Что значит нецензовое образование
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
В Республике Беларусь определяется четыре варианта по цензовости /нецензовости образования.
Цензовость образования – обеспечение образования в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы.
Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных (для детей с интеллектуальной недостаточностью), дают цензовое образование.
1. Начальная школа (подготовительный, 1-3 классы), базовая (основная) школа (4-9 классы). Структура специального образования идентична структуре общего образования. В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 6-7 лет.
Специальное образование обеспечивает формирование базового объема знаний, соответствующего государственному уровню обязательных требований и оказание коррекционной помощи и поддержки. Это достигается реализацией базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ специальной или общеобразовательной школы, если доступно содержание обучения. Такой вариант приемлем для детей с нарушениями зрения, слуха (I отделение), с задержкой психического развития, речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими нетяжелыми отклонениями.
2. Цензовое образование с увеличением срока обучения. Начальная школа (подготовительный, 1-4 классы) и базовая (основная) школа (5-10 классы). Сроки обучения в этом случае по сравнению с обычной школой увеличены на один год. В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 6-7 лет.
Специальное образование по этому варианту включает, помимо общеобразовательной подготовки, коррекционной помощи и поддержки, еще и трудовое (профессионально-трудовое) обучение. Этот вариант приемлем для детей с тяжелыми формами нарушения, слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Учащиеся, успешно окончившие базовую школу первого или второго варианта специального образования, имеют право получить общеобразовательную подготовку в лицейских 10-11 (11-12) классах или общеобразовательную и профессиональную подготовку в ПТУ3ах, ССУ3ах.
3. Младшие классы (подготовительный, 1-4 классы), старшие (5-9 классы), углубленная социальная и профессиональная подготовка (10-11 классы). В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 7-8 лет в зависимости от когнитивной зрелости.
Образование обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Достижение этих задач возможно на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ вспомогательной школы. Рекомендуется для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.
4. Нецензованное, абилитационное образование. Срок обучения определяется степенью выраженности нарушения и уровнем обучаемости. Специальное образование обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию. Обучение осуществляется по специально разработанным учебным планам и типовым программам или индивидуальным образовательным программам различных вариантов в зависимости от характера нарушений и уровня обучаемости. Рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой формой умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями.
Противопоказания к приему в специальную школу:
1. Соматические заболевания (ревматизм в активной фазе, бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами, туберкулез, гемофилия, эндокринные нарушения и др.).
2. Неврологические заболевания (миопатия, тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата).
3. Хирургические заболевания (спинномозговая грыжа, недержание мочи, кала).
4. Кожные заболевания (все в стадии обострения).
5. Психоневрологические (тяжелые формы умственной отсталости с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания, явные психопатоподобные и психические расстройства, органические заболевания головного мозга с дневными или частыми ночными судорожными припадками, выраженные энцефалостенические состояния, синдром двигательной расторможенности).
Другие формы получения образования (помимо специального учебного заведения): индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения (для часто и длительно болеющих детей). Избранная форма и вариант специального образования могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.
Для взрослых людей с ограниченными возможностями для получения или продолжения образования открыты вечерние школы, специальные техникумы, специальные группы в техникумах и колледжах, отделения в вузах, реабилитационные центры, учебные и производственные мастерские от обществ слепых, глухих и инвалидов.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
Варианты специального образования: цензовое, нецензовое, абилитационное образование.
Дифференциация уровней и вариантов
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.
Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.
Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.
Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
Каждый вариант СФГОС определяет:
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)
Третий вариант СФГОС (не цензовый)
Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.
Понятия «цензовое образование» появилось в 20-30 годах прошлого века. Во второй половине 20 века в стране была создана достаточно разнообразная, широкая сеть дошкольных учреждений, имеющих специальное назначение:
По мере образования и развития системы дошкольных учреждений учеными и педагогами-практиками были созданы методы, принципы, приемы определения, коррекции различных отклонений в развитии малышей.
Система специального образования позволяла вести серьезную профилактическую работу, направленную на своевременное выявление проблемы, поиск оптимальных способов ее быстрейшего устранения.
Принципы построения
На тех традициях, которые были заложены в 20 веке, выстраивается вся современная система дошкольного образования и воспитания.
Инклюзивное образование предполагает меньшую наполняемость групп (до 15 человек). В штат образовательной организации вводятся дополнительные специалисты: дефектологи, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, медицинские работники.
Специфика образовательного процесса
Цензовое образование лиц с ОВЗ осуществляется по специальным комплексным программам воспитания и обучения, которые разрабатываются отдельно для каждой возрастной категории детей с учетом отклонений в развитии. Готовые программы анализируются, корректируются, утверждаются Министерством просвещения РФ.
Особенности работы специалистов
Цензовое образование детей с аномальным развитием предполагает распределение видов занятий между узкими специалистами (дефектологом, олигофренопедагогом) и учителем (воспитателем). К примеру, развитие речи, конструирование, знакомство с элементарными математическими понятиями осуществляется не учителем, а педагогом-дефектологом.
Организацией специальных занятий также занимается специалист, учитель осуществляет общий контроль (присмотр) за детьми, вовлекает их в игровую деятельность, создает комфортные условия для пребывания «особенных малышей» в образовательных учреждениях.
Среди специальных занятий, без которых сложно представить себе современное инклюзивное образование, наличествуют такие, как совершенствование слухового восприятия, коррекция произношений звуков, развитие зрительных навыков, лечебная и коррекционная физическая культура.
Важные аспекты
Для детей дошкольного возраста предполагается внесение родителями только платы за пребывание малыша в детском саду. Нахождение ребят школьного возраста в специализированных группах (классах), занятия с логопедом, дефектологом, олигофренопедагогом осуществляется на бесплатной основе.
Специальные школы функционируют для помощи семьям в полноценном воспитании «особенных детей». Педагоги и специалисты стараются в максимальной степени развить возможности таких малышей, помочь детям в последующей социализации.
В 1992 году в РФ был принят ФЗ «Об образовании», согласно которому в стране введена новая типология образовательных организаций, произведены существенные организационные и правовые изменения специального образования.
Функционирование ДОУ
Что такое цензовое и нецензовое образование в настоящее время? Для того чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к типовым положениям, которые были введены для всех видов образовательных учреждений. Детские сады, предназначенные для детей, развивающихся нормально, являются местом для общения, игр с другими малышами. Таким образом, в настоящее время в ДОУ обычного типа осуществляется присмотр за детьми на тот промежуток времени, пока их родители находятся на работе.
Часто специализированный детский сад становится единственным местом, где созданы оптимальные условия, требуемые «особенному ребенку» для физического и умственного развития. Дети с отклонениями принимаются в образовательные дошкольные учреждения коррекционного типа только при наличии письменного согласия родителей (или законных представителей) на основании заключения, сделанного специальной медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Многие малыши с серьезными отклонениями в развитии развиваются в детских учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных компенсирующих группах ДОУ комбинированного вида. Воспитание и обучение в таких дошкольных организациях осуществляется в полном соответствии со специальными коррекционными развивающими программами, созданными для каждой категории малышей, имеющей определенные отклонения от нормального развития.
В зависимости от вида нарушения и возраста, наполняемость групп в ДОУ для «особенных детей» составляет:
Иные формы работы
Если дети дошкольного возраста по различным объективным причинам не могут посещать в обычном режиме детский сад, для них возможна организация групп кратковременного пребывания. Основным предназначением их является оказание целенаправленной педагогической и психологической помощи малышам, а также осуществление консультативной и методической поддержки их родителям (законным представителям).
Такие группы способствуют социальной адаптации детей, формированию у них предпосылок для последующей учебной работы. Занятия проводятся индивидуально либо группами по 2-3 человека в присутствии пап и мам. Время для занятий подбирается с учетом пожеланий родителей.
Данная форма работы предполагает проведение занятий не только воспитателем, но и иными специалистами детского дошкольного учреждения: логопедом, олигофренопедагогом, тифлопедагогом, сурдопедагогом. Такие группы считаются специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для воспитанников, обучающихся, с серьезными отклонениями в развитии.
Современные тенденции в школьной коррекционной педагогике
Образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии направлены на создание оптимальных условий для укрепления и охраны здоровья детей, их физическое и психическое развитие. При переходе из детского сада в школу у любого ребенка появляются серьезные проблемы, связанные с привыканием к новому коллективу, обстановке, режиму дня. Дети со специальными потребностями, которые испытывают серьезные сложности в общении, обучении, социальной адаптации, особенно тяжело переживают такой кризис. Именно поэтому комфортной формой организации воспитания и обучения детей с серьезными отклонениями в развитии является учреждение «детский сад – начальная школа».
Цензовое образование, определение которого уже приводилось выше, позволяет ребенку свою школьную жизнь начинать с привычной обстановки и среды, посещая одну и ту же дошкольную группу на протяжении нескольких лет.
Центры для «особенных детей»
Среди типов образовательных учреждений, в которых организуется обучение и воспитание школьников со специальными возможностями и потребностями, выделяют и различные центры: консультирования и диагностики, психолого – педагогической коррекции и реабилитации, медико-психологического сопровождения, лечебной педагогики, индивидуального обучения. В них занимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Контингент подобных учреждений составляют следующие дети:
Среди категорий, перечисленных выше, достаточно детей, которые имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Для них осуществляется цензовое образование в пролонгированные сроки.
Работают с такими воспитанниками социальные педагоги, детские психологи, дефектологи, логопеды, а также медицинские работники.
Направления деятельности
Среди основных направлений деятельности подобных учреждений выделяют:
В РФ функционирует множество оздоровительных образовательных учреждений санаторного вида для детей, которые нуждаются в продолжительном лечении:
Такие учреждения направлены на воспитание и образование, а также на проведение реабилитационных, лечебных, оздоровительных мероприятий, адаптацию «особенных детей» к социуму, их разностороннее развитие, лечение.
Случаются такие ситуации, когда в 5-6-летнем возрасте дошкольное учреждение не сумело выявить серьезных отклонений в развитии ребенка. Чтобы исправить ситуацию, для малышей с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии создаются специальные группы при коррекционных школах, а также при школах-интернатах.
Образовательные программы, по которым обучаются такие дети, рассчитаны на 1-2 года. На протяжении всего этого времени происходит развитие предпосылок у ребенка к учебной деятельности в коррекционно-развивающей среде.
Цензовое образование получают выпускники всех специальных школ, кроме тех малышей, которым это запрещено по медицинским показаниям.
Особенности школьного образования
Дети школьного возраста, которые имеют особы образовательные потребности, обучаются по специальным образовательным стандартам на дому либо в образовательных учреждениях. Существует восемь видов специальных школ, предназначенных для детей с серьезными нарушениями развития:
Во всех коррекционных (специальных) образовательных организациях реализуются специальные федеральные стандарты. Учебные планы, по которым работают специалисты в каждом типе таких школ-интернатов, разработаны с учетом психофизических особенностей развития, индивидуальных возможностей «особенных детей». Помимо государственных специальных (коррекционных) учреждений существуют также и частные (негосударственные) школы-интернаты.
В последние годы появляются образовательные учреждения и для детей, имеющих следующие ограничения жизнедеятельности и здоровья: с синдромом Дауна, симптомами аутизма.
Заключение
Сотрудники каждого образовательного учреждения несут ответственность за здоровье и жизнь детей, обеспечение их конституционного права на получение качественного бесплатного образования в рамках установленного стандарта.
Все выпускники коррекционных образовательных учреждений (кроме школ VIII вида) получают цензовое образование. Всем им обязательно вручают аттестат государственного образца, в котором указывают факт завершения обучения в коррекционном общем или среднем образовательном учреждении.
Что значит нецензовое образование
1.3 Концепция СФГОС начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Институтом коррекционной педагогики РАО в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы разработана концепция специального Федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья
При создании этой концепции как самые важные были выделены следующие положения.
Первое — она должна гарантировать введение в пространство образования всех детей с ОВЗ вне зависимости от характера и тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как «необучаемого». Понятно, что решение этой задачи невозможно без выделения и стандартизации разных уровней результата образования, и предложенная концепция впервые определяет три уровня образования, обеспечивающие как цензовые, так и нецензовые итоговые результаты и позволяющие максимально использовать индивидуальные возможности ребенка.
Второе – стандарт должен гарантировать всем детям с тяжёлыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, не только получение образования, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Третье – для ребёнка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни. Поэтому в структуре содержания образования в стандарте, впервые чётко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции» и подчёркивается, что образование ребёнка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при условии продвижения ребёнка по этим двум направлениям.
Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребёнка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Необходимо принять закон о специальном образовании и специальный ФГОС для детей с ОВЗ.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Биологическое неблагополучие ребёнка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии.
Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социального и культурно обусловленного образовательного пространства.
Целью специального образования является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпавшего из неё. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребёнка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приёмы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
В соответствии с возможностями детей выделяются три уровня образования. В структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.
I уровень школьного образования – цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ как в «академическом» компоненте, так и в области жизненной компетенции ребёнка.
II уровень школьного образования – нецензовый, он изменён в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счёт значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребёнка.
III уровень школьного образования – нецензовый,»академический» компонент редуцируется здесь до полезных ребёнку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счёт формирования доступных ребёнку навыков коммуникации, социально- бытовой адаптации, готовя его к активной жизни в семье и социуме.
Для каждой категории детей с ОВЗ разработан набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребёнок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Неспособность ребёнка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет школьной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта стандарта.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребёнок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные сроки. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый)
Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счёт расширения области развития жизненной компетенции. Ребёнок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Главным в этой работе является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающими сверстниками.
Четвёртый вариант специального стандарта ( индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Образование, которое получает ребёнок, определяется его индивидуальными возможностями. При значительном сокращении «академического» компонента образования проводится максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
В образовании ребёнка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его «жизненной компетенции». Компонент «жизненной компетенции» рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, ужу сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Роль компонента «жизненной компетенции» варьируется и возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребёнком уровня цензового образования.
Удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка в освоении каждой содержательной области в обоих её компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования
1.4 Основные направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную школу и осваивающих основную программу начального общего образования:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и по созданию специальных условий для пребывания в школе, о своих нуждах и правах в организации обучения.
2. Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и её временно – пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Задача формирования жизненной компетенции и основные направления коррекционной работы актуальны для всех вариантов СФГОС, при этом значение специальной помощи возрастает от первого варианта к четвёртому.
Во втором и третьем варианте СФГОС указанные направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ всех видов специальных (коррекционных) школ. Четвёртый вариант СФГОС отличается от всех других тем, что формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и соответственно разрабатываемой для каждого ребёнка индивидуальной программы.
Компетенция и компетентность.
Чаще всего эти слова употребляются как синонимы. Но существуют различия в этих понятиях.
. А.В. Хуторской так разделяет понятия «компетентность» и
«Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней».
Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В данной работе эти понятия разделятся, имея в виду под компетенцией некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Выделяют четыре варианта реализации компетентностного подхода в образовании:
— обобщённые предметные умения;
— прикладные предметные умения;
Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно – ориентированных. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой деятельности. Совет Европы называет ключевые компетенции, которые должны быть у нынешнего поколения выпускников в объединяющейся Европе. Это компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; политические и социальные компетенции; способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём и т.д.
Стратегия модернизации образования в РФ так же предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004 год) уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков, и способов деятельности, который включает:
Таким образом, можно охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Глава 2 Методы и приёмы обучения на уроках по социально – бытовой подготовке.
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности. Направленной на решение задач образования, воспитания и развития.
Приём обучения – это «деталь, часть метода, отдельные операции мышления в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков
2.1Классификация методов обучения по источнику получения знаний.
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
2.2Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой
.Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Требования к рассказу:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Требования к объяснению:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
. В среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа”.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика” — нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
.Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да” или «нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
— развивает их память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
— требует много времени;
— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
— необходим запас знаний.
Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно.
2.3Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
2.4 Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению;
соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений — сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков.
Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Уровни общего образования. Право на получение общего образования
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
Таким образом, в Российской Федерации существуют четыре уровня общего образования. Дошкольное образование вошло в число уровней общего образования только с принятием действующего Закона об образовании. Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» считал дошкольное образование отдельным видом образования.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона об образовании в рамках указанных выше уровней общего образования реализуются соответствующие основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Частью 1 ст. 63 указанного Закона устанавливается, что перечисленные выше образовательные программы являются преемственными. Однако, несмотря на это, дошкольное образование по-прежнему не является обязательным. Этот вывод подтверждается, с одной стороны, тем, что ч. 5 ст. 66 не устанавливает этот уровень образования в качестве обязательного, а с другой — освоение образовательной программы дошкольного образования не является условием допуска к освоению программы начального общего образования.
Право на получение общего образования законодательство связывает с достижением определенного возраста, установленного ч. 1 ст. 67 Закона об образовании. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Следует отметить, что по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию па обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Каких-либо иных требований по условиям доступа к освоению программ общего образования в законодательстве не установлено. Иначе говоря, возможность реализовать это право не зависит от состояния здоровья, в том числе и психического, а также от имеющихся на момент приема в образовательную организацию компетенций, например умения читать, считать и т.д., и любых других обстоятельств. Это является в том числе продолжением неотъемлемого права каждого на образование, закрепленного в ч. 1 ст. 43 Конституции РФ. Из этого положения вытекает требование к государству об обеспечении общедоступности общего образования, что означает, с одной стороны, обязанность государства обеспечить существование необходимой сети образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, которая бы обеспечивала возможность получения такого образования любым лицом независимо от места его жительства, а с другой — обязанность по созданию специальных условий для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.
Также право на получение общего образования не зависит от гражданства. Часть 2 ст. 78 Закона об образовании говорит о том, что иностранные граждане обладают равными с гражданами России правами на получение данного вида образования на общедоступной и бесплатной основе.
Вместе с тем общее образование — не только право, но и обязанность. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что основное общее образование обязательно. Закон об образовании повышает обязательный уровень образования до среднего общего образования. Впрочем, данный уровень образования как обязательный был установлен и в прежнем Законе РФ «Об образовании». Данное требование нельзя рассматривать как противоречащее Конституции РФ.
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”», такое требование дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение. Данный вывод может быть экстраполирован и на Закон об образовании. Иначе говоря, рассматриваемое требование не должно рассматриваться как возложение дополнительного бремени на обучающегося и его родителей (законных представителей), а свидетельствует о возложении государством на себя дополнительных обязанностей по обеспечению реализации права граждан на образование, поскольку среднее общее образование, как и остальные уровни общего образования, является бесплатным и общедоступным.
Говоря об обязанности граждан получить среднее общее образование, необходимо отметить, что такая обязанность является «мягкой». Безусловной в данном случае является обязанность государства обеспечить условия для получения такого образования. Для конкретного лица это является скорее моральной обязанностью, так как за ее невыполнение не установлено никаких санкций. Этот вывод подтверждает, в частности, и ч. 5 ст. 66 Закона об образовании, согласно которой требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Механизмами реализации рассматриваемого права и обязанности является, с одной стороны, возложение на родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся обязанности обеспечить получение их детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а с другой — возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязанности по ведению учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч. 5 ст. 63 Закона).
Кроме этого, следует отметить, что все основные образовательные программы могут быть освоены в форме семейного образования, а программы среднего общего образования — также в форме самообразования.