Что значит образовательная услуга
Платные образовательные услуги
Как гласит народная пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма»! Но в связи с тем, что в современном обществе большое количество граждан получают образование в коммерческих организациях, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляющих платные образовательные услуги, то результат обучения, нередко, заканчивается не светом, а тьмой! Это происходит по причине того, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают услуги некачественно или вообще не оказывают часть услуг, предусмотренных договором.
Ввиду сложившейся практики по оказанию образовательных услуг ненадлежащего качества, не будет лишним ознакомление с законодательством, регулирующим данную сферу отношений, а именно с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ), «Правилами оказания платных образовательных услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (далее – Правила).
Важно знать!
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.
Рассмотрим порядок заключения договоров
Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
г) место нахождения или место жительства заказчика;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);
м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.
При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
При обнаружении нарушений законодательства, Вы можете предъявить исполнителю претензию.
Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения Ваших требований).
В случае отказа образовательным учреждением добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ).
Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ).
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
О договоре об оказании платных образовательных услуг
О договоре об оказании платных образовательных услуг
В разгаре сдача Единого государственного экзамена, выпускники школ с волнением планируют свою дальнейшую жизнь. Некоторым из них при выборе учебного заведения придется заключать договор об оказании платных образовательных услуг.
Какие подводные камни могут подстерегать при заключении подобных договоров и на что обратить внимание, разъясняют в данной статье специалисты Управления.
Договор об оказании платных образовательных услуг (договор об образовании)заключается при приеме на обучение и представляет собой соглашение, по которому исполнитель обязуется оказать образовательные услуги по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779ГК РФ,ст. 54Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,п. 2Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (далее – Закон об образовании, Правила соответственно).
Исполнителемпо данному договору может выступать организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие образовательную деятельность (ч. 20 ст. 2,п. 2 ч. 1 ст. 54Закона об образовании).
Заказчикомможет являться физическое лицо, заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц (п. 2Правил).
Если образовательные услуги заказываются для иного лица (обучающегося), то оплату по договору должен произвести заказчик (ст. 781 ГК РФ).Между исполнителем, заказчиком и обучающимся может быть заключен трехсторонний договороб оказании платных образовательных услуг.
Существенными условиямидоговораоб оказанииплатных образовательных услуг являются следующие:
1) предмет договора (п. 1 ст. 432,ст. 779ГК РФ). Для его согласования необходимо указать вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ч. 2 ст. 54Закона об образовании);
2) срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) (ч. 2 ст. 54Закона об образовании);
3) форма обучения (ч. 2 ст. 54Закона об образовании);
4) полная стоимость и порядок оплаты услуг (ч. 3 ст. 54Закона об образовании).
Согласноп. 12Правил, договороб оказанииплатных образовательных услуг наряду с этими сведениями должен содержать:
— место нахождения или место жительства исполнителя;
— наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;
— место нахождения или место жительства заказчика;
— фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
— фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг обучающемуся, который не является заказчиком по договору);
— права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
— сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
— вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
— порядок изменения и расторжения договора;
— другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
Договор не может содержать условия, которые ограничивают права поступающих и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными в законодательстве РФ об образовании. Если такие условия все же включены в договор, они не подлежат применению (ч. 6 ст. 54Закона об образовании).
Согласноч. 4 ст. 54Закона об образовании сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.
Будьте внимательны при заключении договора!
Что значит образовательная услуга
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2021 N 1270)
1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования
3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования
4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2021 N 1270)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Реализация образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций
Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах общего образования, высшего образования, и по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(сноска в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2021 N 1270)
Что значит образовательная услуга
С одной стороны, определение термина «образование», приведенное в подпункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не предполагает возможности использования термина «услуга» для характеристики содержания деятельности по реализации образовательных программ.
Применение термина вполне оправдано в применении к платной образовательной деятельности образовательных организаций.
С другой стороны, образование рассматривается именно как услуга не только в смысле платных образовательных услуг. Так, в пп.4 части 2 статьи 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» упоминается об образовательных услугах образовательной организации, которыми бесплатно могут пользоваться научно-педагогические работники.
Мы по-прежнему придерживаемся позиции, отраженной в вышеуказанной статье в «Вестях образования», о том, что термин «услуга» не вполне применим для характеристики процесса реализации образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных организациях, когда эта реализация осуществляется за счет бюджета того или иного уровня.
Это, однако, не исключает целесообразности использования некоторых элементов модели регулирования услуг. В частности, речь может идти о возможности имплантации в образовательное отношение с участием государственных и муниципальных образовательных организаций и обучающихся за счет бюджета механизмов защиты потребителя услуг.
Однако ключевой вопрос заключается в том, что в статье 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующей финансовое обеспечение образовательной деятельности, используется термин «государственные и муниципальные услуги в сфере образования». Этот термин увязывается с системой бюджетного финансирования, предполагающей необходимость расчета нормативных затрат на оказание данных услуг при определении объема такого рода финансирования.
Основной сегмент использования термина «услуга» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» касается отношений, связанных с финансовым планированием и использованием средств бюджетов разных уровней. В этом смысле «услуга» в сфере образования – это преимущественно бухгалтерский, расчетный термин.
Система бюджетного финансирования сферы образования регулируется преимущественно актами финансового законодательства – Бюджетным кодексом, законом (решением) о соответствующем бюджете и другими актами. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует финансирование образования только лишь в самой малой части, касающейся учета особенностей сферы образования в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Таким образом использование термина «услуга» в рамках правового регулирования сферы образования обусловлено положениями других законодательных актов, направленных на регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений и не относящихся к образовательному законодательству. К числу таковых относятся в первую очередь Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующий вопросы, связанные со статусом бюджетных учреждений. Большая часть государственных и образовательных организаций в настоящее время обладают статусом бюджетных учреждений.
Согласно частям 1, 2 статьи 9.2. указанного закона, бюджетное учреждение создается именно для оказания услуг в рамках установленных полномочий на основе государственного или муниципального задания, обеспечивающего бюджетное финансирование. При этом государственное или муниципальное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
То же возможно сказать и об автономных учреждениях (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Более того, даже в отношении казенных учреждений в Бюджетном кодексе в статьях 6, 69.1 употребляется термин «услуга» в применении к основной деятельности на основе бюджетной сметы.
Бюджетное, казенное, автономное учреждения – это разновидности государственных и муниципальных учреждений. Данные учреждения создаются соответствующими органами государственного и муниципального управления и предоставляют бесплатные государственные и муниципальные услуги в различных сферах, в которых значительную роль играет бюджетное финансирование.
Помимо образования это, например, здравоохранение, социальное обслуживание, культура и другие отрасли, связанные с гарантированными Конституцией правами граждан, предполагающими необходимость их бюджетного обеспечения.
Термин «услуга» в первую очередь обозначает расчетную величину, которая необходима для расчета объема расходов соответствующего бюджета в рамках финансирования той или иной социальной сферы. В рамках правового регулирования сферы образования термин используется преимущественно в целях обеспечения механизма бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных организаций.
Всё это свидетельствует как минимум о необходимости корректировки акцентов в дискуссии о применимости термина «услуга» в образовательном законодательстве с учетом использования термина в финансово-бюджетном регулировании социальных сфер.
Что значит образовательная услуга
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».
Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.
Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?
Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.
В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?
О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).
Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:
• услуги в системе дошкольного воспитания;
• услуги в системе среднего образования;
• услуги в системе высшего образования;
• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);
• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);
• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).
Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.
Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».
Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.
Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.