Что не подлежит обязательной стандартизации и нормированию в строительстве

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

Как уже отмечалось выше, одним из основных направлений деятельности, которое во всех странах мира подлежит государственному регулированию, является обеспечение безопасности возводимых зданий, сооружений и других объектов строительства для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, надежности строительных сооружений в условиях длительной эксплуатации и экстремальных природных и техногенных воздействий. В России такое регулирование осуществляется в основном через обязательные строительные нормы и правила и государственные стандарты в области строительства, которые принимаются Госстроем России. Эта нормативная база носит межведомственный характер, обеспечивая потребности не только строительства комплекса, но проектирования и строительства объектов всех отраслей промышленности, транспорта, энергети­ки, связи, сельского и городского хозяйства. Госстроем России на протяжении последних лет ведется последовательная работа по реформированию существующей нормативной базы в строительстве в соответствии с новыми потребностями, экономико-хозяйственными условиями жизни страны. Создается новая система нормативных документов в строительстве.

Основные цели новой Системы нормативных документов в строительстве, ее организационные и методические принципы, виды документов, порядок их разработки и требования к их содержанию, а также общая структура системы определены в СНиП 10-01-94, введенном в действие Госстроем России с 1 января 1995 г.

Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, при нимаемых Госстроем России и другими компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции. Новые документы признаны обеспечить:

• соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

• безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее создания и эксплуатации;

• защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

• надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

• выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно- энергетических и трудовых ресурсов;

• взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство РФ, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их прав, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства РФ. При этом предполагается обеспечить гармонизацию и сопоставимость нормативных документов системы с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

СНиП 10-01-94 предлагает не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. При этом в качестве обязательных должны устанавливаться только требования, определяющие задачи по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей, по охране окружающей среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости. Характеристики, уровень которых определяется возможностями и желанием потребителя, а также способы достижения поставляемых целей должны носить рекомендательный характер. Это объемно-планировочные решения, конструкции, технология, методы расчета и т.п. в результате реализации такого подхода должно быть значительно сокращено число обязательных требований при увеличении доли норм рекомендательного характера.

Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы, или когда они по требованию заказчика заложены в проект. В СНиП 10-01-94 сказано, что при отсутствии в договоре (контракте) соответствующих указаний экспертные или контрольные органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из получивших подтверждение на практике способов выполнения соответствующих обязательных требований.

На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласова­нию с Госстроем России и органами надзора.

На здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения эксплуатируемых зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Виды нормативных документов системы и их юридический статус определены СНиП 10-01-94 для реализации новых подходов в нормировании и с учетом сложившихся в России традиций.

Нормативные документы системы подразделены на государственные федеральные документы и документы субъектов РФ, а также производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.

Нормативные документы системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами РФ. Нормативные документы министерств и ведомств, субъектов РФ и субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов. Нормативные документы системы согласовываются их разработчиками с соответствующими органами государственного надзора. Госстрой России дает заключения по документам органов надзора.

При этом реализуются правила оформления нормативной, проектной, технологической и других видов документации, требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве, контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем, требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и инженерного оборудования, правила приемки и методы контроля, испытаний и измерений в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.

Своды правил по проектированию и строительству являются новым для России видом нормативного документа рекомендательного характера. Своды правил утверждаются разработчиком и одобряются (рекомендуются) Госстроем России для применения в качестве нормативного документа системы. В СП устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов системы или приводят рекомендательные нормы по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным нормативными документами.

В СП приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. СП, в частности, могут содержать положения по организации, технологии и правилам производства работ, объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений и их частей; методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований. В СП могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти СП разработаны.

СП как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от руководств, пособий, издаваемых различными организациями и не являющихся нормативными, а содержащими результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

Территориальные строительные нормы впервые введены в России с принятием СНиП 10-01-94. ТСН принимаются (утверждаются) администрациями субъектов РФ. В ТСН устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются. В ТСН могут приводиться и рекомендуемые положения. ТСН вступает в силу после их регистрации в Госстрое России.

Стандарты предприятий устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. Эти стандарты утверждаются руководителями предприятий и объединений. При этом строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, регламентирующие деятельность входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ). Технические условия являются распространенным в России видом технического документа, который в соответствии с законом «О стандартизации» является неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию. ТУ утверждает их разработчик по согласованию с заказчиком ТУ (потребителем) и органами надзора, а при необходимости и с другими заинтересованными организациями. ТУ приобретают статус нормативного документа, если в договоре на поставку имеются указания о том, что поставляемая продукция должна соответствовать этим ТУ.

Структура системы определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их задач. В составе комплексов (при необходимости) разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

В составе системы предусмотрено свыше 40 комплексов по следующим направлениям:

• организационно-методические документы (стандартизация, нормирование и сертификация, инженерные изыскания и проектирование, строительное производство, эксплуатация объектов);

• общие технические нормы (надежность строительных сооружений, пожарная безопасность, защита от опасных геофизических воздействий, внутренний климат, размерная взаимозаменяемость и совместимость);

• градостроительство, здания и сооружения (планировка и застройка, жилые, общественные, производственные здания, транспортные, гидротехнические и мелиоративные сооружения и др., магистральные трубопроводы);

• инженерные системы и внешние сети (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, газоснабжение, электрооборудование);

• строительные конструкции (основания, каменные, железобетонные, металлические, деревянные и комбинированные конструкции и изделия);

• строительные материалы (стеновые, вяжущие, бетоны и растворы, заполнители, теплоизоляционные и звукоизоляционные, кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие, отделочные и дорожные и др.);

• средства оснащения строительных организаций (мобильные здания и сооружения, специализированная оснастка);

• экономические нормативы (ценообразование, нормы расхода ресурсов).

По основной части предусмотренных СНиП 10-01-94 комплексов определена конкретно перспективная номенклатура входящих в комплекс документов, требования к их содержанию и очередность разработки. В процессе формирования системы составы комплексов уточняются в соответствии с потребностями строительства.

В целом в связи с реализацией принципов СНиП 10-01-94 и упорядочением массива действующих нормативных документов предусматривается значительно сократить количество обязатель­ных технических документов федерального уровня (до 75 СНиП вместо 250, и до 550 стандартов вместо 1000), дополнив их необходимыми в практической работе сводами правил по проектированию и строительству (свыше 250 основных СП).

Формирование Системы нормативных документов в строительстве на принципах СНиП 10-01-94 осуществляется постепенно. На первом этапе в результате анализа были отменены или переведены в разряд рекомендуемых свыше 100 общесоюзных нормативных документов. Организована разработка новых и пересмотр действующих, но устаревших документов.

Одной из важных задач при разработке норм и стандартов является сохранение единства нормативной базы строительства стран СНГ. По общему решению органов управления строительством стран создана Международная научно-техническая комиссия по нормированию и стандартизации в строительстве (МНТКС), состоящая из руководителей подразделений, ответственных за стандартизацию и нормирование в странах СНГ. Секретариат МНТК работает в Москве в Государственном предприятии «Центр методологии стандартизации и нормирования в строительстве» (ГП ЦНС). Практически все основные документы, разработанные Россией с участием стран СНГ, приняты в качестве межгосударственных и вводятся в действие в странах как национальные нормы и стандарты.

Учитывая недостаточность ресурсов для систематизированного и планомерного реформирования нормативной базы и формирования новой системы нормативных документов, Госстрой России организует в первую очередь разработку основополагающих нормативных документов, направленных на решение наиболее важных проблем, связанных с реализацией целевых программ «Жилище», «Свой дом», «Энергосбережение», «Структурная перестройка производственной базы строительства», а также реформы жилищно-коммунального хозяйства. По многим вопросам, имеющим важное значение, Госстрой России вносит изменения в действующие документы, не ожидая их полного пересмотра.

1. Как обеспечивается надежность и эксплуатационная безопасность объектов недвижимости от качества проектирования?

2.Совокупность каких документов составляет нормативно-методологическую базу государственной экспертизы?

3.Какие нормативные документы являются руководящим началом при экспертизе?

4.Назовите основные цели нормативных документов при строительстве объектов недвижимости.

5.На какие виды подразделены нормативные документы системы?

6.Что относится к федеральным нормативным документам?

7.Что относится к нормативным документам субъектов ВФ?

8.Что относится к производственно-отраслевым нормативным документам?

9.Для чего предназначены Своды правил по проектированию и строительству?

10.Для чего служат Стандарты предприятия и кем они утверждаются?

Источник

Что не подлежит обязательной стандартизации и нормированию в строительстве

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации Российской Федерации

Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения
в части работ, осуществляемых в Российской Федерации

State system for standardization of Russian Federation. Interstate standards.
Rules of developing, application, renovation and cease of application
concerning Russian Federation

Дата введения 2003-09-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

2 ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 2002 г. N 532-ст

Введение

Настоящий стандарт разработан с целью обеспечения применения в Российской Федерации ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены», РМГ 24-97 «Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами по стандартизации» и ПМГ 03-99 «Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации», которые устанавливают общие правила разработки, подготовки к регистрации, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов.

В части стандартов в области строительства и строительных материалов настоящий стандарт направлен на обеспечение применения в Российской Федерации МСН 1.01-01-96* «Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые устанавливают общие правила разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительстве (в том числе межгосударственных стандартов), а также общие правила внесения в них изменений и прекращения их применения.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов путем внесения в них изменений или пересмотра, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.

Настоящий стандарт не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных документах.

Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, разрабатываемых в других странах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

3 Общие положения

* С дополнениями и изменениями от 20 июня 2000 г. (г.Москва).

3.2 Разработку, применение и обновление стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации и с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5).

3.3 Стандарты разрабатывают в соответствии с основными направлениями работ по межгосударственной стандартизации на объекты стандартизации, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 6 и 7).

Пересылка документа на бумажном носителе допускается только в случае, когда у получателя отсутствует электронная почта. В этом случае оперативное сообщение (уведомление) направляют факсом, телефонограммой, телеграммой или иным способом, обеспечивающим срочную доставку.

3.6 При разработке и обновлении стандартов учитывают принятые Госстандартом России рекомендации по применению в Российской Федерации международных и региональных стандартов [3].

4 Правила разработки в Российской Федерации стандартов
межгосударственными техническими комитетами по стандартизации,
ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию

4.1 Организация разработки стандарта

4.1.1 Разработку стандарта осуществляют на основании плана государственной стандартизации и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [4].

В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации) с включением или в обоснованных случаях без включения в план государственной стандартизации.

4.1.2 Разработку стандарта организует секретариат межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который осуществляет свои функции на основании принятого Межгосударственным советом положения о данном МТК.

4.1.2.1 Секретариат МТК рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения-заявки по разработке стандарта, оценивает актуальность его разработки, возможности финансирования этой работы и целесообразность ее проведения на межгосударственном уровне.

* Предложения к проекту плана государственной стандартизации в области строительства и строительных материалов представляют в Госстрой России.

4.1.2.2 Если объект стандартизации относится к области деятельности двух или более МТК и/или российских технических комитетов по стандартизации (ТК), то секретариат МТК, в который поступили предложения-заявки на разработку стандарта на данный объект стандартизации, определяет, с каким (какими) еще МТК и/или российскими ТК должен быть согласован проект стандарта. При этом предлагается секретариату этого МТК (ТК) принять участие в совместной разработке в качестве соисполнителя или создается совместная рабочая группа для разработки данного стандарта.

4.1.2.3 Секретариат МТК содействует заключению договора на разработку стандарта между заказчиком и разработчиком. При этом как приложение к этому договору (или в качестве самостоятельного документа) может быть составлено техническое задание (ТЗ) на разработку стандарта, при подготовке которого учитывают рекомендации, приведенные в приложении А.

4.1.2.4 При необходимости разработка стандарта может быть осуществлена с введением дополнительных стадий (разработка второй и последующих редакций проекта стандарта), что отражают в договоре и/или ТЗ на разработку стандарта.

4.1.2.5 После заключения договора на разработку стандарта разработчик готовит и направляет уведомления о проекте стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.13.

4.1.3 На основании уведомления о начале разработки стандарта, опубликованного в «Вестнике Российского информационного центра» Госстандарта России, или уведомления о проекте стандарта, размещенного на сайте http://www.ricwto.ru, федеральные и иные органы исполнительной власти, предприятия и организации, заинтересованные в разработке стандарта, могут направить заявки на рассмотрение проекта стандарта или предложения по включению их представителей в состав рабочей группы по разработке стандарта.

4.1.4 Если в уведомлении о проекте стандарта или в Плане государственной стандартизации указано, что разрабатывается межгосударственный стандарт, гармонизированный на международном или региональном уровне, то научно-исследовательская организация Госстандарта России, которая осуществляет подготовку данного стандарта к принятию в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России [6], запрашивает в федеральном фонде стандартов (ВНИИКИ Госстандарта России) официально зарегистрированный перевод на русский язык (русскую версию) применяемого международного (регионального) стандарта.

Указанный запрос может быть направлен Госстроем России, если подготовка проекта стандарта к принятию осуществляется в соответствии с порядком, установленным Госстроем России [7].

Если данный перевод (русская версия) отсутствует, то ВНИИКИ Госстандарта России представляет соответствующую справку. В этом случае Госстандарт России (Госстрой России) может заказать оформление русской версии международного стандарта или перевод на русский язык регионального стандарта.

4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение

4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему и представляет их в секретариат МТК и заказчику разработки стандарта*.

* Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика, а содержит рекомендации по соблюдению отдельных процедур, касающихся их взаимодействия при разработке стандарта. Остальные процедуры при необходимости указывают в ТЗ и/или договоре на разработку стандарта. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения перед его представлением в секретариат МТК.

4.2.1.2 Положения, устанавливаемые в стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии и учитывать условия использования продукции, выполнения работ, осуществления иных процессов или оказания услуг. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и положениям действующих межгосударственных и государственных стандартов. При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования положений действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов, заменяя их соответствующими ссылками согласно ГОСТ 1.5 (подраздел 4.8). В межгосударственном стандарте допускается повторение положений государственных стандартов Российской Федерации. В этом случае соответствующую информацию приводят согласно ГОСТ Р 1.5 (пункт 4.8.4).

4.2.1.3 Если положения действующих стандартов устарели или противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом проекте стандарта, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с 8.3 или 8.2, а в случаях, указанных в ГОСТ 1.2 (пункт 6.1), их отмену в соответствии с разделом 9. В отношении государственных стандартов Российской Федерации проводят работы по их обновлению и отмене в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

4.2.1.4 Если при разработке стандарта используют документы, относящиеся к объектам патентного или авторского права, то соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту стандарта и/или в его предисловии.

4.2.2 Секретариат МТК совместно с секретариатом аналогичного* российского ТК проверяет проект стандарта на соответствие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *