Что значит нормативные варианты употребления словосочетаний
Конспект урока русского языка по теме: «Нормативное построение словосочетаний разных типов»
Урок русского языка в 11 классе
Данный урок русского языка в 11 классе направлен на подготовку учащихся к ЕГЭ. Домашним заданием для учащихся было повторение теоретических сведений о словосочетании. Задания в ЕГЭ, связанные со словосочетанием, всегда вызывали трудность у учащихся, поэтому нужно уделить внимание этим заданиям на уроке. Новым для детей будет составление кластера, для систематизации знаний. При составлении урока большое внимание уделялось практическим заданиям, чтобы учащиеся смогли отработать данную тему и выяснить свои пробелы в знаниях, чтобы затем подробнее остановиться на них.
Тема урока : Нормативное построение словосочетаний разных типов
Закрепить сведения о нормах построения словосочетаний; организовать деятельность учащихся по отработке навыков правильного построения словосочетаний; разобрать задания ЕГЭ ( А1, А5, В3).
Привести в систему и углубить сведения учащихся о словосочетании и типах связи слов в словосочетании, полученные учащимися в предыдущих классах.
Способствовать развитию критического мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
Развить умение учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы.
Формировать компетентностные умения ученика через активизацию самостоятельной познавательной деятельности и творческое мышление.
Воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Развить коммуникативные способности учащихся через совместную продуктивную деятельность.
Тип урока : повторительно-обобщительный, урок совершенствования ЗУНов;
Вид урока : урок практических работ;
Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная;
Методы : словесный, поисково-проблемный;
Ожидаемый результат : качественное выполнение задания части В (В3 по материалам ЕГЭ)
Материалы и оборудование :
Компьютер, проектор, презентация к уроку;
На столах карточки «Практикум №1», тренажёр;
Задания для групповой самостоятельной работы;
Дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ (В3)
Презентация к уроку (Приложение №1)
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим подготовку к ЕГЭ и будем работать над темой “Синтаксис и пунктуация”. Начнём урок с орфоэпической разминки.
II. Орфоэпическая разминка (Слайд 1,2)
Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.
Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.
(Взаимопроверка Слайд 3 )
Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.
Вопросы учителя к классу
Ребята, а что можно составить из предложенных слов? (словосочетания)
А что такое словосочетание? (Это соединение двух или более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
А зачем нам надо знать закон, по которому стоятся словосочетания? (Для того, чтобы правильно строить словосочетания, в соответствии с нормами современного русского языка, выделять главное и зависимое слово).
Вспомните, на какие группы делятся словосочетания в зависимости от характера главного слова? Приведите примеры. (Именные, глагольные, наречные).
Необходимо ли знать вид подчинительной связи в словосочетании? Для чего? (Да, для того, чтобы правильно составлять словосочетания и из словосочетаний – предложения, не делать ошибок).
Назовите виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях.
(пока обучающиеся устно отвечают на поставленный вопрос, проверяя себя Слайды 4 – 11; один обучающийся составляет кластер “Виды связи слов в словосочетании”
Проверка кластера консультантами.
Итак, мы с вами вспомнили, что знаем о словосочетании. Остается сформулировать тему урока. (Правильное построение словосочетание)
Тема урока открывается на доске “Нормативное построение словосочетаний”.
IV. Стадия осмысления.
Как вы думаете, вид связи в словосочетании зависит только от того, к какой части речи относится главное слово? (при определении вида связи важно обращать внимание и на главное, и на зависимое слово)
А теперь мы напишем выборочно-распределительный диктант для подтверждения нашего прогноза и для отработки умения определять вид подчинительной связи между словами в словосочетаниях. Объясните правописание гласных после шипящих. (Данные словосочетания распределить в три столбика: согласование, управление, примыкание. Работа у доски).
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, говорить шёпотом, очень хорошо, рисовать карандашом, упасть навзничь.
Внимание на экран ( Слайд 12 ). Перед вами текст и задание. Выполните, пожалуйста.
Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. (А.И.Куприн “Олеся”)
Словосочетания какого вида вы выписали?
Какой вид подчинительной связи вы указали?
V. Стадия осмысления. Практическая направленность изученной темы.
Ребята, а где можно использовать полученные знания о словосочетаниях? (В ЕГЭ)
Давайте обратимся к заданиям, которые могут встретиться в ЕГЭ, задания, проверяющие владения синтаксическим нормами. Эти задания помогут подготовиться к ЕГЭ.
Внимание на экран (Слайд 13,14)
1. Укажите пример с ошибкой в управлении
1.1. Преимущество перед ними
1.2 Согласно договору
1.3. Показать о чём-то
1.4. Огорчён чем-то
2. Укажите пример с нарушением норм согласования
2.1. Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
2.2. Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане.
2.3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
2.4. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.
Ребята, ЕГЭ – это не единственная ситуация, при которой требуется знать вид связи слов в словосочетании. Предлагаю вам “Коллекцию ошибок” ( Слайд 15,16 )
На окошке авиакассы мы обнаружили надпись: “Предъявляйте документ, удостоверяющую личность”.
В компьютерной игре “Золотой телёнок” в титрах надпись “Граждане! Такси свободен!”
В меню кафе “Бульвар”: “Свежевыжатый сок из апельсин”.
В сотовом телефоне “Точка создание не выбрана”.
Ошибка сделана в связи с тем, что нарушено согласование слов “документ” и “удостоверяющий”.
Несклоняемое существительное “Такси” – ср.р. согласуется с прилагательным “свободные”.
Существительное “сок” требует от существительного во мн.ч. “апельсины” формы Р.п. – “апельсинов”.
Ошибка в управлении: “Точка создания”.
Какой вывод напрашивается?(Во взрослой жизни, кем бы вы ни стали – программистами, экономистами, официантами, менеджерами, – быть безграмотным не престижно!
VII. Итоги урока. Рефлексия.
Какие виды подчинительной связи слов в словосочетании мы повторили?
Для чего нам это надо знать?
Где будем использовать полученные знания?
Чему вы научились на уроке?
Что осталось непонятным?
VIII. Домашнее задание
Упр.210 или составить карточку (презентацию) из тестов ЕГЭ по теме урока.
По желанию: пополните “Коллекцию ошибок”.
Единый государственный экзамен 2011.Русский язык.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ– М.:2011.
Золотарёва И.В., ДмитриеваЛ.П. “Поурочные разработки по русскому языку 10 класс”. М.:2009
Куприн А.И. Повести и рассказы. Том 1. М.:2003
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М.: Просвещение, 2006
Нарушение управления
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Смысл понятия
Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:
Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.
Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.
Виды ошибок и причины их возникновения
Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.
В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:
Нарушения лексической сочетаемости
Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.
Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.
Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.
Смысловые недочёты
Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.
Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:
Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.
Проблемы со стилистикой
В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.
Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.
Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:
Особенности употребления заимствований
С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.
Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.
Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.
Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.
Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».
Намеренные нарушения как стилистический приём
В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».
Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.
Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».
Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы
Синтаксис– раздел науки о языке, который изучает построение словосочетания и предложения.
Синтаксические нормы– правила построения словосочетания и предложения.
2. 1. Нормы построения словосочетания
Словосочетание состоит из двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически (слова соединены подчинительной связью, т.е. одно слово зависит от другого). Согласование – это такой способ грамматической связи, при котором зависимое слово и главное употребляются в одинаковых формах, например, в словосочетании «хорошая погода» зависимое слово полностью уподобляется по форме главному слову (ж.р., им.п., ед.ч.), в словосочетании «профессор Зимина» зависимое слово частично уподобляется главному (ед.ч., им.п.). Управление – способ грамматической связи, при котором к главному слову присоединяется зависимое слово, выраженное существительным или местоимением в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога, например, заведующий (чем?) кафедрой, думать (о чём?) о работе. Трудности при построении словосочетания обычно связаны с управлением и согласованием. Рассмотрим нормы построения словосочетания, в котором видом связи слов является согласование.
Часто делают ошибки при согласовании определения и определяемого слова, которое выражено несклоняемым существительным, например, австралийское кенгуру, красивые Сочи, яркая бра. Почему возникают такие ошибки? Они возникают из-за незнания говорящим или пишущим рода несклоняемого существительного, либо с незнанием того, что существительное не склоняется (например, по аналогии с существительными множественного числа с окончанием -и ошибочно склоняется существительное Сочи: в Сочах, отсюда красивые Сочи). Чтобы избежать таких ошибок, можно воспользоваться алгоритмам определения рода несклоняемых существительных (см. лекцию «Морфологические нормы») либо обратиться к толковому словарю.
Трудности также возникают при согласовании определения и определяемого слова, которое выражено существительным общего рода. Как правильно построить словосочетание: этот староста или эта староста? Согласование зависит от пола обозначаемого лица: Наш староста не пришёл на собрание. Их сын такой непоседа! Наша староста не пришла на занятие. Их дочь такая непоседа! От существительных общего рода необходимо отличать существительные мужского рода, которые обозначают лиц обоих полов по профессии, должности (педагог, мастер, врач, секретарь, директор) и не имеют пар женского рода, и существительные женского рода, которые обозначают лиц обоих полов и не имеют пар мужского рода (звезда, сиделка, личность, знаменитость). Определения согласуются с такими существительными не по смыслу, а грамматически: Как талантливый педагог, она не могла поступить по-другому. Известная личность Абдулов дал интервью после съёмок.
Определение при сочетании нарицательного существительного мужского рода и собственного имени лица женского рода согласуется с тем существительным, с которым связано по смыслу: Хороший врач Сергеева поговорила с больным. Вошедшая в палату врач Сергеева провела осмотр больных.
Определение при сложных существительных согласуется с той частью слова, которая обозначает более широкое понятие (Новое кресло-кровать стояло у стены) или конкретный предмет (Наш чудо-ребёнок в очередной раз всех насмешил).
Определение при сочетании числительного (два, три, четыре) с существительным может иметь форму именительного падежа множественного числа и форму родительного падежа множественного числа.
Определение имеет форму родительного падежа множественного числа,если находится между числительным и существительным м.р. и ср.р.: двадцать два мягких стула, двадцать два мягких кресла. В форме родительного падежа множественного числа употребляются также прилагательные целый, полный: Он не видел сына целых два месяца. Я выпил полных три два стакана сока.
Определение имеет форму именительного падежа множественного числа:
1) если стоит между числительным и существительным женского рода: две красивые блузки;
2) если стоит перед числительным: новые четыре фильма, последние двадцать спектаклей;
3) если стоит после существительного: Там лежали два сувенира, купленные нами в книжном магазине.
Кроме трудностей в согласовании, существуют трудности и в управлении. Нормы управления – правильный выбор предлога, а также падежной формы зависимого слова. Рассмотрим некоторые трудные случаи выбора падежа.
Производные предлоги (предлоги, образованные от других частей речи) благодаря, согласно, вопреки, употребляющиеся для выражения причинно-следственных отношений, управляют дательным падежом: благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки уставу.
Некоторые близкие по значению или однокоренные слова требуют разных форм зависимых слов: оплатить что – платить, уплатить за что; плата, уплата за что – оплата чего; обращать внимание на что-либо – уделять внимание чему-либо; различать что и что – отличать что от чего; различия между чем и чем – отличие чего от чего; отозваться, отзываться, дать отзыв о чём – дать рецензию на что; превосходство над кем (чем) – преимущество перед кем (чем); обидеться, обижаться на что – обижен чем; обрадоваться чему – обрадован чем, удивляться, удивиться чему – удивлен чем.
Одни и те же глаголы могут управлять разными падежами для выражения разных значений: воплотить в чем (выразить в конкретной форме: воплотить мечту в новом музыкальном альбоме) – воплотить во что (осуществить: воплотить мечту в жизнь); гарантировать кому что (обеспечить: гарантировать качественный ремонт часов) – гарантировать кого от чего (защитить, оградить: гарантировать людей от нападений); заплатить за что (отдать деньги за что-либо: заплатить за журнал) – заплатить что (возместить что-либо: заплатить налоги); удостоить чего (признав достойным, наградить чем-либо: удостоить награды) – удостоить чем (сделать что-либо в знак внимания: удостоить взглядом).
Трудности возникают не только при выборе падежной формы, но и при выборе предлога: пришёл из института – пришел с института. Норме литературного языка соответствует первое словосочетание. Второе словосочетание является просторечным. Пары предлогов в – из и на – с не могут пересекаться: уйти в школу – прийти из школы, войти в автобус – выйти из автобуса; уехать на соревнования – приехать с соревнований, отправиться на завод – вернуться с завода.
Выбор предлога в словосочетании может определяться стилем речи. Например, в паре синонимических словосочетаний пройти около километра – пройти с километр второе имеет разговорный характер. Выбор предлога может влиять на различные оттенки значения синонимических словосочетаний, например: разорвать в клочки («разорвать на мелкие части, не поддающиеся счёту») – разорвать на клочки («разорвать на части, поддающиеся счёту»).