Что значит неравнозначная дорога
Правила проезда перекрестков: нюансы, о которых водители забыли (+штрафы)
Для всех перекрестков существуют общие правила:
Первое. На любых пересечениях улиц необходимо удостовериться, что дорогу не собираются переходить пешеходы или проезжать велосипедисты. При повороте — и направо, и налево — водитель должен обратить внимание на ту часть дороги, куда поворачивает.
Второе. Запрещено выезжать на перекресток, если впереди образовался затор. Это вынудит водителя остановиться, что тем самым создаст препятствие для автомобилей, которые движутся в поперечном направлении. Для фиксации таких нарушений в 2018 году ввели «вафельную» разметку.
Третье. При равном праве на проезд, водитель, выезжающий справа, имеет преимущество. Это правило не касается только трамваев: их пропускать надо всегда.
Четвертое. При приближении к перекрестку важно постепенно сбросить скорость. Резкое торможение может стать неожиданным для других участников движения и спровоцировать аварию.
Проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог
Перед перекрестком установлены знаки «Главная дорога» — его видят те, кто едет по главной дороге, и «Уступи дорогу» — для водителей, следующих по второстепенной.
При проезде по второстепенной дороге нужно уступить сначала машинам, проезжающим по главной дороге, а затем руководствоваться правилом «помехи справа». Если водитель едет по главной дороге, то у него приоритет. Только при повороте налево придется пропустить встречные автомобили.
Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог
На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог необходимо соблюдать правило «помехи справа». При повороте направо уступать дорогу никому не нужно. Если налево — то уступить придется встречному автомобилю и машине справа. Если нужно проехать прямо — уступаем автомобилю справа. При развороте необходимо уступить всем.
Проезд регулируемых перекрестков
Регулируемый перекресток — это пересечение дорог, на котором движение транспортных средств управляется сигналами светофоров или регулировщика. Если светофор сломался или его отключили в ночное время, то действовать надо по правилам проезда нерегулируемого перекрестка. Если на пересечении дорог вы заметили регулировщика, то его сигналы — в приоритете.
На регулируемых перекрестках действует несколько правил:
— Работающий светофор для транспорта отменяет действие знаков приоритета, то есть планировать движение можно только по сигналам светофора или регулировщика.
— Проезд допускается исключительно на разрешающий сигнал. При движении нужно соблюдать рядность. То есть при перемещении по правой полосе и при маневре водитель должен занять также правый ряд.
— Если светофор имеет дополнительные секции, то на стрелках указывается направление движения. Проезжать в направлении стрелки можно только в том случае, если она включена. Если стрелка горит, а в основной секции включен красный сигнал, то ехать можно только в направлении стрелки.
Проезд перекрестка с круговым движением
Круговые перекрестки обозначаются знаком «Пересечение с круговым движением». Ехать по такой дороге можно исключительно против часовой стрелки.
Водитель, въезжающий на круговой перекресток, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые выезжают с круга. Это правило должно снизить количество заторов на дорогах с круговым движением.
Перед въездом необходимо включать правый поворотник. Уже на кольце поворотник надо выключить. Въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой полосы. Но если вы въезжаете с правой полосы, то должны попасть также в правую. Если с левой, соответственно, в левую. Если перед перекрестком одна полоса, а на круге — две, то въезжать надо в правую, а затем перестраиваться при необходимости. При перестроении нужно включить левый поворотник.
Выезжать с кольца можно только с правой стороны. Здесь уже обязательно включить правый указатель поворота.
Проезд перекрестка: поворот налево
Поворот налево считается одним из самых сложных маневров в дорожном движении. Водитель обязан заранее перестроиться в левую полосу и уступить дорогу встречным автомобилям, которые едут прямо или направо. Дождаться, пока проедут все машины, находящиеся в приоритетной позиции, и только потом начать движение. Выезжать на середину пересечения дорог и там дожидаться своей очереди — запрещено.
Проезд Т-образного перекрестка
Если такой перекресток оборудован светофором, то особых трудностей быть не должно. Главное — соблюдать основные правила, то есть заранее сбросить скорость, перестроиться в необходимую полосу, включить нужный поворотник, дождаться разрешающего сигнала светофора и только после этого начать движение.
На нерегулируемом перекрестке также необходимо руководствоваться общими правилами. На таких перекрестках могут быть установлены знаки «Главная дорога» и «Уступи дорогу». Если их нет, значит, дороги равнозначные — необходимо соблюдать правило «помехи справа».
Проезд перекрестка с трамвайными путями
Трамвай практически всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом. Но исключения все же есть.
Трамвай должен уступить дорогу:
Проезд смещенных перекрестков
Смещенные перекрестки считаются участками повышенной сложности. На них необходимо соблюдать все стандартные правила. В действительности же многие водители теряются и перестраиваются не в свою полосу.
На смещенных перекрестках дорог с равнозначным количеством полос нужно ехать также со смещением, чтобы попасть в нужный ряд и не создать аварийную ситуацию для соседнего автомобиля.
На смещенных перекрестках дорог с разным количеством полос необходимо заблаговременно занять ряд со стрелкой в нужном направлении и потом выезжать, так же смещаясь, чтобы попасть в нужный ряд.
Проезд перекрестка на красный свет
Проезд автомобиля по перекрестку на красный свет запрещен. Но и тут есть исключения. Если водитель начал движение на зеленый свет, но не закончил маневр до переключения сигнала из-за пробки или ДТП, он обязан проехать дальше. Второе: можно проехать на красный свет, если горит зеленая стрелка в дополнительной секции, и автомобилист поворачивает в ее сторону.
Проезд нерегулируемых перекрёстков неравнозначных дорог: определения в ПДД
Проезд нерегулируемых перекрёстков, независимо от их типа, считается одним из самых проблемных манёвров на дороге, поскольку может вызывать ряд сложностей у водителей. Чтобы избежать опасных ситуаций при передвижении через перекрёсток, специалисты советуют тщательно повторить правила ДД и освоить главные особенности езды на данном участке автодороги.
Проезд нерегулируемых перекрёстков по ПДД
В соответствии с ПДД все перекрёстки разделяют на регулируемые и нерегулируемые. Первый обозначает, что на данном участке езда на дороге контролируется посредством светофора или регулировщика. Подобные перекрёстки не имеют ни главной, ни второстепенной дороги, и указатели приоритета здесь не действуют.
Если светофор отсутствует, либо функционирует в режиме жёлтого мигающего света, а также нет регулирующего инспектора, перекрёсток считается нерегулируемым. Проезд по такому участку должен базироваться на приоритетных знаках, установленных на линии трассы либо на анализе дорог, для которых организован перекрёсток (асфальтные или из грунта).
Важно! Независимо от типа перекрёстка не разрешается выезжать на него, если на проезжей части сформировалась пробка. Такие действия приведут к блокировке движения ТС, которые едут с правой и левой стороны.
Для неравнозначных дорог
Подъезжая к перекрёстку, который является нерегулируемым, прежде всего, автовладелец должен чётко осознавать:
Чтобы ответить на подобные вопросы, нужно определить тип нерегулируемого перекрёстка: равнозначный или неравнозначный. Последним считается такой, в котором перекрещиваются главная дорога со второстепенной.
Распознать главную участники движения имеют возможность по следующим факторам:
Кроме этого, отличить неравнозначные дороги можно по наличию двух указателей:
Проезжать перекрёсток с неравнозначными дорогами необходимо, руководствуясь такими правилами:
Согласно пункту 13.9 ПДД, при проезде перекрёстка с неравнозначными участками водитель ТС, передвигающегося по второстепенной дороге, обязуется пропустить транспорт, который едет по главной, независимо от его дальнейшей схемы движения.
Видео: нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог
Для равнозначных дорог
Как уже отмечалось, прежде, чем проезжать перекрёсток необходимо установить его тип.
Равнозначный можно узнать по следующим характеристикам:
Важно! Число линий передвижения и количество проезжих частей не оказывает влияние на тип перекрёстка.
Дополнительно, чтобы обозначить равнозначный перекрёсток устанавливают специальный указатель 1.6, представленный в виде белого треугольника с красной окантовкой по краям, в середине которого, буквой «Х», перекрещиваются две линии.
Чтобы освоить технологию проезда подобных участков дороги, специалисты советуют действовать согласно трём основным правилам — общим нормам проезда перекрёстков, по принципу «первое главнее второго, второе — главнее третьего». В том случае, если первый вариант не подходит, переходят ко второму.
Итак, на практике данные правила работают следующим образом (п. 13.1 ПДД РФ):
Знаете ли вы? Одно из рекордных по величине штрафное взыскание за превышение скоростного режима имело место в Финляндии, в 2004 году. Размер штрафа составил 170 тыс. евро и получил его финн Юсси Салоноя.
Что касается поворота в правую сторону, то во время такого манёвра транспорт не пересекается с другими ТС, а значит, может беспрепятственно продолжить дальнейшее передвижение. При езде прямо водитель должен действовать согласно правилу «правой руки» и уступить дорогу всем авто, находящимся с правой стороны. Если на равнозначном участке сложилась ситуация с проездом безрельсовых авто и трамваев, то в любом случае, преимущество в езде имеют последние. В отношении других действуют выше прописанные нормы.
Видео: нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
Т-образного перекрёстка
Все выше описанные правила ДД касаются проезда ТС на традиционных перекрёстках, которые представляют собой пересечение двух дорог. Но, какими нормами руководствоваться при переезде Т-образного, многие начинающие водители не знают. Нужно отметить, что правила проезда на таких участках являются аналогичными тем, что и для обычного перекрёстка, но имеют некоторые особенности.
Безусловно, если автодорога располагает светофором или знаками приоритета, то движение по ней не вызывает особых сложностей у участников дорожного движения. Больше всего возникает сложностей при переезде равнозначного Т-образного перекрёстка, на котором отсутствует любая регулируемая или приоритетная разметка.
Рекомендуем для прочтения:
В подобном случае владельцам авто нужно руководствоваться следующими правилами (п. 13.11 и 13.12):
Что касается разворота на трёхполосном дорожном участке, то ПДД не накладывают в данном случае никаких ограничений.
Однако совершая манёвр, водитель должен:
Даже, несмотря на то, что закон разрешает осуществлять разворот на участках Т-образного типа, не всегда он может быть выполнен из-за строения и размера самого перекрёстка.
При переезде нерегулируемого перекрёстка всегда необходимо быть крайне осторожными. И даже если шофёр находится на главной дороге и, по закону, обладает приоритетом в проезде, не стоит забывать, что другие участники движения могут досконально не знать ПДД и попытаться осуществить манёвр первыми. При подъезде к такому участку автодороги нужно убедиться на все сто процентов, что другие ТС действительно уступают.
Тема 13.2. Нерегулируемые перекрёстки неравнозначных дорог.
Чем характерен перекрёсток неравнозначных дорог. Во-первых, это обязательно нерегулируемый перекрёсток. Здесь нет ни регулировщика, ни светофоров. Или светофоры есть, но они не работают или переведены в режим жёлтого мигающего сигнала. А, во-вторых, одна дорога – главная, а другие (сколько бы их не было) – второстепенные.
Понятно, что те, кто на главной, имеют преимущественное право проезда. Вот как об этом сказано в Правилах:
Правила. Раздел 13. Пункт 13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Обратите внимание – здесь сказано: «независимо от направления дальнейшего движения»!
То есть совершенно неважно, поедете ли вы по главной дороге через перекрёсток или свернёте с неё.
Во всех случаях те, кто на второстепенной, обязаны уступать вам дорогу!
Другое дело, если вы не один на главной дороге.
Сейчас у вас с автобусом – равное право на проезд! Вы оба на главной дороге.
А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».
То есть всё как обычно. Если поворачиваем налево или разворачиваемся, то на перекрёстке надо остановиться и пропустить встречного.
Обратите внимание на расстановку знаков приоритета! Все участники движения оповещены: мы и встречный автобус – на главной дороге, два легковых автомобиля – на второстепенной.
И в жизни так оно и будет – на всех подъездах к перекрёстку неравнозначных дорог обязательно должны быть установлены соответствующие знаки приоритета.
Но это в жизни. А в Билетах может быть изображён только один знак – с вашей стороны. Условия, приближённые к «боевым» – ведь и в жизни вы будете смотреть только на свой знак, и этого вполне достаточно.
Вот как это будет выглядеть на экзамене:
Как Вам следует поступить при движении прямо?
1. Уступить дорогу обоим транспортным средствам.
2. Уступить дорогу только грузовому автомобилю.
3. Проехать перекрёсток первым.
Комментарий к задаче
Светофор не работает, значит, «ожили» знаки приоритета.
Можете не сомневаться – на противоположной стороне перекрёстка тоже стоит знак «Главная дорога» (просто на рисунке его не показали).
То есть у вас с грузовиком равное право на проезд!
А раз так, тогда водитель грузовика, поворачивая налево, обязан уступить вам дорогу. А водитель легкового автомобиля пока подождёт, он на второстепенной дороге.
Одновременно напоминаю – проблесковый маячок жёлтого цвета не даёт преимущества в движении.
И в жизни, и на экзамене знаков может вообще не быть. Тогда статус дороги зависит от покрытия. Грунтовая дорога всегда второстепенная по отношению к дороге с любым твёрдым покрытием.
Как Вам следует поступить при движении в прямом направлении?
1. Уступить дорогу грузовому автомобилю, выезжающему с грунтовой дороги.
2. Проехать перекрёсток первым.
Комментарий к задаче
Сейчас грузовик для вас «помеха справа», и если бы это был перекрёсток равнозначных дорог, вы должны были бы уступить ему дорогу.
Но это перекрёсток неравнозначных дорог!
Знаков, правда, никаких нет. Но в первом ответе сказано, что грузовик выезжает с грунтовой дороги! А в этом случае дорога с любым твёрдым покрытием всегда главная по отношению к грунтовой. Так что уступать дорогу должен водитель грузовика.
Однако вернёмся к предыдущей ситуации.
Те, кто были на главной дороге, уехали. Что дальше?
А дальше наступила очередь тех, кто на второстепенной. У них тоже между собой равное право на проезд.
А, значит, ничего нового. Всё тот же принцип «помехи справа».
Я говорил вам, что перекрёстки, не самое сложное, что есть в Правилах. И постепенно подвожу вас к тому, что очерёдность проезда любого перекрёстка подчиняется одному простому универсальному правилу:
При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств
разбираются между собой по принципу «помехи справа».
Единственное, чему надо научиться, это в любой ситуации безошибочно определять равное и неравное право на проезд.
А ситуации могут быть различные. Мало того, что сами перекрёстки отличаются большим разнообразием, так ещё и главная дорога может менять направление.
Но и в этом случае ровным счётом ничего не меняется. Вот как об этом сказано в Правилах:
Правила. Раздел 13. Пункт 13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Ну, то есть опять «помеха справа» и ничего другого. А направление главной дороги вам покажут знаками:
Под знаком появилась дополнительная табличка 8.13 «Направление главной дороги».
На главной дороге мы и легковой автомобиль. Значит, у нас с ним равное право на проезд!
Вот с ним и разбираемся (руководствуясь принципом «помехи справа»).
Вы намерены повернуть налево. Кому Вы обязаны уступить дорогу?
2. Только легковому автомобилю.
3. Легковому автомобилю и автобусу.
4. Всем транспортным средствам.
На главной дороге мы и легковой автомобиль, и он для нас помеха справа. Вот ему и уступаем. А мотоцикл и автобус подождут, они на второстепенной дороге.
Вы намерены повернуть налево. Кому Вы обязаны уступить дорогу?
1. Легковому автомобилю и автобусу.
3. Только мотоциклу.
На главной дороге мы и мотоцикл. Значит, разбираемся только с мотоциклом.
Для мотоцикла мы – помеха справа, и он обязан уступить нам дорогу. А автобус и легковой на второстепенной дороге. Им ещё стоять и стоять, дожидаться, пока наступит их очередь.
Если уж главная дорога меняет направление, тогда об этом надо проинформировать всех водителей.
И если вы подъезжаете к перекрёстку по второстепенной дороге, тогда картинка будет такая:
Кому Вы обязаны уступить дорогу при повороте налево?
1. Только легковому автомобилю.
2. Легковому автомобилю и автобусу.
3. Всем транспортным средствам.
На главной дороге автобус и легковой автомобиль. Им точно уступаем. У нас с ними – неравное право на проезд.
А как разберёмся с мотоциклом? Он, как и мы – на второстепенной. То есть с мотоциклом у нас – равное право на проезд. И мы для него – помеха справа.
Он обязан уступить нам дорогу.
Кому Вы обязаны уступить дорогу при повороте налево?
1. Автобусу и мотоциклу.
2. Легковому автомобилю и автобусу.
3. Всем транспортным средствам.
Комментарий к задаче
Мотоциклу и автобусу точно уступаем – они на главной. А с легковым автомобилем у нас равное право на проезд – он, как мы, на второстепенной дороге.
И ему тоже надо уступить дорогу (по принципу “помехи справа”).
Теперь отдельно о перекрестках с круговым движением.
Перекресток с круговым движением – это отдельная песня. При въезде на такой перекресток принцип «помехи справа» не работает.
Если нет никаких знаков приоритета, круг по умолчанию – главная дорога!
Вот как об этом сказано в Правилах:
Правила. Пункт 13.11/1. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Как Вам следует поступить, двигаясь по перекрёстку с круговым движением?
1. Уступить дорогу грузовому автомобилю.Проехать перекрёсток первым.
2. Проехать перекрёсток первым.
3. Действовать по взаимной договорённости с водителем грузового автомобиля.
Комментарий к задаче
Повторим ещё раз: Если нет никаких знаков приоритета, круг по умолчанию – главная дорога!
В данной ситуации, двигаясь по кругу, вы имеете преимущество перед всеми, въезжающими на него.
При въезде на перекрёсток Вы:
1. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.
2. Должны уступить дорогу только автомобилю.
3. Имеете преимущество перед обоими транспортными средствами.
Комментарий к задаче
Повторим ещё раз: Если нет никаких знаков приоритета, круг по умолчанию – главная дорога!
В показанной ситуации, въезжая на круг, вы обязаны уступать дорогу всем, кто уже на круге.
После въезда на этот перекресток:
1. Вы должны уступить дорогу легковому автомобилю, въезжающему на него.
2. Вы будете иметь преимуществом перед легковым автомобилем, въезжающим на него.
3. Вам следует действовать по взаимной договоренности с водителем легкового автомобиля.
Комментарий к задаче
Повторим ещё раз: Если нет никаких знаков приоритета, круг по умолчанию – главная дорога!
Эта задача, как и предыдущие, взята из официальных билетов ГИБДД, но она уже стала “притчей во языцех” – многие из вас ее просто не понимают. Глядя на рисунок, вы начинаете “прокручивать” показанную ситуацию примерно так: “Я еще не въехал на круг, и значит, должен уступать дорогу”.
Но посмотрите, как сформулирован вопрос в этой задаче: “ После въезда на этот перекресток: …” То есть на рисунке-то вы еще не въехали на круг, но в тексте вопроса вы уже на него въехали – вас спрашивают: “Как будете себя вести после того, как въедете на круг “. И по мысли авторов этой задачки, правильный ответ – второй.
Опять задача из разряда провокационных. Но вот такие у нас Экзаменационные Билеты.
И, наконец, надо же еще разобраться с трамваем.
В 13-том разделе Правил про разъезд с трамваем сказано много, и сказано до такой степени мудрёно и путано, что не каждый читатель в состоянии добраться до истины.
Правила. Раздел 13. Пункт 13.9. На перекрестке неравнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге , независимо от направления его движения.
Как это понимать – равнозначная дорога на перекрёстке неравнозначных дорог?! Правила имеют в виду следующее: оба, вы и трамвай – на главной дороге. Или оба, вы и трамвай – на второстепенной дороге. При этом трамвай двигается либо во встречном направлении, либо в попутном.
Такое может быть только на перекрёстках, на которых главная дорога не меняет направление. Соответственно, и второстепенная дорога тоже не меняет направление.
Вот она, эта ситуация – оба на главной дороге.
Я это называю – у обоих равное право на проезд.
А Правила это называют иначе – у обоих равнозначные дороги.
Но суть от этого не меняется, надо уступать дорогу трамваю.
То же самое и здесь – оба на главной дороге, только теперь трамвай двигается в попутном с вами направлении.
И опять вы с трамваем на равнозначной дороге (оба на второстепенной).
И опять у вас с трамваем равное право на проезд.
И здесь то же самое, только теперь трамвай двигается в попутном с вами направлении.
Вот об этих четырёх ситуациях и сказано в показанном выше пункте 13.9. И во всех этих случаях водители обязаны уступать дорогу трамваю.
А дальше идёт пункт 13.10:
Правила. Раздел13. Пункт 13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Это что же получается, мы едем по перекрёстку неравнозначных дорог, а руководствоваться должны правилами проезда перекрестков равнозначных дорог (если главная дорога меняет направление). Как прикажете это понимать? Посмотрим, что в Правилах сказано про перекрёстки равнозначных дорог:
Правила. Раздел13. Пункт 13.11. На перекрестке равнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Ага, вот где истина зарыта. Неважно, меняет главная дорога направление или не меняет. Важно другое – трамвай всегда имеет преимущество, если у вас с трамваем равнозначные дороги. То есть уступать дорогу трамваю нужно, если вы на главной и трамвай на главной или вы на второстепенной и трамвай на второстепенной.
Но если трамвай на второстепенной, а вы на главной, тогда уступать дорогу трамваю не нужно.
Это же надо было так глубоко запрятать, прямо-таки замуровать простое и ясное требование:
При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
Кому Вы обязаны уступить дорогу при повороте налево?
2. Трамваю А и легковому автомобилю.
3. Только трамваю А.
На главной дороге мы, легковой автомобиль и трамвай «А» (то есть у всех троих равное право на проезд). Трамваю «А» точно уступаем. И всё, больше никому.
Для водителя легкового автомобиля мы – помеха справа, а трамвая «Б» вообще на второстепенной дороге.
Кому Вы должны уступить дорогу при повороте налево?
2. Трамваю Б и легковому автомобилю.
3. Всем транспортным средствам.
Кроме нас на главной дороге трамвай «Б» и легковой автомобиль. Трамваю «Б» точно уступаем, но и легковому автомобилю в данной ситуации тоже уступаем (по принципу «помехи справа»).
Трамвай “А” – на второстепенной дороге! Он проедет перекрёсток последним.
Чтобы надежно подготовиться к экзамену, надо, конечно же, прорешать все 40 задач, посвящённых проезду перекрёстков неравнозначных дорог в билетах ГИБДД. И они все есть на нашем сайте в разделах «Решебник» и «Экзамен».
Но уверяю вас – ничего принципиально нового вы там не обнаружите. Ситуации будут различные, но вопрос всегда один и тот же:
Умеете ли вы применять принцип помехи справа и знаете ли вы, что при равном праве на проезд
трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.
А впереди у нас регулируемые перекрёстки.
Авторское право распространяется на весь контент настоящего учебного пособия, включая дизайн и логотип «Автошкола дома». Авторское право, естественно, не распространяется на цитаты из Правил, цитаты из Кодекса об Административных Правонарушениях, а также на рисунки и текст из сборника «Экзаменационные тематические задачи» и сборника «Экзаменационные билеты» (авторы – Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.). Во всех необходимых случаях в тексте настоящего учебного пособия имеются ссылки на первоисточник.
Что касается изображений, то значительная часть из них была построена на основе фото и рисунков, взятых из Интернета, и мы ни в коей мере не претендуем на авторство этих заимствованных картинок. Нам в данном случае принадлежит только лишь идея их использования или авторское право на новую законченную композицию (коллаж), собранную из фрагментов чужих изображений.
Запрещается использование данного контента в коммерческих целях без согласования с автором, а также любые действия, в результате которых у читателей данного учебного пособия может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к домену автошколадома.рф.