Что значит обозначить речевую ситуацию
Что такое речевая ситуация?
Перед написанием сочинения, учителю необходимо создать речевую ситуацию.
Что же такое, речевая ситуация?
Речевая ситуация – это то, что побуждает ученика создать наиболее успешный текст сочинения с учетом адресата (того человека, который будет читать сочинение).
Каковы же цели её создания?
Во – первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во – вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста.
Примерные речевые ситуации:
-Давайте сделаем выставку наших сочинений и пригласим на неё ваших родителей, учителей и учеников из других классов.
-Давайте вести свой альбом «Времена года». Каждый из вас создаст страничку со словесными зарисовками.
-Давайте сделаем подарки близким к Новому году. Пусть каждый подарит свою книжку!
Методика проведения сочинения по серии картинок в 1, 2, 3 классах.
Сочинения (устные и письменные) по серии картинок проводятся в 1, 2 и реже в 3 классе. Серия из 2 – 5 картин, объединённых общей темой, облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в 1 классе обучать детей составлению плана, композиции и сюжету сочинения удобнее всего по серии картин. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1 – 3 предложения, озаглавливают рассказики.
Структура урока сочинения по серии картинок.
Этапы урока | Методические требования |
1.Сообщение цели урока | (2 минуты) На каждую парту даётся комплект картинок. |
2.Молчаливое рассматривание картинок | (2 минуты) Дети раскладывают картинки в нужной последовательности. |
3.Беседа по картинкам | (8 минут) Учащиеся составляют устно с помощью учителя небольшие связные тексты по каждой картинке. Тип речи – повествование (с элементами описания). |
4.Озаглавливание всего рассказа | (2 минуты) Из нескольких предложенных детьми вариантов. |
5.Рассказывание полного текста сочинения | (3 минуты) Только в первом классе и начале второго. |
6.Орфографическая подготовка | (3 минуты) Проверить орфограммы слов, повторение орфографических правил, выделение орфограмм в пунктах плана. |
7.Написание сочинения | (15 минут) Учитель оказывает ученикам индивидуальную помощь. Учит пользоваться словарями. |
8.Проверка | (5 минут) Дети проверяют свои работы. Об исправлениях и дополнениях дети советуются с учителем. |
Примерные вопросы к первой картине:
Где происходит действие? Когда, в какое время года? Кого вы видите на первом плане, на втором? Дайте детям имена и т. д.
Далее следует озаглавливание картинки и выделение опорных слов (запись на доске). Затем дети составляют первую часть рассказа по картинке.
В работе над последующими картинками обязателен вопрос: Что изменилось? (сравнить содержание картинок). Картинки озаглавливаются, выделяются опорные слова, составляются следующие части рассказа. План сочинения должен соответствовать структуре текста-повествования: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Методика проведения сочинения по картине.
На уроках сочинения по картине учителю необходимо научить детей читать картину, то есть определять её тему и идею; формировать умение осмысливать содержание картины ; подбирать точные слова для описания; формировать умение создавать текст – описание; заботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся.
Структура урока сочинения по картине.
Этапы урока | Методические требования |
1.Сообщение темы и цели урока. 2. Подготовительная работа. 3.Молчаливое рассматривание картины. 4.Беседа по картине. 5. Составление плана – описания картины. 6.Озаглавливание всего рассказа. 7.Рассказывание полного текста сочинения. 8.Орфографическая подготовка. 9.Написание сочинения. 10. Проверка (саморедактирование). | Научить детей читать картину, то есть определять её тему и идею. В подготовительной работе необходимо рассказать об авторе, его картинах, где их можно увидеть. Формировать умения осмысливать содержание картины, подбирать точные слова для описания: интеграция с ИЗО (термины: передний и задний план, колорит, освещение и т. д.) Формировать умения создавать текст-описание. Заботиться об эмоциональном воздействии живописного полотна на учащихся. Важно, чтобы ребёнок писал рассказ по картине (рассказ – описание картины). |
Методика проверки сочинения.
Учителю не следует за один день проверять все работы, а распределить их примерно на неделю. Читать сочинения нужно внимательно, особо уделить внимание отличным работам. После проверки планируется индивидуальная работа на урок редактирования.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».
С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания: вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Нормативный знание правил и их использование
Коммуникативный связан с влиянием обстановки
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
Смотреть что такое «РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ» в других словарях:
Речевая ситуация — реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. В коммуникации с переводом различают: речевую ситуацию, во время которой сообщение принимается переводчиком; и речевую ситуацию при приеме сообщения финальным адресатом. См. также: Речевая… … Финансовый словарь
речевая ситуация — 1. В которой осуществляется речевое общение. 2. Реальная действительность, в которой осуществляется коммуникация. В коммуникации с переводом различается речевая ситуация №1, во время которой сообщение принимается переводчиком, и речевая ситуация… … Толковый переводоведческий словарь
Речевая ситуация — реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. В коммуникации с переводом различается речевая ситуация № 1, во время которой сообщение принимается переводчиком, и речевая ситуация № 2 при приеме сообщения финальным адресатом … Краткий словарь переводческих терминов
Речевая ситуация — – ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами. Ее важнейшие параметры обычно описываются на основе классических моделей коммуникативного акта (К. Бюлер, Р. Якобсон и др.). Согласно модели Р. Якобсона, этими… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Речевая ситуация — 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.… … Педагогическое речеведение
Речевая ситуация — См. Коммуникативная ситуация … Словарь социолингвистических терминов
речевая ситуация — См.: коммуникативная ситуация … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ УЧЕБНАЯ — РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ УЧЕБНАЯ. См. учебная речевая ситуация … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ситуация речи (речевая ситуация) — (< фр. situation положение, обстановка, обстоятельство) Ситуация, которая предполагает речевое общение, включение собеседников на тематическом и композиционном уровне в речевой акт, в его диалогический и монологический контекст. В речевой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
УЧЕБНАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ — УЧЕБНАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. Модель такой совокупности обстоятельств, условий и отношений (см. речевая ситуация), которая побуждает потенциальных собеседников к общению путем использования языковых средств в интересах обучения устной речи. У. р. с.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)