Что значит отозвать электронную подпись
Как отозвать ЭЦП для госзакупок
Как закрыть электронную подпись:
Основания для прекращения действия сертификата
Регламентируется отмена электронной подписи новым приказом Казначейства России №11н от 16.03.2020. Прекращает действие не сам ключ подписи (электронный носитель), а сертификат, который изначально и запускает действие верифицирующей системы. Инициаторами отзыва выступают не только заказчики и владельцы ЭЦП, но и специалисты Федерального казначейства.
Правила устанавливает Казначейство. Для этого выпускают специальные нормативные акты, в которых закреплены сроки и порядок отзыва ЭП. В регламенте работы с подписью указано, по какой причине удостоверяющий центр отзывает сертификат ЭЦП:
Существует процедура аннулирования ЭП. Аннулируют те ключи, которые не принадлежат владельцу ЭП и которые содержатся в ранее выпущенном сертификате. ЭЦП аннулируют и по решению суда. По регламенту ФК это происходит в течение 12 часов после сообщения заказчика о несоответствии данных, о чем вносится запись в реестр и список аннулированных сертификатов.
Как отозвать свою ЭЦП
Есть два способа, как отключить электронную подпись: лично или электронно.
Если заявка подается специалистом лично в удостоверяющий центр Казначейства, заявителю понадобится:
Так выглядит заявление в удостоверяющий центр:
Как отозвать ЭЦП уволенного сотрудника
Увольнение не имеет ключевого значения: такие действия предпринимают при смене реквизитов работника, при окончании срока действия и при ликвидации заказчика. Рассмотрим пошагово, как отозвать сертификат на электронную подпись при увольнении ответственного сотрудника.
Шаг 1. Заходим на сайт Казначейства. Переходим в сервис подачи документов для получения ЭЦП онлайн — на Портал заявителя.
Шаг 2. Выбираем в меню команду «Получение и изменение статуса сертификата». Переходим в раздел «Изменение статуса».
Шаг 3. Формируем заявление об изменении электронной подписи и заполняем все ячейки. Обязательно укажите формат изменений и основание для таких действий.
Шаг 4. Подписываем обращение и передаем в УЦ на рассмотрение.
Специалисты УЦ проводят проверку содержания обращения на соответствие реестру. Заказчик получит уведомление как о положительном, так и об отрицательном результате проверки. По итогам положительного решения электронную подпись отзовут.
Как проверить отозванную подпись
Закрытые и отозванные сертификаты казначейство отражает в специальном реестре — Списке аннулированных сертификатов. Перечень ведется онлайн и доступен каждому пользователю для проверки статуса его ЭП.
Как отзывается ЭЦП для отчетности
Помимо ключа, подписывающего закупочную документацию, в организациях и у индивидуальных предпринимателей действует ЭЦП для верификации и отправления бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности. Инструкция по отзыву ключа едина для всех пользователей. Все правила изложены в статье 14 63-ФЗ от 06.04.2011 (ч. 6–7, 9 ст. 14) и приказе ФНС №СА-7-6/ [email protected] от 20.08.2015. Вот алгоритм, как аннулировать электронную подпись для налоговой:
Помимо электронной версии, необходимо передать и отсканированный экземпляр, подписанный руководителем, и с печатью учреждения. Сведения об отозванном ключе отразятся в реестре.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Инструкция по отзыву сертификата электронной подписи
Как аннулировать электронную подпись:
Чем регулируется отзыв
Для пользователей возможна отмена электронной подписи по внутреннему и внешнему документообороту, закупкам, сдаче отчетности в контролирующие ведомства. Но аннулируется не электронный носитель (ключ ЭЦП), а сертификат. Он является основой верификации, запуска и работы подписи.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Каковы основания для отзыва
Обычно ЭЦП аннулируют пользователи (руководитель или специалист заказчика), но иногда закрытие инициирует и Федеральное казначейство. В приказе №11н указано, по какой причине удостоверяющий центр отзывает сертификат у организации:
А вот в каких случаях инициатива исходит от заказчика:
Неисправную или недействительную ЭП отзывают. Ключ закрывают по заявлению владельца, по требованию ТОФК или по решению суда. Инициатор отправляет заявку о неисправности и несоответствии сведений, а специалист удостоверяющего центра ТОФК отзывает ЭП и вносит информацию в специальный список.
Как отозвать ЭЦП
Пошаговая инструкция, как отозвать сертификат на электронную подпись при увольнении онлайн:
Шаг 2. Находим сервис онлайн-подачи документов для получения ЭП: система автоматически отправит пользователя на Портал заявителя.
Шаг 3. Заходим в раздел «Получение и изменение статуса сертификата».
Шаг 4. Переходим в блок «Изменение статуса сертификата». Заполняем заявку и указываем основание для отзыва.
Шаг 5. Сохраняем, подписываем и отправляем запрос.
Работник удостоверяющего центра проверяет и обрабатывает заявку. Суть проверки — соответствие информации из заявления сведениям из реестра. Если обращение сформировано корректно, принимается положительное решение и отзывается ключ ЭЦП. Заявителю направят уведомление с результатами проверки и решением УЦ.
Как проверить, что подпись отозвана
Все отозванные сертификаты казначейство заносит в специальный список. Перечень аннулированных сертификатов размещен в открытом доступе в интернете.
Как восстановить электронную подпись
Бывают ситуации, когда вам нужно восстановить свою электронную подпись, например, если вы ее потеряли или случайно удалили. В статье ответим на вопрос, можно ли восстановить электронную подпись, что делать, если вы ее потеряли или кто-то завладел ею без вашего согласия.
Можно ли восстановить электронную подпись?
Сперва ответим кратко: восстановить электронную подпись (ЭП или ЭЦП) нельзя — необходимо получать новую. За редкими исключениями.
А теперь разберемся, почему восстановление ЭП невозможно и какие исключения все-таки есть.
Электронная подпись состоит из нескольких элементов:
Обычно восстановление электронной подписи ищут те, кто удалил ключи ЭП или потерял носитель, на который были записаны ключи.
Удалил электронную подпись
Если вы случайно удалили все файлы ЭП, то они стерлись из памяти компьютера безвозвратно. Это сделано для безопасности персональных данных владельца и для его защиты от мошенников.
Потерял электронную подпись
Потерянную электронную подпись восстановить также не получится. Если вы потеряли токен, то вы потеряли ключи электронной подписи. Закрытый и открытый ключи — это набор уникальных цифровых символов, и сгенерировать повторно точно такие же не получится. Поэтому восстановить прежнюю ЭП невозможно — придется выпустить новую.
В этой ситуации исключений нет.
Восстановить электронную подпись нельзя — нужно оформлять новую электронную подпись. Чтобы подобрать ЭП, обратитесь за консультацией к нашим менеджерам.
Что делать, если вы потеряли ЭП
Если вы потеряли токен, подозреваете, что ЭП скомпрометирована или уверены, что вашей подписью завладел другой человек, то сертификат нужно срочно отозвать. Отзыв — это прекращение действия электронной подписи, ее блокировка.
Даже если вы спустя какое-то время нашли токен и еще не отозвали сертификат, мы рекомендуем отозвать его и выпустить новый. Злоумышленники могли воспользоваться сертификатом за время его отсутствия и подписать документы от вашего имени. Потом будет сложно доказать, что эти документы подписали не вы.
По этой же причине мы не рекомендуем делать копии ключей электронной подписи или относиться к ним особенно бережно. Если потеряется одна из копий токена с ключами ЭП — это тоже будет считаться компрометацией, при которой рекомендуется аннулировать сертификат. Чем быстрее вы это сделаете, тем меньше операций возможный злоумышленник успеет провести от вашего имени.
Как отозвать сертификат ЭП
1. Подайте заявление на аннулирование ЭП или ЭЦП
Бланк для заполнения можно запросить в том удостоверяющем центре, где вам выдали сертификат ЭП. Для клиентов Контура шаблон заявления опубликован на сайте в разделе «Документы».
В заявлении надо указать серийный номер сертификата. Узнать его можно через программу «КриптоПро CSP»:
Если сертификат еще не был установлен на компьютер, то заполнить заявление помогут специалисты того удостоверяющего центра, в котором вы его получали.
2. Принесите заполненное заявление в офис УЦ лично.
Отзыв сертификата — такая же важная процедура, как и его выдача. Специалисты УЦ должны идентифицировать владельца перед отзывом, поэтому отправить вместо себя доверенное лицо нельзя.
Если вы не можете посетить офис УЦ Контура лично, то можно вызвать нашего курьера. Он удостоверит личность и примет заявление.
3. Проверьте, что сертификат отозван.
Это произойдет в течение 12 часов после того, как УЦ получит от вас заявление.
Чтобы проверить отзыв, клиенты Контура могут скачать на сайте УЦ перечень отозванных сертификатов, который обновляется каждые 12 часов.
Какие проблемы могут возникнуть
Если владелец электронной подписи потерял токен или его ЭП кто-то завладел, то за время, пока он не отозвал сертификат, им могут воспользоваться злоумышленники. Например, открыть на физлицо фирму-однодневку, чтобы получить микрокредит или заключить сделки и уклониться от налогов. Также возможно перевести деньги со счетов юрлица, реализовать имущество организации, победить в торгах, получить аванс, но не исполнить договор, внести изменения в ЕГРЮЛ — например, сменить руководителя.
Поэтому мы рекомендуем владельцу ЭП никому не передавать токен с сертификатом ЭП и не давать доступ к закрытому ключу ЭП другим лицам. Соблюсти конфиденциальность ключа ЭП владелец должен по закону (пп.1 п.1 ст.10 63-ФЗ).
Другие лица могут злоупотребить доверием и воспользоваться ЭП в своих целях. Если вы подозреваете, что к ЭП имел доступ другой человек, рекомендуем отозвать сертификат по инструкции выше.
Инструкция: как отозвать электронную подпись
Отзыв электронной подписи — это процедура прекращения действия выданного сертификата. Ситуаций, при которых понадобится отозвать ключ, достаточно много.
Когда отзывается ЭЦП
В Приказе Федерального казначейства № 261 от 14.09.2018 перечислено, по какой причине удостоверяющий центр отзывает сертификат:
Правила, как отозвать ЭЦП при увольнении сотрудника, закреплены в регламенте удостоверяющего центра (Приказ ФК № 261 от 14.09.2018). В некоторых случаях заказчик не отзывает, а аннулирует ключ:
Заказчик обязан уведомить представителей ТОФК о возникновении компрометирующих ситуаций, после чего ключ подписи аннулируют в течение 12 часов. Запись об аннулированных носителях вносится и в реестр, и в САС — список аннулированных подписей.
Как отозвать
Возможность отзыва ключа у заказчика есть. Вот инструкция, как отозвать сертификат ЭЦП Казначейства. Она универсальна, используйте ее для всех ситуаций, когда требуется прекратить действие электронной подписи.
Шаг 1. Написать заявление на сайте Казначейства.
Если по каким-либо техническим причинам организация-заказчик не имеет возможности отозвать сертификат через интернет, представители учреждения лично обращаются в удостоверяющий центр территориального отделения Федерального казначейства и подают заявление об изменении статуса ключа. Заявление составляется в строгом формате, утвержденном Приказом № 261 (Приложение № 3 к Регламенту). Обратиться в ТОФК вправе как сам владелец ключа, так и его представитель на основании доверенности.
Делается это, как и первоначальное оформление ЭЦП, — через онлайн-сервис Федерального казначейства для подачи электронных документов «Портал заявителя».
Функционал системы позволяет пользователям самостоятельно изменить статус ЭЦП и в определенных случаях отозвать его. Сделать это надлежит в разделе «Получение и изменение статуса сертификата».
Шаг 3. Переходим в раздел управления признаками и выбираем действие «Изменение статуса сертификата».
Шаг 4. Заполняем пустые поля электронной заявки. Понадобится указать вид и причину изменения.
Шаг 5. Когда все ячейки заполнены, подписываем бланк и направляем его в удостоверяющий центр на рассмотрение.
Запрос рассматривается в течение нескольких дней. Специалисты Казначейства проверяют бланк на соответствие сведений реестру сертификатов. При несоответствии информации заявитель получит отказ. В случае полного соответствия данных ЭЦП отзовут, а заказчик получит уведомление о прекращении действия подписи.
Какие нужны документы
Паспорт предоставляется только при личном обращении. При формировании заявления никаких дополнительных документов предоставлять не нужно, так как основные документы заказчика уже предоставлены при регистрации пользователя на «Портале заявителя».
Отзыв подписи для отчетности ИФНС
В ч. 6-7, 9 ст. 14 63-ФЗ, Приказе ФНС № СА-7-6/364@ от 20.08.2015 сказано, можно ли отозвать электронную подпись для передачи финансовой и налоговой отчетности, и что понадобится для этого сделать. Пользователь вправе отзывать свою ЭЦП, процедура эта достаточно проста. Отзыв производится в программе передачи отчетности, то есть через СБИС.
Вот инструкция, как отозвать сертификат ЭЦП налоговой:
Важно не только заполнить электронную заявку, но и распечатать ее, подписать у руководства и заверить оттиском печати. Удостоверяющий центр, выдавший ключ, потребует отсканированный вариант обращения в цветном виде — чтобы отражались «живые» подпись и печать.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Как отозвать электронную подпись
Есть бизнес-задача? У нас есть решение! Для получения бесплатной консультации звоните по телефону горячей линии:
8 800 333 91 03 или оставьте заявку.
Зачем нужна электронная подпись
Почти во всех областях бизнеса, будь то сервис или торговля, необходимо наличие электронной подписи. Выпустить ЭП можно как на имя руководителя, так и на любого из сотрудников компании.
Она нужна для сдачи бухгалтерской отчётности во все контролирующие органы, регистрации кассы, подписания документов, в том числе финансовых. Квалифицированная электронная подпись имеет такие же полномочия и юридическую силу, как и личная.
Важность и значимость носителя, на котором записан сертификат ЭП для компании велика, практически неоценима. Точнее она оценивается в бюджет компании.
Утрата или компрометация ключа ЭП может привести к самым неприятным последствиям. Поэтому важно знать, как отозвать электронную подпись.
Причины отзыва ЭП
Зачем вообще отзывать электронную подпись? Есть несколько причин, по которым сертификат электронной подписи может быть отозван или аннулирован.
Они описаны в 63–ФЗ (п.6).
• Истёк срок действия ключа ЭП
Этот случай является самым распространённым, поскольку срок его действия ограничен. Удостоверяющий центр самостоятельно аннулирует подпись, и нужно её перевыпустить.
• Владелец ЭП сам инициировал отзыв
Причин отзыва может быть очень много. Смена или увольнение владельца ЭП, ликвидация бизнеса, поломка или кража носителя.
• УЦ, который выпустил подпись, прекратил деятельность без перехода к третьим лицам
• Иные случаи, отражённые в 63 или любом другом ФЗ, в правовых актах между УЦ и владельцем ЭП
Например, по решению суда.
Если сертификат был выпущен представителем компании, руководство в праве его отозвать, указав причину.
Если подпись потеряется…
И попадёт в чужие руки, ничего хорошего ждать не стоит. При определённом уровне технической осведомлённости, нашедший сможет воспользоваться находкой. Последствия самые непредсказуемые.
Срыв сроков подписания документов, оплаты счетов и, как следствие, испорченная репутация — меньшее из возможных зол. Злоумышленник может вывести деньги и имущество из активов компании или и вовсе сменить или добавить руководителя. И всё это не будет считаться прецедентом для возбуждения уголовного дела, подпись-то ваша.
Что делать?
Если всё же понадобилось аннулировать сертификат ключа ЭП, можно сделать это в личном порядке. Отозвать сертификат может только тот удостоверяющий центр, который его выпустил. В отличие от процедуры продления и перевыпуска.
Владелец сертификата должен написать заявление об отзыве от руки и заверить его синей печатью. Единой формы заявления нет, поэтому они пишутся по форме удостоверяющего центра, в соответствии с внутренним регламентом. Обязательно надо указать причину отзыва.
В случае с удостоверяющим центром ITCOM, для начала достаточно телефонного звонка для формирования заявления. Затем необходимо явиться в пункт выдачи с паспортом и печатью на сверку личности и для подписания заявления.
Процесс обработки заявки и аннулирования занимает около 12 часов. Информация обо всех электронных подписях, в том числе и отозванных, хранится в реестре удостоверяющего центра. Сам УЦ может отозвать подпись по заявлению владельца сертификата и по постановлению суда.