Что значит найти себя обществознание 6
ГДЗ Параграф 2. Человек познает мир Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Проверим себя. (страница 23-24).
Исследование человеком своих возможностей и способностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.
Человек обладает огромными способностями, главное — уметь ими воспользоваться и развивать их.
Найти себя и правильно определить свое место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?»
В классе и дома.
Стоит пересмотреть самооценку.
Помогать папе по домашним делам. Причины успеха в том, что я смотрю, как она делает и повторяю за ним.
Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Вы, возможно, лучше рисуете, чем сестра, или вам легче даётся математика При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, уделу, которое он делает много лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или ленимся развивать до уровня талантов.
Майкл Кевин Кирни (Michael Kevin Kearney) — окончил университет в 10 лет. 24-летний Майкл Кирни известен как самый молодой выпускник университета — ему на тот момент было всего 10 лет. Кроме этого, в 2008 году он выиграл миллион долларов в шоу «Кто хочет стать миллионером». Кевин родился в 1984 году, в своей жизни поставил множество интеллектуальных рекордов и работает учителем в колледже с возраста 17 лет. Первые свои слова мальчик сказал в 4 месяца, в 6 месяцев он сказал на приеме у педиатра «У меня инфекция в левом ухе» (я уверен, врач упал в обморок), и научился читать в возрасте 10 месяцев. Когда Майклу было 4 года, он успешно прошел математический тест Джона Хопкинса для одаренных детей (Johns Hopkins precocious math program). В 6 лет Кевин закончил школу, поступил в Santa Rosa Junior College, и в 10 лет окончил ее по специальности «геология и археология». Майкл попал в книгу рекордов Гиннеса как самый юный выпускник университета, получивший степень бакалавра по археологии. Также ему принадлежит рекорд как самому молодому аспиранту (в таком возрасте я лично только девочек в школе за косички дергал и учился в 3 классе). В 2006 году Майкл стал известным во всем мире после победы в игре «Gold Rush» и выигрыша 1 миллиона долларов.
Мои способности: Я могу делать уборку по дому, у меня не получается шить, я хотела бы научиться играть на гитаре. Мои поступки: мне не нравится, когда я жадничаю; мне нравится, когда я проявляю сочувствие; я хотела бы быть более общительной.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Человек познаёт мир
Какими методами пользуется человек при изучении природы?
Что значит найти себя? Каковы твои сильные и слабые стороны? Как ты понимаешь выражение «зарыть свой талант»? Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности? Нужно ли торопиться стать взрослым?
Познание мира и себя
Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.
Познание мира начинается с пространства, в котором ты живёшь и действуешь. В городе или селе в постоянном общении ты видишь разные стороны жизни людей, трудовую деятельность взрослых. Посильное участие в труде (в семейном хозяйстве, учёбе) расширяет твои представления о мире труда, мотивах участия в нём людей, помогает в поиске трудового занятия.
Основной канал знаний об окружающем мире для подростка — учёба в школе, общение со сверстниками. О школе речь пойдёт дальше.
Общение со сверстниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями: события в стране, твоём регионе; отношения с ровесниками, взрослыми; содержание книги, кинофильма. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир, влияет на его восприятие?
Познание мира тесно связано с познанием человеком себя.
Интерес к своему «я» человек начинает испытывать очень рано. «Я сам!» — говорит трёхлетний малыш, тем самым подчёркивая, что ему под силу сделать самостоятельный шаг. Подросток уже стремится найти ответы на такие главные для себя вопросы, как «Кто я?», «Каков я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?». Некоторые взрослые вспоминают о годах отрочества с иронической улыбкой, называя свои мечты и поступки ребячеством. Между тем они хорошо понимают, что период ребячества — это чуть ли не самая важная часть жизни, часто определяющая всё будущее. Именно в это время так хочется разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя. Задача эта сложная даже для взрослого, но ты уже сейчас можешь накапливать для этого знания и опыт.
Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.
Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью.
Что такое самосознание
Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать.
Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»). Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Посмотри на рисунки Марины и Владимира. Они изобразили себя на лестнице, остальные ступеньки которой заняты другими ребятами. У Марины оценка себя (самооценка) занижена: она изобразила себя на самой нижней ступеньке. Ей кажется, что она во всех отношениях хуже своих друзей. Марина явно не знает себя, низко оценивает свои способности и поэтому ставит себе плохую оценку. А Владимир, наоборот, переоценивает себя и выбирает себе в друзья таких ребят, среди которых он окажется умнее и способнее. Его самооценка завышена. Он изобразил себя на самой высокой ступеньке.
Разработка урока по обществознанию на тему » Познай самого себя» (6 класс)
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №155»
Разработка урока обществознания
Тема: «Познай самого себя»
Подготовил учитель обществознания
Урок обществознания 6 класс.
Тема: « Познай самого себя».
Цели: подвести к пониманию важности познания своих способностей, самопознания и самооценки; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы к материалу урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Тип урока: открытие «нового знания»
Форма урока: урок- исследование.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (труд, учеба, общение, игра, познание самого себя, инсинуация, потребность, самосознание, самооценка, способности, призвание), схема, домашнее задание.
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний по теме «Особый возраст: отрочество».
Подготовка устного развернутого ответа по карточкам.
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Почему трудно быть подростком?
б) Для этого подумайте:
Какой период жизни называется подростковым?
Какие изменения происходят в организме человека?
Почему подростку присуща резкая смена настроения?
Какую роль играет режим дня в поведении подростка?
Как реагирует организм подростка на физическую и умственную нагрузку?
Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
Как связаны готовность ученика к деятельности и его самочувствие?
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Что значит быть самостоятельным?
б) Для этого подумайте:
Что такое самостоятельность?
Чем вызвано употребление подростками алкоголя, курение?
К чему могут привести подростка взрослые «забавы»?
Что дает человеку дружба?
Почему нужно развивать в себе умение дружить?
Могут ли быть друзьями люди разных возрастов?
(После проверки домашнего задания учитель проводит фронтальный опрос.)
На какие два этапа делится подростковый возраст? ( Младший: 5—6классы и старший: 7—8классы.)
Какую детскую мечту удалось осуществить Генриху Шлиману? ( Открыть Трою.)
Когда самостоятельность становится отрицательным качеством? ( Если подросток хочет доказать свою самостоятелъность и взрослость такими поступками, как курение, употребление спиртных напитков, хулиганство.)
Когда самостоятельность приносит пользу? ( Если она заставляет вовремя принять правильное решение, устоять от соблазнов.)
Что такое рыцарство? ( Это проявление благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее или беззащитнее.)
Заполните пропуски в схеме .
Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 6 и 7, дополнения одноклассников.
Изучение новой темы
Познание мира и себя.
Что такое самосознание?
На что вы способны?
Задача учащихся . Выяснить, почему важно познать самого себя; как правильно оценить себя и свои способности; почему человеку важно уметь воспользоваться своими способностями и развивать их.
Самостоятельная работа учащихся над текстом.
Откройте учебник, с. 37—38, прочитайте текст.
Как связаны познание мира и познание самого себя? (. Вариант ответа. Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, определение того вида деятельности, который в наибольшей мере будет способствовать ему реализовывать себя как личность. Осознавая свои способности, особенности характера, качества своей личности, человек строит свои отношения с окружающими. Познавая себя, сравнивая себя с окружающими, человек познает окружающий мир. Стремление человека узнать и оценить свои способности помогает ему выжить и действовать в окружающем мире.)
Что такое инициация? Почему у разных народов возник обряд инициации? (. Инициация — древний обряд посвящения во взрослые. Этот обряд позволял молодым людям оценить
свою готовность к полноценной и полноправной жизни в общине. Попробовать свои силы в борьбе за выживание.)
Откройте учебник, с. 39—40, прочитайте текст. Прочитайте также текст дополнительного материала.
Случилась в некоем королевстве беда. Завелся там великан. Да такой зловредный, что и житья от него не стало. Засел на дороге да безобразничает.
Никак с тем великаном не сладить. Написал тогда царь указ: «Так и так, мол, моей царевой волей того великана изловить и уничтожить или прочь прогнать. А как найдется богатырь, что подвиг такой совершит, того богатыря к награде представить и дочку за него мою выдать».
А жил в том городе некий портной. Как-то работал он у открытого окна, и налетело в комнату множество мух. Жужжат, под носом кружатся, работать мешают. Взял тогда портной мухобойку да разом семь мух и прихлопнул.
Услышал он королевский приказ и обрадовался. «Вот, — думает, — как раз для меня работенка! Не все кафтаны да штаны шить!»
Я! — кричит он. — Я богатырь, какой требуется! Семерых разом убиваю, где уж одному-единственному великану со мной справиться?!
Братья Гримм. Храбрый портняжка
Письменно ответьте на вопросы.
Что такое самооценка? ( Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.)
Почему важно оценивать себя правильно?
( Вариант ответа. Оценивать себя правильно очень важно, так как объективное отношение к своим успехам и неудачам, к порицанию и похвале позволяет не терять уверенности в себе, понимать, что впереди долгая жизнь и все еще можно поправить и изменить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе. Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и избавляться от других. Важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.)
Какова самооценка у героя произведения? (У героя сказки «Храбрый портняжка» довольно завышенная самооценка, он чрезмерно преувеличивает свои физические возможности.)
Проверка записей в тетради.
Рассказ учителя о способностях человека.
(Учитель рассказывает по учебнику (с. 40—44) и дополнительному материалу.)
Жизнь Вольфа Мессинга остается одной из самых тревожных загадок в истории человечества. Объяснить феномен точного предсказания
событий за минуту, за час, за месяц, за год, за 10, а то и 20 лет, до того как
они свершились, понять, каким образом Мессинг читает мысли людей, разобраться в механике тотального внушения или в той сверхчувствительности, какой обладал мозг медиума, современная наука не способна.
Одно ясно — наши кардинальные представления о мироздании ПО многом ошибочны.
Сам Мессинг на вопросы типа «Как вы читаете мои мысли?» горько
отшучивался: «Товарищи, представьте себе страну слепых, куда приходит
привычный зрячий. Как вы можете видеть предметы, не пощупав руками?
спрашивают слепые. Да я просто вижу их». А что значит «вижу»?
Вольф Мессинг (это псевдоним) родился 10 сентября 1899 г. в Росши, точнее на территории тогдашней империи, вблизи Варшавы, в еврейском местечке Гора Калевария, в многодетной семье. Его окружала грубая жизнь бедных людей, его властный отец арендовал сад, где с утра до вечера горбатился он сам и вся его семья. Вольфа отец не любил, мальчик страдал лунатизмом, и только любовь матери иногда сохраняла любимца побоев. Бил отец беспощадно.
Хедер, школу при синагоге, мальчик окончил с отличием, и раввин пел ел отдать Вольфа на учебу в религиозную школу, в иешибот. Но Вольф не хотел быть раввином. Тогда его умело напугали: к дому подослали человека огромного роста, одетого в белое. Подкараулив подростка и сумерках, тот крикнул: «Иди в иешибот!» Вольф потерял сознание. и подчинился.
И все-таки однажды Вольф бежал из той школы, сел без билета в поезд до Варшавы и спрятался под лавку. Кондуктор легко обнаружил зайца и гут — внимание! — подобрав от страха клочок грязной бумаги с пола, мальчик сунул его контролеру и страстно внушил: «Это билет. Это билет! Контролер спокойно прокомпостировал бумажку, словно настоящий билет, и, вернув продырявленный клочок, удивленно сказал: «Молодой человек, зачем вы лежите под лавкой, когда есть места».
Так Мессинг узнал, что может управлять людьми.
Сделав головокружительную карьеру гипнотизера в Европе, Мессинг прекрасно знал о том, что мир стоит накануне Второй мировой войны, и публично, со сцены, предупредил Гитлера не ввязываться в войну против СССР, потому что Германия потерпит поражение и сам фюрер погибнет. Слова Мессинга подхватили польские газеты, и когда германская армия вторглась в Польшу, Гитлер дал команду схватить прорицателя. 5а голову пророка была обещана астрономическая сумма 200 000 марок. Портретами Мессинга обклеили афишные тумбы, и однажды в оккупированной Варшаве один немецкий офицер узнал Мессинга по пышной шевелюре и сбил ударом кулака с ног. «Собака! Это ты сказал, что фюрер погибнет!» От неожиданности Мессинг потерял контроль и с трудом, обижаясь кровью, смог внушить немцу, чтобы тот отвел его в полицейский участок, а не в гестапо.
Офицер подчинился, и Мессинг оказался в полицейском участке. Вольф понимал, что его жизнь висела на волоске. Дождавшись ночи, когда в полиции остался только дежурный наряд, Мессинг огромным усилием воли собрал всех дежуривших полицейских в своей камере. Шесть человек молча встали вдоль стен. Мессинг с лицом мертвеца поднялся с полки, взял ключи из рук надзирателя, быстро вышел и запер пленников в камере.
Это случилось осенью 1939 г.
В тог же день он принял решение бежать в СССР, к Сталину, хотя знал, какой страшной станет его участь.
О том, как Мессинг перешел советскую границу и как добрался живым до Москвы, практически ничего не известно. Сам Мессинг в своих мемуарах говорит об этом полунамеками. Видимо, он запустил на полную мощность свою машину внушения, однако визит к Сталину был испытанием даже для Вольфа. Дело в том, что Сталин был таким чертом, что не поддавался прямому внушению и Мессинг не знал, чем кончится встреча. Первый вопрос Сталина Мессинг прочитал, когда его везли на машине в Кремль: Сталин решил узнать у Мессинга час своей смерти. Мессинг знал ответ, но, опережая слова, решительно сказал вождю, что не будет отвечать на вопрос об этом даже ему, Сталину, но клянется, что никогда и никому и ни при каких обстоятельствах не скажет об этом.
Ошеломленный вождь был вынужден поверить Мессингу.
Берия провел несколько формальных испытаний способностей медиума, например дал команду выйти из здания на Лубянке без пропуска или получить по пустой бумажке в банке сто тысяч рублей, что Мессинг легко исполнил. Тогда его оставили в покое и разрешили зарабатывать, выступая на сцене с номерами по чтению мыслей.
Через 10 дней после начала войны Сталин вызвал Мессинга на заседание Политбюро.
Мессинг знал, о чем его спросят, и мучался, как быть: сказать правду или прилгнуть, откреститься тем, что ответа не знает. И все-таки решил — была не была — скажу. Началось заседание, на котором обсуждали катастрофическое начало войны. Выждав удобный момент, Сталин обратился к Мессингу и спросил: «Товарищ Мессинг, скажите партии, когда закончится война с фашистами? Только говорите откровенно. Ничего не бойтесь».
Мессинг ответил, что война закончится в 1945 г., в мае и что СССР победит.
Ответ ошеломил вождя.
Он не знал, как реагировать, выходит, нужно разворачивать государство в сторону изнурительной обороны, готовится к четырехлетней войне и пожертвовать миллионами жизней.
Берия вскочил первым и заорал: «Лжец! Мы победим раньше, собака!»
Но Сталин вмешался: «Вы свободны, товарищ Мессинг, спасибо».
9 мая 1945 г. Мессинг получил правительственную телеграмму с благодарностью за сотрудничество.
К этим фактам можно наскрести еще несколько скудных сведений из пребывания Мессинга в Советской стране. Строго говоря, его жизнь до сих пор засекречена. По слухам, в годы войны он сотрудничал п СМЕРШЕ (филиал военной разведки при КГБ) и, читая мысли арестованных, говорил: этот говорит правду, он задержан случайно, или: этот человек лжет, он немецкий шпион. Большего не требовалось. Разоблаченных тут же расстреливали.
По другим легендам, Мессинг принимал участие (скорее всего, пас-
Вольф Григорьевич при всей гениальности был в чем-то наивен, как ребенок, и не понимал, что если его мечта сбудется, жизнь человечества превратится в ад. Тайна мысли и чувства — краеугольный камень живого.
А вот его жизнь в Европе не покрыта завесой секретности.
Среди наиболее эффектных историй можно вспомнить, например, случай о том, как Мессинг нашел украденную алмазную брошь у графа Чарторыйского. Тот отчаялся отыскать фамильную реликвию и даже послал за Мессингом свой самолет. Прилетев в родовое поместье графа под Краковом, Мессинг попросил провести перед ним обитателей замка, всю прислугу и в том числе семью графа. Он выдавал себя за художника. Что
ж, перед медиумом прошли цепочкой 45 человек. Никто из них не похищал драгоценности. И только один-единственный никак не прочитывался. Это был слабоумный мальчик, сын управляющего замка, мозг которого был задернут непроницаемой завесой. Граф любил несчастного, и умалишенный имел доступ во все покои. Может быть, думал Мессинг, мальчишка украл по недомыслию?
Тогда он устроил ловушку — демонстративно повертев своими золотыми часами на цепочке, положил брегет на стол, быстро вышел из залы и стал наблюдать в приоткрытую дверь. И что же! Мальчик тут же взял часы в руки, повертел перед глазами, а потом побежал в угол к чучелу огромного медведя, с ловкостью обезьяны вскарабкался вверх и бросил находку в раскрытую пасть.
о г вознаграждения отказался и лишь попросил графа разрешить несколь ко проблем из жизни тогдашних евреев в черте оседлости.
Удивительно, что за всю свою жизнь Мессинг встретил отпор толь ко один раз и от кого — от тихого слабоумного мальчика, мозг которого не подчинился сокрушительной атаке медиума.
Своим близким Мессинг не раз говорил, как тяжела участь провидца, как ужасно было знать час и день ухода из жизни любимой жены Адочки, какое счастье не ведать точную дату собственной смерти, не видеть гибель матери, отца и четырех братьев в варшавском гетто. Последние годы он пыл погружен в состояние тоски и хандры.
Уходя последний раз из дома, он вдруг отдал ключи своему концертмейстеру. Та удивилась, зачем? «Вольф Мессинг больше сюда не вернется», — сказал Мессинг. К своей операции (которая была удачной) он отнесся как к фарсу и скончался уже в палате.
Что ж, судьба Мессинга поселяет тревогу и тоску в душу любого думающего человека: выходит, наша жизнь строго схвачена неким промыслом на годы вперед и поезд судьбы летит по рельсам в черном тоннеле, где нельзя никуда ни свернуть, ни выскочить. Да и в поезде этом нет ни дверей, и ни окон, — слепым они не нужны, — есть только один машинист, который видит, куда мчится бесконечный состав, и знает все,
Королев А.А. Лента новостей РИА «Новости». 10.09.2009
Почему у людей разные способности? ( Потому что природа наградила каждого человека множеством способностей; далеко не всегда человек пользуется ими и часто ленится развивать их до уровня талантов.)
Как можно их развить? (Для развития своих способностей человеку необходимы: любознательность, воля, терпеливый и длительный труд. Нужно найти соответствие между определенным видом труда и способностями к нему.)
Закрепление изученного на уроке
На какие главные вопросы стремится найти ответ подросток? (Кто я? Каков я? Чем отличаюсь от других? Что я могу?)
Какое изречение начертали греки над входом в храм Аполлона в Дельфах? («Познай самого себя».)
Что такое инициация?
Что такое самооценка?
Что получится, если взять 1% вдохновения и прибавить к нему 99% пота? (Гений.)
Приведите примеры людей, обладавших выдающимися способностями.
Проверьте свою силу воли. (См.: дополнительный материал к уроку.)
Подведение итогов урока
Почему важно познать самого себя?
Как правильно оценить себя и свои способности?
Почему человеку важно уметь воспользоваться своими способностями и развивать их?
Рефлексия. («Лестница успеха»)
Прочитать § 4, с. 37—44 учебника.
Подготовить устный ответ на вопрос «Почему важно развивать свои способности?».
Выполнить задания 5—6, с. 45 учебника.
Дополнительный материал Тест. Какова твоя сила воли
Можешь ли ты преодолеть себя, когда нужно сделать что-то неприятное, но необходимое (сознаться родителям в своем проступке, съесть тарелку противной, но очень полезной манной каши, добровольно пойти к зубному врачу и т. п.)?
Да: надо, значит, надо. (2 балла.)
Да, но каких невероятных усилий это стоит! (1 балл.)
На дворе хмурая погода, моросит дождик, а у тебя плохое настроение и не хочется вообще никуда идти. Но сегодня у тебя занятия в спортивной секции.
Ты пойдешь, только если пропустить тренировку ну никак нельзя. (1 балл.)
Все равно пойдешь на занятия: плохое настроение — не повод пропускать тренировку. (2 балла.)
Останешься дома. (О баллов.)
Ты решил, что завтра утром встанешь пораньше, чтобы еще раз повторить выученный урок. Найдешь ли ты в себе силы выполнить задуманное?
Только если родители разбудят и заставят встать. (1 балл.)
Да, непременно. (2 балла.)
У тебя завтра контрольная по математике, к которой нужно подготовиться, и еще не сделано домашнее задание. Только ты собрался засесть за уроки, как ребята зовут тебя гулять.
Ты соглашаешься, гуляешь до позднего вечера и стараешься вообще не думать о завтрашнем дне. (О баллов.)
Отказываешься: ведь у тебя куча дел. (2 балла.)
Соглашаешься, но даешь себе слово: два часа погуляешь во дворе и — за уроки. (1 балл.)
Терпишь до последнего, надеясь, что само пройдет. (О баллов.)
Пару дней терпишь, потом идешь к зубному: все равно деваться некуда. (1 балл.)
Тут же идешь и записываешься на прием к зубному врачу. (2 балла.)
Сможешь ли ты отказаться от просмотра интересной передачи но телевизору ради подготовки к важной контрольной?
Смотря насколько интересна эта передача. (1 балл.)
Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?
Стараюсь, но бывают и непредвиденные ситуации. (1 балл.)
Всегда ли ты выполняешь данные тобой обещания?
В основном, да. (1 балл.)
Настольная книга для мальчиков XXI в.