Pan American World Airways, так же известная как Pan Am — одна из крупнейших авиакомпаний в истории США. Была основана в 1927 году как «Pan American Airways», прекратила существование в 1991 году.
Первый рейс — Ки-Уэст—Гавана. На протяжении многих лет Pan Am по сути являлась национальным перевозчиком США, одним из лидеров трансатлантических перелетов. Pan American внесла значительный вклад в становление международных авиаперевозок, выступила стартовым заказчиком таких ключевых для развития авиации типов самолетов, как Boeing-707, Boeing-747, а также одной из первых авиакомпаний стала применять компьютеризованные системы бронирования билетов.
Причиной банкротства послужил ряд грубых ошибок и просчетов руководства компании, не сумевшего подготовить Pan Am к резко изменившимся условиям рынка после вступления в силу закона о дерегулировании воздушных перевозок США 1978 года. С этого момента авиакомпания ежегодно несла ощутимые убытки, постепенно распродавая активы для погашения задолженностей. В 1985 году азиатско-тихоокеанское направление полностью было продано авиакомпании United Airlines. Война в Персидском заливе 1991 года привела к росту цен на нефть и авиатопливо, что стало роковым для Pan Am, находившейся в плачевном финансовом состоянии. 4 декабря 1991 года авиакомпания объявила о банкротстве.
В 1996 году бывшие сотрудники авиакомпании попытались воссоздать Pan Am как малобюджетного авиаперевозчика, для чего выкупили несколько самолетов Airbus A300, но в феврале 1998 года компания вновь подала на банкротство. Несмотря на низкие издержки, она не смогла конкурировать с крупными авиаперевозчиками.
В 1998 году железнодорожная компания Guilford Transportation Industries (США) приобрела права на торговую марку Pan Am и в течение нескольких лет выполняла чартерные рейсы вдоль восточного побережья США на самолетах Boeing-727, некоторые из которых принадлежали «оригинальной» Pan Am. В настоящее время авиаперевозки прекращены.
Название Pan American вписано в историю авиаиндустрии. Использование метеопрогнозов и радиопеленгаторов, компьютерное бронирование билетов, отели для экипажа и пассажиров, разделение на классы в самолетах — это и многое другое до сих пор используют все авиакомпании. Однако, став первопроходцем, компания не смогла продолжить существование в условиях перемен, и в 1991 году была закрыта. Обозреватель vc.ru изучила, чем знаменит бренд и что привело к его банкротству.
Благодаря Закону об иностранной воздушной почте у Pan Am практически не было конкурентов. Согласно нему, заниматься перевозкой международной почты могли только те авиакомпании, которые достойно представляли США в Латинской Америке.
Хуан Трипп поддерживал дружеские отношения с большинством стран этого региона и часто лично встречался с иностранными лидерами, тем самым гарантировав поддержку со стороны американского правительства и фактически монополию на международную почтовую перевозку.
В 1929 году сбылась мечта Триппа — авиакомпания совершила первый пассажирский рейс из Майами в Сан-Хуан. Протяженность в 2 тысячи миль самолет Pan Am преодолел за 56 часов, включая две ночные остановки. Вскоре путем слияния и покупки небольших авиакомпаний Pan Am получила статус главного авиаперевозчика США.
30-е годы 20 века стали периодом расцвета для авиакомпании. На руку Pan Am сыграла даже Великая Депрессия, во времена которой правительство ввело экономическое регулирование монополий: банков, авиации и других областей.
Благодаря государственному управлению, а именно созданию Совета по гражданской авиации, практически была уничтожена любая конкуренция в этой сфере. Совет утверждал тарифы, маршруты и закреплял их за перевозчиками. Без разрешения Совета никто не мог войти или уйти с авиарынка.
Руководство Pan Am активно зарабатывало себе репутацию. По указанию Триппа авиакомпания стала учитывать метеопрогнозы, применять радиопеленгаторы, навигационные приборы. Особой строгостью отличался подход к отбору летного экипажа и обслуживающего самолет персонала. За счет принятых мер летать становилось безопаснее, бренду Pan Am начинали доверять.
В те годы авиакомпания открыла межконтинентальные перелеты на клипперах (названы в честь Clipper — люксовых океанских лайнеров в 19 веке), каждому из которых присваивали имя. На смену кожаной куртке и шлему пилотов почтовых перевозок пришла легендарная сине-белая униформа, выполненная в типичной морской цветовой гамме.
Обычный ужин пассажиров из первого класса состоял из пяти блюд. В 50-х годах авиакомпания заключила договор на поставку еды с элитным парижским рестораном Maxim’s.
Для пассажирских перевозок компания Pan Am заказала шесть самолетов Boeing 314. На этом судне был совершен первый трансатлантический перелет из Балтимора в Лиссабон, а позже — во Францию и Великобританию.
В начале 40-х годов авиакомпания получила партию судов Boeing 307, которые летали на высоте шести тысяч метров и не зависели от метеоусловий. Однако использовались по прямому назначению они недолго. Все четырнадцать самолетов были переданы ВВС США во время Второй Мировой войны. Но даже в те годы компания Pan Am не стояла на месте.
Впервые членом экипажа авиакомпании стал бортинженер. Кроме того, зародился первый сервис для пассажиров, ожидающих вылета. В частности, им был предложен напиток — ирландский кофе. Согласно истории, кофе с алкоголем впервые приготовил бармен Джозеф Шеридан для американцев, ожидавших свой рейс в терминале аэропорта в Ирландии. Довольные клиенты спросили у Шеридана, как называется напиток, на что тот ответил первое, что пришло на ум — «ирландский кофе».
Историческим для Pan Am стал первый полет с американским президентом на борту. Случилось это в 1943 году, когда Франклин Д. Рузвельт сел в самолет авиакомпании Boeing 314, чтобы добраться на военную конференцию в Касабланку. На обратном пути глава США отпраздновал на борту свой 61-й день рождения.
Мирное время принесло рост интереса к авиаперевозкам. В ответ на спрос Pan Am открыла больше дальнемагистральных маршрутов. Так, в 1946 году путь из Майями до Буэнос-Айреса пассажиры преодолевали за 71 час (через 12 лет авиакомпании удалось сократить его до 25 часов). Цены на такие перелеты были доступны немногим, поэтому в голове Хуана Триппа родилась идея разделить самолет на классы подобно морским лайнерам.
Pan Am стала первой международной авиакомпанией, представившей экономический класс The Rainbow («Радуга»). Клиенты занимали небольшие сиденья, поэтому в рядах «эконома» помещалось больше кресел. Кроме того, пассажирам предоставлялся более скромный сервис.
Однако тем, кто был готов платить, Pan Am продолжала предлагать роскошные условия. Например, предоставлять за отдельную плату спальные места. Пассажирам, которые предпочитали летать лёжа, стюардессы подавали завтрак в постель.
Останавливаться на достигнутом было не в привычке Хуана Триппа. В конце 50-х годов прошлого века руководство авиакомпании приняло решение построить собственный терминал. Легендарный круглый Worldport появился в аэропорту JFK в Нью-Йорке в 1960 году.
Терминал вмещал в себя шестнадцать выходов на посадку, рестораны, бар, две отдельные заправочные станции. Новое здание с раздвижными дверями и автоматической системой багажа вызвало восторг у общественности. В дальнейшем терминал был несколько раз достроен. Сменив нескольких владельцев, в 2013 году он был снесен.
На самолетах Boeing 747 компания совершала беспосадочные перелеты в Европу, Японию. Pan Am стала первой и до 1979 года единственной авиакомпанией, предлагавшей прямые рейсы из США в СССР.
Грамотный маркетинг создал Pan Am репутацию роскошной авиакомпании для утонченной публики. Пассажирам первого класса при регистрации выдавалась фирменная сумка Pan Am. Этот модный аксессуар можно было увидеть у множества знаменитостей: от актрисы Джуди Гарленд до президента Джона Кеннеди.
Компания Pan Am задействовала в продвижении бренда самых ярких представителей своего времени. Так, в 1956 году для участия в рекламной кампании был приглашен автор и заядлый путешественник Эрнест Хемингуэй.
В своей статье писатель говорил о том, что чувствует себя в безопасности, летая с пилотом Pan Am. Кроме того, Хемингуэй отметил, что авиакомпания, как и он, обладает огромным опытом в путешествиях. Это и стало лозунгом Pan Am — «Самая опытная авиакомпания в мире».
Широкой рекламной кампанией обернулся первый американский тур The Beatles, в который они отправились на самолете Pan Am. Стартовав в Лондоне, The Beatles были встречены многотысячной толпой в аэропорту Нью-Йорка.
Там же в терминале состоялась пресс-конференция музыкантов на фоне баннеров авиакомпании. Это стало хорошим пиаром для Pan Am в Европе.
Последующие события, по мнению главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, не оставили Pan Am ни единого шанса остаться в бизнесе.
Принципиальное изменение на рынке авиаперевозок США — до сих пор ещё крупнейшем в мире — произошло в 1978 году, когда был принят Deregulation Act, в результате которого прекратилось госрегулирование отрасли.
В результате авиакомпании США из монопольной среды перешли в рыночную, началась реальная конкуренция. Это привело к резкому сокращению тарифов, что было выгодно пассажирам, но плохо для авиакомпаний. Pan Am, выполняя фактически только международные рейсы, имела распределенную структуру управления и высокие накладные расходы.
Следующим ударом стала война в Персидском заливе в 1991 году и повышение цен на топливо. По состоянию на 1990 год основу среднемагистрального парка Pan Am составляли устаревшие к тому времени самолеты Boeing 727-200 — всего 91 единица техники.
Во второй половине 80-х годов руководство компании отказалось от попытки перейти на принципиально новые самолеты Airbus A320; заказ был сделан, но впоследствии отменен. Даже переход на распространенные в то время самолеты Boeing 737-300 поставил бы компанию в существенно более положительные условия.
Часовой расход топлива у 737-300 составляет примерно 2,5 тонн керосина, тогда как у 727-200 — 3,95 тонн керосина. Резкое повышение цен на топливо и снижение международных перевозок из-за войны в Персидском заливе привели к банкротству компании.
Позже было предпринято несколько попыток возродить легендарный бренд. В 1998 году железнодорожная система Guilford приобрела права на имя, логотип и цвета Pan Am, которые использует с 2006 года.
Перестав летать, авиакомпания по-прежнему остается популярна. В 2002 году Pan Am появилась в фильме «Поймай меня, если сможешь», где в одном из эпизодов стюардессы в типичной сине-голубой униформе сопровождали героя Леонардо ДиКаприо.
В 2011 году был показан сериал Pan Am, главными героями которого стали пилоты и стюардессы авиакомпании.
Смотреть что такое «Pan American» в других словарях:
Pan American — World Airways Pour les articles homonymes, voir Pan. AITA PA … Wikipédia en Français
Pan American — World Airways … Deutsch Wikipedia
Pan-American — or Pan American may refer to:*Pan Americanism, an integrationist movement among the nations of the Americas *Pan American Union, later the Organization of American States *Pan American Health Organization *Pan American Highway *Pan American Games … Wikipedia
pan-american — |pan+ adjective Usage: usually capitalized P&A 1. : of or relating to the independent republics of No. and So. America Pan American affairs 2. : involving or participated in by the Pan American nations Pan American congress Pan American games … Useful english dictionary
Pan-American — Pan A*mer i*can, a. [See .] Of or pertaining to both North and South America. [1913 Webster] … The Collaborative International Dictionary of English
Pan-American — ☆ Pan American [pan΄ə mer′i kən ] adj. of North America, South America, and Central America, collectively … English World dictionary
Pan-American — /pan euh mer i keuhn/, adj. of, pertaining to, or representing all the countries or people of North, Central, and South America. [1885 90, Amer.] * * * … Universalium
Pan-American — Pan A·mer·i·can || ‚pænÉ™ merɪkÉ™n of all of the Americas, of all countries in North South and Central America … English contemporary dictionary
Pan-American — Pan A•mer•i•can [[t]ˌpæn əˈmɛr ɪ kən[/t]] adj. geg gov of or representing the countries or people of North, Central, and South America • Etymology: 1885–90 … From formal English to slang
pan-American — /pæn əˈmɛrɪkən/ (say pan uh merikuhn) adjective of or relating to all the countries or peoples of North, Central, and South America … Australian-English dictionary
Pan-American — adjective Date: 1889 of, relating to, or involving the independent republics of North and South America … New Collegiate Dictionary
Pan American World Airways — одна из крупнейших авиакомпаний США. Была основана в 1927 г., прекратила существование в 1991 г. Причиной тому послужило её банкротство после взрыва самолёта ливийскими террористами над Локерби в 1988 г. В 1996 г. была воссоздана как малобюджетная, но в феврале 1998 г. вновь подала на банкротство. Несмотря на низкие издержки, она не смогла конкурировать с крупными компаниями. Первый рейс — «Ки-Вест — Гавана». На протяжении многих лет по сути являлась национальным перевозчиком США, одним из лидеров трансатлантических перелетов.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Пан Америка» в других словарях:
Кубок Дэвиса 2007. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2007 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основная … Википедия
Южная Америка — I. Общие сведения. Ю. А. южный материк Западного полушария между 12°28 с. ш. (мыс Гальинас на полуострове Гуахира) и 53°54 ю. ш. (мыс Фроуорд на полуострове Брансуик), 34°47 з. д. (мыс Кабу Бранку) и 81°20 з. д. (мыс Париньяс).… … Большая советская энциклопедия
Кубок Дэвиса 2009. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2009 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка … Википедия
Кубок Федерации 2008. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2008 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (7 сборных) и группы II (13 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия
Кубок Дэвиса 2010. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2010 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основна … Википедия
Кубок Дэвиса 2011. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2011 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основна … Википедия
Кубок Федерации 2009. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2009 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (6 сборных) и группы II (12 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия
Кубок Федерации 2010. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2010 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (8 сборных) и группы II (12 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия
Кубок Федерации 2011. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2011 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (8 сборных) и группы II (11 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия
Кубок Дэвиса 2012. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2012 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основна … Википедия
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
панамерика́нский
1. полит. связанный, соотносящийся по значению с существительным панамериканизм
2. охватывающий Северную Америку, Центральную Америку и Южную Америку
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сомалийский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «панамериканский»
Предложения со словом «панамериканский»
Сочетаемость слова «панамериканский»
Что (кто) бывает «панамериканским»
Понятия со словом «панамериканский»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «панамериканский»
После 20 лет успешного панамериканского бизнеса по перевозке мебели он продал его за большие деньги.
В данных переговорах я представлял панамериканскую сторону, и передо мной стояла задача убедить японских учёных в важности данных исследований и ускорении внедрения наших разработок, что удалось мне на все сто процентов.
Мчались по просторному панамериканскому шоссе среди зелени, солнца.