Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

«Задачи, средства, психолого-педагогическая и физиологические особенности проведения подготовительной, основной и заключительной части урока»

«Задачи, средства, психолого-педагогическая и физиологические особенности проведения подготовительной, основной и заключительной части урока»

Просмотр содержимого документа
««Задачи, средства, психолого-педагогическая и физиологические особенности проведения подготовительной, основной и заключительной части урока»»

Киселева А.Г.: «Задачи, средства, психолого-педагогическая и физиологические особенности проведения подготовительной, основной и заключительной части урока»

Педагогическое построение урока определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работ. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.

Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель – подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:

— обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание);

— активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся (различные варианты ходьбы, бега);

— обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

При проведении общеразвивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать:

2) выполнение упражнений с закрытыми глазами;

3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5-7;

4) выполнение упражнений в различном темпе;

5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения;

6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть урока. Цель основной части – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых способностей, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Причем развитие специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем развитие общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока рекомендуется подбирать таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует:

— избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения;

— использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;

— индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого;

— формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения физических упражнений.

Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятельности. Для поддержания эмоционального тонуса, активизации внимания, повышения заинтересованности и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует включать в основную часть подвижные игры и игровые задания и упражнения с включением движений, разученных на уроке. Однако подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмо­циональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется.

Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25-30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:

— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

— сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Физиологические особенности проведения подготовительной части урока?

Физиологические особенности проведения основной части урока?

Физиологические особенности проведения заключительной части урока?

Какие задачи решаются в основной части урока?

Средства, используемые в заключительной части урока?

Источник

Характеристика средств заключительной части урока.

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Подбор средств заключительной части урока:

· С учетом работы в основной части урока

· Обеспечение правильного постепенного восстановления организма занимающихся

· Оригинальность в подборе средств

3.3.3.Характеристика методов заключительной части урока.

· Методы организации деятельности учащихся

· Методы выполнения физических упражнений

· Наглядные и словесные методы обучения

IV.Методика воспитания физических качеств

4.1.Какое внимание в уроке уделялось формированию и совершенствованию осанки. Дать свою оценку и рекомендации.

4.2.Содержание работы по воспитанию физических качеств:

· какие физические качества развивались на уроке

· какие задания для этого предлагались

· какие методы физического воспитания при этом применялись (повторный, переменный, соревновательный, игровой). Их целесообразность и соответствие возрасту, задачам, условиям проведения урока.

V.Нагрузка в уроке.

5.1. Как осуществлялось регулирование нагрузки в уроке:

5.1.1.Организация урока:

· использование нестандартного оборудования

· применение много пропускных снарядов

· правильный выбор методов организации работы учащихся

· правильный выбор методов выполнения упражнений

· за счет применения ориентиров, указателей, ограничителей.

5.1.2.Средства:

· упражнения в сопротивлении

· применение игр и эстафет

· использование ритмической гимнастики

· за счет изменения любой черты техники (положение тела, направление движения, форма траектории, скорости, темпа, ритма).

5.1.3.Методы:

· применение активного отдыха чаще, чем пассивного

· чередование полного, жесткого, экстремального отдыха.

· за счет усложнения условий.

5.1.4.Принципы:

· повышение интереса к занятиям (принцип сознательности);

· организация взаимообучения и взаимопомощи (принцип активности);

· правильное распределение материала (принцип доступности)

· достаточное количество повторений и вариативности заданий принцип прочности).

Рациональность используемых приемов регулирования нагрузки.

5.3.Соответствие нагрузки:

· возрастным особенностям занимающихся

5.4. Оценка общей и двигательной плотности урока по частям и в уроке в целом, ее соответствие виду и типу урока. Приемы повышения двигательной плотности используемые в каждой части урока. Их эффективность и недостатки.

Источник

«Дыхательные упражнения в заключительной части урока»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Дыхательные упражнения в заключительной части урока»

Выполнил: учитель высшей категории Данькова С.Б.

Особенности методики проведения заключительной части урока физической культуры

Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, не связанные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы.

К числу образовательных задач, типичных для заключительной части урока, особенно на ранних этапах физического воспитания, относятся: обучить умению постепенно снижать интенсивность упражнения, анализировать проделанную работу, переключаться на последующую деятельность. Для заключительной части подбираются обычно легко дозируемые упражнения: умеренный бег, ходьба, элементарные движения, танцевальные элементы.

Заключительная часть урока может состоять из нескольких подразделов: упражнения на дыхание, упражнение на расслабление мышц, упражнения на внимание, подвижные игры и т.д. Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание. Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно должно быть доступным, без опасности травматизма. Домашнее задание может быть направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в физическом развитии, может содействовать активному и здоровому отдыху (подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам), соблюдение объема двигательной активности.

Задачи оздоровительного часа ориентированы не только на знакомство с основами физических упражнений, но прежде всего на активное использование средств физической культуры, адаптированных к индивидуальным особенностям учащихся.

Полное дыхание. Из положения основной стойки выполнять медленные вдохи и выдохи. Во время вдоха живот «надувается», выпячивается вперед, грудная клетка расширяется. При выдохе, наоборот, живот втягивается, грудная клетка максимально сжимается. Упражнение выполняется 30-40 секунд.

Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

Комплекс дыхательной гимнастики

Внимание! Предложенные комплексы с задержками дыхания выполняются только здоровыми школьниками, имеющими хорошуюподготовленность. Школьники, не имеющие достаточной подготовки, делают упражнения без задержки дыхания

• Стать прямо, держа руки по сторонам тела.

• Сделать полный глубокий вдох через нос.

• Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

• Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.

• Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

• Стать прямо, держа руки прямо перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

• Стать прямо, руки вытянуть перед собой.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

• Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

• Выполнить упор лежа на гимнастической скамейке, держа руки по сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

• Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног.

• Медленно опуститься в прежнее положение. Повторить это движение 2-3 раза.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

• Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь свой вес на руках.

• Медленно отодвинуться назад, делая это при помощи мускулов рук и держа все тело напряженным.

• С силой выдохнуть воздух через рот.

Задачи занятий на данном этапе остаются неизменными, однако приоритет в развитии физкультурно-оздоровительных форм на данном этапе подготовки отдается пользующимся популярностью среди старших школьников видам физической активности. Приоритетная цель физкультурно-оздоровительного занятия в средней (полной) школе ориентирована на формирование физической культуры учащихся посредством овладения знаниями и умениями физкультурной деятельности.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Источник

Заключительная часть урока

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Правильно проведённая основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.

Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока.

Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путём применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.

В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).

Литература.

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 1990. 287 с.

2. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.228 с.

3. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 5-7 классах: пособие для учителей/ Г.П. Богданов, Н.Ж. Булгакова, Н.Н. Власова и др.- М.: Просвещение, 1985 г.- 185 с.

4. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы./Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б. Д. Ионов,- М.: Просвещение, 1985 г.- 205 с.

6. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке.// Физкультура в школе 1971, №7.

8. Гуревич, И.А. 1500 упражнений для круговой тренировки / И.А. Гуревич.- Минск: Высшая школа, 1976.- 304 с.

9. Жужиков, В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки/ В.Г.Жужиков.- Физкультура в школе 1971, №11.

Домашнее задание – сделать конспект урока по физической культуре.

Тема:Типы связей в молекулах.

Цель занятия: Овладение основными понятиями темы, структурно-функциональный разбор материала.

Формируемая компетенция: учебно-познавательная, коммуникативная

Учебные вопросы:Ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь, водородная связь.

Форма занятия: Лекция

Временное планирование занятия:

1 учебный вопрос – 15 мин

2 учебный вопрос – 15 мин

3 учебный вопрос – 15 мин

Заключительная часть – 10 мин

Ход занятия

Введение

Химическая связь – это силы взаимодействия между атомами или группами атомов, приводящие к образованию молекул, ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток. По своей природе химическая связь – это электростатические силы. Главную роль при образовании химической связи между атомами играют их валентные электроны, т. е. электроны внешнего уровня, наименее прочно связанные с ядром. При переходе от атомного состояния к молекулярному происходит выделение энергии, связанное с заполнением электронами свободных орбиталей внешнего электронного уровня до определенного устойчивого состояния.

Существуют различные виды химической связи.

Ковалентная связь – это химическая связь, осуществляемая за счет обобществления электронных пар. Теорию ковалентной связи предложил в 1916 г. американский ученый Гилберт Льюис. За счет ковалентной связи образуется большинство молекул, молекулярных ионов, свободных радикалов и атомных кристаллических решеток. Ковалентная связь характеризуется длиной (расстояние между атомами), направленностью (определенная пространственная ориентация электронных облаков при образовании химической связи), насыщаемостью (способность атомов образовывать определенное число ковалентных связей), энергией (количество энергии, которое необходимо затратить для разрыва химической связи).

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Ниже линиями показаны химические связи в молекулах водорода, кислорода и азота:

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

где пары точек (:) – спаренные электроны; «крестики» (х) – неспаренные электроны.

Если ковалентная связь образуется между атомами с различной ЭО, то центр общей электронной плотности смещен в сторону атома с большей ЭО. В этом случае имеет место ковалентная полярная связь. Двухатомная молекула, связанная ковалентной полярной связью, представляет собой диполь – электронейтральную систему, в которой центры положительного и отрицательного зарядов находятся на определенном расстоянии друг от друга.

Графический вид химических связей в молекулах хлороводорода и воды следующий:

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

где стрелками показано смещение общей электронной плотности.

Полярная и неполярная ковалентные связи образованы по обменному механизму. Кроме того, существуют донорно-акцепторные ковалентные связи. Механизм образования их другой. В этом случае один атом (донор) предоставляет неподеленную пару электронов, которая становится общей электронной парой между ним и другим атомом (акцептором). Акцептор при образовании такой связи предоставляет свободную электронную орбиталь.

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи проиллюстрирован на примере образования иона аммония:

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Таким образом, в ионе аммония все четыре связи являются ковалентными. Три из них образованы по обменному механизму, одна – по донорно-акцепторному. Все четыре связи равноценны, что обусловлено sp3-гибридизацией орбиталей атома азота. Валентность азота в ионе аммония равна IV, т.к. он образует четыре связи. Следовательно, если элемент образует связи и по обменному, и по донорно-акцепторному механизмам, то его валентность больше числа неспаренных электронов и определяется общим числом орбиталей на внешнем электронном слое. Для азота, в частности, высшая валентность равна четырем.

Ионная связь – химическая связь между ионами, осуществляемая за счет сил электростатического притяжения. Ионная связь образуется между атомами, имеющими большую разность ЭО (> 1,7); другими словами, это связь между типичными металлами и типичными неметаллами. Теория ионной связи была предложена в 1916 г. немецким ученым Вальтером Косселем. Отдавая свои электроны, атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы – катионы; атомы неметаллов, принимая электроны, превращаются в отрицательно заряженные ионы – анионы. Между образовавшимися ионами возникает электростатическое притяжение, которое называется ионной связью. Ионная связь характеризуется ненаправленностью и ненасыщаемостью; для ионных соединений понятие «молекула» не имеет смысла. В кристаллической решетке ионных соединений вокруг каждого иона располагается определенное число ионов с противоположным зарядом. Для соединений NaCl и FeS характерна кубическая кристаллическая решетка.

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Ниже показано образование ионной связи на примере хлорида натрия:

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Ионная связь является крайним случаем полярной ковалентной связи. Резкой границы между ними не существует, тип связи между атомами определяется по разнице электроотрицательности элементов.

При образовании простых веществ – металлов – атомы достаточно легко отдают электроны внешнего электронного уровня. Таким образом, в кристаллах металлов часть их атомов находится в ионизированном состоянии. В узлах кристаллической решетки находятся положительно заряженные ионы и атомы металлов, а между ними – электроны, которые могут свободно перемещаться по всей кристаллической решетке. Эти электроны становятся общими для всех атомов и ионов металла и называются «электронным газом». Связь между всеми положительно заряженными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов называетсяметаллической связью.

Наличием металлической связи обусловлены физические свойства металлов и сплавов: твердость, электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск. Свободные электроны могут переносить теплоту и электричество, поэтому они являются причиной главных физических свойств, отличающих металлы от неметаллов, – высокой электро- и теплопроводности.

Водородная связь возникает между молекулами, в состав которых входит водород и атомы с высокой ЭО (кислород, фтор, азот). Ковалентные связи H–O, H–F, H–N являются сильно полярными, за счет чего на атоме водорода скапливается избыточный положительный заряд, а на противоположных полюсах – избыточный отрицательный заряд. Между разноименно заряженными полюсами возникают силы электростатического притяжения – водородные связи. Водородные связи могут быть как межмолекулярными, так и внутримолекулярными. Энергия водородной связи примерно в десять раз меньше энергии обычной ковалентной связи, но тем не менее водородные связи играют большую роль во многих физико-химических и биологических процессах. В частности, молекулы ДНК представляют собой двойные спирали, в которых две цепи нуклеотидов связаны между собой водородными связями.

Особенность кристаллической решетки

Тип кристаллической решетки

МолекулярнаяИоннаяАтомнаяМеталлическаяЧастицы в узлах решеткиМолекулыKатионы и анионыАтомыKатионы и атомы металловХарактер связи между частицамиСилы межмолекулярного взаимодействия (в том числе водородные связи)Ионные связиKовалентные связиМеталлическая связьПрочность связиСлабаяПрочнаяОчень прочнаяРазной прочностиОтличительные физические свойства веществЛегкоплавкие или возгоняющиеся, небольшой твердости, многие растворимы в водеТугоплавкие, твердые, многие растворимы в воде. Растворы и расплавы проводят электрический токОчень тугоплавкие, очень твердые, практически нерастворимы в водеВысокая электро- и теплопроводность, металлический блескПримеры веществЙод, вода, сухой ледХлорид натрия, гидроксид калия, нитрат барияАлмаз, кремний, бор, германийМедь, калий, цинк, железо

Межмолекулярные водородные связи между молекулами воды и фтороводорода можно изобразить (точками) следующим образом:

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Вещества с водородной связью имеют молекулярные кристаллические решетки. Наличие водородной связи приводит к образованию ассоциатов молекул и, как следствие, к повышению температур плавления и кипения.

Кроме перечисленных основных видов химической связи существуют также универсальные силы взаимодействия между любыми молекулами, которые не приводят к разрыву или образованию новых химических связей. Эти взаимодействия называются вандерваальсовыми силами. Они обусловливают притяжение молекул данного вещества (или различных веществ) друг к другу в жидком и твердом агрегатном состояниях.

Различные виды химической связи обусловливают существование различных типов кристаллических решеток (табл.).

Вещества, состоящие из молекул, имеют молекулярное строение. К таким веществам относятся все газы, жидкости, а также твердые вещества с молекулярной кристаллической решеткой, например йод. Твердые вещества с атомной, ионной или металлической решеткой имеют немолекулярное строение, в них нет молекул.

Что относится к средствам применяемым в заключительной части урокаМолекулярная
кристаллическая решетка
йода I2

Домашнее задание : Повторить материал, подготовится к тесту по пройденной теме.

Тема: Лыжный спорт и методика преподавания

Цель занятия:обучение лыжному спорту в соответствии с образовательной программой

Формируемая компетенция:планирование, ответственность, анализирование

Учебные вопросы:История лыжного спорта; методы и техника лыжного спорта; техника безопасности

Временное планирование занятия:

Вводная часть— 5 мин.

1-й учебный вопрос— 10 мин.

3-й учебный вопрос-15 мин.

Ход урока

Введение

Лыжный спорт пользуется большой популярностью. Все, кто им занимается, ставят перед собой разные цели: один стремится к титулу чемпиона, другой хочет развить выносливость и силу, третий намерен сбросить лишний вес, а четвертый — укрепить силу воли. И каждый может достичь того, к чему стремится. Главное — регулярные и упорные тренировки.

Вопрос

Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. ИсторикВерефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников.

Первое употребление слова «лыжи» на Руси относится к XIIв. Митрополит Никифор в письме к киевскому князю Владимиру Мономаху употребляет слово «лыжи». Что относится к средствам применяемым в заключительной части урока

Народный эпос северных стран часто представлял богов на лыжах, что считалось одним из главных достоинств, например, норвежский бог лыж и охоты Улл.

Вынужденная потребность первобытного человека в изобретении и применении лыж зимой для добычи пищи в дальнейшем явилось основой для их широкого развития.

Кроме бытовых нужд и охоты лыжи стали использовать как средство связи и в военном деле.

В Никоновской летописи за 1444г. описывается успешный поход московской лыжной рати на защиту Рязани от татарского царевича Мустафы из Золотой Орды.

Лыжи использовались в армиях Петра I и Екатерины II. В седую древность веков уходят корни народных потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований.

Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы.

В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.

Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки.

В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. в Международную лыжную Федерацию.

7 февраля 1910 г. 12 лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.

Вопрос

Прежде чем приступить к разучиванию отдельных способов передвижения на лыжах, необходимо определить последовательность в их разучивании. Нижеуказанная последовательность не является обязательной. В зависимости от снежных и температурных условий она может быть изменена.

Одновременный бесшажный ход

Одновременный бесшажный ход не требует подводящих упражнений. Можно ограничиться только одним упражнением: из основной стойки наклон туловища вперед с одновременным перенесением палок назад до полного выпрямления рук; после этого следуют выпрямление туловища и вынос палок вперед. Это упражнение выполняется в следующей последовательности: принять исходное положение после толчка; на счет «pa-аз» (который подается протяжно), выпрямляясь, вынести палки; на счет «два» (который произносится резко), сгибаясь, выполнить толчок.

Попеременный двухшажный ход

Попеременный двухшажный ход — основной в современных гонках. Требует наибольшего внимания в отработке скольжения и отталкивания (палками и лыжами). Для овладения отталкиванием палками используют навыки, приобретенные при изучении одновременного бесшажного хода (нажим на палки наклоном туловища, выдвижение стоп при скольжении вперед, предупреждение амортизации в суставах). Затем следует отработать попеременные движения рук с палками.

Одновременный одношажный ход

Одновременный одношажный ход не представляет такой трудности в обучении, как попеременный двухшажный ход. Необходимо усвоить вынос палок до начала скользящего шага и постановку их на снег одновременно с шагом, отталкивание палками при скольжении на одной лыже и окончание толчка ими с приставлением толчковой ноги.

Одновременный двухшажный ход

Одновременный двухшажный ход довольно легко освоить после одношажного хода. В качестве подводящего упражнения можно использовать начальный сильный скользящий шаг-выпад с одновременным выносом палок. При этом особое внимание следует обращать на сгибание выдвинутой вперед ноги и отталкивание ногой, находящейся сзади.

Попеременный четырехшажный ход

Попеременный четырехшажный ход сложен по своему ритму, согласованию движений рук и ног, но все основные элементы скользящего шага — свободное скольжение, отталкивание палками и лыжами — уже освоены при изучении двухшажного попеременного хода. Поэтому здесь необходимо только соединить их в новом ритме. Если занимающимся после показа не удается сразу уловить этот ритм, то применяют подводящие’ упражнения, облегчающие обучение.

Переход с одного на другой лыжеый ход

Обучение подъемам попеременным ходом по лыжне (скользящим, беговым, ступающим) и подъемам вне лыжни неодинаково по сложности. Последние способы подъемов не сложны, и изучение их не создает методических затруднений.

Обучение спускам проводится на пологих длинных склонах с ровной поверхностью и одинаковым снежным покровом. По мере овладения учебным материалом надо увеличивать крутизну склона, использовать его неровности и переменный снежный покров. В конечном итоге все спуски надо уметь выполнять на крутых закрытых склонах с неровной поверхностью и на различном снегу, применяя различные стойки и изменяя их (переходить из одной в другую) во время самого спуска.

Торможение плугом дает возможность регулировать скорость спуска: путем увеличения или уменьшения угла разведения лыж или угла их постановки на ребра увеличивается или уменьшается сопротивление снега. Надо добиться такого торможения плугом, чтобы можно было из свободного спуска легко перейти в плуг и из плуга в свободный спуск, а также замедлить движение или остановиться в намеченном месте спуска. Лыжник должен уметь, не прекращая движения, переходить то в широкий, то в узкий плуг, регулируя скорости спуска.

Торможение упором изучают при спуске в косом направлении. Этот способ надо изучать, спускаясь вправо и влево, тормозя верхней и нижней лыжей. Необходимо добиться, чтобы лыжник умел из свободного косого спуска переходить в упор,- спускаться с торможением, увеличивать и уменьшать его, сохраняя прямолинейность движения. Обучение торможению упором считается законченным, когда лыжник может произвольно то увеличивать, то уменьшать скорость, переходя; из верхнего упора з нижний и обратно, на склонах различной крутизны с различным состоянием снега.

Торможение боковым соскальзыванием

Торможение боковым соскальзыванием осуществляется лыжником при косом спуске путем перевода лыж в более плоское положение и большей загрузки пяток лыж. При обучении необходимо объяснить способ изменения положения лыж на снегу (плашмя и кантуя движения лыж в голеностопных суставах).

Вопрос

В лыжном спорте очень важно следовать основным рекомендациям, чтобы не допустить травму и переохлаждение участников.

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки:

Лыжные палки должны быть снабжены защитным наконечником, кольцом и иметь удобную рукоять с кожаным регулируемым ремешком на запястье.

Длина беговой лыжной базы должна соответствовать формуле: рост спортсмена плюс 20 см.

Установка и эксплуатация крепления должна быть построена под катающегося, чтобы лыжник смог надеть и снять снегоступы самостоятельно.

Следует приобрести легкую и свободную экипировку, которая хорошо защищает от ветра и не стесняет движения лыжника.

Необходимо, чтобы обувь спортсмена соответствовала размеру его ноги, тогда вероятность травм и повреждений стоп снижается.

Кататься по горизонтальной траектории следует на расстоянии друг от друга не менее трех метров, во время спуска — 30 метров.

При скатывании с горы не выбрасывайте перед собой лыжные палки.

Если чувствуете, что теряете баланс, то следует слегка присесть на корточки и завалиться набок. Чтобы избежать травмы, палки должны быть направлены назад.

Избегайте перехода лыжни у возвышающегося склона, по которой спускаются спортсмены.

Без специальной подготовки и снаряжения запрещается прыгать с трамплина.

Если почувствовали признаки обморожения, то необходимо сухой рукой растереть замершую область до появления теплоты. Рекомендуется прекратить дальнейшее движение, сойти с дистанции, как можно скорее попасть в теплое помещение.

До начала лыжного занятия следует снять утяжеляющую одежку, помните, что при катании температурный режим сбивается, и лыжнику становится жарко. Нельзя снимать или расстегивать одежду на ходу, это приведет к простудным заболеваниям.

После окончания заезда рекомендуется снять лыжную базу у входа в помещение, стряхнув с нее весь снежный груз.

Не рекомендуется пить прохладную воду в первые 20-30 минут после пробежки во избежание заболевания ангиной.

Запрещен обгон во время быстрой езды по узким тропам, при спуске с горы.

Нельзя делать незапланированные остановки на лыжне.

При падении ребенка, особенно при спуске, следует незамедлительно уйти, отползти с траектории движения. Палки при этом должны быть отброшены вбок, чтобы очередной лыжник не наткнулся на них.

Если новичок чувствует неизбежное падение, то сделать это необходимо согнув немного колени, заваливаясь на один бок.

При ходьбе на лыжах не раскидывайте сильно палки в стороны, это может препятствовать движению других лыжников.

Экипировка должна соответствовать температуре воздуха.

При побледнении участков кожи на лице необходимо накрыть их тканью, шарфом. Легкими движениями обнаженных рук растереть пораженные места до появления легкого румяна.

При онемении пальцев ног тренировку для пострадавшего немедленно прекратить и отправить его в теплое помещение.

Вывод: Лыжи — одно из самых древних изобретений первобытного человека. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *