Что значит опоясаться вретищем

Толкование на Псалтирь 29:12

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 29:12 / Пс 29:12

Афанасий Великий (

Растерзал ecи вретище мое, и препоясал мя ecu веселием. Вретищем наименовал плач, потому что во время плача обычно облекаться во вретище. Вретище означает порок и невежество, потому что для вретищ берутся волосы козлов, поставляемых ошуюю (Мф. 25,33), и молодого козла, отпускаемого в пустыню (Лев. 16,10).

Источник: Толкование на псалмы.

Евфимий Зигабен (

Обратил ecи плачь мой в радость мне

Плач (κοπετος), терзание, означает такое рыдание, при котором кто либо бьет грудь свою и щеки. Итак Давид говорит, что Бог переменил такую скорбь мою на радость.

Растерзали ecи вретище мое, и препоясал мя ecи веселием

Истканное из козьих волосьев вретище было знаком покаяния, смирения и злострадания. Ибо подвергавшиеся великому и безутешному бедствию надевали на себя вретище и посыпали перстию, или золою главы свои; а когда получали утешение, разрывали вретище и носили одежды светлые и радостные. Итак Давид здесь говорит: Ты, Господи, разорвал вретище мое, то есть, сбросил с меня сетование и прежнюю скорбь, и вместо сего препоясал, то есть, одел меня веселием.

Слова Феодорита: Некоторые из безрассудных, оплакивая умерших, сидя во вретище, на зло себе не хотят пить слов пророческих, ясно взывающих: Ты растерзал вретище мое и препоясал меня веселием и обратил терзание мое в радость мне. Ибо как Езекия, получив обещание пятнадцати лет, исполнился великого веселия, так должны и мы, как получившие надежду воскресения, не плакать по умершем, но ожидать оного благодушно.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием

«Снял с меня вретище» — волосяную, грубую и жесткую одежду, надеваемую для выражении печали. — «Препоясал меня веселием» — своим помилованием и прекращением моровой язвы Он наполнил Давида чувством радости.

Источник

Библейские сюжеты: вретище и пепел

Что значит опоясаться вретищем

Сегодня многие, даже очень далекие от Церкви люди, употребляют выражения «посыпать голову пеплом» и «рвать на себе одежду». Большинство из них даже не задумываются над глубоким смыслом этих фраз, пришедших в наш разговорный язык из Священного Писания. Предлагаю узнать больше об этих древних традициях…

Печаль и покаяние

На востоке существовали обряды, которые призваны были свидетельствовать о глубокой печали и сокрушенном состоянии духа. Мы знаем, что когда братья продали Иосифа в рабство, а отцу сказали, что его растерзали дикие звери, то разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни (Быт. 37: 34).

Но не только в знак траура и скорби люди на Востоке одевались во вретище. Так, например, когда они узнавали, что вследствие своих грехов подвергнутся наказанию, то нередко приносили покаяние. А чтобы засвидетельствовать свою искренность, раздирали на себе одежды, одевали на себя грубую рубаху (вретище) и посыпали голову пеплом. Всё это чаще всего сопровождалось постом. В пример можно привести строки из Книги Неемии: В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих (Неем. 9: 1).

При этом пост был не таким, каким мы знаем его теперь — в древности люди полностью отказывались от пищи и питья.

Таким образом, вретище и пепел стали символами как глубокой скорби, так и искреннего раскаяния в своих грехах.

Бог всегда миловал кающихся грешников

В Третьей книге Царств мы читаем о том, что израильский царь Ахав делал неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него (Ср.: 3 Цар. 21: 20). Помимо всего прочего, Ахав взяв в жены Иезавель, построил в Самарии языческое капище Ваалу. Однако когда пророк Илия рассказал, что ждет беззаконника, царь покаялся: Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально (3 Цар. 21: 27).

Господь призрел на смирение даже такого грешника, и его не постигла участь, которая была уготована.

В Священном Писании очень много подобных примеров. Сегодня нам, конечно, совершенно не нужно одевать вретище и посыпать голову пеплом, а вот каяться в своих грехах и иметь сокрушенное сердце просто обязательно…

Источник

Вретище

Что значит опоясаться вретищемЧто значит опоясаться вретищемЧто значит опоясаться вретищемЧто значит опоясаться вретищемЧто значит опоясаться вретищемЧто значит опоясаться вретищем

Что значит опоясаться вретищем

Нестеров Михаил Васильевич. «Пустынник». 1888–1889

Вретище – в буквальном переводе с еврейского, «мешок». Так называется грубая одежда из полотна, изготовленного из верблюжьего или козьего волоса.В Библии неоднократно упоминается как одеяние, в которое издревле облачались скорбящие и кающиеся люди.

Надеваемое на голое тело, вретище раздражало кожу, заставляя человека терпеть неудобство и боль. В христианские времена вретище стало одеждой, которую надевали, чтобы достичь терпения и смирения. Иное название вретища – власяница. Так именуется часть облачения православных монахов, а также деталь богослужебной одежды епископов – представителей высшей степени церковной иерархии.Монашеская и епископская власяница символизирует одежду терпения в целом и вретище, в которое был облачен Иисус Христос, когда шел на Крестные страдания.

Сергей Донец. Отрывок из романа «Трубящий ангел»

Апостолу скрутили руки за спиной, сорвали одежду из тонкого белого льна, подарок мальтийских христиан, облачили во вретище.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Откр. 11:3

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 3-4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Комментарий на Откровение.

Сщмч. Ипполит Римский

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Из Писаний мы научены, что есть два пришествия Христа и Спасителя. При этом первое по плоти было бесслав­ным ради того, чтобы Он показал Себя уничиженным. Тогда как второе Его пришествие возвещено во славе, так как явится Он с небес с могуще­ством и ангелами и славою Отца. Первое Его пришествие имело пред­течею Иоанна Крестителя; второе, когда он придет во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова.

О кончине мира.

Примасий

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Облечены во вретище, то есть утверждены в исповедании. Ибо смирение исповедания объединяет оба вида свидетельства.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище

Теперь, словно обращаясь назад, Иоанн получает поучение об этих людях. Ибо то, что Священное Писа­ние возвещает нам о пришествии Илии Фесвитянина, совершенно ясно. Когда Малахия говорит: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4:4-5). Или как Господь говорил у Матфея о Крестителе: И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11:14). Ни о каком другом предве­стнике мы с очевидностью ничего не услышали, кроме того, что Бытие сказало о Енохе: Угодив Богу, был взят Им (Быт. 5:24). И мудрый апостол говорит о нем: Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его (Евр. 11:5).

В предании Церкви господствует древнее учение, что после Илии Фесвитянина придет Енох, предва­ряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что твори­мые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику. О них теперь рассказывает видение, что они пророчествовали столько дней, используя или некое таинственное число, или то, которое действитель­но будет. Они будут делать это, будучи облечены во вретище. Ибо будут оплаки­вать непослушание тех людей.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли

Толковая Библия.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкование на Ис. 15:3

Свт. Василий Великий

Ст. 3-5 На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик

Пророк увещевает к печали по Бозе тех, которые введены в заблуждение вымыслами ума человеческого и не предали себя вспомоществованию Духа, увещевает плакаться над землей вредоносных учителей. Ибо их, как думаю, разумеет слово под именем Навав, потому что Навав толкуется седение. Есть люди, которые заседают со своими коварными лжеумствованиями и злыми своими беседами иногда тлят обычаи благи (ср. 1 Кор. 15:33). Посему научившиеся лукавым их догматам должны покаяться и плакаться об учении, о котором они высоко думали. Ибо сие значат слова на всяцей главе плешь. Отриньте учителей, обнажите себя от их украшения, и благими уставами жизни уничижите их основания уроков деятельности, и как бы обсеките здравым словом, чтобы вся мышцы были обсечены, то есть деятельные правила были обличены здравым словом чрез разложение и постепенное исследование негодных уроков. Поскольку же лукавые вели их широким путем, то Пророк сим, избравшим изведанную жизнь, повелевает плакать на стогнах, раскаиваясь в наслаждении, влекущем к удовольствию, и как восплакаться о пути широком, так взыскать пути узкого и тесного, чтобы, истинно покаявшись, опоясаться им вретищем и восприять на себя плачевный вид, сделать, чтобы чресла тем, что видимо, как бы вопияли, оставляя следы своего покаяния на тех местах, где они блуждали. И им повелено на всякой храмине и на всех местах возрыдать с плачем. Ибо возвышенное и пустое в науках Пророк наименовал храминами, а разложения понятий как бы стогнами моавитскими.

Сего ради чресла Моавитиды вопиют. Чресла нередко берутся в значении силы деторождения. Еще бы во чреслех отчиих бяше (именно Левий, сын Авраамов), егда срете его Мелхиседек (Евр. 7:10). И да будут чресла ваша препоясана (Лк. 12:35). Разумеем, что сим внушается усмирять вожделения, содействующие к чадородию. Итак, плач, предстоящий Моавитиде, соделавшийся причиной целомудренной жизни, вопиет на вопль Есевона, Елеалы и Иассы.

Душа ея, сказано, увесть. Слово показывает уже успех совершивших сказанное выше о покаянии. И сердце Моавитиды вопиет в ней даже до Сигора. А это тот Сигор, до которого мог дойти Лот, вышедший из Содома. Ибо Ангелы хотели, чтобы он взошел на гору, и говорили ему: спасай твою душу; не озирайся вспять, ниже постой во всем пределе; в горе спасайся, да не когда купно ят будеши. Рече же Лот к ним: молюся, Господи, да не когда постигнут мя злая, и умру; се, град сей близ еже убежати ми тамо: не мал ли есть? И жива будет душа моя (ср. Быт. 19:17-20). Посему наречено имя городу Сигор, то есть малый. Итак, вопиет сердце Моавитиды даже до Сигора, который стоит уже на пределах Палестинских. Посему слово, показывая крепкое и усильное покаяние или тяжкий плач, вынужденный наказанием за злые дела, обозначает нам расстояние, на котором делается слышным вопль Моавитской страны. Покаяние же требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других, а для сего соделал себя слышимым и объявил образ покаяния.

Юница бо есть трилетна, то есть совершенно возрастная. Ибо трехлетняя юница имеет уже силу рождать и влагать выю в ярмо. Посему, желая показать, что способным к обращению свойственно как быть в совершенном человеческом возрасте, так иметь и разум, способный подклоняться под ярмо истины, Пророк наименовал сие юницей трилетней. Ибо не достигший еще по возрасту человеческого совершенства не имеет и полного разума, но несовершен по малолетству и от него не требуется дел покаяния. Посему и в книге Бытия, когда Авраам просил знамения у Бога и говорил: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю (землю) имам? Бог сказал: возми Мне юницу трилетну и овна трилетна (ср. Быт. 15:8-9), в трехлетних избирая животных совершенных и способных к рождению. О горлице же и о голубе не обозначил времени, потому что сии животные вскоре начинают рождать.

В возшествии же Луифа к Тебе плачущеся взыдут. Хорошо плакать есть начало веселия, а печаль по Бозе есть начало восхождения и преуспеяния в горнем. Посему и Апостол веселится о скорбящих, видя, что слова его приводят в сознание и соделывают в них печаль по Бозе покаяние нераскаянно во спасение (2 Кор. 7:10). Ибо плачущие о злых делах и о злых своих помышлениях не снизойдут и не внидут в преисподняя земли, но будут восходить, как бы руководством к возвышению в горняя употребляя печаль по Бозе.

Но вопиет сотрение и трус. Ибо слово, обличив и поразив, сокрушает лукавое мудрование и производит какое-то обуревание в помыслах, ко вреду укоренившихся, чтобы их искоренить, а на место их ввести понятия здравые. Посему сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). А пока тверд и еще не колеблется навык грешить, грешники не будут ни плакать, ни восходить в горнее. Когда же сокрушено худое расположение и душа потерпела как бы некоторое потрясение и смятение по причине лукавых учений, тогда слышным делается вопль к пользе слышащих.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах

«На улицах его препоясываются вретищем»: на улицах, где они чтили идолов. «На кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах»: на кровлях его, где почитали воинство небесное.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 3-4 На стогнах его препояшитеся во вретища, и восплачитеся на храминах его, и на улицах его, и на стогнах его, вси возрыдайте с плачем. Яко возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы услышася глас их

Смысл пророчества представляет нам образ городов, одержимых немалым страхом. Ибо когда объяла их война и крайнее бедствие постигло как города, так и дома, тогда люди бегали по площадям (стогнам) и по узким проходам с воплем; а слабый и неспособный к сражению класс людей, как то: женский пол и дети, в самых домах перебегали с места на место, производя плач и вопль, когда видел ряды войск неприятельских и представлял в уме своем имеющее вскоре последовать избиение. Итак, возрыдайте; потому что возопи Есевон и говорил дотоле, пока не услышася глас его. Города же эти, говорят, суть самые воинственные в земле Моавитской. Но когда это будет, говорит, они поднимут такой вопль, что не утаенно и не скрытно будут плакать, а напротив, голос их слышен будет и они явно для всех будут сетовать, так как граждане уже забудут обычное для них мужество и до такой степени удручены будут, что совершенно утратят крепость и храбрость и силы мыслей и предприятий.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах

Блж. Иероним Стридонский

На перекрестках его препоясываются вретищем; над кровлями его и на улицах его общий вопль перейдет в рыдание

Плач будет не частный, но общее бедствие отзовется в рыданиях публичных, и не будут оставлены в домах ни матроны, ни девы, ни малый возраст детей, ни разслабленныя ноги стариков; бедствия порабощения не будут разбирать ни стыдливости, ни слабости.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Верекунд

На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах

Лопухин А.П.

На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах

На кровлях. В Палестине кровли служили местом отдыха, по вечерам; кровли были плоские. Некоторые дома в Вифлееме, напр., и теперь еще соединены один с другим такими плоскими крышами, которые и образуют таким образом непрерывное воздушное сообщение (Гейки. Святая Земля т. 1, с. 431). Поэтому Самуил мог беседовать с Саулом на кровле (1 Цар. 9:25-26). На крышу ведут иногда особые лестницы прямо со двора дома.

Толковая Библия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *