Что значит партийная литература
«Партийная организация и партийная литература»
В ноябре 1905 года на страницах газеты «Новая жизнь» появилась известная статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Согласно его задумке, литература должна была стать «частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Новые условия социал-демократической работы, создавшиеся и России после октябрьской революции выдвинули на очередь вопрос о партийной литературе. Различие между нелегальной и легальной печатью, это печальное наследие крепостнической, самодержавной России, — начинает исчезать. Оно еще не померло, далеко нет. Лицемерное правительство нашего министра-премьера еще бесчинствует до того, что «Известия Совета Рабочих Депутатов» печатаются «нелегально», но, кроме позора для правительства, кроме новых моральных ударов ему, ничего не получается из глупых попыток «запретить» то, чему помешать правительство не в силах.
При существовании различия между нелегальной и легальной печатью вопрос о партийной и непартийной печати решался крайне просто и крайне фальшиво, уродливо. Вся нелегальная печать была партийна, издавалась организациями, велась группами, связанными так или иначе с группами практических работников партии. Вся легальная печать была не партийна, потому что партийность была под запретом, — но «тяготела» к той или другой партии. Неизбежны были уродливые союзы, ненормальные «сожительства», фальшивые прикрытия; с вынужденными недомолвками людей, желавших выразить партийные взгляды, смешивалось недомыслие или трусость мысли тех, кто не дорос до этих взглядов, кто не был, в сущности, человеком партии.
Проклятая пора эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка, идейного крепостничества! пролетариат положил конец этой гнусности, от которой задыхалось, все живое и свежее на Руси. Но пролетариат завоевал пока лишь половину свободы для России.
Революция еще не закончена. Если царизм уже не в силах победить революцию, то революция еще не в силах победить царизма. И мы живем в такое время, когда всюду и на всем сказывается это противоестественное сочетание открытой, честной, прямой, последовательной партийности с подпольной, прикрытой, «дипломатичной», увертливой «легальностью». Это противоестественное сочетание сказывается и на нашей газете: сколько бы ни острил г. Гучков насчет социал-демократической тирании, запрещающей печатать либерально-буржуазные, умеренные газеты, а факт все же остается фактом, — Центральный Орган Российской социал-демократической рабочей партии, «Пролетарий», все же остается за дверью самодержавно-полицейской России.
В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы.
Все это бесспорно, но все это доказывает лишь то, что литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата. Все это отнюдь не опровергает того чуждого и странного для буржуазии и буржуазной демократии положения, что литературное дело должно непременно и обязательно стать неразрывно связанной с остальными частями частью социал-демократической партийной работы. Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами — все это должно стать партийно-подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела, отнимая, таким образом, всякую почву у старинного, полуобломовского, полуторгашеского российского принципа: писатель пописывает, читатель почитывает.
Эти последние слова покажутся парадоксом или насмешкой над читателями. Как! закричит, пожалуй, какой-нибудь интеллигент, пылкий сторонник свободы. Как! Вы хотите подчинения коллективности такого тонкого, индивидуального дела, как литературное творчество! Вы хотите, чтобы рабочие по большинству голосов решали вопросы науки, философии, эстетики! Вы отрицаете абсолютную свободу абсолютно-индивидуального идейного творчества!
Успокойтесь, господа! Во-первых, речь идет о партийной литературе и ее подчинении партийному контролю. Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений. Но каждый вольный союз (в том числе партия) волен также прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов. Свобода слова и печати должна быть полная. Но ведь и свобода союзов должна быть полная. Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то.
Партия есть добровольный союз, который неминуемо бы распался, сначала идейно, а потом и материально, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды. Для определения же грани между партийным и антипартийным служит партийная программа, служат тактические резолюции партии и её устав, служит, наконец, весь опыт международной социал-демократии, международных добровольных союзов пролетариата, постоянно включавшего в свои партии отдельные элементы или течения, не совсем последовательные, не совсем чисто марксистские, не совсем правильные, но также постоянно предпринимавшего периодические «очищения» своей партии.
Так будет и у нас, господа сторонники буржуазной «свободы критики», внутри партии: теперь партия у нас сразу становится массовой, теперь мы переживаем крутой переход к открытой организации, теперь к нам войдут неминуемо многие непоследовательные (с марксистской точки зрения) люди, может быть, даже некоторые христиане, может быть, даже некоторые мистики. У нас крепкие желудки, мы твердокаменные марксисты. Мы переварим этих непоследовательных людей. Свобода мысли и свобода критики внутри партии никогда не заставят нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы, называемые партиями.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.
И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, — не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды.
Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих).
За работу же, товарищи! Перед нами трудная и новая, но великая и благодарная задача — организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением. Вся социал-демократическая литература должна стать партийной. Все газеты, журналы, издательства должны приняться немедленно за реорганизационную работу, за подготовку такого положения, чтобы они входили целиком на тех или иных началах в те или иные партийные организации. Только тогда «социал-демократическая» литература станет таковой на самом деле, только тогда она сумеет выполнить свой долг, только тогда она сумеет и в рамках буржуазного общества вырваться из рабства у буржуазии и слиться с движением действительно передового и до конца революционного класса.
«Новая жизнь», 13 ноября 1905 г.
Публикуется по тексту Сочинений В. И. Ленина, 5 изд., том 12, стр. 99−105.
ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ
ПАРТИ́ЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУ́РЫ. Учение о П. л., выдвинутое и обоснованное В. И. Лениным, опирается на традиции прогрессивной культуры прошлого, тех писателей и критиков, которые выступали поборниками тенденциозности искусства, отстаивали мысль о плодотворности для художников идейности, народности, участия в общественной борьбе на стороне передовых сил своего времени. Принцип П. л. вытекает из революционной теории марксизма, органически связан с эстетическими взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса. Основоположники марксизма с последовательно партийных позиций оценивали классовое содержание произведений современных им писателей, с большим вниманием относились к зарождению литературы рабочего класса, в частности «социалистического тенденциозного романа» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). (См. также Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе.)
Необходимость дальнейшего развития марксистского учения о классовом характере различных форм общественного сознания, выдвижения принципа П. л. была связана с ускорением мирового революционного процесса, созданием в России коммунистической партии нового типа. 13 ноября 1905 в разгар 1-й русской революции была опубликована статья Ленина «Партийная организация и партийная литература», ставшая боевым манифестом партии, теоретической основой ее политики в области литературы и искусства.
Опираясь на опыт мирового общественного развития, Ленин показал, что возможная победа буржуазно-демократической революции в России не означает появления подлинной свободы печати, свободы художественного творчества. Вопреки иллюзиям многих представителей интеллигенции выход « из плена крепостной цензуры » в условиях даже самой полной буржуазной демократии ведет лишь « в плен буржуазно-торгашеских литературных отношений» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 102). Работники печати, издательств, публицисты, писатели, художники оказываются в этих условиях перед неминуемым общим выбором: либо « замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания», либо пролетарская партийность, позволяющая « и в рамках буржуазного общества вырваться из рабства у буржуазии и слиться с движением действительно передового и до конца революционного класса». Исходя из этих положений, Ленин выступил с призывом к « открытой, честной, прямой, последовательной партийности » в области идеологии и культуры, поставил задачу « организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением» (там же, с. 100, 104, 105).
В других работах Ленина, в частности в статье «Социалистическая партия и беспартийная революционность» (1905), проблема партийности рассматривается в общеполитическом плане, однако содержащиеся в них положения и выводы имеют методологическое значение для понимания П. л. На этапе буржуазно-демократической революции получает распространение идея беспартийности, отвечающая классовым интересам буржуазии. Вызревание социалистической революции создает благоприятные возможности для изживания надклассовых иллюзий. «Строгая партийность, писал Ленин, есть спутник и результат высокоразвитой классовой борьбы Беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая. Это положение, в общем и целом, применимо ко всему буржуазному обществу» (там же, с. 133, 138). Партийность рассматривалась Лениным как форма выражения классового сознания и организационно-политический принцип, которые сохраняют свое значение на протяжении всей эпохи революционного перехода человечества к новой общественной формации (см. также Ленин В. И. о литературе).
Проблема П. л. разрабатывается советской наукой в историческом и теоретических планах, рассматривается во всех важнейших аспектах: П. л. и художественная правда, П. л. и свобода художественного творчества, партийность и народность литературы, П. л. и партийное руководство развитием художественной культуры. Разработка теории П. л. прошла ряд этапов, сопровождалась выдвижением концепций, по-разному трактующих содержание этого понятия. Высказывалась точка зрения, согласно которой литература и искусство партийны на протяжении всей истории своего существования в классовом обществе, поскольку партийностью является любая социальная тенденция художественных произведений, осознанная или неосознанная идеологическая направленность литературного творчества. Противоположная точка зрения состоит в признании лишь Коммунистической партийности, возникающей на пролетарском этапе революционного движения. В ходе дискуссий вырабатывается подлинно научное понимание П. л., учитывающее всю совокупность ленинских высказываний по этому вопросу, весь опыт развития литературы и искусства.
Понимание П. л. как осознанной классовости художественного творчества предполагает признание того, что П. л. берет начало со времени открытия классов, т. е. с рубежа XVIIIXIX вв. Буржуазной партийностью (носившей в ту пору прогрессивный характер) отмечено творчество П. О. Бомарше, ряда поэтов и художников Великой французской революции. В противовес им в определенные моменты в европейских литературах давала себя знать дворянская, феодальная партийность, приобретавшая формы восхваления уходящего строя, реакционного романтизма. С выходом на историческую арену рабочего класса возникают зачатки пролетарской П. л., прежде всего в области поэзии (Г. Гервег, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт, Г. Гейне, Э. Потье). Декларируемая идеологами буржуазного общества идея беспартийности не исключает проявления буржуазной партийности в литературе и искусстве в периоды резкого обострения классовых противоречий, когда речь идет о самом существовании капиталистического строя. Такого рода П. л. отмечена Лениным в рецензии на книгу А. Т. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» (см. там же, т. 44, с. 249). Свое наиболее последовательное полное, эстетически значимое проявление партийность обрела в литературе рабочего класса, а затем первой в мире страны социализма. П. л. явилась здесь высшей формой проявления народности литературы, важнейшим условием достижения художественной правды, поскольку классовые интересы пролетариата совпадают с интересами народа и объективными закономерностями общественного развития.
Неизменными принципиальными основами коммунистической П. л. являются материалистическое марксистско-ленинское мировоззрение писателя, убежденность в правоте коммунистических идеалов, стремление содействовать своим творчеством их осуществлению. При этом коммунистическая П. л. не сводится к политическим взглядам писателя и даже к идейной направленности произведения. Являясь побудительной силой художественного творчества, коммунистическая П. л. проявляется на всех этапах создания произведения, пронизывает собой его содержание и форму. Она неотделима от последовательного демократизма литературы и искусства, общественно значимой проблематики произведений, их передовой идейной направленности, сознательной ориентации художника на широкую народную аудиторию. Коммунистическая партийность является идейно-творческой основой социалистического реализма, предполагающего отображение действительности в революционном развитии, в свете идеалов нового строя. Духу ленинского учения отвечает конкретно-исторический подход к пониманию П. л., внимательный учет расстановки классовых сил и других особенностей различных этапов общественного развития. Каждым новым поколением писателей коммунистическая партийность «открывается» в реальной творческой практике вновь и вновь, является сложным результатом взаимодействия литературы и жизни.
