Что значит первородный грех
Грех как норма и первородный грех
Новая, самая популярная философия и идеология: не существует никакого греха! Хватит преследовать людей. Пришло время освободить их от чувства вины — идет ли речь о взаимоотношениях полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей. Давно пора вырваться из стальных пут, связывающих человеческое сознание и не дающих обрести в краткой нашей земной жизни счастье. Необходимо раз и навсегда покончить с мрачными муками совести, от которых среди бела дня гаснет солнце. Современный человек, говорят нам, не хочет больше быть виноватым, и это законно. Он никому ничего не должен — в том смысле, как говорил об этом Фрейд. Он отвергает инстинкт «виноватой совести», он изгоняет из себя этого внутреннего полицейского, который держит его в тюрьме.
Эта новая философия имеет глубокие корни. Вся история современной демократии может быть воспринята как постепенная победа личной невиновности над винами прошлого. Чувство «невиновности», независимости и полной открытости — это и есть наше счастье, для которого мы созданы. Попытки отстоять его были во все времена, особенно активно начались они в XVII—XVIII веках. Но с началом третьего тысячелетия они обретают всеохватывающий характер. «Невидимая рука» свободного рынка преобразует эгоизм в добродетель «homo economicus». Падение коммунизма привело к узакониванию материального неравенства и сделало малозначащими социальные протесты. Торжествующий индивидуализм превращается в нравственную норму, принцип «каждый для себя». Идеи долга, верности, хранения слова, и т.д. — становятся условными в «быстро изменяющемся мире».
Эта «невиновность» современного человека обнаруживается и в новом прочтении истории. Прошлое оказывается под постоянным судом настоящего. Ретроспективные наставления тем, кто жил вчера, помогают утвердиться в мысли, что мы менее виновны, чем наши предки. Мы ощущаем себя видящими более ясно чем они, более способными ужасаться несправедливостям и жестокости тех времен. Постоянное обвинение их укрепляет нас в сознании собственной невиновности.
Все современная массовая культура (и точно так же культура, претендующая на утонченность) за редким исключением ведет широкомасштабную наступательную войну против остатков «виноватой совести». «Смерть Бога» не избавила в полной мере человека от проклятия первородного греха. Она еще не освободила его от «обмана морали». Но этот день придет. Война не ослабевает. Человечество приглашается навсегда распроститься с устаревшими понятиями «стыда». Это приглашение, вернее сказать, требование чаще всего направлено против христианской нравственности, которая представляется источником наших сокровенных страданий. Христианство, утверждают они, делает человечество непрестанно виноватым, без конца сталкивая его в бездну греха.
Состояние «невиновности», — истинная жизнь человечества, уготовляемая современностью. Во имя исполнения этого обещания мир должен неутомимо отстаивать принципы свободы, провозглашенные в XVII и XVIII веках. На смену тирании «виноватой совести» должен придти гедонизм без комплексов, без каких-либо попыток его подавления. Радикализм подобных программ воодушевляет, и в то же время постоянно приводит людей в растерянность. Мир сознает, что все не так просто. За этой радостной упрощенностью жизни ощущается присутствие невидимой идеологии или даже принятие возрастающей жестокости «нового человека». Нет ничего страшнее совести, всегда уверенной в своей правоте. Освобождение человека от чувства вины — процесс более двусмысленный, чем тот, каким кому-то хотелось бы его представить.
Откуда родилось это убеждение, эта иллюзия, что прогресс человечества неотделим от обретения им такого освобождения? Известно, что против христианского догмата о первородном грехе, против идеи «падшей человеческой природы», утратившей свою первозданную невинность, активно выступили в свое время философы эпохи Просвещения. Они хорошо поняли, что на этой платформе можно объединить, несмотря на все их различия между собой, деистов и атеистов, английских пиетистов и французских антиклерикалов. Их выпады против католического клерикализма имели целью не только потеснить королевский абсолютизм, но главным образом отстоять право человека на земное счастье в признании его способности самосовершенствоваться — без помощи Божественной благодати, одним своим разумом. Стремление освободить человека от чувства вины, было с самого начала заложено в программе Просвещения. Это постепенное освобождение человека западной культуры, как видим, длится уже более трех столетий.
