Что значит омбудсмен в образовании

Омбудсмен

Целью работы школьного омбудсмена является оказание всесторонней помощи всем участникам образовательного процесса в приобретении опыта демократического поведения и взаимодействия.

К уполномоченному по правам в школе (ОМБУДСМЕНУ) могут обращаться и учителя, и родители, и ученики.

Если вы считаете, что Ваши права, права Вашего ребёнка как участника образовательного процесса были нарушены – обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ!

Если Вам необходима правовая консультация в рамках функционирования школы – обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ!

Если Вам необходима информация о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса – обращайтесь к ОМБУДСМЕНУ!

Основные направления деятельности

Уполномоченного по правам в школе

на 2010 – 2011 учебный год

1. Участие в работе Школьного совета с целью активизации деятельности органов ученического соуправления.

2. Усиление работы по профилактике вредных привычек среди подростков (совместно с социально-психологической службой школы и медико – просветительским центром «Жизнь»)

3. Разработка и проведение мероприятий «Недели права»

4. Контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса

5. Совершенствование работы с родителями через страничку омбудсмена на школьном сайте

6. Правовая и психологическая поддержка работников школы, профилактика эмоционального выгорания учителей (совместно с психологической службой школы).

Кто такой омбудсмен?

Омбудсмен – это независимое лицо, которое расследует жалобы граждан на должностных лиц.

В основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества.

Значительная часть работы школьного ОМБУДСМЕНА – осуществление контроля за соблюдением прав и интересов участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Зачем в школе нужен омбудсмен?

Омбудсмен является гарантом

Омбудсмен принимает участие в

Вот основные законы:

У тебя есть обязанности

Твои обязанности закреплены в Уставе школы

4.9. Обучающиеся в учреждении обязаны :

— выполнять Устав Учреждения;

— бережно относиться к имуществу Учреждения;

— уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

— выполнять правила внутреннего распорядка Учреждения;

— выполнять требования дежурного администратора, учителя, ответственного за эвакуацию в ЧС в соответствии с планом;

4.10. Обучающимся в Учреждении запрещается :

— использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам и возгоранию;

— применение физической силы для выяснения отношений между собой, запугивание, вымогательство;

— производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

— курение в помещениях учреждения и на закрепленной территории.

Что даёт школе работа ОМБУДСМЕНА?

· Чувство правовой защищённости

· Понимание, что нужно жить по правилам, что у других людей тоже есть права и их нужно уважать

· Понимание, что конфликты можно и нужно решать мирно, договариваясь

· Спокойствие, т.к. вероятность, что ребёнка обидят или унизят, уменьшается

· Осознание границ своих полномочий

· Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт

· Изменение самой атмосферы

· Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества

Должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, с указанием способов связи с ними:

· Уполномоченный по правам участников образовательного процесса ГОУ СОШ №851 Дидовец Наталия Анатольевна 315-95-02, кабинет 1.

· Южное окружное управление образования

— горячая линия 8-499-614-06-91

— Руководитель по подготовке и сопровождению Уполномоченных по правам участников образовательного процесса Неповиннова Ляля Михайловна

· Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве

Источник

Зачем школе омбудсмен

Что значит омбудсмен в образовании

Зачем школе омбудсмен?

, юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием»

Не так давно в нашем обиходе появилось очередное иностранное слово, которое, судя по всему, приживется — и, возможно, надолго. Это слово «омбудсмен». Кто это и зачем он нужен школе? Попробуем разобраться.

Кто такой омбудсмен?

«О́мбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман, «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Простыми словами, омбудсмен – это независимое лицо, которое рассматривает и расследует жалобы граждан на должностных лиц.

Можно сказать, что основной задачей омбудсмена является помощь в разрешении конфликтов государственных и индивидуальных интересов, восстановлении «баланса сил» государства и общества в области защиты прав и свобод.

В нашей стране данный институт впервые был предусмотрен Конституцией РФ 1993 года (пункт «е» ч.1 ст.103). Омбудсмен в России именуется «уполномоченный по правам человека» (далее – «Уполномоченный»).

Казалось бы, для чего государству создавать подобный институт, который в некоторой степени может работать «против» него — против решений или действий, принимаемых лицами, наделенными властными полномочиями? Однако служба омбудсменов не угрожает административной системе, т. к. у нее чаще всего отсутствуют возможности по принятию актов, решений, которые будут обязательны для исполнения другими лицами*.

Это обстоятельство позволяет государственным служащим воспринимать и принимать рекомендации омбудсмена. Как правило, властные структуры не

препятствуют его расследованиям, потому что в итоге его работа помогает появлению и утверждению доверия к власти, уменьшению настороженности общества по отношению к управленцам.

1 сентября 2009 года в России была официально учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (Указ Президента РФ от 01.01.2001 N 986).

Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов.

В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам участников образовательного процесса, которые были призваны стать дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по правам участников образовательного процесса имеются в образовательных учреждениях многих регионов России.

Правовые основы деятельности школьного омбудсмена

Школьный омбудсмен (уполномоченный) – неофициальное лицо, выбранное педагогами, родителями и учениками. Он разбирает конфликтные ситуации, следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике существующих нормативных и гигиенических требований к организации учебного процесса и условиям труда.

При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности уполномоченного является защита прав детей.

Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных (административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из форм самоуправления в школе.

Зачастую участники образовательного процесса – и в первую очередь учащиеся – не знают своих прав. Они не знают, что обладают определенными правами, основные из которых даны людям от рождения (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство, неприкосновенность частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища), о том, что их права и свободы гарантированы законом.

Поэтому одним из наиболее важных направлений деятельности школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса должно стать правовое обучение и правовое воспитание детей – передача, накопление и усвоение знаний о праве, формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

К основным нормативным документам, которыми должен руководствоваться школьный омбудсмен в своей деятельности, относятся:
· Всеобщая Декларация прав человека;

· Конвенция о правах ребёнка;

· Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

· Семейный кодекс РФ;

· Трудовой кодекс РФ;

· Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

При этом федеральное законодательство не содержит конкретных норм, регламентирующих деятельность уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, поэтому на региональном уровне могут приниматься соответствующие документы.

Так, в Московской области правовые основы деятельности уполномоченных были закреплены в Положении об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении (утв. Уполномоченным по правам человека в Московской области и министром образования Правительства МО и принято на коллегии Министерства образования 05.12.2008г).

Формы работы уполномоченных могут быть различными. Кроме непосредственного общения с участниками образовательного процесса это может быть предоставление информации по решению проблем, связанных с вопросами соблюдения прав человека, создание в школьных библиотеках отделов по правам человека, установление доверительной обратной связи (сбор записок, заявлений учащихся), трансляция по школьному радио передач по правозащитной тематике, выпуск стенгазет и т. п.

Стоит отметить, что в условиях недостаточности нормативного регулирования вопроса деятельности уполномоченных по правам участников образовательного процесса, особо важным является обмен опытом между уполномоченными – посредством круглых столов, семинаров, тренингов, мастер-классов и т. п.

Что даёт школе работа омбудсмена?

На сайте http://*****/p9aa1.html отмечено, что работа школьного омбудсмена должна приносить пользу для всех участников образовательного процесса:

    Чувство правовой защищённости Понимание, что нужно жить по правилам, что у других людей тоже есть права и их нужно уважать Понимание, что конфликты можно и нужно решать мирно, договариваясь

    Осознание границ своих полномочий Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт

    Изменение атмосферы Установление отношений партнёрского сотрудничества

Как указано в Докладе Уполномоченного по правам человека в Московской области от 01.01.2001 г. о деятельности в 2009 году, к числу основных задач уполномоченных в образовательных учреждениях относятся: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи законным представителям несовершеннолетних; регулирование взаимоотношений родителей и детей в конфликтных ситуациях; обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

Считаем необходимым еще раз отметить, что федеральное законодательство на содержит норм, делающим обязательным введение в школе штатной единицы уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена), отсутствует четкая правовая основа для деятельности школьных омбудсменов, которая была бы единой для всей территории России. Даже там, где приняты положения об уполномоченных по правам участников образовательного процесса, как правило, они являются примерными носят рекомендательный характер.

Если соответствующие документы не приняты на уровне субъекта РФ, каждая школа вправе самостоятельно решить — нужен ей омбудсмен или нет, и определить его полномочия, ответственность, финансирование.

юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием»

Источник

В России многие люди все еще не знают своих прав, а чиновники злоупотребляют властью и готовы пренебречь свободами простых людей. Многие страны уже прошли этап формирования и бурного развития института омбудсмена, в России демократические процессы начали развиваться недавно и сейчас происходит апробация новых механизмов взаимоотношений общества и власти.

Что значит омбудсмен в образовании

История возникновения «защитников общества»

Как появился первый омбудсмен? Кто это придумал, первым высказал мысль наделить определенное лицо полномочиями защищать людей перед властью? Король Швеции Карл XII выдвинул эту идею и воплотил ее в жизнь в 1713 году. Поводом к этому послужило то, что в отсутствие правителя во время войны, королевская администрация погрязла в беззаконии, коррупции и прочих пороках властных структур.

Тогда Карл расширил права сенешаля до возможности вмешательства в дела самых высоких чинов, приближенных к королю, и представителей правосудия. С 1719 года должность стала называться «канцлер юстиции».

Развитие идеи омбудсмена в Швеции

После смерти Карла XII обязанности и полномочия канцлера юстиции претерпевали различные изменения, он подчинялся и отчитывался сначала королю, потом Риксдагу. После принятия конституции 1809 года была учреждена новая должность – омбудсмен юстиции.

С начала XX века, когда институт омбудсмена уже окончательно прижился в Швеции, появляются его новые представители, которые занимаются защитой прав гражданских и военных лиц перед прокуратурой, судебной властью, полицией, армией, налоговыми и социальными службами и т. д.

Распространение идей «защитников прав и свобод»

Омбудсмен: кто это, если не защитник прав всех без исключения людей в ситуациях, когда представителями власти, финансовых учреждений, руководства ущемляются их права? Конечно, для отстаивания интересов есть суды, полиция, прокуратура. Но что если и они нарушают права человека? Кому направлять жалобу в таком случае?

Вот для таких целей и существуют организации, в которых трудятся омбудсмены, их представители и подчиненные. Во многих странах они распространяют свою деятельность на все сферы жизни и насчитывают десятки и сотни должностных лиц, внушительный штат юристов и консультантов.

Что значит омбудсмен в образовании

Институт омбудсмена получил большую популярность в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, Швейцария, Индия, Новая Зеландия, Испания и др.

Функции омбудсмена

До середины XX века омбудсмены служили скорее контролерами властных структур, чем защитниками прав людей. Жалобы населения рассматривались и могли удовлетворяться или нет. Но различного рода прецеденты служили индикаторами того, что либо чиновники работают не добросовестно, либо законы неэффективны. Таким образом, омбудсмены корректировали действия различных ветвей власти.

И только после Второй мировой войны стало понятно, что деятельность государства должна быть подчинена основной цели – защите прав людей. Стало формироваться социально ориентированное общество.

Основные функции омбудсмена сегодня:

Разновидности омбудсмена

Кроме защиты социальных и гражданских прав людей перед чиновниками, появляются новые формы омбудсмена, такие как:

Омбудсмен проникает во все сферы жизни общества.

Что значит омбудсмен в образовании

Причины популярности института омбудсмена среди населения

Почему именно омбудсмен? Кто это решил, что один или несколько людей могут стать опорой общества и помощниками власти? Дело в том, что институту омбудсмена доверяют и простые люди, не видящие справедливости в действиях госслужащих, и чиновники, которым он дает сигнал к изменениям и усовершенствованию системы.

Что значит омбудсмен в образовании

Причины доверия к омбудсмену со стороны власти

Все ветви власти действуют обособленно, но вместе с тем имеют тесные связи. Как законодательному органу понять, какие поправки необходимо внести в законы, исполняются те или иные нормы или нет и почему? Как выявить коррупцию и недобросовестность чиновников? В этих и многих других вопросах им и помогают «уполномоченные защитники общества».

Для чиновников омбудсмен – это:

Что значит омбудсмен в образовании

Институт омбудсмена в России

Главный омбудсмен в России – уполномоченный по правам человека. Первым, кто занимал эту должность, был Ковалев С.А., который и до назначения в 1994 году занимался защитой прав людей. С 1996 года в России начинают работать региональные уполномоченные.

Институт омбудсмена в России имеет свои особенности на федеральном и региональном уровнях. Идеи и пример европейских стран не могут без изменений использоваться в особых политических, экономических и социальных условиях. В некоторых регионах России они сталкивались с полным отторжением, как, например, было в Архангельской и Мурманской областях, а также в Хабаровском крае.

Что значит омбудсмен в образовании

Медленно, но уверенно идет развитие института омбудсмена в России. Большой вклад в это дело внес В.П. Лукин, который занимал пост главного уполномоченного в течение 10 лет. В 2014 году его сменила Э.А. Панфилова, ранее занимавшая должность министра социальной политики.

Также в России появляются и другие институты «защитников», такие как финансовый омбудсмен, уполномоченный по правам детей, омбудсмен в системе образования и бизнесе. Все это говорит о положительных тенденциях и росте общественного правосознания в России.

Источник

Омбудсмен

Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).

Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году (после получения независимости от РСФСР) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987 [1] ). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.

Содержание

Омбудсмены

Австралия

В настоящее время — профессор Джон Макмиллан.

Азербайджан

2 июля 2002 года — настоящее время — Эльмира Сулейманова, Комиссар по правам человека, избрана парламентом.

Албания

16 февраля 2000 года — настоящее время — Эмир Добъяни (алб. Emir Dobjani ), Народный защитник (алб. Avokati i Popullit ), переизбран 17 февраля 2005 года.

Армения

Грузия

Казахстан

Кыргызстан

Латвия

Российская Федерация

Украина

Узбекистан

Таджикистан

С 2008 года — Зариф Ализода. Первый Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан. На момент избрания возглавлял пост председателя Конституционного суда Республики Таджикистан.

Финляндия

С 2010 года — Петри Яаскеляйнен.

Эстония

Другие государства

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Омбудсмен» в других словарях:

омбудсмен — омбудсмен, омбудсм ен м. Должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц; уполномоченный по правам человека, назначаемый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ОМБУДСМЕН — (от швед. ombudsman) в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В Российской Федерации эти… … Большой Энциклопедический словарь

омбудсмен — сущ., кол во синонимов: 1 • уполномоченный (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Омбудсмен — (от швед. ombudsman) в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В Российской Федерации эти… … Политология. Словарь.

Омбудсмен — (от швед, ombudsman представитель чьих либо интересов; англ. ombudsman) в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий гос ных органов и соблюдением прав и свобод … Энциклопедия права

Омбудсмен — правозащитник, независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав и свобод граждан и осуществляющее в этом направлении контроль за всеми должностными лицами и государственными органами. Институт омбудсмена был создан в Швеции в 1809 г.… … Теория государства и права в схемах и определениях

омбудсмен — (от швед. ombudsman), в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В Российской Федерации эти… … Энциклопедический словарь

омбудсмен — (швед, ombudsman представитель чьих л. интересов) в ряде буржуазных стран спец. должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

Омбудсмен — (от швед. ombudsman представитель чьих либо интересов) в буржуазных государствах должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств.… … Большая советская энциклопедия

омбудсмен — (швед. ombudsman представитель чьих либо интересов) специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах также частными лицами и… … Большой юридический словарь

Источник

О системе работы школьного омбудсмена

О системе работы школьного омбудсмена

Уполномоченный входит в состав социально-психологической службы и возглавляет конфликтную комиссию, работает совместно с Советом школы, администрацией, педагогическим Советом, родительским комитетом. Одним из направлений его деятельности является пропаганда правовых знаний.

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса

Уполномоченный по правам человека

Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМАН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом «д» части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, «лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц»(Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»)

— если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса

— если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы

— за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)

— за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса

— если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию

Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

Основные цели и задачи Уполномоченного:

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса

— оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни

— обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав

— содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Права и обязанности Уполномоченного:

Уполномоченный имеет право:

— посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения

— получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса

— проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса

— заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса

выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.

Уполномоченный обязан:

— содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров

— вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта

— предоставлять свое мнение, оценки и ‘ предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения

— предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения, Уполномоченному по правам человека в Московской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года

— не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.

Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений.

Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Уполномоченный, получив жалобу:

— в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению

— указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя

— обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений

— обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека в Московской области

— передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.

Взаимодействие Уполномоченного:

Уполномоченный взаимодействует с:

— органами управления образованием

— Уполномоченным по правам человека в Московской области

— комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

— отделом по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

— органами опеки и попечительства.

Профилактика конфликтов

При вступлении в конфликт:

– определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);

– определите ваши ценностные альтернативы;

– выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;

– проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);

– определите причины возникновения конфликта;

– проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;

– выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;

– определите свои задачи ;

— выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.

Возьмите на себя управление разрешением конфликта:

– проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);

– в начале переговоров используйте «Я–сообщение», «Активное слушание»;

– дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;

– не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;

– обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.

Как избежать ненужных конфликтов?

Существует ряд правил:

– не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;

– прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;

– попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;

– не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;

– заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;

– умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;

– признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;

– если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *