Что значит открыть самозанятость
Как ИП работать на НПД
Когда ИП можно стать самозанятым, чем это удобно, как отчитываться о доходах и выдавать чеки заказчикам
Леонид Яковлев
Можно сначала быть самозанятым, а потом зарегистрировать ИП на НПД или наоборот: если вы уже ИП, можно перейти на самозанятость, то есть изменить налоговый режим. В каждом случае будут свои нюансы и тонкости. Собрали в этой статье самое важное: когда выгодно быть самозанятым, как перейти на НПД и как на этом режиме платить налоги.
Что такое самозанятость и когда можно так работать
Самозанятость помогает легализовать небольшой бизнес — платить налоги и работать без рисков получить штрафы за незаконное предпринимательство.
Если человек разово получил деньги за товар или услугу, например помог сделать сайт, это не считается предпринимательской деятельностью, ничего оформлять не надо. Но если регулярно делать сайты за деньги, даже если это только подработка, нужно оформить эту деятельность официально, например стать самозанятым.
Самозанятость — это режим для небольшого бизнеса, но подойдет он не всем: на НПД можно только продавать товары собственного производства, самостоятельно выполнять работы и оказывать услуги. То есть продавать свитера, которые вязал сам, можно, а купить и перепродавать — нельзя.
У самозанятых есть еще ряд ограничений:
Если нарушить эти ограничения, допустим превысить лимит по доходам, придется сменить НПД на другой налоговый режим.
В таком случае, если ИП не перейдет на УСН или патент в течение 20 дней со дня превышения дохода, его автоматически переведут на общую систему налогообложения — отчетности и налогов будет гораздо больше. Чтобы не пропустить лимит, нужно следить за суммой дохода в приложении «Мой налог».
А самозанятому физлицу, который превысил ограничение, нужно будет заплатить 13% от суммы сверх 2,4 млн рублей — это будет считаться обычными доходами физлица, которые облагаются НДФЛ.
У режима НПД есть такие преимущества:
Выгодная налоговая ставка. Самозанятые платят 4% от дохода при работе с физлицами без статуса ИП и 6% при работе с ИП и компаниями.
Не нужно платить взносы. Самозанятым, включая ИП, можно не платить фиксированные страховые взносы, которые платят предприниматели на любом другом режиме налогообложения — например, в 2021 году можно сэкономить 40 874 ₽. Но если самозанятый хочет вносить деньги на будущую пенсию, это можно делать по собственному желанию.
Можно работать без онлайн-кассы. Практически все компании и ИП, которые получают платежи за товары и услуги от физлиц, должны при расчетах пользоваться онлайн-кассой. Кроме некоторых исключений, к которым относятся и самозанятые.
Платежи наличными и переводами на карту. Самозанятые могут законно принимать переводы на личную карту и получать наличные от клиентов. Главное — выдать чек из приложения.
Вести учет или разбираться в бухгалтерских программах тоже не нужно. Чтобы отчитываться по сделкам, достаточно оформить чек в приложении «Мой налог»
Чем ИП на НПД отличается от самозанятого физлица
У самозанятого физлица и ИП на НПД одинаковая налоговая ставка, для них действуют одинаковые ограничения по доходу и видам деятельности.
Но ИП на ПНД может использовать больше инструментов предпринимателя.
Самозанятый как физлицо | ИП на НПД | |
---|---|---|
Расчетный счет | Нет | По желанию |
Эквайринг | Нет | По желанию |
Сменить режим, если превысил лимит | Пауза до регистрации ИП | Не останавливает работу |
В Тинькофф ИП на НПД могут пользоваться картами для бизнеса, бесплатно создавать сайты в конструкторе и пользоваться другими сервисами.
Как физлицу стать ИП на НПД
Чтобы самостоятельно зарегистрироваться как ИП на НПД, сначала можно зарегистрироваться как самозанятое физлицо.
Для этого нужно скачать приложение «Мой налог», внести свои паспортные данные и ИНН.
После того как зарегистрировались как самозанятое физлицо, нужно подать в налоговую заявление на регистрацию ИП — и режим НПД применится автоматически.
Важно проверить, что статус самозанятого сохранился. Это можно сделать в личном кабинете на сайте налоговой.
В законодательстве не прописано, что будет, если действовать в обратном порядке. То есть сначала зарегистрировать ИП и одновременно с этим или позже попытаться стать самозанятым. Есть опасность, что время налоговая будет считать, что ИП находится на общем режиме налогообложения. Тогда придется сдать множество отчетных форм, пусть и нулевых, а это лишняя трата времени и сил. Поэтому удобнее сначала стать самозанятым, а потом зарегистрировать ИП и автоматически оказаться на НПД.
Как действующему ИП перейти на НПД
Самозанятость подходит и для действующих предпринимателей, когда бизнес на паузе или идет сезонный спад: в такой ситуации это выгоднее упрощенки.
Если ИП работал на патенте и не прекращает деятельность, по которой применял патент, отказаться от него нельзя.
Перейти на НПД можно будет только после завершения срока действия патента.
Главное в таком случае — полностью рассчитаться по УСН.
Важно выполнить все шаги. Например, если предприниматель на УСН просто зарегистрировался как самозанятый в приложении «Мой налог», для налоговой он останется на УСН и, помимо налога, взносы нужно будет заплатить за весь год.
Как ИП на НПД платить налог
Самозанятые платят налоги каждый месяц. Доход нужно внести самостоятельно — указать в приложении полученную от клиентов сумму.
До 12-го числа месяца, следующего за месяцем продажи, в приложение приходит квитанция из налоговой. Ее нужно оплатить до 25-го числа.
В приложении можно привязать карту или настроить автоплатеж.
Для новых самозанятых действует специальная ставка и налоговый вычет: 3% вместо 4% на доходы от физлиц, 4% вместо 6% на доходы от юридических лиц. Сумма вычета — 10 000 ₽, она постепенно уменьшает сумму налога к уплате.
Фотограф принял заказ от ИП — сделать фото для меню. Стоимость услуги 15 000 ₽. Это новый самозанятый, поэтому действует сниженная ставка: 4% на доходы от юрлиц.
Изначально налоговый вычет был 10 000 ₽, теперь он снизился на эти 600 ₽.
Вычет полностью израсходуется примерно за 16 таких заказов.
Когда вычет заканчивается, начинает действовать обычная ставка — 4% и 6%.
Как ИП на НПД рассчитываться с заказчиками
Главный документ при расчетах — это чек. С августа 2021 года ФНС считает, что понадобятся и акты, чтобы зафиксировать, какие именно работы были выполнены или услуги оказаны. Требования составлять договор в виде отдельного документа нет. Договор составляют, если нужно прописать много условий.
Когда самозанятый вносит в приложении «Мой налог» новую продажу, чек можно сразу сформировать там же. Его нужно передать заказчику до 9-го числа следующего за оплатой месяца. Можно отправить чек по электронной почте, в мессенджере или распечатать и вручить клиенту.
Если не выдать чек, самозанятого оштрафуют на 20% от этого платежа.
Как стать самозанятым в 2021 году?
В 2017 году появился новый термин — самозанятые граждане. Эти удивительные люди могут не открывать ИП, но при этом оказывать услуги другим физическим и даже юридическим лицам. Давайте разберемся, что это за люди, что это им дает и как это вообще работает.
Кто такой самозанятый?
Это лица, которые не имеют своего работодателя и начальства. У них нет наемных работников или руководителей, они трудятся самостоятельно. Они занимаются мелкой торговлей или оказывают услуги населению и компаниям любого размера.
Эти люди занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы и платят налоги государству. Видов такой деятельности много. Вот некоторые виды деятельности самозанятым:
Если в 2017 году это начиналось, как эксперимент, то к середине октября 2020 года налоговый режим для самозанятых стал действовать по всей стране. Раньше люди искали информацию, в каких регионах можно стать самозанятым, нужно было иметь хотя бы одного клиента из регионов, где действует этот режим. А теперь это возможно в любом регионе страны и даже некоторым людям из других стран.
Стать самозанятым может любое физическое лицо и даже индивидуальный предприниматель, если он решил поменять свой статус и перейти на другой налоговый режим.
Как это работает?
Все настроено максимально просто. Сначала человек скачивает приложение и проходит регистрацию в нем в качестве самозанятого. В конце регистрации он получает сообщение о том, что он успешно стал самозанятым. Все остальные действия он выполняет через приложение «Мой налог». Не нужно никуда ехать и ничего сложного делать. Никаких заявлений, очередей и визитов в налоговую. Просто приложение, в котором теперь отмечать доходы и выплачивать налоги.
Процесс работы тоже прост:
Что это дает?
Создание режима самозанятых несет в себе множество плюсов:
Кроме того, многие компании охотнее работают с самозанятыми, потому что в этом случае снижается их налоговая нагрузка. Работать с самозанятыми им выгоднее и проще.
Самозанятому не нужен расчетный счет, не придется предоставлять налоговую деклараацию, не требуется касса, можно совмещать с основной работой.
Кто может стать?
Стать самозанятым гражданином может любое лицо, которое ведет деятельность на территории РФ. Также могут стать самозанятыми иностранные граждане из Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении, если у них в России есть клиенты. Им разрешается менять налоговый режим на тех же условиям, что и гражданам РФ.
Начиная с октября 2020 года, стать самозанятым можно в любом регионе страны.
С какого возраста
Самозанятым может стать любой гражданин как в возрасте от 18 лет, так и в период с 14 до 18 лет, если он выполняет одно из условий и не является ИП.
Кто может стать самозанятым в 14-18 лет:
Как принимать платежи?
Принимать платежи самозанятый может на любую карту, которая у него есть. Можно получать деньги от клиентов даже на карту, куда приходит зарплата с основной работы.
Многие банки на данный момент предлагают открыть у них счет, чтобы быть самозанятым. На самом деле это не связанные понятия. Расчетный счет понадобится при работе с определенными компаниями. Если физлицо планирует просто собирать давать уроки игры на скрипке или продавать торты собственного изготовления обычным гражданам, то ему такой счет не понадобится.
Как стать самозанятым?
Давайте разберемся, как стать самозанятым через Госуслуги и приведем пошаговую инструкцию.
Это самый простой способ. После того, как приложение «Мой налог» будет установлено на мобильный телефон, в него нужно войти. Откроется окно, в котором нужно выбрать способ регистрации и авторизации. Через портал «Госуслуг» это последний, но самый быстрый и простой среди них.
Нужно просто нажать на него. Затем понадобится ввести стандартные данные, которые обычно вводятся при входе на сайт «Госуслуги» — СНИЛС или номер мобильного телефона и пароль.
Дальше регистрация будет полуавтоматической. После подтверждения собственных данных, мобильного телефона и согласия с условиями регистрации, гражданин будет сразу же поставлен на учет как самозанятый.
Плюсы и минусы
С момента появления нового налогового режима у него есть сторонники и противники, ведь отрицательные стороны есть у всего. Давайте подробнее разберемся, в чем особенности этого метода работы.
В чем достоинства самозанятости:
Налог для самозанятых: как он работает и сколько надо платить
С 1 января 2019 года в России появился новый налоговый режим — налог на профессиональный доход, НПД. Это льготный налоговый режим, который поможет без особых хлопот легализовать бизнес и подработки, уменьшить суету с оформлением и сэкономить на налогах.
Расскажем, как это работает, что с ним непонятного, в чем выгода и опасности.
Этот разбор вышел в трех частях: в этой части ответили на общие вопросы, во второй рассказали о налоговом вычете, а в третьей обсудили сложные вопросы.
Налог для самозанятых: что это такое?
Что это за налог
По документам это «налог на профессиональный доход», в народе — «налог для самозанятых». Это новая сущность, не похожая ни на один из существующих или применяемых раньше налоговых режимов.
Новый налог появился с 2019 года. Тогда он действовал только в четырех регионах, а с 2020 года заработал уже в 23 регионах. С 1 июля 2020 года все остальные регионы России вводят у себя этот налоговый режим самостоятельно.
В чем суть налога на профессиональный доход
Проще всего объяснить на примере. Представьте, что есть сантехник Григорий.
Допустим, в год Григорий зарабатывает 360 тысяч рублей, за которые обязан отчитаться и заплатить 46 800 Р налога на доходы физических лиц. Он их, конечно, не платит. Он чинит кран.
«Ладно», — говорит Григорий.
А еще этот налог отменяет страховые взносы. Не заменяет, а именно отменяет, но этого еще коснемся.
Кто считается самозанятым для этого налога
Налог на профессиональный доход могут платить:
Вот еще важные условия:
Этот режим можно применять для написания текстов, создания сайтов, перевозки грузов, ремонта квартир, стрижки на дому, выпечки тортов на заказ, выгула животных за деньги и чего угодно еще, если соблюдаются все условия. Еще этот режим подходит для тех, кто сдает квартиры. Если перейти на НПД, можно платить меньше.
Кто не может перейти на этот режим
В каких регионах проводится эксперимент с налогом для самозанятых
В 2019 году НПД был доступен ИП и физлицам только в четырех регионах РФ: Москве, Московской и Калужской области и Республике Татарстан.
С 2020 года территорию действия эксперимента распространили еще на 19 регионов. С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны могут ввести режим самозанятости у себя. Для этого они издают собственные региональные законы.
Чтобы применять режим, нужно работать и зарегистрироваться в одном из этих регионов:
C июля 2020 года этот перечень дополняется.
Ставки налога для самозанятых
Налог на профессиональный доход можно платить по таким ставкам:
4% — если принимаете деньги от физлиц;
6% — если оплата приходит от ИП и компаний.
Один и тот же человек может принимать деньги и от людей, и от фирм. Просто налог с каждого поступления будет начисляться по разным ставкам.
В 2020 году всем плательщикам налога на профессиональный доход возвращают деньги, которые они заплатили за 2019 год. Это мера господдержки из-за пандемии коронавируса. Налог вернется даже тем, кто уже не является самозанятым, но в 2019 году им был. Главное условие — в приложении «Мой налог» должна быть привязана карта. Подробнее об этом мы написали в другой статье Т—Ж.
С каких доходов платить налог
Налог на профессиональный доход нужно платить со всех доходов, которые поступают именно в рамках профессиональной деятельности. Не со всех поступлений на карту, не со всех переводов, а только с выручки от клиента. Никаких автоматических слежек за вашими переводами, никаких списаний и комиссий закон не предусматривает.
Плата за маникюр, логотип или наем квартиры облагается этим налогом.
Перевод от мамы, зарплата на работе или заем от друга — не облагаются этим налогом.
Какие доходы не попадают под спецрежим
Вот список доходов, которые могут поступать на ту же карту, но с них нельзя платить налог на профессиональный доход:
В таких случаях нужно платить другие налоги или работать на других режимах. Налог на профессиональный доход не подойдет. Даже если зарегистрироваться, налоговая обнаружит несоответствие и аннулирует регистрацию.
Лимит по доходам
Налог на профессиональный доход можно платить только тем, у кого доход не больше 2,4 млн рублей в год. Это примерно 200 тысяч рублей в месяц, но сумма дохода в месяц не имеет значения — отдельных ограничений именно по ежемесячному доходу нет. Можно в январе получить 20 тысяч, в феврале ничего, а в марте — 400 тысяч.
Пока доход с начала календарного года не превысил 2,4 млн рублей, можно применять новый режим.
Но если в каком-то месяце доход с начала года оказался больше 2,4 млн рублей, например 2,5 млн, то всё — применять режим больше нельзя. Налоговая это отслеживает.
Что делать, когда доходы превысят лимит
Физлицам. Все доходы сверх лимита облагаются налогами по другим режимам. Для физлица без ИП это НДФЛ по ставке 13%.
Как считать и платить налог
Налоговый период — месяц. Доходы от физлиц и юрлиц учитываются отдельно. Все это отражается в мобильном приложении «Мой налог» и личном кабинете самозанятого на сайте ФНС.
По итогам месяца налоговая сама все посчитает и пришлет сумму к уплате. До 12 числа следующего месяца приходит уведомление с суммой, а до 25 числа ее нужно внести. В уведомлении от налоговой указываются все суммы и реквизиты — самим ничего заполнять не придется.
Можно сделать так, чтобы банк списывал налог автоматически. Такая же возможность есть у разных бухгалтерских систем, которые могут обмениваться данными с налоговой. Комиссий за такие автоматические платежи нет — они прямо запрещены законом.
В общем, все придумано так, что за вас посчитают и заплатят. Надо только установить настройки в приложении.
Если не заплатить, то в течение 10 дней пришлют требование в мобильном приложении. А дальше у налоговиков есть стандартная схема взыскания, она работает для всех налогов — для самозанятых ничего нового.
Как подать декларацию
Деклараций на этом режиме нет. Ничего подавать вообще не нужно.
Нужна ли онлайн-касса
Страховые взносы можно не платить
При этом часть налогов самозанятых — 37% — все равно идет на обязательное медицинское страхование согласно статье 146 БК РФ.
Мне все подходит. Как перейти на этот режим?
Через приложение. Запрос заполняется и загружается в мобильном приложении «Мой налог».
Для постановки на учет нужны:
Если налоговой инспекции что-то покажется подозрительным в регистрации через приложение — ну, мало ли кому в руки попадет телефон, — в тот же день придет отказ с объяснением причин. Полную проверку налоговая проводит шесть дней со дня направления заявления — если через шесть дней не пришел отказ, значит, регистрация прошла без проблем. Если все-таки пришел отказ, надо действовать по ситуации — налоговая укажет причины.
Чтобы быстро зарегистрироваться, используют подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Мы рассказывали, как это работает, в другой статье Т—Ж.
В банке. Самозанятые могут зарегистрироваться через банк — с помощью усиленной электронной подписи. Фотография при таком варианте тоже не нужна.
Если все в порядке, налоговая пришлет подтверждение, что теперь вы можете платить 4% или 6% с дохода — то есть применяете спецрежим «Налог на профессиональный доход». Слова «самозанятый» там не будет.
А можно не переходить на этот режим?
Применять этот режим — не обязанность, а право. Не хотите — не применяйте.
Куда пойдут эти деньги?
Эти деньги пойдут в бюджеты регионов. То есть в те регионы, где находятся или работают плательщики налога. В федеральный бюджет ничего не идет.
Часть денег пойдет в фонд медицинского страхования. Это нужно, чтобы налогоплательщики могли бесплатно лечиться в больницах и поликлиниках — то есть примерно 37% от этого налога вы платите на свое медицинское страхование.
А что с пенсией?
Пенсию можно формировать самостоятельно: вы легально работаете, платите в бюджет символические деньги с дохода, имеете право на бесплатную медицину, не сдаете никакой отчетности, не покупаете кассу и с вас не требуют ни копейки отчислений на пенсию. Вы как бы отвечаете за нее самостоятельно: что накопите, на то и будете жить в старости.
Кому может быть полезен этот налоговый режим?
Это полезно частным мастерам — тем, кто зарабатывает в среднем до 200 тысяч в месяц. Тем, у кого оборот больше 2,4 млн рублей в год и есть сотрудники, новый налог не подойдет.
Это полезно самостоятельным и ответственным людям. А инфантильные и безответственные сначала перестанут платить взносы на пенсию, а потом через 30 лет будут на улицах проклинать власть за низкий уровень жизни.
Фактически 4 и 6% — это очень низкий налог. Очень низкий. И очень простой.
Прочитайте еще разбор про налоговый вычет и сложные вопросы по этому делу.
Дорогие читатели и авторы вопросов, все ваши комментарии мы читаем, группируем и анализируем. Не сразу получается ответить, потому что на очереди новые разборы, подкаст и еще несколько статей об этом налоге.
Также мы готовим запросы в ФНС, чтобы предоставить вам внятные и честные разъяснения по тем моментам, с которыми все сложно. Но нужно подождать пока закон вступит в силу. Повторяющиеся вопросы будем публиковать в виде отдельных разборов.
Вы еще много раз прочитаете в Т—Ж о налоге для самозанятых. И это будут самые честные и корректные статьи. Дайте нам немного времени, чтобы все систематизировать.
И если у вас не очень однозначная ситуация, не спешите с решениями: там много подводных камней, которые могут доставить вам проблемы. Еще есть время. Перейти на этот режим можно в любой день в течение года, а не только с 1 января.
«Это будет полезно самостоятельным и ответственным людям. А инфантильные и безответственные сначала перестанут платить взносы на пенсию, а потом через 30 лет будут на улицах проклинать власть за низкий уровень жизни.»
Так-то, что бы сейчас проклинать власть не обязательно быть инфантильным и безответственным. Власть все делает для того, что бы упростить нам эту задачу.
Максим, сейчас, напротив, для этого надо быть зрелым и ответственным. Очень неудачный пассаж тут выбрала автор, явно читается отсыл к нынешней ситуации, которая совсем-совсем иная: люди платят огромные налоги (почти половину заработанного) и имеют полное право возмущаться нынешней властью, которая явно налоги не отрабатывает.
Evgeny, как всё-таки вас приучили считать себя лохом! Это надо додуматься: оказывается, у нас такие щедрые работодатели, что из личных денег за работников платят! Обхохочешься! Никакие «чужие деньги» работадатель за работника не платит. Все эти деньги заработал работник, и именно из этих заработанных работником денег работодатель заплатит и все взносы, и налоги, и зарплату работнику, и себе в карман кой-чего насыпет. Так что выдавливайте из себя раба по капле, как советовал классик. Именно потому власть и не хочет, чтобы люди сами платили налоги, чтобы граждане не чувствовали, как много они из своих денег отдают государству, и не начали задаваться вопросом, а как, собственно, государство обслуживает их за эти деньги.
Самозанятость: исполнителям
Это первая часть большой статьи о самозанятости. В ней мы ответили на популярные вопросы исполнителей, например, нужно ли заключать договоры с заказчиками, можно ли совмещать с основной работой и где брать справку о самозанятости.
В чём суть самозанятости?
Чтобы понять суть самозанятости, нужно разобраться с терминами. В этой теме их три:
При этом в законе нет определения самозанятых, но по смыслу это те, кто получает доход без работодателя или бизнеса. Когда человек регистрируется как самозанятый, он как бы говорит налоговой: «Здравствуйте! Я тут иногда вяжу и продаю шарфы и хочу платить налоги, чтобы всё было легально». А налоговая ему: «Окей, спасибо, держите приложение, мы всё посчитаем сами и каждый месяц будем вам говорить, сколько нужно заплатить налогов».
Если упростить, самозанятость — это способ легализации доходов с простой регистрацией, небольшими налогами, без взносов и деклараций.
В каких регионах и до какого года можно стать самозанятым?
Самозанятость — это эксперимент правительства, и у него есть территория и сроки проведения:
Что будет с самозанятостью после 2028 года, пока неизвестно. Но в законе обещают, что в течение десяти лет эксперимента налоговые ставки для самозанятых расти не будут.
Какие ограничения?
У самозанятости есть три ограничения: годовой доход, наём сотрудников и виды деятельности.
Годовой доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей. При этом ограничений по доходу в месяц нет: можно заработать 2 млн рублей в январе, а остальные 400 000 рублей в течение года, и остаться самозанятым.
Наём сотрудников. Самозанятые не могут нанимать сотрудников по трудовым договорам. Но могут нанять кого-то в помощь по договору услуг.
Виды деятельности. Самозанятость подходит не для всех видов деятельности — есть шесть запрещенных:
С доставкой чужих товаров есть исключение: можно доставлять и принимать оплату, если с собой есть касса.
Подходит ли самозанятость для сдачи квартиры в аренду?
Самозанятость подходит, если человек сдает свою квартиру в аренду на длительный срок или посуточно. В законе так и написано:
«Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества »
Деньги за долгосрочную или посуточную аренду — это и есть доход от использования имущества. Но в другой статье этого же закона говорится, что самозанятым запрещено заниматься перепродажей имущественных прав. Это значит, что получать доход от сдачи в аренду чужих квартир нельзя. Только со своих.
Можно ли совмещать с работой по трудовому договору?
Можно быть самозанятым и работать по трудовому договору, например, днем работать бухгалтером в серьезной организации, а по вечерам подрабатывать феей на детских праздниках как самозанятый.
С дохода по трудовому договору налог будет платить работодатель — 13% НДФЛ с зарплаты, а с доходов от подработок самозанятый оплачивает налоги сам.
Но при этом нельзя формально перейти на самозанятость, а фактически продолжать ту же работу по трудовому договору — за это работодатель рискует получить штраф.
Как оформить самозанятость?
Приложение «Мой налогов» в апсторе и гугл-плее
Чтобы оформить самозанятость, нужно зарегистрироваться в налоговой. Зарегистрироваться можно через приложение «Мой налог» или в личном кабинете налогоплательщика НПД.
Через приложение «Мой налог». Нужно скачать приложение на телефон и пройти регистрацию одним из трех способов:
В приложении регистрация выглядит так:
В личном кабинете налогоплательщика НПД. Зарегистрироваться как самозанятый можно через личный кабинет налогоплательщика НПД — это можно сделать на компьютере.
Для регистрации понадобится ИНН и пароль с сайта налоговой. Нужно зайти в личный кабинет, ввести ИНН и пароль и нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Затем поставить принять соглашение об обработке персональных данных, нажать «Далее» и «Подтвердить».
Для ИП процесс перехода на самозанятость немного отличается: нужно зарегистрироваться в приложении или личном кабинете, а затем подать в налоговую уведомление об отказе от прошлого налогового режима, например упрощенки.
А иностранцам можно?
Иностранцы тоже могут зарегистрироваться как самозанятые, но не все, а только граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.
С ИНН и паролем иностранец может зарегистрироваться как самозанятый через личный кабинет налогоплательщика или приложение «Мой налог».
Кроме ИНН, пароля и паспорта, нужен будет российский номер мобильного телефона — это тот, который начинается с «+7». Без номера зарегистрироваться не получится.
Нужно ли самозанятым оформлять договоры с заказчиками?
Самозанятым нужно оформлять договоры с заказчиками — это требование закона:
Как заключать сделки — статья 161 Гражданского кодекса
«Сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:
Граждане — это и есть самозанятые. Чтобы им оказывать услуги ООО или ИП, нужно оформить письменный договор. Договор понадобится заказчику — для перевода денег с расчетного счета и подтверждения расходов, и исполнителю — для защиты от обмана.
Договор не обязательно разрабатывать с юристом, подойдет самый простой вариант — ДСА — договор-счет-акт в одном документе. Взять шаблон можно из нашей статьи.
Самый простой договор
Если же самозанятый оказывает услугу или продает что-нибудь не компании, а обычному человеку, например чинит кран соседу, договор не нужен. Закон разрешает не заключать письменные сделки между гражданами, если сумма меньше 10 000 рублей.
Нужна ли самозанятому касса?
Самозанятым не нужна касса. Они формируют и выдают чеки через приложение «Мой налог».
Исключение — если самозанятый доставляет чужие товары и принимает оплату, например подрабатывает курьером в зоомагазине. Тогда ему понадобится касса заказчика: магазин выдает свою кассу самозанятому, а тот через нее принимает оплату.
Но чтобы самозанятому принять оплату заказчика, касса не нужна.
Как и когда выдавать чеки?
Самозанятые формируют чеки в приложении «Мой налог». Чек нужно формировать в день оплаты: в день, когда клиент оплатил наличными или пришли деньги на карту, нужно зайти в приложение и нажать на кнопку «Новая продажа».
В приложении есть кнопка «Отправить», которой можно послать чек заказчику в любой мессенджер, по смс или на электронную почту. Еще чек можно распечатать, если отправить его себе, затем сохранить и вывести на принтер. Но это необязательно.
Как делать возврат и отменять чеки?
Если заказчик вернул товар, перевел больше денег, чем нужно, или в чек закралась ошибка, самозанятый может отменить чек и сделать возврат. Для этого в приложении нужно потянуть нужную продажу влево и нажать «Аннулировать».
После отмены приложение пересчитает налог так, будто этой продажи не было.
Сколько налогов платить и как?
Ставка, по которой самозанятые платят налоги, зависит от типа заказчика:
Например, если самозанятый получает 50 000 рублей от соседа за починку крана, он платит налог по ставке 4%, если от ООО «Петрушка» или ИП Петрова, по ставке 6%.
При регистрации самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рублей. Этим вычетом нельзя оплачивать налоги полностью, но он снижает ставку до 3% при получении оплаты от физлица и 4% — юрлиц и ИП. Вычет выдается и используется автоматически.
Чтобы заплатить налоги, самозанятому не нужно вести учет и заполнять декларации. Он лишь вбивает продажи в приложение, а всё остальное считается автоматически.
12-го-13-го числа следующего месяца приложение присылает уведомление с точной суммой налога. А заплатить нужно будет до 25-го числа.
Налог будут списывать со всех переводов на карту?
В социальных сетях и мессенджерах можно встретить страшилку: «Внимание! У самозанятых со всех поступлений на карту ФНС будет списывать налог автоматически! Срочно предупредите друзей». Это неправда.
Налог самозанятые оплачивают сами через приложение. Налоговая ничего с карт сама не списывает.
Что со взносами?
У самозанятых нет обязательных пенсионных, страховых или медицинских взносов. Но можно платить добровольные пенсионные взносы, чтобы увеличить стаж и размер пенсии. Сделать это можно через приложение «Мой налог».
Нужно зайти в раздел «Добровольное пенсионное страхование» и подать заявление.
Хоть взносы и добровольные, всё же есть правила: платить до 31 декабря текущего года и не больше максимальной суммы. Максимальная сумма считается по формуле:
Например, для Москвы расчет максимальной суммы добровольных взносов будет таким:
((8 * 20 589) * 0,22) * 12 = 434 839 рублей.
Минимальной суммы для добровольных взносов нет.
Где получить справку о самозанятости?
Справку о самозанятости можно получить в приложении «Мой налог». Нужно зайти в раздел «Прочее», затем «Справки» и нажать на кнопку «Сформировать справку о постановке».
Справка выдается в электронном виде, но приравнивается к бумажным справкам, которые дают в налоговой.
Нужно ли открывать отдельный счет в банке?
Самозанятые могут принимать оплату наличными и на обычную банковскую карту. Открывать специальный расчетный счет не нужно.
Теряют ли самозанятые пенсионеры право на индексацию пенсии?
Если пенсионер регистрируется как самозанятый и получает деньги с подработок, он не теряет прав:
Пенсионеры считаются работающими, только если их доходы подлежат обязательному пенсионному страхованию, а доходы самозанятых такому страхованию не подлежат. Поэтому самозанятые пенсионеры не считаются работающими и сохраняют право на индексацию пенсии и льготы.
Как перестать быть самозанятым?
Чтобы перестать быть самозанятым, нужно сняться с учета. Сделать это можно в приложении «Мой налог». Нужно выбрать в меню пункт «Прочее», затем «Профиль» и «Сняться с учета НПД».
Дополнительных заявлений никуда относить не нужно. Но важно заплатить те налоги, что накопились, пока человек был самозанятым, иначе налоговая насчитает пеню.
Читать в Деле
Даем кассу в рассрочку для легкого старта!
Всего от 2500р в месяц, встроенный эквайринг с комиссией от 1,35%