Что значит научное мировоззрение
Мировоззрение человека
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
Социальное окружение, в котором находится человек.
Условия социума, в которые помещена личность.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
принципов (точки зрения);
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Уровни мировоззрения
Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Три функции мировоззрения
Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.
У мировоззрения человека есть три функции:
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
Практическая — влияние на действия человека.
Элементы мировоззрения
Мировоззрение человека можно разделить на элементы:
Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).
Способы мышления
В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:
Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.
Типы мировоззрений
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
Таблица характеристик мировоззрений
У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.
Мировоззрение: что это такое, виды, типы и их характеристика
Внутренний мир человека глубок, многогранен и сложен. У каждого из нас со временем формируется целый комплекс убеждений, установок и представлений. В этой статье я расскажу о мировоззрении людей, опишу, что это такое, каково определение понятия, его основные типы (в таблице), объясню, почему это явление нуждается в изучении.
Объяснение термина
Нам предстоит разговор о сложном, но фундаментальном аспекте сознания. Для этого сначала выявим, что представляет собой самосознание в целом. Оно может принадлежать как конкретному индивиду, так и всему обществу (например, народу), а также состоит из нескольких уровней:
На третьей, самой сложной ступени расположилось мировоззрение человека – это совокупность знаний, убеждений и представлений о себе, обществе и мире в целом. С его помощью личность осознает себя частью материальной и духовной действительности посредством обобщенного отношения к ней. Оно отражает саму сущность индивида, его идеи, взгляды, мысли, ценности, предпочтения, влияющие на поведение. Существует также понятие «мировоззренческая зрелость», увидеть которую можно по поступкам, действиям людей.
Структура
Мировидение включает в себя комплекс различных характеристик духовной жизни личности, формирующихся посредством познания и понимания мира. Мироощущение очерчивает эмоционально-психологические вопросы на уровне эмоций, чувств, настроений.
Миропонимание определяет познавательно-интеллектуальную сферу. Как таковые внутренние установки, воззрения возникли в процессе перехода человечества к родовой общине – первой устойчивой форме общественной организации. Это был большой скачок в развитии.
Компоненты мировидения
Существует множество видов знаний, которые накапливает человек в процессе изучения мироздания. Житейский опыт позволяет адаптироваться к жизни в обществе, ориентироваться в ней, научный – анализировать факты более высокого ранга.
Взаимодействие с окружающим пространством сопровождается эмоциональным откликом. Мы не просто смотрим на творения природы, составляя о них сухое фактологическое представление, мы любуемся и даже восхищаемся ими.
Еще одним важным аспектом мировоззрения являются нормы и ценности. Порой они даже выступают вразрез со здравым смыслом: ради защиты близкого человека, ребенка, многие готовы пожертвовать собой. Люди действуют, опираясь не столько на эмоции или логику, сколько на собственные убеждения и установки.
Поступки определяют практический уровень мировоззренческой структуры. Открыто выразить свое отношение к миру можно лишь с помощью конкретных действий. Итак, мировидение состоит из четырех основных компонентов: эмоционального, деятельностного, познавательного и ценностного. Все они взаимосвязаны и образуют внутреннюю целостность личности.
Какие типы выделяет наука
В рамках исторического подхода существует три основных вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, определяющих поведение людей. Мифологичность предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности превалировал над рациональным (его человечеству попросту не хватало) и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Невозможность грамотно выстроить причинно-следственные связи порождала необходимость объяснять природные и социальные явления, обращаясь к фантастике.
Когда первобытность как принцип построения жизни отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого», «дозволенного» и «недопустимого». Теперь глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) искали свое разрешение в вере в сверхъестественное.
Позже возникает философия, призванная структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план выходят разум, последовательность мысли, логика, аргументация. Все три типа проявляются и в современной действительности. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования, взаимоотношениям.
Все основные виды мировоззрения и их характеристика в таблице
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Научное мировоззрение
В отличие от всех других типов этот основывается на объективных знаниях о природе и человеке. Это своеобразный высший этап развития философской мысли, но с меньшей обобщенностью и с большей точностью.Такой способ видения мира опирается исключительно на достижения науки и человеческого познания, которые позволяют составить объективное изображение действительности, объяснить сущность личности и ее роли в становлении и развитии существующей реальности.Достоинства:
Религиозное мировоззрение
Делит мир на два полюса: «этот» и «тот». Вводит такие понятия, как дух, вера, бог и не требует доказательной базы или критического анализа. Устанавливает постулаты, отвечающие на глубинные вопросы, тревожащие личность: что есть добро, а что – зло, какова концепция сотворения Вселенной. Религиозность предполагает выполнение строгих правил поведения, которые преподносятся носителями того или иного учения, как истинно верные.Религия играет колоссальную, хоть и спорную, роль в современности. Она неразрывно связана с общечеловеческой культурой, ориентирована на решение духовных проблем. В то же время она вступает в конфликт с другими типами мировидения.
Мифологическое мировоззрение
Формировалось на таком историческом этапе, когда человечество постепенно отделяла себя от природы и противопоставляла ей. Возникали различные культы, пантеоны. Непростые явления социальной жизни находили свое отражение в мифах: подобно людям боги и герои устраивали войны, конкурировали между собой.Свойства мифологии:
Архаический подтип
Это древняя форма представлений человека о себе, жизни и взаимодействии с природой. Для него характерно сосуществование реальности и фантазии. Оба этих понятия объединились однажды в различных вариациях верований: тотемизме, анимизме, фетишизме. Точно так же в рамках этого мировидения не существует деления на «Я» и мир. Все вокруг имеет жизненную энергию и требует к себе определенного отношения (ритуалов, поклонения).
Какие бывают мировоззрения у людей: философское направление
Существует огромное количество знаний и идей, касающихся роли и места человеческой культуры, личности в мироздании, а также вопросов жизни и смерти в целом. Переосмыслить все имеющиеся представления о действительности и выделить наиболее значимые для обсуждения темы взялась философия.В процессе исторического развития возникало (и появляется до сих пор) множество различных школ, многие из которых идейно конфликтуют между собой. Философы высшими ценностями считают самопознанию, поиск истины, самоактуализацию. Отличия от религии и мифа:
Обыденное мировоззрение
Опирается на житейский опыт и формируется стихийно, в процессе взаимодействия личности с различными сферами и проявлениями жизни.Установки, сформированные повседневным мышлением, автономны и самодостаточны. Часто они сопровождаются исключительно ассоциативным способом восприятия, который основывается на знаниях и практике предков или окружающих. Причем новая информация в рамках этого мировидения имеет возможность интегрироваться и применяться в различных сферах деятельности.Немаловажную роль играют интуиция, эмоции и чувства, инстинкты. Также взгляды и убеждения воспринимаются в связи с ценностными ориентирами, нормами поведения, существующими в общественной системе.
Какое бывает мировоззрение у человека: экспоненциально-личностное представление
Согласно этой концепции образ мысли формируется по ходу взросления индивида. Когда от пассивного, зависимого состояния он переходит к подростковой рефлексии, кризису. Тогда и далее он ощущает на себе весь вес общественного и культурного влияния. Так, фундамент мировосприятия складывается из многих мировоззренческих типов: вера переплетается с мифом, философией, обыденным образом мысли и наукой в различных пропорциях.
Догматизм
Часто мировидение складывается посредством догматического способа восприятия. Он предполагает некритическое, но осознаваемое следование установленным извне правилам, нормам, законам.
Рефлекторность
Другой «стиль» приверженности тем или иным идеям, догматам – подсознательное, неосознаваемое стремление к ним. В этом случае (в отличие от догмы) разум уже не включен в аналитическую деятельность и рефлексию, поэтому подчинение определенным принципам и предписаниям происходит импульсивно, рефлекторно.
Какой может быть роль мировоззрения в жизни человека
Как поменять свои убеждения.
Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:
Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:
Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения
Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?
Заключение
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Что значит научное мировоззрение
Источник: Конференция «Вернадские чтения», ДонНТУ, апрель 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Творческая деятельность любого ученого направлена, прежде всего, на получение нового знания. Вместе с тем, сам процесс порождения этого знания рано или поздно подводит его к необходимости выработки устойчивых мировоззренческих установок с их последующей корреляцией с господствующим мировоззрением эпохи. Научная деятельность академика В.И.Вернадского служит наглядным примером сложности этой проблемы и, одновременно с этим, возможности ее разрешения. [1, с. 72]
История науки и философии, особенно история их взаимодействия – важнейшие показатели теоретического освоения действительности. Глубокая связь философии и науки – это не только достояние истории, но и реальность настоящего и неизбежность будущего. Таким образом, вопрос о научном мировоззрении, взаимосвязи науки, философии и культуры является актуальным. [2]
Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенностей научного мировоззрения, взаимосвязи науки и философии.
Цель реализуется посредством следующих задач: раскрыть содержание и развитие научного мировоззрения в понимании В.И. Вернадского, определить позицию В.И. Вернадского по вопросу взаимодействия философии и науки, рассмотреть методологию историко-научных исследований В.И. Вернадского.
Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено родовыми особенностями индивида, однако под массированным общественным воздействием, специально созданными условиями быта и особыми социальными нормами на время возможна трансформация понятий.
Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.
В.И. Вернадский однозначно считает научное мировоззрение созданием и выражением человеческого духа, наравне с такими явлениями как религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная мысль. Как и эти крупные отражения человеческой личности, научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные формы проявления.
Ввиду сложности и неоднозначности вопроса о формировании науки, работы и наброски В.И. Вернадского содержат различные варианты возникающих у него представлений, которые могли меняться с годами, причем весьма существенно.
Оригинальность и новизна идей Вернадского тем более ценны, если вспомнить, что в его время теоретически проблемы истории развития науки ни кем серьезно не ставились. Позже были опубликованы работы П. Таннери посвященные всеобщей истории развития естествознания, Дж. Сартона, А. Койре. Впрочем, и до Вернадского, позитивисты, в частности Конт, касались проблем исторического подхода к развитию науки, но их рассуждения носили общий характер. [3]
В 1902-1903 гг. в Московском университете В.И. Вернадский выступал с лекциями на тему «О научном мировоззрении». В этих лекциях содержится четкий и обоснованный взгляд на понятие «мировоззрение», а также его содержание, смысл и взаимосвязь с научной истиной и научным знанием.
Автор утверждает, что само научное мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем. В разные исторические эпохи оно было различно, и в течение хода веков можно проследить, как чуждое нам мировоззрение прошлых поколений постепенно менялось и приобретало современный вид. Но в течение всей этой вековой, долгой эволюции мировоззрение оставалось научным.
В.И. Вернадский отрицает такой критерий «научности» как истинность. «Неизменная научная истина составляет тот далекий идеал, к которому стремится Наука и над которым постоянно работают ее рабочие. Только некоторые все еще очень небольшие части научного мировоззрения неопровержимо доказаны или вполне соответствуют в данное время формальной действительности и являются научными истинами».
Таким образом, «научное мировоззрение» не является синонимом истины так же, как не являются ею религиозные или философские системы. Все они представляют лишь подходы к истине.
Научным мировоззрением мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания. И, безусловно, всегда оно проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее.
Критерием научного мировоззрения В.И. Вернадский считает научный метод. В статье он пишет: «… научный метод не есть всегда орудие, которым строится научное мировоззрение, но это есть всегда то орудие, которым оно проверяется. Этот метод есть только иногда средство достижения научной истины или научного мировоззрения, но им всегда проверяется правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное мышление.
Периодически приходится слышать убеждение, не соответствующее ходу научного развития, будто точное знание достигается лишь при получении математической формулы, лишь тогда, когда к объяснению явления и к его точному описанию могут быть приложены символы и построения математики. Это стремление сослужило и служит огромную службу в развитии научного мировоззрения, но привнесено ему оно извне, не вытекает из хода научной мысли. Оно привело к созданию новых отделов знания, которые едва ли бы иначе возникли, например, математической логики или социальной физики. Но нет никаких оснований думать, что при дальнейшем развитии науки все явления, доступные научному объяснению, подведутся под математические формулы или под так или иначе выраженные числовые правильные соотношения. Нельзя думать, что в этом заключается конечная цель научной работы.
Но это не значит, что наука и научное мировоззрение развивались и двигались исключительно путем логического исследования фактов и явлений. Чрезвычайно характерную черту научного движения составляет то, что оно расширяется и распространяется не путем только таких логических, ясных приемов мышления.
При изучении истории науки легко убедиться, что источники наиболее важных сторон научного мировоззрения возникли вне области научного мышления, проникли в него извне, из других сфер деятельности человека. [4]
Вернадский убежден, что научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении.
Он пишет: «Если мы хотим понять рост и развитие науки, мы неизбежно должны принять во внимание и все эти другие проявления духовной жизни человечества. Уничтожение или прекращение одной какой-либо деятельности человеческого сознания сказывается угнетающим образом на другой. Прекращение деятельности человека в области ли искусства, религии, философии или общественной жизни не может не отразиться болезненным, может быть, подавляющим образом на науке. В общем, мы не знаем науки, а следовательно, и научного миросознания, вне одновременного существования других сфер человеческой деятельности; и поскольку мы можем судить из наблюдения над развитием и ростом науки, все эти стороны человеческой души необходимы для ее развития, являются той питательной средой, откуда она черпает силы, той атмосферой, в которой идет научная деятельность».
Размышляя о включенности философских идей и методов в структуру мировоззрения, В.И.Вернадский написал в письме Наталье Егоровне Вернадской: «Я смотрю на значение философии в развитии знаний совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, это стороны одного и того же процесса – стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост и другой. Развитие научной мысли никогда не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой – более полной поэзии и фантазией области: это или область жизни, или область искусства, или область, не связанная с точной дедукцией или индукцией – рационалистическими процессами, областью философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного мышления». И в этих своих словах Вернадский оказался прав, ведь ученый, желая быть прозорливым, должен регулярно прибегать к услугам философии, ее критической рефлексии, а также обращать внимание на то, что говорит о жизни искусство и религия. [1, c.73]
В настоящее время, когда преобладающим является научное мышление, связь науки с другими аспектами духовной жизни человека забывается, существуют идеи о противоречии между научным и философским мировоззрениями. Среди течений научного мировоззрения существуют направления, которые предполагают, что научное мировоззрение может заменить собой философское; иногда приходится слышать, что роль философского мировоззрения и даже созидательная и живительная роль философии для человечества кончена и в будущем должна быть заменена наукой.
Но такое мнение само представляет ни что иное, как отголосок одной из философских схем и едва ли может выдержать пробу научной проверки. Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во все время ее существования.
Философия и наука связаны, так как течение вековой истории эти проявления человеческого духа давали ответы на одни и те же конкретные вопросы человеческой личности, выражали их одинаковым образом в форме логических выводов и построений.
Взаимные отношения между наукой и философией усложнились еще более под влиянием постоянного и неизбежного расширения области, подлежащей ведению науки. Это расширение границ научного миросозерцания является одним из наиболее характерных и наиболее важных симптомов научного прогресса. Наука постоянно захватывает области, которые столетиями были уделом только философии или религии; она встречается там с готовыми и укоренившимися построениями и обобщениями, не выдерживающими критики и проверки научными методами искания. Такое проникновение науки в новые, чуждые ей раньше области человеческого сознания, вызывает споры, играющие важную роль в науке, и своеобразным образом окрашивает все научное мировоззрение.
В философском творчестве всегда выступает вперед углубление человека в самого себя, всегда идет перенос индивидуальных настроений наружу, выражение их в форме мысли. При необычайном разнообразии индивидуальностей и бесконечности окружающего мира каждое такое самоуглубление неизбежно дает известные новые оттенки, развивает и углубляет различным образом разные стороны бесконечного.
Главным отличием научного мировоззрения от научного В.И. Вернадский считает обязательность вывода для всех без исключения людей (для научного мировоззрения), в то время, как принятие идей философии или религии является индивидуальным и необязательным для каждого человека.
Не касаясь сущности вещей и других аналогичных философских концепций, необходимо допустить, что научные факты и представления, согласные с формальной стороны с действительностью, являются также обязательными для человеческого мышления (пока оно находится в области явлений, улавливаемых органами чувств), как обязательны для него абстрактные положения математики. Эту часть научного мировоззрения можно считать научно истинной, и такие факты являются научными истинами.
Для понимания научного мировоззрения большое значение имеет история его развития.
Постоянно работой посвященной истории науки Вернадский занимался с начала 90-х г. позапрошлого века и до конца своей жизни. Среди его основных работ по этой теме можно выделить крупные монографии: «Очерки по истории современного научного мировоззрения», «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетия», «Академия наук в первое столетие своей истории».
Публикации: «Прогресс науки и народные массы» (1903), «Очерки по истории кристаллографии» (в кн. «Основы кристаллографии» 1903), «Кант и естествознание» (1904), «Из истории идей» (1912), «Мысли о современном значении истории знаний» (1927), «Работы по истории знаний» (1927).
Одна из самых знаменитых работ «Научная мысль как планетное явление» (1938) была основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой фактический материал.
Вернадский считал, что работа в области изучения истории науки заключается в анализе путей развития науки, закономерностей движения научных знаний в их связи с историей развития общества. Он увидел в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами, проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения. Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира – так понималась ученым цель и назначение истории науки и техники.
Раскрывая прошлое, история помогает ученому понять настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.
История науки рассматривалась Вернадским, как неотъемлемая часть социальной теории.
Основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.
Вернадский понимал, что историк науки имеет дело с тем, чего в сущности уже нет. Он может судить о прошлом лишь по сохранившимся документам, которые, к сожалению, не отражают всей сложности процесса. «Сухая запись или документ, лежащий в основе исторического изыскания дают лишь отдаленное представление о реально шедшем процессе».
С другой стороны процесс познания все время движется вперед. Прошлое научной мысли «реализуется с каждым разом в совершенно иной и всё новой перспективе. Каждое научное поколение открывает в этом прошлом новые черты…». Из этих заключений Вернадский сделал два вывода: во-первых «история научной мысли… никогда не может дать законченную картину неизменную картину, реально передающую действительный ход событий» и поэтому она с каждым поколением должна изучаться заново; во-вторых, «историк – сам создает, если так можно выразится материал своего исследования, оставаясь, однако все время в рамках точного научного наблюдения. Поэтому в истории науки постоянно происходит возвращение к старым сюжетам, пересмотр истории вопросов, ее вновь приходится строить и переделывать». Это означает, что историк науки, должен постоянно обновлять материал, использовать ранее неизвестный, расширять проблематику историко-научных и историко-технических исследований, ставить новые проблемы и вопросы.
Таким образом, история науки выступает уже не в роли пассивного регистратора, и из фактологического русла переходит в роль настоящего исследователя, создающего предмет своего изучения.
Сотни раз в исторических исследованиях отмечалось совпадение в основных чертах некоторых открытий сделанных независимо в пространстве и времени разными народами, людьми. Но только Вернадский увидел в этом материал для изучения структуры научного мышления и общих закономерностей науки.
Второй тип исследования это тот, в котором ставятся задачи выяснить «законы развития мысли человечества», то есть понять ход эволюции и закономерности научного познания. Ученый указывал как минимум на три главных направления ведущих к решению выше поставленных задач.
Первое направление – сравнительно-генетическое изучение научных мировоззрений разных эпох. Из него можно вывести закономерности исторического процесса, смены и переработки одного мировоззрения в другое.
Третье направление – изучения взаимодействия науки с другими формами общественного сознания – философией, религией, искусством, общей культурой, а также материальной практикой и социальными условиями данной эпохи.
В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки. История науки, для него, по существу и есть наука. Вернадский возвел ее в ранг науки.
Он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки. Проводя сравнительный анализ фактологического материала, Вернадский выявил факторы (положительные или отрицательные), влияющие на развитие науки во времени и пространстве, определил роль общества и социальных условий в этом процессе. [3]
В данной работе была определена сущность научного мировоззрения в понимании В.И. Вернадского, определена позиция В.И. Вернадского по отношению к взаимосвязи науки и философии и рассмотрена работа ученого в области изучения истории науки.
В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность, необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки, научного мировоззрения.
В.И. Вернадский в полной мере раскрыл понятие «мировоззрение», а также его содержание, смысл и взаимосвязь с научной истиной и научным знанием. Часто приходится слышать, что то, что научно, то правильно и является чистой и неизменной истиной. На самом же деле такое суждение не верно. Неизменная научная истина – это тот далекий идеал, к которому и стремится наука. Только некоторые части научного мировоззрения имеют неопровержимые доказательства, соответствуют формальной действительности и являются научными истинами.
В.И. Вернадский считал, что научное мировоззрение не является чем-то законченным, ясным, готовым; оно достигается человеком постепенно, долгим и трудным путем. Научное мировоззрение всегда проникнуто стремлением человечества расширить пределы знания и охватить мыслью все окружающее. Из бесчисленного множества фактов и явлений научное мировоззрение обусловливается только немногими основными чертами. Правильность включения факта, явления в науку всегда проверяется научным методом.
Науку рассматривал Вернадский, как неотъемлемую часть социальной теории. Он считал, что научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества, такими как религия, искусство, философия. То есть основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.
По мнению Вернадского, история науки должна помочь верно понимать настоящее, вести научное исследование и заглядывать в будущее. Это ли не отдаленная цель многих ученых.