Что значит художники передвижники
Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, создав совершенно новую эстетическую шкалу и расширив сюжетный круг станковой живописи. Смело экспериментируя в технике и композиции, эти творцы новой формации обратились к социальным вопросам, транслируя через искусство свою точку зрения, а также настроение общества. Немалая заслуга передвижников лежит и в русле художественно-просветительской работы.
Но отчего же этих живописцев именуют «передвижниками» и куда они двигались-то? Попробуем разобраться.
От бунта к разъездам
История передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок началась со смелого бунта – 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, который предусматривал пенсионерскую поездку в Европу. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет (Пир в Валгалле), требуя творческую свободу в выборе темы, в соответствии «с личными наклонностями художника».
14 бунтарей
Принципы и цели
Возглавил товарищество И. Крамской, вместе с другими членами объединения он подготовил устав, который был утверждён министром внутренних дел А. Тимашевым. Согласно уставу, цели у передвижников (как их стали упрощённо называть уже в очень скором времени) были благие, направленные на пользу общества, и самим себе:
Ведущим направлением был реализм, причём во многом этот реализм носил обличительный и драматизированный характер. Авторы в своих работах стремились поднять острые социальные проблемы – классовое неравенство, несправедливость, нищета и т.д.
В конечном счёте, свобода, провозглашённая когда-то 14 бунтарями, потихоньку опять стала сходить на нет – не все хотели кричать о проблемах. Не привечало Товарищество и тех, кто увлекался европейским импрессионизмом, легковесными сюжетами, и тех, кто хотел покорять зарубежную публику, предлагая свои работы к конкурсам или выставкам заграницей. Достаточно вспомнить негативную реакцию передвижников на работу И. Репина «Какой простор» или на картины К. Маковского, написанные для зарубежных салонов.
В своё время в рядах передвижников побывали: И. Крамской, И. Репин, К. Маковский, Н. Богданов-Бельский, А. Архипов, В. Серов, В. Васнецов, И. Левитан, В. Поленов, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Шишкин и многие другие.
Кто-то покинул ряды объединения достаточно быстро, как Маковский, избирая для себя другие ориентиры, кто-то посвятил Товариществу всю жизнь, как Крамской.
За годы своего существования независимое художественное объединение организовало 47 выставок. Помимо основных выставок всегда шла организация параллельных выставок для городов, которые не смогли попасть в основной список. Таким образом, география, охваченная передвижниками, была более чем внушительная.
Передвигаясь от одного города к другому, эти выставки несли культуру в массы в самом прямом смысле слова, что сказалось на воспитании общества, явилось мощным толчком для развития меценатства, а также нередко становилось платформой для воспитания новых творцов-живописцев, которые вознесли русское искусство на самый высокий уровень.
Передвижники — одна из лучших страниц истории российского искусства
Передвижники — это сообщество молодых российских живописцев XIX века, которые сыграли исключительно важную роль в художественной жизни России. Создатели объединения Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов обладали огромным талантом и вместе с менее одаренными живописцами успешно противостояли Академии художеств с ее устаревшими взглядами. Благодаря работе художников-передвижников новое реалистичное изобразительное искусство узнали и полюбили сотни тысяч жителей российской глубинки.
Передвижники опирались на прогрессивные общественные круги, демократически настроенную интеллигенцию. Благодаря взаимной поддержке, целой плеяде мастеров удалось добиться независимости от Академии и капризов меценатов, что давало им полную свободу в творчестве. Художники ставили цель создавать правдивые и жизненные произведения, способные пробудить сознание народных масс.
Передвижники в своем творчестве охватили все жанры живописи. Среди них немало мастеров портрета, бытовой и исторической картины. Художники «Товарищества передвижных выставок» подняли на невиданную до тех пор высоту искусство пейзажа. Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Коровин — каждый из них имел свой уникальный стиль и манеру письма, но их объединяла любовь к России, которую они передавали в своих произведениях.
Как возникло «Товарищество передвижных художественных выставок»
В 1859 году петербургская Академия художеств ввела новый устав, который повысил возрастной ценз абитуриентов. По измененным правилам, в учебное заведение могли поступать молодые люди в возрасте 16-20 лет. В большинстве своем это были выходцы из разночинцев, что стало причиной широкого распространения демократических настроений среди студентов.
Реформы в Академии были довольно прогрессивными. Совет поощрял живопись бытовых сцен, но на конкурс за присуждение большой золотой медали традиционно выносил античные и мифологические сюжеты. Группа из четырнадцати талантливых живописцев обратилась к руководству учебного заведения с просьбой о свободном выборе темы конкурсной работы, в чем получила отказ. После этого художники решились на крайний шаг и покинули Академию. Возглавлял протестное движение Иван Николаевич Крамской.
Объединение бунтарей получило название «Артель». Со временем часть художников откололась, а оставшиеся были сосредоточены на ремесленных заказах. Поэтому изложенная в письме московских коллег идея создать общую передвижную выставку сначала была встречена петербургскими живописцами без энтузиазма. Проект устава нового объединения художников поддержало всего семь «артельщиков» во главе с Иваном Крамским. Документ был одобрен Министерством внутренних дел в ноябре 1870 года, а месяц спустя состоялось первое заседание «Товарищества передвижных художественных выставок».
Устав организации обязывал участников ежегодно представлять на суд правления новые произведения. Такое условие побуждало передвижников к творчеству и не давало возможности сосредоточиться только на коммерческих заказах. Академия на первых порах выступала с критикой энтузиастов, но затем согласилась предоставить помещение для экспозиции.
Выставки русских передвижников
Первая передвижная выставка открылась в залах Академии 28 ноября 1878 года, и в первые же дни о ней заговорила вся столица. Каждая работа поражала зрителей новизной подачи и становилось поводом для бурных обсуждений. Простые и жизненные сюжеты вызывали эмоциональные переживания, несмотря на то, что композиционные решения были лишены классических элементов, призванных придавать картине драматизм.
В общей сложности выставку посетило порядка тридцати тысяч человек. Мероприятие принесло Товариществу первый коммерческий успех — многие картины были проданы, восемь произведений приобрел для своего собрания Павел Третьяков. Благодаря восторженным рецензиям в газетах слава передвижников распространилась далеко за пределами Северной столицы.
Знаменитые художники-передвижники
Вдохновителем Товарищества оставался Иван Крамской. На первой выставке художник представил несколько портретов, которые слегка померкли на фоне работы Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея» и шедевра Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне» стала центром экспозиции второй выставки, открывшейся в декабре 1872 года. Полотно вызвало неоднозначную реакцию из-за необычной трактовки божественного образа, в котором художник видел современника, размышляющего о выборе жизненного пути.
С большим мастерством сюжеты из народной жизни передавал в своих произведениях Константин Савицкий. Его герои — вчерашние крестьяне в поисках заработка на железной дороге, равнодушные и циничные священники, солдаты перед отправкой на фронт. Живописец никогда не повторялся в мотивах и типах, его творчество питали искренний интерес к людям, непрерывное наблюдение и изучение жизни.
Яркий след в истории русского пейзажа оставил Иван Шишкин, входивший в Товарищество с момента его создания. Героем его произведений выступает русский «темный лес», нетронутая человеком северная природа. Художник тщательно передавал форму и цвет каждой детали, подмечал особенности зимнего или летнего освещения.
Творения Архипа Куинджи восхищали современников. Живописец упорно работал над техникой передачи света и постоянно искал новые выразительные приемы. Картины расценивались зрителями как откровение свыше, и на выставках их постоянно окружала толпа.
Закат передвижников
В конце XIX века на фоне растущего рабочего движения идеи народников стали менее актуальными, а в духовной жизни России произошли серьезные изменения. Цвет Товарищества постепенно стал выходить из строя — умер Иван Крамской, тяжело заболел Алексей Саврасов, а Архип Куинджи закрылся в своей мастерской и неохотно шел на контакты с внешним миром. Передвижники старшего поколения не чувствовали новых требований времени, их творения потеряли былую остроту.
Молодые художники тем не менее стремились вступить в организацию, но правление очень консервативно подходило к приему новых участников. Нередко при подготовке экспозиции руководство отклоняло талантливые и ставшие затем известными работы, отдавая предпочтение тривиальным и простым по исполнению произведениям.
Со временем противостояние в рядах передвижников достигло своего апогея, и в 1901 году организацию покинуло сразу одиннадцать художников. Но несмотря на все конфликты, творческая жизнь Товарищества не замирала.
Последние десятилетия работы объединения были продуктивными для целой плеяды живописцев, куда входили:
Через год после октябрьской революции новое руководство сделало попытку возродить былой интерес к выставкам, но усилия не увенчались успехом. В 1923 году объединение прекратило свое существование.
Картины и этюды передвижников украшают экспозиции музеев и служат предметом охоты коллекционеров. На сайте Very Important Lot регулярно появляются произведения художников прошлого, представляющих большую материальную и художественную ценность.
Кто такие передвижники и почему они так важны для русской живописи
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872—1873
Государственный Русский музей
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было зарегистрировано в 1870 году и просуществовало до 1923 года. Оно стало первым независимым выставочным объединением русских художников. Первая выставка прошла в 1871 году – в ней приняли участие 16 авторов. Всего же за время существования товарищества было проведено 48 выставок, прошедших не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах Российской империи.
Одной из главных причин создания товарищества было стремление обрести финансовую независимость от Академии Художеств, фактически имевшую монополию на продажу картин со своих выставок. Финансовая независимость в свою очередь давала художникам право не только получать доход «без посредника», но и самим определять темы своих картин.
Российская Академия Художеств в XIX веке представляла собой консервативный институт, в приоритетах которого стояли мифологические, библейские и исторические сюжеты. Молодые художники хотели писать картины на темы из современной жизни, предпочитая мифам и легендам «реализм».
Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882
Государственная Третьяковская галерея
Предшественниками передвижников были художники Санкт-Петербургской Артели художников. В 1863 году 14 студентов Академии Художеств предъявили прошение самостоятельно определять темы своих дипломных работ, которое было не принято администрацией. После чего художники отказались держать конкурс на золотую медаль и покинули стены Академии.
«Бунтовщики» под предводительством Ивана Крамского организовали художественную Артель по типу коммуны. Члены товарищества унаследовали от артельщиков курс на самостоятельность и политику конфронтации с Академией Художеств.
Григорий Мясоедов. Страдная пора. Косцы. 1887
Государственный Русский музей
Инициатива образования нового объединения принадлежала Григорию Мясоедову. Костяк товарищества образовали успешные и уже известные художники – академики Академии Художеств, среди которых был Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Крамской, Иван Шишкин, а также профессора – Николай Ге, Михаил Клодт и Константин Маковский.
Со временем ряды передвижников значительно выросли, в товарищество вступили Василий Суриков, Архип Куинджи, Валентин Серов, Илья Репин, Исаак Левитан, Василий Поленов. За время существования группы количество членов объединения перевалило за 100 человек.
Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866
Государственная Третьяковская галерея
Идеологом объединения выступил художественный критик Владимир Стасов. В 1882 году он заявил, что основными принципами группы являются «национальность и реализм». Стасов страстно боролся с провинциальным, подражательным характером русского искусства первой половины XIX века и мечтал, чтобы оно занимало достойное место в одном ряду с европейским.
Фактически Стасов сформулировал идеологическую платформу новой школы русского искусства, призывая художников обратиться к сюжетам из современной русской жизни, часто содержащим социальную критику.
Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872
Государственная Третьяковская галерея
Просвещение также было одной из главных целей, которые преследовали передвижники. Выставки товарищества знакомили столичную и провинциальную публику с новейшими течениями в искусстве.
Как писал художник Николай Ярошенко, передвижники мечтали «вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех». Одним из правил выставок передвижников, которое не в последнюю очередь обеспечило их успех, было требование выставлять только новые картины, ранее нигде не выставлявшиеся.
Василий Поленов. Московский дворик. 1878
Государственная Третьяковская галерея
Фактически передвижники образовали первое частное художественное коммерческое предприятие, независимое от государственной опеки. Доход художников определялся по результатам выставок-продаж, проведенных в разных городах. Художники значительно расширили рынок сбыта своих работ за счет провинциальных городов. Немалую часть дохода составляла и продажа входных билетов на выставки. Каждый художник отчислял 5 процентов с продаж своих работ в общий фонд Товарищества, откуда брали средства для устройства выставок.
Иван Шишкин. Рожь. 1878
Государственная Третьяковская галерея
Коллекционер и меценат Павел Третьяков поддерживал товарищество не только покупая картины с передвижных выставок для своей галереи, но и делая художникам заказы. На выставках передвижников впервые были показаны такие знаковые для русского искусства произведения, как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Московский дворик» Василия Поленова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Березовая роща» Архипа Куинджи, «Кочегар» Николая Ярошенко, «Рожь» Ивана Шишкина.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887
Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883—1885
/Государственная Третьяковская галерея
Товарищество перестало существовать в 1923 году. На протяжении своего существования в объединении были нередки конфликты между его членами. Илья Репин, который дважды покидал группу, и вновь возвращался в ее состав, обвинял товарищей в бюрократизме. Из товарищества вышли Николай Ге, Архип Куинджи, Виктор Васнецов. В 1901 году товарищество покинули 11 членов, среди которых были Валентин Серов, Михаил Нестеров, Александр Васнецов.
Правление товарищества со временем начало вести консервативную политику, не слишком поощряя привлечение молодых художников, многие корифеи товарищества уже сошли с художественной сцены, что в конце концов привело к тому, что деятельность объединения угасла.
ПЕРЕДВИЖНИКИ
Полезное
Смотреть что такое «ПЕРЕДВИЖНИКИ» в других словарях:
Передвижники — художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г.… … Художественная энциклопедия
передвижники — передвижники, художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ). Образовано в 1870 по инициативе И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова. Объединяло… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
«Передвижники» — художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение – Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма,… … Энциклопедия культурологии
ПЕРЕДВИЖНИКИ — художники, входившие в российское художественном объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению … Большой Энциклопедический словарь
Передвижники — художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ). Образовано в 1870 по инициативе И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова. Объединяло художников… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
ПЕРЕДВИЖНИКИ — художники, входившие в российское художественное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В. Г. Перова в противовес… … Русская история
Передвижники — Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно… … Википедия
Передвижники — художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н.… … Большая советская энциклопедия
передвижники — художники, входившие в российское художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, её природы, социальных конфликтов,… … Энциклопедический словарь