Что значит отвергнуть добрую совесть
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Тим. 1:19
Свт. Феофан Затворник
Имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша.
Что в начале указал как норму для научения и руководства пасомых, то теперь возлагает как нравственный долг на самого учителя. Там говорил: конец завещания любы от чиста сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя (ср.: 1, 5); здесь внушает: воинствуй доброе воинство, имея веру и благую совесть. Главное и в пасомых, и в пасущем — вера и благая совесть. Вера обнимает все веруемое — Бога в Троице поклоняемого Творца, Вседержителя, Промыслителя, Искупителя, Освятителя и Судию,— паче же то, что Он, желающий спасения всякого грешника и устроивший дивный для всех образ спасения, приимет и меня, с верою приступающего к Нему за спасением, и спасет, как Сам ведает. Совесть же благая требует «жизни, украшенной целомудрием и правдою (любовию и благочестием). Надлежит с верою сопрягать и такую похвальную жизнь» (блаженный Феодорит). И это как пасомым, так тем паче пасущему. И Апостол здесь как бы говорит поставленному пасти и учить Тимофею: «не думай удовольствоваться тем одним, что ты по пророчествам поставлен священствовать; но тебе надлежит иметь веру правую, чтоб право раздаять слово истины, и благую совесть или жизнь незазорную, из коей благая совесть, чтоб мог ты и над другими предстоятельствовать благотворно» (блаженный Феофилакт). «Добрый учитель воздерживается от всего противного истине и тем своей проповеди придает наибольшую достоверность. Одним примером добрых дел многих привлекает он к верованию, располагая их полагаться на его слово» (Амвросиаст). «Потому учитель должен сначала научить себя самого. Ибо подобно тому, как военачальник, если бы он прежде не был отличным воином, то не был бы никогда и военачальником: так и учащий. Это Апостол говорит и в другом месте: да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27)» (святой Златоуст).
Юже нецыи отринувше, от веры отпадоша. — Юже — совесть, — отринувше, — оттолкнув, презрев, поправ, отпали от веры. Так много правость веры зависит от доброй жизни. Спаситель самое уверование или уразумение, что Его учение от Бога есть, поставил в зависимость от ревностного желания творить волю Божию (см.: Ин. 7, 17). Но как начало, так и продолжение верования, или прочность и правость веры, зависят от доброй совести. Кто попирает совесть, тот очевидно не ценит и веры. Почему, если он учитель, то проповедует учение свое лицемерно (см.: Амвросиаст). К тому же небрегущий о доброй совести, позволяя себе произвол в области жизни, навыкает терпеть и допускать произвол и в области мысли, держимой в порядке у верующего верою. Этот произвол охотно принимает всякие предположения, несогласные с верою, которые, не быв устранены, скоро переходят в вероятности, а наконец держимы бывают с убеждением, в противность вере. Особенно это случается в отношении к тем пунктам веры, которые сильно беспокоят за недобрую жизнь. Дошедший до сего есть уже отпадший от веры, хоть живет среди верующих. Таким образом, «если жизнь бывает нечиста, то отсюда порождаются и превратные догматы» (блаженный Феофилакт). «Развратная жизнь часто служит основанием нечестия. Иные, не вынося обличений совести, с ними отвергали и простирающийся на все промысл Божий и бывающее приписали судьбе и року» (блаженный Феодорит). «Когда жизнь становится достойною осуждения, тогда возникает такое же учение. И можно видеть многих, которые, ниспадши в бездну грехов, совратились в язычество. Они для того, чтоб не терзаться страхом будущего суда, стараются убедить себя в душе, что угрозы те ложны. А все сие оттого, что много поблажают уму (как поблажают сердцу) и, умствуя, все подвергают исследованию. Умствование производит кораблекрушение (в душе), а вера есть в некотором смысле надежный корабль,—и уклоняющиеся от него неизбежно терпят кораблекрушение,— чему Апостол указывает и пример» (святой Златоуст).
Прп. Ефрем Сирин
имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере
Прп. Икумений Триккский
имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша
Блаж. Феофилакт Болгарский
Имея веру и добрую совесть.
Не думай, говорит, удовольствоваться только тем, что по пророчествам поставлен священствовать, но тебе надлежит иметь веру, чтобы провозглашать слово истины, и благую совесть, или жизнь незазорную, из коей благая совесть, чтобы мог ты и над другими предстоятельствовать благотворно. Ибо как полководцу следует прежде быть хорошим воином, так и учителю самому должно иметь то, чего он требует от учеников. Поэтому, несмотря на то, что мы учители, научимся не пренебрегать советами и наставлениями тех, которые больше нас.
Которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.
Лопухин А.П.
имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере
Совесть
Дух Святой работает и сотрудничает со совестью человека.
Люди попадают под влиянием ложных духов (бесов), когда уже не прислушиваются к своей совести. В Священных Писаниях даны указания иметь чистую совесть перед Богом.
В Новом Завете упоминается чистая, непорочная, добрая, порочная, осквернённая и прожженная совесть.
Теперь посмотрим на места Писания Нового Завета, где написано о совести.
Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. (Деян.23:1)
Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. (Деян.24:16)
Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. (Рим.2:15)
Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом. (Рим.9:1)
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. (Рим.13:5)
Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. (1Кор.8:7)
Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? (1Кор.8:10)
А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. (1Кор.8:12)
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. (1Кор.10:25)
Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. (2Кор.1:12)
Но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. (2Кор.4:2)
Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. (2Кор.5:11)
Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. (1Тим.1:5)
Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере. (1Тим.1:19)
Хранящие таинство веры в чистой совести. (1Тим.3:9)
Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей. (1Тим.4:1-2)
Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью. (2Тим.1:3)
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (Тит.1:15)
Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего. (Евр.9:8-9)
То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:14)
Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. (Евр.13:18)
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. (1Пт.3:15-16)
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. (1Пт.3:21)
Если совесть нас осуждает, это значит, что всё ещё в порядке, что человек ещё не совсем пропавший. Потому что Бог нас учит через нашу совесть. Если совесть нас осуждает, это значит, что Бог говорит нам через нашу совесть. Совесть является инструментом Духа Святого в руках Божьих, чтобы достучаться до нас.
Совесть человека. Какая же есть совесть человека?
Она испорчена, плохая, грязная, злая. Лишь Бог может её очистить! Когда Бог приходит во внутренность человека со Своим Святым Духом, тогда Он и омывает и очищает совесть человека, что человек истинно может служить Богу и творить добрые дела! Кровь Христа очищает совесть человека.
Да даст же Господь нам чистую и непорочную совесть!
ДОБРАЯ СОВЕСТЬ
Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть.
Апостол Павел
Мы имеем добрую совесть
Молитесь о нас, ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам (Евр.13:18,19).
Имея веру и добрую совесть
Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1:18,19).
Апостол Петр
Имейте добрую совесть
Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые, потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Петр.3:16-18).
Преподобный Исаак Сирин
Дерзновение бывает следствием преуспеяния в доброй совести
Во всех делах твоих да предваряют у тебя телесное целомудрие и чистота совести, ибо без них суетно пред Богом всякое дело.
Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, по своей мере, не исполнил воли Его. Ибо надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, и только при истинном свидетельстве ума нашего, имеем мы упование на Бога. Свидетельство же ума состоит в том, что человека ни мало не осуждает совесть, будто бы вознерадел о чем-либо таком, к чему обязан он по мере сил своих. Если не осудит нас сердце наше, «дерзновение имамы, к Богу» (1Ин.3:21). Посему дерзновение бывает следствием преуспеяния в добродетелях и доброй совести.
Преподобный Марк Подвижник
Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва — совестью. Нельзя без облака пролиться дождю, а без доброй совести угодить Богу.
Святой Макарий Великий
Душа строит дом свой имея… добрую совесть
Душа боголюбивая, желающая построить дом свой по слову Господа, не возводит его на песке лукавых помыслов греха, но вынимает его и углубляет (место для фундамента), отсекая от себя, насколько это возможно, и подобные песку злые помыслы лукавства. И так до тех пор, пока она не найдет твердые и незыблемые помыслы веры Христовой, пока не найдет Христа — истинный камень, который не одолеют врата ада (Мф. 16:18). Подобным образом душа строит дом свой, благодаря благому житию имея чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру (1 Тим. 1:5), согласно Апостолу. Так она завершает духовное строительство дома Божиего, который чист внутри, а снаружи еще более чист.
Святитель Василий Великий
«Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере»
Заповеди Господни исполнять должно с благою совестью и с благим расположением пред Богом и пред людьми. Ибо кто не так исполняет, тот осуждается.
(Мф.23:25-26): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». (Рим.12:8): «раздаватель ли, (раздавай) в простоте». (Фил.2:14): «Всё делайте без ропота и сомнения». (1Тим.1:5): «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести». (19): «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере».
(Беседа на 1-е послание к Тимофею)
«Имея веру и добрую совесть»
Учитель должен сначала научить самого себя. Подобно тому, как военачальник, если бы он прежде не был отличным воином, не был бы никогда и военачальником, так и учащий. Об этом апостол говорит и в другом месте: «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор.9:27). «Имея», – говорит, – «веру и добрую совесть» – для того, чтобы ты мог таким образом управлять другими. Слыша это, не будем пренебрегать наставлениями тех, которые больше нас, несмотря на то, что мы учители. Если Тимофей, с которым мы все не должны сравнивать себя, принимает наставления и учится, и притом тогда, когда он сам был уже в звании учителя, то тем более мы должны так поступать. «Которую», – говорит, – » некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». И справедливо, – потому что, когда жизнь становится достойною осуждения, тогда возникает и такое же учение. И можно видеть многих, которые ниспали от этого в бездну грехов, и совратились в язычество. Чтобы не терзаться страхом будущего, они стараются убедить себя в душе, что все наши угрозы ложны. И от веры некоторые уклоняются потому, что, умствуя, все подвергают исследованию, а умствование производит кораблекрушение, вера же есть в некотором смысле надежный корабль.
Итак, уклоняющиеся от этого неизбежно должны потерпеть кораблекрушение, и это апостол указывает нам на примере: «Таковы», – говорит, – «Именей и Александр» (ст. 20). И примером их он вразумляет нас. Видите ли, что и в те времена были люди, которые превратно учили, многого доискивались, уклонялись от веры, все подвергали исследованию посредством своих умствований? Человек, претерпевший кораблекрушение, остается нагим и лишенным всего, равным образом и тот, кто отпал от веры, ничего более уже не имеет, негде ему стать, на чем утвердиться. Он не ведет такой жизни, из которой мог бы извлечь какую-нибудь пользу, потому что к чему служит остальное тело, когда повреждена голова? Если вера без жизни ничто, то тем более – наоборот (жизнь без веры). Если Бог для нас оставляет без вниманья свое, то тем более мы должны забывать для Него о своем. Вот что происходит, когда кто-либо отпадает от веры: он нигде не останавливается, но плавает туда и сюда, пока опять не погрузится в пучину. «Которых», – говорит, – «я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Добрая совесть обыкновенно бывает от жизни и правых дел. Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть.
Милость Бога
На следующих примерах я хочу продемонстрировать, что милость Бога более величественна, чем милость человека, даже если говорить об очень любящих и духовных людях.
Илия сказал Богу, что только он верующий, а все остальные израильтяне отвернулись. Но Бог сказал, что по Его мнению есть еще 7000 верующих. Павел использует пример, когда мы, как и те 7000 человек, – спасены по милости Бога (Римл.11:4,5). Илия был духовным человеком, но Бог лучше думал о братьях Илии, чем сам Илия.
Иов почувствовал: “…невинен я; не хочу знать души моей” (Иов 9:21) – он испытывал сам к себе недоверие. “Если я невинен, но Он признает меня виновным” (Иов 9:20; 10:1) – Бог же видел его совершенным (1:2). Иов чувствовал, что Бог “ищет порока” в нем (Иов 10:6). Вспомните, как Бог позитивно отзывается об Иове в разговоре с сатаной. Бог менее придирчив к Иову, чем он сам.
Павел плачет на смертном одре о том, что все верующие в Асии отвернулись от него (2Тим.1:15, в греческом подразумевается вероотступничество). В то же самое время Господь Иисус пишет к семи экклесиям в Асии и благодарит некоторых членов за то, какую поддержку (в Истине) они оказывают. Павел был человеком большой любви, который старался видеть в братьях только самое хорошее. Он готов был отдать свою вечную жизнь ради спасения иудеев (Римл.9:3 ср. Исх.32:32). Но даже Павел во время духовной зрелости, думал, что все Асийские христиане были вероотступниками; в глазах Господа это было не так.
Давид осознал все это много веков назад. Ему было дано право выбора (три наказания). Он отказался выбирать, “но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его” (2Цар.24:14). Это всегда поражало меня. Бог добрее людей. Лучше получить наказание от Него, чем от людей. Это отвергает Католическую концепцию о том, что Бог – безжалостный мучитель грешников. Становится ясно, что положение о вечных мучениях было придумано людьми, а не Богом.
Мы не должны судить нашего брата, так как “…пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его” (Римл.14:4). Бог более предрасположен поднять упавшего раба, чем мы, давайте не будем осуждать нашего брата, так как Бог более милостив, великодушен в Своем осуждении.
Неудивительно, что мы сомневаемся в реальности нашего спасения. Мы более жестокосерды, чем Бог, и к себе, и к другим. Неудивительно также, что мы имеем тенденцию быть жестокими, жесткими по отношению к братьям. Наверняка в Боге есть твердость, которую нам даже трудно себе представить. Мы, как и Авраам, думаем, что в городе больше праведных, чем это есть на самом деле. Но в характере Бога милости всегда больше, чем осуждения (Иак.2:13). Павел писал о том, что “Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены… дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе” (Еф.2:4-8). Он в восторге от проявления прощения и милости; Он любит делать так (Мих.7:18). Как гласит французская поговорка: ‘Он хорош в том, что любит делать’. Давайте постараемся уловить дух этого. Давайте попытаемся принять точку зрения Бога. Он требует, чтобы человек не вечно гневался, потому что Он “любит миловать” (Мих.7:18), чтобы человек “смиренномудренно ходил пред Богом” (Мих.6:8).
Вступление: Часто Реформационные движения ссылаются на последний пункт в военном вопросе, якобы препятствующий воссоединению, указывая, что почти во всех решениях Церкви христиан АСД после изложения исторической позиции, военный вопрос передается на совесть членов церкви АСД.
Чтобы вполне ясно и определенно представить значение совести и свободу выбора детей Божьих в Ветхом и Новом Завете, отраженных в Библии и Духе пророчества,- всему этому посвящается несколько разделов.
Совесть играет большую роль в плане спасения. Бог особым образом наделил человека разумом для определения добра и зла и при творении даровал ему чуткую совесть, как голос Божий к человеку. Дух пророчества говорит: «Совесть является голосом Божьим, звучащим посреди борьбы человеческих страстей; и когда мы сопротивляемся ей, Дух Божий опечален» (СЦ. 5. 120).
Наша задача в этом разделе понять, что среди всех видов совести есть добрая, непорочная, чуткая совесть; что является ее критерием; и при всех составляющих плана спасения увидеть, что все отдано под контроль освященной, чистой совести, действующей на основании определенных принципов, открытых в Слове и законе Божьем. Имея такие намерения, давайте в некоторой степени, ради правильного понимания и личного спасения познакомимся с этой важной темой.
I. Как определить добрую совесть?
Мы с вами не таковы, как говорят или думают о нас люди; мы в действительности являемся теми, как определяет нас наша совесть. Великое влияние совести показано на примере встречи Христа с фарисеями (Иоан. 8:1-12). Они читали написанные Христом их личные преступления и «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» (Иоан. 8:9). Совесть сделала то, что не мог бы сделать ни один человек: совесть их осудила.
2. Какие бывают виды совести?
— Есть много видов совести, но основных четыре:
«Не в силах будучи хотя на миг забыться, Укоры совести не в силах заглушить, Решил несчастный Понтий утопиться И в волнах моря муки позабыть. «
г) И есть еще немощная совесть (1Kop. 8:10-12).
Ее нельзя отнести к плохой совести, ибо при созревании она может стать доброй, стабильной совестью и с ней необходимо считаться. В этом случае апостол Павел всегда имел в виду не свою, а совесть другого и чтобы не надломить такую совесть, не соблазнить такого брата своим поведением,- он был готов на любую жертву (IKop. 8:1-13).
3. Дух пророчества о различных видах совести:
— Кроме перечисленных четырех видов совести, Дух пророчества упоминает о многих видах совести, которые по своему значению можно отнести к упоминаемым четырем видам совести:
— Притупленная некоторыми людьми, чтобы избежать креста: «Получившие свет о том, что питаться нужно просто, а одеваться в согласии с физическими и нравственными законами, и отвернувшиеся от этого света, указывающего на их долг, будут пренебрегать своим долгом и в других областях. Если они заглушают голос совести, лишь бы не нести крест, поскольку не желают идти на жертвы и жить в согласии с законами природы, то они будут нарушать и десять заповедей, только бы избежать общественного поношения и позора» (СЦ. 3, 51).
— Предостерегающая совесть: «Христос не говорит, что человек не должен или не смеет служить двум господам, но говорит, что это невозможно. Интересы Божьи и маммоны ни в какой степени не связаны и не имеют между собой ничего общего. Там, где совесть христианина предостерегает его, что нужно терпеть, отречься от самого себя и остановиться,- как раз в этом месте человек мира сего переступает границу и следует своим эгоистическим влечениям. Самоотрекающийся христианин стоит на одной стороне, а самоудовлетворяющийся похотливец на другой стороне, на которой христианину стоять невозможно» (Наг. проп. 93 стр.).
4. Как определить добрую совесть?
— Бог надеется, что все важнейшие проблемы и даже «мелочи жизни» будут решаться нами с позиции доброй, чистой и чуткой совести.
— Для того, чтобы стать доброй и чистой, совесть должна быть очищена кровью Христа и Духом Святым. Евр. 9:14.
II. Что должно находиться под контролем освященной совести?
1. Чувства: «Умственные способности, будучи высшими силами человеческого естества, должны править царством организма. Чувственные желания и пристрастия должны управляться совестью и духовными устремлениями» (Служ. исцел. 399).
В самых сокровенных уголках вашей души следуйте за Христом» (СЦ. 5. 177).
5. «Я» должно быть подчинено контролю совести: «Мы все должны развивать дружеское расположение к другим и подчинять себя контролю совести. Дух истины делает лучшими тех мужчин и женщин, которые приняли Его в свое сердце. Он действует подобно закваске, пока все наше естество не проникнется ее принципами» (СЦ. 4. 59).
III. Право свободного выбора
1. Это основной вопрос свободы, данный каждой личности: верить и не верить; право соблюдать и нарушать закон,- то есть право свободы избрания согласно личной совести. Это право подчеркнуто Богом в каждой истине спасения. (Иис. Нав. 24:15.)
«Применение силы противоречит принципам Божьего правления; Он желает только служения любви, а любовь не может быть внушена; она не может быть приобретена силой или авторитетом. Любовь пробуждается только посредством любви» (ЖВ. 22).
3. И все же, Бог по Своей любви оставляет за собой право- советовать, чтобы мы избрали лучшее. Иез. 18:31, 32.
«Господь Иисус пришел в наш мир, полный благодати, жизни и света, готовый спасать тех, которые придут к Нему. Но Он не мог спасти никакого человека против его воли. Бог не насилует совести, Он не подвергает пытке тело, чтобы принудить людей к согласию с Его законом. Господь очень ясно показал, что Он предложил грешнику преимущество сотрудничать с Богом. Он дал свет и предоставил доказательство истины» (Сыновья и дочери Бога 182 стр.).