Что значит однопалатный парламент

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Парламент – один из важнейших органов власти, наряду с правительством и судебной системой. Но что это такое, зачем он нужен, что такое палаты, зачем они нужны и, главное, какой должен быть парламент в России?

То есть парламент – это высший законодательный орган государства. Он представляет интересы граждан, и необходим для принятия законов и контроля других ветвей власти. Сами парламенты на сегодняшний день существуют в двух формах: однопалатный и двухпалатный. Давайте попробуем понять различия между ними.

Однопалатный парламент

Однопалатный парламент — это парламент, в котором функционирует одна палата. Это самый распространённый тип парламента (около 60% от всех парламентов мира 4 ), и характерен для унитарных государств, хотя встречается в некоторых федерациях (Коморские острова, Венесуэла, Микронезия). На этой карте оранжевым выделены однопалатные парламенты, голубым – двухпалатные:

Что значит однопалатный парламент

Однопалатные парламенты имеют следующие сильные стороны 5 :

Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки:

Двухпалатный парламент

Двухпалатный парламент – это парламент, который состоит из двух палат. Обычно это нижняя и верхняя палаты. Нижняя палата считается палатой народа, она играет роль места, где создаются законопроекты, которые далее проверяет сначала верхняя палата, а потом глава государства. Верхняя палата считается палатой регионов, из-за чего чаще всего число депутатов у всех субъектов зачастую одинаковое, хотя это не всегда так. Например, в ФРГ, а именно у её верхней палаты Бундесрат (хоть официально верхней палаты нет, но она ей является де-факто) 69 депутатов, и число депутатов у каждого региона разное и всё зависит от численности населения:

Что значит однопалатный парламент

Похожие системы функционируют в Австрии, Франции и некоторых других странах. Обычно верхняя палата играет роль фильтра законопроектов, поступающих из нижней палаты. Это необходимо для того, чтобы избежать быстрых и непродуманных решений. Верхняя палата, в отличии от нижней, избирается самыми разными способами, но самых популярных всего два:

Для описания второго способа возьмём как пример верхнюю палату австрийского Парламента, а именно Федеральный Совет. В Федеральном Совете 61 место. Депутаты избираются парламентами (ландтагами) земель Австрии. Земли представлены разным количеством депутатов (от трёх до двенадцати) в зависимости от численности населения земли федерации.

Что же касается первого способа, то есть прямых выборов, то в разных странах отличия от выборов в нижнюю палату разные. Возьмём для примера Швейцарию, как пример развитой федерации, и рассмотрим верхнюю палату Федерального Собрания Швейцарии, а именно Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии).

В состав верхней палаты (сената) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от их численности населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие). При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что они должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года 6 ). В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система).

Нижняя же палата, Национальный совет, избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от населения в отдельных кантонах. Исключения составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за размера населения избирается всего 1 депутат.

Обычно срок полномочий членов верхних палат более длительный, чем у нижних палат, и обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (во Франции на 6 лет с обновлением на 1/2 через три года 7 ), хотя встречаются случаи (Польша, Италия, Бельгия и так далее), когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.

По полномочиям они варьируются от страны к стране, но обычно нижняя палата по закону имеет более широкие полномочия и высшую силу. При этом существуют парламенты, где палаты обладают равными полномочиями – например, Швейцария, где палаты называют малой и большой из-за количества членов.

В результате исследования различных работ, где анализируются преимущества и недостатки двухпалатной формы парламента, доктор юридических наук Олег Булаков выделил следующие её достоинства 9 :

Одновременно с этим у двухпалатной парламентской структуры имеются некоторые недостатки, а именно:

Пособие по конституционному праву зарубежных стран также отмечает следующие достоинства двухпалатного парламента 10 :

Однако при такой системе усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. В результате этого не исключено притормаживание прогрессивных начинаний. Обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата (то есть половина парламента) продолжает работать; в случае обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность прежней политики. Ещё один недостаток двухпалатной системы состоит в том, что появляется дополнительный слой депутатов (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий).

В целом двухпалатный тип парламента характерен для федерации, но он есть и в некоторых унитарных республиках – например, в Италии, Чехии, Польше.

В случае России из двух вариантов предпочтительным выглядит двухпалатный парламент, так как это государство является федерацией, что приводит к необходимости отдельной палаты для представительства регионов, и это становится решающим фактором, который влияет на выбор между двумя вариантами, имеющими свои плюсы и минусы.

В России уже реализован двухпалатный парламент, и это компрометирует саму идею двухпалатного парламента, создавая ощущение, что вторая палата является антидемократическим органом. Чтобы понять, в чём здесь загвоздка, давайте разберём, как эта форма парламента работает в РФ.

В чём проблемы российского парламента?

Российский парламент (Федеральное Собрание), ввиду федеративности, состоит из двух палат, и его верхняя палата называется Советом Федерации, а нижняя палата – Государственной Думой.

Также СФ теперь консультирует Президента по его предложенным кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

Помимо этого, СФ прекращает по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий.

Ранее сам СФ назначал и освобождал с должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Назначение министров, в первую очередь силовых структур, приводит к тому, что исполнительная власть уже юридически (по закону) находится в значительной степени у главы государства. Это может привести к коррупции, репрессиям неугодных людей, отсутствию контроля за их деятельностью со стороны Парламента РФ.

Судебная система тоже «улетает в трубу» — ранее судья, которого могла убрать только высшая квалификационная коллегия, мог обжаловать это решение, сейчас же это превращается в быструю процедуру. Сама Конституция (ч. 2 ст. 46) предполагает право всех граждан на судебную защиту, которое в силу ч. 3 ст. 56 Конституции не подлежит ограничению. Следовательно, предлагаемые поправки не только нарушают ст. 46 Конституции – право на судебную защиту, но и приводят к сужению независимости судей, так как Президент теперь сможет инициировать отставку главных российских судей, а СФ – отстранять их от работы. Так, если в настоящее время невозможно добиться отставки судьи в обход коллег, то с принятием поправки судебная ветвь власти станет зависимой.

Это один из примеров такого перекоса власти, но он уже показывает, что парламент перестал выполнять уже юридически контроль ветвей власти, что развязывает Президенту руки для установления личной диктатуры.

Вторая проблема — неизбираемость гражданами верхней палаты. Данная проблема существует с 1996 года (так как созыв с января 1994 по январь 1996 был выборным). И хоть система менялась, сама суть осталась прежней, а именно она заключалась в том, что данный орган никак не избирается.

В теории СФ представляет исполнительную и законодательную власть регионов, и в целом это неплохо, ведь в ФРГ (уточним, что там верхней палаты официально нет, но её фактическую роль выполняет орган Бундесрат) и в Австрии подобное реализовано (правда, в ФРГ представлена только исполнительная, а в Австрии — законодательная власть), и система этих федераций, где вторая палата избирается депутатами региональных парламентов, кажется весьма разумной, но мы всё же отдаём предпочтение швейцарской системе, в которой региональные парламенты сами выбирают процедуру выборов своего представителя (при условии их соответствия критериям демократичности).

Что значит однопалатный парламент

Третья проблема заключается в целом в неразвитости демократии и гражданских институтов. Мы поясняли в статьях о политических системах и в статье о том, что такое демократия, что степень развития институтов является важнейшим компонентом, без высокой реализации которого ни однопалатный, ни двухпалатный парламент не будет работать эффективно.

Четвёртая проблема – это засилье «Единой России» и псевдооппозиционных партий. Это одна из величайших проблем современной России, и выражается это в том, что в стране реализована, по сути, система с доминирующей партией (это политическая система, в которой допускаются оппозиционные группы или партии, но одна партия доминирует на выборах 12 ). Данная система эффективна, если она демократична по своему устройству (например, в Швеции, где Социал-демократическая рабочая партия была доминирующей с 1932 по 2006 годы, с небольшими перерывами), но, если система авторитарная, то и партийная система не будет работать эффективно.

Рассмотрим места в Государственной Думе на начало 2021 года 13 :

Что значит однопалатный парламент

Можно увидеть, что «Единая Россия» занимает 74,66% мест – это говорит о том, что данная партия может принимать любые решения без обсуждения с другими партиями, а также другие партии ничего не могут сделать ввиду малого количества их депутатов.

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.

Источники

Что значит однопалатный парламент

Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Источник

Однопалатный

Что значит однопалатный парламент

В Молдавии, Грузии, Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Камбодже, Канаде, Франции, Чехии, Южной Осетии, Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях Азербайджана (Милли меджлис), России [2] (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Милли Генгеш [3] ), Абхазии (Народное Собрание), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Северной Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг), Армении (Национальное Собрание) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными представителями. Как правило, весь парламент или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены полномочиями принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Содержание

История парламента [ | ]

Что значит однопалатный парламент

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента Оливером Кромвелем и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент [ | ]

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.

Состав парламента [ | ]

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путём, чем нижняя.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедших во фракции.

Члены парламента обычно называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).

Парламенты стран мира [ | ]

В двухпалатных, первое выражение — верхняя палата

Международные парламенты [ | ]

Источник

Как называется нижняя палата парламента

Содержание статьи

Что значит однопалатный парламент

Парламент представляет собой законодательную ветвь власти, которая наряду с исполнительной и судебной служит основой правовой системы государства. При этом в мире существует два основных варианта парламентов: однопалатные и двухпалатные.

Однопалатный парламент

Двухпалатный парламент

Двухпалатный парламент представляет собой более сложную политическую организацию, смысл которой заключается во взаимодействии палат. В этом случае одну из них принято именовать нижней, а другую верхней. С содержательной точки зрения можно сказать, что наиболее сложная и ответственная задача обыкновенно возлагается именно на нижнюю палату: ее члены должны инициировать и разрабатывать законопроекты, которые они затем представляют для согласования и одобрения верхней палатой.

В Российской Федерации действует именно двухпалатная система формирования парламента. Так, нижняя палата, на которую возложен основной объем законотворческой деятельности, носит название Государственной Думы, а верхняя, осуществляющая своего рода контроль за деятельностью Думы, называется Советом Федерации. При этом именно такие наименования фигурируют при обозначении этих структур в нормативно-правовых актах Российской Федерации, тогда как понятия «верхняя палата» и «нижняя палата» отражают соотношение данных структур с общемировой практикой формирования парламентов.

Различие между нижней и верхней палатой парламента в России заключается не только в их функциях, но и в других параметрах, в частности, способах формирования. Так, Государственная Дума призвана реализовывать в своей законотворческой деятельности волю всего российского народа, поэтому она формируется в процессе общенациональных выборов. В свою очередь, Совет Федерации должен представлять интересы регионов России, то есть ее субъектов Федерации, поэтому он формируется из числа согласованных кандидатур представителей каждого из них.

Источник

Однопалатный парламент

Что такое однопалатный парламент?

Структура парламента и его палат

Однопалатные законодательные органы существуют тогда, когда нет большой необходимости в мультикамерализме. Многие многопалатные законодательные органы были созданы для того, чтобы получить по-отдельности голоса разных слоев общества. Существование нескольких палат позволило гарантировать представительство различных социальных классов (как в парламенте Соединенного Королевства или французских Генеральных штатах), этнических или региональных интересов, или субъединиц федерации. Там, где эти факторы не имеют значения, в унитарных государствах с ограниченной региональной автономией часто преобладает однопалатная парламентская система. Иногда, как в Новой Зеландии и Дании, это происходит за счет отмены одной из двух палат, или, как в Швеции, путем слияния двух палат в одну, в то время как в других странах вторая палата никогда не существовала.

Однопалатные законодательные органы также распространены в официальных коммунистических государствах, таких как Китайская народная республика и Куба. Кроме того, многие бывшие коммунистические государства, такие как Украина, Молдова и Сербия, сохранили свои однопалатные законодательные органы, хотя другие, такие как Румыния и Польша создали двухпалатные законодательные органы. И бывшая Российская СФСР и Союз Советских Социалистических Республик (СССР) были двухпалатным. Двумя палатами СССР были: Совет Национальностей и Совет Союза. Российская Федерация сохранила двухпалатность после распада СССР и перехода от существовавшего социализма к капитализму.

Основным преимуществом однопалатной ​​системы является более эффективным законотворчество, поскольку законодательный процесс гораздо проще, и нет никакой возможности зайти в безвыходную ситуацию. Сторонники однопалатной парламентской системы также утверждают, что однопалатность снижает затраты, даже если число законодателей остается неизменным, так как в этой системе меньше учреждений для ее обслуживания и поддержания.

Основным недостатком однопалатной системы можно считать отсутствие сдерживающего влияния на большинство. Этот недостаток особенно заметен в парламентских системах, где лидеры парламентского большинства также доминируют над исполнительной властью. Существует также риск того, что важные слои общества могут не быть достаточно представлены.

Список однопалатных законодательных органов

Примерно половина суверенных государств мира в настоящее время имеют однопалатную систему, в том числе самое густонаселенное (Китайская народная республика) и наименее густонаселенное (Ватикан).

Многие субнациональные субъекты имеют однопалатные законодательные органы. Они включают в себя штат Небраска и территориями Гуам и Виргинскими островами в Соединенных Штатах, китайские специальные административные районы Гонконг и Макао, австралийский штат Квинсленд, а также Северная территория и Австралийская столичная территория, большинство провинций Аргентины, все провинций и территорий в Канаде, все немецкие земли, все регионы Италии, все испанские автономные сообщества, оба автономных региона Португалии, большинство государств Индии.и все бразильские штаты.

В Соединенном Королевстве автономные Шотландский парламент, Национальная ассамблея Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии также являются однопалатными.

Национальные собрания

Территориальное общественное самоуправление

Децентрализованные правительства

Другие правительства

Список исторических однопалатных законодательных органов

Однопалатная парламентская система в Соединенных Штатах

Среди американских штатов Небраска в настоящее время является единственным штатом с однопалатным законодательным органом; после голосования, проведенного на уровне штата законодательный орган был изменен из двухпалатного в однопалатный в 1937 году. Законодательный орган штата Небраска также является уникальным в том смысле, что он является единственным законодательным органом штата, который является полностью внепартийным.

Местные государственные законодательные органы стран, городов или других политических подразделений внутри государств, как правило, однопалатные и имеют ограниченные законотворческие полномочия по сравнению с их государственными и федеральными аналогами.

В 1999 году губернатор Джесси Вентура предложил преобразовать законодательный орган Миннесоты в однопалатный. Несмотря на то, что велись дебаты, эта идея никогда не была принята.

На неформальном референдуме, состоявшемся 10 июля 2004 года, избиратели на территории США Пуэрто-Рико одобрили изменение его Законодательного собрания в однопалатный орган 456,267 голосами (83,7%) по сравнению с 88,720 (16,3%), которые были против. Если бы Палата представителей территории и Сенат одобрили бы в 2/3 голосов конкретные поправки к конституции Пуэрто-Рико, которые необходимы для изменения в однопалатный законодательный орган, необходимо было провести еще один референдум на территории для одобрения таких поправок. Если эти конституционные изменения были бы утверждены, Пуэрто-Рико, возможно, перешли бы на систему с однопалатным законодательным органом еще в 2015 году.

9 июня 2009 года Палата представителей штата Мэн проголосовала, чтобы сформировать однопалатный законодательный орган, но это предложение мера не прошло голосование в Сенате.

Из-за законодательного тупика в 2009 году бывший конгрессмен Рик Лацио, будущий кандидат на пост губернатора, предложил, чтобы Нью-Йорк принял однопалатную парламентскую систему.

Однопалатная парламентская система на Филиппинах

Хотя нынешний Конгресс Филиппин является двухпалатным, в стране была в 1898 году однопалатная парламентская система в 1898 и 1899 годах во время Первой Филиппинской Республики, с 1935 по 1941 год во время Эры Содружества и с 1943 по 1944 годы во время японской оккупации. В соответствии с Конституцией 1973 года законодательный орган назывался Батасанг Памбанса, который функционировал также как однопалатный законодательный орган в полу-президентской системе правления до 1986 года.

Продолжающийся процесс внесения поправок или пересмотра действующей конституции и формы правления широко известен как Хартия перемен. Переход к однопалатному парламенту был включен в предложения конституционной комиссии, созданной бывшим президентом Глорией Макапагал Арройо. В отличие от Соединенных Штатов сенаторы в Сенате Филиппин избираются не в каждом районе и государства, но на национальном уровне; Филиппины являются унитарным государством. Процесс принятия решений филиппинского правительства по сравнению с Соединенными Штатами является более жестким, с высокой степенью централизации, более медленный и предрасположенный к политическому тупику. В результате, тенденция к однопалатной парламентской системе, а также другие реформы политической системы являются более спорными на Филиппинах.

В то время как Конгресс является двухпалатным все местные законодательные органы являются однопалатным: региональное законодательное собрание Автономного региона в мусульманском Минданао, в сангунианг панлалавиган (провинциальные советы), сангунианг панлунгсод (городские советы), сангунианг байан (муниципальные советы), сангунианг барангай (советы барангаев) и сангунианг кабатаан (молодежные советы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *