Что значит оттенить тишину

Урок литературного чтения в 3 классе. Программа «Перспективная начальная школа»

Что значит оттенить тишину

Урок литературного чтения в 3 классе

Программа «Перспективная начальная школа»

Тема: Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину».

Цели: учит анализировать наблюдения поэта, поступки героев, работать с Толковым словарём; совершенствовать умение находить в тексте и называть средства художственной выразительности.

Тип урока: комбинированный.

Формы, приёмы, методы :фронтальный опрос, самостоятельная работа, творческие задания, индивидуальные задания.

Уметь: настраивать себя на работу, выразительно читать, работать в парах и оценивать соседа, самостоятельно цель урока, анализировать достижения поставленной цели урока, анализировать средства художественной выразительности, уметь подводить итог своей деятельности на уроке, уметь работать с дополнительными источниками.

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Б) коммуникативные УУД

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

3. Личностные:— формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Метод проблемного обучения; Обучение в сотрудничестве; Обучение к самооценке.

Оборудование: ИКТ. Презентация раздаточный материал.

Пора поскорее начать нам урок.(дети повторяют за учителем)

Учитель входит в класс с зонтиком

-Как вы думаете для чего мне нужен зонт?

Как нужно одеваться в такое время года?

А почему?(беседа о ЗОЖ)

Сейчас внимание на экран.

Презентация (осенний лес).

Захотелось ли вам оказаться в этом лесу? Гуляя по лесу можно получить заряд бодрости и хорошего настроения?

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

И сейчас я попрошу вас постараться определите тему нашего урока(ответы детей)

Постановка цели урока

Давайте послушаем, как рассказывает об этом месяце С. Козлов.

Изучение нового материала: первичное восприятие и усвоение нового материала

Учащиеся читают стихотворение С. Козлова «Сентябрь»

Чем необычны наблюдения поэта? Красота и необычность стихотворения связаны ыо своеобразной двухмерностью картины ранней осени: в неё уже вплетена тема грядущей зимы.

-Прочитайте диалог Маши и Миши.

-Обоснуйте Машино наблюдение, подтвердив его словами и строчками из текста(«Утром травы в серебре», «как серебряные блюдца, «блещут лужи на заре», «в тишину вплетена паутинок тишина».Особенности цветовой гаммы: серебряный и белый цвета.)

_Какие запахи чувствует Маша?(«Воздух яблоками пахнет»)

-Какие звуки слышит Маша?

-Разве тишина не наполнена никакими звуками?

-Кто помнит стихотворение «Тишина!, которое написал Ю. Коринец?

-В каком стихотворении вам уже приходилось встречаться с таким сравнением:»»сад, как дом?» (ОвсейДриз «Синий дом)

-Сколько раз поэт прибегает к сравнениям?(В этом стихотворении поэт два раза прибегает к приёму сравнения(«как серебряные блюдца, блещут лужи», «и сад как дом пустой распахнут»), и здесь две метафоры(«утром травы в серебре», «в тишину вплетена паутинок седина»)

Физминутка: для глаз

Учащиеся читают произведение С Козлова «Как оттенить тишину»

-Что значит Оттенить тишину?

-Вам понравилось предложение ёжика оттенить тишину?

Как в литературе называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина –криком? (контраст)

_Как друзья использовали прекрасный осенний день?

-Что им больше по душе-наслаждаться наблюдениями или играми?

-А вам что интересней?

Физминутка: (оттеним неподвижность в классе «Весёлая зарядка»)

Работа в печатной тетради

Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило………(закончить предложение на осеннем листочке)

— С какими произведениями мы познакомились?

Источник

Конспект урока по русскому зыку на тему «Сергей Козлов – Как оттенить тишину».

Тема: «Сказка С.Г. Козлова «Как оттенить тишину».

Цель: создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения;

формирование умения видеть красоту вокруг себя, осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Самоопределение ребёнка, как путешествие в мир его души, поиска себя, своего места в жизни. формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Оборудование: мультимедийное устройство, учебник, листья из бумаги для рефлексии

-Здравствуйте ребята. Садитесь.

Все услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Меня зовут Анна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения. Итак, в добрый путь!

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица.

По комнате ходит сказка.

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А может быть и нет.

-Прослушав стихотворения, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские

-Почему они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

-Сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой Сергея Козлова « Как оттенить тишину»

-Ребята, а что вы знаете об этом авторе? С Какими произведениями вы уже знакомы?

-Прочитайте на с. 29 название произведения С. Козлова.

-Как вы думаете, что значит «оттенить тишину»?

-Прочитаем произведение и узнаем, как об этом рассуждают герои. Я буду читать, а вы внимательно слушайте.

-Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем?

-Кто герои этой сказки?

-Что же предложил Ежик?

-Вам понравилось предложение Ёжика, оттенить тишину? Расскажите, как вы его поняли.

-Как в литературе и искусстве называется такой приём, когда неподвижность оттеняется движением, тишина – криком?

-А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся.

«Солнышко тускло светит» как вы понимаете слово «тускло»?

«За рекой, полыхая осинами, темнел лес.», что значит полыхая?

-Прочитаем сказку по ролям.

-Как друзья использовали прекрасный осенний день? Что им больше по душе : наслаждаться наблюдениями или играми?

-А вам что интересно?

(На столе лежат листья разных цветов, вырезанные из бумаги. На доске нарисовано дерево без кроны.)

-Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению в конце урока, и напишите на нем одно слово, выражающее ваше настроение. Прикрепите этот листок к дереву.

-С каким произведением вы познакомились? Кто его автор?

-Что нового сегодня на уроке вы узнали?

-На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за работу!

Источник

Сергей Козлов — Как оттенить тишину: Сказка

— Я очень люблю осенние пасмурные дни, — сказал Ёжик. — Солнышко тускло светит, и так туманно— туманно…

— Спокойно, — сказал Медвежонок.

— Ага. Будто все остановилось и стоит.

— Где? — спросил Медвежонок.

— Нет, вообще. Стоит и не двигается.

— Ну, как ты не понимаешь? Никто.

— Никто стоит и не двигается?

— Ага. Никто не двигается.

— А комары? Вон как летают! Пи-и. Пи-и. — И Медвежонок замахал лапами, показал, как летит комар.

— Комары только еще больше, — тут Ёжик остановился, чтобы подыскать слово, — о т т е н я ю т неподвижность, — наконец сказал он.

Они лежали на травке у обрыва над рекой и грелись на тусклом осеннем солнышке. За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

— Ну вот смотри! — Ёжик встал и побежал. — Видишь?

— Как неподвижен лес?

— Нет, — сказал Медвежонок. — Я вижу, как ты бежишь.

— Ты не на меня смотри, на лес! — И Ёжик побежал снова. — Ну?

— Значит, мне на тебя не смотреть?

— Хорошо, — сказал Медвежонок и отвернулся.

— Да зачем ты совсем то отвернулся?

— Ты же сам сказал, чтобы я на тебя не смотрел.

— Нет, ты смотри, только на меня и на лес о д н о в р е м е н н о, понял? Я побегу, а он будет стоять. Я о т т е н ю его неподвижность.

— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Давай попробуем. — И уставился на Ёжика во все глаза. — Беги! Ёжик побежал.

— Быстрее! — сказал Медвежонок. Ёжик побежал быстрее.

— Стой! — крикнул Медвежонок. — Давай начнем сначала.

— Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик!

— А ты смотри на меня и на лес, понимаешь? Я — бегу, лес — стоит. Я оттеняю его неподвижность.

— А ты не можешь бежать большими прыжками?

— Да нет, но ты — ножками, ножками, и я не могу оторваться.

— Это не важно, как я бегу, понял? Важно то, что я бегу, а он — стоит.

— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Беги!

Ёжик побежал снова.

— Такими маленькими шажками не оттенишь, сказал Медвежонок. — Тут надо прыгать вот так! И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

— Стой! — крикнул Ёжик. — Слушай! Медвежонок замер.

— А если я крикну, то я криком о т т е н ю тишину.

— А а а. — закричал Медвежонок.

— Ага! Надо кричать и кувыркаться! А а а! — снова завопил Медвежонок и перекувырнулся через голову.

— Нет! — крикнул Ёжик. — Надо бежать и подпрыгивать. Вот! — И заскакал по поляне.

— Нет! — крикнул Медвежонок. — Надо бежать, падать, вскакивать и лететь.

— Как это? — Ёжик остановился.

— А вот так! — И Медвежонок сиганул с обрыва.

— И я! — крикнул Ёжик и покатился с обрыва вслед за Медвежонком.

— Ля-ля-ля! — завопил Медвежонок, вскарабкиваясь обратно.

— У-лю-лю! — по птичьему заверещал Ёжик.

— Ай-яй-яй! — во все горло закричал Медвежонок и прыгнул с обрыва снова.

Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во все горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

Источник

Технологическая карта урока «Как оттенить тишину» по литературному чтению

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сценарий урока разработала Горелова Алёна Алексеевна, студентка 4 курса «Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского»

Сформировать представление младших школьников о жанре «сказка» на основе анализа произведения С.Г.Козлова «Как оттенить тишину».

Планируемые образовательные результаты

Личностные : эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции героев сказки; высказывать своё отношение к героям сказки и их поведению; умение видеть и ценить красоту, увидеть обыденность и привычные явления глазами главного героя сказки.

Метапредметные : овладеют умениями определять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Предметные : Освоить элементы анализа текста.

Извлекать информацию, представленную в художественном тексте для выявления основного мотива сказки (умение видеть и слышать прекрасное в обычном). Строить рассуждения.

Формирование экологической культуры, умение видеть и слышать окружающий мир.

Способствовать полноценному восприятию литературной сказки С.Г. Козлова «Как оттенить тишину».

Сформировать представление младших школьников об литературной (авторской) сказке.

Развивать систему читательских умений: учить работать с текстом, выделять важные события, находить и определять главную авторскую идею.

Способствовать воспитанию таких качеств личности, как любовь к природе, созерцание

Урок классного литературного чтения; урок чтения и анализа художественного произведения;

Учебно-методический комплекс урока

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация PowerPoint

— проверка готовности обучающихся;

— создание мотивации к учебной деятельности;

— включение в работу на личностно-значимом уровне.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Все слышали звонок,

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

В жизни много интересного

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и читать

И о многом узнавать.

Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя.

Умение включаться в учебную работу

Умение воспринимать и понимать речь учителя.

Проверка домашнего задания

Внимательно посмотрите на экран. (На слайдах отрывки изученных ранее литературных сказок). Давайте вспомним, откуда взяты эти строчки.

— Как называются эти сказки?

— А сейчас мы послушаем ваши авторские сказки, которые вы сочинили.

Читают свои сказки, слушают одноклассников

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

Знакомство, изучение нового материала

3.1. Подготовка к первичному восприятию.

— создать в классе нужную эмоциональную атмосферу

-настроить на восприятие конкретного произведения.

Продолжить наш урок мне хотелось бы такими словами Марины Лимборской: «Чем пахнет зима? Чудом… В ней всё сказочно.»

Я, сегодня, по дороге в школу, любовалась как снег красиво и бесшумно «одевает» нашу Землю. Как он искрится на солнце. Он «идёт», а его не слышно. Я люблю это время года и такие тихие дни. И думаю, что самые лучшие литературные сказки были созданы зимой.

А вот герой сегодняшнего произведения очень любит: ОСЕННИЕ ПАСМУРНЫЕ ДНИ.

— Давайте предположим почему же он любит именно эти дни. (ответы детей)

А кто же этот герой?! Попробуем отгадать.

А всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) (ответы детей)

-Подумайте, к какому жанру относится произведение, с которым мы сегодня познакомимся, где главный герой Ёжик? (ответы детей)

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

— Попробуйте отгадать ключевое слово в названии сказки.

Ребус на экране : ТИ (картинка шины колеса)

Давайте послушаем тишину. Откройте учебник и прочитайте название произведения. (дети читают)

— Значение какого слова вам непонятно? (ответы детей: оттенить)

Обратимся к толковому словарю. (на слайдах значение слов)

Толковый словарь русского языка Ожегова.

1)Оттенить- выделить, наложив тёмную или неяркую краску, отдельные места на рисунке.

2) Об ратить особое внимание на что- нибудь, выделить, подчеркнуть.

1) Выделить, сделать более заметным, обращающим на себя внимание.

— Герой произведения любит пасмурные дни, потому что в такие дни можно погрустить, подумать о смысле жизни, о своих проблемах.

— Возможно, произведение относится к жанру- сказка или рассказ.

Обучающиеся отгадывают ключевое слово, зашифрованное в ребусе. Дети читают произведение.

Коммуникативные : умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества

3.2. Первичное восприятие.

-знакомство с текстом изучаемого произведения.

— Сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой, даже если вы не знакомы с автором этой сказки, но с героями, я уверена, встречались не раз. (на слайде картинки героев мультфильмов «Львёнок и черепаха», «Ёжик в тумане» и др.)

— Автора этих сказок зовут Сергей Григорьевич Козлов. (слайд на экране) Он поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей, а также историй про Львёнка и Черепаху.

Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравилась книга «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо. Свои первые стихи ( о лётчике) он написал, когда учился в 8 классе. Его дипломной работой в Литературном институте стала книга стихов. Но до того как стать профессиональным писателем, он был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее- заповеднике «Михайловское».

Сказки для детей Сергей Козлов начал писать в 1960 – е гг., тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Время в сказках Сергея Козлова течёт неспешно, но безвозвратно.

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Отвечают на вопросы.

Работают по учебнику

Слушают рассказ о Сергее Григорьевиче Козлове. Узнают о его произведениях.

Источник

Библиотека для детей

Сергей Козлов

— Я очень люблю осенние пасмурные дни, — сказал Ёжик. — Солнышко тускло светит, и так туманно- туманно…

— Спокойно, — сказал Медвежонок.

— Ага. Будто все остановилось и стоит.

— Где? — спросил Медвежонок.

— Нет, вообще. Стоит и не двигается.

— Ну, как ты не понимаешь? Никто.

— Никто стоит и не двигается?

— Ага. Никто не двигается.

— А комары? Вон как летают! Пи-и. Пи-и. — И Медвежонок замахал лапами, показал, как летит комар.

— Комары только еще больше, — тут Ёжик остановился, чтобы подыскать слово, — о т т е н я ю т неподвижность, — наконец сказал он.

Они лежали на травке у обрыва над рекой и грелись на тусклом осеннем солнышке. За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

— Ну вот смотри! — Ёжик встал и побежал. — Видишь?

— Как неподвижен лес?

— Нет, — сказал Медвежонок. — Я вижу, как ты бежишь.

— Ты не на меня смотри, на лес! — И Ёжик побежал снова. — Ну?

— Значит, мне на тебя не смотреть?

— Хорошо, — сказал Медвежонок и отвернулся.

— Да зачем ты совсем-то отвернулся?

— Ты же сам сказал, чтобы я на тебя не смотрел.

— Нет, ты смотри, только на меня и на лес о д н о в р е м е н н о, понял? Я побегу, а он будет стоять. Я о т т е н ю его неподвижность.

— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Давай попробуем. — И уставился на Ёжика во все глаза. — Беги! Ёжик побежал.

— Быстрее! — сказал Медвежонок. Ёжик побежал быстрее.

— Стой! — крикнул Медвежонок. — Давай начнем сначала.

— Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик!

— А ты смотри на меня и на лес, понимаешь? Я — бегу, лес — стоит. Я оттеняю его неподвижность.

— А ты не можешь бежать большими прыжками?

— Да нет, но ты — ножками, ножками, и я не могу оторваться.

— Это не важно, как я бегу, понял? Важно то, что я бегу, а он — стоит.

— Хорошо, — сказал Медвежонок. — Беги!

Ёжик побежал снова.

— Такими маленькими шажками не оттенишь, сказал Медвежонок. — Тут надо прыгать вот так! И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

— Стой! — крикнул Ёжик. — Слушай! Медвежонок замер.

— А если я крикну, то я криком о т т е н ю тишину.

— А-а-а. — закричал Медвежонок.

— Ага! Надо кричать и кувыркаться! А-а-а! — снова завопил Медвежонок и перекувырнулся через голову.

— Нет! — крикнул Ёжик. — Надо бежать и подпрыгивать. Вот! — И заскакал по поляне.

— Нет! — крикнул Медвежонок. — Надо бежать, падать, вскакивать и лететь.

— Как это? — Ёжик остановился.

— А вот так! — И Медвежонок сиганул с обрыва.

— И я! — крикнул Ёжик и покатился с обрыва вслед за Медвежонком.

— Ля-ля-ля! — завопил Медвежонок, вскарабкиваясь обратно.

— У-лю-лю! — по-птичьему заверещал Ёжик.

— Ай-яй-яй! — во все горло закричал Медвежонок и прыгнул с обрыва снова.

Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во все горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *