Что значит образованный человек
Портрет образованного человека: 50 характерных признаков
Можно с уверенностью сказать, что большинство людей хотят быть образованными. Но что для этого нужно сделать, какой он, портрет образованного человека?
Как вы думаете, какие существуют признаки образованного человека? Что нужно знать или уметь, чтобы считаться образованным? Для этого нужно иметь ученую степень или прочитать какие-то определенные книги, закончить институт или знать 5 языков?
В этой статье мы составили свой портрет образованного человека и представляем его вашему вниманию! Если у вас есть дополнения или возражения к нему – пишите комментарии 😉
Признаки и качества образованного человека
“Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование”.
50 характеристик образованного человека. Итак, образованный человек:
Заключение
Мы считаем, что приведенные выше качества образованного человека просто необходимы для жизни в нашем постоянно меняющемся мире.
Быть образованным – это значит жить лучшей жизнью, быть более счастливым и успешным. Поэтому хорошее образование в полном смысле этого слова – это путь развитию.
Под конец приводим интересное видео про то, как стать умнее и дополнить свой портрет образованного человека:
Словари
Тот, кто получил образование, обладает образованием [образование II 2.].
1. Получивший образование II 2., обладающий образованием; просвещенный, культурный.
2. Находящийся на определённом уровне развития культуры, знаний; отличающийся высокой степенью просвещения и культуры (о стране, народе, государстве).
Морфология: образо́ван, образо́ванна, образо́ванно, образо́ванны; образо́ваннее
1. Образованным называют человека, обладающего большим запасом знаний, полученным им в результате обучения в каком-либо учебном заведении или же самостоятельного изучения чего-либо.
Ты человек образованный, университет закончил, а веришь в предрассудки. | Каждый образованный европеец должен знать историю своей страны. | Он был весьма образованным юношей.
2. Образованным называют общество, народ и т. п., для которого характерен высокий уровень развития культуры, образования.
В образованном обществе не место таким варварским методам наказания, как избиение плетьми.
образо́ванность сущ., ж.
ОБРАЗО́ВАННЫЙ, образованная, образованное.
1. (кратк. образован, образована, образовано). прич. страд. прош. вр. от образовать. «Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.» Пушкин.
2. (кратк. образован, образованна, образованно). Получивший образование, обладающий широким образованием, просвещенный, культурный. Нельзя быть образованным человеком, если не знать основ марксизма-ленинизма. Она очень образованна.
Получивший образование, имеющий разносторонние знания.
Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии. Тургенев, Бурмистр.
— Чтобы стать капитаном, нужно быть очень образованным человеком: нужно знать высшую математику, астрономию, географию, метеорологию. Вересаев, В юные годы.
Отличающийся высокой степенью культуры, распространением образования, знаний; просвещенный.
Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. Ушинский, О народности в общественном воспитании.
образо́ванный, образо́ванная, образо́ванное, образо́ванные, образо́ванного, образо́ванной, образо́ванных, образо́ванному, образо́ванным, образо́ванную, образо́ванною, образо́ванными, образо́ванном, образо́ван, образо́ванна, образо́ванно, образо́ванны, образо́ваннее, пообразо́ваннее, образо́ванней, пообразо́ванней
прил., кол-во синонимов: 34
высокообразованный, просвещённый, начитанный
Syn: организованный, созданный, основанный, сформированный (оф.), учрежденный (оф.)
Просвещенный, интеллигентный, культурный, цивилизованный, воспитанный, развитой.
прич. страд. от образовать; полученный или созданный при каких-либо обстоятельствах
При археологическом обществе образована особая комиссия для изучения «старой Москвы».
Скрытые полки, образованные взамен уничтоженных резервных, также не могли заменить их по недостатку крепких кадров и спайки в мирное время.
Каждое её волоконце ― фибрилла ― состоит из пучка молекул целлюлозы, а каждая молекула целлюлозы представляет собой цепочку, образованную из 100-200 остатков глюкозы.
Многие родовые имена были образованы из имён своих родоначальников.
Эти акционерные общества образованы как 100% дочерние компании РАО «ЕЭС России».
получивший образование, просвещённый
Образованных из них было только трое: Б-ский, М-кий и старик Ж-кий, бывший прежде где-то профессором математики, ― старик добрый, хороший, большой чудак и, несмотря на образование, кажется, крайне ограниченный человек.
Нет, я очень рада: вот к нам гость, новый человек, образованный, из Петербурга…
находящийся на определённом уровне развития культуры (о государстве, обществе и т. п.)
Бесспорно, наши образованные общества очень богаты. ― Почему же вокруг нас столько нищеты?
Эрудиция: что это такое, признаки, отличие от образованности
В той или иной степени эрудированность свойственна каждому из нас, ее уровень зависит лишь от желания человека получать новые знания. Эрудированная личность может без затруднений ответить даже на сложный вопрос, однако никогда не остановится на достигнутом уровне, стремясь постоянно пополнять багаж собственных знаний.
Что такое эрудиция?
Эрудиция — это способность человеческого разума к усвоению и сохранению в памяти существенного объема знаний и сведений из самых разнообразных сфер. В личностном плане данное качество проявляется как широкая осведомленность, начитанность, способность упорядочить и систематизировать полученную из различных источников информацию и при необходимости — доступно разъяснить ее.
Круг знаний эрудированного человека отличается масштабностью и глубиной — помимо узкоспециализированной информации, необходимой ему в профессиональной деятельности, он живо интересуется и новинками из других, не относящихся к его работе, отраслей. Эрудиция является продуктом непрерывной работы над собой, плодом постоянного саморазвития и самообразования. По этой причине далеко не каждый образованный человек является эрудитом, ведь повышение собственного интеллектуального уровня требует не только большого труда, но и большого желания.
Признаки эрудированного человека
Обычно эрудированные люди не относят собственный интеллект к своему главному достоинству, не стремятся к самоутверждению за счет окружающих, а то и вовсе стараются не выставлять свои интеллектуальные способности на показ. Эрудит понимает, что нельзя знать абсолютно все, а потому с интересом относится ко всему новому. Помимо этого, эрудированным личностям свойственны и другие качества, к примеру:
Какие преимущества дает человеку эрудиция?
Естественно, эрудиция относится к числу положительных личностных качеств. Среди ее основных плюсов следует отметить следующие преимущества:
Отличие эрудиции от образованности
Естественно, между образованностью и эрудированностью немало общего, но есть между ними и одно существенное отличие — эрудит обязательно образован, но не всякий человек с образованием является эрудитом. Не секрет, что многие образованные люди не желают развиваться и получать новые знания, предпочитая просто принимать на веру материал, предоставленный им преподавателями в годы учебы.
Эрудиту, наоборот, свойственно сомневаться в полученных ранее знаниях, а, значит, и развиваться, постоянно получая новую информацию из различных источников и анализируя ее. Ставя что-либо под сомнение, эрудит немедленно начинает искать сведения по интересующему его вопросу, после чего обстоятельно исследует имеющуюся информацию и приходит к собственным выводам. В сущности, интеллектуалам не свойственно воспринимать даже устоявшуюся точку зрения в качестве единственно верной.
Как развить эрудицию?
Целый ряд специалистов по личностному росту не отрицает возможности самостоятельного развития эрудиции, поскольку способности человека в принципе не ограничены. Общие понятия об эрудиции очень субъективны, как и мнения на этот счет, а потому нельзя точно сказать, какими именно знаниями должен обладать эрудит. Главным моментом здесь является личный интерес человека к развитию и расширению кругозора. А теперь приведем несколько универсальных советов для тех, кто хочет подтянуть свой интеллектуальный уровень:
Заключение
Таким образом, эрудированность является однозначно положительным качеством личности, и это качество человек может развить в себе самостоятельно. Чтобы стать настоящим эрудитом следует постоянно учиться, развиваться, стремиться к получению новых знаний, интересоваться различными сферами, отраслями и областями человеческой жизнедеятельности. Ведь человек живет до тех пор, пока его интересует новое во всех его проявлениях и многообразии.
Образованный человек – это кто?
В этой статье я лишь обозначу проблему, проблему которую хотел бы обсудить с моими читателями и далее развить эту тему.
Образование. Мы все получаем образование. Начальное, высшее и тд.
Но что конкретно понимается под этим словом, или процессом. Что мы получаем в итоге нашего образования. Кроме формальной корочки в виде диплома.
Образованный человек – кто это?
*****
Как всегда необходимо начать с понятий.
Образование от слова «образ», т.е. в процессе образования человек стремится к какому-то образу.
Именно этим и занимается — образование, обучение, воспитание. Формированием образа. Именно эти три категории определят сформировавшийся образ. Но при этом даже педагогика еще не определилась с единым пониманием этих слов и их значений.
Кто такой обученный человек?
Тот, кто овладел каким либо умением и навыком или специальностью.
Видимо тот человек, поступки которого соответствуют требованиям норм и морали, которые установило общество.
Человек, владеющий системой знаний и умений, необходимых для жизни. Но, систематизированными знаниями, а не обрывками, слабо связанными между собой.
Человек может быть воспитанным, но необразованным – такое тоже возможно, но чаще – наоборот. Число комбинаций можно продолжить
****
Так какой же образ позволяет сказать, что человек — образованный.
Что включает в себя этот образ?
Современное образование так и не может прийти к единому пониманию – что же такое образование. Оно лишь разделяет образование на среднее, профессиональное, экономическое, гуманитарное, техническое и тд.
Т.е. пытается в образование заложить профессиональные знания и навыки. Но в этом случае получаем человека – профессионала, но можно ли сказать что это образованный человек.
Еще хуже обстоит дело с самообразованием, т.е. сам формирую тот образ, который пытаюсь достичь. Но поскольку человек лишь пытается стать образованным путем самообразования, то он еще не понимает – какой это должен быть образ. И часто использует обычные штампы – буду успешным, богатым, счастливым и тд. И для этого мне надо изучить то-то и то- то.
Отсутствие критериев, по которым можно было бы судить о том, кто же это образованный человек, ведет лишь к тому, что — сколько людей – столько и мнений.
Кто-то называет это свободой, говорит об уникальности личности, о некой самореализации. Но в конечном итоге, это ведет лишь к одному — потере ориентиров и смыслов.
Первое, что можно сделать – это послушать экспертов. Но кого можно считать экспертом в этом вопросе?
Возможно, стоит начать с Рубакина Н.А. Ведь именно у него поднят этот вопрос – кто это образованный человек.
Николай Александрович Рубакин (1862—1946) — русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель.
Источник: Рубакин Н.А. Избранное в 2-х томах. т.2, с 156.
Далее он предлагает выделить в самообразовании три главных стороны: во-первых, явление природы в физическом смысле, во- вторых – явление общественной жизни, и в-третьих – мыслящую, верующую личность.
Главное знать все эти три стороны, но более главное — их взаимную связь и влияние.
Как вариант общего образования он предлагает программу, разделенную на такие отделы, как:
1. Язык и его история.
2. Литература и ее история.
3. Нравственность и ее история.
4. Литературно-общественные и общественные течения, среди которых мы воспитываемся и их история.
5. Человечество как единое целое и его история.
6. Религиозно-церковный строй и его история.
7. Семейный строй и его история.
8. Строй воспитания, народного образования и просвещения и его история.
9. Государственный и правовой строй и его история.
10. Социальный и экономический строй и его история.
11. Общество, его сущность и происхождение.
12. Племена и расы, их распределение на земле.
13. Психика, явления духовной жизни, их сущность и происхождение.
14. Человеческое тело, его устройство и жизнь.
15. Царство животных, его состав и жизнь.
16. Царство растений, его состав и жизнь.
17. Царство организмов вообще, как единое целое и его происхождение и история.
18. Земной шар и перемены с ним и на нем происходящие.
19. Неорганическое вещество, из которого состоит Вселенная, перемены с ним происходившие и происходящие.
20. Силы природы их превращения и история.
21. Вселенная (Космос) как единое целое, его история (эволюция).
22. Математика и ее история.
23. Логика и гносеология.
24. Философия и ее история.
На основе изучения этих 24-х отраслей знаний и сравнительного ознакомления с чужими мнениями, теориями человек сможет выработать свое собственное мировоззрение.
*****
Можно согласиться, что изучив вышеприведенные области человек будет обладать широким кругозором, будет способен изложить и обосновать свою точку зрения на различные вопросы.
Но. опять же я лично не смог увидеть в этом тот «образ», к которому идет человек. Да, сумма знаний, да возможно сложится в систему, но на мой взгляд здесь чего–то не хватает.
Да и сам Рубакин Н.А. в своей книге «Как заниматься самообразованием», пишет: «Действительно образованный человек – не тот кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.
Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь – в той силе, которую дает образование, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или специальное, все равно, его критерий – переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи».
Далее он определяет задачи перед человеком, который стремится стать образованным:
1. Присматриваться к окружающей жизни и вдумываться в нее;
2. Ее изучать, знать и понимать;
3. Уметь в ней действовать;
4. Для этого иметь подготовку:
а) общую, т.е. широкий кругозор;
б) специальную, профессиональную.
****
Но и здесь я также не увидел образ человека, к которому стоит стремиться. Да — опять знания, да- умения, способность вносить что-то новое. Но этого мало для образа.
Скорее всего этот «образ» связан не только с образованностью, обученностью и воспитанием.
Жду Ваших комментариев.
Поделиться в соц. сетях
Похожие статьи:
12 комментариев к записи “Образованный человек – это кто?”
Как я понимаю образование и формирует будущий образ мыслей человека, его поступки и влияние на окружающих его людей. При помощи знаний полученных в учебном заведении и формируется образ будущего специалиста. Например человек хочет стать врачем и для этого поступает в медицинский институт и после его окончания общество получает образ врача. А эталона образованного человека наверное не существует. Может быть я как то по своему понимаю суть обсуждаемого вопроса, но на данный момент у меня такое мнение.
Да, действительно любое образование (медицинское, гуманитарное, музыкальное, математическое, техническое и тд) готовит специалиста, и видимо имеет этот образ специалиста.
Возможно формирует и образ мыслей, поступки и влияние (о чем Вы и говорите), но все же обучение ограничивается рамками тех дисциплин, которые изучаются в том или ином заведении.
Высшее образование — это не гарантия образованности.
Мы можем сказать — это обученный специалист. Но только ли специальностью ограничивается понятие образованный человек.
Скорее всего это более общая характеристика человека, чем просто специалист.
Какая шикарная тема — «Образованный человек – это кто?» или, иначе говоря, «Что такое образование?» Вот уж, действительно неограниченный простор для творческих изысканий. Огромное спасибо, Николай, за такую интересную, актуальную и жизненно важную тему. Ведь образование, это то, на что мы надеемся, чтобы иметь шансы выжить в этом мире и иметь возможность жить достойно.
Уже вижу множество подходов к этой мощнейшей теме и, скорее всего, не смогу в одном комментарии все охватить и изложить. Чтобы ответить на этот непростой вопрос, на мой взгляд, нужно, во-первых, рассматривать эту тему, как можно глобальнее, тогда с высоты картина будет видно наиболее полно и, во-вторых, обратиться к признанным специалистам, изучавшим этот вопрос профессионально. Наибольшим таким специалистом, как мне кажется, можно назвать Льва Николаевича Толстого.
«Много знаний нужных и важных.
Но самое главное — как жить»
Фундаментально занимаясь вопросами образования, великий Лев Толстой обращал внимание на то, что развитие ошибочно принимается за цель, что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается вечная ошибка всех педагогических теорий.
Действительно, бесспорно, что не количество знаний определяет образованность человека, что-то качественное в этих знаниях. Тогда возникает вопрос, как измерить это качество. И для ответа на него нужно понять, какая цель стоит у образования, какой конечный продукт образования? Взглянем на эту картину глобально. Человек не рождается человеком так же, как и все высшие существа. Они, как и человек становятся таковыми только в процессе длительного обучения. Человеку же нужно обучаться не только и не столько тем предметам, знание которых позволит ему зарабатывать себе на жизнь, но и, как сказал Толстой, умению жить. Жить гармонично, качественно. А качество жизни измеряется уровнем счастья человека. С одной стороны, человеку нужно научиться быть специалистом, чтобы зарабатывать себе на жизнь, с другой стороны, человеку нужно уметь взаимодействовать с обществом и миром, окружающим его, а также с самим собой, чтобы быть счастливым. С третьей стороны, человек, живя в обществе и являясь общественным существом, должен вносить какой-то вклад в укрепление этого общества. Ведь исторически и эволюционно мы знаем, что человек, как вид смог состояться и доминировать над всеми остальными видами жизни на земле только благодаря своему общественному устройству и общественному труду. Исходя из этого, образование должно давать своим конечным продуктом человека совершенного в разных планах или сферах жизни, чтобы он мог не только себя и свою семью обеспечить и сделать жизнь счастливой, но и помочь своему РОДу, РОДине, обществу. Ведь недаром самым уважаемым качеством у человека всегда считалось БЛАГОРОДство, его деятельность на БЛАГО РОДа, РОДины. Поэтому, кроме умения жить хорошо самому и умения создать счастливую семью, человек образованный должен иметь незыблемые принципы защиты интересов своего РОДа, РОДины. В этом плане обучение за границей с последующим использованием своих навыков и знаний не в интересах Родины никак не может считаться образованием, это уже будет преобразование человека в кого-то другого.
Итак, образ человека, который должен стать образованным уже понятен — это, прежде всего, человек с большой буквы, человек, который впитал в себя образцы настоящей человечности от учителей человечества, человек, умеющий создавать гармонию везде, где он находится, ведь, по сути, это и есть качество жизни — создавать гармонию и уметь действовать эффективно, реализуя свой потенциал, свои способности и открывая в себе новые и новые потенциальные возможности. Этот человек также должен быть предан своей «общине», роду, потому что цельность общины, это цельность каждого человека. При этом условии мы будем иметь 100%-ную выживаемость. Так жили наши славянские предки и такие примеры можно найти и у диких племен, не испорченных цивилизацией. Вот, например, притча «ОБОНАТО».
Американский антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: « Кто первым из вас добежит до дерева — удостоится всех сладких фруктов». Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Поражённый антрополог спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили: «Обонато». «Обонато» на их языке означает: «я существую, потому что мы существуем».
Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные.
Второй интересный момент — как осуществлять образование? Здесь также интересную мысль можно почерпнуть у Льва Николаевича. В яснополянской школе Толстой организовал экспериментальное обучение, в результате которого создал цельную, гармоничную систему методик преподавания. Педагог, по мысли Льва Николаевича, уподобляется плохому ваятелю, который вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает, раздувает, залепляет бросающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает. Если внимательно рассмотреть слово ОБРАЗОВАНИЕ, то, кроме слова ОБРАЗ, мы увидим еще и древний слог РА, означающий изначальный свет, из которого состоит все сущее, что уже, как известно, доказано наукой. Исходя из этого мы и получим то, о чем говорит Толстой — в человеке уже есть все, ведь он создан по образу и подобию Бога, нужно только раскрыть в нем это, прояснить, выСВЕТить. Этим и занимался в своем обучении лев Николаевич, стремясь в каждом ученике раскрыть его потенциал Творца. По словам Льва Николаевича — «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.»
Спасибо Константин за Ваше участие в обсуждении предложенной темы.
Я предполагал, что эта тема заинтересует читателей, но к сожалению количество комментариев оставляет желать лучшего.
Мы часто используем важные термины не задумываясь, что стоит за ними. Все стремятся дать своим детям образование, в итоге — за этим стоит лишь престижный диплом. Ну и знания конечно. Но ведь образование — это не только профессиональные знания. Я бы даже сказал — это совсем не они.
Образ, который формируется — вот что главное. Я полностью согласен с Вашим описанием этого образа.
Вопрос в критериях человечности. Ведь образ человека проявляется в его мировоззрении. А это мировоззрение формируется из осознанных и принятых ценностей. Вопрос- что это за ценности.
Например, для меня — это христианские православные ценности. Отсюда и мое мировоззрение. Но пришел я к этому пройдя долгий путь метаний от восточных мировоззрений до западных прагматических.
Для сегодняшней жизни возможно западные подходы — более привлекательны, особенно для молодежи. Отсюда и образ — успешный, материально обеспеченный, нацеленный на самореализацию. Но какие духовные ценности будут определять путь достижения этого образа?
Поэтому я считаю, что образованность, образование,образ — должны формировать мировоззрение на базовых ценностях, на основе которых строится все остальное. Ценности формируют убеждения, и затем поведенческие нормы.
Но вопрос остается по прежнему — откуда исходят эти ценности. Можно придумывать новые, современные, прогрессивные, а можно исходить из исторических традиций, в том числе традиционной религии.
Спасибо, большое Константин за Ваше столь подробное и интересное дополнение к теме Образование.
На мой взгляд, очень важно иметь возможность видеть и общаться с носителями культуры. Ведь, можно обладать знаниями истории,культуры, но при этом оставаться лишь энциклопедистом.
Мне очень понравилась притча «Свет души», встреча с человеком светлой души — дает многое, в том числе и правильные ориентиры.
И очень хотелось бы чтобы таких людей было больше. Собственно это и есть тот образ к которому стоило бы стремиться, по моему мнению.
Не обязательно переделывать весь мир, достаточно создать этот светлый мир в своем окружении. Чтобы твое ближайшее окружение становилось лучше, а соответственно и оно будет формировать следующий круг доброго и светлого.
Нужны такие примеры, они есть и в книгах и в фильмах (правда в более ранних). Но лучше чтобы в жизни встречались эти носители культуры, которые на своем примере показывают тот образ, который несет свет.
Общаясь с такими людьми (или даже просто читая их) сам становишься светлее и чище, и возможно именно это общение заставит многих подумать о своем развитии. А также и о тех знаниях, к которым стоит приложить усилия. К знаниям которые делают человека лучше.
По сути, образ человека в притче «Свет души» — именно тот, который хотелось бы видеть. Весь вопрос — как удается этого достичь.
Еще раз спасибо Вам!
Спасибо, Николай за такой хороший отзыв! Если вы помните, то в первом комментарии я приводил выдержки из высказываний Льва Толстого о педагогике, в которых он тоже подчеркивал, что нужно выСВЕТить в ученике то, что в нем есть. И в дедушкиной книге «Военные Инженеры» есть много примеров таких светлых людей, поэтому и читать эту книгу можно с любого места. И, занимаясь в свое время суфийскими техниками,вспоминаю, что там тоже исправление чего-то или исцеление человека связывалось с тем, чтобы увидеть в объекте или субъекте свет. А сейчас не могу не поделиться прекраснейшей статьей ОШО о красоте, о том, как ее можно замечать там, где раньше никогда не видел.
Фактически есть множество вещей, которые нельзя выразить на западных языках, потому что восточный подход к реальности — в своей основе, в своей сути, по внутреннему существу другой. Иногда бывает так, что на одни и те же вещи можно посмотреть и с восточной, и с западной стороны, и на поверхности заключения могут выглядеть сходными, но так не бывает. Если пойти немного глубже, если копать немного глубже, обнаружатся большие различия — не обычные различия, но необычные.
Только вчера я читал известное хайку Басе, дзэнского мистика и мастера. Для западного ума или ума, образованного на западный лад, это не покажется великой поэзией. А сейчас весь мир образован на западный лад; Запад и Восток исчезли — в том, что касается образования.
Слушайте очень внимательно, потому что это не то, что вы называете великой поэзией, но это великое прозрение — что гораздо более важно. В этом есть безмерная поэзия, но чтобы почувствовать эту поэзию, вы должны быть очень тонкими. Интеллектуально ее понять нельзя; это можно понять только интуитивно.
Когда я смотрю внимательно,
Кажется, в этом нет ничего от великой поэзии. Но давайте подойдем к этому с большей симпатией, потому что Басе переведен на английский язык; его собственный язык имеет совершенно другие текстуру и аромат.
Подорожник — это очень обычный цветок, он растет сам собой у дороги, это цветущая трава. Она такая обычная, что никто никогда на нее не смотрит. Это не драгоценная роза, это не редкий лотос. Легко увидеть красоту редкого лотоса, плавающего в озере, — голубой лотос. как можно его не увидеть? На мгновение тебя обязательно захватит его красота. Или прекрасная роза, танцующая на ветру, на солнце. на долю секунды она захватывает тебя. Она ошеломляет. Но подорожник — очень обычное, распространенное растение. Ему не нужны ни уход, ни садовник; он растет сам по себе, где угодно. Чтобы внимательно рассмотреть подорожник, нужен медитирующий, нужно очень деликатное сознание; иначе ты пройдешь мимо, не заметив его. У него нет очевидной красоты, его красота глубока. Его красота — красота очень обычного, но само обычное содержит в себе необычное — даже цветок подорожника. Ты его упустишь, если только не проникнешь в него сочувствующим сердцем.
Впервые прочитав Басе, ты удивишься: «Что такого важного можно сказать о подорожнике, цветущем у ограды?»
В стихотворении Басе последний слог — по-японски кана — переводится как восклицательный знак, потому что у нас нет никакого другого способа его перевести. Но кана значит: «Я изумлен!» Откуда берется эта красота? Приходит ли она из подорожника? — потому что тысячи людей прошли мимо, и никто, может быть, никогда не посмотрел на этот маленький цветок. А Басе захватила его красота, он перенесен в другой мир. Что произошло? На самом деле это не подорожник, иначе он привлекал бы глаз каждого. Это прозрение Басе, его открытое сердце, его сочувствующее видение, его медитативность. Медитация — это алхимия: она может превращать грубые металлы в золото, она может превратить подорожник в лотос.
Когда я смотрю внимательно.
И слово внимательно значит интенсивно, с осознанностью, преднамеренно, медитативно, с любовью, с заботой. Человек может смотреть совершенно без заботы, и тогда он упустит всю суть. Слово внимательно нужно помнить во всех его значениях, но корень этого слова означает медитативность. А что это значит, если ты что-то видишь медитативно? Это значит без ума, смотреть без ума, без облаков мыслей в небе сознания, без проходящих воспоминаний, без желаний. вообще ничего, сущая пустота.
Когда я смотрю внимательно, я вижу подорожник, цветущий у ограды!
Кана — я изумлен! Я потерял дар речи; я ничего не могу сказать о его красоте — я могу на нее лишь намекнуть.
Хайку просто намекает, хайку только указывает — очень косвенным путем.
Похожую ситуацию можно найти в знаменитой поэзии Теннисона; если их сравнить, это вам очень поможет. Басе представляет интуитивное, Теннисон — интеллектуальное. Басе представляет Восток, Теннисом — Запад. Басе представляет медитацию, Теннисон — ум. Они кажутся похожими, и иногда поэзия Теннисона может показаться более поэтичной, чем поэзия Басе, потому что она пряма, она очевидна.
Цветок в потрескавшейся стене,
Я вырываю тебя из трещины,
Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке,
Если бы я мог понять,
Что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем,
Я знал бы, что такое Бог и человек.
Прекрасный отрывок, но ничто в сравнении с Басе. Давайте посмотрим, в чем Теннисон совершенно отличается.
Во-первых: Цветок в потрескавшейся стене, я вырываю тебя из трещины.
Но именно так действует ум; он разрушителен. Он хочет владеть, а владение возможно только в разрушении.
Помни, каждый раз, когда ты кем-то или чем-то владеешь, ты что-то или кого-то разрушаешь. Ты владеешь женщиной? — ты разрушаешь ее, ее красоту, ее душу. Ты владеешь мужчиной? — он больше не человеческое существо; ты низводишь его до объекта, до товара.
Басе смотрит «внимательно» — просто смотрит, даже не пристально всматривается. Только взгляд, мягкий, женственный, словно он боится причинить подорожнику боль.
Теннисон вырывает цветок из трещины и говорит:
. Держу тебя, с корнем и всем сущим, в руке, маленький цветочек. Он остается отдельным. Наблюдаемое и наблюдатель нигде не сливаются, не сплавляются, не встречаются. Это не любовный роман. Теннисон нападает на цветок, вырывает его с корнем и всем сущим, держит его в руке.
Ум чувствует себя хорошо со всем, чем он может владеть, что он может контролировать, держать в руке. Медитативное состояние сознания не интересует владение, держание, потому что все это пути насильственного ума.
И он говорит: » маленький цветочек » — цветок остается маленьким, сам он остается на высоком пьедестале. Он — человек, он — великий интеллектуал, он — великий поэт. Он остается в своем эго: «маленький цветочек».
Для Басе нет речи о сравнении. Он ничего не говорит о себе, как будто его вообще нет. Нет никакого наблюдателя. Так велика красота, что она приносит трансценденцию. Вот цветок подорожника, цветущий у ограды, — кана – и Басе просто изумлен, потрясен до самых корней своего существа. Красота ошеломляет. Вместо того чтобы владеть этим цветком, он захвачен им. Он тотально сдается красоте этого цветка, красоте этого мгновения, благословению здесь и сейчас.
Маленький цветок, — говорит Теннисон, — если бы я только мог понять.
Это одержимость стремлением понять! Восхищения недостаточно, любви недостаточно; должно быть понимание, должно быть произведено знание. Не прибыв к какому-то знанию, Теннисон не может расслабиться. Цветок превратился в знак вопроса. Для Теннисона это знак вопроса, для Басе — восклицательный знак.
И между ними огромная разница — знак вопроса и знак восклицания.
Для Басе любви достаточно. Любовь — и есть понимание. Может ли быть большее понимание? Но Теннисон, кажется, ничего не знает о любви. Есть только его ум, жаждущий знания.
Если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем.
Ум — это неизменный перфекционист. Ничто не должно оставаться непознанным, ничему нельзя позволить оставаться неизвестным и таинственным. Корень и все сущее, все во всем должно быть понято. Пока ум не знает всего, он остается в страхе, — потому что знание дает власть. Если есть что-то таинственное, ты обречен оставаться в страхе, потому что таинственное нельзя контролировать. А кто знает, что скрывается в таинственном? Может быть, враг, может быть, опасность, какая-то угроза? И знает, что это с тобой сделает? Прежде чем это что-то сделало, его нужно понять, его нужно узнать. Ничто не должно оставаться таинственным.
Но тогда исчезает вся поэзия, исчезает вся любовь, исчезает вся тайна, исчезает все удивление. Исчезает душа, исчезает песня, исчезает празднование. Все познано — тогда нет ничего ценного. Все познано — тогда нет ничего, что чего-нибудь стоит. Все познано — тогда в жизни нет никакого смысла, никакой важности. Увидь этот парадокс: сначала ум говорит: «Узнай все!» — а потом, когда ты узнаешь, ум говорит: «В жизни нет никакого смысла».
Ты разрушил смысл, а теперь жаждешь смысла. Ум очень разрушителен в отношении смысла. И поскольку он настаивает, что все должно быть познано, он не может допустить третьей категории, непознаваемого, которое остается непознаваемым вечно. А именно в непознаваемом — смысл жизни.
Все великие ценности: красота, любовь, Бог, молитва — все, что только есть действительно важного, что делает жизнь достойной того, чтобы жить, составляет третью категорию: непознаваемое — чудо. Непознаваемое — это другое название Бога, другое название таинственного и чудесного. Без него в твоем сердце не может быть никакого удивления — а без удивления сердце — это вообще не сердце, и без благоговейного трепета ты теряешь нечто безмерно драгоценное. Тогда твои глаза полны пыли, они теряют ясность. Тогда птица продолжает петь, но на тебя это не влияет, в тебе ничто не шевелится, твое сердце не тронуто, потому что ты уже знаешь объяснение.
Деревья зелены, но их зелень не превращает тебя в танцора, в певца. Она не порождает поэзии в твоем существе, потому что ты знаешь объяснение: хлорофилл делает деревья зелеными. Тогда от поэзии не остается ничего. Когда есть объяснение, поэзия исчезает. Все объяснения утилитарны, они не относятся к предельному.
Если ты не доверяешь непознаваемому, как тогда ты можешь сказать, что роза красива? Где ее красота? Это не химический компонент розы. Розу можно проанализировать, но ты не найдешь в ней никакой красоты. Если ты не веришь в непознаваемое, ты можешь произвести вскрытие человека, посмертно — и не найдешь в нем никакой души. И ты можешь продолжать искать Бога, и нигде его не найдешь, потому что он всюду. Ум продолжает его упускать, потому что уму хочется, чтобы он был объектом, а Бог не объект.
Бог — это вибрация. Если ты настроен на беззвучный звук существования, если ты настроен на звук хлопка одной ладонью, если ты настроен на то, что индийские мистики назвали анахат — предельная музыка существования, если ты настроен на таинственное, ты узнаешь, что есть только Бог, и нет ничего другого. Тогда Бог становится синонимом существования.
Но эти вещи нельзя понять, эти вещи нельзя низвести до знания — и именно в этом Теннисон упускает, упускает всю суть. Он говорит:
Маленький цветочек — если бы только я мог понять, что ты такое, с корнем и всем сущим, все во всем, я знал бы, что такое Бог и человек.
Но все это «бы» и «если».
Басе знает, что такое Бог и человек, в этом восклицательном знаке — кане. «Я изумлен, я удивлен. подорожник цветет у ограды! «
Может быть, это ночь полнолуния, или, может быть, раннее утро — я вижу реального Басе, стоящим у обочины дороги, неподвижно, словно у него остановилось дыхание. Подорожник. и так красиво. Все прошлое ушло, все будущее исчезло. В его уме больше нет вопросов, лишь чистое изумление. Басе стал ребенком. Снова эти невинные глаза ребенка, смотрящие на подорожник, внимательно, любяще. И в этой любви, в этой заботе есть совершенно другого рода понимание — не интеллектуальное, не аналитическое. Теннисон интеллектуализирует все это явление и разрушает его красоту.
Теннисон представляет Запад, Басе представляет Восток. Теннисон представляет мужской ум, Басе — женский. Теннисон представляет ум, Басе — не-ум.
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
Где разноликие народы,
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины.
Так я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот — она не запятнала
Дремлю и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
Прочитал с удовольствием.
Действительно мы перестали видеть прекрасное в обычных вещах.
По Гурджиеву мы спим, но встреча с природой может помочь проснуться хотя бы на время. Стоит только захотеть увидеть ее красоту.
С уважением, Николай.
Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы»,
Одни с негативом, другие – с «приветом».
Но те, что с «приветом» — улыбчивы часто,
А те, что «закаты», обычно несчастны.
С одними общаясь, ты чувствуешь холод,
С другими и в семьдесят, кажется, молод.
И ты от одних заряжаешься светом,
С другими его круглосуточно нету.
Но, если отдать человеку – «закату»
Кусочек тепла, что исчезло когда-то,
А не обвинять, что тоскливо на сердце,
Он тоже захочет и греть и согреться.
Ведь людям – закатам, как людям – рассветам,
Хотелось бы к счастью пройти за билетом,
Но просто любить бескорыстно боялись,
Поэтому злились и больно кусались.
И люди – рассветы становятся тоже
Людьми с негативом, на тучу похожих…
Когда благодарность в душе исчезает,
То небо рассветы в закат превращает.
Я тоже порою бываю на взводе,
Но знаю, с рассветом печали уходят.
И пусть кто-то скажет: «Но он же с приветом…»
Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы».
автор: Ирина Самарина-Лабиринт.
Сразу примерил к своему окружению. Хватает и тех и других, но все же людей-рассветов больше.
С уважением, Николай.
Несколько лет спустя прочтения этой статьи ОШО со мной произошел такой же опыт, но, как мне кажется, еще более необычный, т.к. речь идет не о красоте цветка,хоть и неприметного, а о еще более обычном явлении, в котором даже подозревать красоту сложно.
Было это уже не скажу точно когда, но, учитывая, как быстро бежит время, не ошибусь, если скажу, что примерно год назад. Я был дома и оказался около окна во двор между домами. Напротив был другой дом, вдоль которого росли высокие тополя, почти в высоту девятиэтажек. Был ветер и тополя качались, шелестя листьями. Обычная картина, смотреть не на что. Но в тот момент, когда я посмотрел в окно и увидел один из тополей, качающийся на ветру и шелестевший листьями, я не мог оторвать от него взгляд. Мое состояние в тот момент можно, наверное, назвать, как очарованние этим тополем или, иначе говоря, сказать, что в тот момент у меня произошло какое-то просветление. Потому что я увидел то, чего никогда раньше ни в одном дереве не видел. Мне даже трудно подобрать слова, какие бы эпитеты я не использовал, они все равно не смогут передать того величия, той необычайной красоты слаженного организма в его гармоничном и великолепном движении. Качание дерева и шелест его листьев было таким божественно красивым, что иначе, как симфонией я это назвать не могу. Это было потрясающе. Могучее дерево и бесчисленное множество его листьев производили такое синхронное, слаженное и необычайно гармоничное и в то же время величавое движение, что не было никаких сомнений — у него есть великолепный дирижер. Это была божественная музыка, выраженная в движении. Балет это же тоже музыка в движении, но все же движения людей в балете не такие естественные и гармоничные, в них есть резкость, импульсивность, какие-то кванты движений с переходами от одного движения к другому. Здесь же все было слитно, непрерывно и в то же время изменчиво, но без резких переходов, плавно и торжественно. Конечно, во взлете ракеты тоже есть своя красота, но восход солнца также являясь движением тела, хотя и небесного по своей плавности, непрерывности и естественности производит совсем другое впечатление, чем движение ракеты.
Так и с тополем, его качание и шелест его листьев создавали такую красоту движения, что было ясно — красивее быть не может, т.к. это естественная, самая совершенная, природная красота. Я был полностью захвачен этой красотой и так же, как Басе потерял дар речи. И уж, конечно, меня так же, как и Басе, совершенно не волновало устройство этого движения, его тайна. И, как сказал Блок в своем стихотворении о Руси, ее одежды я не коснусь. Да и в самом деле в тот момент мне больше ничего не нужно было, лишь бы это движение продолжало существовать и им можно было любоваться.
Что я еще могу сказать? Я считаю это переживание, так же, как и остановку внутреннего диалога самыми необычными переживаниями в жизни.
Это можно сравнить со стереокартинками, если ты знаешь, что это такое. Есть такие картинки, которые улучшают зрение, но на которые нужно смотреть не так, как мы обычно смотрим, а совсем по-другому и тогда в них начинаешь видеть то, что даже предположить вначале было совершенно невозможно, они становятся объемными, в них появляется много уровней по глубине и начальный вид картинки с этим уже не имеет ничего общего.
Образование есть обучение и воспитание. Как то так))) Вот только остается понять, что мы вкладываем в понятие воспитание? Кто нас воспитывает, в какой среде? Понятие морали, норм и т.д. А может стоит разложить понятие образования на малообразованый или хорошообразованый и тогда поймем? Можно говорить много и рассуждать еще больше, главное мне кажется человеку всегда стремится к совершенствованию как в познании большего, так и в совершенствовании своего отношения к окружающему миру с точки зрения воспитаности. До чего мы можем дойти в своих совершенствованиях? Никто не знает. Насколько огромна вселенная? Никто не знает. Прошу прощения за свой русский)))
Хорошая, дельная статья. Я диплом писал по этой теме, поэтому то, что вы пишите мне близко. Добавлю в закладки)