Что значит оттенить тишину
Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Перспективная начальная школа»
Урок литературного чтения в 3 классе
Программа «Перспективная начальная школа»
Тема: Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину».
Цели: учит анализировать наблюдения поэта, поступки героев, работать с Толковым словарём; совершенствовать умение находить в тексте и называть средства художственной выразительности.
Тип урока: комбинированный.
Формы, приёмы, методы :фронтальный опрос, самостоятельная работа, творческие задания, индивидуальные задания.
Уметь: настраивать себя на работу, выразительно читать, работать в парах и оценивать соседа, самостоятельно цель урока, анализировать достижения поставленной цели урока, анализировать средства художественной выразительности, уметь подводить итог своей деятельности на уроке, уметь работать с дополнительными источниками.
-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.
-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения
-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Б) коммуникативные УУД
-Формирование умения работать в группах,
-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы.
-умение читать выразительно.
-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
3. Личностные:— формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.
Метод проблемного обучения; Обучение в сотрудничестве; Обучение к самооценке.
Оборудование: ИКТ. Презентация раздаточный материал.
Пора поскорее начать нам урок.(дети повторяют за учителем)
Учитель входит в класс с зонтиком
-Как вы думаете для чего мне нужен зонт?
Как нужно одеваться в такое время года?
А почему?(беседа о ЗОЖ)
Сейчас внимание на экран.
Презентация (осенний лес).
Захотелось ли вам оказаться в этом лесу? Гуляя по лесу можно получить заряд бодрости и хорошего настроения?
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)
И сейчас я попрошу вас постараться определите тему нашего урока(ответы детей)
Постановка цели урока
Давайте послушаем, как рассказывает об этом месяце С. Козлов.
Изучение нового материала: первичное восприятие и усвоение нового материала
Учащиеся читают стихотворение С. Козлова «Сентябрь»
—Чем необычны наблюдения поэта? Красота и необычность стихотворения связаны ыо своеобразной двухмерностью картины ранней осени: в неё уже вплетена тема грядущей зимы.
-Прочитайте диалог Маши и Миши.
-Обоснуйте Машино наблюдение, подтвердив его словами и строчками из текста(«Утром травы в серебре», «как серебряные блюдца, «блещут лужи на заре», «в тишину вплетена паутинок тишина».Особенности цветовой гаммы: серебряный и белый цвета.)
_Какие запахи чувствует Маша?(«Воздух яблоками пахнет»)
-Какие звуки слышит Маша?
-Разве тишина не наполнена никакими звуками?
-Кто помнит стихотворение «Тишина!, которое написал Ю. Коринец?
-В каком стихотворении вам уже приходилось встречаться с таким сравнением:»»сад, как дом?» (ОвсейДриз «Синий дом)
-Сколько раз поэт прибегает к сравнениям?(В этом стихотворении поэт два раза прибегает к приёму сравнения(«как серебряные блюдца, блещут лужи», «и сад как дом пустой распахнут»), и здесь две метафоры(«утром травы в серебре», «в тишину вплетена паутинок седина»)
Физминутка: для глаз
Учащиеся читают произведение С Козлова «Как оттенить тишину»
-Что значит Оттенить тишину?
-Вам понравилось предложение ёжика оттенить тишину?
Как в литературе называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина –криком? (контраст)
_Как друзья использовали прекрасный осенний день?
-Что им больше по душе-наслаждаться наблюдениями или играми?
-А вам что интересней?
Физминутка: (оттеним неподвижность в классе «Весёлая зарядка»)
Работа в печатной тетради
Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал……
Мне показалось интересным………
Меня удивило………(закончить предложение на осеннем листочке)
— С какими произведениями мы познакомились?
Конспект урока по русскому зыку на тему «Сергей Козлов – Как оттенить тишину».
Тема: «Сказка С.Г. Козлова «Как оттенить тишину».
Цель: создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.
формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения;
формирование умения видеть красоту вокруг себя, осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Самоопределение ребёнка, как путешествие в мир его души, поиска себя, своего места в жизни. формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Оборудование: мультимедийное устройство, учебник, листья из бумаги для рефлексии
-Здравствуйте ребята. Садитесь.
Все услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Меня зовут Анна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Итак, в добрый путь!
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица.
По комнате ходит сказка.
Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.
-Прослушав стихотворения, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке?
-Кто знает, какие бывают сказки?
Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские
-Почему они называются народными?
-Приведите примеры таких сказок.
-Почему называются авторскими?
-Какие авторские сказки вы читали?
-Сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой Сергея Козлова « Как оттенить тишину»
-Ребята, а что вы знаете об этом авторе? С Какими произведениями вы уже знакомы?
-Прочитайте на с. 29 название произведения С. Козлова.
-Как вы думаете, что значит «оттенить тишину»?
-Прочитаем произведение и узнаем, как об этом рассуждают герои. Я буду читать, а вы внимательно слушайте.
-Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем?
-Кто герои этой сказки?
-Что же предложил Ежик?
-Вам понравилось предложение Ёжика, оттенить тишину? Расскажите, как вы его поняли.
-Как в литературе и искусстве называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина – криком?
-А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся.
«Солнышко тускло светит» как вы понимаете слово «тускло»?
«За рекой, полыхая осинами, темнел лес.», что значит полыхая?
-Прочитаем сказку по ролям.
-Как друзья использовали прекрасный осенний день? Что им больше по душе : наслаждаться наблюдениями или играми?
-А вам что интересно?
(На столе лежат листья разных цветов, вырезанные из бумаги. На доске нарисовано дерево без кроны.)
-Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению в конце урока, и напишите на нем одно слово, выражающее ваше настроение. Прикрепите этот листок к дереву.
-С каким произведением вы познакомились? Кто его автор?
-Что нового сегодня на уроке вы узнали?
-На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за работу!
Сергей Козлов — Как оттенить тишину: Сказка
— Я очень люблю осенние пасмурные дни, — сказал Ёжик. — Солнышко тускло светит, и так туманно— туманно…
— Спокойно, — сказал Медвежонок.
— Ага. Будто все остановилось и стоит.
— Где? — спросил Медвежонок.
— Нет, вообще. Стоит и не двигается.
— Ну, как ты не понимаешь? Никто.
— Никто стоит и не двигается?
— Ага. Никто не двигается.
— А комары? Вон как летают! Пи-и. Пи-и. — И Медвежонок замахал лапами, показал, как летит комар.
— Комары только еще больше, — тут Ёжик остановился, чтобы подыскать слово, — о т т е н я ю т неподвижность, — наконец сказал он.
Они лежали на травке у обрыва над рекой и грелись на тусклом осеннем солнышке. За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
— Ну вот смотри! — Ёжик встал и побежал. — Видишь?
— Как неподвижен лес?
— Нет, — сказал Медвежонок. — Я вижу, как ты бежишь.
— Ты не на меня смотри, на лес! — И Ёжик побежал снова. — Ну?
— Значит, мне на тебя не смотреть?
— Хорошо, — сказал Медвежонок и отвернулся.
— Да зачем ты совсем то отвернулся?
— Ты же сам сказал, чтобы я на тебя не смотрел.
— Нет, ты смотри, только на меня и на лес о д н о в р е м е н н о, понял? Я побегу, а он будет стоять. Я о т т е н ю его неподвижность.
— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Давай попробуем. — И уставился на Ёжика во все глаза. — Беги! Ёжик побежал.
— Быстрее! — сказал Медвежонок. Ёжик побежал быстрее.
— Стой! — крикнул Медвежонок. — Давай начнем сначала.
— Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик!
— А ты смотри на меня и на лес, понимаешь? Я — бегу, лес — стоит. Я оттеняю его неподвижность.
— А ты не можешь бежать большими прыжками?
— Да нет, но ты — ножками, ножками, и я не могу оторваться.
— Это не важно, как я бегу, понял? Важно то, что я бегу, а он — стоит.
— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Беги!
Ёжик побежал снова.
— Такими маленькими шажками не оттенишь, сказал Медвежонок. — Тут надо прыгать вот так! И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
— Стой! — крикнул Ёжик. — Слушай! Медвежонок замер.
— А если я крикну, то я криком о т т е н ю тишину.
— А а а. — закричал Медвежонок.
— Ага! Надо кричать и кувыркаться! А а а! — снова завопил Медвежонок и перекувырнулся через голову.
— Нет! — крикнул Ёжик. — Надо бежать и подпрыгивать. Вот! — И заскакал по поляне.
— Нет! — крикнул Медвежонок. — Надо бежать, падать, вскакивать и лететь.
— Как это? — Ёжик остановился.
— А вот так! — И Медвежонок сиганул с обрыва.
— И я! — крикнул Ёжик и покатился с обрыва вслед за Медвежонком.
— Ля-ля-ля! — завопил Медвежонок, вскарабкиваясь обратно.
— У-лю-лю! — по птичьему заверещал Ёжик.
— Ай-яй-яй! — во все горло закричал Медвежонок и прыгнул с обрыва снова.
Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во все горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
Технологическая карта урока «Как оттенить тишину» по литературному чтению
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сценарий урока разработала Горелова Алёна Алексеевна, студентка 4 курса «Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»
Сформировать представление младших школьников о жанре «сказка» на основе анализа произведения С.Г.Козлова «Как оттенить тишину».
Планируемые образовательные результаты
Личностные : эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции героев сказки; высказывать своё отношение к героям сказки и их поведению; умение видеть и ценить красоту, увидеть обыденность и привычные явления глазами главного героя сказки.
Метапредметные : овладеют умениями определять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Предметные : Освоить элементы анализа текста.
Извлекать информацию, представленную в художественном тексте для выявления основного мотива сказки (умение видеть и слышать прекрасное в обычном). Строить рассуждения.
Формирование экологической культуры, умение видеть и слышать окружающий мир.
Способствовать полноценному восприятию литературной сказки С.Г. Козлова «Как оттенить тишину».
Сформировать представление младших школьников об литературной (авторской) сказке.
Развивать систему читательских умений: учить работать с текстом, выделять важные события, находить и определять главную авторскую идею.
Способствовать воспитанию таких качеств личности, как любовь к природе, созерцание
Урок классного литературного чтения; урок чтения и анализа художественного произведения;
Учебно-методический комплекс урока
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация PowerPoint
— проверка готовности обучающихся;
— создание мотивации к учебной деятельности;
— включение в работу на личностно-значимом уровне.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала
Все слышали звонок,
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
В жизни много интересного
Но пока нам неизвестного.
Будем думать и читать
И о многом узнавать.
Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя.
Умение включаться в учебную работу
Умение воспринимать и понимать речь учителя.
Проверка домашнего задания
Внимательно посмотрите на экран. (На слайдах отрывки изученных ранее литературных сказок). Давайте вспомним, откуда взяты эти строчки.
— Как называются эти сказки?
— А сейчас мы послушаем ваши авторские сказки, которые вы сочинили.
Читают свои сказки, слушают одноклассников
Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Знакомство, изучение нового материала
3.1. Подготовка к первичному восприятию.
— создать в классе нужную эмоциональную атмосферу
-настроить на восприятие конкретного произведения.
Продолжить наш урок мне хотелось бы такими словами Марины Лимборской: «Чем пахнет зима? Чудом… В ней всё сказочно.»
Я, сегодня, по дороге в школу, любовалась как снег красиво и бесшумно «одевает» нашу Землю. Как он искрится на солнце. Он «идёт», а его не слышно. Я люблю это время года и такие тихие дни. И думаю, что самые лучшие литературные сказки были созданы зимой.
А вот герой сегодняшнего произведения очень любит: ОСЕННИЕ ПАСМУРНЫЕ ДНИ.
— Давайте предположим почему же он любит именно эти дни. (ответы детей)
А кто же этот герой?! Попробуем отгадать.
А всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) (ответы детей)
-Подумайте, к какому жанру относится произведение, с которым мы сегодня познакомимся, где главный герой Ёжик? (ответы детей)
Сказка в гости к нам пришла,
В мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем.
— Попробуйте отгадать ключевое слово в названии сказки.
Ребус на экране : ТИ (картинка шины колеса)
Давайте послушаем тишину. Откройте учебник и прочитайте название произведения. (дети читают)
— Значение какого слова вам непонятно? (ответы детей: оттенить)
Обратимся к толковому словарю. (на слайдах значение слов)
Толковый словарь русского языка Ожегова.
1)Оттенить- выделить, наложив тёмную или неяркую краску, отдельные места на рисунке.
2) Об ратить особое внимание на что- нибудь, выделить, подчеркнуть.
1) Выделить, сделать более заметным, обращающим на себя внимание.
— Герой произведения любит пасмурные дни, потому что в такие дни можно погрустить, подумать о смысле жизни, о своих проблемах.
— Возможно, произведение относится к жанру- сказка или рассказ.
Обучающиеся отгадывают ключевое слово, зашифрованное в ребусе. Дети читают произведение.
Коммуникативные : умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества
3.2. Первичное восприятие.
-знакомство с текстом изучаемого произведения.
— Сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой, даже если вы не знакомы с автором этой сказки, но с героями, я уверена, встречались не раз. (на слайде картинки героев мультфильмов «Львёнок и черепаха», «Ёжик в тумане» и др.)
— Автора этих сказок зовут Сергей Григорьевич Козлов. (слайд на экране) Он поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей, а также историй про Львёнка и Черепаху.
Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравилась книга «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо. Свои первые стихи ( о лётчике) он написал, когда учился в 8 классе. Его дипломной работой в Литературном институте стала книга стихов. Но до того как стать профессиональным писателем, он был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее- заповеднике «Михайловское».
Сказки для детей Сергей Козлов начал писать в 1960 – е гг., тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Время в сказках Сергея Козлова течёт неспешно, но безвозвратно.
Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.
Отвечают на вопросы.
Работают по учебнику
Слушают рассказ о Сергее Григорьевиче Козлове. Узнают о его произведениях.
Библиотека для детей
Сергей Козлов
— Я очень люблю осенние пасмурные дни, — сказал Ёжик. — Солнышко тускло светит, и так туманно- туманно…
— Спокойно, — сказал Медвежонок.
— Ага. Будто все остановилось и стоит.
— Где? — спросил Медвежонок.
— Нет, вообще. Стоит и не двигается.
— Ну, как ты не понимаешь? Никто.
— Никто стоит и не двигается?
— Ага. Никто не двигается.
— А комары? Вон как летают! Пи-и. Пи-и. — И Медвежонок замахал лапами, показал, как летит комар.
— Комары только еще больше, — тут Ёжик остановился, чтобы подыскать слово, — о т т е н я ю т неподвижность, — наконец сказал он.
Они лежали на травке у обрыва над рекой и грелись на тусклом осеннем солнышке. За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
— Ну вот смотри! — Ёжик встал и побежал. — Видишь?
— Как неподвижен лес?
— Нет, — сказал Медвежонок. — Я вижу, как ты бежишь.
— Ты не на меня смотри, на лес! — И Ёжик побежал снова. — Ну?
— Значит, мне на тебя не смотреть?
— Хорошо, — сказал Медвежонок и отвернулся.
— Да зачем ты совсем-то отвернулся?
— Ты же сам сказал, чтобы я на тебя не смотрел.
— Нет, ты смотри, только на меня и на лес о д н о в р е м е н н о, понял? Я побегу, а он будет стоять. Я о т т е н ю его неподвижность.
— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Давай попробуем. — И уставился на Ёжика во все глаза. — Беги! Ёжик побежал.
— Быстрее! — сказал Медвежонок. Ёжик побежал быстрее.
— Стой! — крикнул Медвежонок. — Давай начнем сначала.
— Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик!
— А ты смотри на меня и на лес, понимаешь? Я — бегу, лес — стоит. Я оттеняю его неподвижность.
— А ты не можешь бежать большими прыжками?
— Да нет, но ты — ножками, ножками, и я не могу оторваться.
— Это не важно, как я бегу, понял? Важно то, что я бегу, а он — стоит.
— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Беги!
Ёжик побежал снова.
— Такими маленькими шажками не оттенишь, сказал Медвежонок. — Тут надо прыгать вот так! И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
— Стой! — крикнул Ёжик. — Слушай! Медвежонок замер.
— А если я крикну, то я криком о т т е н ю тишину.
— А-а-а. — закричал Медвежонок.
— Ага! Надо кричать и кувыркаться! А-а-а! — снова завопил Медвежонок и перекувырнулся через голову.
— Нет! — крикнул Ёжик. — Надо бежать и подпрыгивать. Вот! — И заскакал по поляне.
— Нет! — крикнул Медвежонок. — Надо бежать, падать, вскакивать и лететь.
— Как это? — Ёжик остановился.
— А вот так! — И Медвежонок сиганул с обрыва.
— И я! — крикнул Ёжик и покатился с обрыва вслед за Медвежонком.
— Ля-ля-ля! — завопил Медвежонок, вскарабкиваясь обратно.
— У-лю-лю! — по-птичьему заверещал Ёжик.
— Ай-яй-яй! — во все горло закричал Медвежонок и прыгнул с обрыва снова.
Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во все горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.