Что значит научиться учиться
Что такое умение учиться и как его развивать?
Елизавета Иванова
Как научиться учиться? И зачем? Ответ на эти вопросы очень важно знать и родителям, и ученикам. Ведь образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как многие думают. Известный финский психолог Тимо Ярвилехто очень точно сказал, что жизнь — это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни.
Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Каждому необходимо умение учиться самостоятельно.
Этот навык не преподают в школах и университетах, но в современном образовании его используют все чаще. Например, курсы MAXIMUM предполагают большое количество самостоятельной работы. Наши ученики получают не только знания, но и навыки освоения предмета. Сейчас мы подробнее расскажем, что это за навыки.
Умение учиться как активная жизненная позиция
Термин «умение учиться» родился в рамках так называемого деятельностного подхода в образовании. Возможно, вы слышали имена сторонников и основателей это научной школы: Выготский, Леонтьев, Эльконин, Давыдов.
В деятельностном подходе процесс учения – это деятельность ученика, направленная на становление его сознания и личности в целом. В этом учебном развитии главное место отводится активной, разносторонней и максимально самостоятельной познавательной работе ребенка.
Сравним с традиционным подходом. Родился он в советское время, когда перед государством стояла задача сделать школьное образование массовым. Обучение в школе стало обязательным и доступным для всех детей. В 1920-х годах решения власти достигли небывалых результатов: повысился уровень грамотности в стране, в школу смогли ходить дети даже из бедных рабочих семей.
На дворе 2020 год! Но принципы традиционного обучения до сих пор остаются в большинстве школ России, правда с небольшими модификациями. В традиционной школе дети получают знания, но так и не узнают, как научиться учиться. Вспомните свою школу: сидим ровно, внимаем словам учителя, делаем однотипные упражнения. Учитель — источник информации и контроля. Без его постоянных действий традиционное обучение не происходит.
Чем деятельностный подход отличается от традиционного?
Приведем примеры — сравним школьные методы с деятельностным подходом.
Традиционная система образования | Деятельностный подход |
Ребенок получает знания в готовом виде — например, заучивает правило о том, что такое причастие. | Принцип деятельности: ученик добывает знания сам. Он самостоятельно выводит определение к термину. Чтобы научиться учиться по этому принципу необходима работа — найти причастия в тексте, выявить и идентифицировать их по общим признакам, сформулировать вопросы. |
Дети изучают школьные предметы, не видя их системной стройности. Они уверены, что «математика в жизни не пригодится», и не понимают взаимосвязи точных и гуманитарных наук. | Принцип целостности —формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Каждый ребенок точно знает, для чего ему в жизни пригодятся уроки обществознания, как связаны изучение истории и литературы. |
Школьники изучают предметы и готовятся к экзаменам в атмосфере стресса и напряжения. Это обусловлено рамками системы образования. Школе и преподавателям нужны хорошие результаты для рейтинга, отсюда стресс и давление на детей. | Принцип психологической комфортности — нет стресса и давления ни перед экзаменами, ни в другое время. Как научиться учиться? Только в доброжелательной атмосфере на уроках, с помощью диалоговых форм общения вместо преподавательских монологов. |
Цель деятельностного подхода — не передать ученику все необходимые знания, а научить его самостоятельно их добывать. Такой подход выигрывает в быстро меняющемся мире.
Умеет ли ваш ребенок учиться?
Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:
Как научиться учиться?
Вот три базовых навыка. Они помогают организовать учебную деятельность.
Если ваш ребенок не умеет сам добывать знания, пора развивать навыки обучения. Над этим умением можно и нужно работать в любом возрасте. Вот наши советы, как научиться учиться:
Меняйте режимы работы мозга
Сфокусированный режим — это выполнение привычных и понятных алгоритмов (найти дом на карте, вычислить квадратный корень). Даже если задача сложная, мозг сфокусирован, потому что знает, как это делать. Мысль идет по проторенной дорожке.
Рассеянный режим подходит для поиска новых решений и размышления о новых идеях. Это идеально, чтобы научиться учиться — мысль идет куда-то сама. В голове нет шаблона, как думать о неизвестном. Привычные схемы в голове только мешают думать о чем-то новом. Поэтому многие художники и ученые намеренно входят в рассеянный режим, чтобы мозг подсказал им решение. Например, Дали брал ключ и садился в кресло. Начинал дремать и мышление рассеивалось. Как только ключ выпадал из руки, он просыпался и записывал все, что пришло в голову.
В рассеянном режиме нельзя найти ответ в привычном понимании. Но ты можешь найти какую-то важную мысль или ее направление. Это станет отправной точкой, чтобы решить задачу в сфокусированном режиме.
Вспоминайте правильно
Практики вспоминания – основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Научиться учиться помогут две эффективные техники припоминания.
Первая — это отложенное вспоминание. На карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Есть еще правило 30 секунд: после прочитанного текста или полезного разговора за 30 секунд записать самую суть.
Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания – перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим.
Решайте проблему до того, как вас этому научат
Чтобы научиться учиться, не спешите читать правила. Попробуйте вывести их самостоятельно. Или представьте, как и где вы сможете применить эту теорию.
Не важно, получится найти правильный ответ или нет. Вы прилагаете усилие, сами «изобретаете велосипед» до того, как получите готовый ответ. Это поможет быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.
Идите от простого к сложному, от общего к частному
Новые знания всегда привязываются к информации, которая уже хранится в памяти. Новые идеи могут быть поняты только с помощью уже знакомых. Чтобы научиться учиться, объясняйте самому себе новое и сложное через старое и простое.
Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору. Она поможет вам запомнить суть новой информации.
Не забывайте о практике
Чтобы научиться учиться, важно практиковаться во время обучения. Размышляя о чем-то новом, мы создаем новые нейронные связи. И чем больше мы используем эти теории на практике, чем больше о них думаем, тем сильнее становятся связи. Получается шаблон, дорога, по которой мысль идет очень быстро.
Повторяйте с интервалами
Это лучший способ запомнить новое. Мозгу нужны перерывы, чтобы нейронные связи зажили, цемент застыл. Лучше повторить стихотворение 10 раз сегодня и 10 раз завтра, чем 20 раз сегодня. Еще лучше — каждый день по 2-3 раза в течение нескольких дней.
Примеры — сила
Когда мозг узнает новый прием или новую теорию, ему сложно ее использовать сразу. Еще не сложились нужные нейронные связи. Пример — это образец мышления. Он ускоряет формирование новых связей. После приведенных примеров проще применить теорию на практике, потому что в голове есть нужный образец для этого действия.
Меняйте обстановку
Мы привыкаем обстановке: дома, в классе. В другой обстановке будет сложнее сдать тест. Чтобы лучше усвоить информацию и научиться обращаться к ней в любой ситуации, надо припоминать ее в разной обстановке: в парке, на улице, на пробежке.
Закрепляйте материал
Тест — это не форма проверки, а прием обучения. Например, сначала прочитали главу о законах Ньютона, а потом сразу припомнили прочитанное и применили на практике. Это формирует мощный фрагмент, хорошо отпечатанный шаблон. За полчаса тестирования вы поймете гораздо больше, чем за полчаса зубрежки. Тест придает смысл информации, вы учитесь сразу применять ее на практике.
Боритесь с прокрастинацией
Прокрастинация — это вредная привычка, за которую мы сразу же получаем вознаграждение. Чтобы научиться учиться, нужно преодолеть прокрастинацию. Сосредоточьтесь на процессе, а не продукте. Финальный продукт вызывает страх, а процесс — это простое, рутинное действие. Вы настроились, что будете работать следующие 20 минут. Думаете о процессе, а не о результате.
Все эти навыки, умения и элементы учебного процесса помогут и детям, и взрослым развивать и совершенствовать навыки обучения. Если хотите подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ, используя новейшие образовательные технологии, обратите внимание на курсы MAXIMUM.
Как научиться учиться: пошаговая инструкция и 5 действенных советов
Для тех, кто хочет получить максимум пользы от любого обучения.
Даже те, кто уже давно закончил школу и ВУЗ, должны постоянно обучаться самостоятельно. Это один из секретов личностного роста. Приобретая новые навыки, мы становимся лучше в профессии, самопознании, взаимоотношениях. Но что делать, если заниматься этим лень, информация не запоминается и вообще вы не знаете, как правильно организовать процесс?
Я дам вам рекомендации, как научиться учиться и получать максимум пользы от любого учебного курса.
Как пройти все этапы обучения
Освоение новых знаний и навыков всегда проходит 3 стадии:
Сначала вы усваиваете суть предмета, разбираетесь в нем и придумываете, как применять новые знания. Затем стараетесь использовать знание в реальной жизни, чтобы получить результат. Делаете так несколько раз. На этапе закрепления становитесь компетентным в теме, то есть знание становится неосознанным и работает автоматически.
Чтобы правильно все воспринять, вам нужно знать, как вести себя на каждом этапе. Вот, что означает выражение «научиться учиться».
Первая ступень – понимание
Чтобы досконально понять материал, взрослому человеку нужно 5 составляющих.
Рассмотрим подробно каждую из них.
Мотивация
Люди так устроены, что не станут учиться, если не видят в этом смысла. Поэтому прежде, чем начать обучение, задайте себе вопрос, почему это важно для вас, то есть установите цель.
Например, я хочу пройти курс по копирайтингу. Моя цель – научиться писать качественные продающие тексты.
Теперь необходимо обеспечить себе мотивацию, чтобы не бросить процесс на полпути с мыслью: «У меня и так хорошо получается». Для этого применим технику «Морковка сзади, морковка спереди», что значит система наказаний и поощрений.
«Морковка сзади» – это штраф за невыполнение задач. Очень хорошо сработает контроль со стороны другого человека. Расскажите кому-то, что намерены пройти обучение, попросите контролировать и напоминать об этом.
«Морковка спереди» – это награды за выполненную работу. На онлайн-курсах часто используют такую мотивацию: дают бесплатные бонусы, чек-листы, видео и т. д. Придумайте, чем порадуете себя, если будете все выполнять.
Если у вас нет ресурса, чтобы учиться, почитайте нашу статью о том, где взять энергию.
Два типа мышления
Человеческий мозг работает в двух режимах: сфокусированном и рассеянном.
Сфокусированное мышление – когда мы сосредоточенно изучаем новую информацию. В этот момент включается левое полушарие мозга. Оно работает по закону Миллера: «Число семь плюс-минус два», то есть мы можем удерживать в голове от 5 до 9 единиц информации одновременно.
Рассеянное мышление – это поиск ассоциаций, когда мы отпускаем новую информацию (переключаемся) и наш мозг работает самостоятельно, выбирая, как легче понять материал.
Я приведу личный пример, хорошо иллюстрирующий разницу между этими процессами. Во время написания текста мне хочется вписать конкретное слово в предложение. Но я никак не могу вспомнить, какое именно. Зато я помню его значение. Усиленно пытаюсь вспомнить 1, 2, 5 минут, но ничего не выходит. Решаю использовать синоним и продолжаю писать. И внезапно, спустя какое-то время, вспоминаю, что хотела сказать изначально.
Когда я пыталась вспомнить слово – я мыслила сфокусировано. Когда отпустила мысль, мой мозг быстро нашел нужный ответ с помощью рассеянного мышления.
Поэтому, изучая новую информацию, старайтесь около 30 минут размышлять над ней усиленно, фокусируясь на теме, а затем позволяйте себе небольшой отдых, чтобы мозг успел «переварить» полученные данные.
Также вам будет полезно узнать, как научиться думать над новой темой. В статье собраны секреты самых великих умов человечества.
Фрагментирование
Когда перед нами стоит сложная задача, она кажется непосильной, потому что предстоит изучить большой объем информации. Но если разложить ее на фрагменты, то решение будет легче.
Например, вы хотите выучить английский язык. Начните с простого – учить по 10 новых слов в день. Когда это будет казаться легким, увеличьте количество терминов. Затем приступайте к временам и грамматике.
Фокусировка
Очень важная составляющая любого обучения – это концентрация. Но дается она нам сложно, потому что вокруг много отвлекающих факторов. Знаю по себе, как только начинаешь заниматься новым делом, хочется взять в руки телефон, посмотреть смешные видео в TikTok, позвонить маме и т. д.
Такими темпами вы никогда не выучите новый материал. Нужно научиться фокусироваться на задании, ни на что не отвлекаясь. Психологи предлагают такую схему:
Вначале вам будет сложно, но спустя пару недель такой работы вы увидите, что фокусироваться стало гораздо проще, а учеба приносит больше удовольствия.
Перевод в долговременную память
Краткосрочная память сохраняет новую информацию по вашему предмету обучения приблизительно на 30 секунд. В то время, как долгосрочная – навсегда. Поэтому очень важно перевести выученный материал в эту прослойку памяти. Как это сделать:
Рассказывайте после обучения о том, что вы узнали, своим близким. В это время ваш мозг будет работать в рассеянном режиме, благодаря чему все знания закрепятся.
Вторая ступень – применение
Использовать знания на практике можно двумя способами: интеллектуально и физически.
Самый популярный интеллектуальный путь применения – это обучение материалу других людей. Также можно составить план, как внедрить информацию в жизнь.
Физическое применение – это тренировка. Усвоенный материал разделяется на фрагменты, а затем пробуется на практике. Например, когда человек учится водить машину, он изучает теорию, постепенно приступая к практике. Сначала пытается тронуться, затем переключать скорость. Это повторяется несколько раз, пока весь материал не закрепится и навык не сформируется.
Третья ступень – закрепление
Здесь очень важно заниматься регулярно. Умение – это закрепленные нейронные связи мозга. Чем старше человек, тем сложнее и дольше создаются эти связи.
Выработайте график занятий и установите свой минимум. Например, 20 минут в день уделять чтению на английском. Используйте мотивацию, чтобы желание работать над собой не исчезло. В среднем для закрепления материала нужно от 20 до 30 дней регулярного применения на практике.
Результатом обучения будет неосознанная компетенция, то есть изученные действия станут автоматическими.
Как научить себя учиться в удовольствие
Все мы понимаем, что процесс обучения – это нелегкий труд. Чтобы сделать его приятнее, попробуйте эти советы.
Старайтесь учить то, что нравится
Неинтересную тему затруднительно запомнить и досконально изучить. Если через силу зубрить какие-то новые данные, то процесс приносит только страдания. Лучше всего учиться в тех сферах, которые вас интересуют. Тогда не придется прикладывать практически никаких усилий.
Но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, чтобы была возможность учить только то, что нам нравится. В таком случае нам необходимо найти скрытые выгоды. Например, вы не хотите проходить курсы повышения квалификации, но зато после их окончания станете более авторитетным специалистом и сможете поднять цену на свои услуги.
Учитесь в первой половине дня
В утренние часы наш мозг максимально восприимчив к новому. В нем еще нет накопленной за день информации, а нервная система не утомлена. Поэтому стройте свой график так, чтобы закончить обучение до вечера.
Главное правило – уложиться в 7 часов. Проводились исследования работы головного мозга, которые показали, что через 6-7 часов после пробуждения его активность падает.
Выбирайте только один обучающий курс
В современном информационном пространстве очень много интересных материалов для самообразования. Доступность, простота и удобство такой учебы привлекает людей. Но если вам хочется пройти несколько разных курсов, то лучше сделать это поочередно, а не покупать все сразу и стараться успеть.
Во-первых, это вгоняет вас в стресс. Во-вторых, мозг просто не сможет вместить весь объем информации в такой короткий промежуток. Из-за этого вы не получите никакого удовольствия от обучения и просто зря потратите деньги.
Устраняйте прокрастинацию
О том, что такое прокрастинация и как от нее избавиться, уже есть статья на нашем сайте – рекомендую почитать, если вы часто откладываете дела. Это явление способно испортить любое обучение. Ведь для усвоения знаний нужно регулярно их повторять и применять на практике, а прокрастинация не дает сделать это. В итоге вы стоите на месте.
Лично я часто поддаюсь прокрастинации и борюсь с ней с помощью чередования работы и отдыха. 30 минут занимаюсь важным делом, затем делаю перерыв и разрешаю себе полениться. Потом снова приступаю к занятиям.
Подготовьте рабочее место
Чтобы процесс обучения был легким и приятным, нужно оформить комфортное рабочее место. Основные правила:
Сконцентрироваться на учебе проще, если рабочее пространство не захламлено мусором и ненужными вещами. Прямо сейчас посмотрите, что лишнего есть на вашем столе, и уберите.
Усваиваем информацию эффективно за 5 шагов
Это называется техника Фейнмана. Она помогает быстро понять новый предмет. Ричард Фейнман – известный американский ученый, нашедший уникальную схему освоения новых знаний. Он утверждает, что за 5 шагов можно выучить любую тему.
Кстати, сам ученый, придумавший эту инструкцию, всегда носил с собой блокнот под названием «Вещи, о которых я ничего не знаю», чтобы фиксировать пробелы в своих знаниях.
Заключение
Только поняв, как эффективно проходить учебу, вы сможете выгодно вложить средства в саморазвитие. Важно развить в себе самоконтроль, найти мотивацию и научиться подстраивать процесс под свои особенности. Также освоить искусство обучения вам поможет книга Ульриха Бозера «Как научиться учиться. Навыки осознанного усвоения знаний».
А с какими сложностями сталкиваетесь вы, когда проходите обучение? Расскажите в комментариях.
Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования
Часть 1. «Очевидные» советы
Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня.
Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?
Попробуем разобраться со всем ниже.
Тайминг: как грамотно распорядиться временем
В течение дня
В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк (Daniel Pink) приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учебе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.
Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения). Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.
Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причем в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учебе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения — понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).
Перед дедлайном
Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» — это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге — исследование ученых из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.
Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием — иногда и это может оказаться весьма кстати.
Нужно больше воды
Еще один довольно распространенный совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение — исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла еще в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.
А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учебы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду — особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.
Фото Университета ИТМО
Учимся во сне
Еще один совет из области очевидного— о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности — известен всем. Американские исследователи пошли дальше — и в ходе экспериментов выявили еще одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.
Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи ученые делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их — еще один довод против бессонной ночи перед экзаменом.
Упражнения для мозга
На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна — в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность — это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения — один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.
Так, например, одно из исследований, посвященных этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.
Еще одно полезное свойство упражнений — помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений — усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.
В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвященных связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим — по итогам анализа 79 научных материалов ученые отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, ученые не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.
Тяжелая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель — укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдет даже умеренная физическая активность. Например Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю — вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учебу.