Что необходимо для записи подкаста
Сколько стоит запустить подкаст
Без продюсеров и дорогих микрофонов
В мае 2019 мы с другом Сергеем Ждановым запустили подкаст о личных проблемах — всяких вещах, которые не принято обсуждать, если вы не на кухне с приятелем в 4 часа утра или не у психолога.
Мы говорим об отношениях, призвании, комфорте и суевериях.
Первый выпуск мы записали без студии и дорогого микрофона — и продолжаем так работать. Расскажу, как запустить свой подкаст и сколько это стоит.
Что такое подкаст
Подкасты — это такие аудиоблоги в интернете. Они похожи на радиопередачи, но записаны заранее, чтобы слушатель мог включить их в любое удобное время.
Некоторые подкасты записывают в студиях с профессиональным оборудованием. Но это необязательно: можно записывать подкаст в собственной спальне на простой микрофон. Мы с друзьями делаем именно так.
И важно отметить, что подкастерский рынок молодой и маленький — никто толком пока не знает, что и как делать. Фактически это такой Ютуб 2008 года.
Идея подкаста и первые выпуски
Я и мой друг Сергей Жданов — соавторы рассылки и будущей книги о том, как делать долгие проекты. В какой-то момент мы поняли, что просто писать на эту тему надоело, а все вокруг говорят о модных подкастах. Так появился проект ЛПП — «Легко, просто и подкаст». После нескольких выпусков к нам присоединился Юра Белканов — маркетолог и единомышленник.
На старте мы подумали, что будет здорово, если у каждого выпуска будет одинаковая структура: сначала разбор интересной проблемы, потом обсуждение книги, потом наши рекомендации слушателям по теме. Но оказалось, что регулярные рассказы про книгу звучат натянуто, поэтому впоследствии мы от этой идеи отказались.
Наш подкаст — о личных проблемах. Мы обсуждаем темы, которые обычно замалчиваются: травматичный школьный опыт, тяжесть переездов и отношение к смерти. Для нас это некая личная психотерапия. Как оказалось, слушателям тоже нравятся наши рассуждения. Мы сильно удивились, когда стали получать позитивные отзывы: нам казалось, что подкаст вряд ли заметят.
Мы решили публиковать выпуски подкаста раз в неделю. К еженедельности проще привыкнуть слушателям, а нас она дисциплинирует.
Дальше в статье расскажу, какое оборудование нужно, чтобы записать подкаст.
Микрофон
я заплатил за микрофон для подкастов
Хоть мы и заморочились с микрофонами, я считаю, что можно запускать подкаст с тем, что есть, даже если это простая гарнитура от смартфона. Со временем докупите оборудование.
Каждый голос стоит записывать в отдельный микрофон, чтобы была отдельная звуковая дорожка. Это нужно, чтобы было удобно редактировать запись, удалять лишние шумы, эканье и прочее. Записывать свой голос лучше в наушниках, чтобы микрофон писал только его, а не диалоги друзей на фоне.
Не буду углубляться в подробные описания микрофонов — конденсаторных, динамических, петличек, дорогих или дешевых: я в этом не специалист. Почитайте обзоры или посмотрите видео на Ютубе, которых сейчас множество, и подберите себе микрофон под доступный бюджет.
Единственный совет, который могу дать, — не старайтесь сразу покупать дорогое оборудование. Вдруг процесс не понравится?
Как записать подкаст
Чтобы опубликовать подкаст, нужно его сначала записать. То есть собраться в одной комнате, подключить ноутбуки и микрофоны и нажать на кнопку записи. Или созвониться по Скайпу или через Zoom, если живете в разных городах. Мы так и делаем.
Важно понимать, что запись через Zoom — это другая динамика диалога. Звук может задерживаться, связь может подвисать или вообще обрываться. Но мы справляемся.
стоит подписка на Zoom
Если пишете звук на диктофон, то ничего больше не нужно — просто скидываете записанную дорожку с карты памяти на жесткий диск и приступаете к монтажу.
Иногда программы для записи вылетают, поэтому, чтобы не потерять все наговоренные полтора часа, мы каждые 40 минут сохраняем записанное и запускаем новую запись. Вначале мы экспериментировали над продолжительностью выпусков, но потом поняли, что подкасты слушают не по длительности, а по интересности темы. Сейчас наши эпизоды длятся от полутора до двух часов.
Монтаж звука
После того как подкаст записан, его нужно смонтировать в одну дорожку — с разными голосами, исправленным уровнем громкости, вырезанным эканьем и музыкальными вставками. Профессиональные подкастеры нанимают специальных монтажеров за деньги, но мы занимаемся этим сами, потому что нам нравится процесс.
Лишнее по качеству — это долгие паузы, неуместный мат и речевой мусор, например «короче» и «типа». Лишнее по смыслу — это разговор, который ушел не туда, или повторы. В нашем расслабленном формате такое бывает.
Первый этап монтажа длится в среднем пять часов на полтора часа разговора. Я не делаю прогон за раз, а разбиваю его на итерации в течение недели. Потом добавляю вступление, музыку на подложку, разные звуковые эффекты и песню в конец.
Музыкальное вступление к выпуску у нас всегда одинаковое. Я сделал его из начала одной классной турецкой песни. Фоновая музыка — это миксы, в основном этническое диско. Миксы — это такие большие аудиодорожки, которые диджеи сводят из разной музыки. Я их беру из саундклаудов интересных мне музыкантов. Один из любимых — берлинский диджей Андрес Асторга. Просто захожу в его профиль, нахожу подходящий микс и скачиваю, если есть возможность.
Для меня важна фоновая музыка в подкасте: она создает ощущение, что мы с Сергеем и Юрой сидим в одной студии, а где-то на фоне бубнит радио. Чтобы музыкальная подложка не выбивалась, я делаю ее сильно тише — примерно −20 дБ относительно наших голосов — и увожу высокие и средние частоты. Так получается эффект записи в подсобке ночного клуба: когда что-то на фоне бухтит и бахает, но частоты не пересекаются и не мешают разговору.
Когда часть нашего разговора подходит к логическому завершению, я секунд на 30 делаю микс громче, чтобы вывести его на передний план. Это помогает слушателю переключиться на другую тему.
Какие-то моменты я озвучиваю эффектами, которые скачиваю с сайта freesound.org. Это сайт энтузиастов, записывающих разные звуки. Очень многие звуки из этой библиотеки можно использовать в некоммерческих целях.
Чтобы сэкономить и точно не преступать закон, можно искать бесплатные треки на сайте freemusicarchive.org. Там хранится музыка, которую можно использовать в коммерческих и некоммерческих записях.
Монтировать подкасты можно практически на любом компьютере, звук не требует много ресурсов. Нужно минимум 4 Гб оперативной памяти и 50 Гб свободного места под временные файлы. Внешняя звуковая карта помогает делать записи качественнее, но в самом начале она не нужна. Монтировать лучше в наушниках — я делаю это в обычных эпловских.
Обложка подкаста
Обложка — обязательное требование сервисов для публикации подкастов. Без нее не получится загрузить свою запись. Кроме того, обложка важна для создания ожиданий у слушателя: о чем подкаст, в какой стилистике, нравится она вообще или нет.
Мне захотелось для обложки сделать что-нибудь простое. К каждому выпуску я делаю новую обложку, на которой меняется номер эпизода и положение градиента на фоне и мече. Угол градиента зависит от времени и дня недели. У каждого сезона подкаста свои цвета.
Хостинг и распространение
Хостинг — это интернет-сервис, на который загружается готовый подкаст. Добавленный на хостинг выпуск автоматически появляется в «Эпл-подкастах», «Гугл-подкастах» и в «Спотифае».
Таких сервисов много: Podbean, Podster, Simplecast, Libsyn, Soundcloud, Castbox. У всех разные возможности и стоимость. Расскажу про те, где хостимся мы и куда подкаст в итоге транслируется.
Второй наш хостинг — «Кастбокс». Это самостоятельный сервис с большой базой слушателей, который только недавно стал публиковать подкасты в большие сервисы вроде «Эпл-подкастов». Но там сидит много слушателей, поэтому я стал заливать подкаст и туда. Сервис полностью бесплатный и безлимитный.
Третий хостинг — Anchor. Это еще один бесплатный сервис, где можно даже транслировать запись в прямом эфире. Сюда мы пришли, потому что он добавляет загруженный эпизод в «Спотифай». Это популярный музыкальный сервис, который работает по подписке, вроде «Яндекс-музыки». «Спотифай» пока что официально не работает в России, но тем не менее там много слушателей.
В завершение я загружаю файл на «Яндекс-диск», чтобы оставшиеся слушатели включали нашу болтовню там, где им удобно: в проигрывателе Виндоус, MP3-плеере или в машине на флешке.
Параллельно с загрузкой файлов на хостинги я быстро собираю на своем сайте страницу с коротким описанием выпуска, ссылками на аудиозапись, материалами, о которых мы говорим в эпизоде, и формой отправки денег. Добровольные пожертвования — донаты — помогают нам собирать на «Саундклауд», микрофоны и прочие нужды.
И уже после этого проходит финальный этап публикации: в личных блогах, телеграм-каналах, на Фейсбуке и во Вконтакте.
Первый эпизод нашел свою аудиторию достаточно быстро — мы набрали 500 прослушиваний за день. Наверное, потому, что у нас уже есть узнаваемые проекты, а обсуждаемые темы волнуют многих. Спустя полгода каждый эпизод набирает в среднем по 2 тысячи прослушиваний. Это не так круто, как у флагманов отечественного подкастинга вроде «Норм», Blitz and Chips или «Так вышло» с их десятками тысяч за сутки, но мы довольны.
Как заработать на подкасте
Мне известны четыре способа заработка на подкасте: реклама внутри выпуска, разовые донаты, подписка и живые выступления за деньги.
Рекламодатели в России пока что относятся к подкастам с недоверием и вряд ли придут с деньгами, если вы не автор подкаста «Так вышло» или «Норм», которые собирают десятки тысяч прослушиваний за пару дней. С аудиторией подкастов есть проблема: пока нет точных инструментов, чтобы ее посчитать. Исследований на эту тему очень мало.
Мы сделали один выпуск с рекламой. Я продал ее друзьям, которые занимаются советами по питанию на основании доказательной медицины. Мы как раз писали выпуск про еду, и я подумал, что будет отлично здесь же прорекламировать сервис.
Выпуск прослушали полторы тысячи раз за первую неделю, по реферальной ссылке прошли 16 человек, а купили услугу трое. Не могу сказать, что получилось очень эффективно, но и услуга недешевая. Вложения в рекламу отбились в несколько раз.
получаем в среднем разовыми донатами
Почему мы занимаемся подкастом
В целом работа над подкастом занимает кучу времени и не приносит денег. Но это приятное занятие: слушатели дают хорошую обратную связь, которая поддерживает, а проговаривание важных тем — приятный терапевтический бонус.
Мы зовем в гости интересных нам людей, но отталкиваемся не от персоналий, а от темы. Более того, мы не указываем в названии эпизода имен гостей. В название подкаста выносим цепляющие темы из обсуждения, например:
Больше всего прослушиваний у подкастов про комфорт и отношение к итогам года: около 3500 у каждого. А выпуск о долгих путешествиях как средстве от депрессии получился самым драматичным: в процессе беседы выяснилось, что гость подкаста, бизнесмен и путешественник, на самом деле в серьезной депрессии.
Все деньги в подкаст на начальных этапах вкладывал я. Что-либо зарабатываем на подкасте мы только через донаты. В будущем надеемся на поддержку «Патреона».
Наша сила в том, что мы не пытаемся никого учить жизни, а разбираемся с собственными трудностями — как будто говорим на кухне. При этом у нас достаточно начитанности, насмотренности и кругозора, чтобы не казаться совсем уж тупыми.
Как организовать студию для подкастов и стримов
Содержание
Содержание
Подкаст — это контент, где ведущую роль играет аудио. Подкасты записывают, чтобы найти интересных людей, поделиться с ними знаниями или построить целое комьюнити из единомышленников.
Существует множество видов подкастов — от образовательных, типа научных лекций, до развлекательного контента, вроде разговоров с животными. Иногда подкасты выходят в виде разговорного шоу на ютубе, со студией и гостями. Нередко они идут в прямом эфире в виде стрима.
Грань между подкастами, стримами и видеоблогом бывает тонка, однако для создания любого из них критически важна возможность записать качественное аудио с речью ведущего и гостей. Эта статья расскажет, как организовать пространство для создания современного контента и превратить любое жилое помещение в домашнюю студию, где можно получить отличный звук.
Какое железо подойдет
Для записи аудио и обработки голоса подойдет любой ПК со следующими минимальными характеристиками:
Хотя работать со звуком можно и на более старом железе, сама работа будет не очень эффективной. Стоит также отметить, что для одновременной записи 5 и более аудиодорожек стоит вооружиться SSD. Иначе во время записи аудио может начать заикаться.
Микрофон или гарнитура
Никто не будет слушать речь с шипением, свистом, помехами и заиканиями. Новичкам приходится по несколько раз переписывать свои первые выпуски, чтобы добиться хорошего результата.
С речью, которая записана на встроенный диктофон смартфона, можно поколдовать в DAW, чтобы уменьшить фон, убрать щелчки, но результат все равно будет далек от идеала. Некоторые еще советуют натянуть носок на смартфон, чтобы получить таким образом подобие ветрозащиты и убрать резкие звуки, но это совсем бюджетный вариант. В свою очередь, с хорошим микрофоном сложно не получить отличное качество аудио. Для разных ситуаций подойдут разные микрофоны:
Для монолога
Если планируется все делать самому, тогда лучшим выбором будет конденсаторный микрофон кардиоидной направленности — такой не воспринимает звуки сзади и отсекает лишние шумы с боков, чтобы записывалась только речь. Еще лет десять назад для конденсаторного микрофона была необходима звуковая карта с фантомным питанием, но сегодня появилось много USB-микрофонов, которые самостоятельно преобразуют аудио в нули и единицы.
Другой вариант — гарнитура. Здесь можно посмотреть на игровые гарнитуры, которые часто используют геймеры и стримеры. Однако качество встроенного в них микрофона не сравнится с отдельным устройством, поэтому стоит внимательно читать отзывы.
Для диалога или круглого стола
Если планируется несколько собеседников в студии, можно записать их всех на один микрофон с круговой направленностью. Некоторые USB-микрофоны имеют несколько режимов направленности, которые можно переключать. Нередко среди них есть двунаправленная или круговая направленность для записи диалогов и круглых столов.
Также для записи себя и гостей в студии можно использовать микрофоны-петлички, однако придется выделить по устройству на каждого собеседника. Петличка крепится на одежде и дает более четкий и разборчивый звук почти без влияния звуков комнаты. Некоторые петлички снабжены переходником на Lightning и позволяют записывать звук на смартфон.
Для записи на улице
Для записи звука вне дома подойдут портативные рекордеры. Как правило, они уже оснащены парой микрофонов неплохого качества и возможностью смены режима направленности, что делает их универсальными девайсами для любых ситуаций. К тому же, они поддерживают подключение внешних микрофонов. Некоторые рекордеры также позволяют использовать их в качестве аудиоинтерфейса, то есть на них можно даже обрабатывать записанную речь в DAW и сводить музыку. Здесь подробнее о рекордерах.
Универсальный бюджетный вариант
Чтобы с чего-то начать, можно посмотреть на проводные внутриканальные гарнитуры, или, говоря простым языком, наушники-затычки с микрофоном. Проводные —- потому что блютуз-гарнитуры ругают за плохое качество звука при разговоре в микрофон. Многие рекомендуют проводную гарнитуру Эппл для записи — она недорогая и выдает неплохой звук.
Наушники и аксессуары
Наушники нужны, если выбор сделан в пользу микрофона, а не гарнитуры. В идеале это должны быть закрытые охватывающие наушники. Но подойдут и любые недорогие затычки. Главное, чтобы это не были открытые наушники — такие пропускают звук, его поймает микрофон, и у речи появится неприятное эхо.
Для круглых столов и конференций можно обойтись вообще без наушников — если на столе стоит один всенаправленный микрофон, то можно настроить звук перед записью и проверять иногда, все ли в порядке.
Помещение
Помещение не только сильно влияет на качество звука, но и задает тон и атмосферу подкаста, особенно, если он записывается на видео. Хуже всего — большое пустое помещение без мебели, в нем будет отвратительное эхо, заглушающее голос. Лучше всего — небольшая заглушенная минватой радиорубка. Также играет роль звукоизоляция в помещении — никто не захочет слушать речь с аранжировкой из криков соседского ребенка, жужжания дрели и шума машин из окна.
Понятное дело, что ради подкаста не каждый согласится строить у себя студию и делать звукоизоляцию в комнате. К счастью, есть простые и эффективные способы добиться неплохого звука:
Разумеется, если подкасты и стримы будут с видео из студии, то область, которую видит камера, нужно оформить со вкусом. С остальными областями можно следовать правилу — чем больше мебели и предметов интерьера, тем лучше звук. Подробнее о том, как улучшить акустику помещения без затрат — здесь.
Если не удается найти и оборудовать подходящее помещение, можно попробовать поставить микрофон в шкаф с одеждой. Шубы и пальто отлично поглощают звук, поэтому получится звукозаписывающая кабинка. Из более профессиональных решений можно отметить акустические экраны для микрофонов, они сделают то же самое, что и шкаф.
Видео и стримы
Если со временем планируется работать с видео или даже вести стримы, то понадобится более мощный ПК. Обработка видео сильно загружает процессор, чем он мощнее, тем лучше. Стоит обратить внимание на Core i5 и Ryzen 5 последних поколений. Видео в высоком разрешении «ест» много оперативной памяти, понадобится минимум 16 Гб. SSD позволит быстрее загружать ролики в монтажную программу.
Также придется докупить дополнительное оборудование:
Для записи и обработки голоса нужны соответствующие программы — DAW, или digital audio workstation. Существует дюжина популярных DAW, некоторые из них бесплатные:
Очистить речь от шумов и сделать ее более ясной и приятной уху помогут плагины обработки. Как минимум, понадобятся:
Существует множество бесплатных VST-плагинов, к примеру, даже на сайте Reaper можно скачать комплект, в котором есть все необходимое. Здесь подробная статья, как этим пользоваться, чтобы сделать четкий и приятный голос для подкастов, стримов и видео, а здесь также рассказано о том, как сделать музыкальное оформление подкаста.
Заключение
Личный подкаст позволяет развить навыки общения, прокачать умение складно говорить о чем угодно. В США подкасты слушают более 100 млн человек, некоторые ведущие становятся настоящими звездами и зарабатывают на этом состояние. К примеру, чтобы аудитория Spotify могла слушать подкасты комика Джо Рогана, компания заплатила тому около ста миллионов долларов. В России аудитория подкастов составляет около 5 миллионов человек — здесь индустрия еще в самом начале пути, и добиться успеха сейчас проще, чем будет через несколько лет.
Что нужно, чтобы создать свой подкаст
Содержание
Содержание
Подкасты с недавних пор очень популярный тип контента, поэтому многие блогеры уже вовсю ведут свои каналы подкастов. Если и вы задумали завести подкаст, но не знаете, какая для этого нужна техника и программы, где записывать и как создать музыку для начала — эта статья для вас.
Мы уже писали о том, что вообще такое подкасты, где их искать и как слушать. Теперь разберемся, что понадобится, чтобы их сделать.
С чего начать создание подкаста
После того, как идея возникла в вашей голове, не нужно сломя голову бежать в ближайший магазин техники за микрофоном и наушниками. В первую очередь определите свою целевую аудиторию и подумайте, для чего вы вообще делаете этот подкаст. Если просто потому, что так делают все — не стоит и начинать.
Примеры целей: продвинуть свой блог, популяризовать художественную литературу или русский гранж, стать популярным спикером. Затем нужно подумать о формате: интервью — когда вы на каждый выпуск будете приглашать эксперта или оппонента, чтобы обсуждение было еще интереснее, или подкаст в форме общения нескольких людей, как бы записанный разговор на заданную тему. Формат зависит от цели, поэтому каждую идею подвергайте анализу — какие она решит задачи и насколько хорошо соответствует цели канала.
Только после этого станет понятно, какая техника и в каком количестве нужна именно вам. О выходе на площадки и продвижении мы поговорим уже в следующем материале.
Какая техника понадобится
Микрофон
Требований к микрофону для подкаста всего три:
Микрофонов нужно столько, сколько людей будет говорить. Безусловно, на первом месте в подкастинге стоит содержание, поэтому начинать можно с самых простых вариантов или вообще записывать первое время на смартфон. Но если уж решили купить микрофон, то выбирать лучше всего из двух типов.
Динамические микрофоны. Их чувствительность низкая, поэтому говорить в них надо с минимального расстояния. За счет этого микрофон хорошо изолирует голос от помещения, так что динамическая модель подойдет для обычной комнаты без специальной подготовки. Динамические микрофоны используют на концертах, радио и телевидении, их еще часто называют вокальными. Вообще, для начинающего подкастера — это идеальный вариант.
Конденсаторный микрофон. Это чувствительные микрофоны, поэтому лучше передают голос, интоннации. Но из-за этого же в неподготовленном помещении они будут ловить все посторонние шумы — придется делать звукоизоляцию или ставить акустический экран. Конденсаторные микрофоны используются в студиях звуковзаписи, поэтому
их также называют студийными.
Высокая чувствительность и, соответственно, хорошая передача голоса достигается за счет легкой мембраны. Но из-за этого же мембрана восприимчива к ветру и вибрации, поэтому к конденсаторному микрофону придется докупить держатель-паук и поп-фильтр или выбрать модель с полным комплектом сразу.
Петличка. Это маленький микрофон, который крепится прямо на одежду. Чаще всего конденсаторного типа, соответственно, чувствителен. Он отлично подойдет как дополнительный микрофон для гостей интервью или разговоров с несколькими людьми.
Типы подключений
Для подкастинга самыми подходящими считаются XLR и USB. Привычный многим Mini jack 3,5 используется в самых дешевых микрофонах и петличках, но при подключении в компьютер может фонить и портить запись.
Микрофоны с USB и USB-C подключаются с разу в компьютер. У них уже есть встроенная звуковая карта. Это оптимальный выбор по соотношению цена/качество, если использовать микрофон только в связке с компьютером или ноутбуком.
XLR — наиболее качественное подключение. Используется в профессиональных микрофонах. Напрямую подключить к ПК микрофон с таким разъемом нельзя — нужен переходник, звуковая карта, рекодер или микшерский пульт. Цена качественного переходника сопоставима со стоимостью полноценной звуковой карты.
Средство записи
Звуковая карта
Она конвертирует звук с микрофона в цифровой сигнал, который вы можете затем редактировать в самых разных программах. Звуковые карты бывают встроенными и внешними. Они всегда подключаются к компьютеру и не могут работать самостоятельно.
Встроенная звуковая карта — не лучший вариант. Она не мобильна — ее нельзя использовать, например, с ноутбуком на выездной записи, а также не будет возможности подключить несколько микрофонов.
Внешняя звуковая карта хорошее решение проблем записи, тем более, если у вас уже есть микрофон с XLR-разъемом. Даже недорогие звуковые карты при работе через XLR дают хорошее качество и свободу в выборе микрофона.
Рекордер
Сразу пишет звук в файл, делает качественную запись в любом месте. Для этого ему не нужен ни компьютер, ни розетка. Некоторые модели могут определяться компьютером как звуковая карта, такой запросто заменит USB-микрофон, если вам важна мобильность.
По качеству записи рекордеры верхнего ценового диапазона запросто конкурируют с более дорогими профессиональными звуковыми картами. Встречаются модели со специальными программами для ведения подкастов.
Мобильный телефон или планшет
Это, можно сказать, упрощенная версия рекордера. А с петличкой может неплохо показать себя в деле. Гаджеты всегда под рукой, а записанный файл можно моментально отправить в любую точку планеты при наличии интернета. Подойдет для начинающих или в качестве заменителя рекордера для петлички, когда наличие самой записи важнее ее качества.
Программы для обработки
Audacity простая в обращении программа с простым интерфейсом. Позволяет очищать, редактировать, монтировать и сводить треки. Главный недостаток — нельзя подключить плагины распространенных форматов — AU, AAX, VST, VST2, VST3
Adobe audition. Внешне интерфейс очень похож на Audacity, но работа с мультитреком чуть посложнее. По уровню своих возможностей сильно выделяется на фоне других редакторов: можно сказать — уже не редактор, но еще не DAW. Позволяет подключать внешние плагины.
iZotope RX 8 — решение для очистки речи от лишних звуков. Вместе с приложением в систему устанавливаются плагины в форматах AU, AAX, VST2, VST3, которые позволяют пользоваться всеми возможностями приложения в другом редакторе или DAW. Работа плагинов в цепочке обработки для или интернет радио требует мощного процессора.
Компьютер или ноутбук
Особенных требований к мощности ПК или ноутбука для подкастов нет. С редактированием аудиозаписей справится даже бюджетная модель десятилетней давности. Правда, оперативной памяти должно быть хотя бы 8 Гб, чтобы браузер «не тормозил». Через него ведь еще файлы в интернет загружать. В некоторых случаях ПК вообще не понадобится — если подкаст полностью ведется с гаджета.
Если вы серьезно подошли к подкастингку и делаете сборку с нуля, исходите из того, что практически все программы обработки звука быстрее работают на процессорах с хорошей однопоточной производительностью, поэтому гнаться за устаревшим многоядерным процессором не стоит. Но в случае ведения интернет-радио, обработка на лету некоторыми плагинами из пакета редактора iZotope RX 8 может загрузить даже самый мощный восьмиядерный процессор настолько, что ресурсов для других задач уже не хватит. Некоторые плагины своим графическим интерфейсом могут сильно загрузить даже дискретную видеокарту, но это, скорее, исключение. Отличным решением будет сборка с полупассивной системой охлаждения.
Наушники
Лучше, чтобы наушники были закрытого типа. Это позволит всегда полностью контролировать процесс, не отвлекаясь на индикаторы уровня, и при этом не создаст дополнительного шума на записи. Также наушники понадобятся для редактирования записи. Если у вас уже есть хорошие наушники открытого типа, то для контроля записи вполне сгодятся внутриканальные наушники.
Где записывать подкаст
Основная часть качества звука — это помещение. Конечно, можно записывать и на улице, если вы выбрали такой формат. Но если же вы решили пойти по классическому пути, то придется задуматься о том, где будете записывать.
Это самый первый вариант, который приходит в голову. И это правильно — для начинающего подкастера это самое адекватное решение по условному соотношению цена/качество. Но, как всегда, есть нюансы.
В комнате не должно быть сильной акустики. Проверить легко — хлопните в ладоши, если никакого эха и звона не слышно, комната подходит. Хорошо, если комната небольшая, с мягкой мебелью, книжными полками, ковром. Все эти предметы интерьера хорошо поглощают звук. Также можно забраться в шкаф, если он у вас большой, в гардеробную или просто под одеяло.
Очевидно, что во всей квартире в этот момент должно быть тихо: соседи не сверлят и не топают, ваши домашние не разговаривают, не смотрят телевизор (лучше, если никого кроме вас нет дома), питомцы не носятся и не подают голос, а окна закрыты.
Если вы продвинулись в подкастинге и вам нравится записываться дома, можно дополнительно приобрести акустический экран для микрофона или сделать его своими руками. Акустический экран защищает микрофон от внешних звуков, при этом звук возле микрофона усиливается, становится четче. Поэтому звукозапись получается почти как в полноценной студии. Есть небольшие экраны, которые крепятся позади микрофона на подставку, но можно соорудить и целый «короб».
Можно пойти и дальше и вообще изолировать квартиру от шума. О том, как правильно это сделать, мы рассказали в статье «Как сделать шумоизоляцию для записи звука».
Студия звукозаписи
Специальные студии — идеальный вариант, если вы не хотите покупать свое оборудование или дома по каким-то причинам записаться невозможно. Обычно оплата почасовая, зато
в вашем распоряжении полностью подготовленное помещение без лишних звуков, профессиональный микрофон и отличная запись. Кстати, там же можно заказать обработку готовой записи и свою фирменную музыкальную заставку, если готовы платить и не хотите заморачиваться со всеми тонкостями самостоятельно.
Музыка для вступления и заключения
Музыкальное сопровождение в подкасте позволяет понять, где начало и конец, задать атмосферу, настроить слушателя. Конечно, если вы никогда не делали музыку, то для вас это покажется невыполнимой задачей — проще купить несколько треков на аудиостоке или воспользоваться бесплатными треками, не требующими никаких отчислений. Но это может вызвать у слушателя ненужные асоциации, потому что музыка не уникальна. А ведь звуковое сопровождение — визитная карточка вашего подкаста, которая выделит его на фоне других, запомнится слушателям.
Если вы решили делать музыку сами, а не заказали у «звукачей», вам понадобится программа DAW (секвенсор) и несколько дополнительных инструментов. Далее переходим в бесплатный «no copyright» генератор midi-файлов. После несложных манипуляций, как показано на скрине ниже, вы получаете midi-файл в свое распоряжение.
Midi-файл достаточно импортировать в любую DAW. Например: FL studio, AVID Pro Tools, Cubase, Ableton live, Cocos REAPER. Нужно выбрать наиболее интересную часть трека, а далее процесс создания вступления мало отличается от создания музыкального трека. Если же вас все это «композиторство» утомляет, то музыкальность вступления вовсе не обязательна — задать атмосферу подкаста можно и с помощью приемов звукового дизайна.
Для подкаста нужно не так уж и много. Минимальный порог вхождения: старенький компьютер, способный открыть современный браузер, наушники, смартфон с рабочим микрофоном и функцией диктофона и одеяло. Гораздо важнее знать, о чем рассказать. Но, согласитесь, с хорошим оборудованием любое занятие приятнее.