Это не означает, что утверждение природной невинности человека было сразу признано философами того времени. Ни Гегель, ни Руссо не заходят столь далеко. Гегель говорит о необходимости некоей «секуляризации» первородного греха. Он видит в этом понятии не богословский догмат, но мифическое изображение человеческой истории, развивающейся согласно диалектике философа: невинность —тезис, падение —антитезис, и вновь обретенная свобода —синтез. Руссо рассуждает более двусмысленно. Наружно он решительно отвергает первородный грех как «теологическую конструкцию». В то же время он признает, что если когда-то человек был хорошим, то теперь он не является таковым. Почему? Потому что он начал жить в обществе. Вследствие этого он растлил свою природную доброту. Общество —это столкновение эгоистических интересов. Соперничество делает людей безнадежно плохими. Место христианской идеи древнего грехопадения занимает у него идея вступления в общественную жизнь. Необходима не исповедь грехов, а обличение плохого устроения общества. Современные прогрессисты идут вслед Руссо, когда старательно минимизируют личную ответственность (например, преступника), возлагая главную ответственность на общество, порой абсолютизируя ее.
В XIX веке споры вокруг первородного греха обретают особую остроту и становятся политически более агрессивными. Между наследниками просвещения и теоретиками контрреволюции не может быть примирения. Что касается первых — Шарль Фурье утверждает, например, что человек добр по природе, но общественное устройство неудовлетворительно, и люди «пали» не по причине так называемого первородного греха, а вследствие «чрезмерного роста населения и недостаточного развития промышленности». Немецкий философ Фихте, ученик Канта, еще более настаивает на таком утилитаристском подходе. В своем «Слове к немецкому народу» он называет нелепой клеветой утверждение, что человек рождается грешником. Эрнест Ренан заклинает «ужасный догмат», который он предписывает выдумке апостола Павла, поскольку об этом ничего не сказано ни в Книге Бытия, ни в других библейских текстах. Ренан полагает абсолютно невозможным, чтобы разумный человек был зависим от таких смехотворных художеств как первородный грех. Ницше будет еще более воинственным, объявив понятие греха, вины и вообще морали изобретением священников, которое помогает им лучше порабощать людей. Против этой «теологической лжи» автор «генеалогии морали» будет постоянно метать гневные громы и молнии.
И еще одно важное замечание. Современный выбор, в лучшем случае, заключается в сопротивлении злу с запрещением определять, что есть добро. С помощью тысячи акробатических фокусов либерализм совершает упразднение добра. Цель человечества – не достижение идеального добра в будущем, а меньшее зло. Как минимизировать зло, а не как осуществить добро. Достаточно призрачное, это меньшее зло становится заменой добра.
Ограничение или свобода от запретов – вот перед каким вопросом, в результате, неизбежно оказывается общество. Этот выбор можно сформулировать следующим образом: раскрытие человеческой личности достигается через ограничение ее действий или, напротив, через смелое, по возможности «творческое», преодоление запретов. Человеческое человека заключается в вольном подчинении общепринятым нормам или в тех усилиях, которые он предпринимает, чтобы освободиться от них? Это значит — от навязанных нам норм, от боязливой морали, от суеверий прошлого. Наша личная свобода не хочет знать ограничений, по определению. По крайней мере, такой она видит себя и такой заявляет себя. Она с вызовом отвергает «табу, которые мешают нам жить». Пришло время презреть условности, нарушить молчание, не повиноваться «старым запретам», восстать против предрассудков.
Это желание покончить с лицемерием прежних времен во имя наконец-то завоеванной свободы оказывается очень заразительным. У многих почти рефлекторно возникает ужас при одном упоминании об идее ограничения или, хуже того, идее нравственности. Человек по своему естеству устремляется к добру, без которого он не может жить. Однако современное общество делает все больший выбор в сторону зла. Оно больно сегодня этим противоречием. Разочарованное во всем, томимое смутным страхом перед будущим, оно все растерянней чувствует себя в современности, где происходит все больший распад на атомы с утратой центра жизни. Оно находится в каждодневном поиске правил, ориентиров, смысла, чтобы возвратиться к общепринятым нормам, одновременно отвергая прежние. Другими словами, мир ищет —во всех областях —новые определения ограничения. Потому что культура, то есть отношения людей друг с другом, что бы они ни предпринимали, зиждется прежде всего на ограничении: «не убивай, не воруй, не блуди». В противном случае наступает торжество антикультуры, эпоха варварства.
Однако в современном обществе господствующая культура — культура свободы от ограничений. Так что она уже отождествляется с самой современностью. Все большее число людей полагают, что они современны в той мере, в какой они освобождаются от навязанных им прежних норм. Все рекламы, афиши, экраны, телевидение, воздух, которым мы дышим, напоминают изо дня в день об этом предпочтении большинством свободы от ограничений. Оно преподносится со знанием дела. В нем, помимо всего, — прекрасный способ обезопасить нас от возможного возвращения самого ужасного, что только может быть, —«нетолерантности» или «дискриминации меньшинств». Здесь —утверждение культурного, этнического, конфессионального плюрализма, который заранее делает подозрительными или маргинальными всякие попытки оспорить его. Разве не в этом воля большинства — находить лучшие способы жить вместе? Но мало кто замечает, что такой настрой все более приближает мир к упразднению самой идеи ограничения.
Мы видим, в каком тупике оказалось человечество. Перед лицом возрастающего зла, о котором люди уже не могут адекватно мыслить, обнаруживается запрет обращаться к идеализированному добру. Однако сама мысль о зле возможна, и более того, зло может быть понято только в свете добра. Вот центральный вопрос, на который мы должны ответить: как можем мы мыслить о добре, если добро уже не является нашим идеалом? И что будет с человечеством, с такой беззаботностью шагающим в разверзающуюся перед ним бездну?
Самое страшное, что сейчас происходит – исчезновение человеческого в человечестве. Не хочется предсказывать, что будет, но ясно, что мир все более погружается во мрак релятивизма и нигилизма. Миазмы «нигилятины», о которых говорил Достоевский, проникают, буквально, во все. Сегодня нигилизм, наверное, самая ощутимая проблема для всей планеты.
Грех первородный
Грех перворо́дный – 1) то, же, что грех прародительский: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о верности Ему ( Быт.3 ), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху; 2) греховная порча поразившая человеческое естество вследствие грехопадения прародителей, выражаемая в том, что все их потомки (исключение — Господь Иисус Христос) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; передаётся преемственно, наследственным путём.
Когда появился термин «первородный грех»?
Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блаженным Августином. При этом он не является основоположником учения о повреждении человеческой природы грехопадением прародителей. Учение было и ранее, но сам этот термин был введён в V веке. Ранее использовались такие выражения, как тленность, порча, прародительский грех и др.
По отношению к потомкам Адама и Евы, т.е. всему человечеству, первородный (прародительский) грех можно более точно именовать последствиями первородного греха. Таким образом под первородным грехом понимается и сам проступок прародителей, и его последствия.
Несмотря на то, что термины прародительский и первородный грех иногда используются как синонимы, существует традиция относить термин прародительский грех к личному греху прародителей (Адама и Евы), а первородный грех — к наследственной греховной порче человеческой природы.
Грехопадение первых людей и его последствия
Грехопадение первых людей привело к потере человеком первозданного блаженного состояния пребывания с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестественное греховное состояние.
Слово падение означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния. Для человека таким возвышенным состоянием является жизнь в Боге. Таким возвышенным состоянием человек обладал до грехопадения в раю. Он пребывал в состоянии блаженного благобытия по причине личностностного сопричастия высшему Благу – всеблаженному Богу. Блаженство человека было связано с присутствующей в нем от самого сотворения Божественной благодатью. От самого создания в нем присутствовала благодать так, что он не знал опыта безблагодатного состояния. «Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал…» (св. Макарий Египетский). «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, – говорит св. Силуан Афонский. – Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу».
Для сохранения и развития этого блаженного благодатного состояния первому человеку в раю была дана единственная заповедь невкушения плодов запрещенного древа. Исполнение этой заповеди было тем упражнением, через которое человек мог научиться осознанному и свободному послушанию Богу, то есть согласованию своей воли и воли своего Создателя. Чрез сохранение этой заповеди человек мог приумножить благодатные дары и достигнуть высшего благодатного дара – обожения. Но, будучи наделен свободной волей, он мог и отпасть от пребывания с Богом, лишиться Божественной благодати.
Падение человека произошло в области воли или произволения. Адам мог и не грешить. Прародитель человечества имел самовластие. Оно выражалось в том, что он мог «иметь ум свой всегда возвышенным и прилепляемым к единому Господу Богу» (св. Симеон Богослов). При содействии Всесвятого Бога, он мог стать совершенно неудобопреклонным ко злу. Встав на путь преслушания заповеди, Адам изменил своему предназначению – отпал от блаженного единения с Богом, лишился обитающей в нем Божественной благодати.
Итак, последствия первородного греха — удобопреклонность ко злу, тленность, страстность, смертность.
Имел ли власть над Христом первородный грех?
По учению Православной Церкви, выраженному IV Вселенским Собором, Господь наш Иисус Христос есть «совершенный в человечестве… во всем подобный нам, кроме греха» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, с. 48). Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу и «неукоризненные страсти», то есть естественные немощи. При этом Его человечество было непричастно всякого греха, Ему было чуждо греховное расстройство и склонность ко греху.
В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху. Святой апостол Павел учит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» ( Рим.8:3 ), и «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» ( 2Кор.5:21 ). Иисус Христос «подобно нам искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ), «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр.7:26 ), Он «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит о Спасителе, что «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ).
И первородного греха Христос не имел с самого момента воплощения. Спаситель, будучи всемогущим и всесовершенным, добровольно, ради спасения людей, воспринял в воплощении такие следствия прародительского греха, как тленность (неукоризненные страсти: усталость, голод, необходимость сна) и смертность. По Воскресении Христос стал нетленным и бессмертным (по человеческой природе).
Как человеку освободиться от безусловной власти первородного греха?
Освобождение от власти первородного греха происходит в Таинстве Крещения – духовном рождении. Некрещёный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещенный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.
После спасения рода человеческого Иисусом Христом человеку открывается возможность вернуть потерянную благодать, вновь исполниться Святого Духа, воскреснуть душою к блаженной духовной жизни. Такое возвращение связано с духовной борьбой с грехом. Оно требует подвига в ответ на который Бог снова вселяется в человека Своей благодатью.
Священник Вадим Леонов: «Словосочетание “первородный грех” отсутствует в Священном Писании. Но это не значит, что соответствующий богословский термин ложный или что в нем нет необходимости. В истории Церкви есть много примеров введения новых небиблейских терминов для изъяснения Православной веры: “кафолический”, “Троица”, “Богородица”, “православный” и “православие”, “единосущный” и др. Понятие о наследственном греховном повреждении всех потомков Адама существовало в Православной Церкви всегда и является одним из важнейших для выражения сути христианского вероучения. Более того, достаточно ясное представление о поврежденности человеческой природы отражено уже в Ветхозаветном Откровении.»
Правило Карфагенского Собора (419 г.): «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили ( Рим. 5:12 ), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.»
Преп. Иустин (Попович): Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника ( Деян.17:26 ), все люди под грехом, «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9, 23 ; ср.: Рим.7:14 ), все по зараженному грехом естеству своему являются «чадами гнева» ( Еф.2:3 ). Поэтому, кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: «Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ; ср.: Ин.8:7, 9 ). Только Господь Иисус Христос – без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного, греховного зачатия, а путем бессеменного зачатия от Девы Святой и Духа Святого. Живя в мире, который «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), Господь Иисус «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет.2:22 ; ср.: 2Кор.5:21 ), ибо «греха в Нем несть» ( 1Ин.3:5 ; ср.: Ис.53:9 ). Будучи единым безгрешным среди всех людей всех времен, Спаситель мог, смел и имел право дьявольски-лукавых врагов Своих, которые за Ним непрестанно следили, чтобы обвинить Его во грехе, неустрашимо и открыто спросить: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ).
Что такое первородный грех: ложная доктрина и учение Библии
Что такое первородный грех и почему одни люди верят в эту идею, а другие отрицают ее? Что говорится в Библии насчет идеи первородного греха? Почему верующие и теологи не могут иметь одну позицию по этому вопросу? Я прошу вас помочь мне разобраться в нескольких вопросах:
Чем отличается наследование греховной природы от наследования греха Адама? Я предполагаю, что это разные вещи. Правда ли, что Иисус пришел для того, чтобы полностью избавить нас от греховной природы, а не только от грехов, которые мы уже совершили? Наследовал ли Христос греховную природу? И стала ли греховная природа Иова причиной его грехов?
Первородный грех и христианство
Идея первородного греха является ложной доктриной. Идея о том, что человек рождается виновным в чьих-то грехах, не только ложная, но и бесчестит Бога. Она подразумевает то, что мы привлечены к ответственности и наказаны за грехи, которые не совершали. В Книге пророка Иезекииля сказано:
Все люди принадлежат Мне, и с каждым Я буду обходиться одинаково. И не будет иметь значения, отцом был этот человек или сыном. Тот, кто грешит, тот и умрёт. (Иезекииль 18:4)
Далее в Книге пророка Иезекииля сказано:
Ты можешь спросить: «Почему сын не будет наказан за грехи своего отца?» Потому, что он был праведным и делал добро, подчинялся Моим законам, поэтому он будет жить. Кто грешит, тот и умрёт, а сын не будет наказан за грехи своего отца, как и отец не понесёт наказания за грехи своего сына. Доброта человека принадлежит только ему, как и зло принадлежит только злому. (Иезекииль 18:19-20)
Есть множество других отрывков в Библии, где говорится, что мы будем нести ответственность лишь за совершенные нами поступки, а не за грехи других людей. Еще один отрывок находится в Послании к Коринфянам:
Ибо мы должны все предстать перед судом Христовым, чтобы каждый получил согласно тому, как поступал, живя в своём теле, творил ли он добро или зло. (2-е Коринфянам 5:10)
По сути, нам даже не нужен какой-то специальный отрывок из Библии, который бы говорил, что человек будет нести ответственность только за свои грехи. Наш Бог — справедливый Бог, а возлагать ответственность за чужие грехи, которые человек не совершал, включая грехи Адама, означает нарушать основополагающие принципы правосудия.
Зарождение ложной доктрины о первородном грехе
Так что же такое первородный грех и что стало причиной появления этой теории? Она появилась в четвертом веке.
Эта доктрина, впервые озвученная Августином и сильно поддержанная во время Реформации Ульрихом Цвингли и Джоном Кальвином, заключается в том, что все люди наследуют не только склонность ко греху, но и несут реальную вину за грех Адама. Именно так Августин объяснил необходимость крещения младенцев. Сегодня именно католики и лютеране все еще оправдывают необходимость небиблейского крещения младенцев. Именно Цвингли обнародовал свое учение о всеобщей развращенности.
Согласно кальвинизму, который принят большинством евангельских христиан, мы рождаемся с первородным грехом и полностью порочны, то есть абсолютно не способны сами по себе отвечать на Божью благодать. Но это опровергается буквально сотнями библейских отрывков. Например, Иезекииль 18 — вся глава — говорит нам, что отец не наследует грех сына, а сын не наследует грех отца. «Тот, кто грешит, тот и умрёт». Кощунственно предлагать, чтобы мы были ответственны перед Богом за грех любого другого человека, включая Адама. Первородный грех — это предосудительное ложное учение.
Сказать, что у нас есть склонность что-то делать, это не то же самое, что сказать, что мы на самом деле сделали это. Хуже того, я полагаю, было бы возложить на кого-то ответственность за грех другого человека, если они никогда даже не встречались, но это то, что делают кальвинисты своим учением о Первородном Грехе.
Можно спорить о том, был ли основателем этой идеи Августин, но именно он стал причиной того, что идея первородного греха стала нормой для западного христианства. С помощью этой идеи он пытался объяснить небиблейскую практику крещения младенцев, а также то, почему мы все имеем греховную природу. Но он сделал большую ошибку, заявляя, что мы уже рождаемся в грехе.
Трагедия еще и в том, что ложная доктрина первородного греха легла в основу и других ложных учений:
Мы разобрались с тем, что такое первородный грех и откуда появилась эта идея. Но почему люди не могут достичь единого мнения по этому вопросу? Вам бы следовало спросить об этом Августина или Джона Кальвина. Библия очень ясно выражается по этому вопросу. Вот мои предположения на этот счет.
Одно из них заключается в том, что Августин превознес Божью власть над Божьей любовью и справедливостью. Другая причина в том, что он находился под влиянием дуалистической религии Манихейства, которая заявляла, что все физические вещи в этом мире являются злом по своей природе.
Еще одна причина в том, что Августин пытался этой ложной доктриной оправдать другую ложную практику — крещение младенцев. Все люди, принимающие эту ложную доктрину, имеют свои собственные причины на это, и вам лучше спрашивать их. Но факт в том, что в мире существует масса различных доктрин вокруг христианства, и случилось это не потому, что Бог что-то недостаточно ясно объяснил на страницах Библии.
Греховная природа и ее происхождение
Теперь к вашему вопросу о греховной природе, в котором Библия дает нам скорее предположение, а не ясное учение, как в предыдущем вопросе. Выглядит так, что Адам и Ева были другими до того момента, как они восстали против Бога и отведали запретный плод с дерева познания добра и зла. Возможно, что именно знание добра и зла мы и унаследовали от Адама и Евы, а не их грехи. И именно это знание и породило в нас то, что в Библии называется «греховной природой» или просто «плотью». Знание не является грехом само по себе, но несет вместе с собой и склонность ко греху. Вы можете сказать, что это одно и то же. Не соглашусь, ведь есть одна большая разница.
Дети рождаются невинными, и если они умрут в младенчестве, то они не отправятся в ад. Как сказал апостол Павел: «…так как все грешны и потому не допущены в славное присутствие Божье». Все, кто достигнут возраста ответственности, в конце концов, согрешат. Этот факт мы знаем как из Библии, так и из опыта человечества. Эта неизбежная тенденция и получила название «греховная природа». Я не говорю о том, что обладаю полным знанием о том, как работает греховная природа, но я точно знаю, что она у нас есть.
Иисус пришел для того, чтобы спасти нас от наших грехов и помочь нам иметь дело с нашей греховной природой. Наши грехи были удалены, но наша греховная природа уменьшена, но не уничтожена. Это очень хорошо объясняется в 6 и 8 главах Послания к Римлянам. Апостол Павел говорит, что вне Христа мы беспомощны и полностью порабощены грехом. Но когда у нас есть Святой Дух, мы больше не вынуждены грешить. И хотя мы все еще грешим, что доказывает наличие греховной природы, сила греховной природы значительно ослаблена. Скажу еще раз, я не знаю на 100%, как это всё в точности работает.
Нет, иметь греховную природу — это не грех! Отрывок из Иакова 1:13-15 показывает, что наша греховная природа искушает нас, но не заставляет нас грешить!
Как я уже говорил выше, дети наследуют греховную природу, которая просыпается, когда они достигают возраста ответственности. Иов, как и все другие люди, имел греховную природу и грешил. Бог считал его праведным, как и Ноя, но ни тот ни другой не были безгрешными.
(Мы рекомендуем вам две отличные книги, которые посвящены теме греха и борьбе с ним. Первая книга — «Лев никогда не спит. Убивающий изнутри», а вторая — «Долой искушение. Как победить искушение менее чем за 60 секунд». Вы можете заказать их с доставкой на дом, или скачать электронную версию. Прим. Ред.)