Что значит отработать орфограммы

Что такое орфограмма?

Орфограмма — это напи­са­ние сло­ва с помо­щью пра­ви­ла орфо­гра­фии или в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­ей рус­ско­го языка.

Узнаем, что такое орфо­грам­ма в рус­ском язы­ке, если преж­де обра­тим­ся к рас­шиф­ров­ке инте­ре­су­ю­ще­го нас поня­тия. Этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин про­ис­хо­дит от гре­че­ских слов orthos, что зна­чит «пра­виль­ный» и gramma — «знак, бук­ва».

Понятие об орфограмме

Исходя из зна­че­ния это­го заим­ство­ван­но­го сло­ва, дослов­но «орфо­грам­ма» — это «пра­виль­ная бук­ва или знак». Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке про­из­но­ше­ние мно­гих слов не сов­па­да­ет с их напи­са­ни­ем. В такой ситу­а­ции, когда неяс­но слы­шит­ся глас­ная или соглас­ная бук­ва, это ошиб­ко­опас­ное место назы­ва­ют орфо­грам­мой. В напи­са­нии необ­хо­ди­мой бук­вы в сло­ве воз­ни­ка­ет сра­зу несколь­ко вари­ан­тов, например:

Для пра­виль­но­го напи­са­ния сло­ва в труд­ном месте необ­хо­ди­мо выбрать толь­ко одну бук­ву. А для это­го сле­ду­ет обра­тить­ся к соот­вет­ству­ю­ще­му пра­ви­лу орфо­гра­фии. Орфография систе­ма­ти­зи­ру­ет орфо­грам­мы рус­ско­го язы­ка и с их помо­щью регу­ли­ру­ет вер­ные напи­са­ния слов, сло­во­со­че­та­ний и предложений.

Что значит отработать орфограммы

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое орфо­грам­ма при­во­дит­ся в Википедии:

В пись­мен­ной речи орфо­грам­ма отра­жа­ет выбор необ­хо­ди­мой бук­вы в сло­ве в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии. Понятие орфо­грам­мы охва­ты­ва­ет не толь­ко бук­вы, но и эле­мен­тар­ные гра­фи­че­ские зна­ки (про­бел, дефис, про­пис­ная и строч­ная бук­ва и пр.) С этой точ­ки зре­ния выде­лим сле­ду­ю­щие виды орфо­грамм в напи­са­нии слов:

Орфограмма может нахо­дить­ся в любом месте сло­ва, в раз­ных морфемах:

Как определить орфограмму в слове?

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во, сле­ду­ет опре­де­лить, есть ли в нём орфо­грам­ма. Для это­го необ­хо­ди­мо про­из­не­сти сло­во вслух (мож­но по сло­гам), ино­гда в нем нуж­но поста­вить уда­ре­ние. Попробуем понять, что вызы­ва­ет затруд­не­ние в напи­са­нии сло­ва. В выяв­ле­нии орфо­грам­мы помо­гут сори­ен­ти­ро­вать­ся неко­то­рые при­зна­ки. Орфограмма нахо­дит­ся в том месте сло­ва, в котором

Рассмотрим это более деталь­но с помо­щью неко­то­рых орфо­грамм рус­ско­го языка.

Примеры орфограмм русского языка

В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии слов фоне­ти­че­ская пози­ция глас­но­го или соглас­но­го зву­ка может быть силь­ной или сла­бой. Сильная пози­ция глас­ных зву­ков — это пози­ция под уда­ре­ни­ем. Такие глас­ные слы­шат­ся ясно и чёт­ко и пишут­ся в соот­вет­ствии с их произношением:

Без уда­ре­ния глас­ные нахо­дят­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции. Они слы­шат­ся неяс­но, иска­жа­ют­ся при про­из­но­ше­нии. Но тем не менее в рус­ском язы­ке осу­ществ­ля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ский прин­цип напи­са­ния слов. Независимо от уда­ре­ния в мор­фе­ме пишет­ся одна и та же бук­ва, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. «Безударные про­ве­ря­е­мые глас­ные в корне« — это орфо­грам­ма, кото­рая регла­мен­ти­ру­ет выбор необ­хо­ди­мой бук­вы с помо­щью орфо­гра­фи­че­ско­го правила.

Что значит отработать орфограммы

Итак, что­бы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне, мож­но изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром уда­ре­ние про­яс­нит сомни­тель­ную гласную.

Понаблюдаем, как реа­ли­зу­ет­ся эта орфо­грам­ма в напи­са­нии слов:

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет нема­ло слов с орфо­грам­мой «Непроверяемые глас­ные и соглас­ные в корне», напи­са­ние кото­рых сле­ду­ет запом­нить или све­рить со сло­ва­рем. Перечислим неко­то­рые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния слов:

Орфограмма «Проверяемые соглас­ные в корне сло­ва» каса­ет­ся напи­са­ния лек­сем, в глав­ной мор­фе­ме кото­рых при про­из­но­ше­нии про­ис­хо­дит оглу­ше­ние соглас­но­го кор­ня, нахо­дя­ще­го­ся перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, или соглас­но­го в кон­це сло­ва и заме­на его пар­ным глу­хим согласным:

Чтобы уста­но­вить истин­ную бук­ву в корне, соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии необ­хо­ди­мо изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать к нему род­ствен­ную лек­се­му, в кото­рой после про­ве­ря­е­мо­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ная или соглас­ные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на про­из­но­ше­ние, в корне пишет­ся та соглас­ная, кото­рая высту­па­ет в про­ве­роч­ном слове:

В напи­са­нии ряда слов суще­ству­ет орфо­грам­ма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выбо­ре глас­ных букв «и» или «ы» объ­яс­ня­ет­ся тем, что глу­хой соглас­ный звук [ц] явля­ет­ся все­гда твер­дым. При про­из­но­ше­нии сло­ва после него явно зву­чит [ы], а пишет­ся то бук­ва «и», то «ы»:

Выбор напи­са­ния зави­сит от мор­фе­мы, в кото­рой нахо­дит­ся орфо­грам­ма. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии в корне слов пишет­ся бук­ва «и»:

В суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла после «ц» пишет­ся бук­ва «ы»:

Немало затруд­не­ний в напи­са­нии достав­ля­ет орфо­грам­ма «Употребление мяг­ко­го зна­ка на кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих». Написание таких слов сопря­же­но с родо­вой при­над­леж­но­стью име­ни существительного.

Если имя суще­стви­тель­ное име­ет кате­го­рию муж­ско­го рода, то соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» мяг­кий знак не пишется:

Что значит отработать орфограммы

Если имя суще­стви­тель­ное име­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию жен­ско­го рода, то после шипя­щих соглас­ных в кон­це сло­ва пишет­ся мяг­кий знак:

Все слу­чаи пра­виль­но­го напи­са­ния слов закреп­ле­ны в орфо­грам­мах рус­ско­го язы­ка, зна­ние кото­рых помо­жет овла­деть гра­мот­ны­ми навы­ка­ми пись­мен­ной речи.

Видеоурок

Источник

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Что значит отработать орфограммы

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Что такое орфограмма и как её обозначить?!

Что значит отработать орфограммы

На сегодняшний день в великом и могучем русском языке немало различных правил. Некоторая часть из них может показаться непонятными и даже неправильными. Но все они обязательно подчиняются орфограммам. Что это такое — орфограмма? Само слово произошло от двух греческих:

На чём основывается выбор орфограммы?

На особых принципах. Вот они:
— Фонетический.
Главным требованием здесь является написание в соответствии с произношением. Например, бесхозный, сызнова, сразу.
— Морфологический.
Согласно ему все морфемы в слове пишутся одинаково. Пример, гора – горный, вода — водный.
— Традиционный.
Если же написание определить трудно и нельзя объяснить его современными правилами, то в таких словах используются старые правила, то есть они пишутся по традиции. Например — Мираж, Каблук, Собака.
— Дифференцирующий.
Не стоит снимать со счетов и тот факт, что в русском языке есть очень много слов, заимствованных из других языков мира. В то же время в языке уже было слово с таким же написанием и произношением. И вот тут как раз работает дифференцирующий принцип. Например, компания — кампания, бал-балл.

Как выделить и обозначить орфограмму?!

Орфограмма может располагаться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.
Чтобы выделить орфограмму найденную в слове — просто обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма находится. Рядом так же графически поясните написание.
Для пример рассмотрим орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова» на слове «Приложение». Орфограмма в данном случае — это написание буквы «О» в корне — «лож». Обозначать её будем так — выделяем корень, одной чертой подчеркнём букву О, а двумя — букву Ж. В данном случае написание этой чередующейся безударной гласной полностью зависит от последующей согласной.
Второй пример — слово «распарился». Здесь нас интересует написание приставки. Чтобы обозначить орфограмму в слове надо подчеркнуть букву С и последующую согласную букву П. В данном случае написание зависит от того, звонкий или глухой согласный расположен после приставки. Подчеркнём одной чертой букву «С», а двумя — букву «П».
В одном слове могут быть сразу несколько орфограмм. Если Вы будете правильно их обозначать, то будете и грамотно писать слова.

Источник

Что такое орфограмма в правилах русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

Что значит отработать орфограммы

Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

Орфограммы — что это такое

Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».

Что значит отработать орфограммы

Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм

Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:

Что значит отработать орфограммы

Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:

Что значит отработать орфограммы

Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.

Самые главные орфограммы

Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».

Что значит отработать орфограммы

Орфограмма: безударные гласные в корне

Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

Что значит отработать орфограммы

Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.

Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

Что значит отработать орфограммы

Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.

Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.

бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание

Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд

Что значит отработать орфограммы

Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями

Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»

«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»

Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

Что значит отработать орфограммы

Правило №1.

Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

длиНа – длиННый, соН — соННый

То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой

При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

Правило №2.

соломЕННый, листвЕННый, станциОННый

Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

Правило №3.

Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).

Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:

«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».

Резюме

Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.

Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.

Источник

Отработка орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Отработка орфографических навыков

на уроках русского языка в начальной школе

До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание необходимо уделять изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса нужно начинать работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Упражнения по отработке орфографических навыков

1) Письмо с проговариванием.

Сначала образец проговаривания даёт учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы проговорить индивидуально.

Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3) Комментированное письмо.

Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала учитель просит комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

4) Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала вместе с учащимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

5) Письмо под диктовку.

Этот вид работы начинается следующим образом: сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы педагог слышал. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагается ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
6) Письмо по памяти.

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

7) Творческие работы.

Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Учащиеся начальной школы ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинается работа над правилом, учитель вместе с детьми выделяет существенные, отличительные признаки орфограмм и учит находить орфограммы по данным признакам.

Примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Алгоритм решения орфографической задачи:

определить место, где возникла орфографическая задача;

к какой группе правил относится данная орфограмма;

в какой части слова находится орфограмма;

установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

определить в слове ударение;

определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

написать слово в соответствии с правилом.

При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе с учителем находят необходимый способ решения орфографической задачи.

Виды упражнений на отработку орфографических навыков.

Весна красна цветами, а осень снопами.

= Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

= Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

Составление предложений по сюжетной картинке на определённую тему

Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.

= Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить

В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.

= Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите.

= Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном

тексте дети выделяют орфограммы.)

Упражнения на нахождение количества и типов орфограмм в слове.

Игра «Спрячь Ь в середину слова»

Например: день – деньки; пень – пеньки.

= Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»

Например: п…ля, м…ря, с…ды.

= Объясни, почему вставили такие буквы.

Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу.

= Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вста-

вить пропущенные буквы:
Фла…
сне… сугро…
рука… бере…
ду… моро…
зимний ле… гладкий лё…

Виды работ по отработке орфографических навыков

На доске написаны два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной.

Детям необходимо выписать только слова на определённую орфограмму, например, с удвоенной согласной.

При изучении темы «Непроизносимые согласные» детям предлагается написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение используется при изучении любой темы.

Игра «Огоньки».
На доске записано предложение. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаются» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения).

Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании ко-

торых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как

нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались.

И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. Учитель предлага-

ет вспомнить правило, задаёт вопросы или объясняет. Но только доброжела-

тельная обстановка даёт желаемый результат.

Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, учитель активизирует познавательную активность учащихся, прививает интерес к предмету, воспитывает взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.

Начатую в 1 классе работу по отработке орфографических навыков, учитель продолжает до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Работа по отработке орфографических навыков на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, используются на уроках стихотворные упражнения по орфографии.

Правописание ЖИ – ШИ:
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ-
С буквой И всегда пиши.

«Банька» в «банку» превратится.

Вместо «шесть» получим «шест», вместо «есть» получим «ест».

Вот, что может получиться, если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка. В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.

Задания, помогающие детям лучше запомнить

Словарные слова учитель вывешивает в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрывает полосками бумаги. На каждом уроке проводится словарная работа с использованием разнообразных видов заданий. Вот некоторые из них:

Запись слов под диктовку.

Учитель диктует слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по слова-

рю, открывая полоски бумаги.

Устная работа с помощью сигнальных карточек с гласными а, о, и, е, я.

Учитель называет слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

Выписывание из словаря слов с непроверяемыми гласными по вариантам.

Выписывание из словаря слов, отвечающих на вопросы кто?, что?

Выписывание из словаря слов с определённым количеством слогов.

Выписывание из словаря слов на определённую тему.

Учитель читает текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

Задание «Допиши предложение».

Например: Весело чирикает … (воробей). Дети катаются на … (коньках).

Отгадывание загадок, запись отгадок

Игра «Найди лишнее слово»

Ученики записывают под диктовку словарные слова, затем среди них ищут «лишние».

деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

При работе со словарными словами можно пользоваться этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Важное место при обучении правописанию должно отводиться работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Работу над орфографическими ошибками нужно начинать с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала необходимо дать образцы объяснения ошибок, закрепить навыки правописания, а также подготовить учащихся к самостоятельной работе над ошибками.

Все ошибки группируются по типам орфографических правил и ведётся целенаправленная работа по их исправлению. Детям можно предложить завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», куда они будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками у каждого учащегося есть памятка. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.

Итак, работа по отработке орфографических навыков ведётся на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *