Что значит национализация предприятий
НАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ
Том 22. Москва, 2013, стр. 174-176
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ, перевод в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или коллективным собственникам, на возмездной или безвозмездной основе. Характер Н. зависит от того, кем, в каких целях и в какую историч. эпоху она проводится. Н. может диктоваться экономич. целесообразностью (чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия), необходимостью укрепления обороноспособности страны, задачей смягчения социальной политики, а также политич. целями. Бывает частичной (Н. части акций или Н. отд. компаний и отраслей) и глобальной (Н. имущества практически всех субъектов хозяйствования в стране). Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974). Законодательство большинства стран определяет Н. как экономич. меру, проводимую в обществ. интересах на основании спец. акта компетентного гос. органа с выплатой компенсации собственнику национализируемого имущества. Закон о Н. имеет экстерриториальное действие, т. е. должен признаваться и за пределами страны. Государство, принимающее решение о Н., может путём заключения междунар. соглашений урегулировать вопрос об имуществ. претензиях с государствами, чьи интересы были затронуты. Н. отличают от социализации как развивающегося процесса передачи в коллективную собственность средств и результатов производства без резкого нарушения деятельности хозяйств. механизма, конфискации как меры наказания индивидуального порядка, секвестра – врем. ограничения или запрета на пользование имуществом в чрезвычайных обстоятельствах.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Характер национализации зависит от того, кем, в каких целях и в какую историческую эпоху она проводится. Национализация может диктоваться экономической целесообразностью (чаще всего национализируются капиталоёмкие и малорентабельные предприятия), необходимостью укрепления обороноспособности страны, задачей смягчения социальной политики, а также политическими целями. Бывает частичной (национализация части акций или национализация отдельных компаний и отраслей) и глобальной (национализация имущества практически всех субъектов хозяйствования в стране). Право государства национализировать собственность предусмотрено в Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974 год).
Идея национализации зародилась в левых кругах в XIX веке, первоначально как сугубо политическая (постулат об обращении средств производства в общественную собственность в качестве одного из важнейших условий построения социалистического общества в 1848 году включён К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифест Коммунистической партии»). Таковой она в общих чертах остаётся в программных документах коммунистических партий и в наши дни. Постепенно в XIX веке, и особенно в XX веке, буржуазными учёными и практиками осмыслена идея национализации как средства макроэкономической стабилизации, она была дополнена концепцией кейнсианства.
Для управления национализированной собственностью создан огромный государственный аппарат во главе с ВСНХ. Наряду с государственной собственностью, имевшей определяющее значение для советской экономики, продолжали существовать собственность колхозная и кооперативная, а также собственность основанных на личном труде без привлечения наёмной рабочей силы мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей. В связи с низкой эффективностью централизованно регулируемой государственной экономики советское руководство в ходе перестройки вновь начало проводить политику денационализации: в 1987-1990 годах расширены возможности для предпринимательской деятельности кооперативных предприятий в сфере услуг, производстве потребительских товаров, сельском хозяйстве, была нарушена государственная монополия в банковской сфере и пр.
В соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» (28.02.1990 года) гражданам предоставлено «право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков» для занятия сельским хозяйством, строительства и др. производственной деятельности. Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации» от 01.07.1991 года определял принципы и условия преобразования государственных предприятий в частные индивидуальные, частно-коллективные, кооперативные, арендные и др. (с распадом СССР в декабре 1991 года утратил силу).
В Российской Федерации с 1992 года развернулась широкая приватизация государственной собственности, ставшая важнейшим фактором развития рыночной экономики. Конституция Российской Федерации в равной мере гарантирует права и защиту частной, государственной, муниципальной и др. форм собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 235), национализаци должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом (в настоящий момент не принят). Полный или частичный выкуп предприятий государством возможен на основании обычных договоров купли-продажи.
В странах рыночной экономики к национализации обращаются, как правило, во время экономических кризисов или для преодоления негативных последствий войн, в значительной степени под влиянием левых сил. В годы Великой депрессии частичную национализацию провёл ряд европейских стран, например правительство Народного фронта во Франции национализировало несколько военных заводов, в 1937 году образовало Национальное общество железных дорог, под управление которого перешли все французские железные дороги. После Второй мировой войны для преодоления её последствий во Франции и лейбористским правительством в Великобритании национализированы соответственно Банк Франции и Банк Англии, а также угольная промышленность, производство электроэнергии, газа, транспорт, некоторые др. отрасли.
С конца 1980-х годов рост значения либеральных ценностей в экономике большинства западных стран всё более усиливался. Это во многом, казалось бы, окончательно сняло с повестки дня вопрос о национализации. Однако экономический кризис, начавшийся в 2008 году, заставил руководство многих индустриальных стран, даже ориентированных на сугубо либеральные ценности, обратиться к частичной национализации как одному из наиболее популярных антикризисных средств. Например, в США республиканское правительство пошло на беспрецедентный шаг и осуществило финансовые инъекции в обмен на привилегированные акции ряда банков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 году заявило о готовности в рамках антикризисной программы конвертировать их в обычные (голосующие) акции, что некоторые эксперты назвали «ползучей национализацией»; в Великобритании лейбористское правительство выкупило значительную долю акций банков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (образован в результате слияния Lloyds TSB и HBOS). Россия во время экономического кризиса отказалась прибегнуть к прямой национализации крупных финансовых институтов, поддержав существующий финансовый сектор.
Процесс постколониального развития сопровождался требованием развивающихся стран установить новый международный экономический порядок. Оно нашло выражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о постоянном суверенитете над природными ресурсами (1962 год), закрепившей возможность национализации в целях обеспечения национальных интересов. В случаях национализации в соответствии с национальным законодательством и соблюдением правил международного права предусматривается возмещение собственнику национализируемого имущества.
Исторические источники:
Национализация промышленности в СССР. Сб. документов и материалов 1917–1920 гг. М., 1954.
Национализация
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Согласно ст. 235 ГК РФ [1] национализация проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажи.
Содержание
Национализация в истории
Современная российская интерпретация
Новое определение национализации — бархатная реприватизация — впервые было использовано главой «Финансгрупп» Олегом Шварцманом в интервью газете «Коммерсантъ». В статье, которая называлась «Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин», он рассказал, что под прикрытием администрации правительства работает структура, целью которой является изъятие законными или иными методами прибыльных предприятий у их владельцев. [2]
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Национализация» в других словарях:
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) см. натурализация. 2) делать что либо национальной собственностью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ [фр., англ. nationalisation Словарь иностранных слов русского языка
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, национализации, жен. (франц. nationalisation) (полит.). 1. Изъятие имущества из частной собственности и обращение его в собственность государства. Национализация земли. Национализация фабрик и заводов. 2. Организация чего нибудь… … Толковый словарь Ушакова
Национализация — (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Британская угольная корпорация (прежнее Национальное управление угольной промышленности) и… … Финансовый словарь
Национализация — (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Управление национальной угольной промышленности и Британские железные дороги. Исторически… … Словарь бизнес-терминов
Национализация — (nationalization) Переход частной собственности в общественную, в Британии обычно в форме публичных корпораций. Главная волна национализации в Британии пришлась на время правления лейбористов (1945–51). Тогда в общественную собственность передали … Политология. Словарь.
Национализация — (от лат. natio народ; англ., фр. nationalisation) основанный на законодательстве переход в собственность государства или общества земли, промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и др. объектов и отраслей экономики, находящихся в … Энциклопедия права
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — мера социально экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной… … Юридический словарь
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп … Современная энциклопедия
Что такое национализация и денационализация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о праве собственности на земельные участки, предприятия, недвижимость, транспорт и прочее имущество во все времена был актуальным.
Собственниками могут быть:
Иногда объекты собственности переходят от одних собственников к другим.
Сегодня рассмотрим процесс перехода собственности в государственное владение. Проанализируем, что такое национализация, какими методами и в каких ситуациях она осуществляется. Поговорим, что такое денационализация и приватизация.
Национализация – что это такое
Переход объектов собственности от частных лиц государству называется национализацией.
Яркий пример тотальной национализации наблюдался в России после Октябрьской революции 1917 года.
Лозунг того времени: «Мир – народам, заводы – рабочим, земля – крестьянам». Но такой призыв совсем не означал, что заводы и земля станут принадлежать конкретно Иванову, Петрову, Сидорову.
Подразумевалось, что все это станет собственностью государства, а государством будут управлять Советы (органы власти, выбираемые народом). Безусловно, идея хорошая, только в силу разных причин в 1991 году власть Советов приказала долго жить.
Каждое отдельно взятое государство устанавливает собственные правила и нормы национализации.
Условия, при которых государство вправе провести полную или частичную национализацию в России, прописаны в законодательстве РФ и в Европейской конвенции по правам человека, принятой Советом Европы. Российские законодательные акты:
Когда и что государство может национализировать
Государство может национализировать какие-либо имущественные объекты частных и юридических лиц при необходимости достижения следующих целей:
Как видно из этого перечня, государство вправе провести полную или частичную национализацию в случае, если это важно его безопасности или необходимо для развития экономики.
Особо стоит отметить, что национализация – это не добровольное отчуждение собственности, а принудительное. Вопрос: «А не хотите ли вы передать свою собственность государству?» в этом случае не задается.
Методы национализации
Процесс по изъятию собственности называется экспроприацией (от латинского «expropriatio» (лишение собственности)). В мировой практике используются два варианта проведения национализации, т.е. экспроприации в пользу государства:
Конфискация – это безвозмездная передача частной собственности государству.
Реквизиция – это передача частной собственности государству на основе частичного или полного выкупа.
Реквизиция оформляется по обычному договору купли-продажи. Форма выкупа может быть денежной, в виде ценных бумаг, предоставления налоговых льгот. В российском законодательстве реквизиция регламентируется ст. 242 ГК. В ней сказано:
Отчуждение имущества в связи с изъятием земельного участка для нужд государства регулируется ст. 239.2 ГК.
Но есть и более мягкие формы взятия под контроль государства необходимой ему собственности. Посмотрите ролик и вы поймете, что этот процесс в нашей стране идет уже десятилетиями (некоторые отрасли уже национализированы в очень большой степени), но никто этого особо не замечает (гениально и очень полезно для страны).
Денационализация – это …
Процесс, обратный национализации, называется денационализацией. Говоря простыми словами, в такой ситуации государство передает право собственности на свои имущественные объекты физическим или юридическим лицам.
Пример – денационализация в России, начавшаяся в 1991 году с развалом СССР при переходе от плановой экономики к рыночной. Разгосударствление гос.имущества происходило в форме массовой приватизации с раздачей акций приватизируемых предприятий.
Следовательно, приватизация и национализация – это два противоположных по сути процесса.
Причинами денационализации могут быть:
Денационализация осуществляется посредством продажи объектов. Как правило, их стоимость является заниженной.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Национализация крупных предприятий часто проводится под эгидой снижения цен на продукцию или услуги для населения. На деле же это нередко обычное перераспределение ресурсов.
Олеся: история развивается по спирали. Сначала дали приватизировать, а потом национализировали у тех, кто нерачительно ведет хозяйство. По-моему, все верно. А то чисты капитализм уж очень злая штука.
Олеся: история развивается по спирали. Сначала дали приватизировать, а потом национализировали у тех, кто не рачительно ведет хозяйство. По-моему, все верно. А то чистый капитализм (аля США) уж очень злая штука.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Для сторонников либеральных подходов в экономике национализация совершенно неприемлема. Основой либеральной модели экономики является невмешательство государственных структур в деятельность хозяйствующих субъектов, максимальное отсутствие государства в экономике.
Со времен А. Смита тут господствует убеждение о самоорганизующейся стихии рынка, о его «невидимой руке», которая сама все поправит. Сам рынок является мощным регулятором экономической жизни и способен обеспечить ее развитие без какого бы то ни было участия государства. Роль же государства в экономике должна ограничиваться принятием нужных законов и обеспечением необходимых условий для того, чтобы они неукоснительно исполнялись.
По словам одного из ведущих идеологов либерализма Л. Мизеса (1881–1973), «Позиция, которую либерализм занимает в отношении функций государства, является следствием защиты им частной собственности на средства производства… Таким образом, защита частной собственности на средства производства уже означает жесткое ограничение функций государства». Однако, здесь упускается главное: право на частную собственность не берется с неба, оно возможно только в государстве! В диком до-государственном состоянии право частной собственности теоретически тоже существовало, но на практике каждый владел своей вещью ровно до тех пор, пока не приходил более сильный и не забирал ее. О каких бы то ни было долгосрочных правах, тем более о механизмах залогов, капитализации и проч. речи вообще нет, если не действуют системы права и законов, возможные только в государстве.
Курс на ослабление государства чаще всего приводит к анархии и невозможности именно капиталистического развития, гарантированности прав и свобод. Богатейшие страны мира имеют сильное государство. И наоборот, как показали исследования экономиста Э. Де Сото (книга «Загадка капитала»), там, где государство слабо, рынок не развивается. Существует нелегальный рынок, который имеет ограниченные пределы роста.
Недооценка роли государства как ведущего фактора экономического развития привела к тому, что ни в одной стране мира сторонники либеральной модели у власти не удержались.
Монетаристская версия развития экономики в 1980–90-е гг. повсеместно провалилась — от Аргентины до России. Как правило, ослабленное государство приватизировалось полностью одной или несколькими финансово-промышленными группами, которые делали из него механизм по гарантированному сохранению своей собственности и насильному или обманному присвоению чужой. Концентрация капитала достигала запредельных высот. Страна нищала, социальные программы частными олигархами не велись, а государство так же было лишено возможности проводить социальную политику, так как не имело источников пополнения бюджета (ведь согласно либеральной модели, оно ничем не должно владеть). Это приводило к революциям, взрыву недовольства, приходу к власти радикальных политиков, которые объявляли о масштабных национализациях собственности олигархов. Один из последних примеров латиноамериканские политики У. Чавес и Э. Моралес.
Сама же практика национализации стара как мир, ею злоупотребляли и римские диктаторы, и европейские монархи, когда надо было пополнить казну, понравиться народу, наказать претендентов на власть. В качестве инструмента по созданию новой, социалистической экономики ее пытались использовать еще парижские коммунары в 1871 г. во время недолгих 72 дней своего эксперимента.
Но самой масштабной национализацией новейшей истории, безусловно, была та, которую провели большевики после своего прихода к власти. В 1918 г. после соответствующих декретов Совнаркома все основные отрасли промышленности, финансовой сферы, транспорта, связи были национализированы, т. е. объявлены достоянием государства. Передача земли крестьянству на практике вылилась в коллективизацию, что означало фактическое утверждение государственной собственности на земельные ресурсы, а возникшие в конце 1920-х — начале 1930-х гг. колхозы стали госпредприятиями, несмотря на формальный статус кооперативных учреждений, созданных собственниками — владельцами земельных паев.
Тотальная национализация всей экономики, включая сферу обслуживания, переработки и сельского хозяйства, доказала свою экономическую неэффективность. Отсутствие стимулов для повышения производительности труда, материальной мотивации для работника, негибкость плановой экономики, которые неизбежно возникают при тотальной национализации средств производства, ее неспособность к инновационным процессам — все это обусловило кризис экономики и крушение социализма в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Но и страны, где правящая элита исповедует либеральные взгляды в экономике, когда наступал кризис, использовали механизм национализации. Так поступил Ф. Д. Рузвельт, когда США оказались в состоянии Великой депрессии. Аналогичные, хотя и не столь радикальные мероприятия, были проведены и в ряде других ведущих капиталистических стран.
В 2008 г. в условиях начинающегося коллапса американской и тесно связанной с ней европейской финансовой системы, США предприняли ряд вынужденных шагов по экстренной поддержке фондового рынка и, в целом, национальной экономики. 4 октября президент Дж. Буш подписал т. н. «план Полсона» (по имени министра финансов), предусматривающий выделение 700 млрд долларов на выкуп неликвидных активов у банков страны с тем, чтобы они смогли предоставлять кредиты для поддержания экономического роста. Таким образом администрация США фактически провела национализацию части американских компаний.
В сложной ситуации в условиях кризиса оказался американский автопром. Знаменитая «большая тройка» — General Motors, Crysler и Ford, будучи не в состоянии конкурировать с японскими и китайскими автопроизводителями, открывшими в США свои сборочные линии, оказались на грани банкротства, а над тремя млн. работников автомобильной отрасли нависла угроза увольнения.
Сторонники сохранения американского автопрома настаивают на вмешательстве государства и помощи терпящим экономическое бедствие заводам из федерального бюджета. Эту проблему обозначил в качестве одной из ключевых в своей экономической программе избранный президент США Б. Обама.
Цель национализации, в каком бы объеме она ни проводилась, — усиление социального аспекта в экономике. При монетаристском подходе социальные программы «подвисают», потому что исчезают источники их финансирования и, как следствие, возрастает социальная напряженность. К этому и привело осуществление либеральных реформ правительством Е. Гайдара в1992г.
Тезис либералов: «частный собственник всегда эффективнее государства» оказался верен только для малых и средних предприятий, а в остальных отраслях все показатели упали в 2–3 раза в сравнении с советскими. И дело не только в том, что многие предприятия оказались неконкурентоспособными. Вполне конкурентоспособная нефтедобыча также упала в 2 раза и достигла советского уровня только сейчас. Более того, «эффективный собственник» — понятие расплывчатое: можно украсть завод, продать его и сбежать в оффшор вместе с деньгами, это будет предприимчиво и эффективно. Но обществу такая эффективность частного собственника обходится слишком дорого. Поэтому возвращение многих предприятий государству в России стало практически естественной реакцией общества для своего самосохранения.
То, что Российское государство возвратило себе контроль над рядом стратегически важных отраслей экономики — главным образом, нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета, не является попыткой вторичной масштабной национализации образца 1918 г. Просто это инструмент, который позволит и обеспечить исполнение социальных программ, и создать условия для развития инновационной экономики.