Что значит оол у тувинцев
Склонение тувинских имен и фамилий в русской речи
Иргит Ольга Ойдуповна, кандидат педагогических наук
В русском языке существуют определенные правила склонения иноязычных имен и фамилий, которые разработаны А.В.Суперанской (1973), а также описаны в работах Д.Э.Розенталя (1987), Ю.А.Бельчикова (2007) и др. Эти правила гласят, что иноязычное слово, включаясь в русский язык, автоматически получает форму рода и подчиняется грамматическим законам русского языка, т.е. в соответствии с оканчивающимся гласным или согласным приобретает характерные для русского языка родовые признаки и подчиняется нормам русского склонения. Однако для названий, окончания которых в протранскрибированной форме не сводятся к соответствующим формам, нет общих правил определения рода, но они получают род адекватно полу обозначаемого лица (Гиляревский, Старостин, 1969,16).
В последние годы в русской речи тувинцев отмечается тенденция не склонять тувинские фамилии, обозначающие лиц мужского пола. Данная тенденция отмечается в официально-деловом стиле. В связи с этим возникает необходимость дать пояснения по склонению в русской речи тувинских антропонимов, обозначающих лиц мужского и женского пола. Так, на официальных мероприятиях или по радио и на телевидении звучит: «Почетная грамота вручается Монгуш Валерию Борбак-ооловичу» (вм. Монгушу), «Музыкальное поздравление звучит для Донгак Эрес Кара-ооловича (вм. Донгака), «Слово предоставляется директору Национально-драматического театра Станиславу Ириль» (вм. Ирилю).
На официальном портале Республики Тыва читаем: «Звание «Заслуженный работник Республики Тыва» присвоено Чигден Танову Кыргысовичу (вм. Чигдену), «Звание «Заслуженный работник культуры Республики Тыва» присвоено Суван Шагдыр-оолу Монгушевичу» (вм. Сувану).
В учреждениях образования допускаются ошибки при оформлении документов (дипломов вузов, ссузов и аттестатов об окончании школы): «Диплом выдан Кара-Сал Борису Комбуй-ооловичу» (вм. Кара-Салу), «Аттестат вручается Ондар Мергену Монгушевичу» (вм. Ондару Мергену).
Иногда доходит до курьезных случаев. Студент заявил преподавателю русского языка: «Я не хочу, чтобы склонялась моя фамилия». На что преподаватель ответил: «Хорошо, пусть не склоняется, но в этом случае будут думать, что речь идет о лице женского пола».
Много вопросов возникает при употреблении в русском языке в формах косвенных падежей фамилий типа Далаа, Дежитмаа, Таржа, Комбу; женских имен типа Чодураа и Чодура, Долумаа и Долума.
Кроме этого, встречаются фамилии типа Кол, Бараан, Кок, которые также требуют пояснения при употреблении в русской речи.
В период паспортизации в 30-е годы ХХ века многие имена и фамилии были искажены. Работники сельсоветов, где проходила регистрация, часто на слух записывали имена и фамилии в свидетельствах о рождении и смерти и в паспортах. Это привело к искажению в написании многих тувинских имен и фамилий: Например, Биче-оол – Пиче-оол, Донгак – Тонгак, Даваа – Таваа, Бавуу – Павуу, Дулуш – Тулуш – Тюлюш – Дюлюш – Дюлуш и т.д. Мы не будем останавливаться на объяснении подобных ошибок, поскольку эти причины были описаны в статье С.Ф. Сегленмей «Тувинские имена в русском языке» (журнал «Русский язык в Туве». – 2016. — №1. С. 30-37).
Напомним правила, которые лежат в основе употребления в русской речи тувинских имен и фамилий. Так, в учебном пособии Д.Э.Розенталя «Практическая стилистика русского языка» (Розенталь, с. 125) приводятся следующие правила:
Согласно этому правилу тувинские мужские имена, основа которых оканчивается на согласный, типа Эрес Базыр, Буян Донгак, Мерген Люндуп, Орлан Кара-оол, Темир Кан-оол, Кежик Калдар-оол, Александр Даржай, Серекей Оюн, Павел Опай, склоняются.
Падежи
И.п. Эрес Базыр Буян Донгак
Р.п. Эреса Базыра Буяна Донгака
Д.п. Эресу Базыру Буяну Донгаку
В.п. Эреса Базыра Буяна Донгака
Т.п. Эресом Базыром Буяном Донгаком
П.п. (об) Эресе Базыре (о) Буяне Донгаке
Падежи
И.п. Александр Даржай Серекей Оюн
Р.п. Александра Даржая Серекея Оюна
Д.п. Александру Даржаю Серекею Оюну
В.п. Александра Даржая Серекея Оюна
Т.п. Александром Даржаем Серекеем Оюном
П.п. (об) Александре Даржае (о) Серекее Оюне
К этой же группе антропонимов относятся имена и фамилии, основа которых оканчивается на долгий гласный в тувинском языке: Далаа, Даваа, Аракчаа, Тойбухаа (Тойбу-Хаа), Кунаа, Сарбаа, Серээ, Пюрбээ, Самбуу, Хорлуу.
У составных антропонимов типа Дамба-Хуурак, Шулуу-Маадыр, Бады-Сагаан и т.д. склоняется только вторая часть.
Падежи
И.п. Дамба-Хуурак Бады-Сагаан
Р.п. Дамба-Хуурака Бады-Сагаана
Д.п. Дамба-Хуураку Бады-Сагаану
В.п. Дамба-Хуурака Бады-Сагаана
Т.п. Дамба-Хуураком Бады-Сагааном
П.п. Дамба-Хуураке Бады-Сагаане
Тувинские имена, типа Бараан, Кок, Кол, созвучные в русском языке с названием животного, профессии или неодушевленного предмета, во избежание непривычных ассоциаций или курьезных сочетаний, не склоняются.
Женские имена, основа которых оканчивается на долгий гласный в тувинском языке, не склоняются: Айыраа, Айраа, Чодураа, Ажыяа, Торлаа, Серепаа, Серээ, Хандываа. Неправильно: написать письмо Айыре(е), Чодуре)е). Правильно: написать письмо Айыраа, Чодураа.
Женские имена, основа которых оканчивается на согласный и й, а также на ударный гласный, в русском языке не склоняются: Уран, Чайзат, Чечек, Чечен, Алдынай, Байлак(к)ай, Белек(к)ей, Саарбай, Олзей, Олчей, Эллай, Саглай, Солангы, Шенне, Эртине и т.д.
Тувинские женские имена современного типа, образованные с помощью русского окончания –а/я Айзана, Айдана, Айлана, Урана, Долаана, Саяна, Чойгана, Чечена, в русском языке склоняются по типу Елена, Татьяна, Арина.
Склонение женских имен и фамилий
Падежи
Т.п. Айланой Чеченой
Традиционные женские имена, которыми называли и в настоящее время называют и мальчиков, и девочек, типа Серен, Баир, Уран, Калдар, Белек, Шораан, Шолбан, Аян, Опуштай, Кара-кат, Суван, не склоняются, если обозначают лиц женского пола: купить новое платье Серен, Баир, Уран. Если имена называют лиц мужского пола, то они склоняются: подарить хоккейную клюшку Баиру, Аяну, Урану.
Возникают затруднения при употреблении фамилий при обозначении двух или нескольких лиц. В этих случаях необходимо учитывать следующие правила:
— фамилии, относящиеся к двум или нескольким лицам, в одних случаях ставятся в форме множественного числа, в других – в форме единственного:
1. если при фамилии имеются два мужских имени, то она ставится в форме множественного числа, например, Темир и Игорь Тулуши, отец и сын Донгаки;
2. при двух женских именах фамилия ставится в форме единственного числа, например, Саяна и Долаан Ондар;
3. если фамилия сопровождается мужским и женским именами, то она сохраняет форму единственного числа, например: Шериг-оол и Сара Ооржак, Темир и Аяна Куулар, Саян и Аржаана Монгуш, Зоя и Омак Санчай;
4. в единственном числе ставится также фамилия, если она сопровождается двумя нарицательными существительными, указывающими на разный пол, например: господин и госпожа Сат; при сочетаниях муж и жена, брат и сестра фамилия часто употребляется в форме множественного числа: муж и жена Ондары, брат и сестра Ирили;
5. при слове супруги фамилия ставится в форме единственного числа, например: супруги Монгуш, супруги Сат;
6. при словах братья и сестры фамилия тоже обычно ставится в форме единственного числа, например: братья Чооду, братья Байыр-оол, братья Оюн, сестры Ховалыг, сестры Хомушку;
7. при слове семья фамилия обычно ставится в форме единственного числа, например: семья Куулар, семья Дамба-Хуурак;
В русском разговорном стиле могут употребляться в форме множественного числа родительного падежа: семья Кууларов, семья Дамба-Хуураков.
— в сочетании тувинских фамилий с именами числительными используются такие формы: два Кара-Сала, оба Кара-Сала, двое Кара-Салов.
Литература:
[1] Двоякое написание с заглавной и строчной букв элемента –кыс связано с ошибочным фиксированием имен в официальных документах ( в свидетельстве о рождении, паспорте).
Наши братья — Тувинцы!
9 мая 2015 года, выезжая из Спасских ворот Кремля для участия в Параде Победы, министр обороны России Сергей Шойгу велел остановить машину и с чувством перекрестился.
А кто такие тувинцы и какова их роль в истории?
На фото: Сергей Шойгу и глава Тувы Шолбан Кара-оол.
«Они поклоняются небу Тэнгри, матери земли Умай и подземному Эрлик-Хану. Все урянхайцы дочери и сыновья Вечно Синего Неба, их охраняет вечный дух мать – Умай Ада-тюрков, в теле синей волчицы. Испокон веков у каждого рода и племени есть Кам кижи (камгалыкчы), защитник от многих чертей (албыс–шулбус), проводник верхнего, среднего и подземного миров. Несмотря на насаждения учения Будды этот вольный народ верит в духов Тын Чаякчы (дух-создатель), который обитает в растительном и животном мире со времен сотворения мира.«
После распада Цинской империи Тува (при помощи Красной Армии) стала независимым государством.
Принято говорить, что первой поддержку СССР в войне оказала Великобритания, однако это не так. Тува объявила войну Германии и её союзникам 22 июня 1941 года, за 11 часов до исторического заявления Черчилля по радио. В Туве сразу же началась мобилизация, республика заявила о готовности отправить свою армию на фронт. 38 тысяч тувинских аратов в письме Иосифу Сталину заявили: «Мы вместе. Это и наша война». По поводу объявления Тувой войны Германии есть историческая легенда, что когда об этом узнал Гитлер, то его это позабавило, он даже не удосужился найти эту республику на карте. А зря.
Сразу после начала войны Тува передала Москве золотой запас (около 30 миллионов рублей) и всю добычу тувинского золота (10-11 миллионов рублей ежегодно).
С июня 1941 по октябрь 1944 Тува поставила для нужд Красной Армии 50000 боевых коней, 750000 голов скота. Каждая тувинская семья отдала фронту от 10 до 100 голов скота. Тувинцы же в прямом смысле поставили Красную армию на лыжи, поставив на фронт 52000 пар лыж. Премьер-министр Тувы Сарык-Донгак Чимба в своем дневнике написал: «извели весь березняк рядом с Кызылом».
Кроме этого, тувинцы отправили 12000 полушубков, 19000 пар рукавиц, 16000 пар валенок, 70000 тонн овечьей шерсти, 400 тонн мяса, топлёного масла и муки, телеги, сани, упряжь и другие товары на общую сумму около 66,5 миллионов рублей. В помощь СССР араты собрали 5 эшелонов подарков на сумму более 10 миллионов тувинских акша (курс 1 акша – 3 рубля 50 коп), продуктов для госпиталей на 200000 акша.
Тувинцы: горловое пение, сумо и соленый чай
Затерянные среди кольца Саянских гор тувинцы всегда ощущали обособленность и изолированность от мира. В древности в формировании народности участвовали монголы, тюрки, саксы, скифы. Результатом смешения культур оказалась самобытная тувинская народность, в жизни которой тесно переплелись буддизм, шаманизм, уникальное горловое пение и национальная борьба хуреш.
Название
Самоназвание народа «тыва» известно с ранних пор: первые упоминания встречаются в китайских летописях VI-VII веков, как «тупо», «дубо», «тубо». Название восходит к имени древнего тюркского племени туба, занявшего территорию современной Тувы в конце первого тысячелетия новой эры.
Соседние народы ошибочно именовали тувинцев сойотами и урянхайцами. Второй вариант распространен среди монголов. Сойотами, по аналогии с общим названием Саянских племен, тувинцев определяли хакасы и алтайцы, использующие экзоним по отношению к народности до сих пор.
Где живут и численность
Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть — около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:
В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:
Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением.
В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.
История
Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.
Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.
Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:
Внешность
В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее — монголоидному центрально-азиатскому типу.
Отличительные особенности внешности:
Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.
Одежда
Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.
Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.
Семейный уклад
До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.
Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.
Жизнь
По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.
Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.
Жилище
Культура
Достояние тувинского народа — уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.
Религия
Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII—XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.
Традиции
Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:
Повседневный рацион тувинцев состоял из отварного мяса барана и молочных продуктов. После забоя от барана оставляли лишь шкуру, «рожки, да ножки». Мясо, внутренние органы и даже кровь использовали в пищу. Главным напитком, хорошо утоляющим жажду, считали соленый чай хан. Для приготовления в большой котел заливали молоко, кидали пару щепоток черного или зеленого чая, давали закипеть, солили, подливали растопленное масло.
Национальное тувинское блюдо — кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.
Известные тувинцы
Самый известный тувинец — министр обороны России Сергей Шойгу. Интересно, что его настоящее имя Шойгу, а фамилия — родовое имя Кужугет. То есть при рождении будущий министр был Шойгу Кужугет: Сергеем он стал лишь в зрелом возрасте при получении документов.