Что значит написать подробное изложение
Что такое изложение и как его писать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Волнительный момент для каждого девятиклассника — итоговое изложение в рамках ОГЭ по русскому языку.
На самом деле, если разобраться, особенных причин для страха быть не должно. Что что, а изложение школьники пишут с начальной школы!
Главное, закрепить полученные навыки и сосредоточиться на своей цели. Давайте вместе вспомним, что такое изложение, и составим пошаговый план его успешного написания.
Что такое изложение
Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.
Во время изложения учитель читает фрагмент литературного или публицистического произведения (рассказа, романа, очерка, статьи), а затем просит учащихся изложить услышанное на бумаге своими словами максимально близко к оригиналу.
Существует несколько разновидностей изложения:
Описательное.
Обычно для его написания используются фрагменты художественных произведений, содержащие описание природы, жилища или внешности человека.
Главная цель описательного изложения – научить видеть цепь признаков лица или предмета, повысить наблюдательность, закрепить навыки запоминания мельчайших подробностей.
Обратите внимание на прилагательные и причастия, с помощью которых автор описывает персонажа и окружающие его предметы. Не забудьте правила оформления однородных членов предложения.
Повествовательное изложение.
Особое внимание в повествовательном тексте следует уделить сюжетной линии. Пункты плана будут представлять собой последовательность неких действий, образующих событийный костяк услышанной истории.
В повествовательном изложении важно правильно воспроизвести глаголы: выпишите их из текста, когда учитель будет читать его второй раз. Уделите внимание причастным и деепричастным оборотам.
Повторите правила выделения обособленных определений и обстоятельств на письме.
Подробное.
Чаще всего этот вид работы встречается в начальной школе, когда особенно важна тренировка слуховой и зрительной памяти.
Чем больший объём информации запомнит и воспроизведёт ученик, тем лучше.
Сжатое изложение.
При его написании подробности отступают на второй план.
Необходимо выделить в тексте главное, уловить его смысловой посыл и записать основные аргументы.
Сжатое изложение готовит старшеклассников к составлению конспектов, которое пригодится им в студенческой жизни.
Рассуждение.
Такое изложение – это настоящая творческая работа. Оно, как и предыдущий подвид, фиксирует главное, не концентрируясь на мелочах.
Проверяющий оценивает не столько качество передачи информации, сколько ход собственных мыслей учащихся, его способность делать выводы на основе услышанного материала.
Работая над изложением с элементом рассуждения, важно сохранить логику повествования, привести ёмкие доказательства своей точки зрения по заявленной проблеме.
Как писать изложение
Советы тем, кто хочет получить максимально высокий балл, можно сформулировать следующим образом:
Последний общий совет оставим непронумерованным. Он касается каждого, кто не привык загонять полёт фантазии в узкие границы заданного шаблона.
Не забывайте, что изложение – это не сочинение: вы пишете не собственный текст, а лишь воспроизводите чужой оригинал.
Если для вас это скучно, смиренно примите крест ученичества: в старинных монастырских школах Древней Руси человек получал разрешение самостоятельно взяться за перо только после того, как переписывал до сотни текстов предшественников. Была в этом своя мудрость: научись слышать то, что тебе говорят, а уж потом говори (или пиши) сам.
Как проводится изложение
При выполнении данного вида работ педагог обязан соблюдать ряд правил:
Учителя не обязаны ограничиваться собственным голосом, доской и мелом. Для прослушивания подойдут фрагменты аудиокниг, записи актёрского или авторского чтения, подкасты (что это?). Главное, чтобы материалы были высокого качества, легко распознавались на слух.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Спасибо вам большое. Вы мне очень помогли! Я получила массу нужный мне информации, и даже не пришлось идти в библиотеку или искать в книгах или заметках. Получила хорошую для меня оценку! Всем рекомендую от всего сердце. Удаче в блогах, у вас талант!
Мне больше нравится писать сочинение, чем изложение, хотя справлялась неплохо в школе 🙂
Изложение — это то, что мне лично давалось на уроках русского языка и литературы хуже всего. Диктант — вообще без проблем. Сочинение по литературе — тоже. А вот с изложением хуже всего, так как больше всего надо было делать (запоминать и вытаскивать из памяти).
Сейчас изложение можно назвать рерайтингом, все признаки присутствуют, но если серьёзно, то изложение великолепно тренирует память и понятийное мышление.
На экзамене нужно ещё и с нервами совладать, а то от волнения весь текст из головы вылететь может.
Любила писать изложения в школе больше диктантов и сочинений. Так как в изложении есть и структура, план, и немного места для творчества.
Хорошо, что в современном школьном образовании оставили такой вид заданий, как изложение, а то от этой болонской системы любой гадости ждать можно.
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
🧠 Микротемы
Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Содержание изложения | |
---|---|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. | 0 |
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
🗜 Сжатие текста
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
Что можно исключить при сжатии текста:
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Сжатие исходного текста | |
---|---|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 |
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
➗ Разделение абзацев
В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
---|---|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.
2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.
3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.
1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.
2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что такое изложение и как его писать?
Что такое изложение?
Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.
Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.
Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.
Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
Какие существуют виды изложения?
Как правильно писать изложение?
Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.
Порядок написания изложения:
4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:
Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!
Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме
Главная > Методические рекомендации
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Как писать подробное изложение
Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить.
Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употребленные для связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.
Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к написанию чернового варианта изложения.
Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
— точность передачи сюжета, фактов, логику развертывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
— соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
— соблюдение лексических и грамматических норм;
— орфографическое и пунктуационное оформление текста.
6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом заданий, так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить сжатие (компрессию) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Но в отличие от «обычного» текста, в нем максимально точно должен быть выражен смысл исходного текста при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть текстом, коротким по форме, но не бедным по содержанию. Чтобы справиться с данной работой на экзамене и успешно написать сжатое изложение, нужно научиться выполнять сложные умственные операции, связанные со смысловой переработкой исходного текста и применением специальных приемов его сжатия. Приступая к серьезной подготовке, помните, что каждый из вас вполне может находиться в так называемой «группе риска», то есть относиться к числу таких учеников, которые не умеют определять в прочитанном или прослушанном тексте основную мысль, затрудняются её точно и чётко сформулировать, плохо справляются с делением текста на смысловые части и составлением плана, далеко не всегда владеют умением подбирать лексические и грамматические средства, наиболее уместные при кратком изложении материала. Имейте в виду, что, по подсчётам специалистов, таких учеников в 9-м классе почти 80%! А между тем краткое изложение смысла текста является одним из основных показателей понимания прочитанного. Вот почему сжатию текста надо специально учиться.
Прежде всего, нужно знать разные способы сжатия исходного текста – как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.
Назовём способы смыслового сжатия исходного текста.
1. Исключение. Как правило, при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т.п. Для того, чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.
2. Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщенной передачи.
Сжать можно не только саму информацию (путём исключения или\и обобщения), но и форму её изложения. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. Такой способ компрессии текста обычно называют способом языкового сжатия текста. В основе этого способа лежит идея упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определенной мысли, поэтому существуют «резервы» для её упрощения.
Основные приемы языкового сжатия исходного текста:
— сложного предложения простым;
— двух и более простых предложений одним сложным;
— однородных членов предложения обобщающим наименованием;
— объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;
— предложения или его части указательным местоимением ( это, то …) или отрицательным местоимением с обобщающим значением ( всё, ничего …);
— прямой речи косвенной;
2) сокращение или полное исключение:
— одного или нескольких синонимов;
— некоторых второстепенных членов предложения;
— конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
— фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
— диалога (передача его сути в одном предложении);
3) слияние нескольких предложений в одно.
Чтобы овладеть разными способами смыслового и языкового сжатия текста (исключением, обобщением, упрощением), нужно регулярно проводить подобную работу при выполнении домашнего задания по разным предметам (например, читая материалы школьных учебников). Для этого подходят такие упражнения:
выделять опорные слова в тексте (фрагменте текста, предложении);
разделять текст на смысловые части;
составлять к каждому абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию;
формулировать вопрос к каждой смысловой части текста;
составлять план текста (назывной, вопросный, тезисный);
кратко излагать содержание абзаца (фрагмента текста, текста в целом);
выделять в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания;
выписывать наиболее существенную информацию из каждой части текста (через несколько дней можно попытаться «расшифровать» написанное, то есть заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи и сравнить результат «восстановления» с исходным текстом);
трансформировать (преобразовать) сложные предложения в простые, сохраняя его суть (два или несколько простых в сложное).
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. Однако на экзамене нужно продемонстрировать владение всеми способами сжатия текста, поэтому в вашем тексте изложения они должны сочетаться. Покажем на примере, как можно текст, состоящий из 450 слов, сократить до 100-110 слов и при этом передать основное его содержание без искажений. Для этого возьмем фрагмент книги Б. Челышева «В поисках пропавших рукописей» (текст №18 из Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.\авт.- сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова). Разделим его на четыре смысловые части (микротемы), составим план текста, а затем кратко изложим содержание каждой части исходного текста. В результате может получиться, например, такой вариант сжатого изложения:
Он был «един и многолик». «Един» и потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. « Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё –учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
Он был «един и многолик». «Един», потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что у него было много других профессий, и все они совмещались в одном лице – писателе Куприне.
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем её многообразии?!
Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался.
И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.
Тяжелый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырех стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!
Куприн – человек любознательный
Он часто менял профессии потому, что был очень любопытным и любознательным человеком и его интересовали люди разных специальностей.
Потребность в знакомстве с простыми людьми
Куприн считал, что богатый материал дает близкое знакомство именно с простыми людьми и непосредственное участие с ними в труде. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить работу над книгой ради случайно встретившегося «интересного человека».
Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.
Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь –все записывал Куприн в записную книжку. Придет время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочки разговора.
Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.
(452 слова) (По Б.Челышеву)
Кропотливый труд писателя
Он трудился как мастер – ювелир, добиваясь точности и выразительности речи, собирал по крупицам афоризмы, меткие слова. Именно поэтому его книги не стареют.
Внимательно изучите данную таблицу, чтобы понять механизм сжатия текста. Для этого сравните содержание каждой микротемы, обращая внимание на выделенные в ней ключевые слова и фразы, с данным вариантом сжатого пересказа этого содержания. Вы убедитесь в том, что использованы разные способы сжатия текста:
— исключение (исключаются некоторые детали, опускаются второстепенные эпизоды, например, во второй микротеме);
— обобщение (содержание микротемы передается в обобщенном виде, что особенно заметно по второй и четвертой микротемах);
— упрощение (например, вторая микротема состоит из семнадцати предложений, а в сжатом варианте в результате исключения деталей и обобщения информации содержание может быть передано в одном предложении).
Таким образом, сжатие текста – это активный мыслительный процесс, требующий не пассивного воспроизведения прослушанного (прочитанного) текста и не просто работы памяти, а способности глубоко понимать смысл исходного текста, выделять главную и второстепенную информацию, использовать разные приемы сжатия информации и создавать свое собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста: содержательно – тематическое единство; подчиненность всех предложений основной мысли; логическая и языковая связность; структурная упорядоченность; смысловая и композиционная завершенность; стилевая однородность.
Как писать сжатое изложение
Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.
Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая – второстепенной.
Определите значение непонятных слов (по словарю).
Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.
Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части речи: исключение, обобщение, упрощение и их сочетание.
Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.
Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
— точность передачи сюжета, фактов, логику развертывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
— соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;
— соответствие изложения типу и стилю исходного текста;
— соблюдение лексических и грамматических норм;
— орфографическое и пунктуационное оформление текста.
8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
На экзамене ученик должен продемонстрировать умение писать сочинение в рамках заданного типа речи – рассуждения.
Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно – следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу, суждению.
Существует три вида рассуждений:
Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
— вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
— союзы: так что, поскольку, так как, если;
— речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить.
Рассуждение-объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нем нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно. Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:
— слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
— речевые обороты, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что…;
— вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления являются:
— вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять – основа учения, поэтому данный тип речи чрезвычайно востребован научным стилем. Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.
Текст – рассуждение четко структурирован и строится по схеме:
тезис (утверждение, положение) – выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;
аргументы (факты, доказательства);
Тезис – это мысль, требующая доказательства. В тезисе заключается тема рассуждения. Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля (ученого, писателя, философа), которая помогает более точно выразить мысль.
При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительными предложениями со словами почему, для чего и подобными.
В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.
В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются слова: например; приведем пример; обратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из ярких примеров и др.
Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.
Вывод (заключительная часть рассуждения) может состоять из нескольких предложений. Нередко в нем содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.
Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведем итог; из всего сказанного следует и др.
Не всегда рассуждение содержит вывод: многие тексты предоставляют возможность сформулировать его самому читателю. Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи. В научном стиле приводятся научные доказательства выдвинутого тезиса. В художественном тексте автор, как правило, приводит такие доводы, которые воздействуют на читателя, старается внушить читателю какую-то мысль.