Что значит муж в исламе
Обязанности супругов в Исламе
Семья – это маленькое общество, состоящее из мужа и жены, родителей и детей, это фундамент любой нации. Семья – это первая школа, где учат ценить обычаи и традиции своего народа, где дети получают первые уроки об обязанностях перед Аллахом, своим народом и Родиной.
Основа семьи – муж и жена. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) наставлял: «Помните, что у вас и ваших супругов есть обязанности друг перед другом» (Тирмизи, «Рада», 11; Ибн Маджа, «Никах», 3).
Обязанности мужа перед женой
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В этом мире я больше всего дорожу благочестивыми женщинами, благовониями и светом очей – намазом» (Насаи).
1) Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её. В Коране сказано:
«О, вы, которые уверовали! Не разрешено вам наследовать и получать в наследство жен [тех, имущество которых вы наследуете] против их воли. Не запрещайте им забирать часть махра, который вы им дали [при женитьбе], если только они не совершили явного прелюбодеяния. Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Сура «ан-Ниса», 4 / 19).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Совершенная вера у обладателей хорошего характера. Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой» (Тирмизи, «Рада», 11; Абу Давуд, «Сунна», 15).
2) Муж должен зарабатывать средства халяльным путем, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым. Однажды у Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о правах женщин, и он ответил: «Если ешь сам, то накорми и ее, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй жену одну в доме» (Навави).
3) Муж должен помогать членам семьи выполнять религиозные предписания. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если Аллах наделил вас праведной женой, то Он помог в половине религии. Так пусть же этот мусульманин боится Аллаха в оставшейся половине» (Хаким).
4) Муж не должен проявлять грубость и жестокость к жене, с ней следует обращаться мягко. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Мужчина не должен ненавидеть свою супругу, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой» (Муслим, «Рада», 61).
5) Муж должен терпеливо относиться к недостаткам жены, быть снисходительным, проявлять кроткость и мягкость. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть — язык. Если ты попытаешься выпрямить ребро (т.е. изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо» (Бухари, «Анбия», 1; «Никах», 80; Муслим, «Рада», 60).
6) Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Когда муж смотрит на жену и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах обращает на них Свою милость. Когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы» (Ар-Рафиги).
7) Не закрывать глаза на действия супруги, которые могут привести к плохим последствиям, но не подозревать её в чём-либо плохом без оснований. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Распутство одной женщины подобно греху тысячи развратников-мужчин. Благочестие одной женщины подобно благочестию семидесяти праведников» (Бухари).
8) Надо расходовать деньги на семью равномерно, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.
9) Следует обучать супругу религиозным знаниям и напоминать ей о наказании Аллаха, если она ленится выполнять обязанности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас пастух и ответственен за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за народ. Муж является пастухом семьи, жена является пастухом для дома мужа и его детей и несет ответственность за них» (Бухари, «Джума», 11; «Никах», 81, 90; Муслим, «Имара», 20).
В хадисе сказано: «Уважительно относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к женам (т.е. не совершайте прелюбодеяния), тогда и они будут к вам чисты» (Табарани).
Обязанности жены перед мужем
1) Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
2) Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.
3) Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано Аллахом и не жаловаться.
4) Супруге не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено. Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) сказал: «Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам» (Дайлами).
5) Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.
6) Жене следует пользоваться духами и косметикой для него.
7) Жена должна быть привязана к дому и беречь свою честь. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Женщине, которая выполняет пять обязательных намазов, держит пост в месяц Рамадан, бережет честь и послушна мужу, будет сказано: «Войди в Рай через те ворота, которые пожелаешь» («250 хадисов», стр.186).
Взаимоотношения мужа и жены согласно Шари‘ату
Когда появился Шари‘ат Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, каждый знал свои права и каждый знал свои обязательства и были крепкие семьи и следы таких отношений сохранились до сих пор, не смотря на то, что мусульмане слабо знают свою религию. Это сохранилось как адат (обычаи, традиции), например, крепкие семейные отношения, слушаться и любить друг друга, уделять особое внимание воспитанию детей, желать другому то, что сам себе желает.
Мусульманское общество отличалось от не мусульманского. Например, до ХIХ века в Европе женщина была обделена уважением, полагали, что женщина не имеет права иметь собственность, считали, что у женщины должен быть хозяин, которому бы она принадлежала. Раньше даже была традиция, что когда умирал муж, то хоронили и жен. То есть к женщине вообще не относились как к человеку. В Арабских странах до Шари‘ата Мухаммада, мир Ему и благословение, считалось позором, если у кого-либо рождалась дочь. Они закалывали или же хоронили ее живой. Это было очень распространено. Также, были мужчины, которые поддерживали отношения с женщинами как хотели. Если приходил какой-либо, влиятельный человек, то брал у другого мужчины жену, чтобы жить с ней. Так же бывало, что мужья сами отдавали жен какому-то влиятельному человеку, якобы, для того, чтобы она родила от этого человека. Был полный беспорядок. Были случаи, когда одна женщина имела отношения с разными мужчинами. А когда беременела, думала, кто из них отец будущего ребенка.
Ислам запретил подобное отношение к женщинам. Ислам учит тому, что полезно для сохранения моральных качеств человека, тому, чтобы мужчины и женщины знали свои права и свои обязанности. В Европе этого не было. Однако когда произошла революция, появилась новая техника, новая цивилизация, как они говорят, то появилась необходимость в рабочей силе. Именно тогда появилось понятие «эмансипация» – освобождение женщины, «предоставление ей свободы». Все это негативно отразилось на западном обществе, на воспитании молодежи. Мусульманская женщина носит платок – это защита для нее, защита от грехов, этим она соблюдает повеления Всевышнего, учение Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение.
В наше время многие снимают обнаженных женщин, показывают в кино, печатают в журналах. Таким образом, была разрушена семья и нивелировано понятие нравственности. Люди живут по принципу ты мне я тебе. Даже муж и жена каждый вкладывает свою сумму, чтобы вместе кушать. Многие ищут жизненные выгоды и мужчина, если видит, что жена ему уже не нужна, то он бросает ее, а когда бросает, то она не имеет никакой защиты. В Исламе есть все для сохранения достоинства человека, несмотря на то мужчина это или женщина. Это приводит к миру и спокойствию в семье. Когда есть знания Ислама, то каждый знает, что он обязан соблюдать, и старается это делать.
Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «По отношению к людям, женщина больше всего обязана перед своим мужем, а мужчина – перед своей матерью». Передал имам Аль-Хаким и другие.
В этом хадисе особое внимание акцентируется на обязанностях жены перед мужем. Аллаh Всевышний запретил ей выходить из дома без разрешения мужа (если нет на то уважительных с точки зрения религии причин) и ходить туда, куда муж запретил, несмотря на то, были там ее близкие или нет. Аллаh также запретил жене отказывать мужу в удовольствии и его просьбах относительно ее внешнего вида без религиозных причин. Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Если женщина отказала мужу в близких отношениях без причины, Ангелы будут проклинать ее до утра». Хадис передал имам Муслим от Абу hурайры. Она может отказать, если больна и не в силах выполнить просьбу мужа, или если муж просит о том, что запрещено по религии. Жена должна отказывать мужу в период менструации или послеродового очищения, если он желает половых отношений или удовольствий; или же если она хочет успеть прочитать намаз, время которого уже заканчивается.
Нельзя подчиняться мужу, если он просит о том, что запрещено по религии. Нельзя слушаться созданного в нарушение повелений Всевышнего.
Женщина должна уважать своего мужа и давать ему почетное место, как это определено ему согласно Шари`ату. Аллаh Всевышний сказал в Кур‘ане в Суре “Ан-Ниса”, Аяте 34, что означает: “Мужчины имеют больше преимуществ по отношению к женщинам”. Должна беречь денежные средства своего мужа. Она не имеет права расходовать их без его разрешения. Должна уважать родителей и родственников своего мужа и стараться быть для них как дочь, то есть такой же послушной, как и дети родителей мужа.
Мужчине часто приходится покидать семью, отправляясь в командировки, связанные с работой или обучением. Чтобы сделать счастливые минуты возвращения приятнее, женщине следует не скрывать своей радости при встрече, нежно поприветствовать мужа, одеть красивую и чистую одежду, начать разговор с хороших новостей, откладывая неприятные до тех пор, пока он не отдохнет; пусть он почувствует, что жена очень ждала его и сильно соскучилась.
В отсутствии мужа должна вспоминать о нем с уважением и почтением и не жаловаться на него перед людьми. Женщина должна беречь себя и честь своей семьи, избегать любых запрещенных взаимоотношений с другими людьми. А также должна хранить в тайне секреты семьи, особенно то, что касается близких отношений, и того, о чем муж не хочет рассказывать другим людям. Муж и жена должны сохранять втайне все, что происходит в их личной жизни. Их личная жизнь, семейные тайны не должны быть предметом обсуждения в разговорах с друзьями и подругами. Женщина должна стараться отдавать ему то, что сама хотела бы получить от него. В результате этого она заслужит его любовь, и он высоко оценит ее внимание, если поймет. Важно, чтобы женщина ценила заботу своего мужа и была благодарной ему. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал, что большинство обитателей ада – неблагодарные женщины, которые не оценивают добро, проявляемое по отношению к ним. Если ты будешь благодарной своему мужу, он будет радоваться, любить тебя и стараться сделать как можно больше приятного. В случае неблагодарности муж разочаруется и спросит себя: “Зачем же я буду делать ей хорошо, если она все равно никогда не оценит этого?”.
Считать то, что дано мужем жене даже в малом количестве, за многое и выражать свою благодарность, несмотря на то, материальная поддержка с его стороны или моральная.
Женщине желательно ложиться спать позже мужа и раньше вставать, чтобы уделить ему больше внимание.
Красота женщины в ее мудрости и терпении. Особенно это ценится, когда ее муж совершает какую-либо ошибку или другие нарушения, а она не критикует его без конца за произнесенные им слова и совершенные поступки. Особенно нельзя критиковать мужа перед другими людьми, так как это причиняет ему боль. Женщина должна стараться говорить ему то, что обрадует его, и стараться не сообщать известий, приносящих боль. Нужно подбирать слова и выражения, не причиняющие боль и обиду. Она не должна требовать от него невыполнимого, а наоборот, стараться учесть его материальное положение и выбрать подходящее время для своих просьб.
Женщине необходимо быть всегда в хорошей форме. Для этого ей нужно следить за своей фигурой и телом; носить красивые платья, пользоваться лучшими духами; стараться, чтобы муж не видел ее в грязной одежде, без прически и неухоженной. Ей необходимо избегать запрещенных видов украшений, например, татуировок. Перед мужем стараться надевать платья, которые больше всего нравятся ему; то же самое касается цвета одежды, причесок и духов.
Чтобы сердце мужа было спокойно за жену, ее поступки и поведение должны соответствовать Шари`ату. Женщина должна радовать своего мужа своей красотой (красиво выглядеть и наряжаться, быть чистоплотной, содержать в чистоте жилье). Не заниматься уборкой квартиры, игнорируя просьбы своего мужа. Работа жены за пределами дома не должна осуществляться за счет спокойствия мужа. Ей всегда нужно смотреть на мужа, как на свою часть, а не как на врага и противника.
Женщина является хозяйкой в доме мужа. Переданы имамом Аль-Бухарий от Ибн ‘Умара следующие слова Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение: «Каждый человек – хозяин, несет ответственность за свое хозяйство и должен заботиться о нем. Правитель – хозяин и должен заботиться о народе. Мужчина заботится и несет ответственность за свою семью. Женщина заботится и ответственна за дом своего мужа и детей. Каждый – хозяин и несет ответственность за свое хозяйство».
Женщина должна соблюдать обязательные пост и намаз, как повелел Аллаh, но что сверх того – пост-сунну, только с разрешения мужа. Имам Аль-Бухарий передал от Абу hурайры, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил следующие слова: «Женщина не может держать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения». То есть, если муж не находится в путешествии (командировке). У него есть права перед женой, и она должна его слушаться.
Она не может без разрешения мужа принять гостей. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение,сказал: «Женщина не может держать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения, а также принять кого-либо в его доме без его разрешения».
Женщина должна встречать мужа дома с радостью и всем своим видом показывать, как будто ждешь от него каких-то приятных известий, даже если он не выполнил просьбу и ничего не принес. Таким же образом попрощаться с ним, когда он уходит из дома. Просить у Аллаhа Всевышнего, чтобы муж остался в сохранности до своего возвращения, читая такой зикр:
“Астаудиукаллаhа аллязи ля тодыу вуадауху”, что означает: «Прошу у Аллаhа, чтобы сохранил тебя».
Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Если женщина читала пятикратный намаз, держала пост в месяц Рамадан, сохранила себя от прелюбодеяния и была послушной своему мужу, она сама выберет ворота, через которые войдет в Рай». Этот хадис передал Ибн Хиббан от Абу hурайры.
Жена также имеет свои права перед мужем. Например, он должен обеспечить ей алименты – жилье, еду, одежду. Также мужу нельзя угнетать свою жену или без права бить ее. Подтверждение этому – Аят 19 Суры «Ан-Ниса», который означает: «Относись к жене по-доброму».
Воистину, Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, сказал: «Наилучшие среди вас те, кто лучше относится к женщинам». Если сравнивать верующих между собой, то наилучшие среди них те, кто лучше относится к женщинам. Это значит, что они милостивее, добрее и более внимательны по отношению к ним. Они помогают и прощают ошибки. Те, которые поступают, таким образом, наилучшие из мужчин.
Кто имеет высокую мораль – имеет степень достоинства подобную человеку, который ежедневно соблюдает пост и читает ночью дополнительный намаз. Скромный, прощающий других не совершающий плохих поступков человек, подобен тому, кто, например, молится половину ночи, а также на протяжении шести или восьми месяцев соблюдает пост-сунну. Он не обязан это делать, но за такие благочестивые деяния, он получит вознаграждение подобное тому, кто имеет высокую мораль. Быть скромным по отношению к своим женщинам требуется религией.
Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил о Себе: «Я лучше всех вас отношусь к своим женам». Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, учил нас хорошему отношению к женщинам, и говорил, что Он лучше всех относится к своим женам, и другим женщинам.
Для того чтобы в семье была гармония мужчине необходимо стараться, особенно в первую неделю совместной жизни, не требовать от жены того, что она не в состоянии выполнить. Не вспоминать прошлое, в первую очередь это касается плохих событий. Внимательно выслушивать жену, побольше уделять ей внимания и поменьше критиковать. Не делать неуместных замечаний. Обнадеживать жену в ее просьбах и желаниях. Относиться к жене с уважением, определиться в отношениях между собой, дав ей понять, что она нуждается в советах мужа.
Мужчине лучше не вмешиваться по мере возможности в вопросы быта (кухня, порядок в квартире и так далее). Заниматься более важными делами. Позволить жене делать то, что ей нравится и делать замечания в этих вопросах только при крайней необходимости.
Мужчине нужно уметь сдерживать себя и не возмущаться в тех случаях, когда ей необходимы любовь и особое внимание, так как это одно из хороших качеств мужчины и мужа. Но это ни в коем случае не означает, что при ней нужно молчать, замыкаться, так как это отталкивает жену от мужа и не способствует нормальным отношениям.
Во всех жизненных сферах нужно обращаться с женой так, как он хотел бы, чтобы она обращалась с ним. Сподвижник Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, Ибн Аббас сказал, что он любит выглядеть красиво перед своей женой, так же, как любит, чтобы и она выглядела красиво перед ним.
Желательно, чтобы мужчина советовался с женой по поводу того, что делать или куда ехать, что и кому давать и так далее.
Не следует гневаться – гнев туманит разум и открывает путь к злу. Не привыкать часто употреблять слово “развод”, так как это нежелательно. Это слово можно говорить в крайних случаях как “лечение”.
Мужчине нужно быть добрым к женам и детям. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: “Лучшие из вас – те, которые лучше относятся к своей семье”. Этот хадис передал имам Ат-Тирмизий. Не скупиться на свою жену, себя или детей, но расходовать свои деньги только на хорошее. Все затраты на семью будут вознаграждены. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: “Лучшие деньги – те, которые потрачены на семью”. Этот хадис передали имамы Муслим и Ахмад. Мужчина не должен попрекать свою жену тем, что содержит ее. Это – его обязанность. Если человек попрекает свою жену этим, то теряет вознаграждение за это благое деяние.
Если вспоминать, то только хорошим словом родственников жены, так как злословие – грех, кроме того, злословие приводит к разногласиям между супругами.
Муж должен быть примером для своей жены в соблюдении обязательств и в ограждении от грехов и читать с ней намаз.
Он не должен наблюдать за запрещенным, оправдываясь тем, что мужчине разрешено многоженство и якобы можно смотреть на других женщин. Многоженство разрешено, но при определенных условиях и правилах по Шари`ату.
Когда мужчина возвращается домой не должен думать, что только он единственный уставший. Если так думать, это приведет к ссорам и разногласиям, особенно в начале семейной жизни.
Иногда семья разрушается по инициативе мужа, ибо некоторые мужчины относятся к женам с позиции силы, жадные, строгие или наоборот – имеют слабую волю и чрезмерно балуют. Это крайности. Необходимо выбирать середину, учитывая личностные особенности, не попирая права кого-либо, а также иметь высокую культуру и нравственность, которая гарантирует успех в семейной жизни.
Мужчина должен быть довольным тем малым, которое имеет, но это малое должно быть разрешенным по Шари`ату. Знать, что красота жены относительна (каждый имеет свой вкус и смотрит на то, что ему нравится), и не искать в ней недостатков, а находить красоту в ее культуре и нравственности. А если что-то в ней в данное время не нравится, вспоминайте те качества, которые вам по душе. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Пусть верующий не испытывает ненависти к верующей; если ему в ней не нравится одно качество, то он будет доволен другим ее качеством».
Стараться оградить благочестивую жену, так как она является одним из жизненных богатств своего мужа. Имам Муслим поведал в своем сборнике о том, что ‘Абдуллаh ибн ‘Амр передал, что Посланник Аллаhа – Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Жизнь дана для того, чтобы совершать благое. Одно из лучших благ на этом свете – иметь благочестивую жену».
От имамов Аль-Бухарий и Муслима нам известно, что Абу hурайра передал следующие слова Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение: «Кто верит в Аллаhа и в Последний День, и был свидетелем о чем-либо, то пусть говорит только добро или молчит. Хорошо относитесь к женщинам, потому что женщина (Ева) создана из ребра. Известно, что самая кривая – верхняя часть ребра, если пытаться ее выровнять, оно сломается, а оставить нетронутым – останется кривым. Поэтому относитесь к женщинам бережно».
Желательно мужчине стараться помогать своей жене в домашних делах. Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, любил людей и помогал своим женам в домашних делах: сам штопал свою одежду и чинил обувь, помогал своей жене в воспитании детей и уборке дома. Однажды жену Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, А`ишу спросили, чем Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, занимался, когда был дома. Она ответила, что Он помогал своей семье по хозяйству, а когда приходило время намаза, шел его совершать. Этот хадис передал имам Аль-Бухарий.
Муж обязан учить жену тому, что она обязана знать по религии, или обеспечить ей получение знаний, или разрешить ей выходить из дома для получения необходимых знаний, если она еще не обладает ими.
В обязанности мужа входит: приказывать жене читать намаз, соблюдать пост в месяц Рамадан и закрывать свою ‘ауру перед посторонними мужчинами.
Если муж и жена делают больше, чем обязаны по отношению друг к другу, – это милость с их стороны, и если они делают это с чистым намерением, то получат за это вознаграждение.
В наше время мужчины, к сожалению, не относятся к своим женам так, как Аллаh любит, и женщины не относятся к своим мужьям, как положено. К сожалению, многие женщины жалуются, что мужчины плохо относятся к ним. Человек любит ставить себя выше других и мало тех, кто ради Аллаhа поступает скромно. Тот, кто будет скромным по отношению к другим людям, будет радостным и совершает правильные поступки. Мужчина, находясь дома, сам себя обслуживает и не ждет, пока жена обслужит его. В этом случае он имеет больше почтения и его деяния одобрены Аллаhом. Посланник Аллаhа, мир Ему и благословение, сам доил овец и не требовал от своих жен, чтобы они делали это. Он сам лично обеспечивал необходимым свою семью. В этом и есть скромность.
Мусульманин, который в этой жизни по-хорошему относился к своей жене, и она слушалась его, в день Суда они будут вместе. А если они угнетали друг друга, то когда наступит День Суда, они убегут друг от друга, чтобы каждый не требовал возмещения своих прав и не отвечал за угнетение, которое было в этой жизни. Когда будет Суд, каждый будет стремиться найти, как спасти себя и не будет думать о других. Они убегут потому, что он угнетал ее, а она потому, что не выполняла то, что была обязана делать. Это также касается отношений к родителям. Они тоже в этом положении. Каждый из родственников, кто по-доброму относился друг к другу, на Том Свете стремятся найти друг друга. А если они относились друг к другу с угнетением (даже если один был угнетателем), то на Том свете они будут убегать друг от друга и Аллаh Всезнающий, просим, чтобы Он дал нам мудрость правильно поступать в нашей жизни.
Права мужа над женой
Права мужа над женой
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Право мужа над женой является величественнее, нежели ее права над ним.
Хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Попечительство мужчины проявляется в том, что он является господином и повелителем женщины и воспитывает её тогда, когда её характер начинает искривляться. “Аллах дал одним из них преимущество перед другими”. Потому что мужчины лучшие, нежели женщины. По этой причине пророки были избраны именно среди мужчин”. ( См. “Тафсируль-Кураниль-‘Азым” 1/741).
Это подтверждается следующими словами Пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Если бы я мог приказать совершить земной поклон кому-то помимо Аллаха, то приказал бы женщине склониться перед своим мужем. Женщина не исполнит свое право перед своим Господом полностью, пока полностью не исполнит свое право перед мужем“. (Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в “Сахихе” 3\202).
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если бы женщина знала, каковы ее обязанности перед мужем, то она бы даже не села, пока тот не пообедает и не поужинает». ( ат-Табарани в “аль-Кабире”. См. «Сахихуль-Джами’» 5259).
Поэтому жена должна узнать права своего супруга, оберегать их выполнение, бояться Аллаха относительно своего мужа для того, чтобы быть счастливой в своей жизни и добиваться довольствия своего Господа, посредством довольствия своего мужа.
Из прав мужа над женой следующее:
1 – Хранить его секреты и не разглашать никому.
Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха”. (Ан-Ниса, 34).
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: “Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи считали, что речь здесь идет о женщинах, которые покорны своим мужьям. Имам ас-Судди и другие толкователи считали, что речь идет о женщинах, которые оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие”. ( См. “Тафсируль-Кур’аниль-‘Азым” 1/743).
Шейх С’ади, да смилуется над Аллах, в толковании этого аята сказал: “Жена находится в зависимости от своего мужа, и в его обязанности входит заботиться о том, кого Аллах велел ему беречь и охранять. А она обязана быть покорной своему Господу и своему мужу. Вот почему далее говорится о том, что праведная жена всегда покорна Всевышнему Аллаху и покорна своему мужу даже в его отсутствии. Она охраняет его честь и его имущество, и это удается ей благодаря тому, что Аллах оберегает ее и оказывает ей божественную поддержку. Она не способна самостоятельно справиться с этой обязанностью, потому что человеческая душа повелевает творить зло. Но если человек полагается на Аллаха, то Всевышний Аллах оказывает ему необходимую помощь во всех религиозных и мирских делах”.(См. Тафиср С’ади).
2 – Обязанность подчинения ему в одобряемом.
Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Мужчины являются попечителями женщин”. (Ан-Ниса,34).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: ” Какая жена является наилучшей “. Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует свое имущество». (Ахмад 2/251, ан-Насаи 2/72. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани).
Также посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в рай через те врата, которые пожелаешь!». (Ибн Хиббан. См. «Сахихуль-Джами’» 660).
Шейхуль-Ислам Ибн Теймийа, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Праведной женщиной считается та, которая всегда подчиняется своему мужу. После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его Посланником, да благословит и приветствует его Аллах, для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем”. (См. “Маджму’уль-фатауа” 32/275).
Однако ошибочные мнения мусульманок, которые говорят, что если родители или их мужья запрещают выполнять повеления Аллаха, то мусульманкам нужно подчиняться им, так как Аллах приказал подчиняться им. Да, мусульманка обязана подчиняться и делать добро как родителям, так и мужьям, поскольку Всевышний Аллах приказал им это. Однако выполнять повеления их следует лишь тогда, когда они не приказывают ослушаться Аллаха. Если же они приказывают поступать так, то мусульманка не должна повиноваться творению, нарушая веления своего Творца. Так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, подчинение в одобряемом». (Бухари,7145, Муслим,184). Также пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца». (Сахих аль-Джами’, 7520).
Мусульманка не должна ставить приказ человека выше приказа своего Создателя, поскольку он такой же, как и ты – творение Аллаха, который обязан тоже выполнять повеления своего Создателя.
3 – Не препятствовать супружеской близости в то время, когда он позовет ее в постель, пока не имеются там шариатские оправдания.
Ибн Абу Джамра, да смилуется над ним Аллах, сказал, что под приглашением в постель имеется в виду супружеская близость, как сказано в другом хадисе: «Ребенок относится к постели». Явный смысл хадиса от Абу Хурайры указывает на то, что имеется в виду приглашение к половому сношению ночью. Однако это не означает, что жена может отказываться от приглашения мужа днем, ибо ночь указана потому, что чаще это происходит ночью. Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал, что это подтверждается тем, что в одной из версий хадиса Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано: «Тот, Кто на небе, будет разгневанным на нее, пока ее муж не будет доволен ею». Общий смысл этого хадиса указывает на то, что имеется в виду не только ночь, но и день. Имеются также другие достоверные хадисы с общим смыслом. (См: “Фатх аль-Бари”).
От Талька ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи”. (ат-Тирмизи 1160. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим).
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, женщина не сможет отдать должное своему Господу до тех пор, пока не отдаст должное своему мужу! И даже если бы муж возжелал ее, а она сидела бы в седле (на верблюде), она не вправе отказать ему!» (Ахмад 4/381, Ибн Маджах 1/570. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса).
Свят Аллах, если женщина не имеет права отказывать от близости с мужем, находясь верхом в седле, то, что тогда можно сказать об отказе от близости, находясь в более подходящем месте?!
Абу Хурайра сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, проклял говорящих «скоро»!” Передатчик этого хадиса – Мухаммад ибн Хумайд сказал: “Это когда человек зовет свою жену, а она говорит: «Сейчас, сейчас»” (аль-Хатыб 11/220. Иснад достоверный).
Спросили шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах: “Совершает ли женщина грех, если она отказывает своему мужу, по причине ее душевного состояния, которое проходит мимолетно или по причине ее болезни, которая причиняет ей страдания?!”.
4 – Бережливое отношение к его дому, имуществу и своим детям, обучение их благонравию и полезному знанию, и воспитание их наилучшим образом.
Также он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Из ваших прав над вашими женами, чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите”. (Муслим 1218).
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женщине не дозволено соблюдать добровольный пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом кому-либо, кроме как с его разрешения “. (аль-Бухари, 5195 и Муслим, 1026).
5 – Соискание довольства мужа.
Сообщается о том, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Ваши жены будут из числа обитателей Рая, если они являются любящими, рожающими и ухаживают за своими мужьями. А если такая женщина разгневает своего мужа, то положит свою руку на его руку и скажет: “Я не сомкну глаз, пока ты не станешь доволен мною“». (Ибн Асакир, См. “ас-Силсиля ас-Сахиха” 287).
Однажды пророк, да благословит и приветствует его Аллах, спросил у некой женщины: «Есть ли у тебя муж?» Она ответила: “Да”. Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: “Он злится только на то, что я не умею делать что-либо”. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Будь повнимательнее к нему, поскольку он для тебя – Ад и Рай». (Ахмад 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным).
6 – Соблюдение добровольного поста только с разрешения мужа.
Со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не дозволено женщине поститься в присутствии своего мужа, без его разрешения, если это только не Рамадан или если он не в пути». (Абу Дауд, достоверный хадис).
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женщине не дозволено соблюдать добровольный пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения”. (аль-Бухари, 5195 и Муслим, 1026).
7 – Выход из дома только после разрешения мужа.
Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (Аль-Ахзаб, 33).
Ибн Кассир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: “Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости”. (См. “Тафсируль-Кураниль-‘Азым” 3/768).
Шейх С’ади, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: ” Не покидайте своих домов, потому что оставаться в своем доме для женщины всегда безопаснее и лучше. Не выходите из своих домов принаряженными и умащенными благовониями, как это делали в доисламские времена невежества язычницы, которые были лишены света знаний и веры. Всевышний повелел мусульманкам придерживаться этих предписаний для того, чтобы предотвратить зло и порок, которые могут распространиться на земле, если они не будут выполнять этих повелений Господа”. (См. “Тафсир Са’ди”).
Если женщина обязана повиноваться мужу, то это значит, что она не имеет право покидать дом своего мужа, без его разрешения.
Спросили шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах: “Многие женщины часто выходят на рынок по нужде и без нужды. Быть может даже выходят без махрама (т.е. тот, кто не имеет право жениться на женщине из числа ближайших родственников) несмотря на то, что на рынке имеются искушения. Что вы скажете об этом?! Да вознаградит вас Аллах добром!”
Ответ: “Нет сомнения в том, что пребывание женщины в своем доме – это лучше для нее, как пришло это в хадисе: “Ваши дома лучше для вас “. (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в ” Сахих Абу Дауд”, 530). И нет сомнения в том, что частое и свободное разрешение женщине на выход из дома без особой необходимости – это противоречит тому, что велел шариат из удержания женщины и стремления оберечь ее от искушения. Опекунам является обязательным быть мужчинами в полном смысле этого слова. Ведь Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): ” Мужчины являются попечителями женщин”. (Ан-Ниса,34). К большому сожалению, в последнее время мусульмане начали подрожать и следовать врагам Аллаха в вопросе назначения женщины главой. Даже женщины стали руководить и управлять делами мужчин.
Очевидно, они заявляют, что они прогрессивнее и цивилизованнее, да будут они несчастными, тогда как посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами “. (аль-Бухари, 4425,7099). И все мы знаем, что женщины такие, как описал их посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: “Не видел я никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!”. (аль-Бухари,304 и Муслим, 80-89).
Является обязательным мужчинам выполнять те обязательства, которые Аллах вменил им по отношению к их семьям, как руководство над женщиной.
В противоположность этому – быть может, мужчина обладает плохим нравом, что даже запрещает супруге выходит с целью поддержания родственных связей, которые является обязательным поддерживать по отношению к таким родственникам как: мама, папа, брат, дядя по отцу и дядя по матери, несмотря на то, что отсутствует там опасность, искушение и соблазн. Он говорит ей: “Не выходи никогда. Ты являешься заключенная в доме”. И приводит ей в доказательство слова посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: “Они у вас наподобие пленниц”. “Ты мая пленница, не выходи, не шевелись, не уходи, пусть никто не приходит к тебе, и не навещай свою сестру по вере”. Нет, религия является серединой между этими”. (см. шейх ибн Усаймин –мажмуу’ дурус фатауа ал-Харам Макка, 3\250-251).
Хочу напомнить мусульманкам то, чтобы они не подражали тем женщинам, которые преступают границы дозволенного, ведут себя как мужчины, и пытаются руководить своими мужьями. Такие женщины делают все, что им угодно. Они ведут беспорядочный образ жизни и называют себя борцами за свободу и права женщин. Но в действительности они являются женщинами, которые сбились с прямого пути, и отдают предпочтение мирской жизни перед жизнью будущей. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): «Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь лучше и дольше» (Ал-‘Аля, 16-17).
Шейх С’ади, да смилуются над ним Аллах, в толковании этого аята писал: “Вы ставите жизнь здешнюю выше Последней жизни и тем самым меняете жизнь вечную на жизнь отравленную, беспокойную и преходящую. Она превосходит мирскую жизнь по всем качествам и длится целую вечность, тогда как здешний мир непременно разрушится и исчезнет.
Сознательный и верующий человек никогда не предпочтет скверное прекрасному и не согласится вечно страдать за удовольствие, которое можно испытать в течение короткого часа. Поэтому причиной всех несчастий является именно любовь к этому миру и предпочтение его миру вечному”. (См. “Тафсир Са’ди”).
Будьте осторожны и не сбейтесь с пути истинного. Не идите по стопам таких женщин, поскольку вас ожидает День, от ужаса которого поседеют даже дети. Всевышний Аллах заложил в мужчинах и женщинах врожденные качества, которые обеспечивают мужчинам определенное главенство над женщинами.
8 – Хорошее и мягкое обращение, проявление любви и проявление наилучших нравов, сопровождая все это благонравием и радостью. А также заботливое отношение к нему, его родителям и детям. Приукрашиваться для него, не вызывать его гнев, проявлять благодарность за благодеяния мужа и не причинять ему страдания.
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым не доволен его народ». (ат-Тирмизи. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 295).
Женщина должна стараться не сердить мужа и не спорить с ним во время его гнева, чтобы не подлить масла в огонь. А если она хочет пожаловаться ему, то выбирает подходящее время и делает это с вежливостью и любезностью, чтобы он ответил на ее жалобу.
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей – женщины, проявлявшие неблагодарность». И сподвижники спросили: “Они проявили неблагодарность по отношению к Аллаху?” На что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь из таких женщин, а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего”». (Муслим, 907, Абу Дауд, 1181, ан-Насаи, 3/127 и др).
Из наилучших качеств, которые женщина может направлять к мужу, это умеренность и отсутствие у нее требований, которые затрудняют его и в которых нет необходимости, особенно, если он находится в затрудненном материальном положении. Она довольствуется тем, что дает ей ее муж, требует лишь то, в чем она нуждается и принимает во внимание его затрудненное материальное положение.
Спросили шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «Многие жены обременяют мужей своими потребностями. Быть может, он даже берет в долг для этого. А жены заявляют, что это их право. Правильно ли это?»
Ответ: «Это один из наихудших видов взаимоотношений. Сказал Всевышний Аллах: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему» (Ат-Талак,7).
Не дозволено женщине требовать от своего мужа сверх его возможностей из расходов или сверх обычного, даже если он будет в состоянии это сделать. Сказал Всевышний Аллах(смысловой перевод): “Живите с ними достойно”. Ан-Ниса, 19.
Точно так же и мужу не дозволено отказываться выполнять свои обязанности относительно расходов. Случается, что некоторые мужья не исполняют свой долг перед женой и семьей из-за своей скупости. Женщине в таком случае следует брать из его имущество то, что является достаточным для удовлетворения своей нужды, даже если это без ведома мужа.
Однажды Хинд бинту ‘Атаба, да будет доволен ею Аллах, пожаловалась посланнику, да благословит и приветствует его Аллах, что Абу Суфьян человек скупой, и он не дает ей того, что хватило бы ей и ее детям. На что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал ей: «Бери из его имущество то, что будет достаточным для тебя и твоих детей». (см. шейх ибн Усаймин, мажму’ дурус фатауа аль-Хурумул мака, 3/249-250).
А также она должна помнить, что этот мир уходящий, который завершится в момент ее смерти и она отправится в мир иной, который длится целую вечность, тогда как здешний мир непременно разрушится и исчезнет. Поэтому она не должна превышать границ в отношении украшений этого преходящего мира.
Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения». ( Аль-Хадид,20).
Шейх С’ади, да смилуются над ним Аллах, в своем тафсире по поводу этого аята писал: ” Всевышний поведал о подлинной сути земного мира и мирской жизни и разъяснил, чего же хотят от этой жизни потомки Адама. Земные блага – это забава и развлечение для человеческих душ и тел. В этом легко убедиться, если понаблюдать за людьми, которые посвящают себя охоте за мирскими удовольствиями и усладами. Они проводят свою жизнь в словоблудии и пустых развлечениях, не думая об Аллахе и ожидающей их расплате. Некоторые из них даже религию считают забавой и развлечением.
Как же не похожи они на верующих, которые трудятся во благо Последней жизни, чьи сердца живут поминанием Аллаха, горят желанием еще лучше познать Его и переполняются любовью к Нему. Они посвящают себя делам, которые приближают их к Аллаху и сулят благо им и окружающим.
Всевышний назвал мирскую жизнь украшением, потому что люди жаждут богатых нарядов, великолепных яств, восхитительных напитков, роскошных средств передвижения, огромных домов и дворцов, высокого положения в обществе и многого другого.
Господь также назвал ее похвальбой между людьми, потому каждый человек склонен гордиться своими успехами перед окружающими и каждый человек желает, чтобы удача сопутствовала ему во всех в мирских делах, а ореол славы всегда окружал его.
Он также назвал ее состязанием в том, чтобы обрести больше имущества и детей, потому что люди испытывают удовлетворение от того, что у них больше богатства и детей, чем у других. Это – критерий преуспеяния для тех, кто влюблен в мирскую жизнь и связывает с ней самые большие надежды.
Такие люди совершенно не похожи на тех, кто осознал подлинную суть мирской жизни и понял, что земной мир – это всего лишь временная обитель, а не постоянное пристанище. Такие люди всеми силами стремятся приблизиться к Аллаху и делают все для того, чтобы попасть в Рай. Видя, как другие пытаются превзойти их богатством и числом детей, они в свою очередь пытаются превзойти их добрыми деяниями.
Затем Всевышний привел мудрую притчу и сравнил мирскую жизнь с ливнем, после которого на земле расцвело множество растений, которые служат едой для людей и кормом для скота. Богатый урожай обрадовал неверующих, которых не заботило ничего, кроме мирских благ, но Всевышний Аллах ниспослал им несчастье, которое иссушило и погубило урожай, и тогда земля приобрела свой прежний вид, словно она никогда не блистала своим изумительным по красоте видом и на ней никогда не расцветала трава.
То же самое можно сказать о мирской жизни. Человек наслаждается ею, пока она окружает его своими распрекрасными благами. Стоит ему захотеть чего-либо, как он получает это. Стоит ему приступить к чему-либо, как перед ним раскрываются все двери. Но однажды сбывается предопределение Аллаха, и человек теряет все, что он имел, лишается былого могущества, а то и вовсе расстается с этим миром. Вот тогда он осознает, что он отправился в далекое путешествие с пустыми руками, что он не взял с собой в путь ничего, кроме савана. Горе всякому, кто связывал все свои надежды только с этим миром и трудился только ради этих тленных благ!
Настоящую выгоду человек может извлечь только из тех дел, которые он совершает во благо Последней жизни. Прекрасные плоды таких деяний будут сохранены и навсегда останутся с рабом Аллаха. Вот почему Всевышний Аллах сказал, что в Последней жизни неверующим уготовано тяжкое наказание, а верующим – прощение и милость. Воистину, после смерти людей ожидает либо наказание, либо прощение – третьего не дано.
Кто тратил силы только на приобретение земной роскоши, ослушался Аллаха, отвергал Его знамения и отвечал неблагодарностью на Его бесчисленные блага, тот будет подвергнут мучительному наказанию и познает, что такое адские оковы и цепи и что такое ужас преисподней.
А кто осознал подлинную суть мирской жизни и стремился благоустроить свою Последнюю жизнь, тому будут дарованы прощение и избавление от лютой муки в аду. Аллах будет доволен им и осенит его Своей милостью в обители благоволения.
Все это означает, что человек должен быть умеренным в стремлении приобрести земные блага и должен гореть желанием обрести счастье в Последней жизни, ведь жизнь в этом мире – всего лишь пользование обольстительными дарами. Человек использует эти блага, извлекает из них выгоду для себя и окружающих, удовлетворяет ими свои потребности, но он не должен обольщаться ими и надеяться на них, как это делают безрассудные невежды, которых сатана обольстил и сбил с пути”. (См. “Тафсир Са’ди”).
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Поистине, спасен тот, кто вступил в ислам, кому был дан достаточный удел, и кого Аллах сделал довольным тем, что Он дал”. (Муслим,1054).
Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал” ( аль-Бухари”, 6490 и Муслим, 2963).
9 – Расходование своего личного имущество только с позволения мужа:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Не позволено женщине расходовать свое имущество, кроме как с позволения своего мужа!”. (Тамам в “аль-Фауаид” 10/182, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/83, Ибн Асакир в “ат-Тарих” 4/13. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 775, 825).
Шейх аль-Альбани, смилуется над ним Аллах, сказал об этом хадисе: “Этот хадис указывает на то, что женщина не должна расходовать свое личное имущество без разрешения мужа. И это является полноценным главенством мужчины над женщиной, как это установил Всевышний Аллах. Однако муж, если он является правдивым мусульманином, не должен злоупотреблять этим положением и ущемлять свою жену, запрещая ей тратить свое имущество на то, в чем нет для них вреда!”. (См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2/406).
Женщина, расходуя свое имущество, посоветовавшись с мужем, совершает такой поступок, который является из наилучших проявлений хорошего отношения к нему, а также тем самым у нее появляется возможность стать наилучшей из женщин. Ведь когда спросили у посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: ” Какая жена является наилучшей ” он ответил: “Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует свое имущество“.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!