что такое орфограмма в приставке? Помогите понять немогу что, значит орфограмма в приставке?
ОРФОГРАММА – это МЕСТО В СЛОВЕ, которое требует применения орфографического правила.
Например: ► в слове КАКИ́Е орфограмма – гласная А в корне, чтобы не написать О, надо проверить словом КАК; ►в слове СЛОВА́ орфограмма – буква О в корне, которую мы тоже проверяем ударением: СЛО́ВО; ►такая же орфограмма есть в слове ЯВЛЯ́ЮТСЯ – гласную Я в корне надо проверить ударением: Я́ВИТСЯ, Я́ВКА;
Все указанные орфограммы-буквы требуют применения правила написания проверяемых безударных гласных в корнях слов.
В слове С ОРФОГРА́ММОЙ места, требующие применения правил, – обе буквы О и ММ в корне. Буквы О запоминаем – это правило написания непроверяемых безударных в корне слова, удвоенную М тоже запоминаем – правило написания удвоенных согласных в корнях слов.
Кроме того, слово ОРФОГРАММОЙ употреблено в творительном падеже с предлогом С – пробел между предлогом и существительные является орфограммой, а правило, которое мы должны применить, гласит, что предлоги со словами (существительными, местоимениями, числительными) пишутся раздельно.
ВСЕ ОРФОГРАММЫ ДЕЛЯТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ВИДА: ►ОРФОГРАММА-БУКВА (когда мы применяем правило, чтобы написать какую-то букву в слове: в корне, приставке, суффиксе, окончании; все приведённые выше примеры, кроме предлога С, – это орфограммы-буквы); ►ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ (когда мы применяем правило, чтобы написать раздельно какие-то слова – например, предлоги с существительными, местоимениями и числительными, частицы БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) со словами, составные союзы типа потому что, так как); ►ОРФОГРАММА-ДЕФИС (место в словах, требующее, согласно правилам, постановки дефиса, например, кое-кто, какой-нибудь, всё-таки, из-за, северо-западный, выпукло-вогнутый, давным-давно, по-казахски и др.); ►ОРФОГРАММА-КОНТАКТ, то есть СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ (написание приставок со словами, написание некоторых сложных слов: быстрорастворимый, сельскохозяйственный, побольше, поскромнее).
Некоторые выделяют ещё ОРФОГРАММУ-ЧЁРТОЧКУ (при переносе слов), но при этом забывают об ОРФОГРАММЕ-КОНТАКТЕ.
Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. Для правильного написания приставки следует знать, к какой группе она относится.
Неизменяемые приставки
Большинство приставок в русском языке неизменяемые, их написание следует запомнить. В указанную группу также входят иноязычные приставки:
Определённую сложность у учащихся вызывает одиночная приставка с-. Перед ней может стоять приставка не-, из-за чего с- уже не воспринимается как отдельная приставка: несговорчивый, несгораемый. Стоит обращать внимание на подобные слова.
В следующих примерах наоборот нет никакой приставки, поэтому их следует запомнить!
здесь, здешний, здоровье, выздороветь, здание, здравствуйте, не видно ни зги.
Приставки на З и С
Сюда входят приставки, чьё написание зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Правило написания приставок на З и С
Если корень начинается с глухой согласной, то приставка пишется с С, соответственно в случае со звонкой согласной, пишем З:
Приставки, зависящие от ударения
Частично эта группа связана с предыдущей, а конкретно с приставками раз/рас
Правило написания приставок РАЗ/РАС
Если на приставку падает ударение, то она будет писаться с О (роз/рос):
Приставки, зависящие от лексического значения
К таким приставкам относятся пре- и при-, чьё использование зависит от значения слова.
Правила написания приставок ПРЕ/ПРИ
В некоторых словах написание приставки будет определяться контекстом:
пребывать в городе (=находиться)
претворить мечту в жизнь (воплотить)
преступить закон (=нарушить)
преклоняться перед гением (=восхищаться)
предать товарища (=передать его секрет)
преемник царя (=перенимает власть)
преходящая слова (=временная)
превратный смысл (=который перетолковывают)
предел терпению (=граница)
презирать врага (=ненавидеть)
непреложная истина
непременное условие
претерпеть лишения (=мужественно переносить)
прибывать в город (=приезжать)
притворить дверь (=закрыть)
приступить к делу (=начать)
приклоняться к земле (=нагибаться)
придать форму круга (=добавить)
новый приёмник (=принимает сигнал)
приходящий учитель (=который приходит)
привратник в замке (=швейцар)
церковный придел (=пристройка)
призреть бедняка (=приютить)
приложение на телефоне
применить правило
притерпеться к неволе (=привыкнуть)
Список трудных слов с приставками пре- и при- для запоминания
После приставок на согласную в словах, начинающихся на И, гласная поменяется на Ы: разыгрывать (игра), отыскать (искать), предыдущий (идти)(исключение: взимать).
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
2. После приставок ставится дефис в следующих случаях: после приставки кое-. Кое-кто, кое-кого, кое-как. Исключение: приставка кое- пишется отдельно, если между ней и местоимением стоит предлог; Кое у кого, кое с кем. после любой приставки идёт имя собственное; Анти-Дюринг, авиакомпания «Транс-Америка». в слове контр-адмирал (и контр-адмиральский), но по общему правилу: контрнаступление, контрмарш.
Описание слайда:
Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гласных в корнях слов, проверяется ударным положением.
Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос-. Гласная о в этих приставках пишется только под ударением, в безударном положении пишется гласная а. Ср.: ро́спись – расписать, ро́зыск – разыскать (кроме слова розыскной).
Описание слайда:
Приставка ПРЕ- имеет значения: обозначает высшую степень качества или действия (имеет значение «очень», «слишком»);
Премилый, превысить, преувеличить, презабавный.
Описание слайда:
Соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному», «предел действия»).
Преградить (перегородить), предание (то, что передаётся изустно от одного поколения к другому), преобразовать (образовать повторно, заново, по-иному).
Описание слайда:
Приставка ПРИ- имеет значения: приближение, присоединение, пространственная близость, смежность;
Прибежать, пристегнуть, приклеить, пришкольный.
действие, направленное сверху вниз; Придавить, примять, прижать.
полнота, исчерпанность действия; доведение действия до конечной, желанной цели; Приучить, приручить, приискать.
Описание слайда:
действие, совершённое не в полном объёме или на ограниченный срок;
Присесть («опуститься на корточки, но остаться на ногах»), прилечь («лечь на ограниченное, небольшое время»).
добавочное действие или действие не основное, сопутствующее какому-либо другому действию.
Пританцовывать («сопровождать танцем другое действие – петь, говорить, идти и т.д.»), приданое (то, что даётся вместе с невестой, «добавляется» к ней).
Описание слайда:
1. На стыке приставки и корня пишутся две одинаковые согласные, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с той же согласной буквы.
Беззаконие, восстание, оттянуть
Описание слайда:
В словах с корнем чет- пишется одна буква с. Расчесть, расчёт, расчётный, расчётливый. Исключение: бессчётный. В словах с корнем счит- пишется две буквы с. Рассчитать, рассчитывать, рассчитанный.
Описание слайда:
Следует различать такие пары слов, как: раззеваться – разевать рот; подделка документов – поделки («мелкие изделия, изготовленные ручным способом»); поддержанный (кем-то) — подержанный («не новый, бывший в употреблении»); подданный (какого-либо государства) – поданный («поднесённый»); поддаться (влиянию) – податься (в город, на заработки); поддразнить («слегка подразнить; дразня, подстрекнуть к чему-то») – подразнить («дразнить какое-то время»)
Описание слайда:
Вставьте пропущенные гласные буквы. Выделите приставки в словах.
1. Широко вокруг меня ра..стилалась пустота, уп..равшаяся в молчаливое пр..зрение (Вс. Иванов). 2. Коми..сия строга. Бракует бе..чётно (Авдеев). 3. В первых числах августа начинались у него пер..экзаменовки и пр..ёмные экзамены (Чехов). 4. Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать (Ажаев). 5. Всё прошлое пр..дано з..бвению (Чехов).
Описание слайда:
6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману (Чернышевский). 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух (Блок). 8. Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил (Гаршин). 9. Осень ж..стоко изуродовала сорную глинистую землю, пр..творив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги (М. Горький).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок русского языка «Тире между подлежащим и сказуемым»
Презентация «Виды грамматических ошибок» с упражнениями для подготовки к ВПР и ОГЭ
Рабочая программа по родному языку в 7 классе
Рабочая программа по русскому языку для 8 вида
Проект на тему «Как учили грамоте на Руси»
Проект на тему «Двенадцать месяцев (этимология названий месяцев)»
Входная диагностическая работа по русскому языку 2 класс
Презентация на тему «Неологизмы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5372735 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при-.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.
б) Значения приставки при:
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
5) «близость к чему-либо», то есть «около»
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.
2. Выбор Ъ после приставок.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п