Что значит отражать чувства других
Отражение чувств – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Ответ или эмоциональная реакция на чувства других очень важны для взаимопонимания. Человек проявляет эмоции тогда, когда информация для него особенно значима.
Правила отражения чувств
1. При отражении чувств акцент делается не на содержание сообщения (как при выяснении, перефразировании и резюмировании), а на эмоциональном состоянии собеседника, его чувствах.
2. Задача слушающего в этой ситуации показать собеседнику, что его понимают и чувства разделяют или нет. Но даже если вы не разделяете чувств собеседника, целесообразно продемонстрировать ему сочувствие.
Можно воспользоваться определенными вступительными фразами:
· «Вы чувствуете себя раздраженным (обиженным, оскорбленным, задетым, огорченным и пр.). «
· «Вы вроде бы огорчены. «
· «Мне кажется, что вы испытываете. «
· «Не чувствуете ли вы себя несколько. «
· «Вероятно, вас это очень расстроило»
· «Представляю, как вам тяжело. «
· «Бедняга, вам так досталось, я вам искренне сочувствую. «
· «Я вижу, как вы переживаете. «
· «Если я вас правильно понял, это выводит вас из себя. «
· «Я понимаю ваши чувства, но не разделяю их потому, что. «
· «Любой бы на вашем месте огорчился. «
При этом желательно избегать категорических формулировок типа: «Я уверен, что Вы огорчены». В чувствах человека особенно легко ошибиться. Категоричные утверждения о его чувствах могут у собеседника вызывать раздражение: «Я сам не могу до конца разобраться, а он, видите ли, уверен!»
3. В ответах следует учитывать и интенсивность чувств собеседника, используя с этой целью соответствующие слова, например:
· несколько («Вы несколько расстроены!»),
· очень, сильно, страшно и т. п.
4. Понять чувства собеседника можно различными путями:
— следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства «неприятный», «коварный», «убийственный», «неожиданный» и т.п.;
— многое можно понять по невербальным сигналам: выражению лица, жестам, интонации, дистанции, которую он устанавливает с партнером по общению. (Например, если он подсознательно сделал «стирающее» движение ладонью по лбу, → он чем-то расстроен и хочет отогнать неприятные мысли.)
— необходимо как можно ярче представить, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в такой ситуации.
— себя представить на месте говорящего (как говорят, «походить в чужих ботинках»), что вы чувствовали бы в такой ситуации на месте говорящего. Использовать такой механизм межличностного общения, как эмпатия, то есть вчувствование в другого.
Отражение чувств предполагает наличие у собеседника психологической культуры, корректности и деликатности, умения всем своим видом показать искреннее сопереживание, сочувствие.
Пример. Прием выяснение
Петров: Несмотря на небольшой объем продаж в прошлом году, на будущий год мы снова получили высокие задания.
Сергеева: Как это так снова?
Петров: Хотя никто из нас не выполнил задании прошлого года, в этом году мы получили более высокие задания путем перераспределения наших рынков.
Сергеева: Не могли бы Вы объяснить попонятнее?
Петров: Я имею в виду, что компания решила сократить для каждого из нас число районов продаж, одновременно укрупнив эти районы. Вот почему каждому устанавливается в этом году более высокое задание — независимо от объема продаж в прошлом.
Вместо бурной реакции Сергеева использовала вопросы на уточнение, пока точно не уяснила смысл сообщения говорящего.
Пример. Прием перефразирование.
Новой работнице банка (обслуживающей сидящих в автомобиле клиентов) было поручено встречать клиентов при въезде на территорию банка. Когда автоклиентов не было, она должна была помогать другим кассирам в помещении банка. Если в этот момент появлялся автоклиент, то встретить его должен был любой свободный кассир. Но никто этого почти никогда не делал. Новая работница высказывает возмущение по поводу нарушения установленного порядка своему начальнику. Между ними происходит такой диалог:
Сотрудница: Я занята больше всех кассиров. Я помогаю им за стойкой, как это от меня требуется, но когда появляется автоклиент, никто из кассиров мне не помогает. Это несправедливо!
Начальник: Другими словами. Вы работаете больше, чем должны?
Сотрудница: Ну да, конечно!
