Что значит опломбированный вагон
Тайны истории: 9 апреля 1917 года. Пломбированный вагон, немецкие деньги и талоны в туалет от Ленина
9 апреля 1917 года пломбированный вагон, который вез группу революционеров во главе с лидером большевиков Владимиром Ульяновым- Лениным, выехал в Россию.
Как только Ленин узнал о случившейся в Петрограде революции, он начал готовиться к возвращению в Россию. Однако сделать это было не так-то просто. Войну в Европе никто не отменял, и через линию фронта поезда не ходили. Ленин сидел в нейтральной Швейцарии, со всех сторон зажатой театрами боевых действий. Вариантов проезда было только два. Либо через территории Антанты, а затем по морю в Архангельск или Мурманск. Либо через немецкую территорию в нейтральную Швецию, а оттуда поездом в российскую столицу.
Однако Ленин и большая часть его последователей были непримиримыми циммервальдистами, то есть сторонниками превращения империалистической войны в гражданскую, и союзники не желали открыто им помогать.
Немцы отнеслись к вопросу куда менее щепетильно. Едва стало известно о намерении большевиков вернуться в Россию, в порядке частной инициативы об этом начал хлопотать бывший топовый революционер и социал-демократ, а ныне агент германии Александр Парвус.
Он вышел на большевистского куратора теневых сделок Ганецкого-Фюрстенберга и предложил помощь деньгами и организацией проезда. Однако Ленин проявил осторожность и публично отмежевался от предложений Парвуса — тот был немецким шпионом и в революционных кругах пользовался дурной славой.
Хлопотать о поездке начал формально нейтральный швейцарский социал-демократ Роберт Гримм. Однако за спиной революционеров он параллельно начал договариваться о сепаратном мире, причем от их имени. Это позднее привело к грандиозному политическому скандалу, а пока Гримму и, вероятно, затаившемуся в тенях Парвусу удалось организовать все на высшем уровне. Немцы дали добро на проезд группы революционеров через свою территорию.
Однако с одним условием — вагон будет опломбирован, пассажирам запретят любое общение с местными жителями, а в пути их будут сопровождать два немецких офицера. Денег на поездку дал сумрачный Ганецкий-Фюрстенберг.
9 апреля поезд с революционерами выехал из Цюриха. На перроне их провожали другие русские эмигранты, которые не были настроены пораженчески, поэтому отбытие поезда сопровождалось своеобразным митингом. В спину уезжавшим революционерам неслись проклятья от других деятелей, обвинявших их в измене и предательстве. Пассажиры старались не подходить к окнам, опасаясь спровоцировать недоброжелателей на более активные действия.
Революционный вагон пользовался экстерриториальностью, немецкие официальные лица не могли его проверить, даже сопровождавшие поезд немецкие офицеры не вступали в контакт с революционерами. Посредником между сторонами выступил швейцарский социал-демократ Фриц Платтен, главное ответственное лицо в этой схеме.
В пломбированном вагоне ехало 32 человека. 31 из них имел российское подданство, 32-м был Карл Радек, который по условиям сделки не имел права находиться в поезде, так как был подданным Австро-Венгрии. Ему пришлось ехал инкогнито.
На самом деле из Швейцарии революционеры уезжали на обычном поезде.
В пломбированный вагон они пересели только на первой немецкой пограничной станции. Также стоит отметить, что вагон был не полностью опломбирован, одна из его дверей осталась нетронутой на случай каких-то ЧП.
Революционерам запрещалось контактировать с местным населением. Но поездка маленького вагона, который должен принести Германии победу, вызывала бурный интерес у немцев. Практически на всех станциях, где он останавливался, вагон окружала толпа — немцы всячески выражали восторг и одобрение пассажирам, приветливо размахивая руками.
Ленин сразу же установил в вагоне принципы военного коммунизма, раздав талоны на посещение туалета различной категории. Билеты первой категории получали те, кто хотел в туалет. Они имели преимущество перед билетами второй категории — для желающих покурить.
Поезд проехал через всю Германию. На станции Засниц революционеры пересели на шведский пароход «Королева Виктория» и уже 13 апреля были в Стокгольме. Там они провели ряд встреч (в том числе и тайную встречу с Парвусом, на которой от большевиков присутствовал Радек). Потом из Стокгольма группа отправилась на поезде в Россию.
Проехав через Швецию и Финляндию, Ленин приехал на Финляндский вокзал Петрограда вечером 16 апреля. И сразу же ошеломил соратников в России, потребовав немедленной подготовки новой революции — социалистической.
Прямо на вокзале, по случаю торжественной встречи, организованной Петросоветом, он призвал к социальной революции, что вызвало недоумение даже у самых близких членов партии.
На следующий день Ленин выступил с революционными тезисами уже перед членами партии. Еще через некоторое время они были опубликованы в «Правде» и стали известны как «Апрельские тезисы». Началась подготовка второй революции.
Пломбированный вагон
Содержание
«Пломбированный вагон» — установившееся в историографии название трёх поездов, в которых, следуя из Швейцарии через Германию в Россию в апреле 1917 года, проехала большая группа российских революционеров-эмигрантов. В более узком употреблении под «пломбированным вагоном» подразумевается только тот вагон первого из поездов, прибывшего в Петроград, в котором перемещался В. И. Ленин.
Идея поездки через Германию
Отказ Ленина Парвусу
Организация поездки
31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку». [6]
На следующий день он требует от Ганецкого денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки. Намереваемся выехать в среду (4 апреля) минимум 10 человек». [7] Вскоре он пишет Инессе Арманд: «Денег на поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10-12 хватит, ибо нам здорово (подчеркнуто в тексте) помогли товарищи в Стокгольме». [6]
Немецкий левый социал-демократ Пауль Леви уверял, что именно он оказался посредствующим звеном между Лениным и посольством в Берне (и МИДом Германии), одинаково горячо стремившимися первый — попасть в Россию, вторые — переправить его туда; когда Леви связал Ленина с послом, Ленин сел составлять условия проезда — и они безоговорочно принимались. [1]
Условия проезда русских эмигрантов через Германию
1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.
2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.
3. За вагоном признается право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.
4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.
5. Платтен берет на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.
6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.
7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.
8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.
9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.
Берн — Цюрих. 4 апреля (22марта. Н. М.) 1917 г.
(Подписал) Фриц Платтен
Секретарь Швейцарской Социалистической Партии [1] [10] [11]
Поездка
Понимая двусмысленность полученного официального разрешения на проезд через территорию враждебной страны, ведущей войну против государства, чьим гражданином он являлся, Ленин принял меры для того, чтобы не допустить чрезмерной огласки самого факта отъезда. Однако, этого избежать не удалось, и даже Вильгельм II, узнав об этом мероприятии из газет, высказал пожелание снабдить отъезжающих полезными для антироссийской пропаганды материалами. [12]
Тем не менее, как отмечал немецкий атташе, обязанный доложить об успехе начала операции, на вокзале в Цюрихе собралась внушительная толпа патриотически настроенных эмигрантов числом около сотни человек, выкрикивающих обвинения отъезжающим в национальном предательстве и предсказания, что все они будут повешены в России, как еврейские провокаторы. В ответ на это при отходе поезда его пассажиры исполнили хором «Интернационал».
В 15 часов 10 минут 9 апреля, 32 российских эмигранта выехали из Цюриха до пограничной германской станции Готтмадинген. Там они пересели в запломбированный вагон, сопровождавшийся двумя офицерами германского Генерального Штаба — капитаном фон Планец (Captain von Planetz) и лейтенантом фон Бурингом (Lieutenant von Buhring), который бегло говорил по-русски, купе которых находилось у единственной незапломбированной двери (из четырёх дверей вагона пломбы были на трех [13] ).
Между тем, многие исследователи и участники поездки (например, Карл Радек [14] ) отрицали факт пломбирования вагонов и утверждали, что имело место лишь обещание не покидать вагонов
Уинстон Черчилль как-то язвительно заметил, что Ленин был ввезён в Россию в пломбированном вагоне «как чумная бацилла». Тщательные исследования ранее неизвестных документов последнего времени показали, что это заявление преувеличено. На самом деле в вагоне были опломбированы лишь три из имевшихся в нём четырёх дверей. Последняя использовалась для общения с внешним миром, проводимого под контролем Платтена и двух сопровождающих немецких офицеров, в том числе для получения газет и покупки молока для детей. По идее Ленина в коридоре была проведена по полу мелом черта, означавшая границу экстерритриальности, отделявшая немцев от большевиков. Им же была установлена выдача входных билетов на посещение туалета, что предотвратило его блокирование на длительное время любителями покурить. Некоторое время пассажиры исполняли и другие песни из революционного репертуара, в том числе «Марсельезу», чем весьма досаждали сопровождающим офицерам не только проявляемой бестактностью, но и нарушением маскировки. В результате Платтен был вынужден запретить эту практику [12]
Затем поезд проследовал около 1000 км в городок Хапаранда на шведско-финской границе, где находилась таможня и который был одновременно бойким местом контрабанды. Через этот же город шли в Россию пропагандистские материалы и в обе стороны денежные суммы, однако в этом транспорте не хватало чёткости, имела место коррупция и потому не всегда посылки доходили до адресата. [12]
Список пассажиров
Список взят из газет В. Бурцева «Общее дело» за 14.10.1917 и 16.10.1917. [16]
Ленинский вагон
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)
Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше, России (БУНД)
Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ)
Латышская социал-демократическая рабочая партия
Литовская социал-демократическая партия
Польская социалистическая партия (ППС)
Партия социалистов-революционеров (эсеры)
Анархисты-коммунисты
Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей цион» (ЕСДРП ПЦ)
Сионистско-социалистическая рабочая партия (ССРП)
«Дикие» (заявили себя как не принадлежащих к какой-либо партии)
Списки даются в том виде (с возможными погрешностями), в каком они напечатаны В. Бурцевым в газете «Общее дело». Даты рождений приводятся у Бурцева, очевидно, по старому стилю. В других справочных источниках встречаются иные даты рождений для отдельных лиц.
Прибытие Ленина в Россию
Ленин прибыл в Петроград на Финляндский вокзал вечером 3 (16) апреля. [12]
12 (25) апреля Ленин телеграфирует Ганецкому и Радеку в Стокгольм просьбу о высылке денег: «Дорогие друзья! До сих пор ничего, ровно ничего: ни писем, ни пакетов, ни денег от Вас не получили». 10 дней спустя он уже пишет Ганецкому: «Деньги (две тыс.) от Козловского получены. Пакеты до сих пор не получены… С курьерами дело наладить нелегко, но все же примем все меры. Сейчас едет специальный человек для организации всего дела. Надеемся, ему удастся все наладить» [3] [18]
Сразу же по приезде в Россию, 4 (17) апреля, Ленин выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами», направленными против Временного правительства и «революционного оборончества». В первом же тезисе война со стороны «Львова и Ко» характеризовалась как по-прежнему «грабительская, империалистическая»; содержались призывы «организации широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии» и братаний. Далее содержалось требование перехода власти в руки советов с последующим «устранением армии, чиновничества, полиции».
Доводы противников версии «немецкого золота»
Не добившись официального разрешения Петроградского совета и ощутив себя «нежелательными эмигрантами», меньшевики и эсеры проехали через Германию без разрешения. И если сам факт проезда призван доказать связь с германским Генштабом, придется признать, что с ним были также связаны и меньшевики, и эсеры.
Жертвой таких обвинений в июле 1917 г. стал, например, Виктор Чернов, хотя в Россию он возвращался из Франции, соответственно, через союзную Англию. Когда же возмущённое руководство партии эсеров предъявило Временному правительству ультиматум, все обвинения тотчас оказались «недоразумением». В шпионаже в пользу Германии был обвинен и Л. Д. Троцкий, причём единственным аргументом обвинения оказался его проезд через Германию, — хотя ни для кого не было секретом, что Троцкий в Россию возвращался из США и через Германию проехать не мог при всем желании (в итоге Керенскому пришлось отстранить от дела оскандалившегося прокурора).
Другие пути проезда эмигрантов-революционеров
Проезд революционеров по железной дороге через Германию наиболее известен, так как этим путём следовал Ленин. Однако, большинство политических эмигрантов приехало в Россию после Февральской революции не через Германию, а через Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности от немецких подводных лодок, пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией. При этом далеко не все эмигранты физически могли воспользоваться таким путём, так как английское правительство рассматривало дело каждого индивидуально, и Ленин, например, на такой вариант рассчитывать не мог.
Большую помощь приезду революционеров в Россию оказывало само Временное правительство. По его приказу российским посольствам были выделены крупные денежные фонды для оплаты проезда и других нужд эмигрантов. Однако великодушие правительства распространялось лишь на сторонников «войны до победного конца»; по поводу противников войны Н. Н. Суханов пишет:
См. также
«Пломбированный вагон» в искусстве
1988 год — двухсерийный телевизионный художественный фильм Д. Дамиани «Ленин. Поезд».
Почему Ленин приехал в пломбированном вагоне?
Когда в России грянула революция, Ленин уже 9 лет жил в Швейцарии, в уютном Цюрихе.
Крушение монархии застало его врасплох – всего за месяц до февраля на встрече со швейцарскими политическими деятелями левого толка он заявил, что вряд ли доживет до революции, и таковую «увидит уже молодежь». О происшедшем в Петрограде он узнал из газет и сразу засобирался в Россию.
Позднее стало известно имя инициатора: это был известный международный авантюрист Александр Парвус (Израиль Лазаревич Гельфанд), действовавший через германского посла в Копенгагене Ульриха фон Брокдорф-Ранцау.
По словам У. Брокдорфа-Ранцау, идея Парвуса нашла поддержку в МИДе у барона Гельмута фон Мальцана и у депутата рейхстага М. Эрцбергера, руководителя военной пропаганды. Они убедили канцлера Т. Бетман-Гольвега, который и предложил Ставке (то есть Вильгельму II, П. Гинденбургу и Э. Людендорфу) осуществить «гениальный манёвр». Эти сведения нашли подтверждение с опубликованием документов германского МИДа. В меморандуме, составленном по итогам бесед с Парвусом, Брокдорф-Ранцау писал: «Я считаю, что, с нашей точки зрения, предпочтительнее поддержать экстремистов, так как именно это быстрее всего приведёт к определённым результатам. Со всей вероятностью, месяца через три можно рассчитывать на то, что дезинтеграция достигнет стадии, когда мы сможем сломить Россию военной силой».
В результате канцлер уполномочил германского посла в Берне фон Ромберга войти в контакт с русскими эмигрантами и предложить им проезд в Россию через Германию. Одновременно МИД запросил у казначейства 3 млн марок на пропаганду в России, каковые и были выделены.
31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку». На следующий день Владимир Ильич требует от своего «кассира» Якуба Ганецкого (Якова Фюрстенбеерга) денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки».
Условия проезда были подписаны 4 апреля. В понедельник, 9 апреля 1917 года путешественники собрались в отеле «Церингер-Хоф» в Цюрихе с сумками и чемоданами, одеялами и продуктами. Ленин отправлялся в путь с Крупской, своей женой и соратницей. Но вместе с ними была также и Инесса Арманд, которую почитал Ильич. Однако тайна отъезда уже была раскрыта.
На вокзале в Цюрихе собралась группа российских эмигрантов, которая провожала Ленина и компанию гневными криками: «Предатели! Немецкие агенты!».
В ответ на это при отходе поезда его пассажиры исполнили хором «Интернационал», а потом и другие песни революционного репертуара.
На самом деле Ленин, конечно, никаким германским агентом не был. Он попросту цинично воспользовался заинтересованностью немцев в переправке революционеров в Россию. В этом их цели на тот момент совпадали: ослабить Россию и сокрушить царскую империю. С той только разницей, что Ленин потом собирался устроить революцию и в самой Германии.
Эмигранты выехали из Цюриха по направлению к германской границе и городку Готтмадинген, где их ожидали вагон и двое немецких офицеров-сопровождающих. Один из них, лейтенант фон Буринг, был остзейским немцем и говорил по-русски. Условия проезда по территории Германии выглядели следующим образом. Во-первых, полная экстерриториальность – ни при въезде во Второй Рейх, ни при выезде не должно быть никаких проверок документов, никаких штампов в паспортах, экстерриториальный вагон покидать запрещено. Также немецкие власти обещали никого не выводить из вагона силой (гарантия от возможного ареста).
Из четырех его дверей действительно опломбированы были три, одну, возле тамбура кондуктора, оставили открытой – через нее, под контролем немецких офицеров и Фридриха Платтена (он был посредником между эмигрантами и немцами), на станциях покупались свежие газеты и продукты у лоточников. Таким образом, легенда о полной изоляции пассажиров и глухой «опломбированности» преувеличивает. В коридоре вагона Ленин провел мелом черту – символическую границу экстерриториальности, отделявшую «немецкое» купе от всех остальных.
Из Засница эмигранты переправились на корабле «Королева Виктория» в Треллеборг, откуда приехали в Стокгольм, где их встретили журналисты. Ленин купил там себе приличное пальто и ставшую потом знаменитой кепку, которую ошибочно принимали за фуражку русского рабочего.
Из Стокгольма был тысячекилометровый перегон на север обычным пассажирский поездом – до станции Хапаранда на границе Швеции и Великого княжества Финляндского, все еще входящего в состав России. Границу пересекли на санях, где на русской станции Торнио ожидал поезд до Петрограда…
Ленин старался воздерживаться от всяких компрометирующих контактов; в Стокгольме он категорически отказался от встречи даже с Парвусом. Однако с Парвусом почти целый день провел Радек, ведя с ним переговоры с санкции Ленина. «Это была решающая и совершенно секретная встреча» – пишут в своей книге «Кредит на революцию. План Парвуса» Земан и Шарлау. Существуют предположения, что именно на ней было обговорено финансирование большевиков. При этом Ленин старался создать впечатление отсутствия денежных средств: он обращался за помощью, брал деньги у российского консула и т. д.; по возвращении даже предъявил расписки. Однако, по впечатлению шведских социал-демократов, прося о помощи, Ленин явно «переигрывал», так как шведы точно знали, что деньги у большевиков были. Парвус же после отъезда Ленина направился в Берлин и имел там продолжительную аудиенцию у статс-секретаря Циммермана.
Приехав в Россию, Ленин сразу же выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами», требуя перехода власти в руки Советов.
На следующий день после публикации «Тезисов» в «Правде», один из руководителей немецкой разведки в Стокгольме телеграфировал в МИД в Берлин: «Приезд Ленина в Россию успешен. Он работает совершенно так, как мы этого хотели бы».
Впоследствии генерал Людендорф писал в своих мемуарах: «Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения это предприятие было оправдано, Россию нужно было повалить». Что и было с успехом сделано.
Ленинский пломбированный вагон
Содержание
Пломбированный вагон — установившееся обозначение вагона и специального поезда, в котором Ленин с большой группой революционеров-эмигрантов в апреле 1917 года проехал через Германию, следуя из Швейцарии в Россию.
История пломбированного вагона — составная часть вопроса о германском финансировании большевиков и соответственно роли Германии в российской революции.
Идея поездки через Германию
Отказ Ленина Парвусу
Организация поездки
31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку». [6]
На следующий день он требует от Ганецкого денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки. Намереваемся выехать в среду (4 апреля) минимум 10 человек». [7] Вскоре он пишет Инессе Арманд: «Денег на поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10-12 хватит, ибо нам здорово (подчеркнуто в тексте) помогли товарищи в Стокгольме». [8]
Немецкий левый социал-демократ Пауль Леви уверял, что именно он оказался посредствующим звеном между Лениным и посольством в Берне (и МИДом Германии), одинаково горячо стремившимися первый — попасть в Россию, вторые — переправить его туда; когда Леви связал Ленина с послом, Ленин сел составлять условия проезда — и они безоговорочно принимались. [1]
Условия проезда русских эмигрантов через Германию
1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.
2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.
3.За вагоном признается право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.
4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.
5. Платтен берет на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.
6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.
7. Разрешение на проезд дается на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.
8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.
9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.
Берн — Цюрих. 4 апреля (22марта. Н. М.) 1917 г.
(Подписал) Фриц Платтен
Cекретарь Швейцарской Социалистической Партии [1] [11] [12]
Поездка
Список пассажиров
Список пассажиров «пломбированного вагона» составленный В. Л. Бурцевым
Прибытие Ленина в Россию
Ленин прибыл в Петроград вечером 3 (16) апреля. 12 (25) апреля он телеграфирует Ганецкому и Радеку в Стокгольм просьбу о высылке денег: «Дорогие друзья! До сих пор ничего, ровно ничего: ни писем, ни пакетов, ни денег от Вас не получили». 10 дней спустя он уже пишет Ганецкому: «Деньги (две тыс.) от Козловского получены. Пакеты до сих пор не получены… С курьерами дело наладить нелегко, но все же примем все меры. Сейчас едет специальный человек для организации всего дела. Надеемся, ему удастся все наладить» [3] [16]
Доводы противников версии «немецкого золота»
Другие пути проезда эмигрантов-революционеров
Проезд революционеров по железной дороге через Германию наиболее известен, так как этим путём следовал Ленин. Однако большинство политических эмигрантов приехало в Россию после февральской революции не через вражескую Германию, а через союзную Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности от немецких подводных лодок, пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией.
Большую помощь приезду революционеров в Россию оказывало само Временное правительство. По его приказу российским посольствам были выделены крупные денежные фонды для оплаты проезда и других нужд эмигрантов.