Что значит национальный платежный инструмент
Что значит национальный платежный инструмент
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 21 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 26 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ)
(п. 27 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 27.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(п. 28 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
(п. 30 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;
(п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)
(п. 32 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
(п. 33 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 264-ФЗ)
Национальная платежная система России
Регулирование порядка оказания платежных услуг, контроль осуществления денежных переводов и использования электронных средств платежей на территории России стало возможным после создания национальной платежной системы. В июне 2011 года был принят одноименный федеральный закон. Раскрытие механизма работы НПС — только на сервисе Brobank.ru.
Основная информация по национальной платежной системе России
До принятия ФЗ «О национальной платежной системе», этот термин длительное время был предметом разногласий юристов, экономистов, деятелей банковского сектора России. Наиболее распространенная точка зрения заключалась в отождествлении платежной системы (payment system) и расчетной системы, действующей в стране (payment and settlement system).
Ясность внес 161-ФЗ, в котором дается четкое определение термина. Национальная платежная система РФ — объединение операторов по переводу денежных средств (включая и электронные деньги), банковских платежных агентов/субагентов, организаций почтовой связи, платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Субъекты и инструменты, при помощи которых совершается перевод денежных средств, включаются в структуру НПС.
НПС не признается юридическим лицом. Это объединение юридических лиц, связанных между собой рядом обязательственных договоренностей. Основное задачи платежной системы России:
НПС вводит ряд правил в отношении иностранных платежных систем, действующих на территории Российской Федерации. После принятия федерального закона, иностранные операторы регистрируются и работают на территории страны по новому регламенту.
Банк России в структуре национальной платежной системы
НПС — сложная совокупность большого количества элементов, деятельность которых нуждается в постоянном контроле. В любой иерархической системе, для ее нормального функционирования, должен присутствовать регулятор, отвечающий за ее координацию. В России таким регулятором признается Центральный Банк.
Вся финансовая система государства основывается на деятельности Банка России. Главный регулятор отвечает за курс российского рубля, развитие финансового рынка, положение банковского сегмента в целом. В 2002 году на ЦБ РФ были возложены функции по бесперебойному функционированию платежной системы страны. С принятием ФЗ «О НПС» функций и полномочий у Банка России значительно прибавилось. Находясь на верхушке платежной системы России, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:
Таким образом, ЦБ РФ является единоличным надзорным и регулятивным органом, под управлением которого находится вся платежная система России. Главный регулятор в единственном лице решает вопросы о допуске в НПС новых субъектов, а также об их исключении из системы.
Федеральный закон дал Банку России максимальный объем полномочий, что сделало его монополистом и главным элементом всей российской платежной системы. С практической точки зрения, средоточие всех инструментов надзора и управления в одном органе только повышает риски. С другой стороны, минимизируется вероятность наступления конфликта интересов, так как все решения принимаются ЦБ единолично.
Субъекты оказания платежных услуг
Платежная система России состоит из ряда элементов, основной составляющей среди которых признаются ее субъекты. В число субъектов НПС в соответствии с федеральным законом, входят:
У каждого из указанных субъектов есть определенные функции. За их деятельностью следит Банк России, который под каждую группу субъектов разрабатывает требования. Нормальное функционирование НПС России возможно только, если между субъектами налажено бесперебойное взаимодействие.
Операторы по переводу денежных средств занимают ключевую позицию среди остальных субъектов. Перечень организаций указывается в ст. 11 161-ФЗ. В него включены: Банк России, кредитные организации, имеющие право заниматься соответствующей деятельностью, государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.
В чем разница между национальной платежной системой и национальной системой платежных карт МИР
НПС и НСПК МИР — далеко не одно и то же, несмотря на схожесть аббревиатур. Национальная платежная система представляет собой более обширную область экономического развития государства, составной частью которой является и НСПК МИР.
НСПК МИР создана в 2014 году из-за угрозы того, что крупнейшие игроки в лице Mastercard и VISA могли уйти с российского рынка. Учитывая то, что российской системы платежных карт до этого не существовало, уход этих компаний повлек бы большие проблемы для страны в целом. Следовательно, НСПК МИР — это неотъемлемая часть национальной платежной системы России.
Источники информации:
ОБУССОКО «БУКРЕЕВСКИЙ ИНТЕРНАТ»
Мы в социальных сетях
Национальный платежный инструмент – карта «Мир»
О Национальной системе платежных карт рассказывает управляющий Отделением по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу Овсянников Евгений Викторович.
Стратегия развития НСПК предусматривает реализацию трех этапов. На первом этапе, который уже завершился, были созданы оператор НСПК, её технологическая платформа и операционный платежно-клиринговый центр, разработаны и утверждены правила платежной системы и тарифная политика, а также организовано взаимодействие с Банком России (как с расчетным центром НСПК) и кредитными организациями – участниками рынка платежных услуг.
Ключевым результатом первого этапа стало начало обработки всех внутрироссийских операций по картам международных платежных систем через процессинговый центр НСПК. Это гарантирует бесперебойность операций по международным картам вне зависимости от геополитической ситуации и обеспечивает безопасность проведения операций по ним на территории России.
Основным результатом второго этапа развития НСПК (декабрь 2015 года) стало начало эмиссии собственной платежной карты – карты «Мир». В мае 2015 года завершился всероссийский творческий конкурс по созданию бренда (названия и логотипа) национальной карты. Победителем стал номинант из Удмуртии, предложивший наименование карты «Мир».
Платежная карта «Мир» – это карта национальной платежной системы, которая была создана государством с учетом особенностей российского финансового рынка. АО «НСПК» на 100% принадлежит Банку России, что гарантирует наивысшие стандарты безопасности и надежности при проведении платежей.
Программное обеспечение НСПК и платежное приложение для самой карты «Мир» являются продуктами российской разработки, которые в полном объеме являются собственностью НСПК. Это гарантирует безопасность и независимость национальной платежной системы от внешних экономических и политических факторов. Кроме того, это позволят размещать на карте «Мир» дополнительные нефинансовые сервисы с учетом потребностей различных регионов России. При этом карта «Мир» полностью соответствует всем самым современным стандартам безопасности и ничем не уступает ведущим зарубежным аналогам. При построении платежной системы «Мир» специалисты НСПК тщательно изучили международный опыт и предусмотрели весь комплекс мер защиты платежного процесса, обеспечив при этом полную независимость от зарубежных платежных систем.
На текущий момент выпуск карт «Мир» для россиян осуществляют 57 российских банков, 225 банка участвуют в платежной системе «Мир», 114 банков принимают карту «Мир» в своих устройствах (банкоматах и терминалах, использующихся в торговой сети), которых насчитывается уже более 1,8 млн. единиц
Практически все банкоматы на территории Курской области принимают к обслуживанию карты «Мир», с их использованием можно оплатить покупки в большинстве торговых предприятий региона. Эмиссия карт «Мир» в нашей области началась в 2016 году. На 1 января 2017 года выпущено 3 370 карт. За 2016 год с использованием этих карт было совершено свыше 5 тыс. операций на общую сумму 20 млн рублей.
Основная задача третьего этапа – продвижение национальных платежных инструментов на международном рынке. Уже сегодня можно использовать карту «Мир» за рубежом. Сейчас это возможно благодаря ко-бейджинговым проектам – выпуску совместных карт с международными платежными системами. Банки уже выпускают карты «Мир»-Maestro и «Мир»-JCB. Такие карты работают в России как карты «Мир», а за рубежом принимаются во всей международной сети бренда Maestro и платежной системы JCB. Подписаны также соглашения о выпуске совместных карт с платежными системами American Express (AmEx) и китайской UnionPay.
Кроме того, идет работа по обеспечению взаимного приема карт национальных платежных систем стран ЕАЭС. Уже подписано соглашение о взаимном приеме карт с платежной системой Армении «Армениан Кард» («ArCa»), в рамках которого уже в середине 2017 года планируется завершить технические работы и обеспечить прием карт платежных систем «Мир» и «ArCa» в устройствах банков-участников этих платежных систем. Прием карт национальных платежных систем также планируется реализовать с национальными платежными системами Белоруссии, Казахстана и Киргизии, а также стран, не входящих в ЕАЭС – Вьетнамом, Китаем.
Держателям карт «Мир» доступен весь привычный платежный функционал – от снятия наличных и оплаты покупок в магазинах до перевода средств с карты на карту (в том числе на карты других платежных систем). Кроме того, платежная система «Мир» развивает собственную межбанковскую программу лояльности, в основе которой – возврат держателям карт «Мир» определенной части суммы, потраченной на покупку (cash-back).
Карта «Мир» адресована всем жителям страны, поэтому банки предлагают своим клиентам широкую продуктовую линейку – от базовых карт «Мир» до премиальных.
Ответы на вопросы по главе 4.1 «Национальная система платежных карт» Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе»
Вопрос:
Что понимается под национальными платежными инструментами в соответствии со статьей 30 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»?
Ответ:
В соответствии с частью 2 статьи 30 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № под национальными платежными инструментами понимаются платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК для осуществления переводов денежных средств в рамках НСПК. Таким образом, под национальными платежными инструментами следует понимать исключительно платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Вопрос:
В соответствии с частью 2 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ национально значимая платежная система должна являться системным участником НСПК. Означает ли это, что платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам в рамках национально значимой платежной системы, являются национальными платежными инструментами?
Ответ:
Частями 4 и 6 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ установлены обязанности для оператора платежной системы, являющейся системным участником НСПК, по обеспечению приема организациями, индивидуальными предпринимателями и предоставлению клиентам национальных платежных инструментов. Федеральный закон № однозначно определяет национальные платежные инструменты как платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК. Таким образом, функции системных участников НСПК применительно к национальным платежным инструментам определены Федеральным законом 2 № 161-ФЗ исключительно в отношении платежных карт и иных электронных средств платежа НСПК. В этой связи, независимо от наличия (отсутствия) у соответствующей платежной системы статуса системного участника НСПК платежные карты и иные электронные средства платежа, с использованием которых в рамках данной платежной системы осуществляются переводы денежных средств, не являются национальными платежными инструментами.
Вопрос:
В соответствии с частью 2 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, признанные Банком России в установленном им порядке значимыми на рынке платежных услуг, должны являться индивидуальными участниками НСПК. В случае участия данных кредитных организаций также в платежных системах, являющихся системными участниками НСПК, могут ли услуги платежной инфраструктуры по переводам денежных средств, осуществляемым кредитными организациями — индивидуальными участниками НСПК с использованием национальных платежных инструментов, оказываться операторами платежной инфраструктуры, привлеченными оператором платежной системы, являющейся системным участником НСПК?
Ответ:
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 6 Федерального закона № 161-ФЗ операционные услуги и услуги платежного клиринга по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов между индивидуальными участниками НСПК и (или) системными участниками НСПК оказываются операционным центром НСПК и платежным клиринговым центром НСПК (далее — ОПКЦ НСПК), а расчетные услуги — Банком России. Иных способов организации предоставления услуг платежной инфраструктуры по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов Федеральный закон № 161-ФЗ не предусматривает.
Вопрос:
В соответствии с частью 5 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК, обязаны предоставить клиентам национальные платежные инструменты при получении указанными клиентами, в том числе, выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, 3 государственных внебюджетных фондов. В случае участия данных кредитных организаций также в платежных системах, являющихся системными участниками НСПК, будет ли считаться указанная обязанность исполненной при предоставлении клиентам платежных карт и иных электронных средств платежа платежной системы — системного участника НСПК?
Ответ:
С учетом определения национальных платежных инструментов, предусмотренного частью 2 статьи 30 1 Федерального закона № 161-ФЗ, индивидуальными участниками НСПК в целях исполнения обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 30 5 Федерального закона № 161-ФЗ, должны предоставляться клиентам платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Что значит национальный платежный инструмент
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Банка России от 16 сентября 2015 г. «Ответы на вопросы по главе 4.1 «Национальная система платежных карт» Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
Вопрос: Что понимается под национальными платежными инструментами в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»?
Таким образом, под национальными платежными инструментами следует понимать исключительно платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Вопрос: В соответствии с частью 2 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ национально значимая платежная система должна являться системным участником НСПК. Означает ли это, что платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам в рамках национально значимой платежной системы, являются национальными платежными инструментами?
Ответ: Частями 4 и 6 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ установлены обязанности для оператора платежной системы, являющейся системным участником НСПК, по обеспечению приема организациями, индивидуальными предпринимателями и предоставлению клиентам национальных платежных инструментов. Федеральный закон № 161-ФЗ однозначно определяет национальные платежные инструменты как платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Таким образом, функции системных участников НСПК применительно к национальным платежным инструментам определены Федеральным законом № 161-ФЗ исключительно в отношении платежных карт и иных электронных средств платежа НСПК.
В этой связи, независимо от наличия (отсутствия) у соответствующей платежной системы статуса системного участника НСПК платежные карты и иные электронные средства платежа, с использованием которых в рамках данной платежной системы осуществляются переводы денежных средств, не являются национальными платежными инструментами.
Иных способов организации предоставления услуг платежной инфраструктуры по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов Федеральный закон № 161-ФЗ не предусматривает.
Ответ: С учетом определения национальных платежных инструментов, предусмотренного частью 2 статьи 30.1 Федерального закона № 161-ФЗ, индивидуальными участниками НСПК в целях исполнения обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ, должны предоставляться клиентам платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу применения Закона о национальной платежной системе. Речь идет о национальной системе платежных карт (НСПК).
Так, указано под национальными платежными инструментами следует понимать исключительно платежные карты и иные электронные средства платежа НСПК.
Отмечено, что функции системных участников НСПК применительно к национальным платежным инструментам определены законом исключительно в отношении платежных карт и иных электронных средств платежа НСПК.
В этой связи независимо от наличия (отсутствия) у соответствующей платежной системы статуса системного участника НСПК платежные карты и иные электронные средства платежа, с использованием которых совершаются денежные переводы, не являются национальными платежными инструментами.
Указано, какие существуют способы организации предоставления услуг платежной инфраструктуры по переводам с использованием национальных платежных инструментов.