Что значит обличает пороки

Значение слова «обличать»

Что значит обличает пороки

2. (сов. обличить). Сурово осуждая, вскрывать, разоблачать (какое-л. зло, пороки и т. п.). Обличать взяточничество.— Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию. И. Гончаров, Обломов.

3. Обнаруживать, показывать, служить свидетельством чего-л. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее. Гоголь, Сорочинская ярмарка. Широкие плечи, крутая грудь, тонкая талия, гибкая походка — все обличало кавказца. Короленко, Прохор и студенты. У Пылаева было множество привычек, обличавших человека аккуратного и довольного жизнью. Саянов, Небо и земля.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОБЛИЧА’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов. (книжн.). 1. (сов. обличить) кого-что. Высказывая правду, порицая, разоблачать (обман, какие-н. темные, отрицательные явления). О. злоупотребления. О. взяточников. О. политических врагов. Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию. Гнчрв. 2. что. Обнаруживать, показывать, раскрывать. Не было того беспорядка, который обличает присутствие музы и отсутствие метлы и щетки. Пшкн. Такой прием возражения, мне кажется, обличает не серьезность, а слабость мысли. Л. Тлстй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

облича́ть

1. делать явной чью-либо виновность, преступность; высказывать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении и т. п.; разоблачать; осуждать

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит обличает порокиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: радарный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Осуждение, обличение и рассуждение

Что значит обличает пороки
Св. Иоанн Предтеча обличает царя Ирода

Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод – искреннее раскаяние.

Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

Источник

Обличение

Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – ука­за­ние чело­веку (группе людей, народу) на совер­ше­ние им греха и объ­яс­не­ние или акцен­ти­ро­ва­ние вни­ма­ния на пагуб­но­сти такой прак­тики.

Обли­че­ние должно быть свя­зано с состра­да­нием и любо­вью к чело­веку, обли­че­нию должна пред­ше­ство­вать молитва, целью обли­че­ния должно быть исправ­ле­ние греха самим греш­ни­ком или пре­ду­пре­жде­ние от подоб­ного пове­де­ния окру­жа­ю­щих.

свя­щен­ник Алек­сандр Люби­мов:
Грань между обли­че­нием и осуж­де­нием про­хо­дит там, где раз­де­ля­ются грех и доб­ро­де­тель. Путаем мы обли­че­ние и осуж­де­ние по той при­чине, что, как пра­вило, не знаем, что такое пра­виль­ное обли­че­ние, и гово­рим обычно лишь об осуж­де­нии. Обли­чать должно с любо­вью… Делать это можно только кон­кретно, ответ­ственно, обос­но­ванно, и притом так, чтобы это вело к исправ­ле­нию, и вообще имело благие послед­ствия…
Здра­вое обли­че­ние явля­ется абсо­лют­ной необ­хо­ди­мо­стью для нор­маль­ной жизни, как отдель­ного чело­века, так и обще­ства в целом. Осуж­де­ние же всегда явля­ется злом… Осуж­дая других людей, чело­век посту­пает по своей злобе и другим стра­стям. Если же он осуж­дает зло в себе – то это ведет его к пока­я­нию и вере… Если мы, не обра­щая вни­ма­ния на соб­ствен­ное зло, обли­чаем его в других – то сви­де­тель­ствуем этим лишь о соб­ствен­ном лице­ме­рии ( Мф.7:5 ). Именно оно и под­ме­няет обли­че­ние осуж­де­нием. Соб­ственно, осуж­де­ние людей и явля­ется мнимой борь­бой с внеш­ним злом, на кото­рую подви­гает чело­века его соб­ствен­ное внут­рен­нее зло. Обли­че­ние же должно исхо­дить из жела­ния побеж­дать зло добром ( Рим.12:21 ). Однако прежде чем рас­суж­дать об обли­че­нии других, каж­дому из нас надо заду­маться о том, отно­шусь ли я сам к разум­ным, кото­рые с бла­го­да­ре­нием при­ни­мают обли­че­ние, или к нече­сти­вым, кото­рые полу­чают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлоб­ле­ния ( Притч.9:9 )? Всех нас посто­янно обли­чает сам Гос­подь – через нашу совесть, и через те внеш­ние скорби, кото­рые попус­ка­ются нам пра­вед­ными судами Божи­ими. Они попус­ка­ются как есте­ствен­ные послед­ствия наших грехов, и явля­ются, таким обра­зом, обли­че­нием и вра­зум­ле­нием от Гос­пода. Именно о том, чтобы нам самим иметь доста­точно бла­го­че­стия и муд­ро­сти, чтобы при­ни­мать пра­вед­ное обли­че­ние от Гос­пода, и с бла­го­да­ре­нием нести свой крест, мы и должны поза­бо­титься в первую оче­редь. Без этого наши рас­суж­де­ния об обли­че­нии других будут лишь сви­де­тель­ством нашего лице­ме­рия и злобы.

архи­манд­рит Амвро­сий (Юрасов):
Можно ли делать заме­ча­ние чело­веку, если он неправ? Пре­муд­рый Соло­мон гово­рит: «Не обли­чай кощун­ника, чтобы он не воз­не­на­ви­дел тебя; обли­чай муд­рого, и он воз­лю­бит тебя» ( Притч.9:8 ). Если чело­век с живой душой, разум­ный, так, когда ему под­ска­жешь, он воз­ра­ду­ется, воз­лю­бит нас. Но если чело­век безум­ный, его тро­гать нельзя.

Источник

Значение слова «обличение»

Что значит обличает пороки

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОБЛИЧЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). Действие по глаг. обличить-обличать. Политические обличения являются именно таким объявлением войны правительству, как экономические обличения – объявляют войну фабриканту. Лнн («Что делать?», 1902 г.). Думали, что собственное признание преступника необходимо для полного его обличения. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

обличе́ние

1. действие по значению гл. обличать, обличить ◆ Вера есть, по божественному Павлу, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых. архиепископ Платон (Левшин), «Катихизис пятый», 1757 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Долгое время плыли они молча и не смотря друг другу в глаза, боясь даже в них увидеть обличение тайной их страсти〈…〉 М. Е. Салтыков-Щедрин, «Глава», 1847–1848 г. (цитата из НКРЯ)

2. результат такого действия; речь, статья и т. п., обличающая кого-либо или что-либо ◆ Нет; не судьба нам и на этот раз увидать молодую боярыню в обличениях сердечных её слабостей. Н. С. Лесков, «Старые годы в селе Плодомасове», 1862 г. ◆ ― Ну да, да, вы обличители, ― так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но… И. С. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит обличает порокиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обтяжка (существительное):

Источник

Протоиерей Димитрий Беженарь. Обличение: когда и как?

№44 (1037)

В этой теме:

Священник Сергий Ситников: Почему не все верят в Бога?
Протоиерей Евгений Попиченко: Нужно быть христианином, а не казаться им

Отец Димитрий, что такое обличение? Когда оно необходимо и нужно ли вообще?

– Само определение показывает – это явление, когда мы раскрываем неблаговидные поступки (порой очень сурово, жестко, бескомпромиссно), недостатки ближних или то, что для нас является недостатком, с нашей точки зрения (личные недостатки или общественные, то есть какие-то пороки и грехи). Обличение чаще всего бывает в словесной форме, а наиболее редкое – собственным образом жизни.

Я знаю, что в Книге Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. Обличаемый будет тогда удержан от неблаговидных действий.

– Совершенно верно. В этой ветхозаветной учительной Книге так и говорится. Смысл здесь такой: если человек поступает неправильно (а он наш ближний) и мы замечаем его неправильный поступок, движение не в том направлении и хотим ему искренне помочь, то наша задача ему об этом сказать – обратить внимание человека на его неправильные поступки и слова. Смысл в том, что лучше человеку что-то подсказать, в чем-то обличить, обратить его внимание на что-то, чем молча держать обиду в себе, плохо думать или просто дуться на человека, а ему ничего не говорить. Особенно в обществе нередко так бывает, когда кто-то на кого-то обидится, чем-то недоволен, но не говорит об этом, а просто смотрит на другого косо. Иисус, сын Сирахов, именно эту мысль высказывает: лучше уж по любви сказать, обличить, чем молчать и держать в себе обиду.

Имеется в виду, наверное, обличение наедине, с глазу на глаз?

– Да, совершенно верно. И святые отцы Церкви обращают на это внимание – в частности святитель Василий Великий во многих своих произведениях говорит, что если, допустим, настоятель монастыря делает кому-то замечание за нарушение монашеского устава, то у него есть власть и полномочия сделать даже публичное обличение. Но если произошло недоразумение и человек, который обличается, на самом деле не виноват, то другой человек, который об этом знает, должен сказать об этом настоятелю.

Вообще, в любом братстве, в любом сообществе христиан, верующих людей, искренне переживающих друг за друга, благоразумнее делать обличение ближнему сначала наедине – самый главный образец и пример для нас это слова Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Бывает семейный конфликт – кого-то из близких и родных этой семьи пригласи, кто более или менее в теме, чтобы в их присутствии еще раз разобраться, прав человек или не прав, какими мотивами он движим, почему так поступает. Далее в Евангелии сказано: если этого недостаточно (двоих или троих), тогда повеждь церкви – именно сообществу верующих людей.

В древности так было: обращались к епископу или пресвитеру и рассказывали ему, что, допустим, в семье происходит то-то и то-то. И уже представитель Церкви, священник или епископ, увещевает человека падшего, согрешающего, призывает его обратить на что-то внимание, в чем-то исправиться. И далее Господь говорит: «Если же он и церковь не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». Естественно, для менталитета людей того времени человеку, который ослушался самого высшего авторитета на земле – Церкви Христовой, пренебрегает словами Церкви, – уже бесполезно что-то говорить. Такому уже намного сложнее что-то словесно донести. Видите, какая ступенчатость: сначала лично сказать, потом в присутствии двух-трех единомышленников, потом поведать Церкви.

В контексте наших современных реалий поведать церкви – это не синоним «выложить в интернете»: интернет – это не Церковь. Даже если человек, который хочет кого-то обличить, движим самыми добрыми мотивами, то выкладывая что-то в интернете он выставляет это на всеобщее обозрение – отнюдь не единомысленным с ним и порой неверующим людям. Это совершенно разные вещи.

Наверное, если поведать Церкви, то цель – исправить человека, примириться с ним, а выложить в интернет – это просто опубликовать какие-то свои мысли, эмоции без определенной цели?

– Очень важно помнить слова преподобного аввы Исаии (это великий святой отец V века) – он обращает внимание на мотивы, которыми ты движим, когда хочешь обличить ближнего: «Если ты в состоянии гнева и раздражения, – говорил преподобный авва Исаия, – никогда не говори»: в состоянии гнева, когда все внутри у тебя горит от негодования (пусть даже и справедливого) за какой-то поступок, слова, действия ближнего, говорить ничего не надо. Сначала пусть душа желающего обличить, научить, исправить или воспитать ближнего умиротворится – только в таком состоянии можно что-то говорить. Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, практически все святые отцы Церкви едины: в состоянии гнева, страстности обличение принесет больше вреда, чем пользы.

Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «Когда обличение становится осуждением? Бывает ли обличение от Бога? Как нам его увидеть и не пропустить в суете повседневной жизни?».

– Чем обличение принципиально отличается от осуждения? Осуждение – грех, это общеизвестная истина для всех верующих. Есть заповедь Божия: «Не судите, да не судимы будете» – даже люди, не читавшие никогда Евангелие, именно эту фразу используют: она уже стала известным афоризмом. Понятно, что осуждать не надо: этим ты согрешаешь перед Богом.

Когда мы осуждаем конкретно человека, мы как бы принижаем его в своих глазах, а сами мысленно (может, не до конца отдавая себе отчет) становимся над ним в роли судьи, который выносит приговор.

Чем отличается обличение от осуждения? Мы обличаем поступок, а не человека – мысленно стараемся отделять человека от его поступка. Допустим, человек страдает от недуга пьянства. Если ему сказать: «Ты пьяница», это осуждение человека, а если мы говорим «человек, страждущий недугом пьянства», мы как бы обличаем поступок, страсть, его духовную и физическую болезнь: он страдает, сам с собой ничего не может сделать – мы его как бы жалеем, сострадаем ему, уважаем его честь и достоинство. Если я говорю, что «этот человек страдает недугом пьянства», даже в самой интонации, в голосе, в произношении уже видна разница со словами «этот пьяница» или «этот блудник»: как будто ставится уже некая печать.

А бывает ли обличение от Бога? Господь нас всегда вразумляет и обличает – в первую очередь голосом совести. Самый первый и близкий, всегда с нами присутствующий голос Божий – голос нашей совести. Надо внимательнее всматриваться в свою душу. Еще античные философы говорили: познай самого себя.

Нужно внимательно всматриваться в свою жизнь и прислушиваться к голосу совести. Поступил с ближним несправедливо, не взял вину на себя, а обличил его? Сразу внутри чувствуется дискомфорт, дисгармония от того, что благодать Божия тут же отступает. Нужно прислушиваться к этим очень тонким, но определенным голосам Божиим внутри нашего сердца. Вот что значит услышать обличение от Бога.

Вы говорили, что согрешающего брата следует обличить наедине, а у апостола Павла есть слова: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».

– Это слова из Послания апостола Павла к Тимофею. Дело в том, что святые апостолы Тит и Тимофей были учениками апостола Павла, он их рукоположил в епископское достоинство. Епископ – это хранитель Поместной Церкви, поставленный на свещницу служения. Он имеет свои полномочия и власть беречь веру, заботиться о нравственности вверенной ему паствы. И, естественно, для епископа обличать пороки – часть его служения, его полномочий.

Кстати, очень важно, что, обращаясь в Послании к Титу, святой апостол Павел говорит: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» – апостолы Тимофей и Тит были молодыми по возрасту, а в церковной общине были люди пожилые, и апостол Павел акцентирует их внимание, что пожилого человека нужно обличать, если видишь недостатки, но с почтением: даже публичное обличение не исключает уважения к достоинству человека. Одно дело, когда епископ подойдет и скажет что-то согрешающему человеку, другое дело – равные: миряне начинают друг друга обличать очень резко, как шашкой машут.

В словах апостола Павла подразумевается именно епископская власть. А что такое власть епископа? Не власть делать все, что хочешь, а твоя ответственность за церковную общину перед Богом: неся ответственность перед Богом, ты обязан, видя недостатки, обратить на них внимание. Это совсем другое дело.

Всегда ли полезны публичные обличения? Кто имеет право публично обличать?

– Только что на примере апостолов Тита и Тимофея мы увидели, что человек, наделенный властью от Бога, имеет такое право. Один из великих отцов Церкви? Святитель Иоанн Златоуст неоднократно в своих произведениях пишет, что иной раз публичное обличение делает человека-грешника более бесстыдным (более циничным, говоря современным языком): некоторым порочным людям, когда община не знает об их греховной жизни, психологически легче свой порок осознать и исправиться – никто не знает о его пороках, ему сказали наедине, о нем помолились или он просто увидел светлый пример. А если таких при всех обличить, то, как пишет святитель Иоанн Златоуст, некоторые люди впадают в отчаяние и полное бесстыдство, пускаются во все тяжкие, так скажем.

И в современной жизни вы можете немало случаев вспомнить, когда человека обличили за одно, за второе, а он говорит: «Ну и все: буду жить, как мне хочется. Мне так комфортно. Не надо мне ничего говорить. Мне так нравится!» – и пускается во все тяжкие, попирая все заповеди Божии, все нравственные нормы. Получается, публичное обличение кого-то делает еще хуже. Преподобный Паисий Святогорец очень мудро говорит, что обличение без любви делает обличаемого зверем, то есть еще больше ожесточает.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Мне встречались люди, которые очень обличают Церковь и ищут так называемых непоминающих священников. Что можно им посоветовать?».

– Это проблема настолько болезненная, что едва ли в рамках одной передачи можно все эти боль и душевное страдание передать. Это поветрие идет уже не один год… Я могу только поделиться своей личной болью и скорбью.

Сейчас время относительной свободы. Сейчас не ведется, как в советские времена, открытая, сознательная, целенаправленная работа по уничтожению веры в отдельно взятой стране. Слава Богу, вас никто не расстреляет за то, что вы идете в храм. Но сейчас пошло поветрие, когда миряне открыто говорят: «В храм не ходите – там уже нет благодати». Как будто миряне вдруг узнали, почувствовали каким-то прибором, что в Церкви уже нет благодати (в одной из передач мы уже как-то говорили на эту тему, и был задан вопрос примерно в таком же ключе). Люди ссылаются на то, что некоторые даже ждут, когда в Церкви не будет благодати. Кто эти люди, которые этого ждут?

Я попытаюсь ответить на вопрос следующим образом. Святая Церковь, созданная Господом нашим Иисусом Христом, есть Тело Христово. Он – Невидимый и Вечный Глава Церкви. Благодать Духа Святого оживотворяет Церковь Христову. В Ветхом Завете есть очень яркий прообраз Церкви – Ноев ковчег: наверное, все, кто воспитан в христианской традиции, знают, что перед всемирным потопом Господь праведному Ною заповедал построить ковчег – деревянное судно, чтобы от вод всемирного потопа спаслись только те, что будут находиться в ковчеге. Ноев ковчег напрямую нельзя сравнить с кораблем, ибо Автор проекта ковчега Сам Бог, но строился он человеческими руками. Люди построили на поверхности земли огромное сооружение, туда по велению Божию Ной собрал определенное число животных, и когда воды всемирного потопа начали прибывать, ковчег стал подниматься.

Ноев ковчег – не корабль в прямом смысле этого слова: там не было штурвала, руля, мотора, парусов, весел, люди им управлять не могли – нельзя было повернуть его направо, налево или развернуться. Управляет ковчегом только Сам Бог. Ковчег (а это прообраз Церкви) поднимается только ввысь, к небесам – по мере поступления воды все выше и выше. Спастись могут только те, кто находится в ковчеге. Что необходимо для находящихся в нем, чтобы спастись? Тихо, мирно, в благочестии и чистоте пребывать в нем, благодарить Бога, молиться, жить в молитве и покаянии. Только те могут спастись, кто в этом ковчеге находится.

Отвечаю на вопрос о людях, которые ищут непоминающих священников как якобы наиболее правильных. Смотрите, спастись можно, только находясь в Ноевом ковчеге, которым управляет Бог (Бог создал этот ковчег, Бог – Конструктор Церкви Христовой). За пределами Ноева ковчега – Церкви Христовой спастись невозможно, хотим мы этого или не хотим. Так устроено Богом.

Есть две крайности в поступках людей, которые находятся в этом ковчеге: одни хотят прорубить в стенах ковчега побольше окон, чтобы его проветрить – им темно, тесно, им что-то не нравится, хочется, чтобы дули европейские ветры – ветры перемен, хочется инноваций. Они прорубят окна и кричат тем, кто утопает: «Эй, давайте вместе с вами подпишем документы, будем участвовать в совместных проектах», то есть пытаются искать компромиссы с людьми, которые находятся вне ковчега и которые, что самое страшное и трагичное, в ковчег войти не хотят: им комфортно утопать в море греха. Итак, кто-то из находящихся в ковчеге будет кричать: «Эй, придите к нам, мы с вами идем одним путем, у нас одни цели!». Это одна крайность.

Другие впадают в другую крайность. Глядя на поведение вышеназванных, они говорят: «Давайте-ка мы вообще с ковчега уйдем: спустим лодочку и для верности напишем на борту этой лодки: „ковчег”». Как сейчас иногда говорят, «мы не уходим из Русской Православной Церкви – мы будем собираться на квартире или в подвале, но мы не ушли из Церкви, мы даже напишем у себя на дверях: „Русская Православная Церковь” – для убедительности, что мы не ушли из Церкви. Но в храмы мы ходить не будем – там нет благодати; будем собираться только здесь».

Вот две крайности: одним тесно в ковчеге, они хотят каких-то инноваций, новых течений, хотят позаимствовать от мира что-то, а другие из Церкви Христовой уходят в раскол.

Сами посудите, когда вы ищете непоминающего священника, разве ваши внутренние мотивы уже не становятся осуждением? Это уже деление священников на хороших и нехороших, достойных и недостойных, правильных и неправильных. Говорят: «А непоминающий священник – правильный». – «А остальные неправильные?». – «Неправильные». – «Вы что, всех их знаете? И в чем они неправильные?». И люди начинают перечислять. Одно дело, когда вы ищете пастыря, к которому лежит ваша душа, к которому вы расположены и от которого хотите получить духовную пользу – опытного пастыря, у которого есть жизненный, духовный опыт. Вы чувствуете, что вам тяжело справиться со своими страстями, и едете в какой-то монастырь, где живет опытный пастырь, который поможет вашей душе. А когда люди ищут просто непоминающего священника – разве это уже не является осуждением? Разве это не попытка из ковчега Ноева, прообраза Церкви, уйти на сторону, в свою отдельную лодочку, чтобы там спастись? Думаю, насколько возможно в рамках нашей передачи, я попытался ответить на вопрос.

Отец Димитрий, прошу Вас подвести краткий итог.

– Мы сегодня говорили по очень важной, как мне кажется, теме. Обличение в наше время – очень распространенная духовная болезнь, когда мы готовы обличать беспощадно всех – и ближних, и дальних, используем для этого и интернет-пространство, вообще не щадя достоинство ближнего.

К глубокому сожалению, вынужден признать (на это обращают внимание и все пастыри и архипастыри Церкви), как беспощадно мы обличаем кого-то на просторах интернета, тем самым давая повод откровенным врагам Церкви еще больше поглумиться, посмеяться над нею, а колеблющихся людей вообще от нее отвратить.

Как говорит в своих притчах премудрый Соломон, не обличай злых, да не возненавидят тебя. И преподобный Паисий вторит премудрому Соломону, говоря, что обличение без любви делает человека зверем. Обличай премудрого – того, кто способен это принять. Такому поможешь, его поддержишь, его исправишь. Естественно, обличать надо наедине, с любовью, состраданием, милосердием, уважая достоинство человека.

Я зачитаю из 2-го тома Паисия Святогорца «Духовное пробуждение» слова, которые имеют самое прямое отношение к нашей сегодняшней теме: «Если мы займемся самоисправлением и, полагаясь преимущественно на Божественную помощь, обратимся более ко внутренней деятельности, чем ко внешней, то мы поможем другим больше и результативнее. Кроме того, мы сумеем стяжать и внутреннюю тишину, которая будет тихо помогать тем душам, с которыми мы встретимся, потому что внутреннее духовное состояние выдает душевную добродетель и изменяет души других».

Человек, который себя исправляет, приобретает внутреннюю благодатную тишину, и она незаметно, даже без его слов и замечаний, способна исправлять других. Когда кто-то отдается внешней деятельности, не достигнув еще очищенного внутреннего духовного состояния, то он может вести духовную борьбу, но иметь при этом и расстройство, терзание, ему будет не хватать доверия Богу и он часто будет терять мир. Если он не делает добрым самого себя, то не может сказать и что его интерес об общем благе чист – видите, на что преподобный Паисий обращает внимание?

У нас же есть много любителей общего блага – спасать Церковь, страну, общество от каких-то пороков, не заботясь об очищении себя. Освободившись от своего ветхого человека и от всего мирского, человек будет иметь уже Божественную благодать: и у него самого на душе будет покой, и он будет в состоянии помочь человеку любого склада. Только человек, стяжавший Божественную благодать, внутренний мир, способен помочь человеку любого склада – гневливому, раздражительному, похотливому, скупому: любому ты можешь помочь, когда у тебя внутри мир. Но не имеющий благодати Божией не может ни совладать с самим собой, ни помочь другим так, чтобы результат был угоден Богу. Сначала сам он должен погрузиться в благодать, и лишь потом его силы, уже освященные, могут быть использованы для спасения других.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *