Что значит неразумный о друге лишь в беде вспоминает
Объясните смысл пословиц
Была бы голова, а шапка будет.
Вовремя посеянное — вовремя и всходит.
Дерево держится корнями, а человек — родственниками.
Как ты бьешь в ладоши, так я и танцую.
Кто не знает, как работать, для того работа не кончается.
Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов.
У лжеца загорелся дом — никто не поверил.
Хороший друг ближе брата.
Ради друга терпи и пургу, и снег.
Пустая посуда гремит громче всего.
Обещай медленно, выполняй быстро.
Ничего не делая, мы учимся дурным делам.
Выбирай писателей так, как выбираешь друга.
Вежливости открываются все двери.
Благодарность — малейшая из добродетелей, неблагодарность — худший из пороков.
В трудную минуту — друг тут как тут.
В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем —
целый мост не заметил.
Венец мужества — скромность.
Достоинство слова в крепости.
Если ты сделал добро — скрой; если тебе сделали добро — расскажи.
Кто хорошо говорит — прекрасно слушает.
Невежда — враг самому себе.
Осталось дело до завтра — считай, что застряло.
Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
Пока сам не состаришься, не поймешь старого.
Рана, нанесенная мечом, заживет, а языком — нет.
Жизнь без цели — человек без головы.
За каждым спуском есть подъем.
Звуки барабана хорошо слушать издали.
Как поступишь с другими, так поступят с тобой.
Кто бежит от малой трудности, очутится перед еще большей.
Труд кормит человека, безделье — портит.
В радости знай меру, в беде — веры не теряй.
Друг в глаза скажет, враг — за спиной бурчит.
Земля ценится хлебом, а человек — делом.
Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок.
Без ученья нет и уменья.
Глубокую реку коротким шестом не измерить.
Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавшей три часа.
Знаешь — говори, не знаешь — так послушай других.
Дерево корнями сильно, а человек — друзьями.
Кто копает яму другим, тот пусть снимает мерку с себя.
Ленивому каждый день — праздник.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
Разрушить-то легко, попробуй-ка построить.
Язык человека может принести ему и славу, и позор.
Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильными знаниями — тысячу.
Хороший совет — половина счастья.
Конь узнается в скачке, человек — в делах.
Близкие соседи лучше дальних родственников.
В каждом ремесле есть первые ученики.
Высокая лампа далеко светит.
Друзья лучше старые, одежда — новая.
Если много таланта, не бойся, что сейчас не везет.
Медленно идти лучше, чем стоять.
Лучше требовать с себя, чем просить у других.
Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
Где воздух, там и жизнь.
Мороза бояться — на двор не ходить.
Больному нужен врач, здоровому — работа.
Много рук поднимут и тяжкую ношу.
Жизнь — счастье в труде.
Не нажав сошника, не выкопаешь пирога.
Бесполезно носить дрова в лес.
Время выиграно — все выиграно.
В хороших книгах охотно роются.
Прилежание — отец счастья.
Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает.
Хочешь, чтоб были полны закрома, — вставай с криком петуха.
Не тот впереди, кто обогнал, а тот впереди, что за собой тянет.
Безделье — мать всех пороков.
Не теряй ум, все остальное приложится.
Леность незаметно уничтожает все добродетели.
Силен тот, кто валит, но сильнее тот, кто поднимает.
Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет.
Эстонские
Как ты относишься к лесу, так и лес к тебе.
Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро.
У ремесла золотое дно.
1. Напишите 2 известные вам вида частиц и приведите примеры:
2.Обведите частицы в кружок:
Пусть светит солнце!
Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
В путь дальний отправляйтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье.
Там впереди болото, и вам пришлось бы делать большой крюк.
3. Вставьте буквы е или и, расставьте запятые:
В комнате нет н… души.
Что н… рассказывал мне товарищ все было интересно.
Я вышел в сад так как н…как н… мог заснуть.
Товарищ н… может приехать ко мне сегодня.
За окном н… видно н… огня.
4. Под какой цифрой записаны только частицы:
вряд ли, несмотря на, под, чтобы
вот, что за, именно, разве, уж,
если, чтобы, на, перед, все-таки
бы, в, оттого что, даже
5. Слитно, через дефис или раздельно?
1) (Не) гость (ли) к нам пожаловал?
2) Скажи, сестра (то) твоя как поживает?
3) Отрежьте (ка) мне еще кусочек!
4) Должна (же) быть в этом деле какая-то зацепка!
6. Чем отличаются два предложения? Какой смысл вносит в предложение частица?
Неразумный о друге в беде вспоминает.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
7. Частицы ни обведите в квадрат, а союз ни-ни в кружочки:
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте спутникам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, н.и ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас… Ни правого, ни виноватого не убивайте. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел. ( Из «Поучения Владимира Мномаха».)
8. Под какой цифрой записаны слова с частицей не, а не с приставкой:
1) (не) правда, а ложь, (не) у кого, (не) тигр
2) (не) знакомый человек, (не) написанная, (не) мало
7 класс тест ЧАСТИЦЫ 2 вариант
1. Напишите 2 известные вам вида частиц и приведите примеры:
2.Обведите частицы в кружок:
1)Что же дождь не прекращается!
2)Пусть он идет вперед, а мы следом!
3)Скажи – ка, кто первый добежал до финиша?
4)Вы бы не торопились делать выводы.
3. Вставьте буквы е или и, расставьте запятые:
1)Я н… смогу вовремя прийти к тебе.
2)Что н… говори но твой товарищ нуждается в помощи.
3)Мы н… можем н… принимать в расчет этот факт.
4)Сколько н… обманывай а правда всегда всплывет.
5) Брат н… в чем н… отказывал мне.
4. Под какой цифрой записаны только частицы:
1) несмотря на, под, едва ли, чтобы
2)вот, что за, чтобы, или, то-то
3) все-таки, разве, же, ни
4) в, даже, поскольку, вопреки
5. Слитно, через дефис или раздельно?
1) (Не) гость (ли) к нам пожаловал?
2) Скажи, сестра (то) твоя как поживает?
3) Отрежьте (ка) мне еще кусочек!
4) Должна (же) быть в этом деле какая-то зацепка!
6. Чем отличаются два предложения? Какой смысл вносит в предложение частица?
Неразумный о друге в беде вспоминает.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
7. Частицы ни обведите в квадрат, а союз ни-ни в кружочки:
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте спутникам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, н.и ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас… Ни правого, ни виноватого не убивайте. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел. ( Из «Поучения Владимира Мномаха».)
8. Под какой цифрой записаны слова с частицей не, а не с приставкой:
1) (не) существенный, (не) надолго, (не) сколько
Урок литературы на тему: «Народная мудрость пословиц и поговорок. «(7класс)
Тема: Народная мудрость пословиц и поговорок. Сборники пословиц.
Цель: знакомство и формирование понятия о новых жанрах фольклора, развитие навыков устной речи.
Прочитаем высказывание В.И. Даля о пословице (стр. 32).
— Какое выражение Даля кажется вам самым важным?
Запишем одно-два предложения в рабочую тетрадь, например: «Кто её сочинил — не ведомо никому; но все её знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором. »
— Вспомните, что такое пословица. Какие пословицы вы часто используете в своей речи?
В речи мы часто используем такие пословицы: Не рой другому яму — сам в неё попадёшь. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Что написано пером, не вырубишь топором. Читаем группы пословиц (стр. 33-34), определяем тему каждой группы:
Пословицы объединены в разделы по темам:
1. Родина, родная земля;
— Покажите на примере, как вы понимаете, что такое прямой и переносный смысл пословицы.
Пословица «Пашню пашут — руками не машут» говорит о том, что во время работа на пашне надо держаться за сошники, а не размахивать руками. Это прямой смысл пословицы. В переносном смысле это означает: делая трудное дело, надо быть сосредоточенным, нельзя отвлекаться на пустяки.
— Что такое ритм? Приведите пример ритма в пословицах.
— Что такое рифма? Выпишите в тетрадь три пословицы, в которых есть рифма.
Рифма в пословицах: Терпенье и труд всё перетрут. Пашню пашут — руками не машут. Повторенье — мать ученья.
— Чем пословица отличается от поговорки?
— Какие поговорки вы знаете?
Попросим учеников показать сборники пословиц, которые они принесли на урок. Познакомим их (если они ещё не знакомы) со сборником В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа».
— Как называются сборники пословиц, которые вы принесли на урок? Назовите составителей этих сборников.
— Сколько пословиц и поговорок собрано в ваших сборниках? Мудрость каких народов заключена в них?
2. Пословицы народов мира.
Читаем статью учебника-хрестоматии (стр. 34-35).
— Какие из пословиц, приведённых в этой статье, понравились вам больше всего? Каким народам принадлежат эти пословицы?
— Определите прямой и переносный смысл ассирийской пословицы «За каждым спуском следует подъём» и китайской пословицы «Высокая лампа далеко светит».
Ассирийская пословица «За каждым спуском есть подъём» в прямом смысле говорит о движении по горам, где после спуска с горы дорога вновь идёт в гору. В переносном смысле эта пословица означает, что для человека, который движется вперёд, за полосой неудачи вновь следует подъём.
Человек с высокими мыслями в китайской пословице предстаёт перед нами в образе лампы, которая освещает большое пространство: «Высокая лампа далеко светит». Человек, который свои мысли и поступки направляет на благо, помогает жить многим другим людям, как бы освещая их путь.
3. Самостоятельная работа.
Из пословиц разных народов мира (стр. 35-37) выписать пословицы: а) о дружбе; б) об отношении к труду; в) об отношении к учению.
В толковом словаре СИ. Ожегова мы читаем, что «добро» ■— это всё положительное, хорошее, полезное; «зло» — нечто дурное, вредное. У всех народов полезным считается учение, прилежание, трудолюбие, дружба, вежливость, мужество, скромность, любовь к людям. Пословицы всех народов осуждают невежество, лень, предательство, грубость, трусость, хвастовство и себялюбие.
О дружбе говорят такие пословицы:
Хороший друг ближе брата. (Азербайджанская.)
Ради друга терпи и пургу, и снег. (Азербайджанская.)
В трудную минуту — друг тут как тут. (Арабская.)
Друг в глаза скажет, враг — за спиной бурчит (Башкирская.)
Дерево сильно корнями, а человек — друзьями. (Грузинская.)
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает. (Грузинская.)
Друзья лучше старые, одежда — новая. (Китайская.)
Об отношении к труду мы узнаём из таких пословиц: Кто не знает, как работать, для того работа не кончается. (Абхазская.)
Лучше есть свой чёрствый хлеб, чем чужой плов. (Азербайджанская.)
Ничего не делая, мы учимся дурным делам. (Английская.) Осталось дело до завтра — считай, что застряло. (Армянская.) Труд кормит человека, безделье — портит. (Ассирийская.) Земля ценится хлебом, а человек — делом. (Башкирская.) Конь узнаётся в скачке, человек — в делах. (Казахская.) Руку не протянешь, так с полки и ложку не достанешь’. (Латышская.)
Много рук поднимут и тяжкую ношу. (Литовская.) Жизнь — счастье в труде. (Литовская.) Не нажав сошника, не выкопаешь пирога. (Литовская.) Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает. (Немецкая.)
Безделье — мать всех пороков. (Французская.) У ремесла золотое дно. (Эстонская.)
Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет. (Узбекская.)
Отношение к учению выражено в пословицах:
Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок. (Башкирская.)
Без ученья нет и уменья. (Вьетнамская.)
Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильными знаниями — тысячу. (Казахская.)
Прилежание — отец счастья. (Немецкая.)
Прочитать «Повесть о Петре и Феврониии Муромских».
Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Владимире Мономахе.
1. Напишите 2 известные вам вида частиц и приведите примеры:
2.Обведите частицы в кружок:
Пусть светит солнце!
Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
В путь дальний отправляйтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье.
Там впереди болото, и вам пришлось бы делать большой крюк.
3. Вставьте буквы е или и, расставьте запятые:
В комнате нет н… души.
Что н… рассказывал мне товарищ все было интересно.
Я вышел в сад так как н…как н… мог заснуть.
Товарищ н… может приехать ко мне сегодня.
За окном н… видно н… огня.
4. Под какой цифрой записаны только частицы:
вряд ли, несмотря на, под, чтобы
вот, что за, именно, разве, уж,
если, чтобы, на, перед, все-таки
бы, в, оттого что, даже
5. Слитно, через дефис или раздельно?
1) (Не) гость (ли) к нам пожаловал?
2) Скажи, сестра (то) твоя как поживает?
3) Отрежьте (ка) мне еще кусочек!
4) Должна (же) быть в этом деле какая-то зацепка!
6. Чем отличаются два предложения? Какой смысл вносит в предложение частица?
Неразумный о друге в беде вспоминает.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
7. Частицы ни обведите в квадрат, а союз ни-ни в кружочки:
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте спутникам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, н.и ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас… Ни правого, ни виноватого не убивайте. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел. ( Из «Поучения Владимира Мномаха».)
8. Под какой цифрой записаны слова с частицей не, а не с приставкой:
1) (не) правда, а ложь, (не) у кого, (не) тигр
2) (не) знакомый человек, (не) написанная, (не) мало
7 класс тест ЧАСТИЦЫ 2 вариант
1. Напишите 2 известные вам вида частиц и приведите примеры:
2.Обведите частицы в кружок:
1)Что же дождь не прекращается!
2)Пусть он идет вперед, а мы следом!
3)Скажи – ка, кто первый добежал до финиша?
4)Вы бы не торопились делать выводы.
3. Вставьте буквы е или и, расставьте запятые:
1)Я н… смогу вовремя прийти к тебе.
2)Что н… говори но твой товарищ нуждается в помощи.
3)Мы н… можем н… принимать в расчет этот факт.
4)Сколько н… обманывай а правда всегда всплывет.
5) Брат н… в чем н… отказывал мне.
4. Под какой цифрой записаны только частицы:
1) несмотря на, под, едва ли, чтобы
2)вот, что за, чтобы, или, то-то
3) все-таки, разве, же, ни
4) в, даже, поскольку, вопреки
5. Слитно, через дефис или раздельно?
1) (Не) гость (ли) к нам пожаловал?
2) Скажи, сестра (то) твоя как поживает?
3) Отрежьте (ка) мне еще кусочек!
4) Должна (же) быть в этом деле какая-то зацепка!
6. Чем отличаются два предложения? Какой смысл вносит в предложение частица?
Неразумный о друге в беде вспоминает.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
7. Частицы ни обведите в квадрат, а союз ни-ни в кружочки:
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте спутникам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, н.и ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас… Ни правого, ни виноватого не убивайте. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел. ( Из «Поучения Владимира Мномаха».)
8. Под какой цифрой записаны слова с частицей не, а не с приставкой:
1) (не) существенный, (не) надолго, (не) сколько
1. Напишите 2 известные вам вида частиц и приведите примеры:
2.Обведите частицы в кружок:
Пусть светит солнце!
Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
В путь дальний отправляйтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье.
Там впереди болото, и вам пришлось бы делать большой крюк.
3. Вставьте буквы е или и, расставьте запятые:
В комнате нет н… души.
Что н… рассказывал мне товарищ все было интересно.
Я вышел в сад так как н…как н… мог заснуть.
Товарищ н… может приехать ко мне сегодня.
За окном н… видно н… огня.
4. Под какой цифрой записаны только частицы:
вряд ли, несмотря на, под, чтобы
вот, что за, именно, разве, уж,
если, чтобы, на, перед, все-таки
бы, в, оттого что, даже
5. Слитно, через дефис или раздельно?
1) (Не) гость (ли) к нам пожаловал?
2) Скажи, сестра (то) твоя как поживает?
3) Отрежьте (ка) мне еще кусочек!
4) Должна (же) быть в этом деле какая-то зацепка!
6. Чем отличаются два предложения? Какой смысл вносит в предложение частица?
Неразумный о друге в беде вспоминает.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
7. Частицы ни обведите в квадрат, а союз ни-ни в кружочки:
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте спутникам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, н.и ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас… Ни правого, ни виноватого не убивайте. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел. ( Из «Поучения Владимира Мномаха».)
8. Под какой цифрой записаны слова с частицей не, а не с приставкой:
1) (не) правда, а ложь, (не) у кого, (не) тигр
2) (не) знакомый человек, (не) написанная, (не) мало
7 класс тест ЧАСТИЦЫ 2 вариант
1. Напишите 2 известные вам вида частиц и приведите примеры:
2.Обведите частицы в кружок:
1)Что же дождь не прекращается!
2)Пусть он идет вперед, а мы следом!
3)Скажи – ка, кто первый добежал до финиша?
4)Вы бы не торопились делать выводы.
3. Вставьте буквы е или и, расставьте запятые:
1)Я н… смогу вовремя прийти к тебе.
2)Что н… говори но твой товарищ нуждается в помощи.
3)Мы н… можем н… принимать в расчет этот факт.
4)Сколько н… обманывай а правда всегда всплывет.
5) Брат н… в чем н… отказывал мне.
4. Под какой цифрой записаны только частицы:
1) несмотря на, под, едва ли, чтобы
2)вот, что за, чтобы, или, то-то
3) все-таки, разве, же, ни
4) в, даже, поскольку, вопреки
5. Слитно, через дефис или раздельно?
1) (Не) гость (ли) к нам пожаловал?
2) Скажи, сестра (то) твоя как поживает?
3) Отрежьте (ка) мне еще кусочек!
4) Должна (же) быть в этом деле какая-то зацепка!
6. Чем отличаются два предложения? Какой смысл вносит в предложение частица?
Неразумный о друге в беде вспоминает.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
7. Частицы ни обведите в квадрат, а союз ни-ни в кружочки:
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте спутникам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, н.и ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас… Ни правого, ни виноватого не убивайте. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел. ( Из «Поучения Владимира Мномаха».)
8. Под какой цифрой записаны слова с частицей не, а не с приставкой:
1) (не) существенный, (не) надолго, (не) сколько