Что значит не социализированный человек

Десоциализация

Что значит не социализированный человекДесоциализация – это потеря субъектом по разным причинам, общественного (социального) опыта, которая отражается на его жизнедеятельности и потенциале самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии – это процесс, который является противоположным социализации, т.е. процесс десоциализации означает потерю субъектом конкретных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. Дословно данный процесс переводится, как отсутствие социализации. Десоциализация является сознательным отказом от освоенных норм, ценностей, определенных социальных ролей, обычного образа жизни.

Десоциализация личности

Десоциализация в психологии — это своеобразное разрушение нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный. Первичный уровень социализации наступает в сферах межличностных взаимодействий в малых коллективах, где первичными агентами выступают родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и др. Вторичный уровень социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами, где агентами выступают официальные учреждения, формальные организации: администрация ВУЗов, государственные чиновники, армия.

Десоциализация личности – это специфический процесс, при котором социализированный ранее индивид постепенно теряет свои приобретенные социальные качества.

Десоциализация может начинаться в раннем возрасте, а может и в зрелом. Если такой процесс наступает уже в зрелом возрасте, то в основном он заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с социумом или государством в целом, другие связи остаются позитивными.

Основные характеристики десоциализированной личности: отстранение индивида от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от конкретной группы, потеря социального опыта, которая отражается на самореализации в социуме.

Десоциализация может достигнуть различных степеней выраженности, от легкой потери ориентации в социальных обстановках, до отстраненности от своего коллектива или общества и полной утраты связей с общественной средой.

Бывает, что индивид может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация заходит довольно глубоко и разрушает нравственные и моральные основы личности индивида. Когда такое происходит, личность становится неспособной восстановить все утраченные ценности, нормы и роли в полноценном объеме. Такое происходит в концентрационных лагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и со служащими в армии.

Десоциализация может наступать в случаях сужения сферы своей культурно-социальной активности. В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную взаимосвязь с изменением социальных ролей, получением новых статусов, отречением от привычек, дружеских контактов, окружения, сменой обычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переобучаться. Такой процесс имеет два этапа: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, которое не совпадает с его прежним опытом и происходит ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

Десоциализация причины

Причины десоциализации бывают самыми различными: от длительного и тяжелого заболевания до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов к ней могут приводить чрезмерные применения в повседневной жизни современной культуры и технологий (например, развлекательные телепередачи).

Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантильность, которая возникает вследствие неправильного («тепличного») воспитания, намеренного ограждения от обязанностей, от усилий по достижению целей, чрезмерной опеки подростков может привести к десоциализации личности.

Десоциализация наступает в случаях наступления отчужденности индивидов от социальных институтов, выступающих носителями общепринятых норм моральности и права, которые, в конечном итоге, определяют своеобразное «врастание» в людскую культуру. В таких случаях развитие личности может идти под воздействием на нее различных преступных или асоциальных субкультур, которые имеют свои собственные групповые нормы, ценности, несут антисоциальный характер. В данных условиях десоциализация будет выступать в качестве социализации, но совершаемой под воздействием негативных антисоциальных влияний, приводящих к общественной дезадаптации, которая носит противоправный характер, формированию искривленных нормативно-ценностных представлений.

Основное десоциализирующее воздействие оказывается со стороны самого ближайшего окружения, демонстрирующего образцы антиобщественного поведения, асоциальных убеждений и ориентаций.

В зависимости от того, какие причины вызывают десоциализацию, она может нести за собой различные последствия для индивида. Также она может быть итогом добровольного отречения от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или жизнь на лоне дикой природы и т.д. В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не вести к ее нравственной деградации. Однако чаще она бывает вынужденной. Ее причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, которые ведут к инвалидности, неизлечимые болезни, психологические стрессы, которые ведут к потере смысла жизни, ее целей и ориентиров, утрата работы, потеря бизнеса, резкая смена политической конъюнктуры и др.

Неспособность индивида выдерживать давление различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий ведет ее к иллюзорному бегству от реальности. Также десоциализацию сопровождают наркотики и алкоголь. По мере десоциализации индивид теряет элементы культурности и воспитанности.

Десоциализация у детей

Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.

Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически некомпетентный и асоциальный тип.

Чем младше дети, тем тяжелее для них могут складываться условия развития в неблагоприятных семьях, которые характеризуются постоянными ссорами и конфликтными ситуациями, несогласием, физической агрессией. Все это способствует развитию у малышей чувства беззащитности и незащищенности. В семьях с преобладанием напряженной, угнетающей, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств. Вследствие чего такие дети не получают чувство любви по отношению к себе, поэтому не способны и сами проявлять это чувство.

Если ребенок длительное время проживает в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчужденность, то у него понижается способность к эмпатии. В дальнейшем это будет затруднять процессы обучения и вызывать сопротивляемость ребенка, что ведет к нарушению его социализации.

Длительное влияние на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает отрицательные физические, психические изменения в детских организмах, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антисоциальной направленности. Такие дети отличаются плохим, антиобщественным поведением и нарушением в развитии их личности.

Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одна общая черта – нарушение социализации (десоциализация): неспособность приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная половая активность, агрессивность, потеря интереса к труду и обучению, лень, утрата ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, вредные привычки, отсутствие духовности и стремления к развитию.

Десоциализация примеры

Десоциализация в более сложном своём определение может означать деградацию личности. Наступает тогда, когда социализация субъекта начинает становится более фрагментарной и теряет всю многогранность и многосторонность социального процесса или приобретает асоциальную направленность. Например, это происходит, когда человек чрезмерно склонен к алкоголю или является наркоманом. Таких людей не волнует ничего, кроме дозы или наркотика, они готовы воровать, и даже убивать для того, чтобы получить желанное удовлетворение низменных потребностей. Т.е. процесс десоциализации заключается в возвращении ранее социализированного человека к его доличностной форме или утрачивании им общественно но одобряемые личностные качества.

Примером десоциализации может служить человек после длительного психиатрического лечения или нахождения в тюремном заключении. Более легким проявлением десоциализации может служить индивид, вернувшийся на работу после длительного отпуска дикарем на природе.

Ярчайшим примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, т.к. само преступление является нарушением существенных норм и посягательством на оберегаемые ценности. Совершая преступление, индивид демонстрирует отказ от фундаментальных основ и ценностей любого социума. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).

Десоциализация в глобальном своем проявлении может служить в качестве фактора, влияющего на снижения общего потенциала социума в целом, истребления национального самосознания. Заключается в навязывании специфических стереотипов, например, с помощью средств массовой информации.

Однако не всегда десоциализация ведет к негативным последствиям, иногда она может являться итогом добровольного отказа от прежних значимостей и ценностей, например, уход в монастырь.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Кто такие несоциализированные люди и почему они такими являются?

Десоциализация – это потеря субъектом по разным причинам, общественного (социального) опыта, которая отражается на его жизнедеятельности и потенциале самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии – это процесс, который является противоположным социализации, т. е. процесс десоциализации означает потерю субъектом конкретных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. Дословно данный процесс переводится, как отсутствие социализации. Десоциализация является сознательным отказом от освоенных норм, ценностей, определенных социальных ролей, обычного образа жизни.
Причины десоциализации бывают самыми различными: от длительного и тяжелого заболевания до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов к ней могут приводить чрезмерные применения в повседневной жизни современной культуры и технологий (например, развлекательные телепередачи).
Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантильность, которая возникает вследствие неправильного («тепличного») воспитания, намеренного ограждения от обязанностей, от усилий по достижению целей, чрезмерной опеки подростков может привести к десоциализации личности.

Десоциализация наступает в случаях наступления отчужденности индивидов от социальных институтов, выступающих носителями общепринятых норм моральности и права, которые, в конечном итоге, определяют своеобразное «врастание» в людскую культуру. В таких случаях развитие личности может идти под воздействием на нее различных преступных или асоциальных субкультур, которые имеют свои собственные групповые нормы, ценности, несут антисоциальный характер. В данных условиях десоциализация будет выступать в качестве социализации, но совершаемой под воздействием негативных антисоциальных влияний, приводящих к общественной дезадаптации, которая носит противоправный характер, формированию искривленных нормативно-ценностных представлений.
Основное десоциализирующее воздействие оказывается со стороны самого ближайшего окружения, демонстрирующего образцы антиобщественного поведения, асоциальных убеждений и ориентаций.
В зависимости от того, какие причины вызывают десоциализацию, она может нести за собой различные последствия для индивида. Также она может быть итогом добровольного отречения от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или жизнь на лоне дикой природы и т. д. В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не вести к ее нравственной деградации. Однако чаще она бывает вынужденной. Ее причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, которые ведут к инвалидности, неизлечимые болезни, психологические стрессы, которые ведут к потере смысла жизни, ее целей и ориентиров, утрата работы, потеря бизнеса, резкая смена политической конъюнктуры и др.
Неспособность индивида выдерживать давление различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий ведет ее к иллюзорному бегству от реальности. Также десоциализацию сопровождают наркотики и алкоголь. По мере десоциализации индивид теряет элементы культурности и воспитанности.
Доброго Вам вечера!)))

Источник

Основы социализации личности

Что значит не социализированный человекСоциализация личности как процесс интеграции человека в общую социальную систему общества дает необходимый навык коммуницирования с окружением. И на вопрос «что это такое» есть лишь один ответ — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Рождаясь, человек незамедлительно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некую среду, образованную сначала родителями, медперсоналом клиники, родственниками и близкими друзьями семьи. В дальнейшем роль социализации личности только усиливается: с расширением границ мира возрастает количество связей и людей, с которыми приходится взаимодействовать, и крайне важно, чтобы процесс протекал ровно, не был нарушен.

В процессе взросления дети не только обретают личность, самосознание, обучаются навыкам общения, но также и расширяют сферу своих интересов и все глубже вовлекаются в процесс взаимодействия с членами семьи, соседями, другими детьми, учатся коммуницировать, находить компромиссы, уступать и отстаивать свою точку зрения.

Основные возрастные этапы социализации

Психологи выделяют следующие этапы социализации личности:

Первичная социализация включает в себя освоение человеком социальных норм и правил на ранних этапах жизни, от рождения до подросткового возраста; вторичный этап наступает постепенно с расширением круга общения подростка, появлением в его жизни большего количества увлечений и групп, сформированных в обществе под влиянием этих увлечений.

Этапы социализации личности разделяются четко, но между ними нет жесткой границы. Нельзя сказать, что до 14 лет, например, человек исключительно формирует себя, а после — учится вписывать себя в общество. Напротив, в сущности, оба этапа характерны для нас на протяжении всей жизни, просто на ранней стадии развития психологические особенности ребенка направлены на познание самого себя, а в дальнейшем перенаправляются вовне, на вписывания себя в общество, но и в пенсионном возрасте не следует думать, будто личность окончательно сформирована, и изменить ее нельзя.

Особенности социализации в детстве

Что значит не социализированный человекИменно в детстве благодаря семейному влиянию у ребенка закладываются те шаблоны, которые он считает общепринятыми, и которыми в дальнейшем руководствуется при последующей социализации.

На этой стадии ребенок усваивает основные правила и нормы исключительно от членов семьи, так как его внутренний мир чрезвычайно мал, а окружение ограничено. И если в семье принят некий набор предубеждений, то на следующую стадию социализации индивид выйдет уже со сформировавшимся в голове мнением, учитывающим основную семейную «линию партии».

Такой ребенок может в будущем получить целый букет проблем, когда столкнется с тем, что за попытку поднять руку на девочку его будут всячески ругать и подвергать остракизму, а он не сможет понять, что проблема заключается в его поведении, так как лично для него это абсолютная норма.

Социализация школьного периода

Что значит не социализированный человекСоциализация личности на этапе школьного образования постепенно переводит ребенка от этапа первичной социализации к вторичной.

В школе круг общения индивида резко расширяется: после пары-тройки десятков людей, с которыми он постоянно общался либо изредка встречался в детском саду или поликлинике, ребенок оказывается в большом мире, полном одноклассников и детей с параллельных потоков.

Внимание взрослых не так тщательно контролируется, как это было ранее, и ребенок постепенно учится налаживать отношения с другими маленькими личностями, обретает симпатии и антипатии, учится вести себя сообразно новым правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новой обстановке и вырабатывает в себе качества, которые в дальнейшем помогут ему налаживать контакт с коллегами по работе и представителями других социальных групп.

На этом этапе в качестве проблемы социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на воздействие окружающих.

Если ребенок воспитывался в семье как маленький принц, был окружен любовью бабушек и мамы, если он вырос в уверенности, что все его действия правильны и никто не имеет права быть им недовольным, он с огромной долей вероятности не впишется в коллектив одноклассников, так как привычка требовать подчинения вряд ли будет оценена другими детьми как приятная черта характера.

Подростки и поиски себя

Что значит не социализированный человекПодросток — это такая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, а не с членами семьи, и тем самым осуществляет свой переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только личности, но также и к поискам своего места в мире.

На этом этапе начинается активная групповая социализация человека — он ищет группы, в которых мог бы чувствовать себя комфортно, быть одобряемым, значимым, где мог бы делиться опытом и мыслями; в активную фазу входит гендерная социализация — осознание себя как представителя определенного пола и оценка социальных ролей представителей своего пола в обществе, принятие или отторжение этих ролей применительно к себе; начинается запуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных навыков и ценностей ввиду получения нового опыта и расширения кругозора.

Одной из распространенных проблем социализации личности подростка является ситуация, когда он попадает в окружение, принимающее за норму иные, непривычные ему стандарты поведения и остается перед выбором: переоценить собственные суждения либо отстаивать свое мнение и получить неприятие членов группы.

Групповая социализация

Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.

Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть.

Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам.

Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности. Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» — нельзя угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к какой именно группе примкнуть, а также противопоставлять себя какой-то другой группе лиц.

Осознанность выбора группы

Что значит не социализированный человекВыбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.

Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.

В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.

Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.

Гендерная социализация

Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.

Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.

В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.

Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.

Ресоциализация

Что значит не социализированный человекПонятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.

Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.

С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.

Правовая социализация

Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.

Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.

Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.

Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.

Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.

Десоциализация

Что значит не социализированный человекПонятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?

Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Организационная социализация

Что значит не социализированный человекОрганизационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Социализация личности — сложный процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с бесконечным познанием внешнего мира и самопознанием, развивающий умение налаживать отношения с окружающими людьми в любой социальной среде.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *