Что значит педагогическая запущенность ребенка

Педагогическая запущенность

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Общие сведения

Педагогическая запущенность рассматривается как фактор расстройств поведения, психологического развития. Другое название – «трудновоспитуемость», о детях говорят как о «трудных». В старшем возрасте используется синоним «социально-психологическая запущенность», предполагающий не только снижение познавательных функций и нарушения эмоционально-личностной сферы, но и социальную дезадаптацию: подросток не посещает учебные заведения, в дальнейшем не устраивается на работу, ведет «паразитический» образ жизни. Данные эпидемиологических исследований разнятся – количество «трудных» детей постоянно изменяется, зависит от общих социально-экономических условий. Наибольшая распространенность определяется среди мальчиков.

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Причины педагогической запущенности

Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:

Патогенез

Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.

Классификация

Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:

Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:

Симптомы педагогической запущенности

Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен. Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость. Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.

Младшие школьники психологически и нравственно не подготовлены к началу учебной деятельности. Эмоциональные особенности, личностные качества дисгармоничны. Педагогическая запущенность проявляется низкой школьной успеваемостью, конфликтностью при взаимодействии со сверстниками, учителями, отсутствием учебного интереса, пренебрежительным отношением к труду, показной грубостью. Интересы остаются в сфере игровой деятельности. Поведение вызывающее, но хулиганских поступков нет.

Подростки имеют проблемы при межличностном общении, внутренние конфликты. Учебная неуспеваемость закрепляется снижением когнитивной сферы: недостаточным уровнем интеллекта, неустойчивостью и рассеянностью внимания. Свойственна грубость, безволие, аффективные вспышки, сквернословие, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Личностные черты заостряются, развиваются акцентуации характера, усложняющие социальную адаптацию и негативно влияющие на продуктивность деятельности. Нормы и правила поведения в обществе игнорируются. Часто возникают конфликтные ситуации с матерью, отцом, учителями, сверстниками.

Осложнения

При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной. Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.

Диагностика

Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:

Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.

Лечение педагогической запущенности

Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:

Прогноз и профилактика

Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.

Источник

Педагогическая запущенность детей: виды и причины

Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.

Что такое педагогическая запущенность

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.

Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.

Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.

В целом, педагогическая запущенность в психологии — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества.

Виды педагогической запущенности

Что значит педагогическая запущенность ребенка

В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:

Диагностика

Что значит педагогическая запущенность ребенка

При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Эти нарушения помогут выявить методики и приемы для дальнейшей работы.

Диагностика социально-педагогической запущенности детей проводится с помощью специальных психологических методик. К ним относятся:

Очень важно при проведении этой диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невропатолог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). И чем меньше сопутствующих диагнозов и нарушений развития, тем более благоприятный прогноз дадут специалисты.

Проблемы диагностики

Данные о количестве детей с признаками педагогической запущенности меняются каждый год, но статистика показывает, что это нарушение более распространено среди мальчиков.

Такие колебания данных происходят из-за того, что диагностировать проблему довольно сложно.

Во-первых, появление педагогической запущенности может быть не постоянным, а эпизодическим. Например, ребенок не имеет проблем с поведением и комфортно себя чувствует в семье, но не может адаптироваться в обществе, или наоборот.

Во-вторых, это нарушение имеет различные степени выраженности. Так как первая стадия педагогической запущенности отличается легкими отклонениями от нормы, ее легко спутать с проявлениями кризиса, свойственного данному возрасту.

Признаки

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.

Кроме этого, существуют и другие признаки:

Стадии развития

Диагностика помогает определить не только признаки и виды педагогической запущенности, но и стадию ее развития. Для этого необходимо обратить внимание на возраст и проявляющиеся у ребенка симптомы.

Различают четыре стадии данного нарушения:

Причины

Педагогическая запущенность чаще всего возникает под влиянием следующих причин:

Коррекция

Что значит педагогическая запущенность ребенка

После определения причин педагогической запущенности психолог составляет план коррекционной работы. Он включает в себя следующие направления:

Профилактика

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:

Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого состояния оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами. Родители должны стимулировать любые начинания своего ребенка, поддерживать и развивать его познавательную, социальную и творческую деятельность, а любые требования и претензии высказывать спокойно и конструктивно.

Источник

Педагогически запущенные дети

Определение понятия педагогической запущенности

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Структура педагогической запущенности

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

Проявления педагогической запущенности

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне, приобретает новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, переходит в социально-педагогическую в подростковый период, и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Во всех возрастных группах педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Работа педагога-психолога с педагогически запущенными детьми

Прежде всего задача психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных формах отклоняющегося поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины. В остальных случаях, как правило, педагогическая запущенность возникает под влиянием социальных факторов.

Социальные факторы педагогической запущенности

Таким образом, традиционно причины педагогической запущенности ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Для психолога первоочередное значение должна иметь собственно психологическая диагностика. Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога Карла Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т. п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

Психологическая помощь педагогически запущенным детям

Для психологической коррекции педагогической запущенности можно применить следующую программу организации индивидуальной работы, состоящую из трех основных направлений помощи:

Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.

Источник

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Что значит педагогическая запущенность ребенка

Педагогическая запущенность у детей

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании в развитии, ошибках в воспитании в детском саду и в школе. Педагогическая запущенность во многом обусловлена и отрицательным влиянием улицы, безответственности родителей и учителей по отношению к детям, что приводит к неадекватному поведению ребенка в коллективе, его постоянными конфликтами с учителями. Педагогически запущенные дети могут быть физически здоровыми, но не обладают знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности; черты запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением.

Педагогическая запущенность развивается медленно и постепенно, проходя определенные стадии, имеет комплекс доминирующих причин, признаков, знания которые позволяют диагностировать отклонения и своевременно применить систему коррекционно-воспитательных мер. Причинами педагогически запущенных детей являются дефекты воспитания в семьях, недоработки психолога в детском саду и в школе с подростками.

Индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка:

Активность во взаимодействии с окружающими.

Доминирующие психоэмоциональные состояния.

Трудности с обучением.

Выделим несколько факторов педагогической запущенности подростков:

— неблагоприятный психологический микроклимат семьи –когда нет привязанности и доверия между детьми и родителями, дети растут раздражительными, непослушными, тревожными, жестокими и замкнутыми;

— низкий уровень профессионализма учителей: они предъявляют завышенные требования к ученику, не содействуют установлению дружеских отношений ученика с одноклассниками, в связи с чем такой школьник чувствует душевную пустоту, одиночество, заброшенность, он начинает пропускать ищет поддержку, утешение и возможность самоутверждитьсяе в «дворовых» группировках.

Причины педагогической запущенности:

Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка.

Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка его родителей.

Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка.

Другие неблагополучные аспекты семейного климата.

Постоянная критика со стороны старших людей, имеющих авторитет для малыша или подростка. Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес ребенка.

Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом.

Педагогически запущенные дети диагностируется специальными психологическими методиками:

— отвечают на вопросы анкет,

— проходят психологические, социально-педагогические тесты.

Различные нарушения педагогически запущенных детей корректируют педагоги и психологи, социальные педагоги, если причины педагогической запущенности не связаны с различными патологиями, рассматриваются как поведенческое расстройство.

Работа с запущенными детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Результат обычно оправдывает затраченные силы и время. При этом всегда надо помнить о профилактической деятельности: различные отклонения в поведении ребенка легче предупредить, чем затем заниматься коррекционной деятельностью. Если правильно поставить воспитательную работу с детьми с первых дней пребывания в коллективе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то количество «трудных» детей значительно снизится. При этом главная задача семьи, педагогов – это забота о личностном развитии ребенка, его гармоничном становлении.

Направления помощи ребенку в личностном росте:

Индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер.

Включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Оказание ему необходимой психологической помощи и системная профилактическая работа с ним.

Оказание помощи ребенку в общении с коллективом.

Работа по формированию мотивации достижений.

Пример крайней формы проявления запущенности – Маугли. Этот термин ввел в XVIII в. К. Линней. Звериных приемышей учеными известно около 100. Брошенные родителями трех – четырех летние малыши, попадавшие в результате трагического стечения обстоятельств к волкам, газелям, медведям, овцам, обезьянам, леопардам, перенимали повадки своих «воспитателей». Медведи и волки «усыновляли» чаще всего человеческих детенышей. На языке своих генетических предков никто из Маугли не заговорил. Некоторые произносили отдельные слова – но лишь для того, чтобы попроситься обратно в мир фауны. Детей-Маугли к нормальной жизни в человеческом обществе адаптироваться ни разу не удалось. Лишившись звериной компании, одичавшие дети, как правило, вскоре умирали, несмотря на незаурядную физическую силу и выносливость,

Разработан (МЭДОС) метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей. В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод выявляет картину основных отклонений и недостатков, определяет наличие и отсутствие этих отклонений.

Выводы: Педагогическая запущенность – это серьезная проблема, которая всегда затрудняет жизнь ребенка. Родители и педагоги не всегда уделяют должное внимание данной проблеме, считая, что со временем ребенок «перерастет». Если вовремя не принять соответствующих мер, из педагогически запущенного ребенка, подростка может вырасти социально опасный человек. Поведенческие девиации и психологические отклонения с возрастом все сложнее исправлять.

Специалисты психолого-педагогической и социально-педагогической службы образовательного учреждения могут успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности детей.

Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения определены. В частности, Овчаровой Р.В., Озерецким Н.И.

Специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе Невского И.А., Зюбина Л.М., которые предложили этапы работы и коррекционные мероприятия.

В направлении изучения педагогической запущенности школьника как объекта деятельности социального педагога проводились исследования Алемаскиным М.А., Блонским П.П., Кащенко В.П., Козубовской И.В., Костяшкиным Э.Г., Моложавым С.С., Невским А.А. и др.

В последние годы в России растет число неблагополучных семей, тема педагогической запущенности как объекта деятельности социального педагога в средней общеобразовательной школе является все более актуальной. Повышение уровня требований к младшим школьникам влечет за собой перегрузку учебными заданиями и снижает уровень адаптации к школе, данный факт может содействовать возникновению педагогической запущенности, если семья не принимает во внимание запросы ребенка и системы образования.

Закон Российской Федерации «Об Образовании» (2012) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных, нравственных, духовных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания, взаимоотношениями с отдельными группами и личностями класса, учителями в школе, обстановкой и взаимоотношениями в семье

Очевидно, что в настоящее время необходима разработка базовой унифицированной коррекционной программы для работы с детьми, отличающимися педагогической запущенностью, на основе которой специалисты смогут разработать индивидуальные программы, ориентированные на конкретные проблемы каждого ребенка запущенности социальным педагогом в общеобразовательном учреждении.

Особое место в данной программе должно быть отведено работе с родителями – многие из них пренебрегают элементарными психологическими, социально-педагогическими знаниями, учениями, навыками. Некоторые считают, что ребенку достаточно материальной заботы, на фоне чего семья морально-нравственной сферой отношений, спецификой мира детства. Вместе с тем значительная часть родителей не озабочена личностным развитием, не понимает, что ребенок социализируется благодаря тем примерам в поведении взрослых, которые транслируются именно в семье. Таким образом, все более актуальной становится проблема самовоспитания именно родителей.

8. Кащенко В.П Педагогическая коррекция. М.:Изд-во Эксмо, 2010г. – 247 с.

11. Овчарова Р.В.: Справочная книга школьного психолога. – М. : Новая школа, 2009г. – 204 с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *