Что значит на всякого мудреца довольно простоты
на всякого мудреца довольно простоты
Полезное
Смотреть что такое «на всякого мудреца довольно простоты» в других словарях:
На всякого мудреца довольно простоты — Жанр: комедия Автор: А. Н. Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1868 Публикация: 1868 … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты. — На всякого мудреца довольно простоты. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ На всякого мудреца довольно простоты. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ — «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ», СССР, театр им. Евг.Вахтангова / Экран (Останкино), 1971, цв., 165 мин. Телеспектакль. По одноименной пьесе А.Н.Островского. В ролях: Юрий Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич), Людмила Максакова (см.… … Энциклопедия кино
На всякого мудреца довольно простоты — На всякаго мудреца довольно простоты. Ср. Какъ не смекнетъ онъ, что, когда къ Москвѣ подступитъ тотъ, ему не сдобровать? «На каждаго мудреца довольно есть простоты». Гр. А. Толстой. Царь Борисъ. 3. Ср. Васъ возмутилъ мой дневникъ. Какъ онъ попалъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
На всякого мудреца довольно простоты (пьеса) — На всякого мудреца довольно простоты Жанр: комедия Автор: А. Н. Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1868 Публикация: 1868 «На всякого мудреца довольно простоты» комедия в 5 действиях Александра Островского … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты (фильм, 1971) — У этого термина существуют и другие значения, см. На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль). На всякого мудреца довольно простоты Жанр комедия Режиссёр Борис Эдуардович Ниренбург Александра Ремизова … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль) — На всякого мудреца довольно простоты: На всякого мудреца довольно простоты комедия в 5 действиях Александра Островского На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль, 1952) На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль, 1971) … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты (спектакль, 1971) — У этого термина существуют и другие значения, см. На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль). На всякого мудреца довольно простоты Жанр драма Основан на одноимённой пьесе Автор … Википедия
Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия
Островский, Александр Николаевич — Александр Островский … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты
Полезное
Смотреть что такое «На всякого мудреца довольно простоты» в других словарях:
На всякого мудреца довольно простоты — Жанр: комедия Автор: А. Н. Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1868 Публикация: 1868 … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты. — На всякого мудреца довольно простоты. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ На всякого мудреца довольно простоты. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ — «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ», СССР, театр им. Евг.Вахтангова / Экран (Останкино), 1971, цв., 165 мин. Телеспектакль. По одноименной пьесе А.Н.Островского. В ролях: Юрий Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич), Людмила Максакова (см.… … Энциклопедия кино
На всякого мудреца довольно простоты (пьеса) — На всякого мудреца довольно простоты Жанр: комедия Автор: А. Н. Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1868 Публикация: 1868 «На всякого мудреца довольно простоты» комедия в 5 действиях Александра Островского … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты (фильм, 1971) — У этого термина существуют и другие значения, см. На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль). На всякого мудреца довольно простоты Жанр комедия Режиссёр Борис Эдуардович Ниренбург Александра Ремизова … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль) — На всякого мудреца довольно простоты: На всякого мудреца довольно простоты комедия в 5 действиях Александра Островского На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль, 1952) На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль, 1971) … Википедия
На всякого мудреца довольно простоты (спектакль, 1971) — У этого термина существуют и другие значения, см. На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль). На всякого мудреца довольно простоты Жанр драма Основан на одноимённой пьесе Автор … Википедия
Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия
Островский, Александр Николаевич — Александр Островский … Википедия
Краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты»
Другие персонажи
Глафира Климовна Глумова – мать Егора Дмитрича, недалекая, услужливая женщина, привыкшая во все угождать богатым людям.
Нил Федосеич Мамаев – богатый барин, дальний родственник Глумова, который любил всем давать наставления.
Клеопатра Львовна Мамаева – супруга Нила Федосеича, страстная натура, очарованная Глумовым.
Крутицкий – старик, недалекий консерватор, важный господин.
Иван Иванович Городулин – молодой мужчина, «либерал», важный господин.
Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова, глупая, мнительная женщина.
Егор Васильич Курчаев – молодой гусар, приятель Глумова.
Машенька – племянница Турусиной, влюбленная в Курчаева.
Голутвин – молодой человек, продажный писака.
Краткий анализ
Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.
Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты. Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет». Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел.
Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений.
Краткое содержание
Действие первое
Егор Дмитрич Глумов твердо решил измениться. Он поделился с матерью, Глафирой Климовной, своими планами – перестать писать эпиграммы на глупых и богатых людей Москвы, и «подделаться» к ним. Молодой человек понял, что «над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». Он планировал сделать блестящую карьеру и выгодно жениться. Всю желчь, накопленную в душе, он планировал излить в дневник, чтобы хватало внутренних сил льстить сильным мира сего.
Глумова навестил его приятель, гусар Курчаев, и Голутвин, молодой человек без определенного рода занятий. Курчаев попросил передать ему эпиграммы и дневник, о котором уже пошел слух, будто в нем Глумов всех по косточкам разобрал. Однако Егор Дмитрич наотрез отказался передавать свой дневник. Курчаев проболтался другу, что в него влюблена его тетка, жена богатого сановника Мамаева – «в театре видела, все глаза проглядела, шею было свернула». Также он поведал Глумову одну странную слабость Мамаева – под видом покупателя он осматривал квартиры, но никогда не совершал покупку.
Глумов сообщил матери, что Мамаев – отличная мишень для него. Он планировал через него попасть в определенный светский круг, чтобы быть представленным Софье Игнатьевне Турусиной. Это была богатая вдова, на чьей племяннице мечтал жениться честолюбивый Глумов.
Прибыл Мамаев, и тут же стал поучать Глумова. Тот сделал вид, будто нуждается в мудром наставнике, и охотно примет от него все «наставления, как манны небесной». Кроме того, Егору Дмитричу удалось ловко рассорить Мамаева с его племянником Курчаевым.
Действие второе
В гостях у Мамаевых находился очень важный человек, писатель Крутицкий. У него был уже «написан очень серьезный прожект», но проблема состояла в том, что Крутицкий в своих работах придерживался старого стиля, «близким к стилю великого Ломоносова». Мамаев предложил писателю услуги Глумова, который бы переписал текст. Крутицкий согласился.
Тем временем жена Мамаева, Клеопатра Львовна, беседовала с матерью Глумова. Она восхищалась Егором Дмитричем, его молодостью, красотой, и пообещала пристроить молодого человека в теплое местечко. Глумова принялась заискивать перед Мамаевым, и тот пообещал ей дать «не денег — нет; а лучше денег» – дельный совет касательно бюджета. После ухода хозяина дома Глафира Климовна сообщила госпоже Мамаевой, якобы по секрету, что сын страстно в нее влюблен. Клеопатра Львовна была несказанно рада, что еще способна «внушить молодому человеку истинную страсть».
Вскоре в доме появился важный господин, Иван Иванович Городулин. Мамаева принялась расхваливать ему способности Глумова, и тот попросил молодого человека написать ему речь для выступления. Когда Городулин удалился, Егор Дмитрич признался Мамаевой в любви.
Действие третье
Турусина, богатая вдова-помещица, пообещала найти своей юной племяннице Машеньке достойного жениха. Она была против кандидатуры Курчаева, да и Машенька с ней не спорила – ей очень нравился молодой гусар, но она не собиралась выходить «замуж без денег и без позволения родных». Девушка была готова пойти под венец с любым порядочным человеком, которого ей выберет тетушка. Машенька отчаянно хотела выбраться из-под ее власти, покинуть ее скучный дом и «поблестеть, покрасоваться» в обществе.
Действие четвертое
Крутицкий был очень доволен тем, как Глумов переписал его статью. Он похвалил молодого человека, и пообещал за него замолвить словечко в нужном месте. В качестве платы за свой труд Глумов попросил у Крутицкого быть его посаженым отцом на свадьбе.
Чтобы не упустить богатую невесту, Глумов заставлял мать ежедневно бывать у Турусиной, и следить за ситуацией – «чтоб ничто сомнительное ни под каким видом не могло проникнуть в дом».
Когда Мамаева узнала о предстоящем браке Егора Дмитрича, она очень огорчилась. Глумов, в свою очередь, заверил ее в том, что «не расположен совсем» к женитьбе, но вынужден согласиться, чтобы не быть всю жизнь «бедным писарьком».
Вскоре к Глумову наведался Голутвин, и принялся его шантажировать опасным пасквилем. Глумов в резкой форме отказал выплатить деньги, но после пожалел о своем поступке – он не собирался рисковать женитьбой на богатой невесте. В то момент Мамаева находилась в комнате Егора Дмитрича, и наткнулась на его дневник, который стал для нее настоящим откровением. Она решила отомстить молодому человеку, и забрала дневник с собой. Обнаружив пропажу, Глумов понял, что все пропало.
Действие пятое
В доме у Турусиной собрались гости. В самый разгар приема слуга принес вдове пакет, в котором находилась газета со статьей под названием «Как выходят в люди». Там был и портрет Егора Дмитрича «с подписью: «Муж, каких мало»». В качестве доказательства к разоблачительной статье прилагался дневник Глумова. В свою очередь, Егор Дмитрич «ни объясняться, ни оправдываться» не собирался. Он признался, что «только тогда и был честен, когда писал этот дневник», и покинул общество. Поразмыслив немного, присутствующие сошлись на том, что Глумов «деловой человек». Его обязательно нужно наказать, а «через несколько времени можно его опять приласкать».
Создание комедии и премьера
Объявив о начале работы в конце августа, уже к 30 сентября драматург вплотную приблизился к последнему действию, не спеша, однако, завершать его. На постоянные просьбы поторопиться заинтересованного в новой роли Ф. Н. Бурдина, актёра Александринского театра, чей бенефис был назначен на начало ноября, Островский отвечал в письме: «Сюжет так серьёзен, что торопиться нельзя. Особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько». Впрочем, пьесу он закончил быстро — 7 октября.
Премьера, как и планировалось, состоялась 1.11.1868 в Петербурге и имела ошеломительный успех. Через пять дней на сцене Малого театра состоялся дебют и в Москве.
Восторженный приём зрительской аудиторией не разделяли однако те, кто по роду деятельности обязан был формировать публичное мнение — критики и рецензенты. Каждый из них, отдавая должное несомненному таланту автора, при анализе произведения находил нестыковки, недоработки, надуманность в поведении персонажей, натянутость их реплик, водевильность в сюжете. Опубликован текст был в «Отечественных записках» № 11 за 1868 год.
На всякого мудреца довольно простоты
Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.
В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью.
Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умен, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору.
Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.
Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает.
Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаем квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не дает: «Все-таки дядя».
Герои произведения
В произведении присутствуют несколько персонажей. Главный герой всего один — Егор Дмитрич Глумов. Его можно описать следующим образом:
В произведении есть несколько второстепенных персонажей. Без них бы сюжет не получился таким ярким и интересным, поэтому они также имеют большое значение. Анализ других персонажей:
Герои на протяжении всего сюжета пьесы находились в постоянном взаимодействии друг с другом. Чтобы проследить эту связь, рекомендуется ознакомиться с её пересказом.
Егор Глумов и другие персонажи
Вот требования, которые Егор Глумов считает необходимыми для успешного построения карьеры. Эти слова очень похожи на монолог Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума», что лишний раз доказывает универсальность такого типа едва ли не во все времена:
В то же время глумовский образ совершенно несопоставим с главным персонажем другой, более ранней пьесы Островского, «Доходное место» — Жадовым. Этот идеалист имел свои принципы, он считал, что можно жить по совести, не выслуживаясь и не беря взяток:
Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом.
И вот на смену ему снова приходит беспринципный проныра Глумов, умный, хитрый, лицемерный. Он находится в окружении туповатых фразеров, реакционеров, ханжей и продажных писак — Мамаева, Городулина, Крутицкого, Турусиной, Голутвина. Из простых честных людей здесь лишь гусар Курчаев — да и тот, по общему мнению, ничего из себя не представляет и не обещает в будущем.
Отзывы о пьесе и спектакле
Смотрела в Малом театре «На всякого мудреца довольно простоты». Потрясающая постановка Бейлиса и завораживающая игра актёров. Муравьёва, Юдина, Вершинин, Клюев — имена, которые сами по себе гарантия высокого уровня исполнения. Да и Островский располагает к тому, чтобы задуматься: а что, собственно, изменилось с тех пор в нашей жизни? Все хитрые ходы Глумова сегодня преподносятся психологами как техника НЛП или приёмы отзеркаливания и используются в торговой практике. И желания основной части населения либо карьера, либо деньги, либо то и другое вместе.
По летнему заданию устроил себе онлайн-просмотр пьес Островского. «На всякого мудреца довольно простоты» от 1971 года, постановка театра им. Вахтангова. В главной роли Юрий Яковлев. Для исполнения молодого человека могли бы найти актёра и без седины. Но, честно говоря, скучновато. Всё тонет в разговорах. Никакого движения. Проблемы архаичные и малопонятные. Вот если бы сделать современную обработку, поместить всех в сегодняшний день и заставить говорить современным языком, было бы зажигательней.
Образ Глумова мне всегда нравился. Хорошая умная смесь Чацкого и Молчалина. Всего должно быть в меру, а применяться к существующим условиям и вообще подсказывает здравый смысл. Что касается его целей, то они вполне житейские и сообразны талантам. Желая жить лучше, он не совершает никакого преступления. Но прочитав «Бешеные деньги», разочаровался. Кто не в курсе — там этот персонаж появляется в роли секретаря престарелой миллионерши. Злость осталась, а вот сам герой измельчал до похабства и мелких острот.
Владимир Сердюков
Действие четвертое
Здесь первое явление «На всякого мудреца довольно простоты» (в сокращении) начинается в приемной Крутицкого, где Глумов отдает ему сделанную работу — «Трактат о вреде реформ вообще». Далее он сообщает, что помнит весь трактат наизусть, настолько язык его грациозен, мысли глубоки и есть, где учиться уму-разуму. Глумов цитирует целые цитаты из трактата по памяти. Старик Крутицкий польщен.
Герой говорит, что собрался жениться на племяннице Турусиной и просит старика быть посаженным отцом. Тот обещает.
Действие возвращается в комнату Глумова, в которой начиналась пьеса. Мы застаем главного героя, заносящим все свои разговоры в дневник. Он описывает своих знакомых, включая дядюшку и его жену. Кропотливо подсчитывает расходы на подарки слугам и приживалкам.
В комнату входит разгневанная Клеопатра Львовна. Она обвиняет Глумова во лжи и предательстве. Тот убеждает его, что совсем не хочет жениться, и невеста ему не нравится, а это все, мол, дядюшка хочет устроить его судьбу из-за большого приданого — «не все же ему быть бедным писарьком». Герой обещает нынче же сказать Мамаеву, что жениться не собирается. Просит тетушку подождать и не вмешиваться. Та обещает, но подозревает, что Глумов лжет, чтобы она успокоилась и отстала.
И тут к Глумову приходит Голутвин, и герой просит Мамаеву пройти в соседнюю комнату, пока он не избавится от посетителя.
Неожиданный гость оказался шантажистом. Он просит с Глумова двадцать пять рублей за «историю его жизни», которую он собрал: о том, как герой строит свою карьеру и добивается богатой невесты, а также о том, что это он посылает Турусиной анонимные письма о Курчаеве. Глумов прогоняет визитера и выходит вслед за ним, провожая его.
Появление Мамаева
В следующем явлении в комнату входит слуга Мамаева, а следом и сам барин. Главный герой сделал вид, что сдает занимаемую им квартиру внаем — якобы ему надо переехать в большую, а средств не хватает. Когда тот, изумляясь, спрашивает о причинах такого поступка, Глумов спокойно признается, что он, дескать, глуп — ума недостаточно. А поучить его некому.
И Мамаев седлает любимую лошадь — пускается в рассуждения о том, что нынешняя молодежь не любит слушать наставления старших. Глумов ему поддакивает. А потом рассказывает, что вот он бы и рад послушать умного человека, и есть, мол, у него один родственник, да вот беда — богат. Стало быть, если придешь к нему — подумает, за деньгами:
Ведь как ему растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду, жажду – алчу наставления, как манны небесной. Он, говорят, человек замечательного ума, я готов бы целые дни и ночи его слушать.
Мамаев осведомляется, кто же этот родственник. Вот так дядя находит еще одного своего племянника. И тут же приглашает его в гости.
В следующем явлении Мамаев знакомится и с матерью Глумова, которую хитрый Глумов представляет как женщину недалекую, но очень добрую. Мать, рассматривая Мамаева, замечает, что не похож на портрет оригинал-то. «О каком портрете речь?» — строго спрашивает Мамаев. И вот тут-то извлекается карикатура на барина, которую, забавляясь, начеркал гусар Курчаев, еще один из мамаевских племянников, да уходя, и забыл у Глумова.
Следующей навещает Глумовых гадалка Манефа. Ей главный герой вручает пятнадцать рублей и потчует кофе. Манефа ходит по домам, собирает сплетни и разносит слухи, она ему нужна.
А последним появляется огорченный Курчаев, которому внезапно и дядя, и местные богачи Турусины отказали от дома. Смутно догадываясь, что тут дело не обошлось без интриг Глумова, гусар ему угрожает.
Однако главный герой радуется: «Сделан первый шаг. Дядя прогнал Курчаева».
Действие второе
Упомянем в кратком содержании «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, что следующее действие начинается в доме Мамаева.
«Важный господин» старик Крутицкий спрашивает хозяина, не порекомендует ли он ему какого-нибудь молодого человека пообразованнее и поскромнее для литературной обработки его трудов. Тот обещает прислать к нему Глумова.
Клеопатра Львовна в разговоре с матерью Глумова восхищается внешностью молодого человека и обещает приложить все силы для его лучшего устройства в жизни.
В разговоре с женой Мамаева Глумов осторожно намекает, что был бы не прочь получить приятное место у местного сановника Городулина. Клеопатра Львовна кокетничает, думая, что Глумов в нее влюблен, но сводит его с Городулиным.
Тот, послушав молодого человека, приходит в восторг от его красноречия и умения выстраивать фразы. Назавтра ему предстоит выступить с речью, а текста еще нет и думать, как он выражается, «совершенно некогда». Поэтому он просит Глумова набросать для него речь, а взамен обещает подумать о теплом местечке.
А Мамаев, в свою очередь, сулит свести его с Крутицким, но советует немного подольститься к нему. Кроме того, учит героя, как надо вести себя с теткой. Пофлиртуй, мол, с ней немного:
Она женщина темперамента сангвинического, голова у ней горячая, очень легко может увлечься каким-нибудь франтом, черт его знает что за механик попадется… В этих прихвостнях бога нет. … А тут, понимаешь ты, не угодно ли вам, мол, свой, испытанный человек. И волки сыты, и овцы целы…
Глумов добавляет, что не худо бы тогда уж познакомить его с богатой вдовой купчихой Турусиной — если он будет ухаживать за ее племянницей, даже посватается к ней, одновременно заигрывая с тетушкой, никому ничего дурного наверняка в голову не придет. Мамаев поддерживает эту идею и обещает способствовать вводу Глумова в кружок Турусиной.
Клеопатра Львовна вынуждает Глумова признаться ей в любви. Тот красноречиво рассказывает ей о своей страсти. Он получил карт-бланш от дядюшки и нисколько не смущается:
Я ваш раб на всю жизнь. Карайте меня за мою дерзость, но я вас люблю. Заставьте меня молчать, заставьте меня не глядеть на вас, запретите мне любоваться вами, еще хуже – заставьте меня быть почтительным; но не сердитесь на меня!
Кража дневника
На сцену из соседней комнаты выходит Мамаева. Она находит на столе брошенный дневник Глумова и пролистывает его. Прочитанное ее удивляет и возмущает — Клеопатра Львовна решает забрать эти записки, чтобы отомстить за предательство:
О, как я могу его унизить! Как мне приятно будет видеть его унижение! Когда все отвернутся от него, бросят, выкинут его, как негодную вещь, какой кроткой овечкой он приползет ко мне.
Ничего не подозревающий о планах Мамаевой Глумов напоследок обещает ей вечную любовь и решительно подтверждает, что готов отказаться от брака с племянницей Турусиной. Дама делает вид, что верит ему и уходит.