Что значит оправдываться перед человеком
В чём разница между оправданием и объяснением ситуации
Ситуации, когда необходимо попросить прощения, случаются с каждым. И после слов извинения следует то, что показывает настоящее отношение человека к этой проблеме: он либо объясняет проблему в деталях, либо пытается оправдаться.
Как же различить, что есть что? Как самой не стать жертвой и научиться объяснять свое поведение, а не оправдываться за промахи? Мы задали этот вопрос психологам 🙌
Для начала давай разберем оба слова по по составу.
Оправдание — от слова «правда». А правда, знаешь ли, у каждого своя. Каждый человек воспринимает любое событие, пропуская его через призму своего личного опыта. А опыт у каждого свой. Нет на свете двух людей, родившихся в один миг у одних родителей, видящих один предмет из одной точки. Даже близнецы видят мир по-разному.
Поэтому нет никакого смысла доказывать другому свою правоту, а тем более оправдываться. Мало того, что правды не существует, так ты еще и попадаешь в позицию жертвы. Это слабая позиция. Ты как бы говоришь нападающему: «Я хорошая, но слабая, пожалей меня». Так ведет себя ребенок.
В каких ситуациях тебе приходится так оправдываться и за что? Перед родителями, учителями, друзьями? Виновата ты или нет, лучше не оправдываться, а объяснить, почему эта ситуация стала возможной, привести аргументы — объективные факты, а не фантазии.
Объяснить — от слова «ясность». Если ты считаешь, что нападают на тебя незаслуженно, аргументируй свою позицию, внеси ясность, а не оправдывайся: «Да, я опоздала, у меня на это были объективные причины — автобус сломался». Если же ты действительно опоздала на урок по своей вине, то не надо ни оправдываться, ни объясняться, а лучше признай это: «Да я опоздала, я проспала».
Вот это уже взрослая позиция, которая показывает, что ты готова взять на себя ответственность. И кроме того, повинную голову не рубят 🙂
Объяснение — самый здоровый и экологичный вариант в общении. Объяснить — значит, высказать свое мнение, аргументировать его, но и быть готовой услышать мнение другого, оставаясь при этом спокойной. Оправдание отличается тем, что оно очень сильно эмоционально заряжено, ведь доказать свою правоту хочется любым способом. Но чем больше ты оправдываешься, тем больше сомнений возникает. В результате это приводит к обиде и разочарованию.
Если ты ловишь себя на том, что хочется оправдаться, скорее всего, тобой манипулируют, используя твое чувство вины.
Если ты действительно считаешь, что виновата, ты всегда можешь извиниться и дальше объяснить, в чем дело: это и будет взрослая позиция, когда ты можешь взять на себя ответственность.
Даже если тебя пытаются обвинить в чем-то, и человек настроен решительно, не пугайся, и не пытайся сразу оправдаться. Ты всегда можешь спокойно сказать: «Я понимаю, вам кажется, что я виновата, но я хотела бы объяснить свою позицию». Обычно это сразу снижает градус агрессии.
Помни: оправдание — это позиция ребенка, объяснение — это позиция взрослого.
Оправдываться приходится, если в разговоре ты чувствуешь себя виноватым, приниженным, неуверенным, изначально находишься в позиции «жертвы» и «слабой стороны». Тебе стыдно, тебе кажется, что тебе не верят, а значит, нужно привести более весомый аргумент, оправдывающий твое поведение или поступок. Чаще всего мы оправдываемся из страха вызвать недовольство человека или пытаемся таким образом избежать наказания за свой проступок.
Объяснение — это желание расставить все на свои места, привести факты, а не аргументы, объясняющие твой поступок. По внутренним ощущениям оно противоположно оправданию: здесь ты чувствуешь свою правоту, свою значимость, в разговоре ощущаешь себя на равных. Тебе не стыдно за свой поступок и ты боишься из-за него испортить отношения. Ты уверен в том, что сделал все правильно. А значит, наказания за провинность быть не может.
