Каждый объект имеет очень много свойств, совокупность которых характеризует его. Но обычно, характеризуя объект, мы называем не все его свойства, а только некоторые из них. Почему мы выбираем одни, а не другие свойства? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим несколько примеров.
Аудио- и видеокассеты предназначены для хранения и воспроизведения (передачи) информации. В аудио- и видеокассетах носителем информации является магнитная лента. Элементный состав кассет: корпус с прорезями, вращающиеся ролики, магнитная лента. Видеокассеты различаются длительностью записи, что определяется длиной магнитной ленты.
Цены видеокассет в зависимости от максимальной длительности записи:
Николай принёс Серёже лазерный диск, на котором записаны компьютерные программы. Серёже очень нужна была программа для обработки фотографий. К диску прилагалось описание (характеристика) диска. Вот что там было написано:
Лазерный диск предназначен для хранения информации и сделан из пластмассы. На лазерном диске можно хранить любую информацию, если закодировать её с помощью цифр. На одном диске можно сохранить столько данных, сколько имеется в целой книжной библиотеке. На данном диске представлены программы для обработки текстов — различные текстовые редакторы.
Содержимое разработки
Существенные свойстваи принятие решения
Каждый объект имеет очень много свойств, совокупность которых характеризует его. Но обычно, характеризуя объект, мы называем не все его свойства, а только некоторые из них. Почему мы выбираем одни, а не другие свойства? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим несколько примеров.
Аудио- и видеокассеты предназначены для хранения и воспроизведения (передачи) информации. В аудио- и видеокассетах носителем информации является магнитная лента. Элементный состав кассет: корпус с прорезями, вращающиеся ролики, магнитная лента. Видеокассеты различаются длительностью записи, что определяется длиной магнитной ленты.
Цены видеокассет в зависимости от максимальной длительности записи:
Какие свойства кассет важны для нас с точки зрения принятия решения о покупке? В данном случае существенными свойствами будут время записи и цена. Надо, чтобы максимальная длительность записи на кассету была не меньше 3 часов (180 минут). Если купить кассету на 120 или меньше минут, фильм не уместится на ней. Если купить 240-минутную кассету, тогда часть ленты останется неиспользованной. Цена видеокассеты с длительностью проигрывания 180 минут — 70 рублей. Денег нам хватит.
ПРИМЕР №2 Николай принёс Серёже лазерный диск, на котором записаны компьютерные программы. Серёже очень нужна была программа для обработки фотографий. К диску прилагалось описание (характеристика) диска. Вот что там было написано:
Лазерный диск предназначен для хранения информации и сделан из пластмассы. На лазерном диске можно хранить любую информацию, если закодировать её с помощью цифр. На одном диске можно сохранить столько данных, сколько имеется в целой книжной библиотеке. На данном диске представлены программы для обработки текстов — различные текстовые редакторы.
Серёжа прочитал описание и вернул диск Николаю. Почему? Какое свойство диска не устроило мальчика? Ему не подошли программы, которые хранились (были представлены) на этом диске. Серёже была нужна программа — графический редактор, а на диске были представлены другие программы — текстовые редакторы. Как можно назвать свойство, которое было существенным в данном примере для Серёжи? Это свойство назовём, например, так: «состав представленных на диске программ».
для принятия решения
для принятия решения
Существенным свойством объекта будем считать то или иное свойство объекта (размер, форму, цвет, назначение, элементный состав и так далее), которое является важным для принятия человеком решения.
Несущественные свойства, которые тоже характеризуют объект, но не являются важными для принятия решения.
Главное, что мы должны понять и запомнить
Существенным свойством будем считать то или иное свойство объекта (размер, форму, цвет, назначение, элементный состав и так далее), которое является важным для принятия человеком решения.
3. Зима —самое любимое время года Павлика, так как он очень любит кататься на лыжах. Выбери существенные свойства (с точки зрения Павлика), которыми обладает зима в Сибири, где живёт мальчик: продолжительная, снежная, морозная, с коротким днем и длинной ночью. Объясни.
Вспомнить, что мы можем называть словом «объект» и что означают словосочетания «имя объекта» и «свойства объекта».
Научиться составлять характеристику объекта.
Повторить
Подумай и ответь себе на вопрос: ты сейчас путешествуешь по Вселенной? Нет? Ты думаешь, что сидишь в классе на уроке? А как быть с тем, что здание школы стоит на Земле, а Земля — это планета Солнечной системы, которая с огромной скоростью мчится вместе с Солнцем и другими планетами в бескрайнем космическом пространстве Вселенной?
По сути, мы космические путешественники, так как все мы именно сейчас, в эту 26 минуту на огромном космическом корабле с названием «Планета Земля» путешествуем по Вселенной.
Мы говорим о Вселенной, значит, она — объект нашего внимания.
Объектом будем называть всё то, на что мы обращаем наше внимание: предмет, живое существо, явление, процесс, событие.
Всякий объект имеет имя. Примеры имён объектов: «Вселенная», «компьютер», «гроза», «учебник информатики», «память компьютера».
Имя объекта может состоять из одного или нескольких слов.
Объекты различают по их свойствам — форме, цвету, размеру, вкусу, запаху, назначению и так далее.
Свойства объекта воспринимаются с помощью органов чувств.
Мозг воспринимает сигналы, обрабатывает их. Тогда человек получает информацию и принимает на её основе нужное ему решение.
Свойства объекта бывают существенные и несущественные.
Рассмотрим, например, апельсин. Он круглый, оранжевый, полезный, вкусный, сочный. Важно ли для человека, который хочет съесть апельсин, то, что он круглый и оранжевый? Нет. В этой ситуации «круглый» и «оранжевый» являются несущественными свойствами. Для человека важно, что апельсин вкусный, сочный и полезный. В данном случае свойства «вкусный», «сочный» и «полезный» — существенные.
Существенные свойства апельсина
Несущественные свойства апельсина
Вкусный Полезный Сочный
Если сравнивать объекты и их свойства между собой, то можно говорить о свойствах общих и отличительных.
Например, свойство «защищать ноги» — это общее свойство множества объектов, имена которых: «ботинки», «сапоги», «туфли» и другие. Такое свойство можно назвать назначением объекта. Свойство «хранить тепло» — это отличительное свойство зимней обуви, если сравнивать её с летней.
Всякий объект имеет свойства, среди которых можно выделить существенные и несущественные, общие и отличительные.
Чтобы передать информацию об объекте, его следует описать, то есть создать текст.
Описать объект — значит, назвать его имя и перечислить все наиболее важные свойства объекта: назначение, форму, цвет, размер, вес, действия (что может делать объект и что можно делать с ним), его отношения с другими объектами. Такое описание называют характеристикой объекта.
Выполни
Главное
Знать
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради № 1.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Характеристика экранного объекта».
Конспект урока информатики в 3 классе «Существенные свойства и принятия решения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока информатики в 3 классе (ГОС 2004)
Тема урока: « Существенные свойства и принятия решения»
1. Обобщить сведения об отличительных и общих свойствах объектов.
2. Рассмотреть свойства различных объектов в ситуации выбора.
3. Сформировать представление о свойствах объекта, существенных и не существенных для принятия решения.
Развитие образного и логического мышления, воображения, память, произвольность внимания, математическую речь.
Воспитание интереса к информатике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. воспитание аккуратности при работе в тетради, умение слушать ответы товарищей.
Дидактический материал учащихся: учебники, рабочие тетради.
Оформление доски во время урока: записано число и тема урока.
Предлагаемые записи в тетрадях учащихся
1. Организационный этап – 1 мин.
Задачи: проверить готовность учащихся к уроку; нацелить детей на работу.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем наш урок!
Проверить готовность учащихся к уроку.
— Ребята, у нас урок информатики, что должно лежать на парте?
Проверяют, что приготовили к уроку:
-У меня на парте лежит учебник тетрадь по информатике, пенал, дневник».
2. Актуализация знаний – 10 мин
Задачи: обобщить и актуализировать знания учащихся о многообразии свойств объектов, общих и отличительных свойствах; развить умение грамотно принимать решения на основе полноценного анализа объекта, выделения его существенных свойств; формировать умения обосновывать, аргументировать принятие решений.
— Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.
— Какие свойства объекта вы знаете?
— Что такое общие свойства объекта?
— А какие свойства объектов называют отличительными?
— Хорошо. Предлагаю вам сейчас объединиться в группы по 4 человека и выполнить интересное задание (раздает конверты с карточками).
(наблюдает за работой учащихся)
— Молодцы! Все справились с заданием.
— На прошлом уроке мы говорили об отличительных и общих свойствах объекта.
-Объект – общее название любого предмета, живого существа, явления или события.
— Существуют общие и отличительные свойства.
— Общие свойства объекта – это свойства, которыми обладают все рассматриваемые объекты без исключения.
— Отличительными называют свойства, которые позволяют отличать объекты один от другого.
Внимательно слушают, объединяются в группы.
Выполняют работу в группах.
Учащийся называют признаки объектов по группам:
1 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «деревянные»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «умеют ходить»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «объекты синего цвета»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «умеют плавать»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «круглые объекты»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «деревянные»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «объекты желтого цвета»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «умеют летать»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
3.Объяснение нового материала – 10 мин.
Задачи: познакомить учащихся с существенными и несущественными свойствами объекта; какие из этих свойств важны для принятия решения.
— Тема нашего урока «Существенные свойства и принятия решения».
— Когда нам нужно принять решение о том, ка кой объект выбрать, мы анализируем свойства объек тов, выбираем обладателя самого ценного, самого важного, желательного нам свойства. Объект с таким свой ством будет наиболее полезен нам, лучше всего отвечать нашим потребностям, желаниям.
— Например, приходя в магазин, мы выбираем то, что нам надо, из множества объектов. И самым трудным всегда является выбор из объектов, которые очень похожи между собой, имеют много общих и мало отличительных свойств. При решении различных задач, связанных с выбором объектов, существенным для принятия решения может быть его размер, форма, вес, вкус, интересен он или нет, его цена.
— Например, вы отправляетесь в путешествие и може те выбрать вид транспорта. Если вам очень важна скорость (су щественное свойство), то что можно выбрать?
— Если вам больше всего интересно наблюдать вокруг, а торопиться некуда, то что вы выбираете?
— А если вы любите комфорт, то возможен кру из в комфортабельной каюте по реке или морю.
— Итак, ваше решение зависит от того, какое свойст во объекта (скорость, обзор вокруг или комфорт) для вас наиболее важно. Это свойство и будет существен ным для принятия решения.
Существенное свойство—это то, которое наиболее важно для принятия решения.
— Переходим к выполнению заданий в рабочей тетради. Открываем тетрадь на стр. 36 и выполняем задания № 1.
— Ребята, нам необходимо записать в тетради все свойства книги. Что мы туда запишем?
— Какое из свойств является существенным для принятия решения о покупке этой книги, если у покупателя всего 50 рублей.
— Напомню вам, что существенное свойство – это то свойство, которое наиболее важно для принятия решения.
— Молодцы! А остальные свойства почему не имеют важного значения для нас?
— Теперь рассмотрим задание 2 на стр. 37
— Назовите объект задачи? Записываем.
— Перечислите его свойства.
— Молодцы, теперь все запишем.
— Зачем она была нужна Саше?
— А два часа это сколько минут?
— Так какую видеокассету нам надо купить?
— Запишем существенное свойство для принятия решения о выборе покупки. Какое это свойство?
Средства обучения: презентация «Объект и его свойства» (Приложение 1), учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 4 класс
Структура урока, методы и затраты времени
Этапы урока
Содержание этапа
Время урока
Организация
Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке
0 – 3
Мотивация
Объяснение темы, цели, плана проведения занятий
4 – 5
Актуализация знаний
1. Какие действия с информацией ты знаешь? Перечисли. 2. Для чего люди представляют информацию на материальном носителе? Приведи пример из своей жизни. 3. Приведи пример преобразования информации из собственного опыта. 4. Приведи пример преобразования формы представления информации с изменением смысла.
6 – 32
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика
Изложение нового материала – просмотр презентации «Объект и его свойства», конспектирование
Закрепление полученных знаний
Ответы учащихся на вопросы преподавателя. Выполнение заданий в Р.Т. – №№1-7
33 – 36
Подведение итогов урока
Задание на дом
Контрольные вопросы по новому материалу.
КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
Объект
Подумай и ответь на вопрос – ты сейчас путешествуешь по Вселенной? Нет? Ты думаешь, что сидишь в классе на уроке? А как быть с тем, что здание школы стоит на Земле? А Земля – это планета Солнечной системы, которая с огромной скоростью мчится вместе с Солнцем и другими планетами в бескрайнем космическом пространстве Вселенной! По сути, мы космические путешественники, так как все мы именно сейчас, в эту минуту на огромном космическом корабле по имени «Планета Земля» путешествуем по Вселенной. Мы говорим о Вселенной, значит она – объект нашего внимания. Всё то, на что мы обращаем наше внимание, – любой предмет, человек, явление, событие – будем называть объектом.
Рассмотрим это на примере. На рисунке изображены петух и цыплёнок. Они «беседуют». Здесь цыплёнок – объект внимания петуха, а петух – объект внимания цыплёнка.
! Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание (мысль).
Имя объекта. Всякий объект имеет имя. Например: «вселенная», «компьютер», «гроза», «учебник информатики».
! Имя объекта может состоять из одного или нескольких слов.
Свойства объекта
Объекты различают по их свойствам – форме, цвету, размеру, вкусу, запаху, назначению и так далее. Свойства объекта воспринимаются с помощью органов чувств. Ощущение, полученное, например, глазами, – это зрительный сигнал. Мы говорим: объект светлый, блестящий, круглый, большой, зелёный. Ухом мы воспринимаем слуховой сигнал, о котором говорим: громкий, шелестящий, звонкий. Кожей мы воспринимаем тактильный сигнал (мокрый, холодный, гладкий), языком – вкусовой сигнал (горький, солёный, сладкий) и носом – обонятельный сигнал (свежий, резкий, приятный).
! Органы чувств сигнализируют нам о свойствах объекта.
Человеку и многим животным требуются и зрение, и обоняние, и слух, и вкус, то есть им необходимо получать сигналы от разных органов чувств. Мозг воспринимает эти сигналы, обрабатывает, и тогда человек принимает нужное ему решение. Свойства имеют не только предметы и живые существа, но и объекты, не являющиеся ими, но обозначаемые именем существительным. Например, любовь может иметь такие свойства: большая, верная, бескорыстная. Радость может быть бурной, искренней, бег – стремительным, быстрым, а доброта – подлинной. Предложение тоже имеет свои свойства: «выражать законченную мысль», «быть вопросительным», «быть восклицательным», «быть простым» или «быть сложным».
Существенные и несущественные свойства
Свойства объекта бывают существенными и несущественными. В качестве примера рассмотрим апельсин. Он круглый, оранжевый, ароматный, полезный, вкусный, сочный. Важно ли для человека, который хочет съесть апельсин, то, что он круглый и оранжевый? Нет. В этой ситуации «круглый» и «оранжевый» являются несущественными свойствами. Для человека важно, что он вкусный, сочный и полезный. В данном случае свойства «вкусный», «полезный» и «сочный» — существенные.
Общие и отличительные свойства
Если сравнивать объекты и их свойства между собой, то можно говорить о свойствах общих и отличительных. Общие свойства помогают объединять объекты в группу (группа – это множество объектов, где каждый объект является элементом этого множества). Отличительные свойства помогают отличить один объект от другого. Например, свойство «защищать ноги» – это общее свойство ботинок, сапог, сандалий и туфель. А вот свойство «хранить тепло» – это отличительное свойство зимней обуви, если сравнивать её с летней.
! Всякий объект имеет свойства (признаки), среди которых можно выделить существенные и несущественные, общие и отличительные.
Описание объекта
Чтобы передать информацию об объекте, его следует описать. Описать объект – значит перечислить или отразить иным способом его наиболее важные для данной ситуации свойства, кроме того, следует назвать имя объекта, его назначение и отношения с другими объектами. Такое описание называют характеристикой объекта.