Что значит офп по физкультуре
Доклад на тему «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ульяновский филиал РАНХиГС
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Образовательная программа Экономика предприятий и организаций
по дисциплине «Элективная дисциплина по физической культуре и спорту»
«ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»
очной формы обучения
Науч. руководитель доклада:
«_____» _____________ 2020г.
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общая физическая подготовка способствует повышению тонуса и работоспособности как физической, так и умственной, а также укреплению здоровья на протяжении всего напряженного периода обучения в высшем учебном заведении.
Цель исследования состоит в определении сущности общей физической подготовки, ее целей и задач.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по данной теме;
Изучить понятие, цели и задачи общей физической подготовки;
Рассмотреть средства общей физической подготовки.
Теоретической основой исследования послужили следующие общенаучные методы исследования: наблюдение, описание, классификация, сравнение, анализ и обобщение научной литературы.
Глава 1. Теоретическая основа общей физической подготовки
1.1 Общая физическая подготовка: понятие, цели и задачи
Цель общей физической подготовки состоит в повышении функциональных возможностей и общей работоспособности организма человека.
ОПФ ставит перед собой следующие задачи 1 :
укрепить и сохранить здоровье, совершенствовать телосложение, поддержать на высоком уровне развитие функциональных возможностей организма;
развить основные физические качества, а именно: силу, выносливость, гибкость, быстроту и ловкость;
создать надежную основу для развития специальной физической подготовленности к конкретным видам предстоящей деятельности (трудовой, военной, бытовой).
1.2 Средства общей физической подготовки
Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности.
На сегодняшний день предложено большое количество классификаций физических упражнений. Наиболее подходящей была выбрана классификация физических упражнений по признаку их преимущественной
направленности на развитие отдельных физических качеств :
скоростносиловые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т. п.);
упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т. п.);
упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т. п.);
упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
Приведенная классификация считается общей, наряду с ней существуют классификации физических упражнений для отдельных специальных дисциплин.
Биомеханика предлагает разделение упражнений на циклические, ациклические и смешанные.
Циклические упражнения предполагают один и тот же постоянно повторяющийся цикл действий. Каждый цикл тесно связан с предыдущим и последующим.
Ациклические упражнения – это такие упражнения, для которых не характерна повторяемость циклов, они представляют собой череду фаз движений и имеют четкое завершение. Суть нестандартных ациклических упражнений заключается в том, что их реализация целиком зависит от ситуативных условий, в которых они должны быть выполнены.
Глава 2. Общая физическая подготовка и гармония развития личности студента
Как правило, ОПФ связывают лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Вместе с тем, будучи одной из человеческих и социальных ценностей, она выступает как культура образа жизни людей, стремящаяся к гармонии с самим собой, окружающим миром, природой и социумом.
Характер работы общей физической подготовки определяется теми средствами и методами, которые целенаправленно развивают необходимые физические качества и двигательные навыки. Существенным фактором, оказывающим благотворное влияние на развитие личности, является планирование занятий физического воспитания таким образом, чтобы индивидуально привлекательные формы физической активности выступали подкрепляющим основанием для выработки потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, т.е. планирование учебно-тренировочного процесса следует осуществлять таким образом, чтобы уровень тренированности был достигнут, прежде всего, за счет форм двигательной активности, привлекательных для каждого конкретного студента.
Организация общей физической подготовки с учетом интересов личности и ее физических возможностей во многом определяют появление новообразований личности в юношеском возрасте: открытия своего внутреннего мира, становления более или менее устойчивого образа «Я» связанного с развитием самосознания и появлением особого отношения к своей личности.
Поэтому применение в процессе физического воспитания результатов собственного двигательного опыта в значительной мере способствует становлению и развитию познавательных интересов и активности личности.
Заключение
Исходя из вышеизложенного следует сказать, что занятия по общей физической подготовке позволяют обеспечивать студентам длительные сохранения физической и умственной работоспособности, создавать условия для высокопроизводительного труда.
Общая физическая подготовка (ОФП) подразумевает собой систему занятий физическими упражнениями, направленную на развитие всех физических качеств в их гармоничном сочетании.
К основным средствам ОФП относят физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Общая физическая подготовка способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости), содействует накоплению двигательного опыта и познанию своих двигательных возможностей.
Необходимо отметить, что организация общей физической подготовки с учетом интересов личности и ее физических возможностей во многом определяют появление новообразований личности в юношеском возрасте: открытия своего внутреннего мира, становления более или менее устойчивого образа «Я» связанного с развитием самосознания и появлением особого отношения к своей личности. Без становления персональной «картины мира» со всем порождающим ее комплексом сознания и самосознания» невозможно обеспечить «ни развития научного теоретического мышления, ни способности к учению в мире научного знания».
Что значит офп по физкультуре
Лекция 7. Общая физическая (ОФП) и специальная подготовка в системе физического воспитания
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.
Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем организма, а также развитие двигательной мускулатуры и улучшение координационной способности, выносливости и т. д. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного рода трудностей. Необходимо отметить, что в ОФП заложена идея всестороннего физического развития. Поэтому качества, развиваемые посредством ОФП, называются общими, поскольку они выражают способности организма спортсмена, его психические качества выполнять любую работу более успешно. Отсюда – общая выносливость, общая сила, общая психологическая подготовленность и т. д.
ОФП и спортивная специализация. Общая физическая подготовка и спортивная специализация тесно взаимосвязаны между собой. Если на начальном этапе подготовки спортсмена используется большое количество общеразвивающих упражнений для повышения функциональных возможностей организма, то с ростом мастерства объем общеразвивающих упражнений уменьшается, но увеличивается количество упражнений, тесно связанных со спортивной специализацией. Для хорошо подготовленных спортсменов ОФП в значительной мере специфична и должна строиться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, и особенностей избранного вида спорта.
Специальная физическая подготовка (СФП) это – процесс воспитания физических качеств, соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность и эффективность выполнения тренировочного процесса. Задачи, решаемые СФП, должны быть направлены на совершенствование координации в функциональной деятельности организма спортсмена, закрепление и экономизацию техники движений.
Под технической подготовкой следует понимать степень усвоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины, и направленной на достижение высоких результатов. Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование форм спортивной техники.
Спортивно-техническая подготовленность спортсмена должна соответствовать следующим требованиям:
1.Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2.Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
3.Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимо от условий, функционального состояния спортсмена.
Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой и командной).
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психологической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность, страх перед возможным поражением, перевозбуждением и т. д.).
Принято выделять общую психическую подготовку и психологическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями:
1.Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний.
2.Обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности в условиях соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натуральных моделей.
Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Содержание психической подготовки, ее построение определяются спецификой вида спорта.
Интенсивность физических нагрузок. Мышечная деятельность вызывает в организме изменения функциональных систем. Чтобы определить степень этих изменений в организме при физических нагрузках используют показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. К таким показателям относятся: частота дыхания, минутный объем потребления кислорода, максимальное потребление кислорода, частота сердечных сокращений (ЧСС) и т. д. Наиболее простым и информативным является (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на ЧСС.
Различают четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: 0, I, II, III. В основе разделения нагрузок по зонам лежат физиологические и биохимические изменения в организме при нагрузках разной интенсивности.
1.Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в минуту для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки кислородный долг не возникает, поэтому тренировочный эффект может наблюдаться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона интенсивности может быть использована в целях разминки для подготовки организма для более интенсивных нагрузок.
2.Для первой тренировочной зоны интенсивности характерна ЧСС от 130 до 150 удар/мин. Эта зона интенсивности типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них, начиная с ЧСС, равным 130 уд / мин. Эта зона интенсивности называется порогом готовности.
3.При второй тренировочной зоне ЧСС достигает до 150-180 уд/мин и характеризуется подключением анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. Обычно (ПАНО) порог анаэробного обмена наступает при ЧСС 150 уд/мин. У слабо подготовленных спортсменов ПАНО может наступать при ЧСС 130-140 уд/мин, а у хорошо тренированных при ЧСС 160-1500 уд/мин.
4.В третьей тренировочной зоне при ЧСС 180 уд/мин и более совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В этом случае ЧСС не является объективным показателем дозирования нагрузок, но приобретают значения биохимические показатели крови и ее состав, в частности накопление молочной кислоты. При ЧСС 180 уд/мин уменьшается время отдыха сердечной мышцы, что приводит к падению сократительной силы.
К работе большой мощности организм приспосабливается в ходе тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера.
Характеристика функциональных состояний, связанных с мышечной деятельностью. Предстартовое состояние. До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем. В основном они зависят от того, насколько трудна предстоящая мышечная работа, а также от масштаба и ответственности предстоящих соревнований. Комплекс изменений физиологических и психологических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях, называется предстартовым состоянием.
Предстартовые изменения функционального состояния спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которой происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций организма для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, созданием двигательной доминанты, характерного для данного вида мышечной деятельности. Повышение возбудимости дыхательного и сосудодвигательного центров приводит к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменению состава крови.
Чрезмерное стартовое возбуждение может перерасти в свою противоположность – стартовую апатию. В этом случае начинают преобладать процессы охранительного торможения.
Разминка. Высокая функциональная готовность спортсмена к предстоящей мышечной работе достигается разминкой. Разминка имеет важное значение и в регуляции предстартового состояния. Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способствует созданию оптимальной возбудимости ЦНС и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температуры тела, деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на повышение работоспособности тех звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности.
Общая часть разминки может быть почти одинаковой во всех видах спорта; специальная тесно связана со специализацией спортсмена.
Под влиянием разминки повышается активность ферментов и скорость протекания биохимических реакций в мышцах, возбудимость и лабильность мышц. Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения. Они оставляют следы, которые обеспечивают улучшение работоспособности при последующей деятельности.
Таким образом, благоприятное воздействие разминки заключается не только в возникновении кратковременных физиологических сдвигов, но и в сохранении относительно длительных следовых явлений, обеспечивающих повышение работоспособности.
Оптимальные величины длительности разминки и длительности интервалов между ее окончанием и началом работы определяются видом спортивной деятельности. В среднем разминка должна продолжаться 10-30 мин. и должна вызывать утомление. Необходимо, чтобы уже при разминке началось потоотделение, свидетельствующее о готовности теплорегуляционных механизмов к мышечной деятельности.
Врабатывание. Постепенное повышение работоспособности организма при мышечной работе называется врабатыванием. Оно обусловлено усилением деятельности физиологических систем, принимающих участие в работе.
Врабатывание следует рассматривать как адаптацию организма к более высокому уровню деятельности. Известно, что работоспособность спортсмена при выполнении физических упражнений нарастает постепенно.
Различные системы организма настраиваются на рабочий уровень не одновременно. Двигательный аппарат, обладающий относительно высокой возбудимостью и лабильностью настраивается быстрее вегетативных систем. Однако и для повышения работоспособности скелетных мышц требуется время. Например, скорость бега на 100 м на 1-й секунде составляет в среднем 55% от максимальной, на 2-й – 76% и лишь на 5-6 сек. достигает максимума. Наблюдения за лучшими бегунами-спринтерами показали, что наивысшей скорости при беге на 100 м они достигают лишь на 35-40-м дистанции. Такое относительно медленное повышение скорости бега обусловлено биохимическими особенностями движения на старте и постепенным врабатыванием двигательного аппарата.
Значительно позже двигательных функций достигает необходимого уровня работа отдельных внутренних органов. При этом повышение различных вегетативных показателей происходит не одновременно. Сердечный ритм учащается уже на первых секундах работы. В большинстве случаев к концу 1-мин работы этот показатель достигает своего максимума. В одних случаях увеличение ЧСС происходит плавно, в других скачкообразно. Иногда при этом возникают экстрасистолы, называемые «экстрасистолами включения». Укорочение сердечных циклов в начале работы обычно сочетается с уравниванием их длительности. В некоторых случаях при врабатывании происходит усиление синусовой аритмии, что объясняется «поиском» оптимального для данных условий ритма.
Увеличение систолического объема крови при врабатывании происходит одновременно с учащением сердечного ритма. Уже с первым сокращением сердца при работе желудочки выбрасывают крови больше, чем в условиях покоя. Артериальное давление начинает повышаться в самом начале работы. Систолическое давление при этом изменяется волнообразно, что обусловлено некоторым несоответствием между увеличением объема циркулирующей крови и расширением периферических сосудов.
Врабатывание дыхательных функций происходит в течение нескольких минут. Поэтому в начальном периоде работы потребность организма в кислороде не удовлетворяется, в связи с чем образуется кислородный долг.
При спортивной деятельности период врабатывания может иметь разную длительность. Это зависит от характера выполняемой работы, степени тренированности спортсмена, его индивидуальных особенностей и функционального состояния в день работы.
Устойчивое состояние возникает после окончания врабатывания, наблюдается при работе, продолжающейся не менее 4-6 мин. Потребление кислорода при этом стабилизируется. Деятельность других органов и систем также устанавливается на относительно постоянном уровне.
Различают истинное и кажущееся устойчивое состояние. Первое возникает при работе умеренной мощности, второе при работе большой мощности.
Истинное устойчивое состояние характеризуется высокой согласованностью функций двигательных и вегетативных систем. Для поддержания устойчивого состояния при длительной работе необходима мобилизация всех систем организма. Минутный объем крови, легочная вентиляция и потребление кислорода достигают величин, необходимых для данной работы, и удерживаются на этом уровне.
При кажущемся устойчивом состоянии деятельность дыхательного аппарата и сердца приближается к уровню, необходимому для обеспечения выполняемой работы. Однако, несмотря на это, кислородная потребность полностью не удовлетворяется, и в каждый момент работы образуется и постепенно нарастает кислородный долг. Необходимость усилить доставку кислорода к тканям резко повышает требования к органам кровообращения. Частота ЧСС и минутный объем крови при кажущемся устойчивом состоянии близки к предельным величинам. Кислородная недостаточность ведет к усилению анаэробных процессов. В результате в мышцах, а затем и в крови нарастает концентрация молочной кислоты и происходят значительные сдвиги рН в кислую сторону. При кажущемся устойчивом состоянии внутренние органы работают в режиме близком к пределу, но не могут полностью обеспечить кислородную потребность. О наличии устойчивого состояния в этих случаях говорят лишь потому, что потребление кислорода, постепенно нарастая в периоде врабатывания, достигает определенного уровня, который сохраняется в течение относительно длительного времени (до 20-30 мин.).
«Мертвая точка» и «второе дыхание» характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности. При «мертвой точке» резко учащается дыхание, увеличиваются легочная вентиляция, поглощение кислорода и выведение углекислоты. ЧСС при этом резко увеличена, кровяное давление повышено.
При выходе из «мертвой точки» поглощение кислорода понижается, а легочная же вентиляция еще некоторое время остается повышенной, что объясняется необходимостью освободить организм от накопившейся углекислоты. При «втором дыхании» постепенно происходит относительное восстановление кислотно-щелочного равновесия. При «мертвой точке» начинается потоотделение, усиливающееся при «втором дыхании». Это свидетельствует о «настройке» теплорегуляционных механизмов на необходимый уровень, что играет большую роль в поддержании работоспособности.
Время возникновения, продолжительность и степень проявления «мертвой точки» зависит от многих факторов. Главное из них – степень тренированности спортсмена и мощности выполняемой работы. У более тренированных может и не быть «мертвой точки» или она наступает позднее и протекает легче, чем у нетренированных. Разминка ослабляет проявление «мертвой точки» и способствует более быстрому возникновению «второго дыхания». Преодоление «мертвой точки» требует значительного волевого напряжения. В процессе тренировочных занятий спортсмен должен быть приучен к неприятным ощущениям, появляющимся при кислородной недостаточности и накоплению в организме недоокисленных веществ (молочная кислота и др.).
Наступлению «второго дыхания» способствует произвольное увеличение легочной вентиляции. Особенно эффективны при этом глубокие выдохи, усиливающие выведение углекислоты из организма, благодаря чему восстанавливается кислотно-щелочное равновесие. Преодоление «мертвой точки» может быть ускорено снижением мощности работы. Но это нельзя рекомендовать в условиях соревнований. Нецелесообразно снижать мощность работы при возникновении «мертвой точки» и на тренировочных занятиях. В процессе тренировки адаптация человека к напряженной мышечной деятельности происходит лишь при значительном изменении внутренней среды организма.
Утомление. При мышечной деятельности может возникать утомление, характеризующееся комплексом изменений в состояниях различных функций организма. Степень выраженности этих изменений, в том числе чувство усталости, тем больше, чем интенсивнее и продолжительнее была проделанная работа.
Утомлением называется особое состояние, возникающее как следствие работы и проявляющееся в ухудшении двигательных и вегетативных функций и их координации, понижении работоспособности и появлении чувства усталости. Это состояние имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха.
Внешние проявления мышечного утомления разнообразны. Они зависят от характера выполняемых физических упражнений, особенностей внешней среды и личных индивидуальных особенностей спортсмена. К внешним проявлениям утомления, часто встречающимся в спорте, относятся: нарушение координации движений, падение производительности работы, одышка, чрезмерная потливость, покраснение кожных покровов и др.
Несмотря на то, что утомление приводит к временному снижению работоспособности, оно имеет важное биологическое значение, являясь сигналом о частичном истощении ресурсов.