Отговорки и оправдания: что они говорят о человеке?
Известной истиной является то, что по-настоящему целеустремленному человеку отговорки ни к чему – он просто действует. Оправдания же рассматриваются как признаки слабости и неспособности достичь цели. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.
Несмотря на то, что люди не всегда это замечают, оправдания являются неотъемлемой частью нашей жизни. Вспомните, как часто Вы встречали людей, готовых открыто признать собственную ошибку, прямо объявить о своем провале? А как часто Вы пытались обосновать причину собственной неудачи или слышали подобные оправдания из уст других? Не правда ли, отговорки используются человеком повсеместно?
Дело в том, что оправдывая собственные неудачи, человек разряжает негативное напряжение, возникшее вследствие совершения ошибки. Оправдывая себя, люди испытывают облегчение, перестают зацикливаться на ситуации неудачи, получают возможность развиваться дальше. С другой же стороны, формулировка оправдания еще до окончания какого-то действия может негативно повлиять на качество результата. Так что вопрос пользы или вреда использования оправданий и отговорок весьма спорен и требует дальнейшего рассмотрения.
Механизм психологической защиты и другие причины оправданий
Какими же могут быть глубинные причины использования оправданий? Зачем человеку выдумывать отговорки, если можно открыто признать совершение ошибки? Можно выделить основные причины использования оправданий человеком:
Низкая самооценка и позиция жертвы.
Именно неуверенные в себе люди, не готовые к риску, чаще склонны оправдываться: они привыкли обвинять самих себя, и у них появляется потребность в самооправдании. Уверенные же в себе люди отвечают самореализацией и развитием на обвинения, но уж никак не оправданием: «жена Цезаря – вне подозрений», как говориться.
Также оправдания могут вызываться страхами: страхом изоляции, одиночества, страхом неудачи и потери имиджа. Оправдания в данной ситуации играют роль «розовых пилюль» – они немного снижают тревожность и помогают человеку «сохранить лицо» в собственных глазах.
Оправдания характерны и для человека, находящегося в позиции жертвы. Оправдания тут направлены на получение поддержки и помощи извне, они помогают найти людей, готовых взять ответственность за решение проблем человека в позиции жертвы.
Ответ на обвинения.
Оправдания всегда возникают в ответ на обвинения – реальные или воображаемые, рожденные в результате внутреннего диалога личности. Чаще все же оправдания высказываются без видимого запроса – то есть никто не требует от человека объяснения его неудачного поведения, а оправдания все равно предоставляются. Например, опоздавший на дружескую встречу человек стразу стремится прояснить причину своего опоздания: мол, пробки, ребенок заболел и т.д. (хотя в реальности никто этого человека о причине опоздания не спрашивал). Даже если бы и прозвучал вопрос касательно причины опоздания («Все ли нормально? У тебя что-то случилось?»), то хватило бы однозначного простого ответа, а не развернутого описания «невероятной череды событий», приведших к опозданию.
Самозащита.
Оправдание всегда исполняет функцию психологической защиты: оно оберегает целостность образа «Я» человека, улаживает когнитивные диссонансы, помогает человеку чувствовать себя более уравновешенным и непротиворечивым. Также в контексте этого вопроса следует развести понятия «оправдания» и «объяснения»: оправдание всегда выполняет функцию самозащиты, а объяснение выполняет функцию информирования партнера по общению. Оправдание направлено на себя, объяснение – на другого; оправдание обеспечивает личный комфорт человека, а объяснение – комфорт ближнего своего, в том числе.
Оправдание как кокетство и просьба похвалы.
Оправдание может быть и формой кокетства, призыва к похвале в свой адрес, желания быть замеченным. Например, хозяйка, приготовив шикарный праздничный ужин, может пококетничать в форме «псевдооправдания»: «Конечно, суп немного недосолен, ведь приходилось одновременно готовить еще несколько блюд. Должно быть, стоило больше пропечь это блюдо, но задержали на работе…». При помощи подобных фраз человек «нарывается» на комплименты и восхищение со стороны окружающих, пытается повысить собственную самооценку за счет похвалы (а то и подпитать свое самолюбие).
Отговорка – это полезная или вредная привычка?
Согласно одной точке зрения, отговорки лишь вредят качественному выполнению любых заданий, а наличие «заготовок» оправданий ухудшает качество работы при выполнении даже довольно простых действий. Так, имея оправдательные причины, человек меньше старается при исполнении заданий, особенно если собственных мотивов по выполнению этой работы нет.
В одном эксперименте две группы студентов попросили выполнить ряд заданий в помещении, где из динамиков звучали громкие неприятные звуки. Первой группе сказали, что никто и не надеется на идеальное исполнение ими заданий – ведь музыка будет мешать работе. Второй же группе ничего не сказали. Как и ожидалось, группа, где было готовое оправдание, хуже справилась с заданием, чем вторая группа, которой нечем было бы оправдывать плохие результаты.
Если же верить противоположной точке зрения, отговорки приносят пользу, так как могут улучшить самочувствие людей в ситуациях столкновения с неприятными заданиями, результат выполнения которых оказался плохим.
Согласно исследованиям, люди, часто выдумывающие оправдания, оказались более устойчивыми психически и здоровыми в физическом плане. Они не «смаковали» свои неудачи и быстрее смирялись с совершенными ошибками. Если же человек постоянно берет ответственность за все неудачи, это может негативно повлиять на состояние психологического благополучия. Например, люди, страдающие депрессией, считают себя ответственными за все плохие события их жизни и вредят самим себе постоянными самообвинениями. В то время как использование оправданий и отговорок является защитным механизмом, способствующим сохранению высокой самооценки и препятствующих развитию депрессии.
Какие отговорки могут быть: виды оправданий
Три вида оправданий были выделены психологами Т. Тэтчер и Д. Бэйлисом:
Таким образом, оправдание может играть как позитивную, так и негативную роль. Если отговорки деструктивно влияют на Вашу жизнь, то следует осознать глубинную причину постоянных оправданий и освободиться от этой пагубной привычки. Следует помнить, что людям свойственно совершать ошибки. Следующее за этим признанием своих недостатков и неудач – это признак силы и чуткости личности, а не ее слабости. Следует быть терпимее как к собственным неудачам, так и к ошибкам других людей – это станет первым шагом к лучшему пониманию себя и гармонии с окружающими людьми.
О чём на самом деле говорят ваши оправдания
Экология жизни. Психология: Вы постоянно оправдываетесь? Вы будете удивлены, узнав, что оправдания обладают скрытым.
Вы постоянно оправдываетесь? Вы будете удивлены, узнав, что оправдания обладают скрытым смыслом и могут многое рассказать о вас
У всех нас есть друг или знакомый, который всегда опаздывает, жалуется на то, что не может похудеть, поскольку это слишком сложно, или же говорит, что он настолько занят, что у него нет времени на посиделки с товарищами.
Но разве судьба – не в наших руках? Что мы на самом деле имеем в виду, когда постоянно оправдываемся? Мы просто обманываем себя, чтобы рационализировать оправдания, или же мы в действительности верим в то, что говорим другим людям?
Когда мы оправдываемся, мы буквально пытаемся уйти от ответственности за сложившуюся ситуацию. Но разве не было бы лучше взглянуть в лицо реальности и попытаться разобраться в происходящем как взрослый человек? Почему мы так легко позволяем себе оправдываться? Если бы мы перестали искать оправдания, наша жизнь определённо стала бы лучше и полноценнее. Но почему соблазн оправдывать себя настолько велик?
Когда у нас что-либо не получилось, мы придумываем хорошее оправдание, после чего сразу же чувствуем нейтрализующее облегчение. Это ощущение подкрепляет наши слова, и поскольку мы чувствуем себя хорошо, то существует большая вероятность того, что такое поведение повторится в будущем.
Чтобы освободиться от влияния этого подкрепления, необходимо понять, что на самом деле мы имеем в виду, когда прибегаем к тем или иным оправданиям, и попытаться изменить это поведение.
Три вида оправданий
Статья, написанная Тарой Тэтчер и Дональдом Бэйлисом, психологами из Манитобского университета в 2011 году, способна пролить свет на то, почему мы оправдываемся в первую очередь.
На оправдания нас, похоже, толкают неудачи. Когда мы оправдываемся, это позволяет нам дистанцироваться от неудачи и защитить свой имидж. По мнению Тэтчер и Бэйлиса, существует три вида оправданий:
1. Предписание – Личность (PI): человек не беспокоился о выполнении задачи в первую очередь.
Пример: «Это не входило в мои обязанности».
2. Личность – Событие (IE): человек не мог контролировать исход события.
Пример: «У меня не было выбора, как поступить».
3. Предписание – Событие (PE): во всём виновато произошедшее, но не сам человек.
Пример: «Никто не сказал мне, что я должен делать».
Далее представлены примеры того, что мы действительно имеем в виду, когда используем те или иные оправдания:
1) «Извините, я опаздываю»
Очевидно, вас не особо беспокоит то, что вы постоянно опаздываете, в противном случае вы бы начали прилагать все усилия, чтобы приходить вовремя. Если опоздания для вас являются постоянной проблемой, то существует несколько причин, почему вы используете это оправдание.
Всё это признаки того, что вы ведёте себя как маленький ребёнок, веря в то, что люди должны относиться к вам снисходительно. Но в реальности вы должны повзрослеть и вести себя соответствующим образом.
2) «Я слишком занят»
Мы все живём напряжённой жизнью, но если у вас дел намного больше, чем у других, тогда, возможно, вам стоит пересмотреть то, на что вы тратите своё время, и овладеть тайм-менеджментом.
Если вы всегда слишком заняты, то этим вы говорите другим людям, что у вас более высокий социальный статус. В то время как другие находят свободное время для себя, вы говорите, что у вас так много обязанностей, что вы не можете себе позволить немного отдохнуть.
Вы должны осознать, что в XXI веке постоянно занятые люди не производят особого впечатления на других. Сегодня ценится баланс между работой и жизнью, а вы явно не способны его установить.
3) «Я не достаточно хорош»
Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал это чувство, однако некоторые люди используют это как предлог, чтобы не делать те или иные вещи. Если ваш внутренний голос постоянно твердит вам о том, что вы не достаточно хороши, осознайте, что ваш внутренний голос принадлежит вам, и вы можете его изменить.
Даже если поначалу вы не верите в то, что вы достаточно хороши, со временем эти слова проникнут в ваше подсознание и окажут на вас положительное влияние.
4) «Дело не в тебе, а во мне»
Дело явно не в вас, если вы говорите это человеку, отношения с которым хотите порвать. Именно его поведение вынудило вас сделать данный шаг. Если вы хотите таким образом переложить вину на себя, это говорит о том, что вы пытаетесь заставить другого человека менее болезненно воспринять разрыв.
Дело в том, что вы не делаете ему никаких одолжений в долгосрочной перспективе, скрывая факторы, которые вынудили вас принять такое решение. Лучше прямо поговорить с человеком о проблемах, чтобы вы оба смогли поработать над плохим поведением и двигаться дальше в более конструктивном русле.
5) «Я не готов»
Многие перфекционисты используют эту фразу как оправдание тому, что они откладывают достижение конечной цели. Это также может признаком того, что мы из-за страха избегаем того или иного дела. Когда вы сопротивляетесь переменам, вы позволяете страху завладеть контролем над вашей жизнью.
Перемены могут быть пугающими, однако они неизбежны, и мы должны научиться приспосабливаться к ним.
6) «Я сделаю это позже…»
А сейчас что мешает? Страх? Вы всегда ждёте идеального момента, чтобы начать или закончить что-либо?
Вы никогда не будете достаточно богаты или абсолютно готовы к чему-либо. Иногда нужно просто стиснуть зубы и продолжать путь.
Как перестать постоянно оправдываться
Осознайте, что служит истинной причиной ваших оправданий. Страх перед неизвестностью? Или то, что вы ставите перед собой невозможные цели? Или то, что вы хотите предоставить кому-то презумпцию невиновности?
Поймите, что каждый из нас время от времени придумывает оправдания. Людям свойственно совершать ошибки. Признавая собственные неудачи и недостатки, мы можем проявлять больше чуткости и понимания в ситуациях, когда другие пытаются оправдать себя.
Помогите им сохранить своё лицо, осознав, что некоторые люди оправдываются, когда они чувствуют угрозу. Дайте им знать, что вы всё понимаете, поэтому им не нужно прибегать к оправданиям в будущем. опубликовано econet.ru
Автор: Janey Davies
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Почему мы оправдываемся
Мало кому в детстве не приходилось оправдываться перед родителями или воспитателями за какой-то проступок. Для ребенка желание избежать наказания за шалости вполне закономерно и понятно, но у многих людей привычка оправдываться сохраняется на всю жизнь. Такого человека, в свойственной ему гипертрофированной манере, прекрасно описал Николай Васильевич Гоголь в рассказе «Смерть чиновника». Случайно чихнув на сидевшего впереди него генерала, герой рассказа Червяков пытается оправдаться в своем проступке. К чему это в конце концов привело, знает всякий, читавший этот рассказ – чиновник умирает.
Так что же лежит в основе желания оправдаться? Причин может быть несколько. Первая, самая очевидная – желание человека выгородить себя, уйти от ответственности. Доказать, что он в происшедшем совершенно не виноват. Это тот случай, когда человек не признает саму свою причастность к происшедшему событию. Он готов переложить ответственность на кого угодно, лишь бы самому не отвечать за проступок.
Сложнее ситуация, когда человек действительно совершил какой-то проступок, признает это и пытается объяснить, почему он так поступил. Достаточно распространено мнение, что если человек оправдывается, значит, он виноват. Истоки такого мнения кроются в человеческой психологии – даже если человек абсолютно не виновен и ему удалось доказывать свою невиновность, некий неприятный осадок все равно остается. То самое знаменитое «Дыма без огня не бывает». На этом принципе построена известная технология очернения человека в средствах массовой информации: о нем пишут заведомую ложь, и даже если ему удастся оправдаться, его репутация будет сильно подорвана. Оправдывающийся человек невольно теряет уважение в глазах окружающих, поэтому оправдываться стоит как можно реже. Но есть ли ситуации, когда оправдание, а скорее, объяснение, желательно?
Прежде всего, важно понять, что толкает человека оправдываться. Очень часто в основе этого желания лежит обычное эго – человека беспокоит, что о нем подумают окружающие, как они воспримут его проступок. Противовесом в этой ситуации выступает смирение. Неважно, что о тебе подумают, виновен ты или на тебя возводят напраслину – смирись. Исключение может быть сделано только в том случае, если не оправдание, но объяснение твоего поступка принесет пользу тем, с кем ты разговариваешь. Попытайся объяснить человеку его ошибки, его заблуждения в этой ситуации, но лишь в том случае, если ты видишь, что тебя могут услышать. Если не услышат или просто не хотят слышать – смирись и оставь все как есть. И это будет лучшим выходом из ситуации. Правда всегда торжествует, смирившийся человек обязательно оказывается в выигрыше. Следует поступать как можно проще: виноват – просто извинись, но не начинай оправдываться, объяснять причины твоего поступка. Не виноват – смирись. Не спорь, не доказывай свою невиновность. Особенно, если речь идет не о ситуации жизни и смерти, а о каких-то банальных бытовых ситуациях.
Оправдывание
Оправдание — хуже и страшнее лжи, потому что оправдание — это хорошо подготовленная ложь.
Оправдывание как качество личности– склонность бесконечно оправдываться, находить оправдание каждому своему поступку и бездействию.
Скаковой жеребец Уинстона Черчилля должен был одержать победу на Дерби, но не оправдал надежд и пришёл четвёртым. Черчилль нашёл этому оправдание: «Я знаю, почему мой жеребец не выиграл. Перед скачками я подошёл к нему и пообещал, что, выиграв Дерби, он уже никогда не будет участвовать в соревнованиях и проведёт всю оставшуюся жизнь в компании очаровательных молодых лошадок. Это и было моей ошибкой. Жеребец и думать забыл о скачках».
Сколько людей – столько оправданий. Оправдывайся и я скажу кто ты. Это утверждение истинно, потому что оправдания – зеркало интеллекта и уровня сознания человека. О чем говорят такие оправдания: «Свою супругу, Свиридову А. И., я голышом по двору не гонял, а просто хотел обнять и поцеловать. А она не поняла, и поэтому кричала. Топором я отмахивался от комаров. Вообще у нас дружная и здоровая семья, не то, что у моего отца-сумасшедшего» или «Я всю ночь писал объяснительную по поводу вчерашнего опоздания на работу и поэтому проспал»? А о чем говорит этот криминальный эпизод: Грузин на скамье подсудимых. Сидит, низко опустив голову. Судья спрашивает: «Почему вы изнасиловали двенадцать малышей?» — «А чего они песком бросаются?»? Не надо быть психологом, чтобы понять — перед нами «гиганты мысли» с «высоким» уровнем самооценки и самодостаточности. Оправдания снимают мерки с разума.
Почему человек оправдывается, а нам смешно? Потому что его оправдания сшиты под его интеллект, являются реальными только для него. У нас другой жизненный опыт. Наш разум слышит оправдания в соответствии с нашим теперешним уровнем сознания. Для кого-то оправдание происшедшего является фактом, а для нас поводом удивиться богатству причудливых человеческих миров: «Чтобы доказать товароведу магазина «Сапожок» А. Hабойко, что я сдаю сапоги, потому что у них слишком широкое голенище, мне пришлось их надеть ей на голову и застегнуть молнию. Также могу заявить в свое оправдание, что я не застегивал молнию до конца, чтобы товаровед А. Hабойко могла дышать», «Я не хотел красть чемодан. Проходя мимо потерпевшего, я поскользнулся, машинально схватился за его чемодан, после чего по инерции пробежал с ним пятьдесят метров».
Какие мы – такие и наши оправдания. Мы умиляемся наивным фантастичным оправданиям ребенка. Силой воображения он вдохнул в них жизнь. Для него они реальны, а для нас смешны и наивны: «Когда мой папа мыл посуду, его засосало сливное отверстие и выпустило в соседскую ванну в тот момент, когда там мылась соседка Нина». Видите, как работает наш разум: появились у ребенка оправдания, значит, растет, становится взрослым.
Пока у ребенка отсутствует ложное эго, он не оправдывается. Как только он стал осознавать свое Я, то есть эго, тут же возникают условия для оправданий. Эго говорит: «Тот, кого ты видишь в зеркале – это Я и все, что видишь вокруг – это мое, и тот, кто лапу к моему протянет, тот с места жив не встанет». Ребенок отобрал для своего Эго игрушку. Когда родители начинают упрекать малыша, Эго услужливо подбрасывает ему оправдания. Словом, оправдания рождает эго. Именно оно назвало оправданиями — попытки уменьшить свою вину перед собеседником через объяснения причин своих действий или рассказ о трудных обстоятельствах.
Оправдательный механизм эго – большой выдумщик. Чем больше он создает оправданий, тем меньше связь с происшедшим. Выдумки оправдательного механизма далеки от реалий. Это плод воображения Эго, ничего не имеющий общего с действительностью. Священнику однажды надоело слушать «причины», почему люди не ходят в церковь. Он придумал десять ложных оправданий, почему не умывается: 1. Потому, что меня заставляли умываться в детстве 2. Те, кто умываются — лицемеры — думают, что они чище других 3. Не могу решить, какое мыло лучше 4. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело 5. Я умываюсь только по большим праздникам — на Рождество и Пасху 6. Никто из моих друзей не умывается 7. Начну умываться, когда стану старым и грязным 8. У меня нет времени на умывание 9. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая 10. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.
Оправдания поступают в разум, который тут же придает им образность и чувственность. Хотя оправдания – это иллюзия реальности, разум воспринимает их буквально. Оправдания успокаивают разум. Что бы ни случилось, у человека всегда есть лазейка в виде оправданий. Уклонившись от принятия решений, спрятавшись за спину оправданий, он может сохранить спокойствие. У любителя оправданий спокойная подушка. Оправдания – убийцы действий. Например, жена вернулась с работы поздно, навеселе, и как-то странно себя ведет. Избегает близости. И вот, чтобы себя успокоить, муж начинает придумывать оправдания ее необычному поведению: «Я небритый. Как можно думать о сексе, когда в Гондурасе революция? Наверное, она перетрудилась? У нас слишком тесно. Теща еще не спит».
Оправдания и проблемы. Трудности и проблемы время от времени возникают в жизни каждого человека. Позитивно настроенные люди видят в любом событии не проблему, а возможность. Они воспринимают очередной урок жизни как вызов. Откликом на этот вызов становятся определенные целенаправленные действия, и проблема уходит в небытие. Совсем другое дело, когда мы не желаем или не можем решить проблему. Ленивое эго подключает оправдательный механизм, и проблем у нас больше нет. Легко и просто. Оправдания, представляя собой иллюзорные действия, для разума также реальны, как и реальные действия. Например, мы прожгли скатерть и на место дырки поставили вазу. Дырка не исчезла, просто мы ее не видим. С позиций разума – проблема решена, хотя никуда она не делась. Оправдываться — значит, прикрывать дырку вазой. Зашить или поменять скатерть мы не желаем, поэтому и уходим от решения проблемы. Когда мы решаем проблему, у нас нет оправданий. Оправдания нужны не для того, а вместо того, чтобы решать проблему.
Лень, страх и оправдания. Говорят, что лень — это растянутый во времени страх. А причиной этого страха могут служить оправдания. Есть такая фраза — «Так сильно мог устать только бездельник». В народе такие состояния называют: «устал жить», «жизнь стала обузой», «несу груз на плечах» и т.п. Ларчик открывается просто: между энергией действия и энергией оправдания стоит знак равенства. Человек, оправдывающий свое бездействие, устает так же, как и человек решивший проблему. Чтобы хранить оправдания в своем разуме, необходимо потратить равнозначное количество энергии с реальными действиями по решению проблемы. При таком объяснении становится ясным, почему усталость сопутствует лени. Лень – это форма накопленной усталости из-за расхода энергии на удержание собственных оправданий. Ленивый, то есть оправдывающийся человек, стоит перед выбором – либо действие, либо оправдания. Необходимость выбора вызывает страх. Важность, которую человек видит в проблеме, только увеличивает страх. Если у лени отобрать оправдания, то, даже страшно сказать, придется принимать решения и действовать.
Уверенность в себе и оправдания. Уверенность не терпит оправданий. Уверенный человек говорит: «Я сделаю это», а неуверенный: «Я постараюсь сделать это, если». В первом случае между словом и делом нет «если», то есть, нет места для оправданий. Присутствует полная уверенность и видение конечного результата. Я сделаю это, потому что знаю. Зачастую, чтобы лишить человека уверенности, его грузят чувством вины и вынуждают оправдываться. Если это обычная игровая процедура, характерная для данной организации, играйте по ее правилам. Изобразите переживание чувства вины, а вместо оправданий покайтесь. Запомните: оправдываться перед окружающими категорически нельзя. Оправдание выглядит как конфликтоген. Если от вас ждут оправданий, не исключена провокация, в которой на вас все равно «повесят всех собак». Исключив мысли об оправдании, извинитесь и изложите свое видение проблемы. Даже если «не виноватая я! Он сам пришел» — все равно косвенно извинитесь («Вполне вероятно, что я заблуждаюсь, и, соответственно, — примите мои извинения»), и предложите свой вариант решения проблемы. Если вас не слышат и продолжают обвинять – примените стратегию избегания от конфликта – перемените тему разговора, сошлитесь на занятость или необходимость дополнительной информации для анализа проблемы. Главное, чтобы все уяснили: вы и оправдания не совместимы. Все поймут, что ваша значимость суду не подлежит.
Оправдания – это виноватость и защита, а уверенность – это нападение и риски. Оправдываться характерно для людей с низкой самооценкой, напичканных страхами и привыкших к позиции жертвы. Склонность к самокритике делает привычным самооправдания. Самодостаточные люди не признают самооправдания — «Королева – не оправдывается!» Манипуляторы всех мастей пытаются обвинениями вызвать чувство вины и вынудить вас на оправдания. Обвинениями они самоутверждаются за ваш счет. Скажите себе: «Оправданьям – нет! Я имею право на собственное мнение, и я ни в чем и ни перед кем не виноват».
Представьте, что вы опаздываете на родительское собрание. Заходите в класс, извиняетесь. Классный руководитель приветливо кивает вам и приглашает присаживаться. И тут один из родителей, которому вы не нравитесь, заявляет: «Опаздывать на родительское собрание – это проявлять к нему неуважение». На что опоздавший поворачивается к нему и отвечает: «Проявлять неуважение к родительскому собранию – это завалиться на него в свитере и джинсах. А заехать после работы домой, чтобы поменять рубашку и галстук, наоборот, проявить к родительскому собранию уважение». Тот начинает косноязычно оправдываться, что, мол, тут все свои, гостей и посторонних нет. Ничего страшного, что я пришел в джинсах». – «А почему вы так нервничаете?» Он начинает объяснять, что ничего он не нервничает. «А почему вы все время оправдываетесь?» — «Да не оправдываюсь я». Ему говорят: «Что вы все время лжете? Лжете и оправдываетесь? У вас это что, больной вопрос? Хотите об этом поговорить?». В конце концов, опоздавший доводит критика до истерики.
Объяснения и оправдания. «Объяснения – это чаще всего оправдания», — писал Бертольд Брехт. Думается, он заблуждался. Даже по интонации эти понятия существенно отличаются друг от друга: Если монолог идет с позиции сверху — это объяснение. Если с позиции снизу — оправдание. А если на равных – это обсуждение. Оправдания защищают собственное Эго, а объяснение – заботится о другом человеке.
Как вывести оправдания из своей речевой практики? Бороться с оправданиями на глубине эго довольно затруднительно. Достаточно контроля свое речи. — Определите характерные для вас оправдания в разных областях жизни. Например, оправдания по телефону: Кипит чайник, остывает обед; Кто-то позвонил в дверь; Садится трубка; Рожает кошка; Я сейчас в кино; Упс, я опаздываю в …; — Подберите замену своим оправданиям – «паразитам», запишите их и выучите; — Каждый день напоминайте себе о запрете оправданий; — Используйте диктофон и после разговора протестируйте его на оправдания; — Привлеките близких. Можно договориться с ними, чтобы они ловили вас на оправданиях. Если выявят оправдания – с вас штраф. Какой – вам решать.