Что значит недоросль в литературе
НЕДОРОСЛЬ
Смотреть что такое «НЕДОРОСЛЬ» в других словарях:
недоросль — недоросль … Орфографический словарь-справочник
Недоросль — Недоросль комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса XVIII века на русской сцене последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 … Википедия
недоросль — См … Словарь синонимов
Недоросль — Название комедии (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744 1792). Согласно словарю В. Даля, «недоросль не достигший полных лет, обычно 21 года; не взрослый, не вошедший во все года, в полный возраст; невозмужалый». Иронически: об избалованном… … Словарь крылатых слов и выражений
Недоросль — Недоросль. (Маменькинъ сынокъ. Избалованный неучъ, или недоучка изъ дворянъ.) Ср. Фонвизинъ. Заглавіе комедіи его. Ср. Батюшка прогналъ (ментора) со двора. Тѣмъ и кончилось мое воспитаніе. Я жилъ недорослемъ, гоняя голубей и играя въ чехарду съ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
НЕДОРОСЛЬ — НЕДОРОСЛЬ, я, муж. 1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. перен. Глуповатый юноша недоучка (разг. ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
НЕДОРОСЛЬ — «НЕДОРОСЛЬ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО), 1987, цв., 145НЕДОРОСЛЬ мин. Телеспектакль. По одноименной пьесе Д. И. Фонвизина. В основе спектакль Малого театра СССР. В ролях: Сергей Харченко (см. ХАРЧЕНКО Сергей Васильевич), Э. Далматова, Игорь Лях (см … Энциклопедия кино
НЕДОРОСЛЬ — Комедия Д.И. Фонвизина, описывающая быт провинциальных дворян (см. дворянин*) эпохи Екатерины II*. Написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г. Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и… … Лингвострановедческий словарь
недоросль — я; м. 1. В России до конца 18 в.: дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. Недоучившийся, глуповатый молодой человек. Не будешь учиться, останешься недорослем до старости лет. ● По названию комедии … Энциклопедический словарь
Недоросль — так называют юношу, не проявляющего склонность к учению, недоучку, глуповатого, недалекого по уму, ленивого, иногда маменькиного сынка. Слово появилось в России в XVIII веке, когда так стали назвать молодых дворян, не достигших совершеннолетия и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Значение слова недоросль
Словарь Ушакова
н е доросль, недоросля, муж.
2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи (от комедии Фонвизина «Недоросль», ср. Митрофанушка).
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Подросток, несовершеннолетний.
* ► Уродился я, бедный недоносок, С глупых лет брожу я сиротою; Недорослем меня бедного женили. // Пушкин. Стихотворения // *
2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу.
* ► [Простакова:] Ведь, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить. // Фонвизин. Недоросль //; Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. // Пушкин. Капитанская дочка // *
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. В России XVII I-XIX вв. молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.
* Пока Митрофанушка еще в недорослях (Д. Фонвизин). *
2. перен. Глуповатый, малообразованный юноша.
Словарь Ожегова
НЕДОРОСЛЬ, я, м.
1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
«Недоросль». Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина
Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.
Под словесным значением данного выражения в XVIII веке понимаются молодые люди, не имеющие надлежащего образования либо только получающие его, то есть не достигшие уставленного образовательного уровня.
Ключевым персонажем в произведении, на примере которого писатель раскрывает насущную проблему, является недоросль Митрофанушка Простаков, отличающийся, несмотря на попытки родителей дать ребенку минимальное образование, стойким нежеланием постигать знания.
Герой характеризуется автором в качестве молодого человека, с детства привыкшего получать все желаемое от любящей матушки, ограждающей его от любых невзгод, считающего науку бесполезным, скучным и нудным занятием, предпочитающего получать знания о правилах поведения в светском обществе от необразованного кучера Вральмана.
Митрофан изображается в комедии как собирательный образ молодого дворянского поколения, которое не стремится получить образование, являясь невеждами и лентяями, ценящими лишь лоснящееся светское существование.
В образе Митрофанушки перед читателями предстает морально и умственно отсталый юноша, кажущийся за счет своей глупости и тупости гораздо младше по возрасту, чем есть на самом деле, демонстрирующийся избалованным, недалеким ребенком, который не ценит ни родительскую заботу и не желает самостоятельно принимать решения либо совершать поступки.
Писатель акцентирует внимание на наличие у юноши ума и способностей, однако подчеркивает его откровенное нежелание направлять их на собственное развитие и выполнение необходимых обязанностей.
Главной проблемой в создавшейся ситуации автор считает окружающую обстановку, которая оказывает непосредственное влияние на появление в обществе данных представителей молодого поколения, при этом произведение демонстрирует порочность воспитания и образования той эпохи в виде комедийного жанра, высмеивая все их недостатки и отрицательные черты.
Писатель, используя комичность изображения, иллюстрирует необходимость в проведении реформ и преобразований в образовательной системе страны с целью развития для будущего государства достойных членов общества.
Значение слова «недоросль»
Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.
Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.
Вариант 2
По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.
Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.
Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.
Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.
Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.
Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.
Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.
Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.
Проблемы, поднятые в комедии
Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.
Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.
Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.
Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.
Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.
Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.
Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.
Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.
Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.
Какой смысл названия комедии «Недоросль»?
Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.
Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».
В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!
Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.
После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.
Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.
Тест по произведению
Идея комедии
Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.
Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.
«Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?»
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, являлось воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Основные проблемы комедии «Недоросль» — это проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания молодого поколения и «дикого невежества старого поколения» (В. Г. Белинский). Однако, комедию, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания. Причиной этого является тесная связь первых двух проблем. Именно проблема воспитания и невежества выступает причиной злонравия героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостным никаких прав на равенство с «благородными» характеризует отношение диких помещиков к своим людям. Одна из самых преданных крепостных Простаковой — мамка Еремеевна — служит ей вот уже сорок лет, а получает в качестве вознаграждения за свою службу «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Причину злонравия своих героев Д. И. Фонвизин видит в их невежестве, «в собственном их развращении». «Не умел грамоте» отец Простаковой и Скотинина, «ни от кого слышать не хотел» о ней их дядя Вавила Фалалеич; «от роду ничего не читывал» Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. «Без наук люди живут и жили», ученье вздор», главное уметь «достаточек нажить и сохранить» — к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. И в руках этого дворянства находится воспитание молодого поколения дворян. Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и описания его учителей. «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.» Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом же деле — это была лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой. По мнению Фонвизина, важной частью воспитания является не только развитие ума, но и нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказывает герой-резонёр Стародум в разговоре с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: «Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещённых поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании». Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. Тема воспитания в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами XVIII века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, гуманности помещиков к крестьянам. И в этом смысле комедия «Недоросль» для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим «руководителем» в воспитании.
Значение имени главного героя
Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.
Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.
Сочинение: Смысл названия пьесы «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
(408 слов) Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» — классицистическое произведение, написанное в 18 веке. В нем затрагиваются многие важные вопросы, такие, как проблемы воспитания, образования и крепостного права. Может показаться, что название пьесы носит односторонний характер, но это не так. В него заложен и иной, более глубокий и актуальный смысл.
Стоит начать с того, что недорослем в 18 веке называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего еще на государственную службу. Именно таким и является главный герой комедии Митрофан. Это показывает первый, а точнее, самый очевидный смысл названия пьесы. Ведь Митрофану действительно всего 15 лет: «Шестнадцать… исполнится около зимнего Николы…». Он нигде не работает, а его ежедневные занятия — это гонять голубей и играть «в чехарду с дворовыми мальчишками».
Однако образ главного героя, его характер и поступки уже давно приобрели «дурную славу», из-за чего слово «недоросль» получило другое нарицательное значение. Теперь под этим выражением скрывается сущность ленивого, грубого, необразованного и избалованного человека. Он ничего не умеет и не хочет научиться.
К Митрофану практически каждый день ходят учителя по разным дисциплинам, но мальчик из-за нежелания получать знания так и остался невеждой. Это видно из момента, когда Стародум проводил недорослю экзамен, чтобы проверить его успехи в изучении наук. Результаты были «впечатляющими». На вопрос, к какому роду относится слово «дверь», Митрофан отвечал: «Прилагательна… Потому что она приложена к своему месту». А про науку географию семья Простаковых будто слышит впервые: «…еоргафия…Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу». Это показывает крайнюю «темность» главного героя, будто его вообще ничему не учили.
Кроме этого, Митрофан — человек злого нрава, эту черту характера он перенял у своей матери. Теперь и недоросль обижает слуг, оскорбляет учителей, называя их «гарнизонными крысами», и даже кричит на свою няню Еремеевну, которая вырастила мальчика и готова хоть умереть за него: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка!». Всё это из-за отсутствия хорошего воспитания, основанного на гармоничном сочетании порицания и одобрения. Митрофан никогда не имел никаких ограничений в желаниях, а любые его прихоти исполнялись. Слепо любя своего ребенка, мать Митрофана отчитывала Еремеевну, когда та пыталась предостеречь мальчика от переедания. Несмотря на осведомленность о сытости сына, Простакова говорит: «Так тебе жаль шестой, бестия?». Митрофан, получая все, становился избалованным человеком.
Таким образом, в смысл названия пьесы «Недоросль» заложены разные идеи. Во-первых, это указание на возраст Митрофана и степень его образованности. Во-вторых, это емкое отражение основной проблемы пьесы, а именно невоспитанности и злонравия главного героя. В-третьих, автор намекает нам, что многие представители дворянства, наделенные властью и богатством, остаются таким же «недорослями» на всю жизнь, потому что у них нет стимула развиваться из-за крепостного права.
Автор: Александра Ватаг
Актуальность проблемы образования
Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.
Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.
В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.
Государственная проблема
Согласно толковому словарю, недоросль — это молодой дворянин, не достигший своего совершеннолетия и не принятый на государственную службу.
В своем произведении автор в сатирической форме показывает недостатки воспитания и образования детей дворян. Происхождение понятия «недоросль» относится к правлению Петра I. Именно он в свое время издал указ, датированный 26 февраля 1714 года, где говорилось об обязательном обучении детей дворян в возрасте до 15 лет. В нем строго запрещалось давать офицерские звания лицам, не служившим рядовыми в полках гвардии, невзирая на их дворянское происхождение.
Этот указ был вызван тем, что, пользуясь высоким происхождением, часть дворян отказывалась служить в качестве простых солдат. По их мнению, командирские должности принадлежат высшему сословию по праву происхождения.
Но Пётр Алексеевич имел свой взгляда на этот вопрос. Сам государь обучался военному искусству с юных лет и не чурался звания солдата. Свой путь он начал от простого барабанщика в Преображенском полку и всюду проявлял старательность, не гнушаясь самой трудной работы. Таким отношением к делу государь подавал пример дворянскому сословию. Петр считал, что даже у царя должны быть мозоли, чтобы подчиненные, глядя на него, вырастали достойными помощниками и верными слугами Отечества.
Тех молодых людей, которые не хотели учиться стали называть «недорослями». Государь считал, что истинный дворянин должен быть лицом своего государства и трудится на его благо. Без соответствующих знаний сделать это затруднительно. Не имея специального подтверждающего документа, молодым людям нельзя было жениться. Вот почему Фонвизин назвал свою комедию «Недоросль».
Реформы, проводимые Петром I, требовали, чтобы управленцы были грамотными. Поэтому во всех губерниях открыли школы для обучения детей дворян, дьяконов и подьячих, от 10 до 15 лет. Государь сознавал, что по собственной воле родители не отдадут своих детей на обучение и поэтому запретил венчание без свидетельства об обучении. Но и это не слишком помогло. За первые десять лет число обучающихся не превысило полутора тысяч человек. Родители прилагали немыслимые усилия, чтобы обойти закон.
К тому же понятие образованности включало в себя не только умение писать и читать, но и знать этикет. Сюда же относилось способность различать добро и зло и правильность или неправильность действий. Главной целью образования является воспитание у молодежи дворянского сословия таких черт, как:
Важность образования в том, чтобы с юных лет дворяне понимали значение нравственных принципов и осознавали приоритеты развития общества на этом этапе развития страны. Петр понимал значения проблемы для России и поэтому старался решить ее пусть и путем принуждения.
Чему комедия может научить ребенка
Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.
На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.
Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.