Что значит основная часть текста 3 класс

На какие три части делится текст

Ответ или решение 2

Что значит основная часть текста 3 класс

Любой правильно и грамотно составленный текст состоит из трех частей:

Что значит основная часть текста 3 класс

Любой текст имеет свою структуру, по которой строится повествование, рассуждение.

Обычно выделяют три части текста:

Рассмотрим каждый блок более подробно.

Вступление

Вступление, или вводная часть, является хоть и не основной, но очень важной частью текста. Ведь именно от того, как будет построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя. Основная цель вступления – заинтересовать читателя, раскрыть проблематику текста.

Удачное вступление помогает раскрыть тему будущего повествования, установить контакт с читателем.

Вариантами начала вступления могут быть:

Считается, что вводная часть должна составлять не более 30% всего текста. Поэтому вступление должно быть кратким, четким, лаконичным.

Основная часть текста

Основная часть – непосредственно повествование, в котором раскрывается тема, обозначенная во вступлении.

Если это текст-рассуждение, то в основной части приводятся доказательства, аргументы, подтверждающие правильность мыслей автора по поводу проблематики текста.

Если это текст-повествование, то именно в основной части непосредственно раскрывается действие.

Основной части отводится большая часть текста. Она должна занимать не менее половины всего текста.

Заключение

Заключение – завершающая часть текста, где подводятся итоги, делаются выводы на основе изложенной проблемы. Также здесь дается оценка основной мысли текста.

Цель заключения – не только сформулировать правильные выводы, но и заставить читателя задуматься о рассмотренной проблеме. Поэтому весьма удачно использование риторического вопроса в заключении.

Заключение, как и вступление, должно быть кратким, четким. Полагается, что оно должно занимать не более 20% текста.

Таким образом, независимо от типа текста, будь то повествование, рассуждение или описание, в любом тексте условно выделяется три части. Зачастую текст нельзя отнести к какому-то конкретному типу, он может сочетать в себе элементы описания и рассуждения, описания и повествования. Но структура любого текста всегда остается неизменной. Вступление, основная часть, заключение – компоненты, которые всегда присутствуют в любом тексте.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.

Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.

Основная часть текста— это главная часть текста.

Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.

Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.

Было тёплое осеннее утро.

Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.

Природа радовалась последним тёплым денькам.

Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.

Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.

Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.

Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.

В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части раскрывается содержание высказывания.

Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.

У каждой части свое назначение.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.

Что значит основная часть текста 3 класс

Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.

Как лисичка избавилась от крапивы на огороде

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? – спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Найдите первую часть— начало текста.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

В первой части рассказывается, с чего началась история.

Найдите вторую часть текста— основную часть.

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? — спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

В этой части рассказывается сама история.

Осталось найти третью часть— концовку.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.

Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.

Что значит основная часть текста 3 класс

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание: Части текста.

Установите соответствия между частями текста и их названиями.

Ребята пошли в лес за грибами.

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Ребята пошли в лес за грибами.

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

Задание: Начало текста.

Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.

А) это то важное, о чём хотел сказать автор

Б) это главная часть текста

В) это введение читателя в содержание текста

Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.

В) это введение читателя в содержание текста

Источник

Урок развития речи в 3-м классе по теме «Общее понятие о тексте»

а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте);
б) познакомить с темой текста: учить определять тему, конструировать текст;
в) обучить коллективным формам работы;
г) развивать речь учащихся путём использования элементов “критического мышления”.

Ход урока

1. Речевая разминка:

Наш Полкан попал в капкан.
Нужно помочь Полкану
Освободить лапу из капкана.

– Прочитайте скороговорку. Какие звуки повторяются?

– Прочитаем тихо, громко, очень громко.

– Прочитаем, выделяя голосом выделенное слово.

– Прочитаем так, чтобы все поняли, что вам жалко Полкана.

2. Работа в группах.

Задание: Восстановить перепутанную логическую цепочку.

На карточках предложены слова: звуки, слова, буквы, слоги, текст, предложения.

3. Индивидуальная работа по текстам с предварительным высказыванием мнений о том, что такое текст.

4. Целевая установка.

Учитель ставит перед детьми задачи данного урока.

5. Работа в группах.

Каждой группе предложено восстановить деформированное предложение:

а) Две, несла, горсти, гороху, обезьяна, полные.
б) Купались, реке, в, медвежата, забавные.
в) Книгу, Саше, интересную, очень, подарили.
г) Цветами, весь, яркими, луг, зарос.

Что получилось у вас?

Что позволяет судить об этом?

По ходу работы ребята выясняют значение слова “горсть” и словосочетание “две горсти”.

6. Работа с текстом (текст записан на доске).

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала всё. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала. /Л. Н. Толстой/.

– Все ли слова понятны?

Сравните составленные предложения (см. п. 5.) и то, что вы сейчас прочитали.

Что будет являться текстом? Почему?

Прочитайте вновь составленные предложения.

О ком говорится в первом предложении? Во 2-м, 3-м, 4-м?

Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям?

Кто (или что) изображен на рисунке?

Составленные предложения связаны по смыслу или они о разном?

Вернёмся к предложениям, записанным на доске. Сколько предложений?

О ком говориться в каждом из них?

Сколько рисунков можно нарисовать к ним?

Кто будет изображен на них?

Связаны ли они по смыслу между собой?

Вывод: Предложения, записанные на доске, объединяются тем, что рассказывают об одном (связаны по смыслу) или говорят, что предложения объединяются темой, значит это текст.

Какова тема этого текста?

Можно ли придумать заголовок к тексту?

А к составленным предложениям? Почему?

В чем же отличие предложений от текста?

Далее идёт уточнение полученных сведений о тексте и проверка работы учащихся по тексту.

7. Определение тем текстов. Работа в группах.

— О ком это стихотворение? Назовите кратко тему.

б) У Наташи папа слесарь-
Он Наташе из железа
Сделал трактор заводной. /Г. Люшнин/.

– О ком этот текст? Что о нем говорится? Назовите тему одним словом.

г) Ах, опять ты, шар воздушный,
Улетаешь непослушный!
Вот, моя ладошка –
Отдохни немножко. /Н. Френкель/.

д) Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе. /А.С. Пушкин/.

Вывод: Что такое тема? Как определить тему? Определяя тему, отвечаем на вопрос, о ком или о чем этот текст.

8. Работа с текстом (Текст распечатан на каждого ученика).

Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

– Легко ли было читать текст? Почему?

(Дается лексическое значение слова граница).

Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?

Как еще можно показать, что одно предложение кончилось, а другое началось?

Найдите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите, где нужно заглавные буквы.

Проверка работы в парах и на доске.

Прочитайте текст выразительно. Докажите, что прочитали текст.

Что еще узнали о тексте?

9. Работа над деформированным текстом в группах.

Дом белый, а крыша у него розовая.
Вот наш дом.
Он большой.
Они как мачты на сказочном корабле.
На крыше антенны.
Такой корабль я видел на картинке. /По Г. Цыферову/.

– Прочитайте. Можно ли называть это текстом? Почему?

Что еще узнали о тексте?

Вывод: Предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

10. Уточнение представлений учащихся об оформлении текста при письме.

Даются сведения из истории о том, что когда-то и откуда-то пришло название “красная строка”; вниманию учащихся предлагаются для рассмотрения иллюстрированные книги, в которых в старинном стиле оформлена красная строка.

11. Самостоятельная работа.

а) Опиши./Учащимся первой группы предлагают описать, что такое текст./

б) Сравни./Учащимся второй группы предлагается текст и набор предложений./

в) Приведи “за” и “против”./Учащимся третьей группы предлагается прокомментировать ответы членов первой и второй групп./

г) Скрипичный ключ./Музыкальная пауза. Звучит запись песни Никитиных на слова Ю. Мориц “Резиновый ежик”./

д) А песню можно назвать текстом?

12. Выводы по уроку.

Что знали о тексте?

Что ещё узнаем? /Материал следующего урока: части текста, типы текстов./

Источник

Отличие темы от основной мысли текста

Тема и основная мысль: связь и различие

Существуют разные определения понятия «текст».

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.

Основные признаки:

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.

Тексты могут описывать:

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

Как определить тему текста и главную мысль

Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:

Подсказки, по которым можно определить тему:

Подсказки, по которым можно определить основную мысль:

Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:

Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:

Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.

Пояснения на примерах

Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.

Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.

— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?

Первоклассники поднимают руки.

— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.

— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.

— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.

Учительница улыбается. Она говорит детям:

— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.

Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.

Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:

«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».

Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.

Тема текста — «Волк» или «Волки».

Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое текст?

Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?

Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.

Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.

Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!

По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.

Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.

Задание: необходимо расставить знаки препинания.

Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.

Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно

Данный фрагмент является текстом, потому что:

Прочтем еще один фрагмент.

Этот отрывок не является текстом:

Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?

1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.

2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.

Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.

Отличительные черты текста

Давайте ответим на несколько вопросов Васи Непоседкина.

Что значит основная часть текста 3 класс

Чтобы распознать текст нужно знать несколько правил.

Текст существует не только в письменной (для чтения), но и в устной форме, русской речи.

Тема текста

Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе с ним урок развития речи.

Что значит основная часть текста 3 класс

Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.

1. Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.

Ответьте на вопросы.

1. О чем говорится в каждом тексте?

(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)

2. Как вы догадались, какая тема является главной?

(Ответ: по ключевым словам.)

Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте.

В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.

Задание: определите тему текста.

На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.

Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?

Что значит основная часть текста 3 класс

Мы обязательно ответим любознательным ученикам!

Структура текста

Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя структура текста

Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.

Внутренняя структура текста

У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:

Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.

Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.

Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.

Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.

Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».

Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.

Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).

В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:

Виды текстов

Уважаемые ребята, мы узнали много интересного о том, как устроен текст. Но у нашего Васи есть новый вопрос.

Что значит основная часть текста 3 класс

Какой интересный подход! С радостью расскажем об этом Непоседкину и нашим ребятам. Конечно же, все тексты разные! Во-первых, тексты могут быть записаны или напечатаны, они называются письменными. Например, рассказы, повести, романы являются письменными текстами. Во-вторых, текст может быть рассказан устно, он будет называться устным. Например, приветственная речь перед спортивными соревнованиями с пожеланиями побед. О видах речи мы уже говорили на предыдущем уроке. Давайте вспомним и взглянем на схему.

Можно говорить по-разному: устная речь или устный текст.

Задание: определите вид текста.

1. Поздравительная речь на митинге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *