Что значит технология выполнения
Технология выполнения процесса
Вспомним структурную схему процесса (рис. 1.2.1). Можно утверждать, что деятельность в рамках процесса в определенной своей части выполняется по технологии, то есть не хаотично, бессистемно. А что такое технология? В Википедии [20] приводятся следующие определения:
«1. Техноло́гия (от греч. téchne – ‘искусство, мастерство, умение’ и греч. logos – ‘изучение’) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.
2. Технология – в узком смысле – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления.
3. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
4. Технологией, или технологическим процессом, часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса».
Представим себе, что мы нарисовали на бумаге несколько квадратиков (они означают операции процесса) и соединили их стрелочками (они означают последовательность выполнения операций). Можно ли назвать такую картинку технологией выполнения процесса? Конечно, нет, этого недостаточно. Необходимо определить, какие материалы будут использоваться, на каком оборудовании, какие компетенции требуются от сотрудников, по каким показателям нужно контролировать работу и ее результаты. Только комплексное описание, выполненное с учетом всех нюансов, может обеспечить реальное выполнение работы с приемлемым результатом. Разработка такого описания, по сути, означает полноценное проектирование процесса. Схему на бумаге можно назвать алгоритмом или процедурой выполнения работы, но технологией (в практическом смысле этого слова) ее назвать нельзя.
Пример.Чтобы заменить колесо на автомобиле, нужно: поставить машину на ручной тормоз, ослабить колесные болты, приподнять автомобиль, полностью отвернуть болты, снять колесо, поставить новое и т. д. Эту последовательность работ легко изобразить на листочке бумаги. Но если в нужный момент у вас не окажется баллонного ключа, а домкрат сломан, то схема на бумаге не поможет выполнить работу. Придется использовать подручные средства, например камень и бревно, чтобы поднять автомобиль. Но это будет уже совсем другая «технология».
Некоторые специалисты различают просто процессы и процессы технологические. С учетом приведенных выше аргументов очевидно, что это некорректное противопоставление. У любого процесса (реального, а не бумажного) есть определенная технология. При этом неважно, выполняется ли этот процесс с использованием токарных станков или в офисе IT-компании.
В заключение зададимся вопросом: может ли процесс выполняться без технологии? Безусловно. Только в этом случае его результаты каждый раз будут отличаться, а работа – сопровождаться различными потерями. Маловероятно, что такое выполнение процесса соответствует целям и ожиданиям собственников бизнеса.
Окружение процесса
Продолжая обсуждать базовые определения процессного подхода, упомяну про окружение процесса – поставщиков и потребителей.
Потребитель (клиент) – субъект, обладающий компетенциями и полномочиями формулировать требования к выходам процесса, непосредственно использующий выходы процесса в качестве ресурса для своего процесса.
Внутренний потребитель – потребитель, находящийся внутри организации.
Внешний потребитель – потребитель, находящийся вне организации.
Конечный потребитель – внешний потребитель, использующий выходы процесса по прямому назначению.
В качестве потребителя (клиента) [21] процесса можно рассматривать владельца процесса, сотрудника подразделения, подразделение, процесс. При внедрении процессного подхода желательно сразу договориться, кого считать потребителем и как это отражать в документах.
Пример.В компании при описании входов и выходов процесса в соответствующем столбце таблицы указывали сначала отдел, в котором находится потребитель, а потом, через запятую, – наименование процесса. Например: «Отдел маркетинга, процесс исследования рынка» или «Отдел сбыта, процесс подготовки договора».
Приведенные определения поясняет рис. 1.2.3. Если организация входит в группу компаний, то ее внешними потребителями могут выступать как другие организации группы, так и внешние организации. Вводить дополнительные определения нежелательно, так как это усложняет описание и может привести к путанице.
Рис. 1.2.3. Потребители и поставщики процесса
Поставщик – субъект, предоставляющий ресурсы, необходимые для выполнения процесса. Поставщики могут быть внешними и внутренними.
Внешний поставщик – субъект, находящийся вне организации и предоставляющий ресурсы, необходимые для выполнения процесса.
Внутренний поставщик – субъект, находящийся внутри организации и предоставляющий ресурсы, необходимые для выполнения процесса.
Поставщики, как и потребители процесса, могут быть внешними и внутренними. Приведем также определение исполнителя (участника) процесса.
Исполнитель (участник) процесса – подразделение (должностное лицо), участвующее в преобразованиях входов в выходы в рамках процесса.
Классификация процессов
Абстрактная классификация процессов, с моей точки зрения, не имеет существенного практического значения. Более того, когда сотрудники организации увлекаются классификацией процессов, это вредит практической работе по внедрению процессного подхода. Поэтому привожу только необходимые определения.
В рамках устоявшейся практики принято выделять основные, вспомогательные и процессы управления.
Основной процесс – процесс, преобразующий ресурсы для создания продукта, который используется внешними потребителями.
Вспомогательный процесс – процесс, поставляющий на вход других процессов обеспечивающие ресурсы.
Процесс управления – процесс, поставляющий на вход других процессов ресурсы по управлению.
Пример.В торговой компании один из процессов называется «Управление ассортиментом». Несмотря на наличие слова «управление», его следует рассматривать как основной. Процесс оперативного управления сетью магазинов, который осуществляет директор розничной сети, можно смело отнести к категории процессов управления.
При построении архитектуры (системы) процессов компании категории «основной», «вспомогательный», «процесс управления» можно использовать для аналитических целей в качестве некоторых признаков, атрибутов процессов. Но категорически не рекомендуется создавать в процессном дереве соответствующие уровни, так как это излишне усложняет справочник процессов.
Разделение всех процессов на указанные три категории имеет смысл только тогда, когда нужно выделить процессы, участвующие в создании продукции организации, и выполнить их анализ. Для построения системы процессов, последующей регламентации и управления важен не формальный тип процесса, а его приоритетность с точки зрения достижения стратегических целей организации.
С практической точки зрения важными являются определения, используемые для обозначения процессов разного масштаба. При рассмотрении бизнеса организации в целом и построении системы процессов удобным методом является построение схем цепочек создания ценности.
Цепочка создания ценности (ЦСЦ) – организованный и взаимосвязанный набор процессов, необходимых для создания и поставки внешним потребителями определенной группы продуктов, представляющих для них ценность.
Ценность – значение, представляемое продуктом/услугой для удовлетворения той или иной потребности субъекта, производящего оценку.
Цепочка создания ценности – это процесс, проходящий, как правило, через несколько организаций. Цепочки создания ценности выявляются и анализируются с точки зрения организации в целом, то есть цепочка – это процесс самого верхнего уровня, или, говоря другими словами, большого масштаба. Построение и анализ схем ЦСЦ позволяет понять, как устроен бизнес, и использовать это понимание для построения архитектуры организации (организационной структуры, системы процессов и т. д.).
Как правило, при описании процессов организации бо́льшая их часть выделяется в привязке к структурным подразделениям. Поэтому практически важным является следующее определение:
Процесс подразделения – процесс, полностью выполняющийся в рамках структурного подразделения.
Владельцами процессов подразделений являются, как правило, начальники этих подразделений или их заместители, помощники. Важно подчеркнуть, что нельзя ставить знак равенства между деятельностью подразделения и процессом. Например, если в организации есть отдел сбыта, то было бы ошибкой просто назвать всю деятельность этого отдела «процессом сбыта». Необходимо провести анализ и выявить, какие процессы реально выполняются в этом отделе.
В главе 2 мы поговорим о том, почему для системной оптимизации деятельности и налаживания межфункционального взаимодействия подразделений целесообразно выделять и улучшать сквозные процессы.
Сквозной (межфункциональный) процесс – тот, в котором участвует несколько структурных подразделений организации.
Декомпозиция процесса – разделение его на составляющие части.
Подпроцесс – процесс следующего уровня декомпозиции.
Рис. 1.2.4. Декомпозиция процесса
По ходу декомпозиции мы можем дойти до уровня, на котором процессы становятся элементарными, их осуществляют отдельные сотрудники или они выполняются автоматически. В случае если дальнейшая декомпозиция процесса нецелесообразна, такой процесс можно называть операцией.
Операция – выполняемая отдельным сотрудником часть процесса, дальнейшая декомпозиция которого нецелесообразна.
Из операций, как правило, состоят процессы, которые выделяются при описании деятельности на уровне сотрудников организации. Такие процессы можно называтьоперационными процессами. Некоторые специалисты считают, что выделять процессы вообще можно только на операционном уровне. С их точки зрения процессы верхнего уровня не являются собственно процессами. Но с позиций системного внедрения процессного подхода такой взгляд неадекватен. В компании могут быть сотни операционных процессов. Если не построить процессную архитектуру, то их не удастся корректно связать в единую, комплексную систему.
Я уже упоминал об уникальности процессов. Для каждого из них можно определить границы, участников (отделы, сотрудников), выработать систему показателей для управления, назначить владельца и т. д. Но на практике встречаются обезличенные процессы, которые невозможно привязать к конкретному подразделению, хотя их тоже приходится описывать и регламентировать. Для обозначения таких процессов можно использовать понятие «процедура».
Процедура – алгоритм выполнения некоторой части или процесса в целом.
Понятие процедуры вводится для решения следующих задач:
• описания обезличенных процессов, которые могут использоваться в различных подразделениях организации разными сотрудниками (примеры: «процедура управления документооборотом», «процедура управления договорами», «процедура оформления заявки» и т. п.);
• упрощенного описания технологии выполнения процесса внутри нормативно-методических документов (описывается только алгоритм выполнения работы без указания требований к преобразуемым и обеспечивающим ресурсам).
Процедуры могут разрабатываться отдельно от конкретных, уникальных процессов организации. Как правило, область действия таких процедур распространяется на организацию в целом или на ее значительную часть.
Характерный пример обезличенных процессов – процедуры, разрабатываемые при внедрении системы менеджмента качества.
Пример.Процедура управления договорами – типичный пример обезличенного процесса. В ней, как правило, описана общая последовательность разработки, согласования и утверждения договора. Требования процедуры должны выполнять все сотрудники организации, которые имеют отношение к работе с договорами. Контроль актуальности процедуры может быть возложен, например, на юриста. Но назначить владельца процесса «Управление договорами» для организации в целом нельзя.
Пример.В организации есть call-центр. Множество операторов постоянно находятся на связи – принимают входящие звонки, обзванивают клиентов и т. п. Каждый оператор обязан выполнять работу по установленным процедурам. Их разработано несколько: процедура приема входящих звонков, процедура отправки факсов и т. д.
С точки зрения директора в деятельности call-центра можно выделить несколько процессов, например:
• обслуживание входящих звонков;
• обслуживание исходящих звонков;
• администрирование рабочих групп call-центра;
• подключение клиента и т. д. [25]
Рассмотрим процесс обслуживания входящих звонков. С точки зрения директора call-центра важно, чтобы все входящие звонки были качественно обработаны при минимальном количестве операторов. Для процесса «Обслуживание входящих звонков» определены:
• технология выполнения (описана в соответствующих процедурах);
• требования к обеспечивающим ресурсам (необходимое оборудование, каналы связи, операторы с требуемыми навыками);
• показатели для управления процессом в целом (количество обслуженных звонков, количество звонков, обработанных одним оператором, среднее время обработки одного звонка и т. д.).
При выполнении процесса каждый оператор в течение дня многократно повторяет работу по заданной процедуре. Процесс в целом характеризуется работой нескольких операторов в течение суток, недель, месяца. С точки зрения владельца процесса (директора call-центра) значимы интегральные показатели работы, а для отдельного оператора важно выполнять свою работу в соответствии с требованиями процедуры.
Рис. 1.2.5. Экземпляры процесса
За день бывает запущено и выполнено несколько экземпляров процесса. Если процесс автоматизирован, то его владелец может в течение рабочего дня оперативно отслеживать (проводить мониторинг) каждый экземпляр процесса, выявляя возникшие узкие места, проблемы и т. п. С точки зрения управления процессом в целом больший интерес представляют интегральные показатели оценки процесса (за день, неделю, месяц), а не результаты выполнения его отдельных экземпляров.
Оперировать понятием «экземпляр процесса» целесообразно только на уровне операционных процессов. Для более высокого уровня это понятие практически неприменимо.
Использование понятия «экземпляр процесса» является важным при автоматизации операционных процессов при помощи систем Work Flow, BPMS.
Обсудив некоторые подходы к классификации процессов, я введу такое важное понятие, как архитектура (система процессов) организации.
Архитектура (система процессов) – совокупность всех взаимосвязанных и взаимодействующих процессов организации.
На мой взгляд, внедрение процессного подхода возможно только в том случае, когда руководители научились видеть процессы, построили систему процессов организации.
С практической точки зрения система процессов может быть оформлена в виде таблицы, где представлены:
• процессы различных уровней (три – пять уровней в зависимости от размеров организации);
• участники процессов;
• владельцы процессов;
• границы процессов (по входам/выходам и событиям).
Подчеркну, что построение системы процессов не подразумевает их комплексного описания на всех уровнях в виде графических схем. Важно понять структуру процессов, их границы и взаимосвязи. На этапе построения системы процессов детальное описание и регламентация нецелесообразны. Подробно о методике построения системы процессов будет говориться в главе 3.
Постепенно, по ходу внедрения процессного подхода процессы из системы процессов могут быть описаны и занесены в электронный репозиторий процессов организации. Часто такой репозиторий называют комплексной моделью организации.
Модель – графическое, табличное, текстовое, символьное описание процесса либо их взаимосвязанная совокупность.
Моделирование (описание) процессов – отражение в виде модели субъективного ви́дения реально существующих в организации процессов.
Методика (формат, нотация) создания модели процесса – совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.
Технология выполнения работы
Под технологией выполнения работы в настоящем материале понимаются перечень (виды) производственных операций, их содержание и последовательность выполнения, а также материалы и оборудование, применяемые в работе.
Толкование данного понятия дано на основе анализа нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, в которых оно используется при описании рекомендательных или обязательных требований к подрядчику при выполнении работы (например, связанных с ее качеством или безопасностью). Определение технологии работы также устанавливается в этих документах для разработки государственных стандартов в различных отраслях производства, устранения терминологических расхождений и других целей. См. например, п. 4 МДС 12-47.2008 «Устройство кровли из металлочерепицы. Проект производства работ», пп. 159 п. 2 ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения», Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на содержание машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях, п. 6 ГОСТ Р 9.316-2006 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия термодиффузионные цинковые. Общие требования и методы контроля».
От выбора технологии может зависеть качество, срок службы результата работы, степень вредного воздействия на окружающую среду в процессе выполнения работы. Если работа может быть выполнена путем применения различных технологий и у заказчика есть особые требования к технологии, намерение улучшить качественные и другие характеристики результата работы по сравнению с обычными, снизить негативное воздействие на окружающую среду, то в интересах заказчика согласовать в договоре технологию выполнения работы.
Подрядчик обязан будет соблюдать согласованную технологию. В случае ее нарушения суд, ссылаясь на п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 711 ГК РФ, может признать, что выполнены работы, не предусмотренные заданием заказчика, и поэтому они не подлежат оплате (см. Риск подрядчика 5.1.1). Кроме того, заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если в ходе контроля за выполнением работ обнаружит отклонения от согласованной технологии (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
Согласование технологии выполнения работ может осуществляться путем:
— указания на нормативный документ, в котором она описана (см., например, МДС 12-47.2008 «Устройство кровли из металлочерепицы. Проект производства работ»);
Пример формулировки условия:
«Работа должна быть выполнена подрядчиком по технологии согласно требованиям ______ (указываются номер, дата, название нормативного документа)».
— описания технологии в договоре (включая, при необходимости, условие о требуемых материалах и оборудовании). Подробнее по вопросу согласования условий о предоставлении материалов и оборудования для выполнения работы см. п. 4 настоящего материала.
Пример формулировки условия:
«При выполнении работы подрядчик обязан выполнить производственные операции в следующей последовательности:
3. ______________________ (указываются виды производственных операций и последовательность их совершения).
Стороны должны учитывать, что в отношении некоторых видов работ законом, иными правовыми актами или в определенном ими порядке могут быть установлены обязательные требования к применяемой подрядчиком технологии (п. 2 ст. 721 ГК РФ).
Такие требования могут содержаться в следующих документах:
— технических регламентах Таможенного союза;
— нормативных правовых актах РФ и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, обязательных в силу п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании. Согласно этой статье требования ГОСТов к технологии работы могут быть признаны обязательными, если они отвечают установленным в статье целям и опубликованы в установленном порядке. В остальных случаях ГОСТы применяются в добровольном порядке согласно ст. 2, п. 2 ст. 15 Закона о техническом регулировании. Подробнее по вопросу обязательности ГОСТов и иных нормативных документов см. п. п. 2.1.1 «Требования к качеству работы», 2.1.2 «Согласование свойств результата работы» настоящего материала.
Если к технологии работы установлены обязательные требования, подрядчик должен их соблюдать независимо от того, предусмотрено ли это договором (п. 2 ст. 721 ГК РФ). Поэтому технология, согласованная в договоре, должна соответствовать обязательным или более высоким по сравнению с ними требованиям (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Внимание! Если в рамках судебного рассмотрения спора о качестве работы экспертиза установит, что недостатки результата работы возникли в связи с нарушением подрядчиком требований к технологии работы, закрепленных нормативными документами, в частности ГОСТ, СНиП, заказчик может привлечь его к ответственности в соответствии со ст. 723 ГК РФ.
— Судебную практику, подтверждающую, что выполнение работы с нарушением требований ГОСТ, СНиП свидетельствует о некачественности ее результата, см. в Путеводителе по судебной практике.
Если технология выполнения работы не согласована
Подрядчик вправе самостоятельно выбрать технологию для выполнения работы (п. 3 ст. 703 ГК РФ), за исключением случаев, когда установлены обязательные требования к ней (п. 2 ст. 721 ГК РФ).
При этом если в договоре предусмотрена возможность изменения цены договора подрядчиком в одностороннем порядке и он выбрал более дорогостоящую технологию из имеющихся в его распоряжении, подрядчик вправе потребовать от заказчика оплаты работы по более высокой цене (см. Риск заказчика 5.1.1).
Технология выполнения работ
Раздел «Технология выполнения работ» должен отражать:
— указания по подготовке объекта и требования к готовности предшествующих работ и строительных конструкций, которые обеспечивают необходимый и достаточный фронт работ для выполнения строительного процесса, предусмотренного картой;
— план и разрезы той конструктивной части здания или сооружения, на которой будут выполняться работы, предусмотренные технологической картой, а также схемы организации строительной площадки (рабочей зоны) в период производства данного вида работ (на планах, разрезах и схемах должны быть указаны все основные размеры и размещение агрегатов, машин, погрузочно-разгрузочных устройств, складов основных материалов, полуфабрикатов, изделий, дорог);
— методы и последовательность производства работ, разбивку здания (сооружения) на захватки и ярусы, способы транспортирования материалов и конструкций к рабочим местам, типы применяемых подмостей, приспособлений, монтажной оснастки;
— численно-квалификационный состав бригад и звеньев рабочих с учетом совмещения профессий;
— график выполнения работ и калькуляцию трудовых затрат;
— указания по осуществлению контроля и оценки качества работ в соответствии с требованиями глав СНиП на производство и приёмку работ и перечень требуемых актов освидетельствования скрытых работ;
— решения по охране труда и технике безопасности при выполнении работ.
Исходными данными при проектировании технологического процесса выполнения строительно-монтажных работ (СМР) следует отнести:
— объёмно-планировочное и конструктивное решение здания;
— положение возводимого здания в окружающей застройке;
— основные объёмы выполняемых работ;
— нормы на выполнение планируемых работ.
Определив основную область выполнения СМР, следует остановиться на основных характеристиках выполняемых работ, влияющих на выбор строительной техники. К таким характеристикам относят, например, массу монтируемых элементов или подаваемых к месту ведения СМР грузов, требуемые вылет крюка и высоту подъёма крюка, глубина земляного сооружения, тип грунта и т.п.
Наиболее часто ведущей строительной машиной на объекте является монтажный кран, поэтому в начале следует установить, какие конструкции и грузы подаются к месту выполнения СМР (табл. 5.4.1): сборные конструкции, опалубка, арматурные изделия, пакеты со штучными материалами и т.п.
Таблица 5.4.1 ‑ Характеристика грузов, подаваемых к месту выполнения СМР
Наименование
грузов (элементов, изделий,
конструкций)
После определения грузовых и объёмных характеристик подаваемых грузов необходимо установить положение технических средств (вне здания, с одной или двух сторон, или внутри здания). Этот выбор диктуется объёмно-планировочным решением здания, положением здания в окружающей застройке, оптимальным использованием технических характеристик средств механизации. На основе сделанного выбора устанавливаются, либо уточняются, требования, предъявляемые к техническим средствам механизации. По выявленным требованиям выбирается грузоподъёмное средство, обеспечивающее подачу грузов к месту выполнения СМР.
При производстве СМР ведущей строительной машиной также может являться экскаватор, копровая установка, бетононасос и др. Выбор конкретного технического средства выполняется по соответствующим требуемым параметрам.
Выбранное техническое средство во многом определяет перечень производственных процессов, выполняемых при совершении данной работы. Поэтому далее следует привести перечень и особенности выполнения технологических процессов, необходимых для выполнения данных работ, с описанием последовательности и особенностей их осуществления.
Выбор комплекта машин и оборудования для производства бетонных работ – см. Приложение Д.
Выявленный перечень работ служит основой для составления ведомости объёмов работ и калькуляции трудовых затрат (табл. 5.4.2, 5.4.3).
В ведомость объёмов работ обычно включают:
1. Устройство монолитных железобетонных конструкций:
‑ укрупнительная сборка опалубки в панели или блоки;
‑ разборка панелей или блоков опалубки;
‑ подача блоков, панелей или отдельных щитов опалубки краном;
‑ установка арматурных сеток (каркасов) вручную (или краном);
‑ установка арматуры отдельными стержнями;
‑ подача арматурных изделий или отдельных стержней краном;
‑ подача бетонной смеси автобетононасосом (краном с бадьёй, бетоноукладчиком);
‑ укладка бетонной смеси в конструкции;
‑ поливки бетонной поверхности водой;
‑ гидроизоляция конструкций подземной части.
‑ горизонтальная гидроизоляция фундаментов;
‑ подача материалов (кирпич, раствор);
‑ каменная кладка стен и перегородок;
‑ устройство и разборка инвентарных подмостей;
‑ устройство теплоизоляции наружных стен (трёхслойная стена);
‑ укладка брусковых перемычек;
‑ монтаж лестничных маршей и площадок;
‑ монтаж плит перекрытия и покрытия;
‑ монтаж элементов балконов и лоджий;
‑ монтаж сборных перегородок, санитарно-технических кабин, блоков лифтовых шахт;
‑ заливка швов плит перекрытий и покрытий.
3. Монтаж железобетонного каркаса;
‑ установка железобетонных колонн;
‑ установка ригелей, прогонов, ферм и балок;
‑ установка плит перекрытия и покрытия;
‑ установка стального профилированного настила кровли;
‑ установка панелей стен;
‑ монтаж сборных перегородок, санитарно-технических кабин, блоков лифтовых шахт;
‑ монтаж лестничных маршей и площадок;
‑ заделка стыков конструкций, заливка швов панелей стен, плит перекрытия и покрытия.
4. Монтаж стального каркаса
‑ монтаж опорных плит с обработанной поверхностью;
‑ монтаж стальных колонн;
‑ укрупнительная сборка стальных конструкций
‑ монтаж вертикальных связей по колоннам;
‑ монтаж подкрановых балок, ригелей, ферм покрытия, прогонов;
‑ монтаж горизонтальных связей по конструкциям покрытия;
‑ установка стального профилированного настила кровли;
‑ монтаж плит перекрытия и покрытия;
‑ монтаж сборных перегородок, санитарно-технических кабин, блоков лифтовых шахт;
‑ монтаж лестничных маршей и площадок;
‑ сварка закладных деталей соответствующих конструкций;
‑ устройство защитного покрытия стальных конструкций.
5. Устройство наплавляемой рулонной кровли
‑ очистка и сушка основания;
‑ устройство пароизоляции, теплоизоляции;
‑ устройство стяжек (асфальтобетонной, из раствора);
‑ покрытие кровли наплавляемым материалом и устройство примыканий.
6. Устройство вентилируемого фасада
‑ монтаж и демонтаж подъёмников;
‑ очистка изолируемой поверхности;
‑ устройство кронштейнов подоблицовочной конструкции;
‑ устройство ветрозащитной преграды;
‑ изоляция стен теплоизоляционными плитами с установкой дюбелей;
‑ установка и выверка направляющих профилей, установка облицовочных панелей.
Определение объёмов работ производится на основании архитектурно-строительной части дипломного проекта. Объёмы работ в калькуляции рассчитываются в единицах измерений, принятых в соответствующих пунктах ЕНиР (СНиП, ЕРЕР, ВНиР).
Таблица 5.4.2 – Ведомость объёмов работ
Наименование работ | Ед. изм. | Количество |
1 | 2 | 3 |
Таблица 5.4.3 – Калькуляция трудовых затрат
Обоснование (ЕНиР и др. нормы)
Норма времени на ед. изм.
Затраты труда на весь объем работ
Состав звена по ЕНиР
В графе 4 таблицы 5.4.3. указывается обоснование принятой нормы – номер параграфа, таблицы, графы и позиции нормы принятой по ЕНиР (СНиП, ЕРЕР, ВНиР).
В калькуляции трудовых затрат определяются нормативная трудоёмкость (в чел.-ч. (п. 6) и чел.-дн. (п. 7)).
Трудоёмкость (затраты труда) на весь объём работ, чел.-ч.
. (5.15.)
Трудоёмкость (затраты труда) на весь объём работ, чел.-дн.
. (5.16.)
Полученные при составлении калькуляции характеристики затрат труда и времени работы машин служат достаточным основанием для планирования данного технологического процесса, т.е. для составления «Графика производства работ».
При занятости в процессе средств механизации определяющей временной характеристикой является время работы машины, в зависимости от которого подбирается и состав звена (бригады), обслуживающего данное техническое средство. Если же процесс выполняется без применения техники, то состав бригады формируется на основании имеющегося фронта работ и рекомендуемой численности бригад или же необходимости получить требуемый результат. Планируя выполнение работы, следует стремиться к возможному постоянству состава технических средств механизации на всё время выполнения работы.
График производства работ предназначен для определения последовательности и сроков выполнения СМР. Эти сроки устанавливаются в результате рациональной увязки сроков выполнения отдельных видов работ, учёте состава и количества основных ресурсов, в первую очередь рабочих звеньев и ведущих машин, а также специфических условий района строительства, отдельной площадки и ряда других факторов.
В графике производства работ выделяются этапы и виды работ, поручаемые комплексным и специализированным бригадам, определяется их количественный, профессиональный и квалификационный состав.
В итоге порядок разработки графика производства работ следующий:
— выбираются исходные данные из проекта с необходимой детализацией работ;
— составляется перечень (номенклатура) работ;
— в соответствии с номенклатурой по каждому виду работ определяются их объёмы;
— производится выбор методов производства основных работ и ведущих машин;
— определяется нормативные затраты машинного времени и трудоёмкость по ЕНиР или производственным нормам (для современных технологий, не представленных в ЕНиР);
— определяется состав звеньев и бригад;
— определяется технологическая последовательность выполнения работ;
— устанавливается сменность работ;
— определяется продолжительность работ и их совмещение, корректируются число исполнителей и сменность.
График производства работ на объекте выполняется по форме таблицы 5.4.4, и состоит из двух частей: левой – расчётной и правой – графической.
Графа 2 (перечень работ) заполняется в технологической последовательности выполнения работ с группировкой их по видам и периодам. Чтобы график был лаконичным, работы, за исключением выполняемых разными исполнителями (бригадами или звеньями), необходимо объединять.
Объём работ (гр. 3, 4), трудоёмкость работ (гр. 5, 6) принимается по соответствующим графам таблицы 5.4.3. «Калькуляция трудовых затрат».
К моменту составления графика производства работ должны быть определены методы производства работ и выбраны основные строительные машины. При составлении графика должны быть предусмотрены условия интенсивной эксплуатации основных машин. Продолжительность механизированных работ должна назначаться с учётом производительности машины. Поэтому вначале устанавливается продолжительность механизированных работ, ритм работы которых определяет все построение графика, а затем рассчитывается продолжительность работ, выполняемых вручную.
Таблица 5.4.4 ‑ График производства работ
Наименование
технологических процессов
Принятый
составы звена
Продолжительность процесса, дн
Продолжительность выполнения механизированных работ Тмех, дн., определяется по формуле
, (5.17.)
где Tмаш.-см – затраты машинного времени (гр. 6);
m – количество смен работы в сутки.
Необходимое количество машин зависит от объёма и характера строительно-монтажных работ и сроков их выполнения.
Продолжительность работ, выполняемых вручную tр, дн., рассчитывается путём деления трудоёмкости работ Тр, чел.-дн., на количество рабочих nч, которые могут занять фронт работ
. (5.18.)
Предельное число рабочих, которые могут работать на захватке, определяется путём разделения фронта работ на делянки, размер которых должен быть равен сменной производительности звена или одного рабочего. Произведение числа делянок на состав звеньев дает максимальную численность бригады на данной захватке.
При использовании основных машин (монтажных кранов, экскаваторов) количество смен принимается не менее двух. Сменность работ, выполняемых вручную и с помощью механизированного инструмента, зависит от фронта работ и рабочих кадров. Количество смен определяется также требованиями проекта (непрерывное бетонирование и т. д.) и директивными сроками возведения объекта.
Число рабочих в смену и состав бригады определяются в соответствии с трудоёмкостью и продолжительностью работ. При расчёте состава бригады исходят из того, что переход с одной захватки на другую не должен вызывать изменений в численном и квалификационном составе. С учётом этого устанавливается наиболее рациональное совмещение профессий в бригаде. Расчёт состава бригады производится в следующей очередности: намечается комплекс работ, поручаемых бригаде (по гр. 2); подсчитывается трудоёмкость работ, входящих в комплекс (гр. 5); выбираются из калькуляции затраты труда по профессиям и разрядам рабочих; устанавливаются рекомендации по рациональному совмещению профессий; устанавливается продолжительность ведущего процесса на основе данных о времени, необходимом ведущей машине для выполнения намеченного комплекса; рассчитывается численный состав звеньев и бригады; определяется профессионально-квалификационный состав бригады.
Состав бригады следует отражать в определенной форме (табл. 5.4.5) с указанием численного, профессионального и квалификационного состава бригады. Комплексная бригада должна включать минимально необходимый набор рабочих по количеству и квалификации для выполнения комплексного процесса.
Таблица 5.4.5 – Состав комплексной бригады
При незначительном объёме работы для какой-либо профессии, не обеспечивающем полной загрузки в расчётный период, намечают совмещение профессий. Нормативная трудоемкость работ, выполняемая в порядке совмещения, не должна превышать 15% суммарной трудоёмкости работ. Обычно совмещают профессии монтажника и плотника, плотника и бетонщика, электросварщика и монтажника, изолировщика и кровельщика и т.п.
В комплекс работ, поручаемых бригаде, включаются все операции, необходимые для бесперебойной работы ведущей машины, а также все технологически связанные или зависимые.
Графическая, правая, часть таблицы ‑ графика производства работ – наглядно отображает ход работ во времени, последовательность и увязку работ между собой.
Cроки выполнения отдельных работ устанавливаются из условия соблюдения строгой технологической последовательности с учётом представления в минимальные сроки фронта работ для выполнения последующих процессов. Период готовности фронта работ в ряде случаев увеличивается из-за необходимости соблюдения технологических перерывов между двумя последовательными работами. При необходимости величина технологических перерывов может быть сокращена путём применения более интенсивных методов.
Составление графика (правая часть) следует начинать с ведущей работы или процесса, от которого в решающей мере зависит общая продолжительность строительства объекта. Сопоставляя с нормативной, можно при необходимости сократить продолжительность ведущего процесса, увеличивая сменность и число строительных машин или число исполнителей на работах, выполняемых вручную. В зависимости от периода, на который рассчитан график, и сложности объекта может быть несколько ведущих процессов. Сроки остальных процессов привязываются к ведущему с учётом требований техники безопасности и охраны труда.
Продолжительность процессов, выполняемых вне потока, назначается в пределах технологически обусловленных для них периодов работ.
При проектировании производства работ для каждого конкретного объекта необходимо дополнительно учитывать следующие основные факторы: схему несущих конструкций (с продольными или поперечными несущими стенами, каркасно-панельную и т. д.); материал конструкции здания; этажность; протяженность и конфигурацию в плане; сезонные условия производства работ; сложившийся уровень технологии и организации работ.
Законченное в графике планирование выполнения работ позволяет определить:
— продолжительность выполнения строительного процесса;
— величину затрат труда и времени работы машин;
— количественный и квалификационный состав бригад и звеньев, занятых в процессе.
То есть получить необходимые данные для установления состава комплексной бригады и определения основных технико-экономических показателей строительного процесса.