Техника «Отражение чувств»
Относится к самым сложным техникам активного слушания и требует определенной (иногда немалой) тренировки в ходе своего освоения – однако оно того, безусловно, стоит.
Данная техника уместна почти в любом разговоре (за исключением самых-самых формальных), однако наиболее она применима в том случае, когда человек, с которым вы разговариваете, испытывает сильные эмоции. Выше я уже говорила о том, что многих людей эмоции собеседника тревожат, они не знают, как поступить, когда человек, с которым они находятся в контакте, сильно испуган или обижен либо, к примеру, сердит, и обращаются со всем этим не самым адекватным образом. Здесь мы будем говорить о том, какая реакция на эти переживания будет правильной.
По своей сути «Отражение чувств» есть проговаривание (уважительное, неоценивающее и принимающее), символизация для вашего партнера его эмоционального состояния, то есть фактически сообщение ему о том, что он чувствует. Да, это именно так – вы говорите своему партнеру о том, какое переживание, какое чувство, какую эмоцию вы слышите в том, что он говорит.
Вы можете удивиться – зачем это надо? Он и так понимает, что с ним. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Есть большая психологическая разница между двумя состояниями человека: когда он охвачен каким-то переживанием, «затоплен» им – и когда он, переживая сильные эмоции, сохраняет способность оставаться «на плаву» и «не нырять» в переживание. В первом случае переживание диктует логику поведения (иногда это буквально похоже на одержимость), во втором случае Я, осознавая текущие состояния, остается на своем месте, выдерживая эмоциональные «бури».
Совсем маленький ребенок знает только захваченность переживанием – вспомните, как ведут себя двухлетние дети, когда голодны или категорически не хотят идти домой с прогулки; по мере взросления мы осваиваем и другие, связанные с символизацией и использованием речи, способы быть в переживании. Маленький ребенок кричит от обиды и злости, в этот момент он – олицетворение гнева; взрослый человек может сказать себе: «Я сейчас страшно зол», при этом переживание не завладевает им, скорее он ощущает себя как человек, у которого есть переживание.
Разница между состоянием «захваченности» переживанием и ощущением присутствия переживания задается символизацией, то есть способностью назвать текущее переживание, словно взглянув на него со стороны. В ходе развития важнейшая функция взрослых – символизация, называние переживаний ребенка, это «выращивает» в нем способность называть собственные переживания. Будучи адекватно символизированными (правильно названными), они обретают свое законное место в поле внутреннего мира и не завладевают человеком полностью – остается некая территория внутри, не затронутая переживанием, остается место для «чего-то еще».
Когда ваш партнер в контакте с вами переживает сильные эмоции, иногда он может быть временно «затоплен» ими, и проговаривание того, что с ним происходит, способно стабилизировать его внутреннюю реальность. Использование техники «Отражение чувств» поэтому дает следующие результаты.
Человек явно успокаивается. Нет, это не значит, что если за пару минут до этого он был зол как черт, сейчас он будет благостно тих. Он все равно будет переживать злость, но уже по-другому: внутри него словно освободится «спокойное место», не затронутое злостью. Это очень заметно: по-прежнему находясь в контакте с каким-то своим переживанием (переживаниями), человек не «опрокидывается» им, он сохраняет эмоциональное равновесие. Использование техники «Отражение чувств» дает человеку эффект явного эмоционального облегчения.
Человек лучше понимает самого себя в создавшейся ситуации, свои внутренние потребности и нужды. Техника «Отражение чувств» словно направляет фокус внимания внутрь, к собственным внутренним процессам. За счет этого ему становится понятнее, чего он хочет; нередко приходит и решение – что делать и как поступить (потому что лучше начинаешь понимать самого себя).
Техника «Отражение чувств» настолько эффективна, что ее рекомендуют для родителей, испытывающих трудности в общении с собственными детьми различных возрастов (включая подростковый). Для получения более подробной информации очень рекомендую замечательную книгу Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», техника отражения чувств описана в разделе этой книги «Как слушать своего ребенка».
Итак, обратимся к примерам.
Ваш партнер произносит фразу, в которой явно или не очень отражается какое-то переживание, какое-то чувство, какая-то эмоция.
Вы делаете небольшую паузу, не надо говорить прямо сразу.
Затем мягко, спокойно, в утвердительной, а не вопросительной форме (!), без упрека или обвинения в голосе говорите партнеру о том переживании, чувстве или эмоции, которые вы услышали в его фразе, считали по невербальным проявлениям:
– Ты сейчас очень зол на коллегу…
– Тебе обидно, очень обидно…
– Ты очень тревожишься.
Можно в большей степени развернуть свое высказывание, если вы явно уверены в том, что именно вызвало или спровоцировало называемое вами переживание.
– Ты сейчас очень зол на коллегу из-за того, что он испортил твой отчет…
– Тебе обидно, очень обидно, что твой вклад остался незамеченным, словно его и не было…
– Тебе страшно оказаться никому не нужным…
– Ты очень тревожишься из-за неопределенности с датой переезда.
Приведу примеры диалогов, в которых один из партнеров отвечает своему собеседнику, используя технику «Отражение чувств»:
– Теперь, после того как я закончила этот курс и наши отношения изменились, Валентина не является моей преподавательницей. Но она почему-то приглашает меня к себе, даже посвящает в свои творческие проекты…
– Это вызывает у тебя недоумение.
– Да. И… она рассказывает такие вещи… очень личные… после того как строились наши отношения в ходе обучения, после того как много конфликтов у меня с ней было – и такое полное раскрытие себя… Не понимаю, зачем это…
– И доверять этому, похоже, трудно, у тебя будто недоверие к этому.
– Да, конечно, недоверие, непонятно это все: расслабишься, поверишь, а она вдруг извернется и укусит тебя, как змея…
– Не можешь этому поверить и ожидаешь подвоха.
– Я осталась одна в квартире, когда мой сын и его девушка уехали на дачу. Я все понимала и даже помогла им собраться в дорогу, завернула им бутербродов, хотя они и говорили, что им это не нужно… И потом, когда я осталась одна, я не знала, чем себя занять: включу телевизор – там все не то, ничего смотреть не хочу, открою холодильник – ничего съесть не хочется, посмотрю на полку с книгами – ни одну не хочу взять в руки. Ни сесть, ни ходить, ни лечь не хочется…
– Ты не могла найти себе места…
– Да, мне нигде места не было, и все было неинтересно…
– Не то. Словно все это стало ненужным… и я… никуда…
– Похоже, ты себя почувствовала ненужной.
– Да, правильно! (Пауза.) Сын вырос, у него теперь своя жизнь. Ужасная пустота внутри, будто часть меня умерла. Я теперь ему не нужна.
– Похоже, это вызывает много гнева, но он бессильный.
– Очень больно, оттого что ты чувствуешь, что больше не нужна так, как раньше.
В приведенном примере наиболее точным отражением переживания является последняя фраза (это и есть самая суть того, что происходит с женщиной, которая рассказывает о себе); мы видим, что до этого переживания диалог «добирается» постепенно и осторожно.
Техника «Отражение чувств» является важным инструментом в арсенале психолога-консультанта, психотерапевта, однако и в обычной, повседневной беседе она исключительно важна, помогая вашему собеседнику лучше понять себя, успокоиться; замечательно работает она и на укрепление и углубление психологического контакта между говорящим и слушателем.
Приведу другие примеры:
– Я не понимаю, что это за человек, – вчера он требовал, чтобы я представил ему информацию в табличной форме, я весь день рабочий на это потратил и еще дома сидел, а сегодня он заявляет: зачем, мол, мне ваши таблицы, неужели в простом тексте нельзя было это все оформить? Он что, издевается?
– Похоже, ты в ярости.
– Ну, если они не оплатили нам эту работу сейчас, может быть, они оплатят к Новому году? Мы же много труда вложили…
– В вас теплится надежда, и вам не хочется с ней расставаться, Надя.
– С тех пор как Елену Ивановну назначили начальником отдела, она больше не здоровается со мной и не секретничает, как это бывало, когда она была рядовой сотрудницей…
– Тебе очень обидно из-за этого.
– Алло, это интернет-магазин такой-то? Что это за служба поддержки у вас такая, я уже три письма вам написал в течение четырех дней, у меня заказ пришел с браком, ну имейте же вы совесть!
– Я слышу, что вы возмущены. Сейчас будем разбираться. Назовите, пожалуйста, номер заказа.
– Моя сестра уехала полгода назад жить за рубеж и теперь каждый божий день звонит мне по телефону. Звонки бесплатные, ни ей, ни мне это не обходится в копеечку, и мы с ней говорим каждый день… по часу, полтора… Я часто домашние дела делаю с трубкой в руках, у меня же нет возможности по полтора часа каждый день просто сидеть и ничего не делать, у меня муж и двое детей… Хорошо, что она звонит, а то я все беспокоилась за нее.
– Кажется, вы очень рады звонкам сестры и в то же время иногда раздражаетесь из-за того, что они отнимают у вас время.
Наверное, вы обратили внимание, читатель, что в приведенных фрагментах реплики слушающего, уточняющие чувства говорящего, звучат по-разному. Все приведенные вводные фразы допустимы: «Кажется, вы…», «Похоже, что вы…», «Я слышу, вы…», «Вы чувствуете…». Ничего страшного, если вы немного ошибетесь в формулировке того, что чувствует ваш партнер, – он обязательно вас поправит; сложности возникают тогда, когда ваша формулировка очень-очень далека от реальности, – в этом случае у вашего партнера может возникнуть ощущение, что его совсем не понимают.
Выше мы уже обсуждали неудачные варианты слушания. Очень многое из того, что говорилось, напрямую применимо и к технике «Отражение чувств» – если ваша формулировка звучит оценивающе, с упреком или неуважительно, она будет «работать» только на усиление напряжения и разрушение контакта.
В связи с этим хотелось бы сделать несколько небольших замечаний.
При обозначении отдельных чувств и переживаний партнера необходимо быть очень внимательным к формулировкам, потому что они имеют некоторые нюансы.
Например, многие мужчины раздражаются, когда слышат: «Ты боишься…» Спонтанная реакция: «Я ничего не боюсь» (конечно, это неправда, но тем не менее), потому что «настоящие мужчины не боятся». Поэтому слова о страхе будут легче восприняты, если облечены в формулировку: «Ты опасаешься».
Такие чувства, как зависть, ревность и ненависть, не одобряются социально, поэтому, если вы скажете «Ты завидуешь» или «Ты ревнуешь», это прозвучит осуждающе, даже если вы на самом деле не осуждаете. Психологически многим людям трудно признаться в том, что они завидуют. Поэтому в этих случаях поищите более безопасные формулировки, например «Тебе обидно, что награда досталась не тебе, а ей, и злишься оттого, что считаешь это несправедливым», «Тебе хотелось бы, чтобы вы поменялись местами», «Тебе невыносимо в присутствии этого человека» или что-то другое в зависимости от ситуации.
С другой стороны, для многих чувств и эмоций в русском языке присутствуют и нейтральные, и более эмоционально окрашенные формулировки. Например, можно сказать: «Ты раздражен» и «Ты бесишься», «Ты равнодушен» и «Тебе по барабану» («до фени») – вариантов формулировок много, иногда они выходят за рамки нормативной лексики, и приводить их я не буду, думаю, все это вы слышали и сами. Очень важно оставаться в том «лексическом поле», которое не будет воспринято вашим партнером как унижающее его.
Еще одна тонкость в использовании техники «Отражение чувств» заключается в том, что выбранная вами формулировка должна точно соответствовать степени интенсивности переживаемого человеком эмоционального состояния. Очень часто при освоении обсуждаемой техники наблюдается попытка смягчить эмоции говорящего, что воспринимается им нередко как признак пренебрежительного или даже издевательского отношения к себе. Как правило, эта попытка снизить интенсивность эмоции связана со страхом перед прямым контактом с ней. Вот пример такого «сглаживания»:
– Вам было не совсем приятно видеть его.
И наконец, последний важный нюанс. Вербализуются (обозначаются вслух) только те состояния, которые осознаются говорящим хотя бы в небольшой степени. Лишь тогда ваши слова могут быть восприняты. В противном случае человек, сообщающий результаты своих «гениальных провидений», рискует получить агрессивный отпор:
– Не нравится мне этот новый босс. Ну откуда он взялся? Ни квалификации толком, ни знаний – гонор только один.
– Ты места себе не находишь из-за того, что назначили не тебя.
С какими сложностями можно столкнуться при использовании техники «Отражение чувств»? Прежде всего, с тем, что: а) с непривычки довольно сложно понять, что чувствует, что переживает человек, который перед тобой сидит, особенно когда он сам об этом не говорит вслух (это правда, нас с вами этому никто специально не учил, надо будет потренироваться); б) и еще сложнее подобрать слово, которое это самое переживание обозначит. Немного попробовав применять данную технику, вы можете обнаружить, что ваш «эмоциональный словарь» довольно беден, а свободно получается назвать только несколько эмоциональных состояний: радость, злость, страх, удивление и грусть. Сложные нюансы – удивление, недоумение, разочарование, печаль, надежда, нежность и т. п. – остаются «за бортом». Однако, повторюсь, здесь дело стоит за тренировкой и практикой: со временем умения чувствовать и называть эмоции окружающих поддаются значительному развитию, самое главное – не бросать.
Другая типичная ошибка при использовании обсуждаемой техники – вопросительные интонации, с которыми реагирует слушающий, которые мгновенно «опрокидывают» ситуацию, превращая ее в допрос. Мысленно попробуйте услышать пример, приведенный выше, и это станет для вас очевидным, читатель.
Отражение чувств
Смотреть что такое «Отражение чувств» в других словарях:
Отражение чувств — – в психотерапии – методика, в которой терапевт перефразирует сказанное пациентом, делая при этом акцент на эмоциональных аспектах высказываний пациента … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «. Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. »… … Философская энциклопедия
отражение — ОТРАЖЕНИЕ основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве О., воспроизведения характеристик предметов, существующих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Отражение (философия) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Отражение. Отражение в марксистско ленинской ф … Википедия
Отражение — всеобщее свойство материи (См. Материя), заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. «. Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением,… … Большая советская энциклопедия
Отражение — ср. 1. процесс действия по гл. отразить, отражать, отразиться, отражаться 2. Результат такого действия; способность воспроизводить в образах, понятиях существующий независимо от нас внешний мир, объективную действительность. 3. Образ предмета на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — специфическая форма освоения действительности в иск ве. Методологической основой понимания сущности О. х. является ленинская теория отражения, раскрывающая общие закономерности и способы адекватного постижения мира. Процесс О. в иск ве, включая… … Эстетика: Словарь
искусство — ▲ культура ↑ эстетический искусство художественная культура; искусственные образы, ценные в эстетическом отношении; отражение жизни в художественных образах и картинах; изображение красоты, красивое изображение; выражение чувств; часть культуры;… … Идеографический словарь русского языка
Отражение чувств
Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др.
Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.
Например:
Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала — какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так…
Консультант: Сколько лет Вы в браке?
В этом случае создается впечатление, что консультанта больше интересует формальный факт продолжительности брака, а не то, как клиентка переживает свою супружескую жизнь. Продолжение беседы могло бы быть явно продуктивнее, позволь консультант продолжать признание или, уловив удлиненную паузу, задай он вопрос: “Что для Вас значит “совсем не так”?”
В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании. Таково необходимое условие поддержания консультативного контакта в ориентированной на клиента терапии.
Отражая чувства клиента , консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.
Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.
Например:
Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже думать. Уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.
Консультант: Грустно смотреть, как Вы боитесь и избегаете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.
Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю…
Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не можете решить, действительно ли хотите этого мужчину.
Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?
Консультант: Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботится о Вас.
Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.
Отражая чувства, следует учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта. Для точного отражения чувств важно использовать многие понятия, определяющие разнообразные чувственные нюансы.
В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Очень часто в беседе мы сталкиваемся с противоречивыми, а иногда и с полярными чувствами по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви. Здесь очень ценно обобщение чувств для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.
Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:
В первом случае особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность. Например, озлобленность клиента может блокировать нормальное общение, поэтому следует обратить его внимание на это чувство (“Сегодня Вы кажетесь довольно злым”), чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта.
Такое обсуждение имеет смысл и для клиента, поскольку помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. Во втором случае мы оказываем клиенту эмоциональную поддержку.
Например, если клиент, которому трудно уйти с работы раньше времени, приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметить: “Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!” Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному “продвижению” в преодолении депрессии.