Теоретическая постановка проблемы П. л. совпала по времени с появлением литературы социалистического реализма (роман «Мать» и пьеса «Враги» М. Горького, творчество Д. Бедного, рабочих поэтов «Звезды» и «Правды» 1912 1914; см. «Звезды» и «Правды» поэты). В деятельности партии принцип Коммунистической партийности включал в себя использование лучшей части культурного наследия для политического просвещения масс, марксистский критический анализ явлений литературы и искусства, борьбу с буржуазными концепциями художественного творчества, идейное воспитание писателей и деятелей искусства, принимавших участие в революционном движении.
Как предвидели основоположники марксизма, после победы социалистической революции оказался неизбежным период революционного перехода от одной формации к другой, построения основ социализма. Особенностями этого периода явились резкая поляризация классовых сил внутри страны (в пору революции и Гражданской войны) и в мировом масштабе, предельная острота борьбы с империалистической реакцией, глубокая «политизация» общественного сознания, восприятие всех явлений жизни через призму противостояния двух миров. Эти и другие исторические факторы определили интенсивность процессов формирования идейного единства советской творческой интеллигенции, утверждения принципов социалистического реализма и вместе с тем наложили печать исторического своеобразия на проявление этих принципов в художественном творчестве. Эти же факторы способствовали укреплению фронта социалистической литературы во всем мире (М. Андерсен-Нексё, Л. Арагон, В. Незвал, А. Зегерс, И. Бехер, Я. Ивашкевич, П. Неруда, Н. Хикмет, Лу Синь и др.).
Эпоха становления нового строя сформировала тип писателя, для которого общественная и творческая деятельность оказывались нераздельными. Устремленность к великой социальной цели делала писателя горячо заинтересованным участником происходящих в стране и мире событий. В свою очередь, непосредственное участие писателя в этих событиях накладывало свой отпечаток на содержание и направленность литературных произведений, делало лучшие из них событиями широкого общественного звучания
(«Чапаев» и «Мятеж» Д. А. Фурманова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева и др.). Новые отношения между писателем и читателем, литературой и действительностью, являющиеся принципиальной новаторской особенностью литературы социалистического реализма, проявлялись в 2040‑х гг. с особенной наглядностью и убедительностью.
Быстрота исторического развития, выход на дорогу сознательного социального творчества многомиллионных народных масс, необходимость решения на каждом новом повороте истории какой-то одной всепоглощающей задачи создавали благоприятные объективные возможности для воссоздания в литературе и искусстве эпических форм отображения действительности. Опыт показал, что необходимым субъективным фактором для использования этих возможностей выступали марксистско-ленинское мировоззрение, коммунистическая партийность творчества, возможность охватывать с единой точки зрения гигантский жизненный материал, сопрягать великое и малое в широкой эпической картине противоборства непримиримых классовых сил, глубочайшего социального обновления мира (поэма «Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковского, романы-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова).
В понятие коммунистической П. л. ныне, как и прежде, входят определенность и бескомпромиссность позиции художника в главном противоборстве нашего времени борьбе между социализмом и капитализмом. Вместе с тем в социалистическом обществе, развивающемся на своей собственной основе путем осознания и преодоления возникающих в ходе этого развития неантагонистических противоречий, решающем многообразные и сложные задачи совершенствования общественных отношений, формирования нового человека, сферой проявления П. л. больше, чем в первые десятилетия развития советской литературы, стала область нравственной проблематики. П. л. это не только мера взыскательности и гражданской ответственности писателя, но и сила его устремленности к насущным проблемам народной жизни.
Многонациональная советская литература стремится показать величайшую жизненность того дела, которое было начато в годы социалистической революции, осмыслить диалектику прошлого и настоящего, сделать достоянием новых поколений опыт социалистического преобразования мира и человека («Соленая Падь» С. П. Залыгина, «Сибирь» Г. М. Маркова, «Кровь и пот» А. Нурпеисова и др.). Важное социальное значение имеет обращение литературы к времени Великой Отечественной войны, раскрытие истоков народного подвига в борьбе с фашизмом («Живые и мертвые» К. М. Симонова, «Потерянный кров» И. Авижюса, произведения Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.).
Литература раскрывает сложные процессы развития советского общества, по-своему проявляющиеся в деятельности трудовых коллективов, в повседневной жизни людей. Утверждая красоту коммунистических идеалов, нравственных ценностей социалистического общества, литература критически высвечивает все, что противоречит этим ценностям и идеалам, борется с цепкими проявлениями национального эгоизма, мещанского индивидуализма, потребительского отношения к жизни (произведения В. М. Шукшина, Ю. В. Трифонова, Ч. Айтматова, Н. Думбадзе, М. Слуцкиса и многие другие). Активное участие литературы в художественном познании современности получает всемерную поддержку со стороны Коммунистической партии.
Произведения литературы в разной мере отвечают высоким критериям Коммунистической партийности, социалистического реализма. К отходу от художественной правды ведут бескрылость, фактография, неопределенность авторской позиции и такая трактовка П. л., которая сводится к оправданию художественной беспомощности, иллюстративности, схематизма. Общность идейных позиций не исключает возможности разного подхода при решении вопроса о том, как именно художник должен служить народу, осуществлять свой долг борца за идеалы коммунизма. Верное решение этих проблем в соответствии с интересами общества и творческой индивидуальностью художника является одной из главных задач партийного руководства литературой и искусством (см. также Постановления Коммунистической партии по вопросам советской литературы).
Принцип партийности художественного творчества, ставший знаменем мирового социалистического искусства, утверждается в непримиримой борьбе с реакционными идейными течениями и тенденциями. Буржуазная наука и пропаганда, теоретики ревизионистского толка на протяжении десятилетий выступают с нападками на принципы П. л., партийного руководства сферой художественного творчества. Решающим опровержением измышлений идеологических противников служат растущий авторитет, выдающиеся завоевания социалистической художественной культуры.
Значение ленинского принципа П. л. в современных условиях неизменно подчеркивается в документах КПСС. «Искусство социалистического реализма, говорится в новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXVII съездом КПСС, основано на принципах народности и партийности. Оно сочетает смелое новаторство в правдивом художественном воспроизведении жизни с использованием и развитием всех прогрессивных традиций отечественной и мировой культуры. Перед деятелями литературы и искусства широкий простор для действительно свободного творчества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных реалистических форм, стилей и жанров. По мере роста культурного уровня народа усиливается влияние искусства на жизнь общества, его морально-психологический климат. Это повышает ответственность мастеров культуры за идейную направленность творчества, художественную силу воздействия их произведений».
Литература:
Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986;
Мейлах Б., Ленин и проблемы русской литературы XIX нач. XX вв., 4 изд., Л., 1970;
Гей Н., Пафос социалистического реализма, 2 изд., М., 1973;
Куницын Г. И., Политика и литература, М., 1973;
его же, Еще раз о партийности художественной литературы, М., 1979;
его же, Общечеловеческое в литературе, М., 1980;
Якименко Л., Ленинский принцип партийности и некоторые проблемы социалистического реализма, в его кн.: На дорогах века, М., 1973;
Волков И., Партийность искусства и социалистич. реализм, М., 1974;
Марков Д., Коммунистич. партийность искусства как высшее выражение гуманизма, в его кн.; Проблемы теории социалистического реализма, 2 изд., М., 1978;
Метченко А., Кровное, завоеванное, 2 изд., М., 1975;
Храпченко М., Творч. индивидуальность писателя и развитие литературы, 4 изд., М., 1977;
Дубровин А., О партийности худож. творчества, М., 1977;
Овчаренко А., Социалистич. реализм, М., 1977.