Что значит особенности характера ребенка

Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста

Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста.

Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна

Индивидуальные особенности ребенка.

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент.Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:

— активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).

— преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)

— преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)

— эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)

Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.

З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.

4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.

I.Универсальными законами развития являются:

1. наличие базисных человеческих потребностей,

2. возрастная периодизация развития,

3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,

4. сензитивная периодизация развития.

Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.

II. Индивидуальными особенностями являются:

1. характеристики темперамента,

2. способности,

3. состояние здоровья,

4. темпы соматического развития, формирования ЦНС

I. Универсальные законы развития.

1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова.Базисными мы считаем потребности:

2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого, абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.

3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм

познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

III. Средства образования.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мир.

Аркин Е. А. «Ребенок в дошкольные годы» М. 2007.

Буреев Р. С. Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети».

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Что значит особенности характера ребенкаМастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Что значит особенности характера ребенкаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Что значит особенности характера ребенкаМетодические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Что значит особенности характера ребенкаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Источник

Консультация для родителей «Особенности характера ребенка»

Что значит особенности характера ребенка Людмила Чебанова
Консультация для родителей «Особенности характера ребенка»

Мы знаем, что дети были, есть и будут разными по характеру, поведению, отношению к окружающему миру. С одной стороны, есть отважные, смелые, великодушные, справедливые дети. Но в своем психологическом проявлении дети бывают и молчунами, и лгунишками, и плаксами, и шустриками, и мямлями и так далее. Своими страхами, враньем или неудержимой болтовней они доставляют массу проблем себе и родителям. Обычная реакция взрослых – или отчаянная борьба с этими пороками (от наказаний до походов по врачам) и постоянное недовольство ребенком, или жизнеутверждающий оптимизм (перерастет – сам разберется). Все эти проявления у ребенка говорят о его внутренних проблемах. И помогать ему нужно обязательно, только очень тактично, терпеливо, помня, что ваш ребенок – это личность, человек со своим правом на собственный жизненный опыт и мировоззрение.

Такие дети встречаются довольно часто. Невротическое отклонение, которым они страдают, называют избирательным мутизмом. Ребенок молчит не со всеми, но вступает в словесный контакт с ограниченным кругом людей. Нужно отметить, что таких детей как можно раньше нужно повести к невропатологу и психологу. Но врачи не помогут, если в этой проблеме родители не разберутся сами и не будут действовать вместе со специалистами. Следует отметить, что дети-молчуны не всегда застенчивы. Это дети с сильным характером, волей и даже упрямством. Они очень внимательны, все видят, слышат и понимают. А внимательны для того, чтобы выработать удобную для себя тактику и стратегию, чтобы в дальнейшем манипулировать окружающими их людьми. На языке психологии это «скрытое стремление к лидерству». Первопричины отказа от речи могут быть различные. Это и собственно нарушения в речи, а дети с высоким интеллектом уже могут сопоставлять свою затрудненную речь с нормальной речью сверстников и взрослых. Как правило, молчунам хочется главенствовать, но не всегда получается. Значит, надо обратить на себя внимание любой ценой, пусть даже заговором молчания. Что же следует делать в таких случаях:

— вводить таких детей в коллектив сверстников;

— всемерно поощрять, подталкивать к разговорам и всячески хвалить за первые слова и фразы;

— такой ребенок должен почувствовать, что победил не взрослый, а он сам;

— постоянно создавать специальные ситуации, вынуждающие молчуна говорить, например, приводить ребенка в магазин, в отдел игрушек, сладостей, где он попросит что-нибудь купить.

Что дети часто плачут и плачут из-за всяких пустяков – явление вполне нормальное. Как такого плаксу закалить и воспитать из него «настоящего мужчину» или женщину, способную выдержать тяготы жизни? К сожалению, простого решения нет. Дети становятся уравновешенными, выносливыми постепенно, только опираясь на воспитание, которое мы им даем.

Что мы имеем в виду?

— Не использовать принудительные меры, т. к. они вызывают еще большее напряжение и отнимают у ребенка уверенность, ослабляют нервную систему;

— обратиться к воспоминаниям своего детства, подумать, не напоминает ли поведение ребенка ваше собственное, возможно, что плаксивость – это глубоко укорененная черта личности, которая, как правило, переходит от одного поколения к другому. И тогда мы делаем вывод, что со временем подобная плаксивость проходит;

— лихорадочно не успокаивать и утешать, а пытаться переключить внимание ребенка на какую-нибудь иную деятельность, например, игру; ребенок быстро успокоится, если придется думать о чем-то другом.

В преобладающем большинстве случаев плаксивость с возрастом проходит, и дети вырастают нормальными взрослыми людьми. Конечно, чувствительность не делает их жизнь легче, но зато у них богаче эмоциональный мир, их жизнь полна впечатлений.

Коррекционная работа состоит в следующем:

— предлагайте мямликам свою эпизодическую помощь во всем: одевании, раздевании, кормлении, выполнении умственных заданий; постепенно уменьшайте степень своего участия;

— почаще хвалите ребенка, не позволяйте не верить себе или ему в успех;

— систематически предлагайте медленным детям игры и действия в «уме», т. к. ребенок-мямлик вначале продумывает действия, а затем их выполняет;

— проводите упражнения на развитие мелкой моторики рук;

— можно проводить различного рода соревнования и конкурсы взрослых и детей: кто быстрее оденется, разденется и т. д. Естественно, что взрослые подыгрывают своим детям, но дошкольники в силу своих психологических возможностей этого просто не замечают, а стараются выиграть, получая при этом похвалу;

— мямлики в силу своей нерасторопности тяготеют к играм малоподвижного характера: к мозаикам, настольно-печатным, а также к чтению, письму раскраскам. У таких детей мысли идут впереди движений. Нерасторопность может помешать мямликам стать в школе отличниками. Поэтому на помощь должен прийти систематический детский труд. Приучите ваших детей вешать одежду на место, гигиенические принадлежности содержать в порядке, следить за своим внешним видом, содержать игрушки и стол в полном порядке. В этих случаях развиваются руки, координируются движения рук и ног, появляется ловкость.

Откуда берутся шустрики? Причин может быть множество: тут и поражение центральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Конечно, бывает и нормальный (без патологии) реактивный ребенок. Все это определяет врач. Взрослым трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Часто таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Шустрикам нелегко дается учение, особенно процесс обучения чтению и письму (то, что в первую очередь требует продолжительного зрительного восприятия).

Есть несколько рекомендаций, которые могут быть полезны родителям:

— старайтесь всегда говорить медленно и спокойно;

— старайтесь держать себя в руках, избегать скандалов. Реагируйте на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка.

— избегайте непрерывных одергиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и т. п. ;

— ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий и т. д. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни;

— давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, ясными и четкими разъяснениями. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных.

— дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания.

— создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что-нибудь одно, например, когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он делает уроки, выключите телевизор;

— если ребенок заслужил, наказывайте его, только педагогичными мерами. Он тоже должен отвечать за свое поведение.

Главное, будьте последовательны и постоянны и принимайте ребенка таким, какой он есть.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Консультация для родителей «Медлительные дети. Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игре» МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ[/b] Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко,.

Консультация для родителей «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста» Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна.

Консультация для родителей на тему «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста» Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.

Консультация для родителей «Возрастные особенности ребенка 3–4-х лет» Возрастные особенности ребенка 3-4 года Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента.

Консультация для родителей «Особенности развития ребенка 4–5 лет» Особенности развития ребенка 4-5 лет. Консультация для родителей № 1. Занятия и игры с детьми. В возрасте 4-5 лет у ребенка формируется.

Источник

Мой ребенок с характером! Каким.

Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок.

Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.

Итак, перед нами 8 основных типов:

В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!

Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!

Источник

Характер ребенка: как избежать разочарования. 8 советов для родителей

Темперамент ребенка: изменить нельзя, можно приспособиться

Что значит особенности характера ребенкаНевена Ловринчевич психолог. Более 20 лет работала с детьми и подростками, занимаясь психодиагностикой, проблемами нарушения сна, профилактикой эмоциональных срывов и отклонений в поведении.

Многие читали о типах темперамента человека, кто-то даже проходил тест на темперамент — но, как показывает практика, мы редко используем эти знания — и по отношению к самим себе, а особенно когда дело касается детей. Психолог Невена Ловринчевич безо всяких типологий доступно объясняет, что делать, если вам достался ребенок «не того» темперамента.

Что значит особенности характера ребенка

Яна и Сара — малышки одиннадцати месяцев от роду. Их мамы дружат и часто проводят время вместе. И пока взрослые разговаривают под чашечку кофе, детишки играют сами.

Достаточно понаблюдать за ними всего несколько минут, и каждому станет заметна разница в их характерах. Яна сидит на полу и терпеливо складывает кубики. Видно, что она полностью поглощена этим занятием. Выглядит довольной и самодостаточной. А Сара постоянно в движении: ползает по комнате, залезает на мебель, шумит, всеми силами старается привлечь внимание взрослых, а если вдруг спотыкается или не может проползти через какую-то преграду, бурно возмущается.

Темперамент ребенка: как проявляется

Дети рождаются разными: у каждого своя форма головы и рта, свой рост и вес, цвет глаз и волос. То же самое и с особенностями характера. Уже в роддоме можно заметить разницу: некоторые после кормления сладко и спокойно засыпают, а некоторых никак не успокоить, и после затянувшегося бодрствования они недовольно плачут. Позже, с возрастом, разница в характерах становится еще более очевидной. Темперамент ребенка проявляется в разных аспектах.

В зависимости от темперамента ребенка, родителям (в первую очередь мамам, пока ребенок еще совсем мал) может быть или легче, или труднее построить со своими детьми близкие, теплые отношения, найти взаимопонимание. Это легко понять: если ваш ребенок в целом доволен, часто смеется, успокаивается, когда вы его обнимаете или берете на руки, или может какое-то время спокойно лежать в кроватке, сам себя развлекая, вам будет сравнительно легко войти в роль родителя и обрести уверенность в себе. А если в роли родителя вы ощущаете себя комфортно и уверенно, вам будет легче установить близкие и теплые отношения со своим ребенком, и это станет отличной, крепкой основой для его развития.

Но если ваш ребенок часто плачет, и порой вы ничем не можете его успокоить, если он бурно реагирует на любую незначительную перемену в распорядке или окружении? Очень вероятно, что при таком раскладе вы не только почувствуете себя измотанными и обессилевшими от недосыпания, но, возможно, ощутите и неуверенность в себе и своих поступках. А может, и хуже того — разочарование и отчаяние. Такие чувства, исходящие от мамы, тяжелым грузом лягут на ее и без того чувствительного малыша.

Что же делать родителям, чтобы проявления характера ребенка не стали искрой, которая запалит их злость или разочарование?

Характер ребенка изменить нельзя. А что можно сделать?

Если папа продолжит настаивать, чтобы сын занимался делом, к которому у него душа не лежит, это, скорее всего, приведет к непониманию, спорам и злобе. С другой стороны, если папа поймет и примет характер своего сына, если поддержит его в любимых занятиях, он имеет все шансы в один прекрасный день стать отцом известного шахматного гроссмейстера!

Что значит особенности характера ребенка

Скажем, если вам с беспокойным ребенком удалось спокойно сходить в магазин без приключений, не принимайте это как должное. Похвалите его: «Мне очень нравится, когда мы быстро справляемся с покупками. У нас так много времени остается на прогулку!».

Они очень далеки от истины! Но такие мысли лишают их сил и присутствия духа, и мамы чувствуют себя еще хуже. Знайте: вы можете повлиять на основные черты характера ребенка в той же степени, в какой, скажем, на его рост.

Темперамент ребенка, иначе говоря его природа, — это нечто, с чем он появляется на свет. Но вы и ваши поступки играют решающую роль в формировании личности и особенностей вашего малыша. Делайте это прежде всего с безусловной любовью, с одной стороны, и четким установлением границ — с другой.

Вы должны поддержать ребенка, чтобы он, в соответствии со своей природой, как можно лучше узнал и применил свои способности. Чтобы он сформировался как личность, стабильная и хорошо адаптировавшаяся, вы должны помочь ему хорошо почувствовать себя в собственной коже.

Борьба, которую родители ведут против природы своего ребенка, всячески пытаясь ее изменить, напоминает плавание в бурной горной реке. Но — против течения. Тратится невероятно много энергии, страдаете и вы, и ребенок, и ваши с ним отношения, а все без толку. По крайней мере, без того толка, которого вы ожидали.

Статья предоставлена издательством «Росмэн»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *