Что значит моя маленькая гетто

Гетто двадцать первого века. Как город превращается в пространство отчуждения и насилия

В основе проблем современных городов лежит капиталистический подход к организации городского бытия. Под капиталистическим подходом в данном случае следует понимать не рыночную экономику как таковую, а восприятие города исключительно через призму материальной выгоды. Британский исследователь Дэвид Харви, которого считают одним из наиболее авторитетных ученых, анализирующих город с позиций неомарксизма, убежден, что темпы развития городов в современном мире задаются транснациональными и национальными корпорациями. Для корпорации город — средство прибыли, поэтому капиталисты руководствуются тремя важнейшими принципами — увеличением прибыли, повышением доступности инфраструктуры потребления, ростом эффективности города как торгово-промышленного объекта. Но эти принципы полностью игнорируют вопросы социального и социокультурного развития современных городов. В частности, корпорации совершенно не обращают внимание ни на состояние окружающей среды в крупных городах, ни на транспортные проблемы, ни на появление мигрантских анклавов, меняющих не только облик, но и внутреннюю культурную природу городов. В результате пригодность городов для комфортного проживания человека снижается.

Что значит моя маленькая гетто

Другой известный ученый, Мануэль Кастельс, подчеркивает, что в современном мире город превращается в пространство для воспроизводства трудовых ресурсов. Это влечет за собой перенаселенность городов и рост социального отчуждения. Ухудшается экологическая ситуация, но компаниям, осуществляющим застройку городских районов, до этих проблем совершенно нет дела. Формируются целые массивы современных гетто, где жилье относительно дешево, поэтому их стремительно заселяют наиболее обездоленные категории — мигранты, малообеспеченная молодежь, маргиналы. Городское пространство, тем самым, также превращается в товар. Жилье на окраине, вблизи промышленных объектов и железных дорог стоит дешевле, чем жилье в центре. Обладать «кусочком» городского пространства в центре крупного города — уже большое достижение. Собственники квартир в центре Москвы — настоящие миллионеры. Стоимости их жилья хватит для безбедной жизни до конца дней в любом провинциальном городе России.

В то же время, погоня за извлечением прибыли из городского пространства убивает экологическую и культурную среду городов. Чего стоит одна «точечная застройка», уродующая архитектурный облик и закладывающая бомбы быстрого и медленного действия в виде проблем с парковками, пробок, перегруженности коммуникаций, переполненности школ, детских садов и поликлиник. Особенно если учитывать, что в современной России строительство жилого комплекса далеко не всегда сопровождается созданием полноценной инфраструктуры для его обитателей. Часто новые жильцы буквально «садятся на голову» старым обитателям районов, поскольку перегружают школы, детсады, поликлиники, их автомобили создают пробки на прежде свободных улицах.

Французский философ Жан Бодрийяр не случайно обращал внимание на процессы «маркетизации» современных городов с последующим превращением пространств вокруг торговых центров в «безжизненные пустыни». Создание объектов повышенного притяжения людей, в первую очередь — крупных торговых центров, гипермаркетов, развлекательных центров, автомагистралей — способствует разрушению целостности города, так как люди концентрируются в наиболее привлекательных для потребления местах. С другой стороны, в современных условиях далеко не все объекты жилой и коммерческой инфраструктуры, построенные ушлыми застройщиками, оказываются востребованы. В каждом крупном современном городе есть множество новых пустующих зданий. На весь двадцатиэтажный дом может быть заселено несколько квартир. Жилье в таких домах многим не по карману, как и аренда офисов или торговых площадей.

Что значит моя маленькая гетто

Когда-то автомобиль был призван повысить комфортность жизни среднестатистического человека, увеличив скорость и возможности передвижения. Сегодня мегаполисы стоят в пробках. Многие люди, имея собственные автомобили, предпочитают передвигаться на метро, поскольку это намного быстрее. Некоторые пересаживаются на велосипеды и мотоциклы, которые обладают большими возможностями для маневра. Получается, что главное преимущество автомобиля — скорость — в условиях городских пробок минимизировалось. Иногда до нужной точки быстрее пройти пешком, чем проехать на автомобиле.

Еще одна важнейшая черта современного города, прямо связанная с проблемами национальной безопасности — разрушение социальных связей и атомизация городской среды. В традиционном городе каждый человек находился на своем месте, существовала развитая система социальных связей. Приезжие из других мест постепенно включались в ритм городской жизни, «растворялись» в городской среде, принимая образ жизни и системы ценностей горожан. Так формировались многонациональные общности одесситов, ростовчан, бакинцев, для которых их «национальностью» становилась принадлежность к конкретному городу.

Что значит моя маленькая гетто

В современном крупном городе произошло разрушение существовавших прежде систем социальных связей, постепенно ослабла «городская идентичность» жителей, поскольку численность приезжих стала сопоставима, а то и значительно превысила старожильческое население городов. Социолог Зигмунт Бауман видит в современном крупном городе «пространство чужих», которые не знают друг друга и не интересны друг другу. Даже общаясь между собой, они остаются «чужими», растет социальная отчужденность. Мало кто знает даже всех соседей по подъезду. Это и понятно — жильцы постоянно меняются, поскольку мобильность населения в современном мегаполисе очень высокая. Прибывающие в город мигранты из других стран более не стремятся интегрироваться в городскую среду, а создают замкнутые анклавы, которые с подозрением относятся к старожильческому населению, а последнее также со страхом или неприязнью воспринимает мигрантов.

Кстати, как ни странно, но именно мигрантские анклавы и районы трущоб в современных мегаполисах и воспроизводят традиционную модель социальной организации горожан. И мигранты, и «трущобные люди» тесно контактируют в своей социальной среде, что повышает их сплоченность и организованность. Для «нормального» горожанина, под которым сегодня понимается среднестатистический атомизированный обыватель — индивидуалист, такие «сообщества» выглядят как что-то чужое, непонятное и опасное. И в этом тоже есть своя доля правды — ведь мигранты и жители социально депрессивных районов выступают в качестве среды повышенной опасности. Среди них выше уровень социального негативизма, преступности, распространены различные формы девиантного поведения. Но и атомизированный обыватель потенциально опасен. «Одиночество в толпе», как его называет российский философ и культуролог Борис Марков, свидетельствует о «болезни общества». Атомизация выгодна власти и корпорациям, в том числе и потому, что самоорганизованные коллективы горожан — это источник потенциальной политической опасности, это политические субъекты, с которыми нельзя не считаться и которые представляют собой серьезную силу. В крупных городах Запада, России господствует атомизация и лишь анклавы мигрантов и социальных аутсайдеров представляют собой исключение из общей тенденции развития городской среды.

Что значит моя маленькая гетто

Социологи говорят о «локальных пространствах» в современных мегаполисах, под которыми понимаются мигрантские анклавы и социальные гетто. В этих пространствах люди вынуждены больше коммуницировать друг с другом, но это не значит, что существование таких «локальных пространств» имеет положительные для города последствия. Напротив, «локальные пространства» чаще всего характеризуются повышенным уровнем агрессии по отношению к окружающей городской среде и другим горожанам. Эта агрессия замешана на социальном и культурном факторах. Социальный фактор — это неустроенность, неудовлетворительные условия жизни, бедность и нищета, безработица, царящие в современных гетто. Их обитателям сложно получить хорошее образование, устроиться на престижную работу, изменить качество жизни — нет ни средств, ни культурного и социального капитала для столь серьезных улучшений собственного бытия. Сама среда социальных гетто способствует культивации всевозможных пороков — наркомании, алкоголизма, проституции, игромании и так далее. С другой стороны, пытающиеся «вырваться» из этого порочного круга обитатели гетто часто становятся боевиками радикальных организаций или криминальных группировок.

Что значит моя маленькая гетто

Культурный фактор — серьезные ментальные, ценностные и поведенческие различия, существующие между обитателями «локальных пространств» и окружающими горожанами. Эти различия основаны или на иной этнической и религиозной принадлежности, или на специфическом образе жизни. Для того, чтобы быть «ментально чужим», не обязательно принадлежать к сомалийской диаспоре в Осло или марокканской в Париже. Можно быть и представителем «социального дна» коренной национальности, воспитанным в субкультуре криминальной и полукриминальной среды. Нигилизм, склонность к правонарушениям и преступлениям, агрессия в отношении более обеспеченных и «успешных» горожан, выпадение из социальной реальности, большая подверженность экстремистским идеям — все эти характеристики в той или иной степени свойственны многим жителям современных социальных гетто. Жители гетто испытывают ненависть к благополучной среде, которую часто пытаются облачить в религиозные и политические одеяния — как неприятие «неверных», «буржуазии», «эксплуататоров» (при том, что многие «ненавистники эксплуататоров» не работают, а значит — не подвергаются эксплуатации).

Руководство Евросоюза, фактически стимулирующее неконтролируемую миграцию, в наименьшей степени задумывается о реальных интересах жителей европейских государств. Более того — господствующая в Евросоюзе парадигма мультикультурализма и толерантности лишь усугубляет существующие культурные различия между мигрантами и местным населением. Вместо того, чтобы способствовать скорейшей интеграции, усвоению норм поведения в принимающем обществе, создаются все условия для консервации собственных традиций и обычаев, которые в чуждой в культурном отношении среде приобретают демонстративный характер. И уже мигранты — обитатели анклавов и современных гетто — обвиняют принимающее общество в расизме, классифицируя как расистские любые требования соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.

Второе, третье поколения мигрантов — это дети тех, кто в разное время приехал из других стран. Они уже чувствуют принявшую их родителей или дедов страну своей родиной. По сути, так оно и есть. Здесь они родились, здесь похоронены их родственники, здесь прошли детские и юношеские годы. Но значит ли это, что мигранты второго и третьего поколений воспринимают общегражданскую идентичность принимающего общества? Братья Куаши тоже выросли во Франции, что не помешало им стать террористами и убивать своих сограждан. Наджим Лаашрауи, которого обвинили в терактах в Брюсселе, также вырос в Бельгии. Потенциальных экстремистов и террористов объединяет жизнь в условиях социальной отчужденности в мигрантских гетто, где большинство обитателей предпочитает не работать, а существовать на социальные пособия, попутно занимаясь полукриминальной и криминальной деятельностью.

Что значит моя маленькая гетто

Получается, что «новой родиной» для мигрантов становится не Германия или Франция в целом, а лишь их конкретный анклав, городское гетто, где проходит детство и юность и усваиваются жизненные ценности и установки. Чем это гетто более проблемное в социальном отношении, тем агрессивнее в нем социальная среда и тем больше вероятности, что его обитатель воспримет криминальные или экстремистские ценности. Не случайно, во многие пригороды того же Брюсселя даже полицейские заходят с крайней неохотой, как правило — под прикрытием спецподразделений. То есть, эти анклавы уже превратились в территории, существующие по своим правилам и фактически выпавшие из общего социального пространства. Это — «маленькие Алжиры», «маленькие Сомали», «маленькие Сенегалы» на французской, бельгийской, германской территории. Внешний облик анклавов все больше напоминает не европейские, а африканские или ближневосточные города. Так трансформируется европейское городское пространство, принимая новую социальную реальность и сталкиваясь с рисками, которые, без кардинального изменения самих основ социального и политического бытия западных обществ, преодолеть невозможно.

Источник

Гетто — что это такое, понятие, определение простыми словами.

Что значит моя маленькая гетто

История и происхождение слова «гетто» достаточно длинная и тянется примерно с 1516 года, когда этим определением называли еврейский квартал в Венеции. В котором, евреи были ограничены в правах и разделены по классам. Также термином Гетто назывались специальные изолированные районы городов, куда нацисты выселяли евреев в период Холокоста 1933 — 1945 годов.

Современное определение слова Гетто

Гетто – это часть города, в которой проживают люди с низким уровнем дохода, часто безработные, выживающие за счет государственных пособий. В данных кварталах обычно доминирует одна из этнических групп. К примеру, в США есть сугубо «черные» кварталы, или те в которых основную массу населения составляют представители Латинской Америки или Азии. Процент преступности в данных районах гораздо выше, чем в остальных более благополучных районах города.

Что значит моя маленькая гетто

Если проводить аналогию относительно территорий постсоветского пространства, то в каждом городе есть промышленные, заводские районы, в которых лучше не гулять после захода солнца с новым телефоном в руках. Думаю, не стоит расписывать по этому поводу слишком детально, тут и так все понятно. И хотя эти районы не совсем подходят под все критерии определения «гетто», все ровно это будет очень близко по духу.

Что значит моя маленькая гетто

Зачастую в таких районах зарождаются различные субкультуры: реп баттлы, брейк данс, лоурайдеры и так далее.

Источник

Гетто: что это такое раньше и сейчас

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда, чтобы разобраться в проблемах современного общества, необходимо заглянуть в прошлое.

Многие понятия и/или связанные с ними явления прошли через несколько веков развития, подчас приобретая совершенно новый смысл.

Что значит моя маленькая гетто

Наглядный тому пример – термин «гетто», под которым обычно подразумевают изолированные районы города, куда принудительно заселяли евреев во времена Второй мировой.

Что значит моя маленькая гетто

Однако большинство обитателей XXI века, ассоциируя это слово с нацизмом и Холокостом, даже не догадывается об изначальном значении этого понятия.

И хотя печально известный фюрер, помешанный на чистоте своей расы, использовал технологию, обкатанную долгим историческим опытом, придумана она была вовсе не для дискриминации людей «не той категории».

История гетто

Первое официально подтвержденное появление термина датируется началом XVI века. Языковеды до сих пор не сошлись в определении его точной этимологии, но, судя по академическим словарям и Википедии, предпочтение отдается итальянской версии.

Ведь именно на северо-востоке Италии в те времена в большом ходу были фразы, эквивалентные оригинальным значениям понятия ghetto:

И такой разброс в понятийном сегменте существовал даже несмотря на то, что корни понятия кроются в венецианском диалекте, на котором исходное слово «ghetum» обозначало всего лишь литейную фабрику. Напрашивается закономерный вопрос: тогда при чем здесь евреи?

Что значит моя маленькая гетто

Дело в том, что представители еврейской диаспоры, будучи весьма сплоченной – в силу и социальных, и религиозных причин, – этнической общностью, всегда старались селиться компактными группами. Так они могли сохранить свои традиции даже в условиях агрессивного окружения с периодическими гонениями на иноверцев.

Уровень развития культуры и ремесел в таких анклавах зачастую был существенно выше, чем в «вольных» частях города, однако этот фактор практически не влиял на материальное благосостояние евреев, которые испытывали нужду и жили в постоянном страхе из-за систематических погромов и расправ со стороны местных жителей.

Хотя попытки дистанцироваться от «чужаков» существовали во все времена, сам факт выделения обособленных мест для проживания дискриминируемых меньшинств имел место задолго до XVI века.

Впервые это явление было закреплено юридически в 1239 году, когда власти испанского сообщества Арагон отдельным указом заставили еврейское население жить и работать исключительно в пределах выделенного для этого городского района.

Итак, разделение такого рода уже существовало, но названия для него еще не придумали. Эта сомнительная честь принадлежит итальянским властям, решившим спустя три столетия перенять арагонскую практику притеснения евреев, руководствуясь их религиозными и национальными «несоответствиями».

Так, в Венеции местом для еврейского поселения оказался островной райончик Ghetto Nuovo – окруженная тремя мостами и достаточно обособленная территория вокруг только что построенной литейной мастерской.

Когда в 1516-м власти издали специальное предписание, запрещающее евреям селиться вне пределов выделенного для этого квартала, возникло понятие Ghetto di Venezia. Именно оно впоследствии стало нарицательным. Почему?

Гетто – что это по сути

Официальному закреплению, равно как и популяризации термина и явления, способствовал папа римский Джанпьетро Карафа (он же – Павел IV), имевший большой инквизиторский опыт.

Именно он, едва водрузив на свое чело папскую тиару, в 1555 году издал буллу, в силу которой на всех подконтрольных Святому Престолу территориях начали изгонять евреев из «вольных» районов и принудительно поселять их в особых кварталах.

На выходах из таких районов непременно стояли стражники, а еврейскому населению воспрещалось покидать гетто с наступлением темноты и во время христианских праздников. Зато в дневное время выйти можно было почти без проблем, если только на выходящем был специальный отличительный знак (обычно желтый) и иудейский головной убор.

Что значит моя маленькая гетто

И хотя многие обитатели таких поселений оказывались весьма зажиточными, на их благосостояние ощутимо влиял дополнительный запрет: территорию гетто нельзя было расширять. Однако с постепенным ростом населения ухудшалась и инфраструктура гетто, и социальное положение:

Неудивительно, что впоследствии слово «гетто» стало ассоциироваться с рассадником грязи, заразы и нищеты. Несмотря на это и другие факторы – например, ужасающие условия и проблемы с гуманностью, – подобная система обособления еврейской диаспоры достаточно быстро распространилась по другим странам.

И хотя в соответствии с требованиями времени европейские многие гетто стали обносить глухой стеной, постепенная либерализация общества поспособствовала упразднению большинства еврейских кварталов уже к рубежу XVIII—XIX веков. Часть закрылась окончательно, в иных меры были ослаблены до возможного минимума.

Ну а сама система, просуществовавшая несколько столетий, начала утрачивать былую актуальность к середине XIX века. Это постыдное явление постепенно сдавало свои позиции более совершенным и гуманным системам, и в первую очередь – системе гражданского права, вводимую Наполеоном I на завоеванных им территориях.

К 1870 году на большей части Европы гетто были ликвидированы, а сама система – упразднена. Но увы – эта практика возродилась с приходом мировых войн…

Новейшая история гетто

Понятно, что для любой власти жизненно важно укрепить свое положение, а еще лучше – распространить свое влияние как можно более всеобъемлюще.

Так, в частности, для Третьего Рейха еврейские кварталы превратились и в основную цель, и в перевалочные пункты, через которые сотни тысяч людей направляли в концентрационные лагеря.

В Германии, например, еще известно франкфуртское гетто, образованное еще в 1460 году, откуда было депортировано более 11 000 евреев и откуда, кстати, берет начало династия Ротшильдов.

Что значит моя маленькая гетто

Однако гораздо более печальную славу обрело знаменитое варшавское гетто, созданное нацистами в 1940-м и вмещавшее в себя около 450 000 евреев на территории в 4,5% от площади Варшавы.

Трагедия в том, что за два года существования гетто его население сократилось до 37 000 человек, а как именно были уничтожены остальные – это самая черная страница истории человечества.

Что касается современной практики разделения, то как явление гетто оказались на редкость живучими и все еще встречаются повсеместно. Правда, не всегда поселение в них принудительное – иногда это происходит в добровольном порядке, только с использованием более «лояльных» определений.

Например, все чаще в контексте с гетто можно услышать слова «анклав», «квартал», «резервация». Те же китайские кварталы в США – практически достопримечательность, куда можно сходить за экзотическими товарами или просто с туристическими целями.

Что значит моя маленькая гетто

Одновременно с этими образованиями существуют «цветные» и «черные» гетто (испанские, латиноамериканские, индейские, афроамериканские и т.д.), и все они поражают уровнем преступности.

Это постоянный источник социальных конфликтов, когда люди не могут интегрироваться в окружающее общество и продолжают жить по диким законам небольшой замкнутой системы, вызывая недовольство местного населения.

Вместо заключения

Как и семь веков назад, существующие сегодня гетто непосредственно связаны с диаспорами. Проблема религиозной принадлежности стоит на третьем месте после расовой сегрегации и национального вопроса.

И только выверенная государственная политика и наша с вами личная толерантность способны сохранить баланс.

Знакомство с культурой, обычаями других народов, учебные программы могут стать спасением. Жить в ладу с теми, кто рядом, – этому ведь тоже нужно учиться!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

В отличии от ситуации в нацистской Германии, сейчас ведь никто насильно не сгоняет людей определённой национальности в замкнутые пространства, приезжие сами селятся скученно, им так проще выжить в чужой стране. Такие места, которые можно назвать Гетто, есть и в Москве, я как-то в такой район зашёл, там живут выходцы из СНГ, таджики, узбеки, мне там не очень понравилось, как будто в другую страну попал.

Сейчас еврейских гетто и не сыскать, всё больше разные беженцы и эмигранты отгораживаются от коренного населения. Не знаю потворствуют ли этому власти принимающей стороны, но будь я на месте властителей, не допустил бы такой обособленности внутри городов.

Считаю, что иностранцев нужно ассимилировать, а для этого они должны быть погружены в соответствующую общественную атмосферу, их дети должны посещать обычные школы и эти семьи должны жить среди аборигенов, а не в своем отдельном мирке.

Гетто — это признак нетерпимости и отсталого мышления. Надеюсь, подобная практика больше никогда не повторится.

Источник

Значение слова «гетто»

Что значит моя маленькая гетто

1. Часть города в средневековой Европе, выделенная для проживания евреев.

2. Особые городские кварталы в некоторых капиталистических странах, за пределами которых не имеют права селиться представители дискриминируемых расовых или религиозных групп. Еврейское гетто. Негритянское гетто.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ге́тто

1. этнолог. часть города, выделенная для принудительного поселения лиц (первоначально евреев) по национальному, расовому или религиозному признаку ◆ Тут он и прочитал мне лекцию, предупредив, что классификация принадлежит не ему, а почерпнута частью из любимых его немецко-еврейских авторов, частью из фольклора волынского гетто, где он родился. Владимир Жаботинский, «Пятеро», 1936 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Гетто было устроено на Пересыпи, в той скучной, низменной части города, где на уровне моря стояли обгоревшие нефтяные цистерны, похожие на палатки бродячих цирков. В. П. Катаев, «Отче наш», 1946 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит моя маленькая геттоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сообразоваться (глагол), сообразуется:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *