Что значит пианино держит строй
В реальности это не ужас, а вполне закономерное и малоопасное явление.
Те, кто хотя бы раз консультировался с настройщиком при выборе пианино, наверняка слышали следующие пугающие выражения: «подбитый строй», «забитые колки», «маленький запас строя» или «нет запаса на колках» и тому подобное. Действительно, это важный момент, а порой и самый главный, если выбирается совсем недорогой инструмент. Рассмотрим этот вопрос повнимательней.
Если по-умному, то колки – это вирбели. Но оставим столь мудреные понятия профессионалам в жарких дискуссиях, сами же разберемся в сути дела.
Итак, что такое «строй» у фортепиано? Вот он:
Вот эти самые три блока колков (как правило, в виде трех блоков, реже в виде двух), которые несложно обнаружить, всего лишь подняв верхнюю крышку пианино. На каждый из этих колков (вирбелей) закреплены и натянуты струны. Общее давление струн очень велико и исчисляется тоннами. Поэтому крайне важно, чтобы колки «держали строй». То есть, на колок закреплен верхний край струны (так же, как и на гитаре, скрипке, арфе и подобных струнных инструментах), и она натягивается посредством вращения колка по часовой стрелке при помощи специального настроечного ключа.
Сам колок вбит обычным образом в деревянную основу сквозь отверстие в чугунной раме. (Основа эта называется вирбельбанк, то есть место, куда устанавливаются вирбели). Они, колки, не вкручиваются на резьбе, как может сложиться впечатление, а именно вбиваются тяжелым молотком либо вдавливаются специальной машиной, если речь идет об изготовлении нового фортепиано на фабрике. После забивки, будь то на фабрике на новом инструменте или при ремонте на не новом, на колке оставляется так называемый «запас строя».
Это расстояние от намотки (витков) струны на колке до стенки, которой является поверхность чугунной рамы. Это расстояние от намотки (витков) струны на колке до стенки, которой является поверхность чугунной рамы.
Для чего это делается?
Пока «строй» в порядке, колок вращается при помощи настроечного ключа очень туго. Это обеспечивает что струна не будет «съезжать», то есть ее натяжение остается максимально длительным и постоянным, что обеспечивает удержание настройки фортепиано на одном нужном уровне. Это достигается за счет крайне плотной посадки колка в дереве вирбельбанка, который находится за чугунной рамой.
Но данное положение вещей, естественно, не вечное. Со временем, как правило, по истечении нескольких десятилетий, «строй» становится уже не таким крепким. Натяжение струны начинает разворачивать колок в противоположном направлении и струна «съезжает». Как следствие, нарушается настройка пианино.
Для удобства снова сравним с гитарой. Вы настраиваете гитару, подкручивая колки, которые, после того как вы нашли идеальное звучание, замирают на месте. Но представьте, если вы натянули струну посредством колка, убрали руку, а колок взял и развернулся в обратном направлении, и струна ослабла. Гитару стало настроить невозможно.
Но давление струн на сжатие в гитаре и давление в фортепиано несопоставимы по силе. В последнем, повторимся, оно исчисляется тоннами. Ну и, конечно же, в гитаре шесть, иногда семь струн, а в пианино больше двухсот.
И вот, когда колок перестает держать, как раз здесь-то нас и спасает этот самый «запас строя». Мы подбиваем колки чуть глубже в дерево, чтобы они снова смогли удерживать натяжение струн. После данной процедуры картина выглядит уже вот так:
Здесь уже запас строя меньше, явно не заводской, колки подбиты, то есть утоплены глубже. Это особенно заметно на верхнем ряду колков. Как мы видим, расстояние от намотки струны до стенки (поверхности чугунной рамы) сократилось.
Данной подбивки строя хватит на ближайшие несколько лет. Как правило, заводского запаса строя хватает на несколько таких подбивок.
Конечно, в идеале, когда строй ослабевает, нужно вообще заменить все колки на более широкие. Разница в ширине колка исчисляется буквально десятыми долями миллиметра, но этого достаточно, чтобы строй снова стал на несколько десятилетий очень крепким и надежным. Но не всегда у людей есть такая возможность, ведь данная процедура очень недешевая, да и сделать эту работу качественно сможет далеко не каждый распиаренный настройщик. А в случае с роялем настройщики часто могут сделать только хуже, там свои тонкости замены всего строя.
Да и зачем сразу бросаться в дорогостоящий ремонт, если с легкостью ослабший строй можно продлить еще на годы, и это при условии, что на фортепиано будут заниматься.
Как мы видим, данный процесс со строем абсолютно нормальный и вполне закономерный. И даже сам производитель уже на заводе делает достаточно большой «запас строя», чтобы мастера со временем смогли продлить его жизнь. Если бы «подбитый строй» или «забитые колки» являлись бы чем-то ужасным, как часто пугают настройщики, тогда зачем бы фабрики предусмотрительно оставляли этот самый «запас строя»? Именно для того, чтобы, когда будет нужно, подбить строй. В противном случае ни на одном новом инструменте этого запаса не было бы изначально. Но таких инструментов вы никогда не найдете. Запас на новых инструментах всегда очень ощутимый.
И вот тут мы приблизились к одному очень важному моменту при покупке не нового фортепиано, когда вас консультирует настройщик. Он почти всегда заявит: «Какой ужас, здесь подбитый строй! Забитые колки!».
Ужас – это он, а не колки.
К примеру, очень достойному инструменту фирмы Petrof запросто может быть лет 30-40. Как раз подходит время ослабления строя, если уже не подошло. И там самое время этот строй подбить, осадить колки, как часто говорят мастера. Можно и полностью поменять все колки, если у вас есть свободные 30-40 тысяч рублей и гарантированно хороший мастер, а не настройщик-консультант. Но можно и не менять ближайшие годы. И уж тем более не стоит этого делать, если вы хотите немного помузицировать, или ваш ребенок только начал учиться в музыкальной школе. На этот случай «подбитого строя», скорее всего, хватит с лихвой. Более того, «забитые колки» никак не портят инструмент, и их можно поменять тогда, когда запаса строя вообще не останется, ничуть при этом не причинив вреда фортепиано.
Многие (из специалистов и не очень) пакостно заявят, что это непрофессиональный подход!
Отчасти это правда. Но на любой профессиональный подход всегда нужны деньги, и не совсем малые порой. И правда то, что не всегда они у владельцев фортепиано имеются в достаточном количестве.
А еще есть Его Величество Опыт.
Автор статьи (Павлов А. Ю.) много лет был близко знаком с выдающимся фортепианным мастером современности Мельниковым Александром Александровичем. Старым мастерам всем без исключения знакомо это имя. Одних от него трясёт, другие ему кланяются.
Александр Александрович всегда заявлял о своей принципиальной позиции. Она заключалась как раз в том, что не надо с людей выжимать деньги на серьезные дорогостоящие ремонты, когда у них их нет. Ведь инструмент часто еще «можно оживить и загнать в рабочий режим». Мастер Мельников не брался ни за обычные настройки, ни за серьезные капитальные ремонты. Он делал либо сложнейшие регулировки, либо, как сам всегда заявлял, оживлял труп, который еще поживет. Сколько же владельцев фортепиано вспоминали и еще долго будут вспоминать этого замечательного человека и настоящего профессионала самыми добрыми словами. Мы – среди них. Нам, в своё время посчастливилось близко сотрудничать с Александром Александровичем. Он обслуживал и регулировал все наши инструменты, но затем возраст взял свое.
А теперь свое взяла и жизнь. Совсем недавно этого выдающегося мастера не стало. Это большая утрата для мира фортепианным мастеров. С этим удивительным человеком ушел и богатейший опыт, который, похоже, так никто и не перенял. А как работал Александр Александрович – это песня. Он говорил, что все закончит, к примеру, ровно через шесть часов, клал поблизости свои наручные часы, а дальше гнал на такой скорости, что поражались многие маститые профессионалы и выдающиеся музыканты, которые всегда были в числе его клиентов. Ровно в последние минуты по истечении времени Сан Саныч, как всегда его ласково называли мы, собирал фортепиано. Когда его спрашивали, как ему такое удается, он всегда скромно с улыбкой отвечал: опыт. И тут же добавлял, что если время не установить жестко для самого себя, то такой объем работы можно и на неделю растянуть. Светлая ему память!
Но уйдем с грустной волны, жизнь продолжается, с нами или без нас. Вернемся к «подбитым колкам».
Итак, это более чем нормальный процесс – ослабление строя, к которому так часто цепляются настройщики горе-консультанты.
Откуда же быть заводскому запасу на инструменте, которому столько лет, кто-нибудь из них задумывался? Вряд ли. Они обнаружили невероятный брак и теперь потирают руки, пока покупатель готовит деньги на замену всего строя.
Справедливости ради отметим, что порой на инструментах и более старших все же встречается заводской запас строя, и с настройкой там проблем нет. Это говорит о двух моментах: о качестве инструмента и о том, что инструмент не использовался. Как только начнет эксплуатироваться пианистом, картина быстро изменится.
Консультант важно заявит: зачем же покупать такой инструмент?
Хороший инструмент, хотя бы Petrof, – это уже очень профессионально, покупать стоит. Новый обойдется в 600-700 тысяч рублей, китайская сборка чуть дешевле, но тоже впечатляет, по качеству особенно. А не новый и не игранный от 100 до 200 тысяч в зависимости от модели. Профессиональная замена всего строя, если уже необходима – примерно 35 тысяч. Качество тех лет говорит само за себя. Качество сегодняшнего дня зачастую говорит уже сейчас так, что грустно становится. Не всегда, правда, часто новые фортепиано очень достойные. Вот и весь вывод.
Не нужно пугаться «подзабитых колков», это нормально, других вариантов у нас практически нет, если разумно решили покупать не новое фортепиано. Надо лишь все хорошо проанализировать: марка инструмента, его общее состояние, цена и сумма вложений, чтобы она была разумной, а конечная стоимость выгодной. Если же запаса на колках нет вообще, витки струн вплотную упираются в поверхность чугунной рамы, то сразу нужно брать во внимание, что строй придется менять целиком. Если вас все устраивает, берите смело! Если в инструменте была проведена качественная замена строя, это не минус, а очень большой плюс и отсутствие проблем с настройкой ближайшие десятилетия. Кстати, новые фортепиано, к сожалению, не всегда могут блеснуть таким положением вещей. Когда мы продавали новые фортепиано, мы прямо на них не раз меняли строй сразу же или в ближайший год. И такое случается не редко, но продавцы об этом всегда будут умалчивать по вполне понятным причинам.
Ситуация со строем в роялях идентична.
Желаем вам иметь в кругу своих знакомый достойного и честного мастера! Если вы играете на фортепиано, это необходимо как воздух!
Мифы — Хорошее пианино держит строй несколько лет и его не нужно настраивать.
Данное заблуждение распространено не сильно. Однако если человек уверен, что это именно так, то в большинстве случаев его пианино редко бывает в настроенном состоянии. Причина проста. Человек с такими убеждениями твердо знает, что раз или даже два раза в год пианино приходится настраивать либо потому что оно плохое, либо потому, что сам настройщик плохой.
Проблема в том, что заблуждение это совершенно не связано с опытом игры на фортепиано. Встречается оно и у тех, кто окончил музыкальную школу много лет назад, но не стал пианистом, и у профессиональных преподавателей фортепианной музыки.
Причин его возникновения несколько.
Во-первых, это незнание устройства инструмента, и процессов происходящих в пианино на протяжении многих лет.
Во-вторых – смена климата или микроклимата (перевозка пианино или переезд человека).
В-третьих — исключительные случаи, когда фортепиано хранилось в очень комфортных условиях.
Устройство и строй фортепиано.
Главная причина того, что пианино со временем теряет чистоту строя, это не колки, с помощью которых натягиваются струны. Главная причина в свойствах дерева принимать и отдавать влагу, а так же менять свою форму в зависимости от влажности.
Если деревянная деталь мала, то и изменения формы будут микроскопическими. Но если деталь велика, как например дека пианино или рояля, то изменения формы этой детали можно заметить даже невооруженным взглядом.
Примером может быть деревянный косяк или дверь, которая сделана из натурального дерева. В зимний и летний период ведет себя она и открывается по-разному.
А поскольку дека фортепиано имеет форму купола, то и изменение формы заключается в увеличении или уменьшении этого купола в зависимости от времени года и влажности.
1 — колок (вирбель). 2 — струна. 3 — штег. 4 — дека.
Следствием этого уже является разная нагрузка на струны.
Если настроить пианино зимой, когда дека максимально высушена, то весной и летом дерево наберет влаги, купол увеличится, а с ним и нагрузка на струны станет выше, соответственно и строй тоже станет выше.
И наоборот. Если пианино настроить летом, когда влажность максимальная, со временем дека высохнет, упадет нагрузка на струны и строй понизится.
Неравномерность расстраивания фортепиано связана с тем, что деревянная дека, имея большую площадь, в разных точках деформируется по разному.
В центре, где купол максимальный, колебания ее формы, в зависимости от времени года, значительно больше, чем по краям. Из-за этого центральный регистр всегда расстроен сильнее, чем басовый или дискантовый.
Добавив к этому другие процессы, микро-деформации корпуса, изменение положения струн при натягивании их увеличивающимся куполом, изменение положения колков становится понятным, почему все фабрики в сопроводительных документах к фортепиано указывают минимальное количество настроек в год не менее двух.
Более подробно об устройстве и влиянии различных факторов на строй фортепиано читайте в статье «Почему расстраивается пианино»
Очень редко встречаются исключения. Когда фортепиано расстраивается значительно медленнее. Связано это с определенными условиями хранения инструмента, но об этом чуть ниже.
Смена климата или микроклимата
Очевидно, что чем меньше амплитуда климатических изменений в определенном регионе, тем в меньшей степени будет меняться и дека фортепиано. Соответственно и степень расстроенности и количество времени для того чтобы пианино расстроилось тоже будет разным.
Представим ситуацию. Человек долго жил в месте, где относительная влажность воздуха в течение года более или менее стабильна. Имел фортепиано. Переехал в климатическую зону, где перепады намного заметнее. Перевез с собой и инструмент.
Пианино или рояль приходится настраивать чаще. Не зная устройства и особенностей фортепиано, этот человек может сделать только один вывод. Там откуда он переехал настройщики лучше, чем здесь.
Его пианино не выдержало смены климатических зон. Рассохлось и пришло в негодность. Этот абстрактный человек покупает другое. Однако условия хранения не изменились. Пианино расстраивается намного быстрее чем то, к которому он привык, живя на прежнем месте.
Еще один вывод. Раньше пианино делали лучше, чем сейчас. Особенно вероятен такой вывод если первое пианино было намного старше.
Зная причины, по которым фортепиано расстраивается, не трудно понять, что эти выводы ошибочны.
Однако изменение условий хранения, это не только переезд в иную климатическую зону. На самом деле даже смена этажа, переезд из частного дома в квартиру или наоборот, и даже перестановка пианино внутри одной комнаты может изменить условия хранения фортепиано.
Что, в свою очередь, может привести к более частым настройкам.
Подробнее об этом в материалах по уходу за пианино, где Вы найдете несколько простых правил позволяющих добиться максимального срока службы фортепиано.
Исключительные случаи
Крайне редко встречаются случаи, когда может показаться, что пианино или рояль действительно держат строй на протяжении нескольких лет, практически не расстраиваясь и удивляя даже настройщиков.
Такое возможно из-за особых условий хранения фортепиано.
Настройщик работает с определенными интервалами (кварта, квинта, терция, секста, октава), а так же с камертоном. Камертон (вернее количество колебаний, которое он выдает), это константа. Величина неизменная и количество колебаний струны ноты «ля» должны соответствовать количеству колебаний камертона.
Все остальные звуки настраиваются относительно ноты «Ля». Нота «Ми» настраивается по ноте «Ля». «Си» по «Ми». «Фа» по «Си» и так далее. То есть для настройщика любое несоответствие, будь то высота самой ноты «Ля» или интервала между двумя другими нотами недопустимы.
Чем больше несоответствий, тем сильнее расстроен инструмент в глазах настройщика. Пределы различий в количестве колебаний каждой струны для настройщика очень незначительны.
Пианист оценивает состояние строя другими характеристиками. Для него важна гармоничность аккордов, соответствие их его ожиданиям. Привязки к конкретным звукам для него нет. Есть профессиональная память. Знание как должны звучать сочетания звуков. Пределы различий в количестве колебаний определенной ноты тут значительно больше.
То есть вполне вероятна ситуация, когда для пианиста инструмент звучит удовлетворительно, но настройщику уже будут заметны расхождения в правильности строя.
Дека любого пианино, в зависимости от времени года и влажности воздуха в разные периоды, изменяется, соответственно и изменение высоты строя пианино происходит тоже. Но чем меньше негативных факторов влияющих на инструмент, тем равномернее происходят изменения.
В идеальных условиях даже амплитуда изменений примерно одинакова.
Происходит примерно следующее. Допустим, пианино было настроено зимой.
Весной дека увеличилась, и строй средних октав клавиатуры незначительно изменился. Пианино, по сути, расстроено, средний диапазон инструмента не соответствует нижнему и верхнему регистру.
К зиме дека высохла и встала на прежнее место. Строй выровнялся и стал лучше чем летом. То что он стал хуже, чем непосредственно после настройки незаметно.
За год пианино расстроилось и в силу других причин. Микро-деформация колков, релаксация струн и другие процессы происходят в любом случае. Но их влияние на строй исправного пианино намного меньше, чем влияние деки и менее заметны.
Так, постепенно пианино теряет строй, «уходит от камертона» все ниже, но интервалы остаются в приемлемом виде. Пианино расстраивается «равномерно». А изменения эти незаметны.
Если человек сталкивался с таким фортепиано (а особенно если он долгое время играл на этом инструменте) у него вполне может сложиться негативное отношение ко всем другим фортепиано, с которыми он имеет дело сегодня.
Ведь они расстраиваются намного быстрее.
На самом деле это не инструмент расстраивается быстрее, это количество факторов влияющих на стабильность строя больше.
Однако современные пианино и рояли прекрасно чувствуют себя в разных условиях, если соблюдать определенные правила ухода за ними.
Ситуации, пример которых был выше, есть демонстрация того, что инструмент, не расстраивающийся годами это заблуждение, превратившееся в миф, основанный на очень редких исключениях.
Частота настройки фортепиано это параметр определяемый, прежде всего, игровой нагрузкой на инструмент.
Независимо от того используется инструмент или нет, практически все сопроводительные документы к любому новому пианино или роялю рекомендуют настраивать инструмент не менее 2-х раз в год. Старым, подержанным, но исправным инструментам этого количества тоже вполне достаточно.
Если есть желание видеть и слышать свой инструмент в идеальном состоянии, следовать этим рекомендациям необходимо обязательно!
Легенды и мифы фортепианостроения
Мой «предыдущий» настройщик фортепиано был лучше.
Как это не парадоксально, но «хорошесть» настройщика зависит не столько от его профессиональных умений, сколько от того, какое впечатление на клиента он произведёт. Это знают все работники сферы услуг. Причем СУБЪЕКТИВНОЕ впечатление клиента, основанное на его жизненном опыте, важнее желания мастера понравиться ему. Клиенты часто не знают
-что с течением времени инструменты начинают хуже звучать (возникают претензии, мол мой предыдущий настройщик. и т.д.);
-что такое темперированный строй (вот уж в самом деле кошмар! Объясняешь, что большие терции расширяются, а малые суживаются, а на тебя смотрят, как на жулика. );
— что существуют ситуации, когда инструмент в принципе невозможно точно настроить (фальшиво звучащие струны, искорёженные и потрескавшиеся штеги. );
-что каждый инструмент имеет свой предел точности настройки (у меня была клиентка, которая осталась очень недовольна тем, что её малогабаритное пианино «Рёниш» не зазвучало, как концертный рояль «Эстония» в музыкальной школе);
Пианино надо только настроить
У меня отличный инструмент, его надо только покрасить!
Если уж покупать подержанный инструмент, то только «Петрофф»!
Если постараться, то можно найти старинный инструмент в хорошем состоянии
Все антикварные инструменты нуждаются в серьёзном ремонте. Поэтому мнение, что можно отыскать у «бабули» старинный «Блютнер» («Bluthner») или «Бехштейн» («Bechstein») «в хорошем состоянии» справедливо только в том случае, если в 60-х годах или позже, инструмент был качественно отремонтирован. Время от времени мне попадается на глаза работа настройщиков времён Советского Союза. С радостью признаю, что тогда встречались очень ответственные за свой труд мастера. Хорошую работу видно и через много лет. А когда инструмент ни разу серьёзно не ремонтировали, без проблем не обойтись. Сто процентов!
Я не хочу покупать инструмент, которому делали ремонт!
Ремонтировать советское черное пианино 60-х годов не имеет смысла.
Я хочу купить пианино на всю жизнь, чтобы и внукам было на чём поиграть
Какой ужас. Трещина в чугунной (бронзовой) деке 🙁
Инструмент не держит строй
Расстройку фортепиано вызывают два различных процесса:
Я хорошая хозяйка! Натру пианино полиролью!
Мне постоянно приходится очищать лак для придания инструментам привлекательного внешнего вида.
Домохозяйки радуются эффекту, производимому жирными лужами мебельной косметики. Её блеск маскирует грязные пятна, царапины и потёртости, однако, к влажным разводам, как к клею, липнут всё новые и новые слои пыли. Кроме того, не все лаковые покрытия и полироли сочетаются химически.
Чтобы покрытие фортепиано выглядело хорошо, используйте только сухие мягкие тряпки и пылесос. Употребление любых полиролей, растворителей и абразивов требует точного знания, какое именно покрытие использовалось при отделке инструмента и как за ним необходимо ухаживать.
Мне надо купить инструмент (для ребёнка), а я в этом ничего не понимаю!
А здесь видео, в котором я объясняю как правильно сделать звукозапись пианино на смартфон для отправки звукового файла в мессенджер или на почту для заочной консультации у настройщика.
Если на инструменте не играть, то он только быстрее портится!
Меня искренне изумляет заблуждение, что «не играть на пианино вреднее для его сохранности, чем играть». Я уже говорил, что серьёзно занимающийся пианист приводит музыкальный инструмент в негодность за короткий срок. Однако, если фортепиано находится в помещении с подходящим и стабильным микроклиматом (40-55% влажности) и его не портит моль, то оно может простоять без ущерба для игровых качеств очень долго. Доля истины состоит в том, что постоянно играющий музыкант может и таз с водой на зиму поставить под рояль и настройщика нет-нет да и вызовет, чем поддержит «играбельное» состояние инструмента, а если фортепиано долго остаётся без присмотра, регулировка его механизма нарушается. Но вообще, если пианино бездействует, это ему не вредит. Губительны большие перерывы между настройками. Регулярное обслуживание обязательно всегда.
Чтобы пианино не «рассохлось», в инструмент надо ставить банку с водой
(немного о микроклимате и «евроремонте»)
У пианино надо настроить всего несколько нот!
Мастер обязан настроить фортепиано идеально!
О негармоничности обертонов можно прочитать в книге:
Л. А. Кузнецов «Акустика музыкальных инструментов».
Книга легко ищется в сети.
Также рекомендую статью В.А. Клопова Негармоничность фортепианных струн — что это такое? Чтение сложное, но подтверждающие мои слова основанные на личном опыте.