можно использовать: в качестве предупредительного диктанта, списывания с заданием, различного рода творческих работ, в виде выборочного письма, так как этот вид работы дает возможность повторить и закрепить сразу несколько орфограмм. Дети могут использовать словосочетания, предложения из текстов «письмо по памяти» при написании изложений, сочинений.

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зёлёной ладошке ольхи.

– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Граубина.

-Как вы думаете, какое время суток изображено в стихотворении? (Стихотворение называется «В утреннем лесу»)

– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)

– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный – изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово «изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах солнца).

– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.

Источник

Письмо по памяти на уроках русского языка как средство профилактики нарушений учетной и письменной речи неслышащих обучающихся

Речевое общение является эффективным условием овладения языком. Обучение неслышащих детей общению языковыми средствами требует связи с различными видами деятельности, использования потребности детей в общении с окружающими, организации речевой сферы.

Работа по развитию навыков устной и письменной речи неслышащих обучающихся осуществляется в рамках решения коррекционных задач. Реализация этих задач в условиях специального (коррекционного) обучения предполагает выполнение детьми специальных упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления, словесной памяти, обогащение лексического запаса, развитие навыков правильного грамматического оформления своих высказываний, умение использовать полученные знания в различных ситуациях.

Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлено на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в письменных работах.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (или на уроке) выученного текста небольшого объема. Для письма по памяти можно подобрать как поэтический, так и прозаический текст. Отрывки из художественных произведений призваны не только проиллюстрировать различные явления русского языка, но и уточнить имеющиеся представления и понятия, дополнить и обогатить их новыми фактами, сведениями, образами. Они призваны дополнить литературные познания, привить неслышащим обучающимся интерес к чтению, восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом, расширить познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт, эмоциональную сферу глухого ученика. Имея перед глазами в качестве примера образцы фраз и текстов, знакомясь таким образом с системным устройством языка, глухие обучающиеся могут использовать их для построения собственных высказываний.

Комплексная работа с текстом способствует развитию речи обучающихся, формированию орфографических, пунктуационных навыков.

Итак, письмо по памяти способствует развитию эстетического отношения к языку, к речи, формированию у неслышащих обучающихся языковой компетенции, то есть расширению словарного запаса, освоению норм языка, профилактике нарушений устной и письменной речи, умению применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала, развитию рецептивных речевых (чтение, аудирование) и продуктивных (говорение, письмо) навыков и умений, коррекции произносительных навыков, работе над ритмико-интонационной структурой речи.

Для анализа и последующей записи по памяти обучающимся можно предложить уже знакомые стихотворные миниатюры (фрагменты поэтических текстов), работа над которыми была предварительно проведена на уроках чтения и развития речи (литературы) с учетом уровня речевого развития детей. Миниатюры могут быть объединены одной тематикой.

После каждой миниатюры даются задания, предназначенные для фронтальной работы; предлагаются орфограммы и пунктограммы, которые можно закрепить, повторить на примере того или иного текста.

Неслышащие обучающиеся с интересом относятся к этой работе, так как запоминание небольшого по объему стихотворного текста помогает обогатить их словарный запас, повысить грамотность, духовный и культурный уровень.

Во время работы над текстом необходимо создать условия для восприятия художественного текста, помочь детям прочувствовать настроение, которое передает стихотворение; особое внимание следует уделить словарной работе. Работа с миниатюрой поможет не только профилактике нарушений устной и письменной речи неслышащих обучающихся, но и выработке навыков выразительного чтения художественного текста, соблюдения пауз, логического ударения, совершенствования ритмико-интонационной структуры речи глухого в целом.

Миниатюра 1. На Крещение

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В.А. Жуковский

1. Прочитайте отрывок из баллады В.А. Жуковского. О каком времени года говорится в тексте? Почему вы так думаете? Какую картину вы бы нарисовали после его прочтения?

2. Дайте характеристику предложения по наличию главных членов.

3. Разберите по составу глагол расстилали.

4. Подберите антоним к слову белый (черный).

5. Найдите в тексте деепричастный оборот.

6. Выучите стихотворение наизусть. Запишите его по памяти. Особое внимание обратите на постановку знаков препинания.

Материал для закрепления и повторения.

Знаки препинания при однородных членах, знаки препинания при деепричастном обороте, буквы з и с на конце приставок, буквы е и и в корнях с чередованием, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Миниатюра 2. Владимирская Русь

Где в ясных шлемах два собора
Стоят, как два богатыря,
Там расцветает древний город –
Владимир-город – Русь моя.
Она не раз на бой вставала,
Её победами горжусь.
От Золотых ворот начало
Берет Владимирская Русь.
Н.И. Ковалевский

1. Какое чувство вызывают у вас эти строки?

2. Подчеркните грамматические основы предложений.

3. Назовите односоставное предложение. Обозначьте его вид.

4. Напишите значение имени прилагательного древний (старый, старинный, давний).

5. Выполните фонетический разбор слова горжусь.

6. Выпишите из текста сравнение.

7. Выразительно прочитайте стихотворение. Подготовьте письмо по памяти. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Материал для закрепления и повторения.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами, тире между подлежащим и сказуемым, правописание отрицательных частиц не и ни, правописание имён собственных.

Источник

Памятка «Как написать письмо по памяти»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что значит письмо по памяти

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что значит письмо по памяти

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит письмо по памяти

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что значит письмо по памяти

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Статья «Развитие критического мышления в начальной школе. Банк заданий».

Синичкин день или пир на весь мир

Презентация по теме «Интересные места Оренбуржья» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Откуда берется и куда девается мусор?»

«Методики по выявлению уровня творческого мышления у младших школьников»

Психолого-педагогические особенности устной речи младших школьников

Психолого-лингвистические основы речевой деятельности

Праздник «Окончание начальной школы»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379312 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что значит письмо по памяти

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Что значит письмо по памяти

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что значит письмо по памяти

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что значит письмо по памяти

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что значит письмо по памяти

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Что значит письмо по памяти

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Письмо по памяти

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся.

Тексты для работы в 5–6 классах

Просмотр содержимого документа
«Письмо по памяти»

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом – проводится комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на втором – письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк) подготовка к письму по памяти проводится на одном уроке.

В данной статье мы предлагаем стихотворные тексты из методической коллекции автора, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти, а также задания, предназначенные для комплексной работы. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Следует иметь в виду, что учитель может выбрать тот уровень анализа, который необходим для изучаемой темы: фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста – это важное требование к работе с художественным текстом. Учащиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явления, которые изучаются на уроках.

Тексты для работы в 5–6 классах

От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зёлёной ладошке ольхи.
Г. Граубин

– Послушайте отрывок из стихотворения Г Граубина. Как вы думаете, какое время суток изображено в стихотворении? (Стихотворение называется «В утреннем лесу»)

– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)

– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный – изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово «изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах солнца).

– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.

Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:

– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой? Попробуйте закончить стихотворение.

Авторский вариант: А вдруг из росы

– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?

– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного? (синонимы)

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.

– Объясните знаки препинания во втором предложении.

– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Ветер-задира
В осеннем лесу
Рыжей ольхе
Заплетает косу.
Рыжая белка
Гадает в уме:
«Скоро ли рыжик
Подсохнет к зиме?»
Рыжие гроздья
Рябины в слезах.
Рыжие зайчики
Скачут в глазах.
Рыжие сосны
Скребут небосвод.
Рыжая осень по лесу идёт.
Вика Ивченко

– Послушайте стихотворение Вики Ивченко. Какое время года описано в стихотворении? Почему у стихотворения такое название?

– Какая картина возникает в вашем воображении? Почему столько раз повторяется слово «рыжий»? Может быть, это речевая ошибка?

– Назовите изобразительные средства, использованные в стихотворении.

– Почему автор называет ветер задирой?

– Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их написание.

– Выполните морфологический разбор: рыжей (ольхе).

– Расставьте знаки препинания во втором предложении (предложение с прямой речью).

– Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
В. Суслов

– Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы думаете, какое время года изображает поэт? Какую картину рисует ваше воображение?

– Почему 1 и 3 строки состоят из повторяющихся восклицательных предложений? Какова роль речевого повтора?

– Какие изобразительные средства использованы в стихотворении?

– Какой звук повторяется в строчках? (Аллитерация – повтор согласных [л] – [л’] – создаёт образ льющейся воды).

– Выпишите рифмующиеся слова. К одной ли части речи они относятся? Объясните встретившиеся в этих словах орфограммы.

– Прочитайте текст выразительно, запишите его по памяти.

Тигрёнком выскочило солнце
Из тёмных зарослей ракиты
И стало воду из озёрца
Лакать и жадно, и сердито.
Г. Новицкая

– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Новицкой.

– Опишите словами образ Солнца, который создаётся в нашем воображении?

– Назовите изобразительные средства, встретившиеся в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

– Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.

– Объясните постановку знаков препинания.

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите его по памяти.

Тексты для работы в 7–9 классах

Пожелтевший от зноя лопух
Развернул розоватые латы
И стоит, задыхаясь от мух,
Под высокими окнами хаты.
Н. Заболоцкий

– Известно ли вам такое растение – лопух? Привычное деревенское растение с большими листьями, не отличающееся красотой. А вот как рассказал о нём поэт Н. Заболоцкий. Прочитайте отрывок выразительно.

– Какую картину представили себе при чтении? Какое время года и время суток изображает поэт? Какие слова помогают найти ответ на этот вопрос? (Жаркий летний день подходит к концу. Не просто жаркий – знойный. Даже лопух задыхается. Лопух пожелтевший, но розоватый. Может быть, его освещают лучи заходящего солнца? Почему не рассвет? Потому что после зноя, потому что мухи, а утром бывает прохладно)

– Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение, метафора)

– Что такое латы? Почему, на ваш взгляд, автор одевает лопух в латы? (Латы – в старину: металлические доспехи, броня. Широкие листья лопуха похожи на латы. И сам лопух большой, сильный, крепко стоит на своём месте).

– Какие известные вам орфограммы встретились в четверостишии?

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в первой строке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

– Прочитайте ещё раз текст выразительно, запишите его по памяти.

Всход…т солнце, бодрое от холода.
Золотится отбл…ском окно.
Утро тихо, радос…но и молодо.
Белым снегом всё запуше…о.
И. Бунин

– Какую картину представили при чтении отрывка? Какие слова вам помогли?

– Почему всё снегом не засыпано, не завалено, а именно запушено?

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

– Назовите грамматическую основу третьего предложения.

– Запишите текст по памяти.

8
В пограничном лесу.

На деревьях – лё…кий ин…й.
Тихо.
Безм…тежно.
Лес, покрытый дымкой син…й,
Тян…тся бе…брежно.
В. Степанов

– Василий Степанов – участник Великой Отечественной войны. Его стихи о войне, о людях труда, о природе средней полосы России. Прочитайте выразительно предложенное стихотворение.

– Какую картину представили при чтении? Что добавляет в восприятие стихотворения его название?

– В каком значении употреблены слова «безмятежный», «безбрежно».

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

– Какова роль односоставных предложений в этом стихотворении?

– Объясните знаки препинания.

– Запишите текст по памяти.

Был серый день, и дождик моросил,
И небо нависало тяжелее,
Когда он, задыхаясь, проходил
По листьями осыпанной аллее.
В. Рождественский

– Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В. Рождественского «Старый Фет».

– Каким настроением проникнуто стихотворение. Расскажите, какой день вы представили.

– Объясните, как вы понимаете выражение «дождик моросил». Как ещё может идти дождь? Почему, на ваш взгляд, использовано слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – дождик?

– Какие орфограммы встретились в тексте. Прокомментируйте их.

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в последней строчке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

Походка у времени лисья.
Люблю наблюдать листопад:
Осенние бабочки-листья
На чёрную землю летят.
В. Агапов

– Прослушайте отрывок из стихотворения В. Агапова. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?

– Опишите словами образ Осени, который создаётся в нашем воображении. Как вы понимаете первую строку: «Походка у времени лисья».

– Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине, какие краски будете использовать?

– Какие изобразительные средства использованы в этом отрывке?

– Выпишите слово, в котором все согласные звуки глухие.

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Какие орфограммы встретились в тексте?

– Объясните постановку двоеточия в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор использовал бессоюзное сложное предложение?

– Прочитайте отрывок выразительно, запишите его по памяти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *