Что значит морфологический разбор существительного
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имени существительного — это указание постоянных и непостоянных признаков существительного как самостоятельной части речи.
Составим план, как последовательно выполнить морфологический разбор существительного. Приведем образец и примеры разбора существительных, имеющих разную грамматическую форму.
Прежде чем узнать, как выполнить морфологический разбор существительного, напомним, какие слова можно отнести к этой части речи.
Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
Приняв о внимание это определение, морфологический разбор имени существительного начинаем с указания части речи и общего грамматического значения.
Общее грамматическое значение имени существительного заключается в способности обобщённо называть предмет.
Затем выявим постоянные признаки имени существительного:
У некоторых существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком, если эти существительные имеют форму только единственного или множественного числа.
Остальные признаки являются непостоянными. Существительные изменяются по падежам и числам.
Морфологический разбор существительного закончим указанием его синтаксической роли (какой член предложения). Имя существительное может быть любым членом предложения как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (определение, дополнение, обстоятельство).
Эти этапы разбора существительного как части речи представим в виде плана.
План морфологического разбора существительного
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Источник изображения: http://razum.myinsales.ru
В предложении может быть несколько существительных. То существительное, которое требуется разобрать как часть речи, указывается цифрой 3 справа над ним. Приведем примеры морфологического разбора существительного.
Образцы разбора
Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.
I. Слово «за земляникой» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос за чем? Начальная форма — «земляника».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
У меня над головой яркая синева неба³.
I. Слово «неба» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма — «небо».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Слово «неба» поясняет существительное «синева» и отвечает на синтаксический вопрос:
Синева неба = небесная синева.
I. Слово «на часах» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём? Начальная форма — «часы».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Вчера дядя Семен поймал огромную щуку³.
I. Слово «щуку» — это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? Начальная форма — «щука».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Видеоурок
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.
3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | собственное или нарицательное; | ||
2 | одушевлённое или неодушевлённое; | ||
3 | род; | ||
4 | склонение; | ||
5 | число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | число (если слово изменяется по числам); | ||
2 | падеж. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(шедшем) (из) Петербурга
(в отделении) (для) курящих
Морфологический разбор существительного
Всего получено оценок: 917.
Всего получено оценок: 917.
Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм существительных.
Что такое морфологический разбор имени существительного?
Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его синтаксическая роль в предложении.
Как разобрать существительное как часть речи?
Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:
Примеры морфологического разбора существительных
Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:
которые читают вместе с этой
Морфологический разбор существительного
Урок 71. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Морфологический разбор существительного»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что мы знаем о существительных?
· Как выполнить морфологический разбор имени существительного?
· Чем отличаются устный и письменный разборы?
Мы помним, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
В предложении существительное чаще всего бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством.
Существительные бывают мужского, женского или среднего рода. Изменяются по числам и падежам.
И мы отправляемся на фабрику существительных, в первый цех, где указываются общие характеристики части речи.
Ученик мастера Гоша как раз собирается разбирать существительное. К нему доставили предложение «Мы прочитали книгу».
Гоша очень удивился.
– А почему здесь целое предложение, если мне нужно только существительное?
– Дело в том, – объяснил мастер Пётр Петрович, – что существительное рассматривается только в составе предложения. Иначе мы ничего не сможем сказать о его функции в предложении. В этом предложении мы разберём существительное книгу.
– Отлично, – кивнул Гоша. – Так что же будет общими характеристиками имени существительного?
Какие первые вопросы мы задаём, когда видим существительное? Во-первых – что существительное обозначает. Во-вторых – на какой вопрос отвечает это существительное.
Итак, существительное книгу обозначает предмет. Прочитали что – книгу. Существительное отвечает на вопрос что?
– А теперь можно приступать к характеристикам! – потёр руки Гоша.
– Не торопись, – попросил мастер. – Скажи, а ты поставил существительное в начальную форму?
– А что такое эта самая начальная форма имени существительного? – поинтересовался Гоша.
– Начальная форма существительного – это форма именительного падежа единственного числа. И она необходима, чтобы нам было легче характеризовать наше слово.
– Значит, нужно поставить слово в начальную форму, – повторил Гоша. – Книгу – книга. Можно отметить это в памятке вот в таком сокращённом виде.
И теперь мы наконец перемещаемся в цех номер два, где указываются морфологические признаки части речи.
– Но ведь у существительных так много признаков! – заметил Гоша. – Я их как-то и не вспомню…
– Морфологические признаки существительного, – отозвался Пётр Петрович, – это: собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, а также род, склонение, число и падеж.
– Значит, мы начинаем с того, собственное перед нами существительное или нарицательное, – понял Гоша. – А как это? Нужно обратиться в отдел технической информации.
Возвращаемся в цех.
Слово книгу пишется со строчной буквы. Это верный признак того, что существительное книга – нарицательное. Укажем это в памятке.
Но теперь нам нужно узнать – одушевлённое это существительное или нет?
И мы вновь обращаемся в отдел информации.
Существительное книга обозначает неживой предмет. Значит, книга – неодушевлённое существительное. Отметим эту информацию в памятке.
А как же род существительного? Теперь нам нужно узнать его.
Книга – существительное женского рода.
С родом тесно связано понятие склонения. Почему бы нам теперь не определить его?
Вновь обратимся в отдел информации.
Но в каком падеже употребляется это существительное?
Чтобы определить падеж нашего слова – воспользуемся полным падежным вопросом.
Прочитали кого? что? – книгу. Это винительный падеж.
Существительное употреблено в винительном падеже. Это мы отмечаем.
И теперь нам осталось указать только число.
В информационном отделе сообщают следующее.
И, конечно, мы сразу видим, что речь у нас идёт об одном предмете. Значит, здесь существительное употреблено в единственном числе.
И теперь мы можем переместиться в очередной цех – туда, где указывается функция существительного в предложении.
Мы прочитали – что? – книгу.
В нашем предложении существительное является дополнением.
– Отлично, – похвалил Гошу Пётр Петрович. – А теперь можно всё свести воедино!
И мы отправляемся в последний цех – цех тестирования готовой продукции.
Что мы можем сказать о выделенном слове в этом предложении?
Книгу – существительное. Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Во-вторых, начальная форма – книга. Имеет морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода, первого склонения. Здесь употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
В-третьих, в предложении является дополнением. Прочитали – что? – книгу.
И вот, у нас получился образец морфологического разбора имени существительного. Конечно, это образец устного разбора.
Вот так будет выглядеть образец письменного разбора.
Итак, что нам нужно для разбора существительного?
· Сначала мы указываем общую характеристику части речи.
· Потом ставим слово в начальную форму.
· Указываем, собственное это существительное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
· Указываем род, склонение, падеж, число существительного.
· И наконец, выясняем функцию существительного в предложении.
А теперь давайте проведём небольшую тренировку и разберём какое-нибудь существительное!
В предложении «Катя отправилась к Даше» разберём существительное к Даше.
К Даше – существительное. Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Во-вторых, начальная форма – Даша. Имеет морфологические признаки: собственное, одушевлённое, женского рода, первого склонения. Здесь употреблено в дательном падеже, в единственном числе.
В-третьих, в предложении является дополнением. Отправилась к кому? – к Даше.
разберём ещё одно существительное. В предложении «На всех деревьях распустились листья» разберём существительное на деревьях.
На деревьях – существительное. Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Во-вторых, начальная форма – дерево. Имеет морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, среднего рода, второго склонения. Здесь употреблено в предложном падеже, во множественном числе. В-третьих, в предложении является обстоятельством. Распустились где? – на деревьях.
Обратите внимание на отличие устного разбора от письменного.
Итак, что же нам требуется запомнить?
Для разбора имени существительного мы сначала указываем общую характеристику части речи.
Потом ставим слово в начальную форму.
Указываем морфологические признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, падеж, число.
И в конце определяем функцию существительного в предложении.