Что значит осень в небе жгут корабли
О чем поёт Шевчук?
Что такое осень? Это небо
Плачущее небо под ногами
То есть осень —это дождь?
В лужах разлетаются птицы с облаками
Осень, я давно с тобою не был.
Когда идёт дождь, никаких птиц и облаков нет, все небо сплошная облачность, а птицы уже улетели.
Как это понять— не был? Не в Питере живешь, что ли?
Осень. В небе жгут корабли
Только что был дождь. Какие корабли в небе?
Осень. Мне бы прочь от земли
В каком смысле? Улететь в Турцию или в космос?
Там, где в море тонет печаль
Осень, темная даль.
Какая темная даль, если там жгут корабли и вообще дождь идёт? И птицы.
Что такое осень? Это камни
Верность над чернеющей Невою
Кому верность? Камням?
Осень вновь напомнила душе о самом главном
Осень, я опять лишен покоя.
Что был неверен камням? Из—за чего нет поко?
Что такое осень? Это ветер
Вновь играет рваными цепями
Цепи может порвать ураган. Почему ветер и осень? Октябрьская революция пришла на ум, цепи царизма?
Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета,
Что же будет с Родиной и с нами.
До какого такого рассвета? Когда вернётся советская власть?
Осень, доползем ли, доживем ли до ответа?
Осень, что же будет завтра с нами.
Если пил—будет похмелье. А что ещё?
Тает стаей город во мгле
Это как понять? Какой такой стаей можно тонуть во мгле?
Осень, что я знал о тебе
Сколько будет рваться листва
Осень вечно права.
В чем же она будет права?
Абсолютно бессмысленная песня ни о чем. Поётся хорошо. Вселяет тревогу на пустом месте. В общем и целом —осень это предвосхищение утреннего бодуна. Так можно сказать обо всех песнях Шевчука. Кроме ранних, уфимского периода.
Осень, в небе жгут корабли. О докладе комиссии Роскосмоса
Накануне так называемая аварийная комиссия Роскосмоса опубликовала доклад, в котором отразились итоги расследования неудачного запуска ракеты-носителя «Союз-2.1б». Стоит напомнить, что в результате неудачи, постигшей выводимую на околоземную орбиту космическую систему, 28 ноября были потеряны 19 различных спутников, среди которых не только отечественные, но и зарубежные. В Роскосмосе пообещали провести расследование максимально оперативно и не затягивать с выводами. Обычного в таких случаях затягивания публикации выводов спецкомиссии действительно не произошло, и итоговые выкладки специалистов, в комиссию входивших, оказались опубликованы уже через две недели после крушения.
Из материалов комиссии, которые были направлены для публикации в СМИ:
Далее специалисты заявили, что сложившееся сочетание параметров стартового стола космодрома и азимутов полёта ракеты-носителя и разгонного блока не встречалось никогда ранее. Именно поэтому, декларируют в Роскосмосе, существующие методики не позволили изначально выявить проблемы при такого рода сочетании.
Ещё из официального доклада ведомства:
Откровенно говоря, такие заявления, прозвучавшие в итоговом докладе, выглядят в значительной степени странно. Складывается впечатление, что все эти трактовки о «невиданном доселе» сочетании параметров и азимутов использованы, чтобы не делать акцент на основных проблемах. А основные проблемы заключаются в фактической безответственности одних на фоне бесконтрольности со стороны других.
Когда читаешь пункт доклада «как бы» о причинах падения, и в нём (в пункте доклада) появляется фраза, что, дескать, пуск прошёл бы штатно, если бы было лето, а не поздняя осень – предзимний период, то невольно задаёшься вопросом: а когда в космонавтике наступил тот момент, при котором для вывода спутников на околоземную орбиту стало важно учитывать не конкретное время старта и конкретную его дату, а целое время года? Получается, что вести учёт координат стартового стола космодрома и азимута ракеты-носителя для специалистов Роскосмоса летом куда проще, нежели вести учёт тех же параметров осенью. И неужели от холода ёжатся не только специалисты, занимающиеся расчётами, но и производительность процессоров используемой техники.
Исходя из заявления спецкомиссии, остаётся только потеряться окончательно при ответе на вопрос: как же советским специалистам удалось исхитриться и штатно запустить первый искусственный спутник Земли в октябре? Неужели на их тогдашние вычислительные инструменты никак не повлияла октябрьская промозглая погода, и стартовый стол в ходе расчётов никуда «не накренился» относительно азимута ракеты-носителя.
В общем, тут ёрничать можно сколько угодно, а те самые проблемы безответственности и бесконтрольности от этого никуда не исчезают. Кстати, в правительстве заявили, что, мол, волноваться-то особо и не нужно. Мол, все потери покрыла страховка. Страхуйтесь, говорят, и дальше, и роняйте хоть по 19, хоть по 119 спутников «за один присест». всё ж окупится. А как же престиж и репутация, которые никакие страховки точно не покрывают, и покрыть не могут по определению. Да разве ж об этом официальными лицами сегодня принято говорить.
Ведь если было бы принято говорить, то пришлось бы констатировать очевидные вещи: кладовщик (или сварщик) по определению не может являться главным виновником крушения космического аппарата по той простой причине, что это просто кладовщик (и просто сварщик). А за ними стоит целая система «эффективного менеджмента», представители которой осваивают колоссальные средства из бюджета, но априори никак не готовы нести персональную ответственность.
Ведь если бы было принято говорить, то пришлось бы констатировать, что у нас выстроена такая система образования, которая размазывает в итоге любую некомпетентность, выставляя её индивидуальным «креативным» подходом. Он художник, он так видит.
Если уж у нас, начиная именно с системы образования, бумажка отчёта подменяет любой реальный результат работы, и именно на бумажку горят глаза проверяющих органов, то о чём говорить в других отраслях. В той же космической можно потом отписаться, что, мол, координаты, параметры и азимут «лучше бы были летними», а потом «подложить» бланк страхового полиса – и все дела.
Так, выходит, следующих пусков ожидать летом. Или там вновь обнаружатся проблемы: жара, саранча и суховеи, мешающие ракетам и всей современной космической отрасли.
А то ведь теперь у текста из репертуара ДДТ «Осень, в небе жгут корабли» появляется дополнительный смысл.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
ДДТ — «Что Такое Осень» (Ю. Шевчук)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
Знаменитую песню “Осень” я написал на Никольском кладбище в Питере. Там у меня есть любимое место. Я не ставил цель сотворить хит, мне просто было тяжело на душе – что говорить, время перемен было. И так совпало, что мои ощущения разделила практически вся страна.
***
Из интервью с Ю. Шевчуком, 1994:
Шевчук: Бродил по кладбищу Александро-Невской Лавры (была, кстати осень). Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги… просто не передать. И она — эта песня, как пришел домой, у меня выдохнулась…
Я сделал большую работу над собой — я не писал второй «Осени». Мы доказали сами себе, что все-таки не пишем хитов. А что касается «Осени», так я с ней не борюсь. Я ее люблю и понимаю, почему от нее народ торчит. Знаешь, Иосиф Бродский очень хорошо объяснил: в любой момент для поэта самое важное не то, что он уже написал, а то, над чем он сейчас думает. Вот и все.
***
Из интервью с Ю. Шевчуком, газета «Бульвар Гордона» № 42-43, октябрь 2010:
http://www.bulvar.com.ua/arch/2010/42/4cbde277a397c/
— Это красивая легенда, что песню «Осень» вы сочинили на кладбище?
— Нет, так и было. У меня коммуналка была на Синопской набережной, а оттуда буквально в 200-300 метрах Александро-Невская лавра, Никольский придел, где я любил посидеть. Это кладбище было тогда совершенно заросшим, непричесанным, но романтичным…
— Даже некрополь, где похоронены великие композиторы и писатели?
— Нет, это рядом, с охраной, а Никольское было неохраняемое, и туда мы приходили с моим другом (свободным художником. — Д. Г.) Сергеем Броком непременно с бутылочкой. Там хорошо философствовалось, размышлялось о жизни… На кладбище вообще думается неплохо — одно из мест таких…
— …где многое понимаешь…
— Да, как сказал Бродский: «Художник, не забывай об истинном масштабе существования!». Есть просто социальная борьба, а есть космос, галактики, движение светил — помните об этом объеме, космизме… Ну и о жизни и смерти, конечно, тоже, а художник — он, как солдат, все время о ней думает.
Когда Юра эту песню принес, то Андрей Муратов, бывший на тот момент самым радикально настроенным в группе, сказал, что он «эту попсу» играть не будет. Насилу его уговорили, что можно попробовать сделать что-то прикольное из этой вещи. Андрей Васильев предложил стилизовать песню под романтические 60-е, придумав великолепную и гениальную в своей простоте партию электрогитары. Смирившийся Андрей Муратов подобрал нехитрый клавишный подголосок, а Игорь Доценко добавил хард-рокового драйва. Басовый риф придумал Саша Бровко, мне осталось лишь подогнать его под быстро меняющиеся аккорды песни. Вся работа над песней заняла два-три дня, на четвертый день ее уже записывали для видеоклипа. Знаменитое флейтовое соло Дяди Миши придумалось уже во время записи в студии. Второй голос я тоже придумал прямо на записи. Это был, пожалуй, первый раз, когда я подпел Юре не верхним, а нижним голосом. Позже этот прием я использовал довольно часто. Во время записи альбома «Актриса Весна» песня была записана заново, и вторые голоса Юра спел сам потому, что я тогда все время уезжал в Москву. В видеоклипе же осталась та, первая фонограмма, записанная еще до того, как песня впервые прозвучала на концерте.
Относиться мне к этой песне объективно очень трудно, так как мы играли ее такое количество раз, что мне уже кажется, что я родился с этой песней одновременно. Когда мы ее записали, никто не предполагал, что она станет главной визитной карточкой группы на долгие годы. Это, конечно, был печальный факт, так как я долгое время был уверен, что играю в рок-группе, а благодаря «Что такое осень» все вокруг считали, что я подыгрываю какому-то барду. Страна просто не знала, ЧТО мы играли на самом деле. Я очень переживал, пока наконец не понял, что страна и не хочет знать, ЧТО мы играем на самом деле. На всех концертах нам вежливо хлопали, а в конце с таким неистовством просили «Осень», как будто хотели сказать: «знаете, ребята, мы два часа терпели ваш этот рок, ну а теперь вы уж унизьтесь для нас, сыграйте хоть одну нормальную песню!». И мы играли. Это давало нам возможность делать, что хотим, играть какой угодно арт-рок или авангард, давать концептуальную психоделику или греметь, как сталепрокатный цех, но в конце обязательно надо было сыграть «Что такое осень». Ну и, в принципе, ладно — песня-то не плохая, не пошлая песня, умная и трогательная. Ну что делать, если в этой стране никому не нужно ничего кроме того, чтобы «душа развернулась, а потом опять свернулась». Ну а слова «что же будет с Родиной и с нами?» вообще дают повод задуматься, не лучший ли это вариант для государственного гимна России, чем тот имперский и напыщенный, который мы имеем сейчас:):):)
***
Из интервью с Ю. Шевчуком и И. Доценко:
***
В. Бутусов о своем участии в клипе «Что такое осень», «МК», 12.01.1993.:
Идея ленты принадлежит Юре Шевчуку, а его замысел и «тайные цели» я объяснять не берусь. Что же касается меня, хотелось таким образом продемонстрировать себя. Не то, сколь я «крут», совсем другое. Просто, Бог его знает, вдруг в последний раз имеем возможность собраться в Питере в мой день рождения… трезвыми… И столь красиво пройти! Я просто счастлив, что так сложилось!
— Я недавно в сети посмотрела тот самый клип, где вы втроем с Кинчевым и Шевчуком. Там такое легкое настроение!
— Этот клип каким-то провидением был снят. Там не так все должно было быть. Съемка эта произошла от отчаяния. В тот день у меня был день рождения, 15 октября, и я стоял и строгал какие-то овощи у стола, готовя праздничный обед. Тут Юра позвонил и сказал: «Все. Срочно надо снимать клип, потому что Костя проездом через Питер. Я его встречаю, высаживаю с поезда и едем сразу в Пушкин клип снимать». Мы приезжаем в Пушкин, там какая-то ерунда происходит, ломается аппаратура, телевидение ждать больше не может, техника сворачивается и уезжает. А Юра — экстраверт. Он не держит в себе яда переживаний, он сразу в какое-то действие начинает превращать. В отчаянии у каких-то пацанов, которые бегали там, пытаясь у него автограф взять, он выхватил переносной магнитофон. Говорит: «О! Дайте мне. А то нам не под чего клип снимать». И режиссер, который тоже был наш товарищ и не покинул место съемки, схватил камеру и давай за нами бегать. В итоге получился вот такой клип. И как-то вполне естественно.
— Хорошее видео!
— Да. Хотя песню эту я не люблю. А вообще редко такое бывает, когда мы можем себе позволить, гуляя где-нибудь в парке, снять все это на «Бетакам», которым снимают кино.
Что такое осень (клип)
Режиссер Б. Деденев. 1991 год
***
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Московский Комсомолец» 27.11.1993.:
ИВ: В этом году исполняется 15 лет самой, наверное, народной песне «ДДТ» «Что такое осень?». Вы попали просто в жилу в своё время с этой песней и её разве что из утюга не было слышно. А какие ощущения у вас связаны с этой песней?
ЮШ: Я помню в Репино жил, писал «Чёрного Пса» и как раз из каждого угла неслась эта песня, я не мог никуда выйти. Иногда бывает так. Думал, про себя спел, а оказалось — про многих. В кровь попал скорей, а не в жилу. Простые слова, ёмкие образы, летящая мелодика. Настроение такое же было у всех. И надежды и разочарования. Всё вместе сразу. И тоска и радость одновременно. Сейчас она уже не так актуальна. Жаль, что много песен не пишется с такой летящей мелодикой. Позвонили мне недавно. Режиссер Боря Деденёв звонил. На канале «СТС» хотят сделать передачу, посвящённую 15-летию клипа «Что такое осень». Не знаю нужно это или нет? Хотят отпраздновать.
***
Ю. Шевчук, «АиФ — Петербург» №18, 1998:
***
Из анкеты Ю. Шевчука, «Московский Комсомолец», 29.11.2002:
— Музыка, которую заказал бы на свои похороны
— «Что Такое Осень». Ничего тут не поделаешь, пусть будут веселые похороны.
— Правда, что вы не любите свои старые песни про осень?
— Ну почему не люблю, просто в одно время «Что такое осень» стала очень популярным хитом. Многие группы из-за такой большой славы пострадали, и, несмотря на какие-то неплохие композиции, их в одночасье стали называть «группа одной песни». Например, The Eagles с хитом «Отель «Калифорния». Спроси людей, какие еще песни этой группы они знают, ни одной не назовут. Вот и я немного перепугался, когда «Что такое осень» стали распевать на каждом углу. И тут же выставил ее из программы, чтобы жить дальше.
***
…жгут корабли… — Первоисточник выражения «Сжечь корабли» — книга «О добродетелях женщин» древнегреческого историка Плутарха (ок. 45 — ок. 127). В главе «Троянки» он сообщает о том, как женщины Трои сожгли корабли своих мужей, защитников города, и тем самым остановили их бегство с поля боя: отступать им стало некуда.
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Московский Комсомолец» 27.11.1993.:
— Юра, и все же — что означает «в небе жгут корабли»?
— В этом есть какой-то смысл, может быть, он несколько туманный. Совершенно не обязательно, чтобы все было конкретно. Вот конкретное слово — унитаз. А «в небе жгут корабли» — это не конкретно. И слава Богу.
.
«— Дядя Шевчук, спой нам песню про осень! — Вам какую, ребята? У меня их штук восемь!» (Noise MC) |
ДДТ — Что такое осень (с концерта 28.10.1994 в Санкт Петербурге)
ДДТ — Что такое осень (Live in Essen)
ДДТ — Что такое Осень?
Запись с концерта 26 сентября в Петербургском СКК.
КАВЕРЫ:
ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ на пианино (ДДТ кавер)
фортепианная версия А.Дзарковски:
Ichigo Tanuki — Что такое осень//秋とは (ДДТ по-японски):
Перевод: Виталий Сунцев
Снято в префектуре Яманаси 19-21 ноября 2020 года.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Что Такое Осень»:
Что такое осень — это небо.
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень — темная даль.
Что такое осень — это камни.
Верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень — темная даль.
Что такое осень — это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа:
Что же будет с родиной и с нами?
Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета,
Осень, что же будет с завтра с нами?
Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень — темная даль.
Тает стаей город во мгле,
Осень, что я знал о тебе?
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.
_______________________________________________________________________
Осень. В небе жгут корабли
Всё. Закончилось тепло. Ушла золотая осень. Наступила просто осень – банальная, промозглая, с ветром и дождями. Еще сегодня утром провожал взглядом последнюю паутинку бабьего лета, реявшую на опадающей ветке куста роз, а вечером стало так холодно, что и о бабьем лете забыл.
Короче, сел я за компьютер — разобрать, наконец-то, папку с фотографиями и заодно насладиться воспоминаниями. Ведь люди делают фото, в основном, когда им хорошо. Женщины — особые, они фотографируют, когда считают, что хорошо выглядят. Или когда им это кто-нибудь сказал. Словом, папка со снимками — это собрание теплых минуток, всегда приятно пересматривать. Только времени не хватает на это, к сожалению.
Мне захотелось поделиться с вами настроением с последней прогулки. Многие знают, что в нашем селе Большое Болдино есть довольно известный музей-усадьба А.С.Пушкина. Можно посмотреть фото на сайте музея. А можно просто прогуляться вместе со мной, без экскурсовода – побродить по дорожкам, налюбоваться прекрасной, роскошной осенью.
Давайте начнем прогулку с моей любимой аллейки: я всегда начинаю с нее.
Барский дом остался справа. Под ногами шуршит мелкая гранитная крошка. Всё наполнено солнцем — листья опали, не задерживают его лучей.
А небо — осеннее небо особенное, будто звенящий хрусталь, прозрачное, яркое.
Дальше выходим на большую площадку перед конюшнями и людской. Она всегда самая многолюдная. Однажды мне довелось тут проехаться в фаэтоне, запряженном парой лошадей.
И сегодня, несмотря на карантин, туристов много. Сейчас тут носятся ребятишки.
А вон и молодые заглянули. Хотят проникнуть в баньку, хотя по плану наверняка ресторан.
Дальше на берегу пруда выстроен уютный домик, это поварня — я всегда захожу на крылечко, когда нет публики. Можно спокойно постоять и полюбоваться плавающими в пруду утками.
Теперь веду вас к знаменитому Горбатому мостику. Сделаем тут фото, которое делает каждый турист, побывавший в усадьбе. Наверняка все вы видели на снимках мостик с этого или похожего ракурса.
Дальше уже менее дисциплинированные дорожки, кое-где асфальт, но в большинстве просто грунтовые, слегка заросшие травой. В общем, ближе к природе. Здесь в полной мере можно насладиться осенними пейзажами. Не как в лесу, разумеется, но душа отдыхает.
Здесь можно встретить старые-престарые деревья, которые по мере сил оберегаются.
А есть и те, которые обживаются. Кем? Хозяина не видел:(
Еще видел вот что — тут уж понятно кто поработал. И от души. Хотя, увы, напрасно. Дерево уже умерло.
А от вида этого гиганта просто сжалось сердце — он цеплялся за жизнь, хватался мощными когда-то ветками. Но всему живому приходит когда-то конец.
Наше село славится множеством прудов. В усадьбе они тоже радуют глаз. Множество уток соревнуются тут, плавая наперегонки. Когда лучи солнца падают на их сизые головки, они вспыхивают изумрудным светом.
Здешние пруды настолько чисты и ухожены, что в них водятся ондатры. Если набраться терпения и постоять на мостике или просто на берегу, то можно увидеть, как в глубине медленно проплывают смутные тени.
Вот интересная табличка, слегка даже трогательная, потому что отражает отношение сотрудников музея к своим подопечным.
Ну всё, на выход. Всё равно осталась целая куча снимков, которые не стал выкладывать — многовато будет.
Но еще несколько все-таки покажу вам.
Вот и Он. Памятник, авторы которого — народный художник РСФСР скульптор Олег Комов и архитектор Нина Комова.
А дальше — это уже на околомузейной территории. Не собирался загружать вас историческими или просто знаменательными фактами, просто пригласил на осеннюю прогулку. Но думаю, что следующие фото тоже будут интересны.
И последнее. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Необыкновенно красив и снаружи, и внутри. Любуйтесь.